Падежные вопросы прилагательных множественного числа. Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цель : познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
Задачи:
формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе,
совершенствовать умение распознавать род и падеж имён прилагательных; правильно писать окончания.
Данный урок относится к разделу «Имя прилагательное», первый урок по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»
Планируемые результаты ,формируемые УУД:
Личностные: учебно- познавательный интерес к учебному материалу (понимать учебную задачу на уроке и стремиться ее выполнить); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных целей; оценивание своих достижений на уроке.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной речи;
Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Методы обучения : проблемный; частично-поисковый.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.
Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.
И сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с прочтения высказывания К.Г.Паустовского о русском языке:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Какой вывод мы можем сделать, прочитав данное высказывание?
А какие слова дали самую точную характеристику русскому языку?
Какой частью речи они являются?
А теперь запишем в тетрадь дату.
Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)
От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)
2. Актуализация знаний.
Мы с Вами подбирали эпитеты к существительному «урок», скажите какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)
Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)
Групповая работа. (Приложение1)
На листах просклоняйте имена прилагательные.
I группа
II группа
III группа
И. п.
Интересный урок
Веселый урок
Содержательный урок
Р. п.
Интересного урока
Веселого урока
Содержательного урока
Д. п.
Интересному уроку
Веселому уроку
Содержательному уроку
В. п.
Интересный урок
Веселый урок
Содержательный урок
Т. п.
Интересным уроком
Веселым уроком
Содержательным уроком
П. п.
Об интересном уроке
О веселом уроке
О содержательном уроке
– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)
– А какие окончания? (Одинаковые)
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.
– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение?
Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
3. Постановка учебной задачи.
– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Просклоняем теперь
I вариант – Интересные уроки
II вариант – Веселые перемены
И. п. (какие?)
Интересные уроки
Веселые перемены
Р. п. (каких?)
Интересных уроков
Веселых перемен
Д. п. (каким?)
Интересным урокам
Веселым переменам
В. п. (какие?)
Интересные уроки
Веселые перемены
Т. п. (какими?)
Интересными уроками
Веселыми переменами
П. п. (о каких?)
Об интересных уроках
О веселых переменах
– А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)
– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?
И. п., В. п.
ые, ие
Р. п., П. п.
ых, их
Д. п.
ым, им
Т. п.
ыми, ими
– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
– Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
– Прочитайте правила про себя и вслух.
– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
6. Физкультминутка.
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.
Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек(Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).
7. Работа в парах с самопроверкой по эталону.
Работа в парах. (Приложение2)
У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)
За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п
– Достаточно. Проверим по эталону.
– Какие пары выполнили точно так же?
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.
Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!
– Составьте предложение, используя слова на слайде.
Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.
Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.
Запишите предложение.
Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.
(Проверка у доски)
8. Дифференцированное домашнее задание (приложение3)
Перед вами текст.
Прочитайте его.
– Какая часть речи пропущена?
– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Зеленая карточка.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Желтая карточка
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.
Синяя карточка.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
9. Рефлексия учебной деятельности
Оценить результаты учебной деятельности.
Вспомните тему нашего урока.
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).
– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
В разделе на вопрос У множественного числа есть род или нет? например: земные загадки - мн.ч., В.п., ж.р. можно так? заданный автором .*.*.*.*.*.*.*.?
лучший ответ это Если это существительное во множественном числе, причём такое, которое имеет форму единственного числа, то род есть - его мы определяем по начальной форме (ед. ч. , им. пад) , например, в словосочетаниии земные загадки существительное загадки женского рода.
Если существительное употребляется только во множественном числе, то есть у него нет формы единственного числа, то категории рода оно не имеет, например, вне категории рода остаются существительные щипцы, чернила, дрожжи, сани, сутки, именины, каникулы и т. д.
У прилагательных во множественном числе мы род не определяем, так как к существительному какого бы рода ни относилось такое прилагательное, окончание его от рода существительного не зависит: во множественном числе прилагательные склоняются одинаково, независимо от того, к какого рода существительному оно относится. Значит, у прилагательного в словосочетании земные загадки указывать род мы не будем. Но если это прилагательное уротреблено с существительным в единственном числе, то род его, конечно, определяем: земной слой (мужской) , земную загадку (женский) , земное животное (средний). Сравните: земные слои, загадки, животные.
Ответ от Наталья
[гуру]
есть, конечно! поставьте в форму единственного числа, если так удобнее проверить.. но род и во множественном никуда не девается))
Ответ от Вася Петров
[гуру]
Рода нет! Падеж имеется!
