Изучение фригийского лада. Лады народной музыки - дорийский лад, фригийский лад
«Диатонические лады», «Греческие»
или как их ещё называют «Натуральные» —
это лады,
которые основаны на структуре , в которых за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы.
Если принять одну из 7 ступеней До-мажорной
гаммы за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:
- Ионийский лад — это первый лад, который начинается и заканчивается с первой ноты мажорной гаммы (в нашем случае это нота C). Ионийский лад — это и есть натуральная мажорная гамма.
- Дорийский лад — это второй лад, который начинается со второй ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты D и заканчиваете нотой D.
- Фригийский лад — это третий лад, который начинается с третей ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты E и заканчиваете нотой E.
- Лидийский лад — это четвёртый лад, который начинается с четвёртой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты F и заканчиваете тоже нотой F.
- Миксолидийский лад — это пятый лад, который начинается с пятой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты G и заканчиваете нотой G.
- Эолийский лад — это шестой лад, который начинается с шестой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты A и заканчиваете нотой A. Эолийский лад — это натуральный минорный лад.
- Локрийский лад — это седьмой лад, который начинается с седьмой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты B и заканчиваете нотой B.
Если обосновать все выше написанное, то вы просто должны запомнить названия всех ладов и играть обычную натуральную мажорную гамму, принимая за тонику любой из её тонов:
Но для овладения и правильного восприятия каждого лада необходимо почувствовать и запомнить их окраску, и звучание.
Окраска диатонических ладов
Возможно вам будет проще думать о ладах как о более светлых и менее светлых . Чем меньше в формулах нот с бемолями, тем светлее звучит лад, следовательно чем больше, тем темнее . Для этого я расположу все лады по принципу светлого к тёмному :
- Лидийский (один диез) характерен своим мечтательным, задумчивым, духовным звучанием. Именно такие гитаристы как Джо Сатриани и Стив Вай широко используют этот лад в своих импровизациях. Большинство альбомов Стива Вая , в той или иной мере, содержат в себе на основе расширенного Лидийского лада в Ми. В качестве примера можете послушать куплеты из «Flying in the blue dream» Джо Сатриани или куплет из очаровательной «Every Little Thing She Does Is Magic» The Police.
- Ионийский (нет ни диезов, ни бемолей) мы все прекрасно знаем его и слышали сотни раз. Звучит он торжественно, бодро, по детски и иногда даже пафосно. Послушайте Happy birsday .
- Миксолидийский (один бемоль) напоминает риффы типа «Oh Pretty Woman» и «I Feel fine» и звучит довольно энергично.И это единственный мажорный лад, который отлично ложится на доминантсептаккорд.
- Дорийский (два бемоля) лад характерен своей активностью и энергией. Звучит довольно весело для минора и является основным в арсенале джаз, рок, и фьюжин-гитаристов Например: Блэкмора и Хэндрикса .
- Эолийский (три бемоля) лад очень напоминает Хэви-метал со своими Iron Maiden и Judas Priest.
- Фригийский (четыре бемоля) самый «тёмный» из диатонических вариантов минора. Звучит мрачновато и некоторым людям напоминает испанские темы, а некоторые слышат в нём потенциал на трэш-металовские рифы. Возможно это из-за диссонанса между тоникой и малой секундой см. .
- Локрийский (пять бемолей) нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, он является условно диатоническим из-за того, что в его основе лежит уменьшенное . Это единственный лад, которым можно обыграть полууменьшённые (min7b5) , которые звучат так напряжённо, что в аккордовых прогрессиях используются как промежуточные, нежели основные.
Производные лады
Возможно вы знали, что если взять натуральный До-мажорный лад и передвинуть его терцию или 3 полутона вниз, то вы получите параллельный Ля-минорный лад. Такой принцип работает со всеми остальными диатоническими ладами:
малая терция вниз ⇒
- С — Ионийский || Am — Эолийский
- F —Лидийский || D — Дорийский
- G — Миксолидийский || E — Фригийский
Так называемые «производные лады» являются диатоническими вариантами мажора и минора.
Аппликатуры диатонических ладов
Мажорные диатонические ладны:
Минорные диатонические лады:
Условно диатонический лад:
Рекомендуемый контент:Разбираемся в основах диатонических ладов и учимся различать их на слух.
