Зачем Бог сотворил их? Кто такие ангелы? Откуда они берутся? И в чём нам могут помочь? Раскрываем Ангельские секреты Кто такие ангелы и какие они бывают.
В христианской традиции ангелы – существа, близкие к Богу, через них Он может выражать свою волю людям, они – Его воинство. Архангелы, стоящие выше по рангу, тоже обладают сверхъестественными способностями, каждый имеет собственную зону ответственности, свою историю. Имена архангелов и ангелов вовсе не обязательно искать , ими верующие родители часто называют своих детей, надеясь, что небесный тезка будет охранять их на жизненном пути.
Ангельская иерархия
Существа, подобные ангелам, встречаются в мифологии многих народов, а многие ангелы, в чье существование верят христиане, также являются персонажами иудейских и мусульманских религиозных текстов. Упоминания о них часто встречаются в текстах религиозных деятелей, которые утверждали, что ангелы являлись им, чтобы изречь Божью волю, дать наставление или пророчество о будущем.
Ангелы наделены огромной силой и множеством возможностей, но никогда не используют их по собственному усмотрению, все их действия согласованы с Богом и никогда не противоречат Его воле. Кроме того, существует четкая иерархия, согласно которой ангелы, имеющие разные способности, подразделяются на разные чины. Всего существует девять ангельских чинов, которые составляют три триады.
Считается, что именно они ближе всего к Богу и должны нести Его любовь. Название этих существ происходит от древнееврейского слова, означающего «огненный». Серафимы описываются как существа с тремя парами крыльев и четырьмя ликами, что наталкивает на мысли об их мифологических корнях, так как они напоминают существ из ассирийской мифологии. Не исключено, что именно мифы народов Междуречья стали прародиной образа серафима.
Они столь же близки к Богу, обладают великой мудростью и всеми знаниями, которыми Бог считает нужным наделить других. Именно они должны нести свет знаний в мир, представляют второй чин после серафимов. Херувим упоминается как охранник Эдема, вооруженный пламенным мечом. Также встречаются упоминания о том, что Бог восседал на херувимах, используя их как средство передвижения.
Так в христианской традиции называют бесплотных духов, которые служат Богу в качестве трона. Кроме того, престолы способны помогать судьям и правителям принимать справедливые решения.
Принадлежат ко второй триаде ангельских чинов и представляют четвертый чин из девяти. Упоминания о господствах можно встретить во многих раннехристианских текстах, в которых они представлены как существа, способные усмирить страсти, возвысить дух над телом, помочь овладеть эмоциями.
Этих духов Бог использует, чтобы творить чудеса и даровать силу чудотворения тем, кто наиболее ему угоден.
Эти существа наделены способностью контролировать злые силы, отбивать их атаки и защищать от них людей, а также очищать мысли от зла.
Начала – это существа, по своим функциям схожие с ангелами-хранителями, но они оберегают не одного конкретного человека, а группу (например, в масштабе племени, нации, государства). Считается, что к каждому народу Бог приставил их, чтобы охранять, вразумлять, уберегать от необдуманных поступков, подсказывать верные и справедливые решения.
VIII. Архангелы
Архангелы считаются предводителями божественного воинства, они доносят волю Бога низшим ангелам, чтобы те сообщали ее людям. Архангелы несут просвещение, способствуют укреплению людей в вере. Наивысшим среди архангелов является Михаил.
Ангелы – духовные наставники для людей. К каждому человеку приставлен ангел, который наставляет его на верный путь, оберегает от невзгод, дурных помыслов. Именно они – глас нашей совести. Ангелы – самые близкие к людям существа, однако и они не действуют по своему усмотрению, ведь получают указания от Бога через его посланников.
Некоторые архангелы и ангелы, их деяния и влияние на культуру
Имена многих ангелов и архангелов известны нам не только благодаря вероучению, но и массовой культуре. Упоминания об их деяниях часто встречаются в религиозных текстах.
- Азазель. Считается падшим ангелом, пустынным демоном. Имя этого ангела большинству известно благодаря роману Булгакова «Мастер и Маргарита», ведь он стал прототипом Азазелло. Также фигурирует в качестве отрицательного персонажа в комиксах Marvel.
- Ариил (также упоминается как Самуил и Ариэль). Архангел, покровительствующий людям, которых Бог наделил талантом. Он помогает музыкантам, художникам, писателям, поэтам, всем, в кого Бог вложил творческую искру. Также он оказывает помощь детям.
