Приемы лечебной физкультуры в доу. ЛФК для детей: назначения, показания, упражнения
Выступление на заседании городского методического центра для инструкторов по физтческой культуре
"Проведение занятий с элементами лечебной физкультуры в условиях дошкольного учреждения"
Кислякова О.Ю., старший воспитатель МАДОУ №41
Наше дошкольное учреждение – единственное в городе, имеющее статус «присмотра и оздоровления». С 2008 года дошкольное учреждение поменяло свою организационно – правовую форму, и в настоящее время мы работаем в режиме автономии. Основной целью работы нашего МАДОУ является сохранение и укрепление здоровья дошкольников; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за свое здоровье.
В своей деятельности мы используем программу «Детство» (под ред. Бабаевой Т.И.); «Валдоня», а для реализации оздоровительных задач используем программу Алямовской А.Г. «Здоровье», программу «Физическая культура – дошкольникам» Глазыриной Л.Д., а также оздоровительные технологии и методики: точечный массаж Уманской Н.А., ароматерапия Лавреневой Г., звуковая гимнастика Лазарева М., оздоровительная гимнастика Пензулаевой Л., лечебные игры Галанова А. и т.д.
В дошкольном учреждении создана инновационная программа по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения», над выполнением которой коллектив работает третий год. В результате этой работы в саду создана оздоровительно – воспитательная система, т.е. оздоровительная работа планомерно и системно вливается в образовательную деятельность.
Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является физкультурно – оздоровительное. В соответствии с оздоровительными программами и технологиями ежедневно воспитатели, физинструктор и медсестра проводят физкультурные мероприятия: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, гимнастику после сна, динамический час, оздоровительные минутки, закаливание, массаж, физиопроцедуры, лечебную физкультуру.
Особое внимание уделяется организации физкультурных занятий. В течение недели в каждой возрастной группе проводятся 3 занятия: 2 физкультурных (физинструктор), динамический час на прогулке (воспитатель) (со средней группы). В нашем детском саду с учетом его специфики выделен блок оздоровительной работы, в рамках которого проводятся занятия с элементами лечебной физкультуры.
И сейчас я хочу остановиться на организации и проведении таких занятий из опыта работы дошкольного учреждения. Лечебная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольных учреждениях различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Проведение занятий ЛФК в условиях дошкольного учреждения позволяет своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах возникновения нарушения осанки и сводов стопы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Главная цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников и
формирование правильной осанки и свода стопы.
Основные задачи ЛФК:
1. Осуществлять профилактику плоскостопия и нарушений осанки.
2. Улучшать функции дыхательной и сердечно – сосудистой системы.
3. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
4. Создавать условия психологического комфорта для каждого ребенка.
Основными средствами лечебной физкультуры являются – физические упражнения: дыхательная гимнастика, коррекционные упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, массаж и самомассаж; здоровьесберегающие технологии: оздоровительные игры (автор Галанов А.С.) «су-джок» - терапия (массаж пальцев - колечками, рефлекторных зон кистей стоп - шариками), «Сухой бассейн», музыкотерапия, цветотерапия, ароматерапия, аэроионотерапия (люстра Чижевского).
На занятиях используется различный спортивный инвентарь: гимнастические палки, массажеры: массажные валики, массажные мячи, массажные дорожки, дыхательные тренажеры «Паровоз», «Фонтанчик», «Вертушки», мыльные пузыри, «сухой бассейн» и «сухой дождь», тренажеры простого типа и сложного устройства.
Занятия ЛФК проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам, с детьми всех возрастных групп в физкультурном зале.
В структуре занятий младшего и старшего дошкольного возраста имеются различия: в основной части с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся оздоровительные игры по методике Галанова А.С., а с детьми старшего возраста – комплексы общеразвивающих упражнений. В заключительной части с детьми старшего возраста проводится Су-джок терапия.
Занятия состоят из 3-х частей: разминка, основная часть и заключительная.
1 этап: разминка
Задачи данного этапа:
1. Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки.
2. Повышение эмоционального тонуса детей.
3. Воспитание стремления заботиться о собственном организме.
Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:
1. Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.
2. Ходьба по массажным дорожкам через «сухой дождь».
3. Упражнения в разных видах ходьбы и бега.
4. Упражнение на тренировку дыхательной мускулатуры грудной клетки.
5. Комплекс ритмической гимнастики «Восточная гимнастика», который способствует укреплению мышечного корсета, улучшению координации движений, развитию гибкости. Все упражнения дети выполняют сидя на полу «по-турецки» в сопровождении аудиозаписи. комплекс гимнастики состоит из 15 постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки.
Этап разминки готовит организм к более интенсивным нагрузкам во 2 -основном этапе .
На данном этапе решаются следующие задачи:
1. Усиление мышечного корсета; увеличение силы и выносливости мышц.
2. Приобретение спортивных навыков: выносливость, гибкость, ловкость.
3. Формирование интереса к занятиям на тренажёрах.
На данном этапе, как один из вариантов, я использую метод «круговой тренировки». Количество тренажеров, используемых на занятиях, зависит от количества детей. Тренажеры подбираются с учетом чередования тренировки различных групп мышц и интенсивности нагрузки (например: «Гребля» - «Вертушки» - «Велотренажер» - массажные мячи).
Во время тренировки физинструктор определяет индивидуальную нагрузку, следит за самочувствием и выполнением правил безопасного использования тренажеров. Девочкам нагрузка уменьшается за счет изменения положения, из которого выполняется упражнение (стоя - сидя), замены тренажера. («Гребля» - диск «Здоровье»).
