Отчет 1 ндс как рассчитать безопасную долю. Расчет ндс
Безопасный налоговый вычет по НДС – показатель определяющей для ИФНС достоверность предоставляемой плательщиком информации об объеме налога на добавочную стоимость. Данный показатель формируется на основании сравнения данных предоставляемых в налоговую службу плательщикам и если он расходиться с принятым для региона средним показателем, то в отношении компании, ИП, юридического лица может быть проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности.
Именно поэтому, безопасная доля вычетов по НДС должна проверяться перед сдачей отчетности. О том, как ее проверить должен знать каждый бухгалтер или другой ответственный сотрудник компании. Если конечный объем отчислений меньше безопасной доли, то их потребуется увеличить или предоставить обоснование собственной правоты в дальнейшем, при проверке.
Безопасный вычет по НДС по Москве:
авг.2018 | май.2018 | фев.2018 | ноя.2017 | |
Москва | 88,20% | 88% | 89% | 89,90% |
Безопасная доля вычетов по ндс по регионам, таблица:
Регион | авг.18 | май.18 | фев.18 | ноя.17 |
Алтайский край | 90% | 89,60% | 89,70% | 90,10% |
Амурская область | 113,90% | 116,80% | 113,40% | 107,90% |
Архангельская область | 82,60% | 88,50% | 84,90% | 81,90% |
Астраханская область | 61,10% | 58,30% | 55,70% | 72,80% |
Белгородская область | 88,50% | 89,40% | 90,70% | 91,10% |
Брянская область | 86,70% | 92,30% | 95,20% | 91,80% |
Владимирская область | 84,90% | 84,60% | 83,70% | 86,40% |
Волгоградская область | 85,70% | 87% | 87,30% | 86,10% |
Вологодская область | 83,20% | 83,80% | 84,80% | 87,60% |
Воронежская область | 92,50% | 92,30% | 92,30% | 94,50% |
г. Байконур | 58,40% | 59,20% | 50,90% | - |
г. Севастополь | 82,10% | 82,40% | 81,40% | 85,90% |
Еврейская автономная область | 92,40% | 87% | 90,60% | 94% |
Забайкальский край | 90,10% | 90,90% | 91,20% | 97% |
Ивановская область | 92,50% | 92,60% | 93,80% | 93,30% |
Иркутская область | 77,80% | 79,30% | 80,40% | 82,50% |
Кабардино-Балкарская Республика | 93,40% | 94% | 94,40% | 92,30% |
Калининградская область | 64,10% | 65,80% | 67,70% | 66,60% |
Калужская область | 87,3 | 86,60% | 88,20% | 89,30% |
Камчатский край | 89,20% | 88,90% | 90,90% | 82,90% |
Карачаево-Черкесская Республика | 93% | 93,70% | 95,10% | 92,70% |
Кемеровская область | 82,80% | 81,70% | 84,10% | 83% |
Кировская область | 86,70% | 84,90% | 86,70% | 85,90% |
Костромская область | 84,70% | 84,10% | 85,10% | 88,50% |
Краснодарский край | 89,60% | 89,50% | 89,40% | 89,50% |
Красноярский край | 75,10% | 76,10% | 78,40% | 77,90% |
Курганская область | 87% | 87,50% | 88,80% | 84.9% |
Курская область | 92,90% | 88,30% | 89,10% | 91,20% |
Ленинградская область | 81,30% | 86,30% | 85,10% | 81,20% |
Липецкая область | 87,70% | 88,90% | 91,40% | 89,80% |
Магаданская область | 99,90% | 99,90% | 99,70% | 91% |
Москва | 88,20% | 88% | 89% | 89,90% |
Московская область | 90,40% | 90,60% | 90,10% | 90,40% |
Мурманская область | 78,90% | 78,50% | 79,90% | 77,20% |
Ненецкий АО | 119,80% | 116% | 125,70% | 111,80% |
Нижегородская область | 88% | 87,40% | 88% | 86,60% |
Новгородская область | 86,90% | 87,40% | 84,50% | 87,40% |
Новосибирская область | 89,20% | 89,10% | 90% | 90,30% |
Омская область | 82,90% | 82% | 85,10% | 81,80% |
Оренбургская область | 69,70% | 71,40% | 74,50% | 75,80% |
