Увлекательные опыты с цветом для детей. Эксперимент — как окрасить цветы Опыт с цветком и красителем
Ваши дети любят смешивать цвета? Наша Даша очень! А ещё она любит разные опыты. И я подумала, а что если совместить эти два занятия. Давайте устроим день опытов с цветом.
Опыт 1: «Смешиваем цвета» . Это очень простое занятие, подойдёт даже для малышей.
Нам понадобятся: краски любые (акварель, гуашь, пальчиковые) и лист бумаги.
На лист наносим краску одного цвета, например, синий. Промываем кисточку и добавляем жёлтый. Что получилось?
Пробуем смешивать цвета в разных пропорциях. Что будет, если мы возьмем много синего и чуть-чуть желтого? А если наоборот? А если добавим ещё белый или черный?
Кстати, смешивать можно не только основные цвета: синий с красным; красный с желтым; желтый с синим.
Давайте попробуем смешать красный с зелёным, или оранжевый и синий. Или смешиваем не два, а три цвета.
А ещё можно придумывать названия получившимся цветам.
Так какие цвета получились у вас? А вот так мы когда-то смешивали цвета
Опыт 2: «Получение нового цвета» . В общем, это тот же первый опыт, только для более «продвинутых» исследователей.
Нам понадобятся: три стакана, краска, две салфетки.
В первый стакан наливаем воду и синюю краску, второй стакан оставляем пустым, в третий – наливаем воду и желтую краску. Пустой стакан ставим между «цветными» стаканами. Салфетки сворачиваем и опускаем одним концом в «цветной» стакан, вторым – в пустой. Начинаем наблюдение.
Мы воспользовались баночками от пюре. В начале опыта подкрашенная вода стала подниматься по салфеткам, но, нужного эффекта мы так и не дождались. Решили взять стаканчики поменьше и здесь всё получилось. Теперь хотим несколько цветов по кругу попробовать смешать.
Опыт 3: «Хроматография цвета»
Смешать цвета легко, а можно ли наоборот, разделить? Попробуем!
Нам понадобятся: стакан с водой, салфетка, фломастеры.
На салфетке, отступив от края, рисуем фломастером полосу. Опускаем край салфетки в стакан с водой, так, чтобы не намочить полосу от фломастера. Достаём салфетку и подвешиваем вертикально.
Наблюдаем, что происходит.
Этот опыт у нас более удачный. Интересно наблюдать как вода, поднимаясь по салфетке, «тащила» за собой краску. По ходу краска раскладывалась на несколько цветов. На фото не очень видно. Зелёный у нас разложился от желтого до синего. В синем мы разглядели и розовый, и сиреневый, и зелёный. В коричневом неожиданно проявилась синяя полосочка.
Даше данное занятие понравилось больше всего. Она ещё долго сама рисовала полоски на салфетках, мочила и наблюдала, что получается.
Опыт 4: «Хроматография на ткани»
Проделаем предыдущий опыт, только на ткани.
Нам понадобятся: фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки, стакан, пипетка.
На стакане закрепляем резинкой кусочек ткани. Фломастерами ставим точки по кругу. В центр пипеткой капаем воду.
Наблюдаем, что происходит.
Мы не только точки рисовали, а ещё и отрезки по кругу. Делали второй круг на некотором расстоянии.
А какие опыты с цветом знаете вы? Делитесь предложениями и результатами.
Начинается в самом раннем возрасте. Уже в 4 месяца малыш хорошо различает цвета, а чуть позже, к году, мы начинаем знакомить ребенка с названием основных цветов.