Ответ от Ёергей Есенин
[новичек]
ты поч словосочетание то разбираешь
Ответ от Елена
[новичек]
рода нет а падеш есть
Ответ от Гриша Шалагинов
[активный]
Нельзя.
Ответ от Диана Хоткина
[активный]
Нет
Ответ от Надежда Надежда
[новичек]
Падеж есть. Прилагательные множественного числа в именительном и винительном падеже отвечают на вопрос какие? -ые, -ие:
Имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах отвечают на вопрос каких? -ых, -их:
Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким? -ым, -им:
Имена прилагательные множественного числа в творительном падеже отвечают на вопрос какими? -ыми, -ими:
Ответ от Елена Шабанова
[активный]
Так можно определить род прилагательного во множественном числе в словосочетании-то??? Вроде как логика явно подсказывает, что можно (прилагательное характеризует данное существительное- ставим его в единственное число и по нему легко определяем род прилагательного).... иное дело, если это отдельное прилагательное во множественном числе (без словосочетания) - тут без вопросов: не определим, конечно...Иные правила в русском языке - просто какие-то закостенелые догмы...
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Краткое описание работы:
Дата публикации: 2018-05-17 Окончания имен прилагательных во множественном числе Гринь Марина Викторовна познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному; углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.
Просмотреть свитедельство о публикации
Окончания имен прилагательных во множественном числе
Тема у: Окончания имен прилагательных во множественном числе.
Цели :(образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
Образовательные :
познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному;
углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.
Развивающая :
развивать связную речь обучающихся, через умение отвечать на вопросы; обогащать словарный запас обучающихся словами разных частей речи; развивать орфографическую зоркость у детей, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке.
Задачи учебного занятия : подвести обучающихся к осознанию роли имен прилагательных в нашей речи.
Предметные
Вспомнить падежи имен существительных, узнать об особенностях имен существительных в именительном падеже
Личностные:
— признавать важность учёбы и познания нового, понимать значимость тех или иных учебных действий;
— уметь оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
— проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;
— осмысливать причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
— формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять;
— формировать умение ставить и формулировать проблему;
— формирование умения определять цель деятельности на уроке;
— формирование умения работать по предложенному учителем плану;
— формирование умения выполнять и сравнивать с образцом;
Фиксировать преодоление возникшего затруднения
Познавательные:
— делать выводы на основе обобщения;
— уметь моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания;
— уметь делать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные:
— слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;
— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения
— учитывать позиции других людей.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация учебной деятельности. |
— Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь им и своему соседу. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. –Давайте проверим правила посадки при письме Руки? Ноги? Локти? Спина? Откройте тетради, положите правильно, под наклоном. Минутка чистописания(СЛАЙД) Ая,яя,ое,ее,ый,ий,ые,ие |
Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
2.Актуализация знаний |
— Какое дерево зимой и летом одним цветом? (СЛАЙД) — К слову ель подберите и запишите однокоренные слова (елочка. еловый, ельник… — С помощью каких слов мы можем описать ель (пушистая. зеленая. колючая…. — Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете?(СЛАЙД) (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам) – Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам) – Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится) |
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам) |
Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать других. — строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. — оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные — р а звиваем — в — н Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока. — участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания. |
3. Постановка темы и цели урока |
— (СЛАЙД) — Эта загадка поможет вам определить тему сегодняшнего урока: Две красавицы лесн…,
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ На столах у вас карточки с таким же текстом. Допишите в них окончания – Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.) (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.) (СЛАЙД) — Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке? |
Определяют тему урока |
|
4.Открытие нового знания. Работа в группах |
– Приступаем к исследованию имени прилагательного (работа в группах). 1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? 1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: красавицы лесные, иголки длинные 3. Изменяются ли окончания имен прилагательных? 4. В каких падежах окончания сходны в каких различны? Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его. 2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний 1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе 2. Выделите окончания имен прилагательных. 3. Составить таблицу окончаний. 4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны 3 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам? 1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (ели, кусты, деревья) 2. Выделите окончания имен прилагательных. 3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные 4. Менялись ли окончания прилагательных? 5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам? Вывод. Сделать вывод. Записать его. 4 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей 1. Выделить окончания имен прилагательных. 2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе) 3. Как определить падеж имени прилагательного? — Просклоняйте словосочетания 1 ряд маленькие деревья 2 ряд зеленые леса 3 ряд высокие ели |
Работают в группах |
Регулятивные: — определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. — проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные: — р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. — оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные -р а звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. — в ыявлять сущность, особенности объектов. — н а основе анализа объектов делать выводы. — обобщать и классифицировать по признакам. — о риентироваться на развороте учебника. — находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
5.Физминутка |
|||
6.Первичное закрепление (работа в парах). |
— Вспомните тему нашего урока. – Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам) – Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам). – Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится) |
Личностные: — формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: — учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. — учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: — преобразовывать информацию из одной формы в другую: — делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. — ориентироваться на развороте учебника. — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях |
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Уровень 1 а) Спишите. Число имён прилагательных.