Орловская область | 94% | 92,90% | 92,30% | 91,10% |
Пензенская область | 90,30% | 90,10% | 89,60% | 90,10% |
Пермский край | 78,90% | 79,30% | 79,40% | 79,90% |
Приморский край | 95,10% | 94,80% | 95,90% | 92,80% |
Псковская область | 88,20% | 89% | 90,60% | 92,90% |
Республика Адыгея | 85,70% | 86,50% | 85,80% | 87,80% |
Республика Алтай | 90,70% | 90,40% | 92,20% | 91,70% |
Республика Башкортостан | 87,60% | 87,70% | 88,10% | 87,40% |
Республика Бурятия | 88,20% | 85,30% | 80,10% | 89% |
Республика Дагестан | 86,10% | 87,20% | 86,40% | 86,70% |
Республика Ингушетия | 93,30% | 94% | 98,20% | 98,40% |
Республика Калмыкия | 80,10% | 78,80% | 74,70% | 70% |
Республика Карелия | 84% | 84,20% | 86,10% | 84,10% |
Республика Коми | 79,30% | 79,30% | 81,20% | 75,60% |
Республика Крым | 88% | 88,20% | 87,80% | 97,30% |
Республика Марий Эл | 89% | 90,40% | 92,40% | 88,70% |
Республика Мордовия | 90% | 89,60% | 88,50% | 87,70% |
Республика Саха (Якутия) | 86,60% | 85% | 88,10% | 86,30% |
Республика Северная Осетия - Алания | 86,40% | 88,20% | 86,70% | 87,60% |
Республика Татарстан | 87,90% | 88,40% | 88,40% | 89% |
Республика Тыва | 75,50% | 74,40% | 78,40% | 77,50% |
Республика Хакасия | 89,90% | 89,90% | 92,80% | 88,50% |
Ростовская область | 91,70% | 92,10% | 91,60% | 93,40% |
Рязанская область | 85% | 85,20% | 86,90% | 85,60% |
Самарская область | 83,80% | 84,60% | 86% | 85,90% |
Санкт-Петербург | 89,90% | 90,20% | 90,40% | 90,30% |
Саратовская область | 85,10% | 85,50% | 85,50% | 86,40% |
Сахалинская область | 97,60% | 93,20% | 86,60% | 100,20% |
Свердловская область | 87,10% | 86,60% | 87,40% | 87,70% |
Смоленская область | 93,20% | 91,90% | 91,60% | 93,40% |
Ставропольский край | 88,50% | 88,90% | 90,40% | 88,90% |
Тамбовская область | 95,70% | 95,20% | 96,70% | 95% |
Тверская область | 88,70% | 88,60% | 88,70% | 87,60% |
Томская область | 74,10% | 74,30% | 74,20% | 81,50% |
Тульская область | 91,50% | 91,60% | 93,30% | 91,60% |
Тюменская область | 83,40% | 83,80% | 85,90% | 84,80% |
Удмуртская Республика | 80,10% | 80,10% | 81% | 83,10% |
Ульяновская область | 91,60% | 91,10% | 90,80% | 91.9% |
Хабаровский край | 89,10% | 88% | 87,90% | 88,50% |
Ханты-Мансийский АО - Югра | 60,10% | 61,90% | 63% | 66,10% |
Челябинская область | 86,80% | 87,50% | 88,60% | 87.3% |
Чеченская Республика | 101,10% | 103,30% | 102% | 104,70% |
Чувашская Республика | 83,30% | 83,20% | 82,20% | 84,60% |
Чукотский АО | 103,30% | 95,80% | 90,90% | 104,10% |
Ямало-Hенецкий АО | 64,90% | 97,60% | 71% | 69,50% |
Ярославская область | 86,50% | 85,80% | 85,60% | 86,70% |
Как определяется безопасный размер
Вы не уверенны в том, достаточную ли сумму НДС указали в декларации и правильно ли она рассчитана? Это частая проблема многих ИП и организаций, так как точные объемы добавочной стоимости, определяются многими факторами, начиная от собственной наценки компании при покупке сырья или товара, заканчивая сезонностью, объемами продаж, отраслью производства изменением котировок валют, прочих факторов