Сегодня я хочу предложить вам несколько опытов, которые помогут вам наглядно показать ребенку такие понятия как состав цвета, смешивание цветов, натуральные красители. Кроме того, эти простые опыты позволят малышу соприкоснуться с миром природы, помогая ему понять, как растения пьют воду и как из растений делают лекарство. Итак, сегодня мы поговорим о следующих опытах для детей с цветом :
— экстракция цвета из листьев
— смешивание цветов
— синяя роза
— хроматография цвета
— рисунок на ткани
Экстракция цвета из листьев
Ваш ребенок уже знает, что краски покупаются в магазине? Предложите ему самостоятельно изготовить краски из листьев. Для этого нам понадобятся зеленые листья, миска, спирт и кастрюля с водой. Мы взяли листья винограда и аптечный спирт. Листья заливаем спиртом, чтобы они были покрыты где-то на 2-3 см, и ставим на водяную баню.
По мере нагревания содержимого миски, спирт будет зеленеть, а листья бледнеть. Почему так происходит? Дело в том, что спирт является отличным экстрактором, то есть он может экстрагировать (вытягивать) из растений различные вещества. Сегодня нашей целью был зеленый цвет, носителем которого в растении является хлорофилл. По такому же принципу делают различные лекарственные настойки. Тогда целью экстракции являются полезные вещества, содержащиеся в растениях, – их и корнях.
Следует отметить, что при проведении опыта одной бутылочки спирта оказалось мало для полного обесцвечивания листьев, так как спирт очень быстро испаряется при нагревании. Но при этом у нас получился концентрированный изумрудный цвет, которым мы смогли порисовать. Если вы будете использовать в качестве сырья лепестки и листья, окрашенные в другие цвета, то получите целую гамму красок для творчества и .
Смешивание цветов
Смешивание цветов у детей всегда вызывает неподдельный интерес. Но при отсутствии развитого абстрактного воображения им трудно делать это в уме и запомнить результат своего творчества. Предлагаемый ниже опыт позволит детям видеть как исходные (основные) цвета, так и результат их смешения в режиме реального времени.
Итак, берем шесть пластиковых прозрачных стаканов и в три из них набираем воду. В воду добавляем красители. Мы использовали пищевые красители 3 основных цветов – красный, синий, желтый. Стаканы ставим в круг, чередуя пустые и заполненные стаканы. Теперь отрезаем 6 кусочков бинта, равных двум длинам стакана (чтобы доставали от одного дна до другого). Раскладываем бинты, как показано на фото, и ждем.
Вы с ребенком увидите, что подкрашенная вода стала подниматься по бинтам и перетекать в пустые стаканы. Почему? Бинт сделан из хлопчатобумажной ткани, основой которой является растение – хлопок. Как и в каждом растении, в нем содержатся капиллярные канальцы, проводящие воду. По ним вода и перетекает из одного стакана в другой, что получило название капиллярного эффекта.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Важно! Стаканы с краской лучше заполнять полностью, так как вода будет переливаться до установки одного уровня в стаканах. Бинтики лучше скрутить в жгуты, как на последнем фото – так воде будет проще добраться из одного стакана в другой.
Синяя роза
Этот опыт является логическим продолжением предыдущего, но по времени займет у вас 3 дня. Берем , в нашем случае – это роза. Ставим его в подкрашенную пищевым красителем воду, делая длинный косой срез или разрезая стебель на несколько частей. Так краска быстрее доберется до лепестков. Лучше эти манипуляции проводить в теплой воде, чтобы в канальцы не попал воздух и они не оказались заблокированными.
Мы выбрали голубой цвет, и уже к вечеру роза начала окрашиваться в голубой цвет, начиная с края наружных лепестков.
Как изменить окраску цветов с помощью эфира и аммиака вы увидите в этом видео:
Хроматография цвета
Смешивать цвета мы уже научились. Теперь попробуем разложить цвета на составляющие. Для этого нам понадобится фильтровальная бумага и фломастеры. При отсутствии специальной бумаги пригодится бумажное полотенце или салфетка. В двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край бумаги на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.
Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие.
Мы использовали обычные бумажные салфетки и фломастеры: синий, фиолетовый, оранжевый и розовый (цвета я позже продублировала сверху, чтобы было понятно, какой цвет мы исследовали). Получилось увидеть состав всех цветов, кроме розового. Неожиданным было то, что синий не является основным и получен путем смешивания с зеленым, а розовый является самостоятельным цветом. Но варианты хроматографии цвета фломастера будут различны в зависимости от производителя. Поделитесь в комментариях, что получилось у вас?