При работе на тренажерах дети испытывают эмоциональное напряжение, физические нагрузки – все это требует расслабления. Поэтому после 4-х подходов к тренажерам я провожу упражнение на расслабление из положения лёжа с целью восстановления дыхания, снятия физического напряжения.
После 8 упражнений на тренажерах я использую в комплексе упражнение на формирование правильной осанки и упражнение для тренировки навыков носового или диафрагмального дыхания.
После завершения второго этапа я приступаю к заключительной части , в ходе которой я решаю следующие задачи:
1. Укрепление опорно – двигательного аппарата; улучшение координации движений.
2. Снижение тонуса мышц, массаж верхних и нижних конечностей, всего тела.
3. Снижение эмоционального напряжения;
4. Воспитание чувства ответственности к своему здоровью.
Заключительная часть проводится в «сухом бассейне», вокруг которого расположены «массажные коврики».
«Сухой бассейн» вместо воды наполняется мелкими шариками, поэтому располагает широким спектром возможностей для оказания профилактической помощи детям. Упражнения и игры в «сухом бассейне» развивают и поддерживают отдельные двигательные навыки, тренируют различные группы мышц (в т.ч. и мышцы, формирующие осанку и поддерживающие свод стопы).
Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж всего тела без массажиста. В таких играх участвуют даже самые маленькие.
Упражнения проводятся фронтально, поточно, вокруг бассейна и в бассейне, из положение: стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку.
Затем дети выполняют самомассаж пальцев, кистей рук, стоп с использованием массажных шариков – «су-джок» терапия. Это массаж, в основе которого лежит метод воздействия на биологически активные точки (БАТ), или точки акупунктуры, которые находятся на поверхности тела человека. Воздействие на них может не только вылечить болезнь, но и предотвратить её возникновение. Взаимодействовать можно с помощью массажных колечек, палочек, мячиков, звездочек или природных семян, камешков.
Для самомассажа используются массажные мячи, массажные валики, пластиковые бутылочки с холодной и горячей водой.
Занятие заканчивается ходьбой через «сухой дождь» по массажным дорожкам с целью стабилизации нервного напряжения.
В 1 мл. группе нашего дошкольного учреждения имеется угловой «сухой бассейн». В течение дня воспитатель по своему усмотрению использует отдельные упражнения для снятия эмоционального напряжения, тактильной и сенсорной стимуляции малышей, развития коммуникативных качеств. Воспитатели занимаются с детьми индивидуально или небольшими подгруппами (3 – 5 человек). У детей вызывает интерес ходьба, ползанье, отдых в бассейне, расслабление, игры: «Сорви яблоко», «Собери в корзину», «Принеси!».
В детском саду «сухой бассейн» используется не только во время специально организованных занятий, но и в свободное время (во ΙΙ половине дня). Воспитатели проводят игры и упражнения, знакомые детям: «Достань со дна бассейна», «Отгадай, где спрятано?», «Кто больше?», «Ловкие ноги» и др.. Такие динамические паузы очень нравятся детям.
На занятиях ЛФК используются приемы арт-терапии: музыкотерапия, цветотерапия.
Музыкатерапия подразумевает создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует созданию положительного эмоционального настроя детей в процессе их двигательно – игровой деятельности.
В начале занятия музыка должна быть относительно тихой, спокойной (упр. на проверку осанки у стены, ходьба через «сухой дождь»), с постепенным увеличением громкости, темпа, ритма (упр. в различных видах ходьбы и бега, комплексах упражнений на фитболах, с гимнастическими палками и т.п.).
Во время проведения дыхательной гимнастики, упражнений на расслабление, различных видах массажа музыка должна быть светлой, нежной, воздушной; можно использовать звуки природы (пение птиц, шум воды и т.п.). При проведении комплекса «Восточной гимнастики», «су – джок» терапии используются восточные мелодии. Музыкальное сопровождение в этих случаях является ассоциативным фоном.
Терапевтический эффект музыки может быть в значительной мере усилен, если применяется словесный комментарий определенной музыкальной композиции, вызывающий соответствующие ассоциации у детей в конкретной двигательно-игровой ситуации.
Цветотерапия – это целенаправленный подбор и применение соответствующего цветового режима для детей. Главная идея цветотерапии состоит в том, что посредствам определенных цветовых режимов (интерьера физкультурного зала, кабинета ЛФК, включая оборудование, тренажеры, другой интерьер) можно содействовать более эффективному двигательному развитию детей, моделированию эмоционального состояния.
Организационные возможности цвета мы используем при выборе цветового решения интерьера (кабинет ЛФК – нежно-зеленого цвета).
В целях индивидуально – дифференцированного подхода к детям на занятиях используется паласы 2-х цветов – красный и зеленый:
а) дети с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями, которые нуждаются в стимуляции, занимаются на красном паласе, т.к. красный цвет активизирует все функции организма, стимулирует внимание;
б) зеленый цвет положительно влияет на нервную систему, успокаивает, помогает контролировать свои поступки, поэтому более активные, легко возбудимые дети занимаются на зеленом паласе.
Упражнение на расслабление, различные виды массажа проводятся на зеленом покрытии.
С целью оптимизации двигательной активности дошкольников используется «сухой дождь», который состоит из разноцветных ленточек, расположенных от теплых тонов к холодным. В начале занятия дети проходят от синего к красному – это активизирует двигательную активность, повышает эмоциональный тонус, развивает цветовосприятие. В заключительной части занятия дети проходят от красного к синему (3 р.) – это помогает детям расслабиться, восстановить растраченную энергию, стимулирует тактильную чувствительность.