Для того чтобы исключить ложности расчетами был введен размер безопасного вычета, процент которого определяется налоговой службой на основе ряда экономических показателей по стране. Доля вычетом по НД по регионам в значительной степени отличается друг от друга. Где то этот показатель не превышает 70%, а в других областях напротив, держится на уровне в 100% и более. Средний уровень по России по итогам 2018 года составляет 87,08%. По Москве он равен 88,20% при этом предельный вычет, не должен быть выше этого процента. Далее мы рассмотрим, как этот процент влияет на формирование отчетности.
Как производиться оценка удельного веса вычитаемой суммы налога
Данный показатель определяет процент налога на добавочную стоимость от общей суммы рассчитанного налога. Чтобы вычленить его необходимо использовать следующую формулу:
При помощи этой форму можно рассчитать процент удельного веса вычтенной объема средств. Для повышения объективности, определения среднего значения, лучше взять все декларации за квартал или больший отчетный период. Если показатель налогоплательщика превышает установленный по региону процент, к которому привязывается усредненная норма, в его отношении может быть проведена проверка.
Приедем примерРассмотрим формулу, по которой будут рассчитываться безопасные вычеты по НДС в 2019 году. К примеру, компания собирается уплатить 200 000 руб. Без детальной оценки невозможно сказать, будет ли эта сумма правильной, не нарушается ли законодательство. Для примера возьмем процент, по которому исчисляется безопасный вычет по НДС по Москве, а именно 88,20%.
Используя приведенную выше формулу, мы знаем, что нам потребуется точное значение налога на добавочную стоимость с учетом восстановленных сумм, которая в данном случае составит 1 700 000 рублей, а сумма вычтенного налога за отчетный период 1 550 000 рублей. В результате получаем следующую формулу:
1 550 000 / 1 700 000 * 100% = 91,17%
Таким образом, показатель немного превышает заявленный уровень, но проблемы все равно могут последовать. Поэтому лучше произвести дополнительный перерасчет. Выполнить расчет оптимальной суммы можно по следующей формуле:
НДС начисленный * (100 – НДС безопасный) / 100%
1 700 000 * (100 – 88,20) / 100 = 200 600
Сумма в 200 600 является пороговым значением, которое не вызовет подозрений у сотрудников налоговой службы. Рекомендуем проверять все данные, уточнять информацию в отделении ИФНС, чтобы иметь актуальные данные.
Какие строки декларации по НДС используются в формуле для расчета доли вычета по НДС,с целью сравнения с безопасной долей вычета, установленной, например, для Москвы?Руководителя организации вызвали на комиссию в ИФНС по причине отражения в отчетности по НДС высокой доли налоговых вычетов.По данным нашей организации доля вычетов не превышает 89%, поэтому хотим уточнить формулу расчета налоговых вычетов.
В п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков установлено, что доля вычетов от суммы начисленного с налоговой базы НДС определяется за период 12 месяцев. При этом налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).
Поскольку налоговики будут определять этот показатель на основании деклараций, то они, скорее всего, будут использовать данные, указанные в декларациях за последние четыре квартала. Таким образом, в данном случае целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.
Чтобы определить долю вычетов в общем размере исчисленного налога за 4 квартала необходимо (в процентах):
- сложить сумму начисленного НДС (до применения вычетов) за четыре последних оконченных квартала.