Рисунок на ткани
Используя наши знания о капиллярном эффекте, попробуем сделать рисунок на ткани с помощью фломастеров и спирта. Натягиваем на стакан плотную хлопковую ткань (марля не подойдет, так как нити расположены слишком далеко друг от друга), ставим в центре по кругу точки фломастером и капаем пипеткой в центр каплю спирта. Капля начинает растекаться от центра к периферии во все стороны, увлекая за собой краску. В результате мы получаем красивые цветы на ткани.
Плотной хлопковой ткани у нас не нашлось, поэтому мы использовали трикотажное полотно. На фото видно, что мы экспериментировали с густотой точек, а вы можете попробовать поставить точки в два или три ряда.
Надеемся, что опыты для детей с цветом помогут вам окунуться в яркий мир красок и сделать ваши занятия с малышом интересными и увлекательными.
Понравилась подборка опытов для детей? Сохраните себе на стену, чтобы провести со своими детьми!
Татьяна Парамонова
Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира , и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет . Некоторые предметы мы узнаем только благодаря цвету . Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.
Мы можем превратить их в разные предметы с помощью цвета .
Цвет помогает узнать , поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека - от того румян он или бледен. Значит, цвета и их оттенки надо знать хотя бы для того, чтобы лучше понимать друг друга . Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. И, следовательно, цвет помогает детям понимать окружающее .
Порой бывает очень трудно научить ребенка различать и правильно называть тот или иной цвет . Этот процесс бывает довольно длительным и строится на обобщении или сравнении, аналогии и запоминании (синяя чашка, синее платье, синее море,., кузнечик зеленый как огуречик) . Есть красочные настольные игры, которые помогают заучиванию цвета . И на первое место в них выдвигается формирование представлений о спектральных цветах : основных и составных.
А что, если изучать цвета через экспериментирование ? При этом целенаправленное экспериментирование с цветом лучше начинать с 4 лет, когда ребенок выходит из доизобразительной деятельности и переходит от спонтанного манипулирования с цветом к его осознанному использованию на основе ассоциаций. Например, во что можно «превратить» красный кружочек?. Суть экспериментов будет заключаться в том, какой элемент и какого цвета можно или нужно дорисовать (зеленый листочек, желтый бочок, синюю полоску, чтобы получился художественно-выразительный образ (помидор, спелое яблоко, ягодкой, солнышко, мячик,.)
При знакомстве дошкольников с составными цветами , можно использовать показ смешивания красок, используя такой прием, как технологическая сказка (например, «Как дружба помогла краскам найти апельсин» см. Приложение) с последующей апробацией этих действий.
Побуждать к экспериментированию и получению новых цветов , можно создавая проблемные ситуации, используя, например дидактическую игру «Волшебные капельки»
или предлагать детям технологические карты
Необходимо знакомить и с тоновыми особенностями цвета . Мы же употребляем в речи такие слова, как светло-зеленый и темно-зеленый, синий и голубой, розовый и др. В некоторых случаях дети могут догадаться, о каком цвете идет речь , когда услышат о малиновом, вишневом, брусничном, кирпичном цвете и соотнести его со спектральным красным, а песочный, шоколадный – с коричневым, так как их сходство обуславливается сходством по цветовому тону . В данном случае также можно предложить детям в качестве эксперимента смешать краски , чтобы получить цвета изображаемых объектов (песка, неба, ягод, травы) .
В старших группах можно использовать при обучении детей смешиванию красок для получения полутонов технологические карты и схемы. Ребята быстро усваивают, что, добавляя, например, белую краску в исходный цвет , можно получить серый, голубой, розовый, лимонный, а желтую – салатовый, песочный.
Но как научить определять цвет , который предлагают авторы стихов И. А. Бунин : «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» или Э. Федоровская : «Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила, пожелтел орешник, и зарделись клены, в пурпуре осины, только дуб зеленый.», И. Грабарь в названии картины «Февральская лазурь» ?