Роль своеобразного «стимулятора эмоционального настроя» детей выполняет пузырьковая лампа «Аквариум» (2 вида) с цветной подсветкой. Лампы включаются в заключительной части во время проведения массажа под спокойную, неторопливую музыку. Это создает эффект «цветомузыки», который дает детям возможность сконцентрировать внутреннюю энергию при переходе к другим видам деятельности.
С целью цветотерапевтического управления эмоциональным состоянием детей можно использовать прозрачные платки разных цветов (при проведении подвижных, оздоровительных игр, упражнений на расслабление, выполнение комплексов ритмической гимнастики).
Пассивные дети созерцаю окружающий мир в красном, желтом, оранжевом цвете; активные, возбужденные дети – в голубом или зеленом. Детям можно дать возможность самим выбирать цвет, что помогает физинструктору ориентироваться на эмоциональный настрой ребенка во время проведения занятия.
Одновременно с проведением занятий ЛФК проходят сеансы ароматерапии – лечение различных заболеваний ароматами природных эфирных масел. Для этого используется аромалампа. Эфирные масла оказывают благотворное влияние на кожу, кровообращение, дыхательную систему, эффективны против многих микроорганизмов, благоприятны для иммунной и нервной систем.
В помещении физкультурно – оздоровительного центра используется аэроионизатор воздуха – люстра Чижевского, создавая эффект «горного воздуха». Аэроионотерапия применяется в профилактических целях, а так же для лечения ряда заболеваний.
Мы уверены, что ни одна,даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Работа с родителями включает в себя такие формы работы, как: открытые занятия, дни открытых дверей, совместные мероприятия, семинары, консультации, наглядная пропаганда.
В дошкольном учреждении оформлен стенд «Физкультурно-оздоровительная работа», где представлены фотоматериалы, в том числе и по лечебной физкультуре.
В дни открытых дверей родителям предоставляется возможность посетить занятия ЛФК, познакомиться с оборудованием, используемым на занятиях.
Родители с удовольствием принимают участия в физкультурных мероприятиях (праздниках, досугах), где вместе со своими детьми выполняют дыхательные упражнения, упражнения для красивой осанки и стройных ног, обучаются основам массажа с использованием массажных мячиков и т.п.
В конце учебного года проводились итоговые занятия по ЛФК, на которых присутствовали родители. Им было интересно узнать о многообразии средств ЛФК, влияние таких занятий на здоровье детей. С целью повышения роли родителей в профилактической работе, привлечения к активному участию в оздоровлении своих детей проводятся цикл консультаций, семинары- практикумы для родителей.
С целью отслеживания результатов работы с детьми в нашем дошкольном учреждении проводится комплексная диагностика:
1. Исследования состояния здоровья детей специалистами детской поликлиники №3.
2. Осмотр детей специалистами для ранней диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия) и других функциональных нарушений:
Плантография- методика получения отпечатков человеческой стопы в позе естественного прямостояния на плантографе; с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями;
Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом.
Результаты диагностики отображают эффективность проведения всего комплекса мероприятий физкультурно – оздоровительной работы, в т.ч. занятий ЛФК: в детском саду имеется тенденция к снижению заболеваемости и уменьшению количества детей с нарушениями осанки, плоскостопием.
Система занятий ЛФК дает возможность детям узнать о положительном влиянии физических упражнений, тренажеров на формирование правильной осанки, вырабатывают осознанное отношение к своему здоровью, знакомят с доступными им способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на их здоровье.
Работа на этом не заканчивается. В перспективе мы планируем оснащение комнаты ЛФК новым оборудованием: приобретение тренажеров, оборудования для цветотерапии, мягких модулей для комфорта и безопасности детей, пополнения фонотеки для музыкотерапии.
И как сказал ученый С.Я.Эйнгорн:
«Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.»
Методичекая литература
1. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». Москва, «Просвещение», 2006.
2. Ефименко Н. «Театр физического развития и оздоровления». Москва, «Линка – пресс» 1999.
3. Галанов А.С. «Развивающие игры для малышей». Москва, «АСТ – пресс книга», 2006.
4. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г. «Занятия по физкультуре с детьми 3 – 7 лет». Москва, «Сфера», 2007.
5. Рунова М.А. «Движение день за днём». Москва, «Линка – пресс», 2007
6. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ». Воронеж, «Учитель», 2005.
7. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. «Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников». Волгоград, «Учитель», 2009.
Часто в дополнение к лекарственным препаратам детям назначается проведение лечебно-профилактической физкультуры, чтобы дополнить назначенный курс лечения и помочь ребенку укрепить свое здоровье, адаптироваться к тем или иным жизненным обстоятельствам.
Что такое ЛФК
ЛФК или лечебная физическая культура – это комплекс физической деятельности, направленный на устранение последствий после перенесенных физических и психологических травм. В основе данного комплекса лежит естественная потребность человека в движении. Стоит отметить, что последние десятилетия двигательная активность населения всего мира значительно снизилась, именно поэтому включение в общую терапию данного направления не менее важно, чем подбор правильных лекарств.
В случае с детьми ЛФК играет особенную роль. Для них это постепенное снятие эмоционального стресса, обучение самоконтролю, ощущение себя самого, умение расслабляться, возможность развиваться при любых физических возможностях.
ЛФК для детей содержит много игровых форм упражнений, что делает занятия легче и веселее, как для ребенка, так и для его родителей.