Уровень 2
Уровень 3.
|
Регулятивные: — участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе. |
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
— В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели? — На какие вопросы мы планировали ответить? — Сумели ли мы это сделать? |
Регулятивные: — оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами — осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
|
9.Домашнее задание. |
Записать 10 словосочетаний прил. и сущ. определить род. Число, падеж. |
Регулятивные: . |
Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.
Дороги весёлые, печальные,
То ближние, то дальние,
И лёгкие, и торные,
Извилистые, горные. (С. Михалков)
(Торные - значит гладкие, ровные)
В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .
В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .
Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.
Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.
Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.
Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)
Когда она заглянет в сад,
Прозрачней станет виноград,
Большие яблоки - красней,
А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)
Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.
Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.
Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.
Райские птицы.
Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!
Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)
Райские птицы.
Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!
Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.
Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?
вермишель
апельсин
Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.
Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.
Потешники.
В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)
Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.
Матрёшка.
Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.
Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.
Мастера какие? русские, мн.ч.
Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.
Глаза какие? синие, мн.ч.
Губки какие? алые, мн.ч.
Брови какие? соболиные, мн.ч.
Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.
Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.
Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.
Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.
Матрёшка.
Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.
Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.
Тундра летом.
Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)
Тундра летом.
Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)
На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- School-collection.edu.ru ().
- School-collection.edu.ru ().
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
- Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.
быстр… реки
далёк… горы
душист… ландыши
могуч… сосны
редк… лес
осенн…грибы
- Напиши словосочетания во множественном числе.
Дружный коллектив - …
Дружная семья - …
Дружное звено - …
Городской парк - …
Городская площадь - …
Городское здание - …
- Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.
Прогулка Чука и Гека.
Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.
§ 1 Определение рода имён прилагательных
В этом уроке рассмотрим морфологические признаки имени прилагательного. Вспомним, что имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
В словосочетании и предложении имя прилагательное связано с именем существительным.
Имя существительное является главным словом, а прилагательное - зависимым. Вопрос к прилагательному задается от имени существительного, например:
Мне купили синий шар. Шар (какой?) синий.
Мы видели маленькую таксу. Таксу (какую?) маленькую.
При определении рода и числа существительного необходимо помнить, что род - постоянный признак имени существительного, а число - изменяемый.
Имя прилагательное всегда стоит в той же форме, что и имя существительное, иначе говоря, согласуется в роде и числе с именем прилагательным. Связь между этими частями речи так и называется - согласование.
Поучимся определять род имени прилагательного. Чтобы это сделать правильно, нужно выяснить к какому роду относится существительное, с которым связано прилагательное. У имени прилагательного будет такой же род.
Слово шар относится к мужскому роду, значит,
у прилагательных тоже мужской род.
Существительное незабудка относится к женскому роду, значит, у прилагательных тоже женский род.
Слово облако относится к среднему роду, и у прилагательных тоже средний род.
Обратите внимание на существительные и связанные с ними прилагательные. При замене существительного одного рода на существительное другого рода окончание прилагательных меняется. Значит, имена прилагательные изменяются по родам. Род - это изменяемый признак имени прилагательного.
§ 2 Определение числа имён прилагательных
Следующий морфологический признак, который мы будем рассматривать в этом уроке - это число. Возьмём существительные разных родов, изменим их по числам и посмотрим, как это отразится на окончаниях имён прилагательных.
нож (какой?) острый |
ножи (какие?) острые |
|
лопата (какая?) острая |
лопаты (какие?) острые |
|
лезвие (какое?) острое |
лезвия (какие?) острые |
Мы видим, что имена прилагательные, как и существительные изменяются по числам. А вот род у прилагательных во множественном числе определить нельзя. Окончание и вопрос прилагательного, стоящего во множественном числе, не меняются в зависимости от рода, связанного с ним существительного. Прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие.
Подведём итоги урока.
Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам. Прилагательные связаны с именем существительным и согласуются с ним в роде и числе.
Во множественном числе род у имени прилагательного определить нельзя.