В данном случае можно предлагать выполнение работ в технике монотипии.
При использовании этой техники для детей всегда открытием будет получение каких-либо новых цветов и оттенков . Предложите детям рассмотреть картинку и послушать высказывания о тех цветах , которые они видят. Затем сообщите им свой вариант названия цвета . Попросите ребят сравнить новые полученные оттенки со знакомыми им цветами . Здесь можно использовать метод «открытого вопроса» (например, красно-коричневый цвет больше похож на красный или коричневый). Ответы будут зависеть от индивидуального восприятия цвета .
А далее можно пофантазировать вместе, во что-нибудь превратить то или иное цветовое пятно , предложить ребятам соотнести его с какими-нибудь реальными предметами. Можно соотнести цвет с каким-либо настроением и чувством (радость и грусть, нежность, страх.) .
Таким образом, экспериментируя с цветом , находя все время новые оттенки, нюансы цветов , сравнивая и анализируя их, соотнося их с реальностью, дети узнают о многообразии цвета в окружающем их мире предметов , явлений, начинают понимать выразительные возможности цвета , пытаются донести через цветовые сочетания свои мысли и чувства, а, следовательно, учатся лучше понимать окружающую их действительность .
«Сказка о том, как дружба помогла краскам найти апельсин» .
Жили-были две краски - Желтая и Красная. Задумали они однажды нарисовать натюрморт. Нарисовали желтую скатерть, красное яблоко. А вот апельсин никак у них не получается.
А, ну-ка, я сейчас попробую!- сказала Красная краска и нарисовала красный кружочек.
Да разве это апельсин? - удивилась Желтая краска. И совсем не похоже! (Ребята, похож красный кружок на апельсин? Почему? На что он похож)
Вот я сейчас правильно нарисую апельсин, - похвасталась Желтая. И на листе появилось что-то желтое, непонятной формы.
Ох, насмешила!- прыснула Красная. Тоже мне, апельсин! Ха-ха-ха. Не умеешь - не берись! (Ребята, на что похож рисунок)
Ах, так! Ты еще и смеяться надо мной будешь?- разобиделась Желтая краска и даже подпрыгнула от обиды. Да так сильно подпрыгнула, что выплеснулось из баночки чуть-чуть краски.
Ты это что на меня «топаешь» ? - возмутилась Красная краска.
Думаешь, я не могу топнуть? Еще как могу. И тоже подпрыгнула. Но краски в баночке было немного, и поэтому выплеснулись ее совсем чуток.
И надо же было такому случиться, попала эта капля красной краски прямо в ту маленькую желтую лужицу. Забеспокоилась Кисточка-помощница.
Кто это на листочке балуется, красками брызжет? Принялась кисточка краску подтирать. Да не тут-то было. Превратилась лужица в оранжевое круглое пятнышко.
Эй, краски! - крикнула Кисточка. Полюбуйтесь, что вы натворили!
Обернулись краски, увидели оранжевое пятно да и ахнули. Обрадовались очень. Стоят довольные, любуются на пятнышко. (Ребята, как вы думаете, почему они так удивились и обрадовались)
Вот же он какой - апельсин! Как же он получился?
Вот если не капризничать, а дружить и помогать друг другу, то все получится,- ответила им Кисточка. Да вы теперь у ребят спросите.
(Ребята, объясните, чего не хватало краскам для того, чтобы нарисовать апельсин? - Смешать краски и подобрать оттенок и форму).
Создайте простой и визуально ошеломляющий научный эксперимент вместе с детьми, чтобы исследовать как вода проходит через растение! Это достаточно легкое научное исследование, с которым сможет справиться даже дошкольник.