«Диатонические лады», также известные как «греческие» или «натуральные» - это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы, где за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы. Каждый из семи диатонических ладов имеет свое название: Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.
Мажорная гамма, которая является ионийским ладом, имеет характерное звучание благодаря своей последовательности интервалов: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (TTSTTTS). Изменяя этот порядок мы получаем остальные 6 ладов, каждый из которых отличается по своему звучанию и настроению.
Если принять одну из 7 ступеней гаммы До-мажор за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:
Данный лад начинается и заканчивается с первой нотымажорной гаммы. В нашем случае это нота До. Звучит ярко и торжественно, и отлично подходит для оптимистичных треков и «парящих» мелодий.
Дорийский лад
Лад начинается со второй ноты мажорной гаммы, то есть вы играете гамму До-мажор начиная и заканчивая нотой Ре. Звучание минора можно назвать ярким, а самое частое использование данный лад находит в блюзе, джазе и роке.
Фригийский лад
Начинается с третей ноты мажорной гаммы, то есть с Ми. Звучит экзотически, имея характерный испанский окрас. Очень часто используется в хэви-метале и других направлениях рок-музыки.
Лидийский лад
Начинается с четвертой ноты мажорной гаммы, а именно с ноты Фа. Часто используется в джазе и инструментальной рок-музыке, например, Стивом Ваем и Джо Сатриани.
Миксолидийский лад
Начинается с пятой ноты мажорной гаммы, то есть в нашем случае с ноты Соль. Широкое применение миксолидийскому ладу нашлось в кантри и роке.
Эолийский лад
Начинается с звука Ля — шестой ноты мажорной гаммы. Также известен как натуральный минорный лад. Можно сказать, что ранний хард-рок и метал базируются на эолийском ладу.
Локрийский лад
Начинается с седьмой ноты мажорной гаммы — Си. Его нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, да и в целом локрийский лад является условно диатоническим, так как в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Наименее редко встречающийся лад, однако, его иногда используют в хэви-метале и музыке в стиле фьюжн.
В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.
Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.
Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа:
лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа:
лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).
Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.
Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад:
Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад:
Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре
Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.
Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.
Так как уже множество людей задавало мне вопрос по поводу диатонических ладов, то решил все-таки «пролить свет» на эту тему.
Все глубоко вдохнули…… выдохнули….и вперед!
Итак, семиступенные диатонические лады. Для начала перечислю их Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский .
Заметил, что у многих начинающих музыкантов присутствует определенная сумятица в голове относительно этой темы. На самом деле все намного проще, чем может показаться на первый взгляд.
Сразу хочу вас обрадовать. Не обязательно учить отдельно аппликатуры и формулы каждого из этих семи ладов!!! Это хорошая новость.
Плохая же новость в том, чтоаппликатуры одного лада все же придется выучить. И выучить не абы как, а « так чтоб на века». Ого го!!! И будет этим ладом именно МАЖОРНАЯ ГАММА, он же ионийский лад.
Итак, в чем же подвох. Все очень просто,мажорная гамма уже включает в себе все 6 остальных ладов. Вся прелесть в том, что, выучив аппликатуры одной мажорной гаммы, вы уже автоматически выучиваете аппликатуры всех остальных шести ладов в этой тональности.
Теперь объясняю что к чему.
Название лада |
Номер ступени |
Аккорд соответствующий каждому ладу |
|||||||
До Ионийский лад. (Мажорная гамма) |
Соль |
Сmaj7 |
|||||||
Ре Дорийский минор |
Dm7 |
||||||||
Ми Фригийский минор |
Em7 |
||||||||
Фа Лидийский мажор |
Fmaj 7 |
||||||||
Соль Миксолидийский мажор |
Соль |
G7 |
|||||||
Ля Эолийский минор(минорная гамма) |
Am7 |
||||||||
Си Локрийский минор |
Bm7b5 |
Теперь объясню, как расшифровать эту таблицу.
Первый столбик это семь диатонических ладов. Второй столбик это (ВНИМАНИЕ!!!), это номер ступени мажорной гаммы, от которой играя эту же мажорную гамму, вы получите соответствующий лад.
