«Турецкий Пётр I»: Мустафа, Кемаль или Ататюрк - кто он и как создал новую Турцию? Мифы и правда о мустафе кемале ататюрке Ататюрк история жизни.
В начале XX века великая Османская империя вплотную подошла к своему закату. Ее исчезновение с карты мира было лишь вопросом времени. Что будет потом, мало кто представлял себе и в самой империи, и в остальном мире.
Появление на руинах империи современной Турции, такой, какой мы ее знаем, произошло благодаря деятельности человека, которого вполне можно назвать «турецким Петром I ». С той лишь разницей, что Гази Мустафа Кемаль-паша , более известный как Мустафа Кемаль Ататюрк создавал не монархическое государство, а республику. Но масштаб проведенных им реформ вполне сопоставим с теми, которые в России осуществил Петр Великий.
Гази Мустафа Кемаль-паша родился в 1881 году в принадлежавшем Османской империи городе Салоники, в семье мелкого лесоторговца, бывшего таможенного служащего Али Рыза-эфенди и его жены Зюбейде-ханым . Его точная дата рождения доподлинно неизвестна, сам Кемаль-паша в зрелом возрасте отмечал день рождения 19 мая — в день начала борьбы за независимость Турции.
В возрасте 12 лет Мустафа Кемаль-паша поступил в подготовительную военную школу в Салониках, а в 1896 году был зачислен в военную школу в македонской Битоле. В 1899 году Мустафа, проявивший яркие способности к военному делу, поступил в Оттоманский военный колледж в Стамбуле.
В 1902-1905 годах Мустафа Кемаль-паша завершил свое военное образование, закончив Оттоманскую академию генштаба.
Военная карьера Кемаля-паши началась с ареста за противозаконную критику политики султана Абдул-Хамида II . После нескольких месяцев в заключении молодой офицер был сослан в Дамаск, однако от критических мыслей о режиме, существующем в Османской империи, не отказался.
Фото: www.globallookpress.com
«Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть»
После двух лет службы в 5-й армии в Дамаске, Мустафа Кемаль-паша был переведен на службу в 3-ю армию в город Монстири с повышением в звании.
В 1911 году перспективный офицер Мустафа Кемаль-паша переводится на службу в Генштаб в Константинополе.
«Военный дебют» Кемаля-паши произошел в 1911 году на итало-турецкой войне, вспыхнувшей в Ливии. Подразделения под командованием молодого офицера действовали успешно: в декабре 1911 года он нанес поражение итальянцам под Тобруком. Весной 1912 года ему было поручено командование османскими войсками в Дерне.
В ходе Балканской войны 1912 года Мустафа Кемаль-паша успешно действовал против болгарских войск, а уже в 1913 году стал военным атташе посольства в Софии, где дослужился до звания подполковника.
В 1915 году подполковник Кемаль-паша был отозван на Родину для формирования 19-й дивизии, которой предстояло участвовать в боевых действиях Первой мировой войны.
В феврале 1915 года страны Антанты начали Дарданелльскую операцию, целью которой был захват контроля над проливом Дарданеллы и расположенным на берегу пролива портовым городом Чанаккале, взятие столицы Османской империи Константинополя и открытие для союзников морского пути в Россию.
После неудачи предпринятого в марте 1915 года прорыва англо-французской эскадры через Дарданеллы союзники приняли решение осуществить десант на полуострове Галлиполи. 25 апреля 1915 года английские и французские части, высаженные на мысе Арыбурну, выступили в бой с 19-й дивизией османской армией под командованием подполковника Мустафы Кемаля-паши.
Атака союзников была крайне мощной, и лишь высокое командное мастерство Кемаля-паши позволило османам удержать позиции. В своем обращение подполковник произнес фразу, ставшую широко известной: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть».
Находившийся на самом опасном участке 57-й полк 19-й дивизии погиб практически полностью, но наступление союзников было отбито.
За этот успех Кемаль-паша был произведен в полковники.
Фото: www.globallookpress.com
Популярный генерал проигравшей армии
В августе 1915 года группа османских войск под командованием Кемаля-паши одержала серию побед над союзниками — у залива Сувла, при Киречтепе и при Анафарталаре.
Успех, добытый в сражениях за Дарданеллы, сделал полковника Кемаля-пашу широко известным и популярным в стране. Он назначается командующим войсками в Эдирнеи Диярбакыре, а в апреле 1916 года производится в генерал-лейтенанты и вступает в должность командующего 2-й армией.
В августе 1916 году переброшенный на русско-турецкий фронт генерал Кемаль-паша во главе 2-й армии смог отбить у русских войск Муш и Битлис, однако вскоре царская армия вновь установила над ними контроль.
После инспекционной поездки в Германию на линию фронта вместе с наследным принцем Вахидеттином Эфенди Мустафа Кемаль-паша серьезно заболел и был направлен на лечение в Баден-Баден.
К моменту его возвращения в действующую армию, для Османской империи в войне все было практически кончено. Несмотря на это, генерал Кемаль-паша во главе 7-й армии с августа по конец октября 1918 года отражал атаки английских войск.
После подписания Мудросского перемирия, 31 октября зафиксировавшего поражение Османской империи в Первой мировой войне, генерал Кемаль-паша вернулся к работе в министерстве обороны.
Фото: www.globallookpress.com
Страна без султанов, халифов и шариата
Весной 1919 года Мустафа Кемаль-паша, полагавший, что независимость страны под угрозой, стал во главе революционного движения своих единомышленников, выступавших против оккупационных войск и султанского правительства.
В апреле 1920 года Мустафа Кемаль-паша в Анкаре созвал собственный парламент и сформировал новое правительство, видевшее своей задачей формирование нового независимого турецкого государства.
После нескольких лет кровопролитных войн с Арменией и Грецией, противостояния с Великобританией и Францией, Кемалю-паше удалось добиться признания своего правительства и новых границ государства.
В 1923 году, после вывода войск союзников, Мустафа Кемаль-паша основал Турецкую республику и был выбран её первым президентом, сохраняя этот пост вплоть до своей кончины.
Реформы, которые Кемаль-паша считал обязательными для сохранения государственности, были начаты еще до заключения Лозаннского мирного договора, окончательно поставившего точку в войне.
В 1922 году был ликвидирован султанат и взят курс на создание светского государства. В 1924 году, несмотря на яростное сопротивление консерваторов, Кемаль-паша добился упразднения халифата.
Следующим шагом стала передача всех научных и учебных заведений в распоряжение министерства просвещения, создание единой светской системы национального образования.