Этот эксперимент я проводила с детьми, когда преподавала природоведение в младших классах. Результат опыта всегда приводил детей в восторг и часто в классе слышались отзывы: «Ничего себе!» Ученики наглядно видели, что растения поглощают воду через стебель, забирают ее к листьям и лепесткам цветка, увлажняя их. Окрашенная вода, в которой стоит цветок, за короткий промежуток времени может окрасить яркие белые цветы в тот же цвет, что и вода! Кратковременность опыта очень нравится малышам, которые не терпеливы к длительным экспериментам.
Итак, Вы готовы к экспериментам? Тогда приступим!
Возьмите:
— несколько стеблей белых цветов, таких, как хризантема, гербера или гвоздика
— банки, как минимум пол-литровые
— порошкообразный, гелеобразный или жидкий пищевой краситель.
Процесс выполнения эксперимента:
— Заполните банки водой. Добавьте в воду краситель. Если вы хотите окрасить цветы в разные цвета, то поставьте цветы в несколько банок, заполненных водой разного цвета.
В течение часа или около того некоторые лепестки цветка будут менять цвет. Наиболее ярко выражено проявляют себя синие и зеленые красители. Как оказалось, они являются самыми сильными при окрашивании цветов.
— На следующий день весь цветок окрашивается в цветовой тон воды. Так, например, фиолетовый краситель сделал лепестки цветка фиолетовыми.
— Результаты эксперимента я представила на фото!
— Дети старшего возраста могут делать заметки о результатах испытаний, рисовать рисунки с изображением увиденного.
Этот эксперимент учит детей делать прогнозы , изучать движение воды по растению и анализировать результаты.
IX городская научно- практическая конференция обучающихся
«Наука. Природа. Человек. Общество.»
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Направление : естественные науки и современный мир
«Волшебные цветы!»
Исполнитель: Радзиевский Ярослав Дмитриевич,
Ученик 4 «а» класса МБОУ«Гимназия»
Руководитель: Караваева Людмила Леонидовна,
учитель начальных классов, высшей категории
МБОУ«Гимназия»
Югорск
2014г.
Аннотация
Цветы на 8 Марта - один из самых желанных подарков для каждой женщины. Но ведь можно подарить букет необычных цветов, лепестки которых окрашены в яркие цвета.
Как это возможно? Все достаточно просто!
Принято, что дарят нежные и красивые тюльпаны. Кроме того, в цветочном магазине можно найти любые другие цветы: .
Разнообразие букетов, которые можно дарить на 8 марта, просто поражает! Но ведь можно сделать необычный букет и подарить изумительные яркие цветы. Для этого достаточно воспользоваться техникой искусственного окрашивания цветов.
Оглавление
Введение
Основная часть. 6
Проведение опыта о движении воды в растениях. 7
Изучение строения стебля растения на опыте с сельдереем. 8
Эксперимент с окрашиванием белых цветов в разные цвета. 9
Объяснение опытов. 11
Результаты моих экспериментов с окрашиванием белых цветов. 11
На основе своих опытов, я расскажу более подробно, как покрасить цветок. 13
Радужные розы. 14
Заключение 15
Список литературы 17
ВВЕДЕНИЕ
Скоро наступит международный женский день. Я задумался, чем бы мне удивить свою маму и бабушку. И с этим вопросом обратился во всемирную сеть Интернет. Там я нашел огромное количество идей, но одна меня поразила и удивила свой простотой, красотой и необычайностью. Это – цветы необычных окрасок.
Цель:
Получение тюльпанов, роз, гвоздик, хризантем разной окраски.
Задачи:
Изучение строение стебля растения на опыте с сельдереем.
Найти информацию то теме проекта, чтение дополнительной литературы и справочного материала.
Попробовать самому получить из белых цветов, букет необычно окрашенных цветов.
Создать альбом и использовать на уроках «Окружающий мир».
Объект исследования: Всасывание пищевого красителя.
Предмет исследования: Роза, хризантема, гвоздика, тюльпан.
Гипотеза: Белые розы, хризантемы и гвоздики окрасятся в цвет пищевых красителей.
Методы исследования:
Теоретический:
Сравнение, сопоставление;
Наблюдение;
Обобщение.
Эмпирический:
Изучение литературы;
Экспериментирование;
Обобщение, вывод.