- сложить суммы вычетов за четыре последних оконченных квартала.
- разделить общую сумму вычетов на общую сумму начисленного НДС и умножить на 100%.
После того как доля вычетов в общем размере исчисленного НДС за четыре квартала будет определена, следует сравнить ее с долей вычета, которая установлена Приказом ФНС.
Обоснование
1. Приказ ФНС России от ОТ 30.05.2007 № ММ-3-06/333@
Приказ 66 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
Приложение 2. ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок
« 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев. »
Просчитайте заранее, попадет ли ваша компания в план выездных проверок
В концепции инспекторы также указывают безопасную долю вычетов по НДС. Они не должны быть больше 89 процентов от суммы НДС, начисленной с продаж. Если компания выходит за рамки безопасной границы, это может стать поводом для ее проверки. Организации лучше ориентироваться на среднюю долю вычетов по региону, в котором она работает. Ее публикуют местные инспекции на своих сайтах. С этого года компаниям легче регулировать попадание в норматив по НДС. Если вы обнаружите, что вычеты вашей компании в отчетном периоде превышают безопасные, то часть вы вправе заявить в следующем квартале. Теперь налогоплательщики официально могут использовать право на вычет в течение трех лет (подп. 1.1 п.1 ст. 172 НК РФ).
Допустим, вы составляете декларацию по НДС и обнаруживаете, что доля вычетов значительно превышает среднюю по региону. Не торопитесь принимать решение о переносе счетов-фактур на следующий квартал. С 2015 года у инспекторов есть возможность сопоставлять данные книг покупок и книг продаж компаний и их поставщиков. Если вы решите заявить вычет в следующем квартале, данные декларации вашей компании и поставщика будут расходиться. Ведь он продажу указал в прошлом квартале, а вы вычет заявляете в текущем. Инспекторы могут попросить объяснить эти расхождения.
Поэтому сначала советую определить причину, по которой доля вычетов превышает норматив. Часто это можно обосновать тем, что компания приобретает новое оборудование, недвижимость или материалы для выполнения предстоящего заказа или отгружает товар, который покупатель уже оплатил в прошлом квартале. Если большая доля вычетов в декларации объясняется разумными причинами и имеет документальное подтверждение, то их можно не переносить.
Все условия для принятия к вычету НДС выполнены в 1 квартале 2016 г., но не было реализации продукции, и соответственно нет начисленного НДС.
ООО «Муравей» находится на ОСНО, занимается оптовой куплей-продажей. В феврале 2016 г. предприятие получило большую партию товара для продажи на сумму 1180 000 руб.(в т.ч. НДС 180000 руб.). Товар поставлен на учет, имеется счет-фактура от продавца с выделенной суммой НДС. В 1 квартале ООО «Муравей» не смогло реализовать товары и не было других операций, облагаемых НДС. Поэтому вычет «входного» НДС в сумме 180000 руб. можно перенести на второй квартал 2016 г.
В мае 2016 г. ООО отгрузило товаров на сумму 1534 000 руб., в т. ч. НДС 234 т. руб. Во 2 квартале 20216 г. НДС по товарам, оприходованным в феврале 2016 г., был принят к вычету.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:
В 1 квартале 2016:
- Д-т 41 К-т 60 1000 000 руб. (оприходованы товары);
- Д-т 19 К-т 60 180 000 руб. (оприходован НДС по товарам)
Во 2 квартале 2016:
- Д-т 62 К-т 90 субсчет «Выручка» 1534 000 руб. (реализованы товары покупателю);
- Д-т 90 субсчет «НДС» К-т 68 Субсчет «Расчеты по НДС» 234000 руб. (начислен НДС с выручки от реализации товаров);
- Д-т 90 субсчет «Себестоимость» К-т 41 1000 000 руб. (списана себестоимость реализованных товаров);
- Д-т 68 субсчет «Расчеты по НДС» К-т 19 180000 руб. (принят к вычету НДС по товарам, оприходованным в 1 квартале.