Методы воздействия лечебной физкультуры, и как они подбираются
ЛФК оказывает свое воздействие на организм ребенка посредством нескольких основных форм.
- Лечебная гимнастика. Сюда входят различные физические упражнения, которые могут быть сконцентрированы на общем развитии, либо оказывать действие в определенной зоне – поясничный отдел, голеностопный сустав, плечевой пояс и т.д. Гимнастика или зарядка могут быть длительными, либо непродолжительными, в зависимости от назначений врача, возможностей родителей и пациента непосредственно. Упражнения адаптируются в зависимости от места проведения – пятиминутка в подготовительной группе, полчаса дома или час в специальном зале.
- Дополнительная физическая активность. Очень часто в дополнение к основному комплексу упражнений, врачи советуют активную ходьбу, восхождения (если это возможно), легкий бег, походы.
- Упражнения на тренажерах. Специальные залы для ЛФК оборудованы тренажерами, созданными специально для развития опорно-двигательного аппарата, снижения тонуса мышц, лечения и профилактики многих заболеваний, связанными с задержками роста ребенка, а также его способности адаптироваться в обществе и пространстве.
- Плавание. Благодаря высокой плотности, вода поддерживает тело ребенка, снижая нагрузку на его позвоночник и позволяя справляться с более сложными задачами, чем вне бассейна. Плавание помогает развить мускулатуру, является профилактикой смешения внутренних органов, действует умиротворяюще на нервную систему, помогая бороться со стрессами и усталостью.
Подбор того или иного вида лечебной физкультуры происходит в зависимости от поставленного врачом диагноза, а также от особенностей ребенка, которого записывают на ЛФК. Конечно, посещать тренировки полезно и здоровым детям, но можно выделить ряд отклонений и заболеваний, при которых лечебная физкультура просто необходима:
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- сердечно-сосудистые отклонения;
- заболевания дыхательной системы;
- заболевания ЖКТ;
- реабилитация после травм;
- нарушения осанки;
- в некоторых случаях после перенесенных операций;
- при необходимости обучить ребенка ходить со специальной поддержкой;
- психоэмоциональные расстройства.
В ряде случаев для проведения лечебно-профилактической физкультуры есть противопоказания, например, для детей, которые недавно перенесли операцию на подошвах стоп или имеют серьезные патологии опорно-двигательного аппарата.
Эффективность лечебной физкультуры для детей, ее положительные стороны
Главной задачей и итоговым действием ЛФК является укрепление способности ребенка к адаптации в обществе. Каким бы ни было первоначальное состояние маленького пациента, задачей специалистов и родителей является облегчение его деятельности, соответствующей его нуждам. В то же время организм ребенка необходимо закалить и подготовить к возможным трудностям, к борьбе с инфекциями в периоды обострения.
Эффективность лечебной физкультуры для детей доказана многолетней практикой. Сегодня подобная терапия практически во всех случаях назначается как дополнительное средство излечения и поддержания организма детей с установленной инвалидностью.
Такое доверие вызвано массой положительных эффектов:
- общее укрепление здоровья и иммунитета;
- улучшение психоэмоционального состояния;
- развитие мелкой и крупной моторики ребенка;
- укрепление, развитие мышечного каркаса;
- снижение тонуса мышц, предупреждение судорожных проявлений и спазмов;
- формирование правильной осанки, предупреждение сколиоза (если не поставлен ранее);
- укрепление опорно-двигательного аппарата, в целом;
- развитие суставов, улучшение двигательных функций;
- предупреждение остеопороза и остеохондроза;
- ускорение метаболизма и регенерации;
- улучшение обмена веществ, в целом;
- развитие силы и выносливости;
- снижение негативных последствий в реабилитационный период после операций, как под местным, так и под общим наркозом;
- восстановление адаптивных способностей;
- укрепление связи ребенка с родителем и окружающим его обществом, улучшение коммуникативных способностей.
Несколько полезных упражнений для каждого ребенка
- Попросите ребенка лечь на пол и представить, что он плывет в озере или по широкой реке. При этом брюшные мышцы должны быть напряжены, а ноги слегка оторваны от пола. Данное упражнение укрепляет мышцы тела и помогает выработать правильную осанку.
- Смена пяточка-носочек. Малыш ходит по комнате, сначала на пяточках, а потом на носочках, стараясь как можно лучше держать равновесие. В качестве дополнения можно попросить ребенка вытянуть руки в стороны или вперед, меняя, таким образом, центр тяжести и усложняя тренировку.
- Для укрепления живота можно научить ребенка выполнять упражнение «велосипед», а также поднятие и круговые вращения прямых ног. При этом малыш должен лежать на спине, а под шею лучше расположить небольшой валик.
- Поочередные наклоны вперед и потягивания вверх. Для выполнения упражнения ребенка просим встать ровно, ноги слегка расставить. На вдохе он должен потянуть руки вверх и встать на носочки, на выдохе – опуститься на всю стопу и наклониться вперед, продолжая тянуть руки над головой. Таким образом, помогаем ребенку развивать гибкость позвоночника.
В дополнение к этому отметим, что, имея возможность, обязательно стоит каждый день совершать с ребенком прогулки в парке, давая ему возможность самостоятельно перемещаться. Для активного развития мышц и скелета, следует приобщить своего маленького спортсмена к лыжам, бегу, плаванию и др. видам спорта, в зависимости от его личных возможностей.
Как правильно проводить занятия лечебной гимнастикой для профилактики и лечения простудных заболеваний у детей?
Лечебные физические упражнения больному ребенку назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.
Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут.
Заниматься лечебной гимнастикой на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку.
Перед началом гимнастики в домашних условиях комнату, где будет заниматься ребенок, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку: температура воздуха в комнате должна составлять 10-18°С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно вытряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки и пр.).
Ребенок должен заниматься гимнастикой в свободном спортивном костюме (трусики, майка и тапочки), не стесняющем движения. После гимнастики, если состояние малыша позволяет, полезно применять закаливающие процедуры: утром - влажные обтирания тела, вечером - мытье ног прохладной водой.
Перед тем как начать занятия, четко объясните ребенку содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении.
При занятиях с детьми дошкольного возраста следует стараться проводить гимнастику занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку.
Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать ребенка всегда производить вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе ребенок должен втягивать живот.
При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным.
Упражнения необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха у ребёнка возникает , продолжительность выдоха надо несколько сократить.
Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте смену движений рук, ног и туловища.
Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой.
Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд).
Обязательным является длительное применение ЛФК - в течение 5-6 месяцев, причем систематически и без перерывов. Если занятия лечебной гимнастикой будут проводиться от случая к случаю, с частыми перерывами, пользы они не принесут.
Утренняя гигиеническая гимнастика для детей дошкольного возраста
Комплекс 1
Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Голову и корпус стараться держать прямо.
- "Сильные руки". Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
- "Часики". ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: "Тик-так". Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз (рис. 2).
- "Пчелка". ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
- "Регулировщик", ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: "тр-р-р-р". Темп средний. Повторить 5-6 раз (рис. 3).
- "Дровокол". ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.
- "Согревание рук". ИП - стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
- "Семафор". ИП - сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох), медленно опустить их вниз (длительный выдох), одновременно произносить: "С-с-с-с". Повторить 4-5 раз (рис. 4).
- "Кузнечик". ИП - сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4-5 раз.
- "Трубач". ИП - сидя на полу; кисти сложены "трубочкой и приставлены к губам. Медленно выдыхая, громко произносить: "П-ф-ф-ф". Повторить 4-5 раз (рис. 5).
- Бег по комнате с ускорением и замедлением.
Медленная ходьба по комнате на носках, при этом надо тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне.
Комплекс 2
Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы - 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо.
- "Петушок". ИП - стоя; ноги па ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз (рис. 6).
- "Журавль на болоте". ИП - стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
- "Катание на лыжах". ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний.
- "Пришей пуговицу". ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
- "Вертушка". ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно "перебрасывая" их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-7 раз.
- "Цапля". ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
- "Мельница". ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5-6 раз.
- "На турнике". ИП - стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5-6 раз (рис. 7).
- "Маятник". ИП - стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне - выдох. Выполнить 3-4 наклона в каждую сторону (рис. 8).
- Прыжки. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени.
Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной.
Утренняя гигиеническая гимнастика для детей школьного возраста
Комплекс 1
Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.
- Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох), вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: потягиваясь, поднимайте голову и выпрямляйте спину. - ИП - стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше - ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: ноги все время держите прямыми. Выпрямляя туловище, отводите плечи назад. - ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибайте, не отрывайте пяток от пола. Голову и корпус держите прямо, не наклоняясь вперед (рис. 9). - ИП - стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10-15 раз.
Особые указания: приседая, держите пятки прижатыми к полу, не опускайте голову. - ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох), Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: прогибая спину, отводите плечи назад, сближая лопатки. - ИП - лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к иолу, Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
- ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: прогибайте спину, отводя голову назад и сближая лопатки. - ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. То же проделать другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
Особые указания: не сгибайте ноги; голову и корпус держите прямо. - ИП - стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти разведены в стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону - назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступни, голову и туловище держите прямо. - ИП - стоя ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5-10 см от пола. Выполнить около 30 раз.
Особые указания: голову и туловище все время держите прямо.
Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходам на медленный, в течение 1 минуты.
Комплекс 2
Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.
- ИП - стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно вытянуться (вдох), вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания; потягиваясь, отводите голову назад и выпрямляйте спину. - ИП - стоя, ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь, коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания. Ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, отведите плечи назад. - ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклоняться влево, отставляя другую ногу в сторону, на носок. Вернуться в ИП. Проделать то же в другую сторону, отставляя правую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
Особые указания: ноги не сгибайте, голову и корпус держите прямо, локти оттягивайте назад. - ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз.
Особые указания: старайтесь все время сохранять прямое положение корпуса. - ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: вытягивая руки, отводите плечи назад, сводя лопатки. - ИП - лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги от пола, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям ног велосипедиста. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнениё в течение 20-30 секунд.
Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола. - ИП - стоя; НОРИ вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания. Прогибаясь, отводите голову и локти назад, сводя лопатки. - ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину. Поставить ногу в ИП. Проделать то же другой ногой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
Особые указания: ноги держите прямыми. - ИП - стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, сгибая руки к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в правую сторону: Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступней, не отрывайте пяток от пола. - ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые прыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и сводя их вместе. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков.
Особые указания: старайтесь держаться прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение 1 минуты.
Являет собой комплекс физкультуры, направленный на реабилитацию, профилактику и лечение. Включает в себя грамотно подобранные упражнения и постановку правильного дыхания.
Показания к проведению
- Рекомендуется для всех здоровых детей с целью усиления деятельности всех систем и органов, процессов обмена, повышения адаптации организма к различным факторам.
- Формирует правильную осанку.