Практическая значимость исследования:
Искусственное изменение окраски лепестков цветов.
Данная работа может быть использована на уроках «Окружающий мир» в начальных классах.
Обзор информационных источников:
В книге «Познавательные опыты в школе и дома» описываются опыты с цветами белого цвета, эти опыты показывают, как вода движется по стеблям растений и как она попадает в листья. Они дают забавные результаты. В книгах: «Хочу всё знать!: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта», рассказывается «о загадочном» цвете цветов, проводятся различные эксперименты. В Интернете дан огромный выбор информации по теме моего проекта, основываясь на полученные знания, я смог получить необычного цвета, «волшебной» окраски цветы, воспользовавшись техникой искусственного окрашивания.
Основная часть.
Принято, что 8 Марта дарят нежные и красивые тюльпаны. Кроме того, в цветочном магазине можно найти любые другие цветы: орхидеи, ромашки, герберы, розы, хризантемы, мимозы, лилии . Разнообразие букетов, которые можно дарить, просто поражает. Но ведь можно сделать необычный букет и подарить изумительные яркие цветы на 8 Марта. Для этого достаточно воспользоваться техникой искусственного окрашивания цветов. Естественно, сразу же возникает вопрос: как покрасить цветы?
Но для этого мне пришлось, сначала изучить строение стебля и провести опыты.
Стебель растения представляет собой осевую часть побега, состоящую из узлов и междоузлий. Основная роль стебля в жизнедеятельности растения – опорная (механическая), ведь на стебле расположены листья, почки, цветки, органы спороношения.
На стебле листья в оптимальном порядке размещены так, чтобы с максимальной производительностью осуществлять фотосинтез. Также не менее важна функция стебля растения как посредника между листьями и корнями, то есть проводящая.
Стебель выступает связующим звеном между корневой системой, через которую вода с минеральными веществами попадает в растение и листьями, где происходит синтез органических веществ. Проводящие ткани стебля, листьев и корня составляют единую структуру, обеспечивающую передвижение веществ в организме растения.
Таким образом, главные функции стебля – опорная и проводящая. Стебель цветковых растений имеет проводящие сосуды и ситовидные трубочки, по которым вода и минеральные соли поднимаются вверх в цветок.
У роз и гвоздик стебель плотный, вода и минеральные соли поступают к листьям и цветам значительно медленнее. А у тюльпана стебель трубчатый с полыми ситовидными трубками, поэтому движение воды и минеральных веществ происходит быстрее.
Проведение опыта о движении воды в растениях.
Этот опыт покажет, как вода движется по стеблям растений и как она попадает в листья.
Потребуется:
На дно стакана налить 100г воды и добавить 1ч. ложку
красителя. Поставить цветы в стакан.
Чем больше добавить краски в воду, тем гуще
будет цвет на лепестках.
Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и
поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появился
лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы
будут «перекрашены».
Цветы с короткими стеблями окрашиваются
быстрее, чем с длинным, в которых воде нужно пройти более длинный путь.
У некоторых растений, например у сельдерея, можно довольно четко видеть каналы, по которым идёт вода. Проделав этот опыт, увидим их ещё лучше.
Потребуется:
Стакан;
Зелень сельдерея;
Вода;
Пищевой краситель;
Налить в стакан немного воды и добавить 1ч. ложку пищевого красителя. Поставить ветки в воду. Наблюдать через каждый час за сельдереем.
Чтобы поддерживать жизнь, растению нужно обеспечить водой свои листья. Через сосуды находящиеся внутри стебля, оно втягивает красную воду вверх.
У сельдерея сосуды в стебле широкие, поэтому хорошо видно, что они, так же как и листья стали красными.
Как растения получают воду?
Большинство растений всасывают воду из почвы своими корнями, в которых есть крошечные дырочки. Вода поднимается к листьям через находящиеся в стебле сосуды, называемые ксилемами. Вода, которая не нужна растению,испаряется через дырочки в листьях, называется устьицами. Ток воды в растениях называется транспирацией.