В 1926 году был принят новый Гражданский кодекс, где устанавливались либеральные светские принципы гражданского права, определялись понятия собственности, владения недвижимого имущества — частного, совместного и т. д. Кодекс был переписан с текста швейцарского гражданского кодекса, тогда — самого передового в Европе. Таким образом, в прошлое уходило законодательство Османской империи, основанное на шариате.
В 1928 году борьба главы государства за его светский характер завершилась принятием закона, отделяющего религию от государства.
Сопротивление религиозных фанатиков Кемаль-паша и его сторонники подавляли безжалостно. Дервишские ордена, составлявшие идеологическую опору противников власти, были распущены и запрещены.
Фото: www.globallookpress.com
«Великий турок»
Как когда-то Петр Великий, Кемаль-паша, меняя страну, поменял и столицу — из Стамбула она была перенесена в Анкару. Это позволило лидеру сильно ослабить влияние оппонентов на политические процессы.
При Мустафе Кемаль-паше произошла латинизация турецкого алфавита, в одежде был введен европейский стиль, были отменены титулы и феодальные формы обращения, турецкие женщины получили избирательные права.
В 1934 году жители Турции получили фамилии, которых в Османской империи просто не существовало. Самому главе государства парламент Турции присвоил фамилию «Ататюрк» («отец турок» или «великий турок»).
Экономические реформы Ататюрка имели не меньшее значение, чем политические. При нем в сельском хозяйстве была отменена устаревшая система налогообложения и созданы благоприятные условия для частного предпринимательства.
Важнейшее значение имел Закон о поощрении промышленности, вступивший в силу с 1 июля 1927 года. Отныне промышленник, намеревавшийся строить предприятие, мог получить безвозмездно земельный участок до 10 га. Он освобождался от налогов на крытые помещения, на земельный участок, на прибыль и т.п. На материалы, импортируемые для строительства и производственной деятельности предприятия, не налагались таможенные сборы и налоги.
При Ататюрке началось активное строительство дорог в стране, были приняты и реализованы 1-й и 2-й планы индустриального развития страны.
Фото: www.globallookpress.com
Не все так однозначно...
Ататюрк сформулировал и идеологическую основу нового Турецкого государства, получившую название «кемализм». Он базировался на шести пунктах внесенных в Конституцию 1937 года:
1) народность;
2) республиканизм;
3) национализм;
4) светскость;
5) этатизм (государственный контроль в экономике);
6) реформизм.
То, что было хорошо для этнического большинства, отнюдь не обязательно было столь же хорошо для национальных меньшинств. Гонения на христиан, начавшиеся еще до прихода к власти Ататюрка, с меньшим накалом, но продолжались и при нем. Турецкие националисты требовали от меньшинств отказа от своего языка в пользу турецкого, а ассимиляция объявлялась высшим проявлением лояльности к государству.
Выступления курдов с требованиями автономии Ататюрк подавлял при помощи армии, само понятие «Курдистан» был изъято из книг и документов, а курды были объявлены «горными турками».
В международных отношениях курс, принятый при Ататюрке, также являлся весьма неоднозначным. В 1920-х, во время борьбы за создание Турецкой республики, Ататюрк сотрудничал с СССР, принимая от него помощь. Но, закрепившись у власти, он резко изменил курс, что привело к охлаждению отношений между двумя странами.
В 1930-х годах началось сближение Турции и нацистской Германии, чей лидер Адольф Гитлер отзывался об Ататюрке с одобрением. Уже после смерти Кемаля-паши Турция будет балансировать на грани вступления во Вторую мировую войну на стороне нацистского блока, однако сумеет этого, к своему счастью, избежать.
Образ, которого боится Эрдоган
Мустафа Кемаль Ататюрк не был аскетом, любил музыку, танцы, игру в нарды и бильярд, ценил хорошее вино и другие спиртные напитки. Как считается, последнее пристрастие спровоцировало цирроз печени, который мучил турецкого лидера в последние годы жизни. В 1937 году его состояние стало стремительно ухудшаться, но он продолжал активно работать.
Предчувствуя скорый конец, Ататюрк подарил принадлежащие ему земли Казначейству, а часть своей недвижимости — мэриям Анкары и Бурсы. Родных детей у него не было, поэтому наследство он распределил между сестрой и приемными детьми. Кстати, одна из приемных дочерей Ататюрка, Сабиха Гёкчен , стала первой в стране женщиной-летчиком.
Мустафа Кемаль Ататюрк умер 10 ноября 1938 года, в возрасте 57 лет, во дворце Долмабахче, бывшей резиденции турецких султанов в Стамбуле, и был похоронен на территории музея этнографии в Анкаре. 10 ноября 1953 года останки были перезахоронены в специально выстроенном для Ататюрка мавзолее «Аныткабир».
Мавзолей «Аныткабир». Фото: www.globallookpress.com
Культ личности Ататюрка, установившийся после его смерти, сравним даже не с почитанием Ленина в СССР, а, скорее, с почитанием вождей в Северной Корее. В Турции преступлением считается осквернение изображений Ататюрка, критика его деятельности и очернение фактов его биографии. Поэтому даже нынешний лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган , не безосновательно обвиняемый в попытках демонтажа светского государства, созданного Ататюрком, на личность первого лидера современной Турции, покушаться даже не пытается. По крайней мере, пока.
Даже те, кто никогда не был в Турции, наверняка слышали имя одного из ее легендарных исторических лидеров Мустафы Кемаля Ататюрка. Ну а те, кто регулярно прилетает на турецкие курорты, давно привыкли встречать его портреты буквально на каждом шагу: в полицейском участке, в почтовом отделении, помещении банка, магазинах и школах. В честь Ататюрка в каждом городе, в каждой деревне Турции есть улица его имени, в честь него названы аэропорт, стадион, культурные центры, многочисленные площади, парки, учебные заведения. Практически все комнаты и номера гостиниц, в которых когда-либо останавливался Ататюрк, превращены в музеи. Его изображение смотрит со всех денежных купюр, а размашистая узнаваемая подпись нарядным, почти геральдическим, вензелем красуется на даже на автомобилях, чашках, сувенирах и продается в виде наклеек для всех желающих отдать дань Великому реформатору.
ФАКТЫ:
- Родился в 1881 г. в семье таможенного чиновника в городе Салоники (ныне Греция), на территории Османской империи.
- Окончил военное училище и Академию Генерального штаба.
- Зарекомендовал себя решительным и смелым военачальником на фронтах турецкой армии и Триполи (1911- 1912 гг.), Второй Балканской (1913 г.) и Первой мировой войны.
- В 1915 г. вынудил войска Антанты признать Дарданеллы неприступными.