- Детям, имеющим временные или постоянные отклонения здоровья (поражения сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, опорно-двигательной систем организма).
Помимо основных целей, ЛФК также имеет воспитательно-дисциплинирующую функцию. На занятиях ЛФК для детей ребенок познает себя в окружающем мире, получает некоторые навыки гигиены. Также физкультура важна для лучшей адаптации в школе, повышает устойчивость к стрессам, улучшает успеваемость и эмоциональный фон у школьников, снижает чувствительность к аллергенам. ЛФК имеет некоторые противопоказания, поэтому требует предварительной консультации со специалистом.
Занятия с младенцами
Когда ребенок рождается, его организм еще не сформировался полностью, поэтому все его движения - это дерганья руками и ногами. Чтобы его организм смог уже тогда развиваться, придумали гимнастические упражнения для малышей. Это делается для того, чтобы организм ребенка развивался уже в этот период. Эти упражнения делаются не только для больных детей, но и для здоровых, чтобы патология не обнаружилась позже.
Как же эта гимнастика помогает организму ребенка?
Когда мы двигаемся, то мышечная масса получает больше крови, то есть и больше всего, что есть в ней. Обмен веществ работает лучше, так как расходуется больше энергии и больше потребляется организмом. Из-за ускоренного обмена веществ наши органы, например, почки, желудок, печень, начинают развиваться лучше, поскольку работают активнее. Укрепляется иммунитет ребенка. Нервная система получает хороший стимул к развитию. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, вестибулярный аппарат, мышцы и кости лучше скрепляются. Ребенок начинает крепче спать, что тоже плюс, так как меньше просыпается по ночам. Вообще, лечебная гимнастика разрабатывалась для того, чтобы ребенок быстрее научился двигаться, хотя бы начал делать простые движения. Также регулярные занятия улучшат его осанку и предотвратят гипертрофию мышц.
Как правильно проводить гимнастику?
Начинать заниматься нужно, когда возраст ребенка - уже месяц, заканчивать каждое занятие массажем - это помогает мышцам расслабиться. При неблагоприятном самочувствии ребенка стоит перестать проводить занятия!
Если ваш ребенок отвлекается на что-то другое, начните делать другое упражнение, возможно, это ему не нравится, а в конце отвлеките его чем-то интересным. Проводить гимнастику нужно спустя два часа после или за два часа до еды и купания, предварительно проветрив помещение, но температура должна быть не ниже 20 градусов. Общее время гимнастики не должно быть меньше 15 минут, сопровождать процесс нужно одобрительными словами и положительными эмоциями.
Виды упражнений
Упражнения ЛФК для детей имеют много видов, ниже перечислены самые распространенные из них. Наиболее популярны те, что направлены на:
- Малыш лежит животом вверх, руки скрещены на груди. Сначала поднимаем одну руку, потом вторую, затем обе, за голову запрокидываем их. Ребенок лежит на спине, сгибаем ноги и сводим их вместе, повтор упражнения до 3 раз, затем придерживаем ножки и поворачиваем таз в стороны.
- Тренируем перевороты со спины на животик и наоборот. Для этого вытягиваем ручку малыша, через которую будет осуществлен переворот, вверх, учим его этому упражнению. Чтобы научить ребенка ползать, нужны два человека, которые будут держать его за конечности и по очереди двигать ими. Когда малышу будет больше 4 месяцев, его поднимают за спинку и учат садиться при помощи рук ребенка.
Гимнастика не делается в следующих случаях:
- малыш болен гриппом;
- проблемы с сердцем;
- расстройство слизистой;
- проблемы с желудком;
- проблемы с легкими;
- острые воспалительные и гнойные процессы.
Вывод: гимнастику нужно проводить в любом случае после консультации с врачом, но не забывайте, что развитием ребенка должны заниматься родители.
Применение ЛФК при детском церебральном параличе
ЛФК для детей с ДЦП может улучшить:
- координацию;
- баланс;
- силу;
- гибкость;
- выносливость;
- управление болью;
- положение;
- общее здоровье.
Сочетание упражнений, методов расслабления мышц и специального оборудования используется для улучшения движения. Степень, в которой физическая терапия может улучшить специфические проблемы ребенка, зависит от тяжести состояния. Упражнения для церебрального паралича направлены на лечение высокого или низкого мышечного тонуса. Высокий мышечный тонус вызывает жесткость и спастичность, тогда как низкий вызывает слишком большую гибкость и слабость. Упражнения для гибкости и массажи часто используются для детей со спазматическим церебральным параличом. Силовые тренировочные упражнения используются для увеличения тонуса мышц у детей с атетоидным церебральным параличом.
Специальные упражнения также используются для помощи при ходьбе, позе, переходных движениях и сенсорных нарушениях, например, прикосновениях и балансе. Положение улучшается с помощью упражнений, которые выполняются сидя, стоя на коленях и стоя.
Терапевты используют различные средства для подвижности, чтобы сделать физкультуру более эффективной. Крепления, отброс, шины и вкладыши в обувь - это виды ортопедического оборудования, которое помогает ходить ребенку и двигаться суставам.
Физическая терапия также часто включает в себя следующие инструменты:
- упражнения на шаре;
- полосы сопротивления;
- свободные веса;
- бассейны;
- горячие и холодные упаковки;
- электрическую стимуляцию мышц.