Эксперимент с окрашиванием белых цветов в разные цвета.
Окрашиванием цветов в различные непривычные оттенки всегда занимаются селекционеры . Благодаря их работе, мы можем любоваться чайными розами, необыкновенно красивыми гладиолусами, полосатыми хризантемами и георгинами. Почти все цветы - это результат селекции.
Мне очень понравилась эта идея, я захотел самостоятельно поменять цвет растения. Для этого следовало только запастись некоторым терпением и определенными материалами.
Сделав данный опыт, можно сделать вывод о движение воды в растениях.
Для этого эксперимента потребуюсатся:
Белые цветы (роза, гвоздики, хризантема);
Пищевые красители разных цветов;
Нож.
Действуем таким образом:
1. Наполним емкости (куда мы будем ставить цветы) водой.
2. Добавим в каждую из них пищевой краситель одного цвета.
3. Отложим один цветок, а остальным цветам подрежем стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож.
Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.
4. Поместим по одному цветку в каждую емкость с красителем.
5. Теперь возьмём тот цветок, что отложили. Разрежем его стебель вдоль от центра на две части. Повторим с ним процедуру, описанную в пункте 3. После этого поместим одну часть стебля в емкость с красителем, например, синего цвета, а другую часть стебля в емкость с красителем др. цвета.
6. Подождём, пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. Это произойдет примерно через 24 часа.
Через сутки окрашивания!
В конце эксперимента, надо обследовать каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.
Вывод: Опыт доказал, что поступление пищевого красителя с водой зависит от строения стебля.
На основе моих опытов, можно сделать вывод о движении воды в растениях!
Объяснение опытов:
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать воду.
Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы, похоже, у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка.
Результаты моих экспериментов с окрашиванием белых цветов:
Белая роза
Оттенок стал проявляться Меньше чем через сутки, роза стала нежно голубой.
через 1-2 часа.
Буквально на глазах стал появляться Меньше суток хватило для окрашивания красный оттенок, в середине цветка. хризантемы в красный цвет.
Белая кустовая гвоздика
Окрашивание происходило меньше суток. Яркие цвета проявились сильней. По истечению двух дней окрас цветков уже не менялся.
. Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться. Также следует обратить внимание на цвет лепестков. С красными или более темными цветами достигнуть желаемого результата невозможно, поэтому такие растения брать не следует. Лучше всего подходят белые цветы или кремовые. Из всего разнообразия цветов можно выбрать для окраски цветов розы, тюльпаны, гвоздики и хризантемы. С любыми другими белыми цветами также можно экспериментировать.
Для окрашивания цветов следует использовать пищевые красители .
Но и здесь не все так просто. Нельзя использовать любой пищевой краситель, особенно тот, которым окрашивают глазурь на тортах. Используйте краситель, который будет полностью растворяться в воде, окрашивая ее. Разведите в воде комнатной температуры краситель. Чем больше красителя вы разведете в воде, тем быстрее окрасятся цветы.
Обратите внимание, что у вас окрасятся не только лепестки цветка, но также его листья и стебель . Для окрашивания древесного стебля, как у розы, уйдет намного больше времени. А вот мягкие стебли тюльпанов окрашиваются очень быстро. Также не забывайте, что окрашивание всегда происходит неравномерно. Первыми окрашиваются толстые жилки, по которым проходит вода. Только затем наступает полная окраска цветка.
В интернете я увидел необычайно красивые розы и узнал, что эти цветы называются радужными розами и по праву могут называться самыми уникальными цветами.
Ведь лепестки их окрашены в разнообразные цвета.
В одном бутоне могут быть и желтый, розовый, голубой, зеленый, красный, фиолетовый, то есть практически весь набор радуги.
Такое разнообразие цветов создает совершенно невероятное ощущение. Именно благодаря такому разнообразию цветов оно получило такое название.
Родом радужная роза из Голландии. Создал их Питер Ван Де Веркен, который является гениальным голландским дизайнером цветов, со своими помощниками.