- В 1919 г. возглавил национально- освободительное движение против расчленения Турции войсками Антанты.
- В 1920 г. собирает Великое Национальное Собрание Турции, провозгласившее себя правительством страны.
- 1923 г. - окончательный распад Османской империи, образование Республики Турция, избрание Мустафы Кемаля президентом нового государства.
Выдающийся полководец, герой борьбы за независимость, Мустафа Кемаль был удостоен фамилии Ататюрк («отец турок») за блестящие военные победы и многочисленные реформы, проведенные в годы его президентства. Он относится к числу тех деятелей, кто не только являлся активным участником исторических событий, но и был их непосредственным творцом, сумев доказать Турции и всему миру, что история страны не заканчивается с распадом империи.
Став в возрасте чуть более 40 лет полновластным правителем древней страны, Мустафа Кемаль занялся осуществлением очень трудной задачи - модернизацией турецкого общества, приобщением его к достижениям европейской цивилизации, культуры, науки и техники. Он закономерно полагал, что лишь с такой Турцией будут считаться великие мировые державы. Однако, несмотря на огромную популярность, принесённую ему военными и дипломатическими победами, действовать нужно было очень осторожно, так как нелегко заставить людей отказаться от прежнего образа жизни, освящённого религией и традициями.
Полное настоящее имя первого президента Турции - Гази Мустафа Кемаль-паша. Его военная карьера началась с детства: военная школа, в 20 лет - Высшее военное училище Генерального штаба, после - Османская военная академия в Стамбуле. В годы военного обучения Мустафы Кемаля в стране утвердился жестокий, беспощадный к противникам режим Абдул-Хамида, который практически подавил конституционное движение, приказав умертвить автора первой турецкой конституции Мидхат-пашу, создал отлаженный механизм поголовной слежки, доносов и преследований прогрессивных слоев общества. Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Революционный настрой не давал покоя будущему президенту и его товарищам. Еще во время обучения они основали тайное общество «Ватан» («Родина»), но после Мустафа Кемаль примкнул к младотуркам, главной целью которых была замена султанского самодержавия конституционным строем. Чтобы понять, как Мустафа Кемаль стал Ататюрком, нужно вспомнить, что собой представляла Османская империя к моменту его рождения. В былые времена, в XV-XVI веках, особенно во времена Сулеймана Великолепного, она была сильнейшим государством в мире. К Турции и османским владениям относились, например, такие современные страны, как Ирак, Сирия, Ливан, часть Саудовской Аравии, Палестина, Иордания. До падения Османской империи Турция была крайне многонациональной страной, в которой турки составляли меньшинство. Но с конца XVII она все чаще терпит поражения, территория Османской империи постепенно сокращается, ключевые районы начинают подвергаться ударам.
По иронии судьбы в год рождения Мустафы Кемаля Османская империя объявила себя финансовым банкротом. К началу XX века, в период молодости Ататюрка, она уже успела потерпеть поражение в русско-турецкой войне, в результате которой независимость от османов получили Румыния, Сербия, Болгария. И вот теперь оказалось, что у турок осталась территория, на которой основную часть населения составляют именно турки, но и на ней осуществлена военная интервенция греческих и английских войск. Именно на борьбу с этой интервенцией Мустафа Кемаль и поднял турецкий народ.
Основной непосредственной задачей кемалистов была борьба с оккупацией Антантой «турецких» земель и сохранявшимся де-факто режимом капитуляции. Приведя деморализованных солдат в боевую готовность, Ататюрк собирает войска по всей Турции, чтобы дать ин&тервентам отпор. Харизма Мустафы Кемаля завораживает турок, и они готовы за него умирать. В результате борьбы за независимость Турции он не только возглавил турецкие войска, разгромил армию Антанты, но и фактически завершил историю Османской империи. 29 октября 1923 года на картах появилось новое государство — Республика Турция во главе с Мустафой Кемалем.
Сразу после войны Ататюрк принялся за осуществление реформ. На смену султанской монархии уже пришла президентская республика, но он понимал, что одной политической реформой не обойтись. Модернизация требовала изменения всего традиционного образа жизни, в конечном счете — менталитета турок.
Принято говорить, что главной заслугой Ататюрка стало строительство современного государства по западному образцу, что конечной целью было создание национального государства по передовым европейским стандартам. Но не все буквально представляют, что стоит за этой расхожей фразой и через какие преобразования прошла молодая страна. Реформы, проводимые «отцом турок» сегодня можно назвать беспрецедентными, ни одному руководителю восточного государства фактически не удалось повторить их в подобном объеме. Самого Мустафу Кемаля сравнивают разве что с Петром I по масштабу личности и роли в истории страны.
“Богатство человека состоит в нравственности его личности.
Успехи в военной сфере не могут дать тех же результатов, как реформы в области экономики, быта и культуры”
Мустафа Кемаль Ататюрк
.
О годах правления Ататюрка на-писаны книги и целые научные исследования, но даже беглый пе-речень изменений, военных и гражданских реформ, которые он успешно провел в стране, просто поразителен. После ликвидации Османской империи прежде все-го упраздняется халифат и шариат. Вместо власти султанов и ша-риата, священного закона мусуль-ман, Мустафа Кемаль ввел правовую систему западного типа. В 1926 году принят новый Гражданс-кий кодекс, где устанавились либеральные светские принципы граж-данского права. Кодекс был пе-реписан с текста Гражданского кодекса Швейцарии, тогда - самого передового в Европе. Так-же были введены итальянский Уголовный кодекс и германский Коммерческий кодекс.
Изменены положения частного права, касавшиеся брака, наследования и пр. Запрещено многоженство. Ислам стал частным делом каждого, ордена дервишей запрещены, введено равноправие мужчин и женщин, кстати, впервые в исламском мире. Сим-волом приобщения народа вообще, и женщин в частности, к западной цивилизации он считал европейские танцы, которые сам очень любил. За какой-то десяток лет Турция изменилась, появились женщины-учителя, врачи, юристы и пр. В 1934 г. турецкие женщины получили избирательные права, что было неслыханным делом для восточной страны. Старое судебное право было заменено новой Конституцией, новым Сводом законов. Религия отделена от государства - Ататюрк считал необходимым, чтобы исламские религиозные деятели занимались исключительно делами веры и буквально “не лезли” в государственные дела. Государство также не должно вмешиваться в дела веры. Земли, недвижимость, принадлежащие религиозным орденам и мусульманским монастырям, были изъяты и переданы государству. Ликвидированы религиозные школы, вместо них созданы государственные светские учебные заведения, где преподавание религии запрещалось. Образование стало подчиняться Министерству образования. Благодаря этим реформам Турция в короткий срок превратилась в настоящее светское государство.
