Спиральная динамика для HR-ов: как вырастить лидеров в коллективе. Теория спиральной динамики и эволюция человечества
Когда вы оцениваете свои прошлые действия, решения и способы, с помощью которых справляетесь с проблемами, то кажутся ли ваши реакции последовательными и ? Изменились ли они за последние годы? Вероятно, да, потому что менялись ценности и мотивирующие факторы.
Модель спиральной динамики (Spiral Dynamics) - теория мотивации. Она не так популярна, как , но тем не менее является достаточно интересной. Теория была создана в 1930 году доктором Клером Грейвсом, который умер перед публикацией. Материалы обнаружил его последователь Дон Бек и опубликовал только в 1996 году. При этом он добавил в концепцию свое виденье, поэтому мы рассмотрим модель как союз двух концепций.
Объяснение теории
Модель спиральной динамики отличается от других теорий человеческого развития и мотивации одной важной чертой: она не пытается доказать, что мы движемся к конечной цели ради того, чтобы оставаться на вершине. Модель указывает на то, что человек движется по спирали персонального развития в зависимости от биологических, социальных и психологических особенностей.
Модель спиральной динамики была создана для того, чтобы понять:
- Как именно люди думают (как противоположность теориям, которые пытаются выяснить, что думает человек).
- Почему люди принимают решения по-разному.
- Почему людей мотивируют разные вещи.
- Почему и как возникают ценности.
- На чем основана природа изменений.
Спиральная динамика: союз двух концепций
Последователь Грейвса, Дон Бек разработал теорию на основе двух других:
- Оригинальной теории Грейвса
- Концепции мемов Доукинза
Грейвс утверждал, что ценности влияют на поведение. Он классифицировал ценности (точка зрения человека на то, что важно для него и каким является или должен являться мир) на две группы: ориентированные на человека и на группу. Ценности человека влияют на то, как и что человек думает, как ведет себя и что ощущает. Ценности имеют воздействие также на такие аспекты как:
- Чувства
- Этика
- Мотивация
- Убеждения
- Предпочтения в работе и обучении
- Политическая позиция
Ричард Докинз использовал термин «мемы», чтобы описать культурную информацию, которая тиражируется среди людей. Это такие вещи как мода, техники художественного мастерства, слэнг, базовые убеждения, которые передаются от человека к человеку. Как и гены, которые являются биологическими единицами и передаются от организма к организму, мемы - фундаментальные культурные единицы, которые воспроизводятся в обществе.
Модель спиральной динамики вводит новое понятие - vMemes (мемы-ценности). Это глубоко скрытые ценности, которые влияют на человеческий опыт. Мемы-ценности - это образ мышления, концепции и парадигмы, при помощи которых человек принимает решения и действует. Модель спиральной динамики ставит перед нами один важный и старый вопрос: почему люди делают то, что делают?
Спиральная модель
Модель спиральной динамики представляет собой цветную спираль, где каждый цвет представляет разную мем-ценность. Различают восемь таких мемов:
- Бежевый: инстинктивный . Поведение, необходимое для выживания.
- Пурпурный: волшебный/спиритуалистический . Использование ритуалов для выявления причин и следствий.
- Красный: импульсивный/эгоцентрический . Использование хитрости и желание делать то, что хочется. Сильный властвует, слабый служит.
- Синий: целеустремленный/авторитарный . Желание упорядочить существование и обеспечить соблюдение принципов, основанных на том, что «правильно».
- Оранжевый: стратегический/ориентированный на достижение . Получить преимущество, изучив все возможности и стремиться к успеху. Улучшать подходы и техники для получения больших результатов.
- Зеленый: уравнительный/ориентированный на общество . Желание добиться равных прав для всех и развить заботливое общество.
- Желтый: интегративный . Наблюдение за миром как за объединенными системами и акцент на гибкость. Изменения - это нормально.
- Бирюзовый: целостный . Объединение разума и духа для того, чтобы ощутить жизнь во всей ее полноте и обеспечить существование со смыслом. Мир представляет собой хрупкую субстанцию, которая может повредиться в человеческих руках.
- Коралловый: не определен . Мы еще не там и ничего не знаем об этом уровне.