Путь получения этого растения был довольно длинный. Радужные розы не были выведены благодаря селекционным работам. Они получаются в результате окраски.
Согласно этой технологии, еще в период роста цветка в отдельные его капилляры добавляются различные флористические красители.
Именно, благодаря этой технологии были получены радужные розы. В отличие от тех, которые ранее окрашивались путем распыления краски, растения выведены по такой технологии, не красят руки.
Наверняка, радужные розы понравятся всем. Во всяком случае, они оставят в памяти неизгладимое впечатление.
Мне очень хотелось повторить этот эксперимент, но для выращивания этого цветка нельзя использовать любую краску. Она имеет определенный состав, который известен в настоящее время лишь одной Голландской компании.
Кстати, именно эта компания распространяет радужные розы во всем мире.
Букеты радужных роз окрашенных в цвет флага разных стран!
Заключение.
Моя исследовательская работа была очень интересной, увлекательной. Изучив литературные источники и ресурсы Интернета, узнал, что можно получить необычного цвета, «волшебной» окраски цветы, воспользовавшись техникой искусственного окрашивания .
На основе теоретических знаний мною проведено исследование о движении воды в растениях, на практике изучил строение стебля растения на опыте с сельдереем. Провёл эксперимент с окрашиванием белых цветов в разные цвета, с помощью искусственного окрашивания пищевым красителем .
Получил сам из белых цветов, букет необычно окрашенных цветов, чтобы подарить изумительные яркие цветы своим любимым маме и бабушке на 8 марта!
С помощью полученных знаний, я создал альбом: «Волшебные цветы» для ознакомления с чудесными цветам и необычными оттенками полученных букетов на уроке «Окружающий мир».
Исходя из моих наблюдений, сделал Вывод:
Главные функции стебля – опорная и проводящая. Стебель цветковых растений имеет проводящие сосуды и ситовидные трубочки, по которым вода и минеральные соли поднимаются вверх в цветок.
Опыты доказали, что поступление пищевого красителя с водой зависит от строения стебля.
Окрашивание живых цветов - это не очень трудная задача. Главное - это придерживаться некоторых правил :
После достижения желаемого окраса лепестков, цветок следует достать из раствора и поставить в чистую воду, так он простоит ещё несколько дней.
Для искусственной окраски подходят не все цветы . Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться.
Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.
Никогда не пережимайте стебель во время обрезки.
Красьте цветы только при комнатной температуре.
Если вы примените этот нехитрый способ окрашивания, у вас обязательно будут самые яркие и необычные цветы на 8 Марта.
Попробуйте,
вам обязательно понравятся такие букеты
!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Журнал «Биология в школе», М.Просвещение, 2009г.
Детский журнал «Химические опыты в домашних условиях», М., Дрофа, 2011г.
Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылёвой - Москва: ЗАО « Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»», 2005.-260 с.
Познавательные опыты в школе и дома/ Под ред. Элистер Смит; Пер. с англ. В. А. Жукова - Москва: ООО «Росмэн-Издат», 2001. -96 с.
«Я – исследователь»: Рабочая тетрадь для младших школьников. – 2-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2008. – 32 с.: ил.
Адреса сайтов:
Приложение №1
ПЛАН РАБОТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Содержание работы
Сроки
реализации
Определение темы исследования.
Январь 2014г.
Сбор информации из разных литературных источников и Интернета.
Январь-март
Отобрать лучшие рецепты для практического исследования.
Январь
Проведение опыта о движении воды в растениях.
Изучение строения стебля растения на опыте с сельдереем.
Эксперимент с окрашиванием белых цветов в разные цвета.
Объяснение опытов.
Результаты моих экспериментов с окрашиванием белых цветов
Радужные розы.
Формулирование вывода, из полученных на практике знаний.
Создание презентации с помощью компьютерной программы: « Power Point 2007».
Создание альбома для урока: «Окружающий мир»
Продумывание показа опытов для своего представления.
Подготовка и защита исследования.
Март