Наглядную европеизацию Мустафа Кемаль начал с небольшой, но очень характерной вещи. Он ополчился на феску - головной убор, ставший к тому времени символом турок и исламской ортодоксальности. Сначала он отменил феску в армии, затем сам появился в шляпе, чем страшно потряс сограждан. В итоге Ататюрк объявил ношение фески преступлением.
Этой же цели насаждения нового патриотизма с нуля была подчинена и языковая реформа Мустафы Кемаля - он отменяет арабскую письменность и создает новый литературный турецкий язык и алфавит. Президент лично ездил по стране, обучая народ новой письменности, за что получил очередное прозвище - «первый учитель республики». Именно языковую реформу, а не провозглашение республики или предоставление женщинам избирательных прав, некоторые исследователи считают «самым революционным преобразованием» Ататюрка. Благодаря введению единого языка все турки, вне зависимости от пола, происхождения или уровня доходов, впервые ощутили себя единой нацией.
Но Ататюрк идет дальше. Принимается закон, благодаря которому граждане страны получили фамилии. В это сложно поверить, но до 1934 года у каждого турка были только имя и связанное с должностью прозвище. Теперь же Ахмет-бакалейщик превратился в Ахмета Бакалейщика, а Ислам-почтальон стал Исламом Почтальоном. Также можно было выбрать себе любую фамилию из списков, вывешенных в общественных местах. Заслуги президента были оценены по достоинству, и в соответствии с Законом о фамилиях, 24 ноября 1934 года парламент присвоил Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк, что значит «отец или предок турок», и специальным законом запретил носить эту фамилию любому другому гражданину страны.
Это интересно:
26 апреля 1920 года Ататюрк обращается за помощью к Ленину. Владимир Ильич предлагает помощь Турции, если та, в свою очередь, признает суверенитет советской России и отдаст спорные города на юге. Ататюрк соглашается на все условия. Большевики вернули Турции города Карс, Арт- вин и Ардаган, и 60 тысяч турецких военнопленных, ю тысяч интернированных солдат, в полном вооружении и амуниции. Турки признали право России на владение Батума. В соответствии с соглашением российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов ю миллионов рублей золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 миллионов патронов, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов и «большое количество другого военного снаряжения». В композиции памятника Республике в Стамбуле позади Ататюрка можно видеть фигуры Фрунзе и Ворошилова.
10 ноября 1938 года Мустафа Кемаль скончался. Его друг детства и неизменный адъютант Салих Бозок приближается к умершему, обнимает его в последний раз и быстро уходит в соседнюю комнату, где стреляет себе в грудь. Было объявлено о его смерти, но Салих Бозок выжил. Пуля прошла в нескольких сантиметрах от сердца.
Благодаря этим и многим другим реформам Ататюрка удалось стабилизировать экономику страны. Турция перестала отставать от ведущих держав и прекратила сокращаться в размерах. Более того, часть территорий, утраченных по условиям Севрского мира была возвращена обратно. Анкара стала выглядеть вполне достойно на фоне других мировых столиц, хотя еще за десять лет до этого здание парламента освещалось керосинками и отапливалось “буржуйками”, а западная пресса язвительно писала об “этой деревне”, куда стыдно отправлять послов.
К началу 1930-х годов Турция преобразилась. Она не просто шла в ногу с Европой, а в чем-то даже обгоняла ее. Когда западные страны погрязли в Великой депрессии, турецкая экономика, благодаря кемалистской политике государственного регулирования, переживала самый настоящий бум.
Предсказав мировую войну в 40-41 гг., Ататюрк завещал туркам не вступать в неё. В конце февраля 1945 года Турция объявляет войну Германии в виде формальной процедуры, но фактически турки исполнили последнюю волю своего первого президента и в войне не участвовали.
Ататюрк, долгое время болевший циррозом печени, скончался 10 ноября 1938 г. в Стамбуле, во дворце Долмабахче. Его тело было временно предано земле у здания этнографического музея в Анкаре, но после завершения строительства мавзолея Аныткабир останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены в место его последнего и вечного приюта.
В нынешней Турции и сейчас действуют законы, запрещающие порочить или оскорблять имя Ататюрка, которое до сих пор окружено необыкновенным почетом и поклонением. Население страны, за исключением религиозных экстремистов, продолжает его боготворить.
“Из всех видов славы Ататюрк достиг наивысшей, - славы национального возрождения”
Генерал де Голлъ (Золотая книга мавзолея)
Сегодня страна, которую мы привыкли знать как экономически развитое, прогрессивное, современное светское государство, своим нынешним статусом целиком и полностью обязана этому “архитектору новой Турции” - известному политическому деятелю, основателю и первому президенту Республики Турция, блестящему боевому генералу, человеку выдающегося склада ума Мустафе Кемалю Ататюрку. Конечно, всегда находились и недовольные критики, которые утверждали, что он был настоящий диктатор и сокрушитель традиций, но даже они признавали, что вряд ли в то время для Турции была возможна другая форма правления. Страну нужно было вывести из кризиса и войн, вернуть туркам гордость за Отечество и нацию. Мустафа Кемаль сделал это настолько блестяще, что результат сохраняется до сих пор, и буквально виден в глазах каждого жителя страны, гордо вывешивающего его портрет или турецкий флаг на своем балконе. Прошло уже 75 лет после смерти Ататюрка, но по-прежнему Мустафу Кемаля чтят как никакого другого политического деятеля XX века.
В том, что евреи уничтожили в 1923 году Оттоманскую империю, лиц оной национальности обвиняли всегда и обвиняют сегодня не без оснований.
После ее развала Франция получила Сирию (которая тогда включала Ливан), Великобритания Ирак и Палестину (которая тогда включала и территорию нынешней Иордании). А оставшаяся часть территории сверхдержавы средневековья превратилась в новое государство под названием Турция.
И править этим государством стал Кемаль Ататюрк. «Ататюрк» в переводе означает «отец турок», что совершенно справедливо. Ибо он не только ввел в обиход сами названия «Турция» и «турки». Для новорожденного народа он ввел алфавит с латинскими буквами (в Оттоманской империи пользовались буквами арабскими).
В 1925 году он провел радикальную реформу головных уборов и одежды. Так родился национальный турецкий костюм. А в 1934 году он ввел в новом государстве для его граждан фамилии, принцип создания которых сам и придумал. Так возникли исконно турецкие фамилии. Ввел он в новообразованном государстве и европейские системы времени, календаря и других мер измерения (1925-31 годы).