- Варахиил. Архангел, несущий благословение тем, кто занимается добрыми и богоугодными делами. В иконографии его образ встречается довольно редко, на сохранившихся иконах часто изображается с цветком в руке.
- Гавриил. В Ветхом Завете архангелу Гавриилу Бог раскрывает тайны будущего. Кроме того, именно Гавриил приносит Деве Марии весть о рождении Христа, а позже заблаговременно предупреждает ее о смерти. На иконах архангела изображают со свечой, цветущей ветвью или зеркалом.
- Иегудиил. Один из архангелов в православной традиции. Считается, что он оберегает тех людей, которые доказали свою праведность усердными трудами как в физическом плане, так и в духовном. Также он подсказывает верные и справедливые решения власть имущим.
- Михаил. Главный среди всех архангелов и наиболее почитаемый. Считается, что он выступает во главе божественного воинства, одержал победу над злыми силами. Именно Михаилу надлежит созвать души на Страшный суд, он же будет судить грешников. Поэтому Михаил также считается покровителем умерших. Несмотря на то, что в Ветхом Завете имена архангелов практически не упоминаются, имя Михаила всплывает не раз, что свидетельствует о его исключительной значимости.
- Рафаил. По Книге Еноха Рафаил считается вторым архангелом после Михаила. Среди способностей Рафаила, упомянутых в религиозных текстах: изгнание демонов, исцеление. Считается, что Рафаила можно призвать на помощь любому человеку, если тот сам этого хочет и готов к духовному исцелению. Само присутствие архангела рядом избавляет от тревог и переживаний. Рафаила часто изображают с рыбой в руке. Этот сюжет – отсылка к Книге Товита, согласно которой архангел дал указание Товию изловить рыбу, а затем рассказал, как при помощи ее желчного пузыря вернуть человеку зрение.
- Сатанаил (Сатана). Сатана – это имя нарицательное в своем изначальном значении, указывающее на того, кто всячески препятствует выполнению добрых дел. Сатана был сотворен херувимом, преисполненным мудрости, божественной любви и красоты. Но возгордившись своим совершенством, он пожелал сравняться с Богом, за что и был низвергнут на землю. любое обращение к падшему ангелу считается вероотступничеством. Гадания, различные магические действия, занятия оккультизмом, вера в суеверия, которые не признаются церковью, приравниваются к обращению к Сатане.
Имена архангелов и ангеловвстречаются в христианских, иудейских и исламских священных текстах. Это служит еще одним доказательством родства трех религий.
Во многих религиях мира присутствуют ангелы-хранители в том либо ином виде. Данных существ считают святыми, крайне важными для человека, мощными и миролюбивыми. Основным их предназначением является защита человека, которого они охраняют, от всяких напастей и бед. Ангелам-хранителям молятся, прося о помощи в трудных жизненных ситуациях. Кроме этого, считается, что к ним следует обращаться перед серьезными мероприятиями: длительными поездками, важными совещаниями и так далее. Кто же они такие и откуда появились?
Значение слова «ангел»
Данное слово пришло к нам из Греции. На греческом оно означает «вестник» - тот, кто приносит известия, новости. О существовании ангелов, как ни странно, люди знали задолго до появления христианства. Практически все народы мира верили в существование невидимых сущностей, которые помогали людям.
Персы называли своих хранителей «феруэрами», в суфийской религии они были «муваккали». В Древнем Риме существовал дух-защитник и покровитель, которого называли «гением». Римляне верили, что это существо рождается вместе с человеком, после чего определяет его судьбу и сопровождает его по жизни.
Максимально полноценные сведения об ангелах содержатся в христианской религии, а также иудаизме (Библия и Тор). В вышеперечисленных текстах описываются невидимые существа, которые защищали людей. Они имеют прекрасную внешность и являются более совершенными, чем люди. Ангелов сотворили раньше людей, поэтому у них имеются особые способности. Все ангелы составляют «небесную армию», в которой все построено на строжайшей иерархии.
Основным предназначением ангелов в христианской религии является защита мира, в котором живут люди. Эти сущности могут управлять стихиями, людьми, животными благодаря особой «благодати», которая придает им силу.
Ангельские чины
Согласно Священному Писанию, вышесказанных существ принято делить на 9 чинов. Максимально приближенными к Богу являются: серафимы, престолы и херувимы. Серафимы всегда изображались рядом с троном Господа. В целом, по внешности они напоминают человека, но имеют особую черту – 6 крыльев (у обычного ангела крыльев всего 2). При полете серафимы двумя крыльями закрывают свое лицо, еще двумя – ноги, а остальными двумя машут. Они постоянно поют песни, восхваляющие Бога.