В декларации по НДС за 2 квартал 2016 г. налог получился к уплате в размере 54000 руб. (234000 – 180000).
Если бы организация поставила на вычет НДС по приобретенным товарам в 1 квартале, то ей бы пришлось долго дожидаться возврата этого налога из бюджета: 3 месяца камеральной налоговой проверки, которая не известно чем могла закончится.
Перенеся вычет НДС с 1 квартала на 2 , организация избавилась от процедуры возмещения НДС из бюджета в 1 квартале 2016 г. и, соответственно, от пристального внимания налоговой инспекции в форме углубленной камеральной проверки.
Все плательщики НДС должны отчитаться перед инспекцией за I квартал 2018 года не позднее 25 апреля. Если в декларации компания отразит значительную долю налоговых вычетов, это привлечет внимание налоговиков. Кроме того, данный факт может стать основанием для выездной налоговой проверки.
Как определить безопасную долю вычетов? Об этом наша статья.
Последствия низкой налоговой нагрузки
По мнению налоговиков, низкая налоговая нагрузка по НДС - повод для вызова налогоплательщика на комиссию.
Выявление таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89 процентов и более (письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»). Правда, недавно Минфин РФ отменил данное разъяснение налоговой службы (письмо от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183).
Но это вовсе не означает, что налоговики перестанут сопоставлять размер вычета налогоплательщиков, указанный в декларациях, с допустимыми показателями по региону.
В любом случае в п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков прописано, что у компании есть риск попасть в план выездных проверок, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89 процентов суммы начисленного налога.
Обратите внимание: сама по себе низкая налоговая нагрузка не является доказательством неуплаты налогов.
Доначислить налоги и оштрафовать за их неуплату ИФНС может, только если по итогам налоговой проверки установлены нарушения НК РФ (п. 50 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).
Безопасная доля вычетов по НДС в регионах Российской Федерации на I квартал 2018 года
Регион | Доля, % |
|
01 | Адыгея республика | 85,8 |
02 | Башкортостан республика | 88,1 |
03 | Бурятия республика | 80,1 |
04 | Алтай республика | 92,2 |
05 | Дагестан республика | 86,4 |
06 | Ингушетия республика | 98,2 |
07 | Кабардино-Балкарская республика | 94,4 |
08 | Калмыкия республика | 74,7 |
09 | Карачаево-Черкесская республика | 95,1 |
10 | Карелия республика | 86,1 |
11 | Коми республика | 81,2 |
12 | Марий Эл республика | 92,4 |
13 | Мордовия республика | 88,5 |
14 | Саха /Якутия/ республика | 88,1 |
15 | Северная Осетия — Алания республика | 86,7 |
16 | Татарстан республика | 88,4 |
17 | Тыва республика | 78,4 |
18 | Удмуртская республика | 81,0 |
19 | Хакасия республика | 92,8 |
20 | Чеченская республика | 102,0 |
21 | Чувашская Республика — Чувашия | 82,2 |
22 | Алтайский край | 89,7 |
23 | Краснодарский край | 89,4 |
24 | Красноярский край | 78,4 |
25 | Приморский край | 95,9 |
26 | Ставропольский край | 90,4 |
27 | Хабаровский край | 87,9 |
28 | Амурская область | 113,4 |
29 | Архангельская область | 84,9 |
30 | Астраханская область | 55,7 |
31 | Белгородская область | 90,7 |
32 | Брянская область | 95,2 |
33 | Владимирская область | 83,7 |
34 | Волгоградская область | 87,3 |
35 | Вологодская область | 84,8 |
36 | Воронежская область | 92,3 |
37 | Ивановская область | 93,8 |
38 | Иркутская область | 80,4 |
39 | Калининградская область | 67,7 |
40 | Калужская область | 88,2 |