А вот законы шариата, которые казались незыблемыми, отменил ко всем чертям. Впрочем, отменой меджелле (свода законов, основывающихся на шариате) он яро занимался все годы своего правления, хотя исламский дух из созданного им народа так до конца и не выбил. Хотя всякие там титулы, дервишеские органы, гаремы и прочую чепуху, на которой веками строилась Блистательная Порта, он отменил безжалостно. И даже столицу перенес из Стамбула в Анкару (Ангору), чтобы отрезать старую элиту от власти.
Он даже геноцид армян 1915-16 годов осудил в резких тонах. Хотя сам в его проведении так же участвовал. Впрочем, это было единственное его нововведение, которое потом забылось.
Как вы понимаете, столь буйный и последовательный реформатор не мог не быть евреем. И действительно, Кемаль Ататюрк был донме (хотя школьный курс турецкой истории приписывает ему другое происхождение).
А кто такие донме? «Донме» (тур. d;nme, буквально - отступники) - секта в исламе, созданной в 17 веке последователями Шабтаем Цви. Были такие богоискатели на почве секса в среде польских евреев. После ряда перипетий часть из них типа приняла ислам и поселилась в Салониках.
Шабтай Цви заменил 10 общепринятых заповедей новым религиозным катехизисом из 18 пунктов, исключив из него завет «не прелюбодействуй». И ввел особый праздник донме - Праздник Овцы, который отмечаемый в ночь с 21 на 22 еврейского месяца адар. Суть этого празднества заключается в том, что несколько женатых пар едят новорожденных овец. После чего тушат свет и ложатся спать все вместе друг с другом. Дети, рожденные от такого союза, считаются у донме святыми.
Суть саббатианства заключается в клиппот. Чтобы достичь всеобщего счастья, полноценной жизни отдельного человека и гармонии между людьми в отношениях на личном уровне и шире, в обществе, люди должны, по Саббату (так в Европе называли Шабтая Цви), пройти максимальные страдания или, как вариант, опуститься на самое дно и побыть моральными уродами (опуститься в клиппот - зло ивр.). А уж там, в дерьме, осознать, что тиккун (исправление ивр.) - это единственно правильное.
Это в теории. На практике это вылилось в появлении в общинах народных традиций пьянок-гулянок и оргий - (опускание в клиппот). Также в саббатианстве развит культ проповедников, которых считают миссиями - новыми Шабтаями. Нетипично для классического иудаизма, где почитаются только ветхозаветные пророки. А уж все эти раввины, цадики (праведники ивр.), подвижники, мудрецы за историю выдающиеся, но всё же люди как люди.
Но, при этом, донме выполняют многие заповеди иудаизма и женятся только друг на друге и по сию пору. А все могло быть по-другому.
Основная часть донме, около 16 000, после окончания Первой Мировой Войны жили в Салониках. Во время обмена населением между Грецией и Турцией в 1924 году донме попросили раввинов Салоник, желая избежать возвращения в Турцию, разрешить им вернуться в иудаизм. Однако раввины Салоник донме обратно в евреи не приняли.
Свое решение раввины объяснили тем, что дети, родившиеся после ночей Праздника Овцы, считаются по еврейскому закону мамзерим, т.е. незаконорожденными, родившимися у замужней женщины не от ее мужа. Хотя логики я тут не вижу, потому что и мамзерим являются точно такими же евреями, как и не мамзерим - и тех и других родила мать-еврейка.
И донме уехали в Турцию, прочно вошли в ее политическую и культурную элиту, не смотря на свою малочисленность. А евреев Салоник в 1942 году немцы убили всех. Раввины вообще часто поступают правильно, хотя это не всегда сразу бывает очевидно.
Но вернемся к временам распада Оттоманской империи. Донме никогда не забывали, что они евреи и очень сочувствовали сионистскому движению. И были крайне недовольны политикой султана Абдул-Хамида за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля по переселению евреев во входившую тогда в Оттоманскую империю Палестину. А потому активно включились в революционную борьбу против прогнившего султанского режима. В среде младотурок, на первоначальном этапе их деятельности, значение донме было очень значительно. Хотя, в действительности, именно донме способствовали тому, что турецкие власти разрешили евреям из восточной Европы переселятся в Палестину в начале 20-го века.
После прихода младотурок во власть донме, естественно, заняли серьезные позиции во главе властной пирамиды. Кроме самого Ататюрка, донме были три министра первого турецкого правительства (Нужет Фаика, Мустафа Арифа и Мехмет Джавида). Сам Мустафа Кемаль дал очень интересный ответ на прямой вопрос одного из своих близких друзей Нури Чонкера (Nuri Conker) по поводу своего происхождения. Кемаль ответил: «Некоторые обо мне говорят, что я еврей, потому что родился в Салониках. Но не надо забывать, что и Наполеон был итальянцем из Корсики, хотя умер как француз и как таковой вошел в историю». (For me as well as some people want to say that I’m a Jew – because I was born in Salonica. But it must not be forgotten that Napoleon was an Italian from Corsica, yet he died a Frenchman and has passed into history as such.)
Исламисты в Турции ненавидели и ненавидят донме люто. В частности, один из самых страстных и авторитетных антисемитов сегодняшней Турции, Мехмет Сакат Аяги, обнародовал «Протоколы «красных». В Турции донме называют «красными турками», а обычных этнических турок, называют «черными турками». Это вызвано тем, что донме часто рыжие и белокожие, в отличие от жгучих брюнетов истинных турок. Так вот в «Протоколах «красных» программными целями донме объявляются «отключение турецких женщин от исламской культуры», «пропаганда бикини и отказа от чадры» и т. д.
Что, кстати, правда. В турецкой культуре и средствах массовой информации донме представлены чрезвычайно широко и всегда выступают за «западные ценности» вообще и бикини в частности. Что и не удивительно, потому что идеалы сексуальной свободы им были свойственны еще со времен Шабтая Цви.
Поэтому сегодня, во времена ползучей исламской революции в Турции, дня не проходит без того, чтобы тот или другой настроенный исламски орган массовой информации не предупреждали бы турецкий народ об опасности космополитизма, исходящий от донме. Этих продажных девок американского империализма, который, как известно игрушка в руках могущественного еврейского лобби. Ибо истинной целью оных девок является распад Турции на маленькие национальные государства (курдов, алавитов и т. д.), оставив самим туркам клочок земли вокруг Стамбула.
Именно донме, кстати, способствовали в 1997 году падению исламистского правительства Неджметина Арбакана. Что сегодня им вменяется в вину крайне активно так как нынешние правители Турции являются политическими последователями Арбакана.