Облик херувимов совершенно иной. Их однажды изобразил пророк Иезекииль, в своем видении небесной колесницы. У херувимов имеется 4 крыла и 4 лица. Ступни их ног напоминают ступни тельца и отблескивают как драгоценный металл. Лица херувимов – самая особенная черта. Человеческим у них является только одно лицо, а остальные животного происхождения. Таким образом, с одной стороны от человеческого лика у херувима находится львиная морда, а с противоположной – морда тельца, за которой находится лик орла. Этих ангелов всегда окружают толпы праведников, а также подобные им существа, только низкого чина. К слову, о других ангельских «званиях» известно меньше.
Многочисленные картинки, фантастические фильмы и видео показывают нам именно ангелов и архангелов. У христиан самыми известными из архангелов являются:
- Михаил – кто как Бог;
- Гавриил – муж Божий («муж» - «мужчина»);
- Рафаил – целитель Божий;
- Уриил – свет Божий;
- Салафиил – молитва к Богу;
- Ифремиил – Божья высота;
- Иегудиил – Божья хвала;
- Варахиил – благословенье Божье.
Мусульмане, в свою очередь, считают самыми важными следующих архангелов:
- Гавриила – ангела откровения;
- Михаила – покровителя;
- Израила – ангела Смерти;
- Израфила – ангела воскресения.
Вышеперечисленным святым особам подчиняются тысячи обычных ангелов, которые следят за человеческими поступками. Несмотря на то, что ангелов всегда считали невидимыми, их часто рисовали. Самое интересное, что облик ангелов менялся со столетиями. В первые века после появления христианства ангелов рисовали обычными людьми, не имеющими крыльев, но с прекрасной внешностью. Позже ангелов дополнили огромными крыльями, с помощью которых они могли перемещаться от Бога к миру людей.
Почему ангелы являлись людям
Зачастую ангелы приходили к тем, кому необходим был совет, чтобы предупредить его, указать правильный путь и предотвратить совершение ошибок. В Библии описывается несколько встреч с ангелами, которые являлись известным библейским персонам: Моисею, Аврааму, Иисусу, Навину, Давиду, Иакову. В современном мире иногда фиксируются случаи, когда к обычным людям являются их ангелы-хранители, предупреждая их о чем-то либо советуя.
Например, иногда у нас случаются такие ситуации, когда мы чувствуем, что что-то должно пойти не так. Считается, что это наши хранители предупреждают нас о беде. После такого предупреждения нам остается решить, стоит ли делать задуманное, или лучше воздержаться. К слову, ангелы, как считается, больше заботятся о нашей душе, поэтому берегут нас от грехов.
С ангелами-хранителями можно общаться
Конечно же, речь не пойдет об обычном общении. С ангелами мы можем поддерживать духовную связь. Мы просим наших хранителей о помощи мысленно. Существует много примет и поверий касательно общения с невидимыми хранителями. Считается, что существует два типа хранителей: «земные» и «небесные». Первыми становятся души умерших родственников, которые продолжают сопровождать родного, и берегут его от неприятностей. «Небесные» ангелы-хранители, в свою очередь, происходят от Бога.
В православии считается, что человека опекает не только его хранитель, но и святой, имя которого он носит. Именно поэтому так важно грамотно подобрать имя ребенку, особенно то, под которым его будут крестить. К слову, ребенок может носить 2 имени: одним его будут называть окружающие, а под вторым его будут крестить.
Многим родители в детстве рассказывали о том, что за правым плечом человека стоит ангел, а за левым – бес. Когда человек долго не может решиться на какой-либо поступок, они начинают советовать ему, причем ангел советует хорошее, а бес – плохое. Кстати, примета «плевать через левое плечо» тоже связана с вышесказанным. «Плевать» следует, если человек замечает, что его пытаются сглазить.
С детства многие из нас знают, что на ночь на подоконнике нельзя оставлять острые предметы, иначе ангел-хранитель не сможет охранять человека. Кроме этого считается, что за несколько дней до дня рождения ангел покидает человека. Через несколько дней после праздника хранитель снова возвращается. Несмотря на это, в самых сложных ситуациях покровитель всегда придет на помощь и защитит человека.
Сколько ангелов-хранителей у человека
Считается, что у некоторых людей, которые при жизни выполняют особую миссию, имеется несколько покровителей. Зачастую их количество не превышает трех, но бывает, что человека охраняют сразу девять ангелов.