В некоторых случаях электрическая стимуляция используется для улучшения функции ходьбы и работы верхних конечностей. Физиотерапевты должны адаптировать лечение на разных стадиях развития. Важнейшие этапы - когда ребенок находится в дошкольном и раннем школьном возрасте. Дети на ранних стадиях развития изучают и испытывают многое благодаря игре, что делает ее важным аспектом ранней терапии. Малыши с ЦП часто неохотно прикасаются к своему лицу или практикуют определенные движения, необходимые для обучения и физического развития.
Процедуры при плоскостопии
Для проведения ЛФК при плоскостопии у детей прекрасно подойдут игровые комплексы. Маленькие дети могут заниматься рисованием, используя пальцы ног. Также можно собирать игрушки с пола. Упражнения для детей можно придумывать самому. Их лучше всего чередовать, увеличивать длительность занятия, повторять их через небольшой промежуток времени. Для детей, которые уже пошли в школу, рекомендуется увеличить нагрузки. Повторения упражнений увеличить до двадцати.
Занятия для ребенка школьного возраста
Выполнить комплекс упражнений из положения сидя на стуле:
- схватить пальцами ног небольшой предмет и пытаться поднять его;
- схватить ногами мячик и поднять его на максимально возможную высоту;
- сводить и разводить пятки, при этом надо касаться пола носками;
- тянуть стопы по полу или катать палку по полу.
Уже стоя выполнить следующее:
- залезть на гимнастическую стенку и распределить массу тела на центр стопы;
- приседать на носках, руки должны быть направлены в стороны;
- ходить по палке или ребристой доске;
- сделать массаж стоп с помощью коврика с супинаторами;
- выполнить перекат с носков на пятки, спину держать ровно;
- ходить носками по наклоненной доске.
В рамках ЛФК необходимо часто выполнять данные упражнения. Нельзя прекращать занятия при появлении небольших улучшений, нужно закрепить результат. Чтобы добиться явного прогресса в лечении, нужны усилия не только самого ребенка, но и его родителей.
Проблемы со спиной
Врачи рекомендуют начинать заниматься ЛФК для детей с нарушениями осанки уже с двух-трех месяцев. Занятие ЛФК поможет привести в тонус мышцы спины, подкорректировать неправильную форму позвоночника. Постоянные занятия помогут ребенку держать спину ровно.
Для детей до семи лет рекомендуется выполнять упражнения не реже трех-четырех раз в неделю. ЛФК выполнять в течение трех месяцев с возможным перерывом в два месяца. Занятия рекомендуется постоянно усложнять (один раз в три недели). Это необходимо для быстрого получения результата. Если этого не делать, то мышцы ребенка начнут привыкать к нагрузкам, из-за этого эффективность занятий упадет.
Комплекс упражнений для профилактики
Комплексы ЛФК для детей могут быть следующими. Ноги поставить на уровне ширины плеч, руки - на пояс. Локти разводить до того момента, пока лопатки не сомкнутся. Повторить пять раз.
Выполнять наклоны, руки должны находиться за спиной. Наклоны делать вправо-влево и вперед-назад. Повторить шесть раз.
Ноги поставить как можно более широко, кисти рук положить на плечи. Делая вдох, сделать наклон вперед, при выдохе вернуться обратно в исходное положение.
Взять бодибар и вытянуть прямо перед собой. При выдохе присесть, при вдохе вернуться обратно в исходное положение. Повторить пять-шесть раз. Во время упражнения спину нужно держать ровно.
Лечебная физкультура для детей – это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражнений.
Каковы плюсы от занятий ЛФК?
Физическая активность является необходимым условием для нормального развития растущего организма, о чём, к сожалению, взрослые часто забывают. А ведь детская физкультура, помимо лечебно-профилактической, несёт ещё и воспитательную функцию: малыш приобретает гигиенические навыки, познаёт окружающий мир и себя в нём. Занятия ЛФК важны для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата у детей любого возраста, формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста, а также укрепления позвоночника и мышц спины, устранения асимметрии осанки при сколиозе.
Упражнения полезны для профилактики и лечения при нарушении осанки, коррекции при плоскостопии, развития силы, ловкости, выносливости, нормализации работы эндокринной системы и укрепления иммунитета. Также занятия будут важны для улучшения адаптации ребёнка в школе, повышения устойчивости к стрессам, улучшения успеваемости у детей школьного возраста и улучшения эмоционального фона, гипосенсибилизации (снижения чувствительности к аллергенам), а также общего укрепления организма.
Виды нагрузок
К ЛФК можно отнести не только комплексы упражнений, но и любой вид активного отдыха: игры, занятия спортом, гимнастика, проводимая в виде разминки учителем в течение школьного урока. Физкультура для малышей характеризуется занятиями в игровой форме. Для детей школьного возраста используется и классический гимнастический метод ЛФК.
Упражнения подразделяются на общие, используемые для укрепления организма в целом, и специальные, воздействующие на определённую систему, например, направленные на укрепление позвоночника, мышц ног и спины при сколиозе и плоскостопии.Выделяют большой класс динамических упражнений, к которым относятся активные и пассивные движения, и класс статических упражнений, направленных на удержание определённого положения тела. Пассивные движения часто включаются в комплекс гимнастики для детей первого года жизни.
По характеру выделяют: дыхательные, корригирующие, расслабляющие, растягивающие, координационные упражнения. У малышей до года используются рефлекторные упражнения. На протяжении дошкольного периода предпочтительно применять класс игровых упражнений.
Противопоказания
Занятия не показаны при острых и злокачественных заболеваниях, кровотечениях, декомпенсированных пороках сердца. Не начинайте занятия при лихорадке, плохом самочувствии, нарушении сердечного ритма.
Какие правила нужно соблюдать при занятиях ЛФК?