А в Израиль, кстати, донме уехать права не имеют. Хотя без их помощи сионистский проект вряд ли бы состоялся. Потому что Израиль предоставляет гражданство только евреям, которые исповедуют иудаизм или не исповедуют никакую религию вообще. А донме все-таки мусульмане.
Мустафа Кемаль Ататюрк (Кемаль-паша), президент Турции
(1881–1938)
Основатель республиканской Турции Мустафа Кемаль родился 12 марта 1881 года в Салониках, в греческой Македонии, входившей в тот момент в состав Оттоманской империи. Его отец был отставным таможенным чиновником, превратившимся в лесоторговца, а мать – крестьянкой. Отец рано умер, и мальчику пришлось познать все тяготы сиротского детства. Жить приходилось на скромную пенсию. В 12 лет Мустафа поступил в государственную военную школу в Салониках, где детям государственных служащих не надо было вносить плату за обучение. Здесь за выдающиеся успехи в математике он получил прозвище «Кемаль», которое и включил в дальнейшем в собственное имя. В переводе с турецкого «кемаль» означает «зрелость и совершенство». Школу Кемаль окончил с отличием уже в Монастире (Битоле) и в 1899 году поступил в Османскую военную академию в Стамбуле – офицерское училище. Там он увлекся просветительской философией Руссо, Вольтера, Гоббса. В 1901 году способный выпускник был рекомендован для поступления в Высшее военное училище Генерального штаба – турецкую военную академию. Там Кемаль с группой единомышленников организовали тайное общество «Ватан», ставившее своей целью преобразование Оттоманской империи в светское государство на основах пантюркистской идеологии. Вскоре, однако, Кемаль разочаровался в «Ватане» и примкнул к Комитету союза и прогресса, тесно связанному с движением младотурок «Единение и прогресс», основанному в 1889 году. В 1904 году он даже подвергся кратковременному аресту по подозрению в нелегальной политической деятельности, но вскоре был освобожден благодаря заступничеству руководства Академии.
В 1905 году по окончании Академии Кемаль был произведен в капитаны и получил назначение в Дамаск. В 1907 году его командировали во Францию для изучения французского военного дела. Эти познания пригодились Кемалю в годы Первой мировой войны. После командировки во Францию его перевели в 3?й армейский корпус в Салониках. Там Кемаль участвовал в младотурецком перевороте 1908 года, после которого Оттоманская империя превратилась в конституционную монархию, а султан стал марионеткой триумвирата вождей младотурок – Джемаль-паши, Энвер-паши и Талаат-паши. Вскоре после переворота Кемаль был переведен на службу в генеральный штаб. Он участвовал в Итало-турецкой войне 1911–1912 годов и в Балканских войнах 1912–1913 годов, зарекомендовав себя грамотным и решительным офицером, когда защищал подступы к Стамбулу от болгарского наступления.
В Первую мировую войну Кемаль был противником вступления в нее Турции на стороне Германии. Будучи полковником, он успешно руководил войсками, защищавшими полуостров Галлиполи от англо-французского десанта. Он командовал 19?й дивизией, оборонявшейся в районе Родосто. Когда британские силы, состоявшие в основном из австралийцев и новозеландцев, 25 апреля 1915 года высадились в Галлиполи, Кемаль, лично проведя рекогносцировку места высадки, успел разместить артиллерию на господствующих высотах, а затем возглавил контратаку, благодаря которой продвижение неприятеля было остановлено.
В 1916 году Кемаль получил чин генерала (паши) и прозвище «Спаситель Стамбула». Он был назначен командиром 16?го корпуса, дислоцировавшегося в Анатолии. Летом 1916 года этот корпус провел успешный контрудар против русских на Кавказском фронте. Позднее Кемаль командовал здесь 2?й и 3?й армиями, а в конце войны во главе 7?й армии сдерживал натиск англичан у Алеппо. Из-за разногласий с военным министром Энвер-пашой и командующим группой армий «Йылдирим» в Палестине немецким генералом Эрихом фон Фалькенгайном Кемаль в 1917 году был уволен в отпуск «для лечения» и направлен в составе военной миссии в Германию, но несколько месяцев спустя, в январе 1918 года, был вновь призван командовать 7?й армией, оттесненной на север Сирии.
В октябре 1918 года Кемаль был назначен командующим уже разгромленной к тому времени группой армий «Йылдирим», но не имел никакой возможности повлиять на неблагоприятный для турок ход событий. После капитуляции Оттоманской империи страны Антанты намеревались расчленить ее, оставив в составе Турецкого государства во главе с бессильным султаном лишь Анатолию. Именно туда в 1919 году был послан для подавления беспорядков, направленных против султана, Кемаль, назначенный генералом-инспектором турецкой армии. Лидеры младотурков бежали из страны в самом конце войны, и Кемаль решил, что сам Аллах побуждает его занять их место в качестве вождя турецкого народа. Он присоединился к мятежникам вместе со своими войсками и организовал движение за изгнание из Турции иностранных интервентов. Его успеху способствовало то, что в последние месяцы войны, когда поражение стало неизбежным, вожди младотурок перебросили наиболее боеспособные дивизии и запасы вооружения и боеприпасов во внутренние области, прежде всего в Анатолию и в турецкую Армению, рассчитывая там продолжить борьбу.
19 мая 1919 года Кемаль-паша отказался подчиниться приказу султана о своем смещении и обратился с воззванием ко всем туркам, призывая их бороться за национальную независимость и изгнание из страны иностранных войск. Он выступал под лозунгами пантюркизма. В сентябре 1919 года в Сивасе было провозглашено создание движения сопротивления «Национальный обет» во главе с Кемалем. В конце года султан вынужден был согласиться на созыв в Стамбуле меджлиса (парламента). Кемаль, хотя и был избран депутатом, в Стамбул не поехал, опасаясь ареста. Действительно, парламент проработал всего полтора месяца. Затем в город вошли британские войска, арестовали 40 депутатов – сторонников Кемаля и сослали их на Мальту. Оставшиеся на свободе депутаты бежали в Анкару. Здесь был создан новый парламент, названный Великим национальным собранием Турции. В апреле 1920 года Кемаль создал в Анкаре временное правительство, а себя объявил президентом страны и главнокомандующим армии. Султан в ответ объявил джихад кемалистам и потребовал казнить их вождя.