Много хранителей может быть у любого человека, независимо от его статуса и положения в обществе. Он может быть бедным, бездомным, калекой, это не имеет значения. Главное, что у него должен быть талант к чему-то, он должен иметь душевную чистоту и веру.
Тех, у кого хранитель всего один, в древности считали несчастными. Им старались выбрать такое имя, которое носило несколько святых одновременно. Таким образом, можно привлечь покровителей и увеличить их количество, исправив в положительную сторону свою судьбу. Современные экстрасенсы тоже часто советуют поменять имя человеку, если его в жизни постоянно преследуют неудачи.
Агни-йога и ангелы-хранители
Приверженцы данного учения считают, что хранитель появляется у человека задолго до его рождения, когда рождается его душа. Именно тогда данная душа «программируется» - ей определяют характер, жизненную миссию, составляют последовательность событий, благодаря которым человек сможет научиться определенным качествам. Если хранителю какое-либо решение сущностей, которые определяют судьбу, покажется сильно жестоким или неоправданным, он может вмешаться и исправить судьбу – выпросить для своего подопечного еще один шанс на принятие правильного решения.
Когда человек появляется на свет, его хранитель продолжает сопровождать его, помогая преодолеть жизненные трудности, задуманные «святыми программистами». Ангел направляет подопечного в правильное жизненное русло, помогает справиться с программой обучения души и добиться успеха.
Когда человек умирает, хранитель временно передает его душу Смерти, которая очищает ее от ненужных энергетических оболочек, подготавливая к реинкарнации.
К хранителям можно обращаться с различными молитвами: просить о помощи, исцелении и так далее. Единственное, чего они не могут, это наказать обидчиков, так как такое действие является грехом. Поэтому просить об этом бесполезно. Также ангелы не могут изменить судьбу подопечного, если он расплачивается за свои грехи и грехи из прошлых жизней.
В православии к ангелам-хранителям принято обращаться молитвами:
- «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь»;
- «Ангел мой, возьми меня под свою святую опеку, не умеющего - научай, страдающего - утешай, от опасности спасай, в делах помогай, да будет добрая воля твоя, во веки веков. Аминь».
Кроме этого, религия утверждает, что наши хранители слышат нас постоянно, поэтому общаться с ними не обязательно молитвами. Достаточно простых слов, но только если они искренние. Человек должен просить своего хранителя только о хорошем. В обратном случае, помочь он не сможет.
Ангелы – хранители всегда рядом с нами и помогают в сложные моменты жизни. Ангелы спасают нас от катастроф, депрессий и неприятностей. Как распознать сигналы ангелов – хранителей? Как просить помощи и как молиться своему ангелу? Как помочь ангелу сделать тебя счастливым и успешным?
Мой Ангел – чемпион среди Хранителей,
Со мною, бедный, выстрадал сполна,
Я верю, на его небесном кителе,
За мужество сияют ордена.
Первые упоминания об ангелах–хранителях появились не в библии, а среди людей в III-IV веках. Тогда появилось поверье, что с каждым человеком есть некий хранитель, помогающий ему во всех делах. Позднее во всех религиях появились упоминания об ангелах, оберегающих человека. Их учат почитать и слушать. Что следует знать об ангелах каждому человеку?
1. Ангелы – хранители сами выбирают нас. Ангелы – хранители являются нашими личными опекунами и хранителями. Ангелы сами нас выбирают при рождении, смотря на красоту нашей души. Они с нами с самого рождения и любят нас как своих детей.
2. Ангелы – хранители вне религии. Вне зависимости от религии и веры каждому человеку посылается ангел – хранитель. Даже атеисты получают своего опекуна по жизни, который будет их заботливо оберегать.
3. Ангелы – хранители слышат просьбы и действуют самостоятельно. Ангелы откликаются на наши просьбы и пытаются помочь. Но не всегда помогают, если это может плохо сказаться на нашей жизни. Ангелы стараются сделать нашу жизнь лучше и счастливей даже если мы об этом не специально не просим.
4. Ангелов – хранителей может быть несколько. Некоторым дается больше ангелов, чем один. Порой ангелы появляются позднее в зависимости от жизненных целей, планов, задач и мечтаний. Каждый ангел выполняет собственную роль и отвечает за часть жизни.
5. Ангелы – хранители знают нас лучше всех. Ангелы чувствуют наши эмоции и переживают нашу боль параллельно с нами. Ангелы видят наши светлые и темные мысли, а поэтому знают нас вдоль и поперек. От них не скрыть наши мысли и помыслы. Ангелы понимают, что люди ошибаются, но принимают нашу слабость и дают возможность исправить.