То есть, после того как мы выучили аппликатуры До мажорнуй гаммы, сыграть,к примеру, Дорийский минор не представляет труда, так как Ре дорийский это та же мажорная гамма, только начинающаяся со второй ступени мажорной гаммы, (ноты Ре). А именно, как видно на таблице дорийский лад это ноты Ре Ми Фа Соль Ля Си До.
Таким же образом можно найти и остальные лады.
Фригийский минор это мажорная гамма сыгранная от третей ступени,ноты Ми. Соответственно это ноты Ми Фа Соль Ля Си До Ре
Лидийский мажор это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени мажорной гаммы, ноты Фа. Соответственно ноты Фа лидийской гаммы это Фа Соль Ля Си До Ре Ми. И так далее…
И если вы уже знаете и играете До мажорную гамму во всех позициях, то без труда сыграете все эти семь ладов. А для того, что бы прочувствовать тот особенный индивидуальный колорит и характер каждого из этих семи ладов, я советую вам поиграть его на записанный в аккомпанементесоответствующий этому ладу аккорд. Соответствующие аккорды для каждого лада написаны в самом последнем столбце таблицы. Соответственно играйте Ионийский лад (мажорную гамму) на аккорд Cmaj7
Дорийский лад на аккорд Dm 7 . И так далее по таблице.
Немного разобравшись во всем вышесказанном, вы без труда найдете аппликатуру любого вам нужного лада. Зная от какой ступени мажорной гаммы он строится, вы легко вычислите какую мажорную гамму вам нужно играть.
Например, вам нужно сыграть Фа Дорийский . Зная то, что Дорийский лад строится от второй ступени мажорной гаммы, вы путем нехитрых «аппликатурных» вычислений на грифе (« виртуально примерив» уже выученную вами аппликатуру мажорной гаммы ) быстро определите, что нота F является второй ступенью мажорной гаммы Ми бемоль, Eb. (К счастью, на гитаре на нужно транспонировать, нужно просто сдвинуть аппликатуру До мажорной гаммы на три лада выше ).
Или, к примеру, вам нужно сыграть ЛЯ лидийский мажор. Зная, что лидийский лад это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени, вы так же, путем аналогичных вычислений определите, что нота Ля это четвертая ступень гаммы Ми мажор. И так далее…
Для более продвинутых, кто умеет строить интервалы от любой ноты на грифе, то вот формулы для определения мажорной гаммы, которую нужно играть, что бы получить нужный вам лад.
Дорийский минор |
Играть мажорную гамму расположенную на большую секунду (2 полутона) ниже, или малую септиму(10 полутонов) |
Фригийский минор |
Играть мажорную гамму, расположенную на большую терцию (4 полутонов) ниже, или малую сексту (8 полутонов) выше. |
Лидийский мажор |
Играть мажорную гамму, расположенную на чистую кварту (5 полутонов) ниже, или чистую квинту (7 полутонов) выше. |
Миксолидийский мажор |
Играть мажорную гамму расположенную на чистую квинту (7 полутонов) ниже, или на чистую кварту (5 полутонов) выше. |
Эолийский минор |
Играть мажорную гамму, расположенную на большую сексту(9 полутонов) ниже, ли на малую терцию (3 полутона) выше. |
Локрийский минор |
Играть мажорную гамму, расположенную на большую септиму (11 полутонов) ниже, или малую секунду (1 полутон) выше. |
Как я уже написал, играя лады на соответствующие им аккорды, вы услышите тот индивидуальный колорит, который присущ каждому конкретному ладу. Этот колорит создают так называемые характерные ступени лада. Знать характерные ступени каждого лада это еще один из способов построить нужный вам лад.
Например:
В Дорийском миноре (ре дорийский) всю «дорийность»производит нота Си, которая является повышенной шестой ступенью, #6. Т.е. если взять обычную минорую гамму Ля минор (A B C D E F G), и повысить в ней шестую ступень ноту F, то получится дорийский минор. A B C D E F #G
Во Фригийском миноре (Ми фригийский) это пониженная вторая ступень, нота Фа. (Т.е. если взять обычную минорую гамму Ля минор A B C D E F G, и понизить в ней вторую ступень ноту B, то получится Фригийский минор.) A B b C D E F )
В Лидийском мажоре Фа лидийский это повышенная четвертая ступень, нота Си. Чтобы из обычного мажора получить Лидийский мажор, нужно повысить в нем четвертую ступень. Например берем до мажорную гамму C D E F G A Bи повышаем на пол тона четвертую ступень, ноту F . Получается Лидийский мажор C D E F# G A B.