В августе 1920 года был подписан Севрский мирный договор, отторгавший от Турции все ее арабские владения, Курдистан, Фракию и Армению. После этого поддержка Кемаля турецким обществом резко возросла. В 1920 году Кемаль был избран председателем Великого национального собрания Турции. Султан был вынужден считаться с авторитетом Кемаля в народе и в сентябре 1921 года официально назначил его Верховным главнокомандующим. Ранее, в 1920 году, Кемаль успешно отразил нападение малочисленной армянской армии и в ходе контрнаступления захватил значительную часть территории бывшей русской Армении. По Карсскому и Московскому договорам 1921 года к Турции была присоединена значительная часть армянской территории с городами Карсом и Ардаганом и Южно-Батумский округ Грузии.
Война с греческими войсками, захватившими Смирну и другие прибрежные районы, длилась полтора года. В этой войне Кемаль получал советскую военную и продовольственную помощь. В январе и в августе – сентябре 1921 года турецкие войска остановили греческое наступление у местечка Иненю и на реке Сакарье. За эти победы Кемаль получил от Великого национального собрания титул Гази – Победитель. Он также сумел договориться с итальянцами и французами об эвакуации их войск соответственно из юго-западной Анатолии и Киликии. 18 августа 1922 года турецкая армия начала генеральное наступление и уже 30?го числа взяла Афьон-Карахисар. 5 сентября пала Бурса. Главный удар Кемаль наносил в западном направлении вдоль железной дороги на Смирну. Отступавшие греческие войска вымещали свою злобу на мирных турецких жителях, убивая и грабя. Более миллиона турок лишились крова, так как их дома были разрушены греческими солдатами. То же самое творили турки по отношению к греческому гражданскому населению. 9-11 сентября они взяли Смирну приступом и учинили в городе резню. Греческая армия стала полностью небоеспособной. Турки взяли в плен 40 тысяч человек, 284 орудия, 2 тысячи пулеметов и 15 самолетов. Еще больше, до 60 тысяч греческих военнослужащих, погибло. У греков не хватало тоннажа и портов для эвакуации. Уйти на Балканы на английских судах удалось не более одной трети греческой армии. В октябре войска Кемаля заняли Стамбул и Восточную Фракию. Англия согласилась, чтобы эта территория отошла Турции.
1 ноября 1922 года Великое национальное собрание упразднило султанат и лишило власти последнего султана Мехмеда VI, который на английском корабле бежал на Мальту (два года спустя, с упразднением халифата, он перестал быть и халифом). В 1923 году Севрский мирный договор был заменен Лозаннским мирным договором, по которому в составе Турции были сохранены Восточная Фракия, Стамбул, Малая Азия, Западная Армения и значительная часть Курдистана. Кроме того, Кемалю удалось присоединить к Турции южную часть Аджарии и восточную часть Армении, ранее входившие в состав Российской империи. В дальнейшем произошел обмен населения между Грецией и Турцией. 1,5 млн греков покинули Турцию и отправились на историческую родину. Примерно такое же количество турок выехало из Греции в Турцию.
29 октября 1923 года Кемаль-паша был избран первым президентом Турецкой республики и потом несколько раз переизбирался на этот пост. Ни парламент, ни судебные органы не рисковали перечить ему. Он запретил религиозные партии и стал реформировать турецкое общество в соответствии с программой «шести стрел». Она предусматривала утверждение республиканских и демократических принципов, освобождение светского образования от влияния духовенства, удаление ислама из политической жизни, внимание государства к нуждам простого человека, реформу экономики на принципах государственного капитализма. Иностранные компании были национализированы. Кемаль поощрял национальный капитал. В страну был открыт ограниченный доступ для западного капитала, но западные товары облагались высокими пошлинами. Еще более заметной оказалась вестернизация повседневной жизни. Женщины впервые в истории обрели равноправие с мужчинами, были отменены чадра для женщин и традиционная одежда для мужчин. Ношение традиционного головного убора – фески – было запрещено. По европейскому образцу в стране были введены рукопожатия. В 1934 году женщины в Турции получили избирательные права.
Кемаль также упразднил действие в стране норм исламского права. Государственные служащие переоделись в европейское платье, за ними последовали и остальные горожане, а позднее – и более консервативное крестьянство. Все граждане были объявлены равными перед законом. Были закрыты мусульманские школы и духовные ордена. Арабский алфавит турецкого языка был заменен латинским. Нормы шариата были заменены швейцарским гражданским кодексом, итальянским уголовным кодексом и германским коммерческим кодексом.
В 20?е годы Кемаль подавил несколько восстаний курдов, протестовавших против упразднения халифата. Репрессиям подверглись и исламисты из числа турок. В стране расцвел культ личности Кемаля.
В 1933 году все турки получили фамилии. Кемалю, по постановлению Великого национального собрания, первому была присвоена фамилия – Ататюрк, что в переводе означает «отец турок». В стране было разрешено также прежде запрещенное Кораном употребление спиртных напитков. Сам Ататюрк к концу жизни стал тяжелым алкоголиком и скончался 10 ноября 1938 года от цирроза печени.