41 | Камчатский край | 90,9 |
42 | Кемеровская область | 84,1 |
43 | Кировская область | 86,7 |
44 | Костромская область | 85,1 |
45 | Курганская область | 88,8 |
46 | Курская область | 89,1 |
47 | Ленинградская область | 85,1 |
48 | Липецкая область | 91,4 |
49 | Магаданская область | 99,7 |
50 | Московская область | 90,1 |
51 | Мурманская область | 79,9 |
52 | Нижегородская область | 88,0 |
53 | Новгородская область | 84,5 |
54 | Новосибирская область | 90,0 |
55 | Омская область | 85,1 |
56 | Оренбургская область | 74,5 |
57 | Орловская область | 92,3 |
58 | Пензенская область | 89,6 |
59 | Пермский край | 79,4 |
60 | Псковская область | 90,6 |
61 | Ростовская область | 91,6 |
62 | Рязанская область | 86,9 |
63 | Самарская область | 86,0 |
64 | Саратовская область | 85,5 |
65 | Сахалинская область | 86,6 |
66 | Свердловская область | 87,4 |
67 | Смоленская область | 91,6 |
68 | Тамбовская область | 96,7 |
69 | Тверская область | 88,7 |
70 | Томская область | 74,2 |
71 | Тульская область | 93,3 |
72 | Тюменская область | 85,9 |
73 | Ульяновская область | 90,8 |
74 | Челябинская область | 88,6 |
75 | Забайкальский край | 91,2 |
76 | Ярославская область | 85,6 |
77 | Москва город | 89,0 |
78 | Санкт-Петербург город | 90,4 |
79 | Еврейская автономная область | 90,6 |
83 | Ненецкий автономный округ | 125,7 |
86 | Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра автономный округ | 63,0 |
87 | Чукотский автономный округ | 90,9 |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 71,0 |
91 | Крым республика | 87,8 |
92 | Севастополь город | 81,4 |
99 | Байконур город | 50,9 |
Как определить безопасную долю вычетов
Чтобы определить долю вычетов, нужно сделать следующее:
1. Сложить сумму начисленного НДС за четыре последних квартала.
2. Сложить суммы вычетов за четыре последних квартала.
3. Разделить общую сумму вычетов на общую сумму начисленного НДС.
После того как доля вычетов в общем размере исчисленного НДС за четыре квартала будет определена, следует сравнить ее с долей вычета, которая установлена ФНС РФ.
У каждой компании или индивидуального предпринимателя возникает вполне обоснованное желание сократить величину перечисляемых в бюджет налогов. Для этого вовсе необязательно подбирать неправомерные схемы уклонения от уплаты налогов, ведь государством уже разработана и успешно применяется на практике система налоговых вычетов.
Налог на добавленную стоимость является по праву одним из самых сложных и значимых бюджетных платежей, обязательных для субъектов бизнеса на .
Этот налог относится к категории косвенных федеральных налогов, то есть его уплата не производится напрямую плательщиком.
Объектом налогообложения по НДС являются реализации товаров, работ или услуг, произведенные на территории нашей страны.
Ставки по налогу на добавленную стоимость предусмотрены в размере 0%, 10% и 18% в зависимости от категории осуществляемых операций.
Что означает НДС к вычету
Предпринимателям, ведущим свою деятельность на общем режиме налогообложения, разрешено снизить величину налога к перечислению за счет применения налоговых вычетов по НДС .
Вычет по налогу на добавленную стоимость представляет собой величину «входящего» НДС, предъявленного поставщиком.
Воспользоваться возможностью уменьшить налог можно только в случае соблюдения следующих условий :
- Все приобретенные товары или услуги должны быть использованы в деятельности, облагаемой данным налогом.
- Приобретенные товары, материалы или услуги оприходованы, то есть, отражены в учете компании или предпринимателя.