Согласно теории, по мере того, как человек растет и развивается, его мемы-ценности растут вместе с ним и можно наблюдать переход от эгоизма к желанию помочь обществу. Человек не прыгает с одной ступени на другую, он скорее перемещается вниз и вверх по спирали (в отличии от пирамиды Маслоу). Чем выше перемещается человек по спирали, тем отчетливее понимает, насколько сложно устроен мир.
На работе чем выше уровень развития человека, тем он более эмпатичный. Он начинает больше понимать в управлении и , умеет мотивировать других людей и взаимодействовать с ними. Достигает успеха в таких аспектах:
- Развитие команды
- Умение справляться с
- Гибкий лидерский стиль
- Умение вовремя поощрять членов команды
- Умение пользоваться мотивационными стратегиями
- Эффективная коммуникация
- Хорошие межличностные взаимоотношения
Определите, на каком уровне модели спиральной динамики вы находитесь. Будьте готовы к тому, что в некоторых жизненных ситуациях вы будете скользить по спирали вниз, поэтому относитесь к этому философски. Если вы достигли оранжевого уровня, это большой успех, потому что вы наконец перестали видеть в людях конкурентов и начали с ними сотрудничать ради общего блага. Не останавливайтесь на достигнутом.
Желаем вам удачи!
Сегодня предлагаю ознакомиться с очень интересной теорией спиральной динамики, построенной на исследованиях американского психолога Клэра Грэйвза.
Основные идеи теории спиральной динамики
- Развитие каждого отдельного человека и всего человечества протекает по спиральной траектории, проходя через последовательный ряд уровней.
- Шесть уровней первого порядка – “выживание”, “мистицизм”, “тяга к порядку”, “служение высшей цели”, “материализм” и “стремление к общему благу”.
- На уровнях второго порядка происходит раскрытие личностного потенциала и единение людей друг с другом.
- Уровни, каждому из которых соответствует свой социокультурный “мем” и условный цвет, характеризуют не типы людей, а способы мышления.
- Гармоничное развитие предполагает поступательное движение вверх по спирали; уровни частично перекрываются.
- Каждый уровень проходит стадии “зарождения”, “кульминации” и “угасания”.
- На людей и коллективы могут воздействовать только те силы, которые соответствуют текущим обстоятельствам их жизни и уровню их развития.
Модель спирали
Теория спиральной динамики описывает восемь взаимосвязанных уровней зрелости индивида и общества. Каждому уровню соответствует определенный набор культурных ценностей, свой цвет, свои приоритеты, убеждения и особенности мировоззрения. Развиваясь, люди и народы переходят с уровня на уровень под влиянием условий жизни и опыта решения проблем. Когда условия существования человека, организации или общества меняются, эта трансформация заставляет пересматривать базовые ценности и убеждения. Проблемы, которые не могут быть решены в рамках имеющейся системы ценностей, заставляют нас подниматься на очередной виток спирали. Уровни частично накладываются друг на друга, проходя фазы “зарождения”, “кульминации” и “угасания”. Эта эволюция происходит в течение длительного времени: человек или общество покидают предыдущий уровень и медленно движутся к показавшемуся на горизонте следующему уровню. Проблемы возникают, когда такому поступательному движению что-то мешает.
Модель спирали – инструмент, позволяющий управлять процессом преобразований. Но, чтобы им воспользоваться, прежде всего необходимо понять, на каком уровне развития находится человек или коллектив, и тогда можно соответствующим образом выбирать методы внедрения изменений. Эти уровни характеризуют не тип личности, а способ мышления.
Как правило, мы находимся под влиянием сразу нескольких пластов ценностей, или идейных комплексов, называемых “мемами”. Любые серьезные преобразования должны осуществляться с учетом особенностей уровня, на котором находится
человек или общество. Так, попытки быстро создать свободную рыночную экономику в стране, в которой десятилетиями царил авторитарный режим, заранее обречены на провал. Такая страна должна пройти этап постепенной либерализации и воспитания уважения к свободе личности, чтобы в обществе развились стремление к независимости и дух предпринимательства.