6. Ангелы – хранители всегда с нами. В каждый момент времени ангел находится с нами рядом. В наиболее ответственные и опасные моменты они максимально опекают нас. После смерти ангелы не бросают нас, а отводят нашу душу в вечность.
7. Ангелы – хранители за плечами. Принято считать, что ангел – хранитель находится за правым плечом, а за левым – дьявол. Но не нужно плевать через левое. Не стоит портить отношения с нечистой силой. Также за обеими плечами может стоять два ангела, если ты счастливчик, имеющий несколько.
8. Ангелы – хранители любят позитивных. Почему? Ангелы сделаны из радости, смеха и счастья. Можно молиться ангелу, а можно привлечь его внимание смехом и позитивом. Именно поэтому позитивным и оптимистичным людям значительно чаще везет.
Молитва ангелу
Ангелы – хранители отлично слышат нас. Можно помолиться ангелу и призвать его на помочь в сложные моменты жизни. Молитва ангелу выглядит следующим образом.
«Посланник Бога и защитник мой. Помоги мне, рабу(е) Божьему(ей) (имя), услышь просьбы мои да избавь меня от жизненных трудностей. Я, раб(а) Божий(ия), всю жизнь Господу поклонялась, молилась ему и Владычице Матери Божией. Сейчас обращаюсь я к ним и к тебе, посланному мне во защиту. Будь всегда рядом со мной и помогай же мне в трудную минуту. Аминь».
Знаки ангелов хранителей
Ангелы – хранители дают знаки и их мудрые решения следует слушать. Как распознать сигналы, которые дает ангел? Ангелы любят давать знаки через физические ощущения и события. Знаки ангелов, на которые стоит обращать внимание.
Душевный и эмоциональный подъем
Мурашки на коже
Вещие и предостерегающие сны
Задержки транспорта и временные накладки
Мелкие настораживающие неприятности
Внезапные боли и проблемы со здоровьем
Повторяющиеся знаки и события
Домашние животные или птицы, ведущие себя странно
Падающие постоянно вещи
Советы ангелов через губы других людей
Предчувствие
Только потом не говори, что тебя ангелы не предупреждали. Постарайся распознать знаки, которые подает ангел и понять их значение. Не игнорируй свои ощущения и чувства.
Часто ангелов – хранителей представляют маленькими херувимами, но в действительности это громадные ангелы с большими и мощными крыльями. Это суровые и сильные воины, охраняющие нас.
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
А. Кто такие ангелы?
Ангелов мы можем определить следующим образом: ангелы-это сотво-репные, духовные существа, обладающие моральным суждением и высоким ин-теллектом, но не обладающие телами.
1. Сотворенные духовные существа. Ангелы существовали не всегда; они - часть мира, сотворенного Богом. В тексте, где ангелы названы небесным «воинством», Ездра говорит: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса не-бес и все воинство их... и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6; ср.: Пс. 147:2,5). Павел говорит, что Бог сотворил все «видимое и невидимое» через Христа и для Него, и отдельно обозначает ангельский мир словами «пре-столы... господства... начальства... власти...» (Кол. 1:16).
Тот факт, что ангелы способны к моральным суждениям, очевиден из того, что часть ангелов согрешила и пала (2 Пет. 2:4; Иуд. 6; см.: гл. 20). Они обла-дают разумом, это видно в Писании, когда они говорят с людьми (Мф. 28:5; Деян. 12:6-11 и др.) и воспевают славу Богу (Отк. 4:11; 5:11).
Поскольку ангелы - это «духи» (Евр. 1:14), или духовные существа, обыч-но они не обладают физическими телами (Лк. 24:19). Поэтому обычно мы не мо-жем их видеть, если только Бог не дарует нам особую способность видеть ангелов (Чис. 22:31; 2 Цар. 6:17; Лк. 2:13). В обычных занятиях - защищая и оберегая нас (Пс. 33:7; 90:11; Евр. 1:14) и присоединяясь к нам в поклонении Богу (Евр. 12:22), - они остаются невидимыми. Однако время от времени они обретают телесную форму, для того чтобы явиться различным людям (Мф. 28:5; Евр. 13:2).
2. Иные названия ангелов. В Писании иногда используются и другие найме-нования ангелов, например, «сыны Божий» (Иов. 1:6; 2:1), «святые» (Пс. 88:6,8), «духи» (Евр. 1:14), «Бодрствующие» (Дан. 4:10,14,19), «престолы», «началь-ства», «власти», «силы» (Кол. 1:16) и «господства» (Еф. 1:21).