В Миксолидийском мажоре Соль миксолидийски это пониженная седьмая ступень, нота Фа. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Например, в до мажорной гамме C DE F G A B понижаем ноту B. Получается Миксолидийский мажор CDEFGABb
В Локрийском миноре , это пониженная пятая ступень и пониженная вторая ступень нота. К примеру, для того чтобы из обычной ля минорной гаммы ABCDEFG получить локрийский лад, нужно понизить ноту E и ноту B. В итоге получаем ABbCDEbFG.
Тем, кто еще не выучил мажорную гамму, всем СЮДА!!!
Если же Вы хотите узнать больше о том как ПРАКТИЧЕСКИ применять разные лады в импровизации, то обязательно подпишитесь на мою рассылку! В рассылке я высылаю те уроки, которых нет и не будет на сайте в открытом доступе.
Фригийский лад относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находится малая терция. В сравнении с натуральным минором во фригийском понижена 2 ступень.
Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося :
Соединение двух таких тетрахордов и дает нам необходимый лад. В классической музыки получил распространение, так называемый, фригийский оборот, который не имеет ничего общего с фригийским ладом, а является всего лишь гармонизацией верхнего тетрахорда , который является фригийским тетрахордом:
Тоновое строение фригийского лада: П-Т-Т-Т-П-Т-Т
Интересен тот факт, что при утверждении в музыке мажоро-минорной системы (во времена Баха), фригийский , единственный, пережил прочие натуральные лады и оставался третьим по частоте использования. Позже однако и его вытеснила тональная система.
Фригийскому ладу свойственно суровое, мрачное звучание. За счет понижения второй ступени свойственное минору мягко-грустное звучание приобретает холодные оттенки. По всей видимости, по этой причине фригийский лад наиболее распространен в тяжелой музыке.
Классиками, в использовании фригийского лада являются несомненно Metallica. На альбомах периода конца 80-х и до конца 90-х практически в каждой песне можно встретить этот лад.
Вообще, фригийский лада наряду с локрийским является визитной карточкой стиля trash. Хрестоматийный пример использования лада из песни Harvester of Sorrow:
В этом риффе как будто намеренно представлены не только характерные лада, но и некоторые редко используемые. Вообще даже на анализе такого короткого фрагмента можно убедиться в композиционном мастерстве Hetfield.
Характерные интервалы фригийского лада:
Малая секунда на первой ступени — используется во множестве мелодий, очень часто в музыке фламенко.
Используется также для опевания устоя (характерная черта натуральных ладов сопоставление, с постоянным возвращением к основному тону, иначе лад теряет определенность)
Тритон между 2 и 5 и между 5 и 2 (первый такт из Metallica). За счет вводного характера 2 ступени этот тритон звучит более мрачно, чем в обычной тональности и также используется везде, где только можно:)
Квинта 2 -6 часто используется в качестве созвучия и реже в качестве мелодической интонации.
Более редкая интонация 2 — 7, которая за счет широты,чаще используется для создания .
Еще один пример использования фригийского лада. Песня Take No Prisoners группы Megadeth
Обратите внимание на используемые
Гармония фригийского лада
Основными отличительными аккордами лада будут те, в которых есть 2 ступень. Это трезвучия II,V и VII ступени. Обратите внимание на то, что трезвучие V ступени , что можно использовать в для создания необходимой окраски.
Чаще всего используются соединения II-VII и II — I, поскольку они наиболее четко выявляют особенности фригийского лада.
Использование
В импровизации фригийский лад может быть использован для обыгрывания при секундовом движении гармонии (либо при наличии явно выраженного фригийского звучания).
Также фригийский лад можно использовать при необходимости создать восточно-испанское звучание.
Интересные идеи можно получить, используя пентатоническое звучание внутри фригийского лада. Например, лад от E содержит в себе D
Совмещая эти пентатоники можно получить фригийское звучание. Фригийский лад также распространен в русской музыке (Мусоргский).