Кемаль-паша Ататюрк стал создателем современного турецкого государства, которое впервые в турецкой истории носило светский, а не религиозный характер. В этом ему помогли не только выдающиеся полководческие качества, но и политическое чутье и способность сплачивать вокруг себя представителей самых разных слоев и классов в критические моменты турецкой истории.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.26 Печаль руин: А. X. Танпынар и Яхья Кемаль исследуют окраины Ахмет Хамди Танпынар и Яхья Кемаль предпринимали долгие совместные прогулки по дальним бедным окраинам Стамбула. Возвратившись в эти «обширные и нищие районы между Коджамустафапашой и городскими стенами» в
Ататюрк Что такое счастье? Мало кто во все века был способен дать такой однозначный ответ, какой дал этот человек: «Счастье, - говорил он, - это право называть себя турком».Зимой 1920 года Турция как государство стояла у гробовой черты. Османская империя распалась; инерция
АТАТЮРК Настоящее имя – Кемаль Мустафа(род. в 1881 г. – ум. в 1938 г.) Выдающийся политический реформатор, турецкий революционер, создатель современного государства Турция. Мустафа Кемаль родился в 1881 году (по другим данным, в 1880 году) в греческих Салониках, принадлежавших
Глава 14 Ибрагим и Мустафа. трагическая гибель как данность судьбе Многие историки главными чертами Роксоланы видят ее властолюбие и коварство. Конечно, она жаждала власти, ибо только власть могла стать гарантией сохранения жизни ее детей. Она мечтала стать валиде,
АТАТЮРК. МУСТАФА КЕМАЛЬ-ПАША 1881-1938 Первый президент Турецкой республики. Маршал. Турецкий полководец первой четверти XX века.Мустафа Кемаль Ататюрк родился в греческом городе Салоники в семье мелкого таможенного служащего. Военное образование получил в военных училищах
Император Александр II Николаевич (Освободитель) (17.04.1818-01.03.1881) Годы правления – 1855-1881 19 февраля 1855 г. в Зимнем дворце Государственный совет принес присягу императору Александру II и его старшему сыну – цесаревичу Николаю Александровичу. Впервые за более чем два столетия
Семья императора Александра II Николаевича (Освободителя) (17.04.1818-01.03.1881) Годы правления: 1855-1881 РодителиОтец – император Николай I Павлович (25.06.1796-18.02.1855).Мать – императрица Александра Федоровна, принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина Прусская (01.07.1798-20.10.1860).Первая
Проблема Турции Вопрос о том, как побудить Турцию вступить в войну на стороне союзников, был поднят Черчиллем на первом же пленарном заседании Тегеранской конференции 28 ноября.По мнению британского премьера, вступление Турции в войну позволило бы открыть коммуникации
ГЛАВА ВТОРАЯ 1881–1888 годы в жизни Мережковского. – Похороны Достоевского. – Цареубийство 1 марта 1881 года. – Дружба с С. Я. Надсоном. – Сотрудничество в «Отечественных записках». – Окончание гимназии. – Университет. – Литературный кружок О. Ф. Миллера. – Создание
В нейтральной Турции Простояв в Нише несколько дней, мы, наконец, снова двинулись в путь. Гитлеровцам не удалось осуществить свой маневр. Им пришлось вернуться к первоначальному варианту обмена советской колонии на болгаро-турецкой границе. Детали этого обмена мы
Мустафа В самом конце ноября сорок второго года, при возвращении с боевого задания, я произвел вынужденную посадку. Ночь была темная, из низких дыроватых облаков сыпался мокрый снег, машина обледенела - и пришлось садить ее на первую мелькнувшую внизу ровную
26 ФЕВРАЛЯ 1881 - 1 МАРТА 1881 На Симбирскую улицу, где жил Гриневицкий, добирались долго и в кромешной тьме. Выборгская сторона не освещалась - ведь здесь обитал рабочий люд.Тимофей Михайлов сжег целый коробок спичек, пока обнаружил дом № 59. Перовская устала.Комната Игнатия
Отъезд из Турции В зеленой гуще деревьев и пальм в Бебеке, где стояли белые турецкие виллы, увитые снизу доверху огромными чайными желтыми розами, пели соловьи. А в «Пти-Шане» пели шансонетки. Балетмейстер Виктор Зимин ставил «Шахерезаду». В «Стэлле», в саду у нашего
В ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЯХ ТУРЦИИ Дорога от Тифлиса до Александрополя (Ленинакана) запомнилась мне на всю жизнь. Водопады, рассыпающиеся алмазной пеной у подножия гор, снежные вершины Арарата, живописные долины, в которых пасутся стада тучнейшего скота - подобное можно
АНГОРА. МУСТАФА КЕМАЛЬ-ПАША Из Константинополя в Ангору мне пришлось ехать в довольно дрянном поезде, медленно ползшем мимо разрушенных во время войны деревень и редких железнодорожных станций. В купе сидели пожилые хмурые чиновники, ехавшие по вызову нового
Мустафа Кемаль Ататюрк ; Гази Мустафа Кемаль-паша (тур. Mustafa Kemal Atatrk; 1881 - 10 ноября 1938) - османский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства.
Возглавив после поражения (октябрь 1918) Османской империи в Первой мировой войне национально-революционное движение и войну за независимость в Анатолии, добился ликвидации марионеточного правительства султана и оккупационного режима, создал новое, основанное на национализме («суверенитете нации»), республиканское государство, провёл ряд серьёзных политических, социальных и культурных реформ, таких как: ликвидация султаната (1 ноября 1922), провозглашение республики (29 октября 1923), упразднение халифата (3 марта 1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, очищение турецкого языка от арабских и персидских заимствований, отделение религии от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности. Как председатель Великого национального собрания (1920-1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии, приобрёл в Турции непререкаемый авторитет и диктаторские полномочия.
Происхождение, детство и образование
Родился в 1880 или 1881 году (достоверных сведений о дате рождения нет; впоследствии Кемаль выбрал датой своего рождения 19 мая - день начала борьбы за независимость Турции) в квартале Ходжакасым оттоманского города Салоники (ныне Греция) в семье мелкого лесоторговца, бывшего таможенного служащего Али Рыза-эфенди и его жены Зюбейде-ханым. Доподлинно неизвестно происхождение его отца, некоторые источники утверждают, что его предки были турками-переселенцами из Сёке,другие это опровергают, в семье говорили по-турецки и исповедовали ислам, хотя среди противников-исламистов Кемаля в Османской империи было распространено мнение, что его отец принадлежал к иудейской секте дёнме, одним из центров которой был город Салоники. Он и его младшая сестра Макбуле Атадан были единственными детьми в семье, дожившими до взрослого возраста, остальные умерли в раннем детстве.
Мустафа был активным ребёнком и обладал вспыльчивым и чрезвычайно независимым характером. Общению со сверстниками или сестрой мальчик предпочитал одиночество и независимость. Он нетерпимо относился к мнению окружающих, не любил идти на компромиссы и всегда стремился следовать выбранному для себя пути. Привычка прямо высказывать всё, что он думает, принесла Мустафе в дальнейшей жизни немало хлопот, и с ней он нажил многочисленных врагов.
Мать Мустафы, ревностная мусульманка, хотела, чтобы её сын изучил Коран, но её муж, Али Рыза, склонялся к тому, чтобы дать Мустафе более современное образование. Супруги никак не могли прийти к компромиссу, и поэтому, когда Мустафа достиг школьного возраста, его сначала определили в школу Хафыза Мехмет-эфенди, располагавшуюся в квартале, где жила семья.
Его отец умер в 1888 году, когда Мустафе было 8 лет. 13 марта 1893 года он, согласно своему устремлению, будучи 12-и лет, поступил в подготовительную военную школу в Салониках Selnik Asker Rtiyesi, где учитель математики дал ему второе имя Кемаль («совершенство»).
В 1896 году был зачислен в военную школу (Manastr Asker dadisi) в г. Битола в Македонии.
13 марта 1899 года поступил в Оттоманский военный колледж (Mekteb-i Harbiye-i ahane) в Стамбуле, столице Османской империи. В отличие от прежних мест учёбы, где господствовали революционные и реформаторские настроения, колледж был под жёстким контролем султана Абдул-Хамида II.