3. Иные небесные существа. В Писании названы еще три других конк-ретных типа небесных существ. Кем бы мы ни считали их - особым видом
2. «ангелов» (в широком смысле слова) или иными небесными существами, - они все равно являются сотворенными духовными существами, которые слу-жат и поклоняются Богу.
1) «Херувимы» 1 . Херувимам было поручено охранять вход в Эдемский сад (Быт. 3:24), и о Боге часто говорится, что Его престол находится на херувимах или что Он путешествует на херувимах, как на колеснице (Пс. 18:10; Иез. 10:1-22). Над ковчегом Завета два херувима простирали свои крылья, и именно там Бог обещал пребывать со Своим народом: «Там Я буду открываться тебе и гово-рить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх. 25:22; ср.: ст. 18-21).
2) «Серафимы» 2 . Другая группа небесных существ, серафимы, упомина-ется только в Ис. 6:2-7, где они непрерывно поклоняются Богу и восклица-ют: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
3) Животные. Как в Книге Пророка Иезекииля, так и в Книге Открове-ние говорится о еще одном типе небесных существ, известных как «живот-ные», находящиеся у престола Божьего (Иез. 1:5-14; Отк. 4:6-8) 3 . Обладая внешностью льва, тельца, человека и орла, они являются самыми мощными представителями всего творения Божьего (дикие животные, домашние жи-вотные, человеческие существа и птицы) и постоянно поклоняются Богу: «И ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Все-держитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8).
1 По-древнееврейски единственное число будет «керуб»; «керубим» - это форма множественного числа (или «херувим», в соответствии с транслитерацией, взятой из Сеп-туагинты. - Примеч. пер.).
2 По-древнееврейски единственное число будет «сераф»; «серафим» - это форма множественного числа.
3 Описания в книге Иезекииля и в Откровении несколько отличаются друг от друга, но в них есть и много обшего. Трудно сказать, идет ли речь о двух разных группах су-ществ, или существа из Откровения изменили свою форму по сравнению с той, которая описана в видении Иезекииля.
4. Иерархия и порядок среди ангелов. Писание указывает на то, что среди ангелов существует порядок и иерархия. Один из ангелов, Михаил, назван архангелом (Иуд. 9), и это наименование подразумевает его власть над други-ми ангелами. В Дан. 10:13 он назван «одним из первых князей». Михаил по-является также в качестве начальника ангельской армии: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Отк. 12:7,8). Павел же говорит нам, что Господь возвратится с небес «при гласе Архангела» (1 Фес. 4:16). Говорится ли здесь о Михаиле как о един-ственном архангеле, или же есть и другие архангелы, Писание не уточняет.
5. Имена конкретных ангелов. В Писании по имени названы только два ангела 4 . Михаил упоминается в Иуд. 9, Отк. 12:7,8 и в Дан. 10:13,21, где он назван «Михаилом, одним из первых князей» (ст. 13). Ангел Гавриил упомя-нут в Дан. 8:16 и 9:21 как посланник, который приходит к Даниилу от Бога. Гавриил также упоминается в первой главе Евангелия от Луки как Божий по-сланник к Захарии и Марии. Ангел отвечает Захарии: «Я Гавриил, предстоя-щий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Лк. 1:19). Далее читаем: «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город!алилейский, называемый Назарет, кДеве... имя же Деве: Мария» (Лк. 1:26,27).
6. Только в одном месте и в одно время. Писание часто показывает нам ангелов, перемещающихся из одного места в другое, как в упомянутом выше стихе, где Гавриил «послан был... от Бога в город Галилейский, называемый Назарет» (Л к. 1:26). Тот факт, что ангелы перемещаются в пространстве, ста-новится очевиден, когда ангел приходит к Даниилу и говорит ему:
Не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим, но князь царства Пер-сидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Пер-сидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням (Дан. 10:12-14).
Мысль о том, что ангел в одно время может находиться только в одном ме-
сте, согласуется с тем фактом, что ангелы - сотворенные существа. В отличие
Бога, они - конечные творения, и потому ограничены пребыванием в од-
м месте в одно время, как и все, сотворенное Богом 5 .
------- .---------
4 Я не упоминаю здесь сатану, так как он падший ангел и его иногда называют также и другими именами (о сатане и бесах см. в гл. 19). (В англоязычной традиции «са-тана» [по-древнееврейски «противник», «супостат»[ считается именем собственным и пишется с прописной буквы, а «диавол» [по-древнегречески «клеветник»[ считается име-нем нарицательным и пишется со строчной буквы. - Примеч. пер.)