Посетите врача, так как может потребоваться обследование, например, при сколиозе. Необходимо заниматься со специалистом, который сможет правильно оценить состояние здоровья ребёнка. Нагрузка должна постепенно расти. Движения не должны приносить боль. Избегайте однообразных упражнений, так как детишкам дошкольного и младшего школьного возраста может стать скучно. Нельзя допускать утомления ребёнка.
Не следует заниматься на полный желудок, лучше проводить занятия за 30 минут до еды или через 45-50 минут после неё.
Помещение должно быть проветренным, температура воздуха не выше 22 градусов. У детей дошкольного возраста, а особенно у детей до года, занятия следует начинать и заканчивать поглаживанием, также стоит ввести этот приём между выполнением движений. Для старших детей необходимо включать в комплекс дыхательные и расслабляющие упражнения.
Соблюдайте регулярность и этапность занятий: необходимо начинать с разминки, далее следует основная часть и заминка. Продолжительность и количество курсов ЛФК назначается врачом, обычно проводится 2-3 курса в течение года.
Упражнения для детей первого года жизни
В возрасте до года, в основном, используются пассивные и рефлекторные движения, а также элементы массажа. В возрасте до 3 месяцев применяются поглаживания и рефлекторные упражнения:
- надавливание на подошву у основания пальцев (вызывает сгибание пальцев);
- проведение по наружной стороне подошвы по направлению к пятке (вызывает разгибание пальцев);
- рефлекторное ползание;
- проведение большим и указательным пальцами вдоль позвоночника снизу вверх (вызывает рефлекторное разгибание позвоночника);
- во время занятий следует ласково разговаривать с малышом;
- после каждого упражнения производится поглаживание.
У детей старше 3 месяцев в комплекс включается класс пассивных упражнений:
- сгибание и разгибание рук;
- разведение рук и скрещивание их на груди;
- сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах;
- поворот со спины на живот и обратно;
- ползание за предметом;
- поднятие рук за игрушкой;
- упражнения проводятся попеременно с поглаживаниями, растираниями.
По мере того как ребёнок учится стоять и ходить, добавляется класс активных упражнений:
- проведение разминки и заминки в виде пассивных движений;
- топание на месте;
- ходьба с поддержкой;
- наклон за игрушкой;
- перешагивание преграды.
Помните, что занятия ЛФК с раннего возраста способствуют равномерному укреплению мышц, профилактике искривления позвоночника и формированию правильной осанки с детства, ведь основной класс нарушений дошкольного периода - это сколиоз и плоскостопие.
Упражнения при сколиозе и нарушении походки
Основной задачей при сколиозе является укрепление мышц спины и создание мышечного корсета для поддержания правильного положения позвоночника. Помните: вашему ребёнку может потребоваться индивидуальный комплекс коррекции осанки, для разработки которого необходимо обратиться к специалисту! При быстропрогрессирующем сколиозе (с нарастанием угла искривления позвоночника более 10 градусов в течение года) может потребоваться операция!
Примерный комплекс упражнений при сколиозе 1 степени:
Начало с разминки, установки и контроля правильной осанки.
Ходьба по кругу с контролем осанки в зеркале в течение 1 минуты.
Ходьба с поднятыми прямыми руками в течение 40 секунд.
Ходьба на носках с разведёнными руками – 40 секунд.
Ходьба на пятках – 30 секунд.
Поочерёдное выбрасывание прямых рук вверх (10-12 раз).
Наклоны корпуса в стороны (10 раз).
Руки на пояс, пятки вместе, носки врозь. Присесть, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение (10-15 раз).
Поднятие гимнастической палки вверх и отведение прямой ноги назад (4-6) раз.
Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах из положения лёжа на спине, руки за головой (6-8 раз). Выполнение медленное, с напряжением мышц спины.
Упражнение «велосипед» (6-8 раз).
Поочерёдное поднимание прямых ног из положения лёжа (4-6 раз).
Лёжа на спине, руки согнуты в локтях. Прогибание спины с упором на локти и пятки (3-4 раза).
Поднятие большого мяча на вытянутых руках (8-10 раз).
Ходьба с высоким подниманием коленей - 2-3 минуты.
Ходьба с замедлением темпа.
Контроль осанки.
Активные движения чередуются с упражнениями на расслабление мышц спины и дыхательными упражнениями. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в комплекс ЛФК при сколиозе и другом нарушении осанки добавляется элемент игры.
Упражнения при плоскостопии
Плоскостопие возникает из-за слабости мышечно-связочного аппарата голени и стопы. Целью занятий ЛФК при плоскостопии является укрепление этих мышц и связок. Коррекция этого заболевания необычайно важна ещё и потому, что оно влияет на состояние суставов, спины и позвоночника. Чем младше ребёнок, тем эффективнее будет лечение при таком нарушении, предпочтительно начинать с дошкольного возраста.
Основной класс упражнений при плоскостопии - ходьба:
Начало с общей разминки.
Ходьба на носках.
Ходьба с опорой на наружный край стопы.
Ходьба с согнутыми пальцами и приведёнными стопами.
Захватывание и перемещение стопами мячика.
Захватывание пальцами стопы палки.
Ходьба по бревну.
Данные упражнения используются не только при плоскостопии, но и для его профилактики.
Детям дошкольного возраста при прогулках в тёплое время года можно снимать обувь и ходить босиком по земле, траве, что способствует повышению настроения, укреплению мышц ног, закаливанию, полезно не только при плоскостопии, но и при нарушении осанки и походки.