- Все первичные документы, в том числе счета-фактуры, есть в наличии и оформлены с учетом требований законодательства.
Налоговые вычеты по НДС можно условно разделить на две группы , такие как общие вычеты и специальные.
К категории общих вычетов относятся все основные хозяйственные операции, сопровождающиеся выделением НДС: реализации товаров, работ, услуг, как за плату, так и безвозмездно, перемещение товаров через таможенные границы страны.
К специальным вычетам относятся все операции, которые не вошли в общую группу. К ним относятся вычеты, связанные с возвратом товаров, изменениями условий поставки, перечислением аванса и иные аналогичные вычеты.
Для получения возможности применять налоговые вычеты по НДС, одновременно должны выполняться условия, указанные выше.
Участие в налогооблагаемых операциях
Первым требованием получения вычета за счет «входящего» НДС является участие приобретаемых ценностей или работ в облагаемой данным налогом деятельности . В большей степени это касается компаний и предпринимателей, которые совмещают несколько налоговых режимов в связи с ведением разных видов деятельности.
Нередко на практике возникают ситуации, когда изначально товар был приобретен для использования в деятельности, облагаемой НДС, но по факту применяется совершенно в других целях, не облагаемых данным налогом. В этом случае компания должна восстановить сумму налога к перечислению в бюджет. Процесс восстановления представляет собой увеличение величины налога к уплате за счет сторнирования бухгалтерской записи о вычете по НДС.
Налоговое право устанавливает требование для применения вычета по налогу на добавленную стоимость в виде обязательного принятия к учету полученного товара или услуги .
Отразить в бухгалтерском учете операцию приобретения материальных ценностей можно только в том случае, если имеется первичная документация, оформленная в соответствии со всеми требованиями закона. Такой порядок устанавливается Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ .
Если в ходе проведения проверки налоговики выявят нарушения в порядке оформления «первички» и отсутствие обязательных реквизитов, применение вычета по НДС могут признать неправомерным. В этом случае компания должна доначислить налог и уплатить штраф.
Много споров возникает о том, применение каких счетов учета позволяет налогоплательщику воспользоваться вычетом. В основном споры возникают при принятии к учету объектов основных фондов.
Плательщики налога считают, что отражение ОС на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы» позволяет применить налоговый вычет. Тем не менее, налоговики придерживаются диаметрально противоположной позиции.
Применение налогового вычета по НДС возможно только при наличии оформленного по всем правилам счета-фактуры. Именно этот документ предоставляет налоговикам сведения о налоге на добавленную стоимость по конкретной сделке.
Начиная с 2015 года, плательщики НДС должны передавать документ в инспекцию . Этот регистр позволяет сотрудникам ФНС сопоставлять данные контрагентов и в случае необходимости проводить встречные проверки.
Согласно нормативным требованиям должен содержать обязательные реквизиты, определенные налоговым правом. Тем не менее, ничто не запрещает налогоплательщику в случае необходимости добавить в документ иные сведения, необходимые для качественной организации системы учета.
Что касается подписи на счете-фактуры, то она непременно должна быть сделана от руки. Применение факсимильной подписи на таком документе первичного учета не допускается на основании Письма Министерства Финансов №03-07-09/49478 от 27.08.2015.
Налоговое право обязывает налогоплательщика выставить при получении предоплаты. Соответственно, контрагент имеет право отразить в учете вычет на основании этого документа. Но это решение является добровольным .
Плательщик налога может принять к вычету НДС также при поставке товара и получении основного документа, подтверждающего сделку. Если налогоплательщик все же отразит счет-фактуру на аванс, при получении документа на поставку товара и повторном отражении суммы НДС вычет по авансу необходимо восстановить.
Законодательные акты
Если говорить о нормативно-правовой базе, определяющей осуществление операций с участием налога на добавленную стоимость, то самым главным документом, позволяющим организовать систему учета, безусловно, является Налоговый кодекс. Сведения об НДС в этом документ можно найти в главе 21 .