5 Тем не менее, судя по всему, очень большое количество ангелов может находиться вЬдНом месте в одно время, по крайней мере, на это указывает пример падших ангелов, или бесов. Когда Иисус спросил бесовские силы, пребывавшие в человеке, одержимом бесами: «Как тебе имя?», ответ был таков: «„Легион", потому что много бесов вошло в него» (Лк. 8:30). Если даже не истолковывать это слово буквально, как количество, рав-ное солдатам одного легиона римской армии (3-6 тыс. человек), так как сатана - отец ЛЖИ, и потому бесы могут сильно преувеличивать реальные события, достаточно того, что Лука говорит «Много бесов вошло в него».
6 Греческое слово μΰριας («мириада») - это выражение, обозначающее «очень боль-шое, но неопределенное количество» (BAGD, р. 529). (Или десять тысяч. - Примеч. пер.)
7 Другая вероятность заключается в том, что «ангел» (где ученики думают, что «ан-гел» Петра стучит в ворота - Мф. 18:10 и Деян. 12:15) - это не ангельское существо, а «дух» умершего человека; защиту этой точки зрения см.: В. В. Wufield, "The Angels of Chrises "Little Ones"", in Selected Shorter Writings, ed. John E. Meeter (Nutley, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1970), 1:253-266; D. A. Carson, "Matthew", EBC, 8:400-401.
Проблема этого истолкования заключается в том, что не было обнаружено ни одно-го ясного примера употребления слова «ангел» (греч. όγγελος) в значении «дух умершего человека». Уорфилд (pp. 265, 266), а вслед за ним и Карсон, цитирует два предполагае-мых примера из еврейской внебиблийской литературы: 1 Енох. 51:4 и 2 Вар. 51:5,12. Од-нако эти тексты неубедительны. В 1 Енох. 51:4 говорится просто: «И лица ангелов на небесах будут светиться радостью» (R. Н. Charles, The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament,2\0\s. , 2:219), однако там ничего не говорит-ся о том, что люди станут ангелами. Во 2 Вар. 51:5 говорится о том, что праведники обра-тятся «в сияние ангелов» (Charles, 2:508), однако это просто означает, что они будут так же праведны, как ангелы, а не то, что они станут ангелами.
8 двух других текстах говорится, что праведники обретут совершенство, «превосхо-дящее ангельское» (2 Вар. 51:12), и что «они будут подобны ангелам» (2 Вар. 51:10. См.:
7. Сколько всего ангелов? Хотя в Писании не названо число сотворенных Богом ангелов, судя по всему, это число очень велико. Мы читаем о том, что Бог на горе Синай «шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона» (Втор. 33:2; здесь «тьма» это старославянское числительное, означающее «десять ты-сяч». - Примеч. пер.). Мы также узнаем о том, что «колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч» (Пс. 67:18). Когда мы приступаем к поклонению, мыпристу-паем к «тьмам Ангелов» (Евр. 12:22) 6 . Их многочисленность особо подчерки-вается в Отк. 5:11, где Иоанн говорит: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч». Эти слова указывают на поразительно большое число (с чело-веческой точки зрения) - на бесчисленное собрание ангельских сил, прослав-ляющих Бога.
8. Есть ли у людей личные ангелы-хранители? "Писание ясно говорит нам о том, что Бог посылает ангелов, чтобы они оберегали нас: «Ибо Ангелам Сво-им заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12). Однако люди вышли за рамки этого представления о защите людей в целом и поставили вопрос так: «Может быть, Бог дает конкретного „ангела-хранителя" каждому человеку, по крайней мере христианину?» Подтверждение этой мысли видели в словах Иисуса о детях: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Однако наш Господь мог просто подразумевать, что ангелы, которым предписано оберегать детей, всегда имеют быстрый доступ в присутствие Божье 7 . Когда ученики Иисуса говорят (Деян. 12:15), что «ангел» Петра, должно быть, стучит в дверь, это не обязательно подразумевает веру в индивидуальных ангелов-хранителей. Возможно, некий ангел просто оберегал Петра и заботился о нем именно в то время. Таким образом, пред-ставление о личных «ангелах-хранителях» не находит убедительного подтверж-дения в Писании.
9. Ангелы не вступают в брак.
Иисус учил, что в воскресении люди «ни же-
нятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах»
(Мф. 22:30; ср.: Лк. 20:34-36). Это означает, что у ангелов нет таких семей-
ных отношений, которые характерны для людей. Писание нигде более не го-
ворит об этом, поэтому мудро было бы не рассматривать эту тему слишком
подробно 8 .