Помимо основного документа, регламентирующего деятельность с НДС, существует множество писем и постановлений, детализирующих конкретные случаи из практической жизни.
Особенности применения
Применение налоговых вычетов для налогоплательщиков характеризуется наличием некоторых особенностей, связанных с конкретными, возникающими в хозяйственной жизни, ситуациями.
Плательщики НДС в соответствии с налоговым правом имеют возможность применить вычет по налогу на основании данных одного счета-фактуры частями в течение трех лет . Это правило касается всех операций за исключением сделок с , нематериальными активами и оборудованием к установке. Списание частями произведено быть не может, однако в течение трех лет в любом периоде может быть применен вычет по налогу.
Если компания приняла решение принимать вычет по НДС частями, бухгалтеру следует ввести данные о счете-фактуры в книге покупок несколько раз.
В процессе осуществления деятельности может возникнуть ситуация, когда счет-фактура передается контрагенту с опозданием. Позиция налоговиков такова: принять налог на добавленную стоимость к вычету можно в том случае, когда компанией получен верно оформленный счет-фактура . Это требование является одним из основных условий применения вычета по НДС.
Тем не менее, Министерство Финансов придерживается мнения о том, что возможность применения вычета зависит от того, получен ли счет-фактура до сдачи налоговой декларации или после нее. Если получение документа укладывается в сроки передачи в инспекцию налогового отчета, учесть такой вычет можно.
Безопасный вычет по регионам
Система налоговых вычетов позволяет компаниям значительно сокращать расходы на уплату налогов. Однако предоставление вычетов по НДС в больших суммах может заинтересовать налоговиков и иметь крайне негативные последствия для организации. В большинстве случаев порог допустимой безопасной доли вычетов устанавливается в размере 89% .
Показатель в 89% является достаточно обобщенным, так как устанавливается для каждого региона на основе уровня экономического развития и группы факторов.
Если налогоплательщик анализирует возможные вычеты по НДС и определяет, что порог безопасности существенно превышен, у него есть право, установленное Налоговым кодексом, позволяющее перенести вычет на любой период в течение трех лет.
Для того чтобы произвести расчет безопасной доли вычетов по НДС, необходимо воспользоваться формулой:
Доля вычетов по НДС = НДС к вычету / Начисленный НДС * 100%
Как уже было сказано, в каждом регионе устанавливается своя безопасная доля вычетов. В качестве примера приведем некоторые значения этого показателя с учетом территориального расположения.
- Московская область – 90,4%.
- Ленинградская область – 82,7%.
- Ивановская область – 93,6%.
- Ростовская область – 90,6%.
- Приморский край – 93,5%.
Удельный вес
О чем может свидетельствовать высокий удельный вес вычетов по НДС? В первую очередь о том, что налоговая нагрузка на бизнес достаточно низкая.
В случае выявления такой ситуации при налогообложении отечественных компаний, налоговики вправе требовать разъяснения налогоплательщиков. В самом худшем случае, в отношении организации может быть проведена .
Для того чтобы свести к минимуму все подозрения со стороны органов налогового контроля, руководству компании следует предоставить исчерпывающие пояснения к уже сданной в инспекцию налоговой декларации в письменном виде. Причем чем скорее это будет сделано, тем лучше.
Пояснительная записка для налоговиков должна содержать максимум информации и логического обоснования необходимости принятия к вычету НДС в такой значительной сумме.
В качестве подтверждения добросовестности плательщика НДС не будет лишним добавить к пояснительной записке копии документов, которые позволят раскрыть причину высокого показателя налоговых вычетов по НДС в организации.
Разумеется, за низкое качество пояснительной записки штраф на организацию не может быть наложен. Тем не менее, отсутствие должных разъяснений налогоплательщика может привести в тотальной проверке деятельности компании в сфере уплаты НДС.
Дополнительная информация по вычетам по НДС — на видео.