Charles, 2:509). Однако в этих текстах также не говорится о том, что люди станут ангела-ми. Кроме того, поскольку эти отрывки недоступны нам в греческом варианте (Первая книга Еноха взята из эфиопского текста, лишь с некоторыми греческими фрагментами, а Вторая книга Варуха - из сирийского), то они мало пригодны для того, чтобы опреде-лить значение греческого слова άγγελος.
Уорфилд цитирует также «Деяния Павла и Феклы» (Tischendorf, р. 42, para. 5, ad finem): «Благословенны боящиеся Бога, ибо они станут ангелами Божиими». Однако этот текст датируется концом II в. н. э. (ODCC, р. 1049) и не заслуживает достаточного дове-рия в качестве источника информации о том, во что верила ранняя церковь или чему учит Новый Завет.
8 Следует отметить, что это утверждение дано Иисусом в ответ на вопрос саддуке-ев о женщине, которая была замужем семь раз; Иисус сказал, что их вопрос демонст-рирует их незнание Писания и «силы Божией» (Мф. 22:29). Таким образом, нам следу-ет довольствоваться ответом Иисуса и не тревожиться. Нужно думать о небе не с пе-чальным предчувствием потери семейных отношений, а с радостным предвкушением обогащения наших взаимоотношений. (О «сынах Божиих» см. в Быт. 6:2,4, а также в гл. 19 этой книги.)
9 Писание не говорит нам о том, утратили ли часть своей силы согрешившие анге-лы, когда они отпали от Бога, или они обладают такой же силой, какой обладали еще будучи ангелами.
10. Сила ангелов.
Судя по всему, ангелы обладают огромной силой. Они
названы «крепкими силою» (Пс. 102:20) и «силами» (ср.: Еф. 1:21), «началь-
ствами» и «властями» (Кол. 1:16). Ангелы, судя по всему, превосходят мя-
тежных людей «крепостью и силою» (2 Пет. 2:11; ср.: Мф. 28:2). По крайней
мере, во время своего земного существования люди «унижены» перед анге-
лами (Евр. 2:7). Хотя сила ангелов и велика, она, безусловно, не бесконечна
и используется в борьбе против злых бесовских сил, над которыми властву-
ет сатана (Дан. 10:13; Отк. 12:7,8; 20:1-З) 9 . Тем не менее, когда Господь воз-
вратится, мы будем воскрешены в состояние, более возвышенное, нежели
ангельское (1 Кор. 6:3; см. ниже, с. 453-455, В 1).
11. Кто такой Ангел Господень? Во многих текстах Писания, особенно ветхозаветных, об Ангеле Господнем говорится так, словно это Сам Бог, при-нявший человеческий облик, чтобы явиться перед людьми.
Так, «Ангел Господень», нашедший Агарь в пустыне, пообещал ей: «Ум-ножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества» (Быт. 16:10); отвечая, Агарь назвала «Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня» (Быт. 16:13). Также, когда Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, «Ангел Господень» воззвал к нему с неба и сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единствен-ного твоего, для Меня» (Быт. 22:12). Когда «Ангел Господень» явился во сне Иакову, он сказал ему: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет» (Быт. 31:11,13). Когда «Ангел Господень» явился Моисею в неопалимой купине, он сказал: «ЯБоготца твоего, Бог Ав-раама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:2,6). Есть явные случаи, когда Ан-гел Господень, или Ангел Божий, выступает в качестве Самого Бога, возмож-но, это Бог-Сын, принимающий человеческую внешность на короткое время, чтобы предстать перед людьми.
Есть и такие случаи, когда Ангел Господень отличается от Бога (см.: 2 Цар. 24:16; Пс. 33:7; Зах. 1:11-13), и такие тексты, где говорится о некоем «Ангеле Господнем» 10 (напр.: Лк. 1:11), и в этих случаях речь идет просто об ангеле, посланном Богом.
- Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
Блаженный Августин, в частности, считал, что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» - мир вещественный. Подобная точка зрения была естественной с точки зрения неоплатонической перспективы - представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного. Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир - вещественный и видимый...» .
Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что едва ли не собезначальны Богу, но святые Отцы властно пресекали ее возможность. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир» . Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира. Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блаженный Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие, - пишет он, - не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание» .
Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел - спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.
Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» . «Сии умы, - пишет святитель Григорий Богослов, - прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...» . В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, - обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, - что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел - блюститель Церкви» .
Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).
И естественно, что переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.
В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.