Научиться определять, на каком уровне находятся индивид или группа, непросто, как непросто и справиться с желанием ускорить перемены. Модель спиральной динамики обладает огромным потенциалом для управления преобразованиями в
самых разных контекстах, в том числе в организациях. Сфера ее применения практически безгранична. Цвета: уровни и системы ценностей
Уровни развития, каждому из которых соответствует определенный ценностный “мем”, отражают психокультурную зрелость индивидуума или общества. Первым шести уровням (уровням первого порядка) соответствуют следующие цвета:
- Бежевый. Это “каменный век”, в котором людьми правят инстинкты, а их главная забота – выживание. Они собираются в группы не для общения, а для совместного добывания пищи и защиты от угроз. Дети быстро покидают этот виток спирали, как и большинство примитивных культур. Пожилые люди могут опускаться на “бежевый” уровень, если страдают болезнью Альцгеймера. С коллективами, находящимися на “бежевом” уровне, необходимо работать, апеллируя к органам чувств (зрения, вкуса, осязания). На этом уровне развития находится менее 0,1% жителей планеты, в руках которых лишь 0,01% политической власти.
- Фиолетовый. Движимые желанием улучшать условия своей жизни, люди вступают в более сложные социальные объединения, переходя от семей и кланов к племенам. Жизнью племен управляют ритуалы, мистицизм, вера в духов и поклонение предкам. Их члены покорно подчиняются общим ритуалам, соблюдают запреты и уважают кровные узы. Чтобы повлиять на человека или коллектив с таким уровнем сознания, покажите его членам, что уважаете их нравы и обычаи. Например, черты “фиолетового” уровня может демонстрировать спортивная команда. Критика распространенных в таком коллективе суеверий вызывает в нем негативную реакцию. В кланах и племенах до сих пор живет около 10% людей, сосредоточив в своих руках около 1% политической власти.
- Красный. Фиолетовый цвет сменяется красным, когда люди осознают несостоятельность суеверий и бессмысленность ритуалов. Когда члены группы начинают оспаривать власть эксплуатирующих их правителей, последние становятся еще более деспотичными, что ускоряет перемены. Как только между членами группы исчезает согласие, возникает безвластие, после чего власть оказывается в руках диктаторов. В жестоком “красном” мире царит закон джунглей, тираны повелевают империями, а высшую ценность имеет власть. Все стремятся урвать свою долю благ и верят в то, что выживет сильнейший. В обществе царит жесткая иерархия, авторитаризм, косность мышления, жестокость. Люди не испытывают сочувствия друг к другу. Чтобы добиться изменений на “красном” уровне, научите людей проявлять уважение к другим и беречь свою репутацию. Любые попытки сблизить коллектив будут восприняты его членами враждебно. Объясните красным, в чем их “выгода”: вместо анархии предложите им порядок и служение высшей цели. На этом уровне пребывает около 20% людей, на долю которых приходится около 5% политической власти.
- Синий. Стремление к порядку возвещает о приближении к “синему” уровню, для которого характерны предсказуемость, патриотизм и самопожертвование ради высшей цели. В “синем” мире по-прежнему царит жесткий контроль и авторитаризм, но лидеров отличает “отеческое” отношение к народу, а не стремление к самовозвеличиванию. Для преобразования этого общества научите людей ценить личные заслуги и получать награду за успех. Уважайте их традиции. Не поощряйте расточительное, показное потребление и социальное иждивенчество. “Синий” уровень – крупнейший сегмент населения мира, эти 40% людей концентрируют в своих руках 30% политической власти.
- Оранжевый. Этот уровень сменяет “синий”, когда люди ставят под сомнение полномочия власти. Если лидеры злоупотребляют своим положением, это ускоряет перемены. Как только люди понимают, что они лучше властей знают, как им жить, они перестают быть лояльными. Они начинают мыслить более свободно, и в обществе появляются зачатки предпринимательства и карьеризма. Желая большего, люди видят путь к лучшей жизни в науке и технологиях. Пренебрежение личными интересами ради высшей цели уступает место погоне за материальными благами. В обществе преобладает “меритократия”, власть достойных. Чтобы повлиять на “оранжевый” коллектив, сосредоточьте внимание его членов на профессионализме, потребностях коллектива и выгодах жизни в сообществе. Составляя 30% населения, эта группа обладает 50% политической власти.
- Зеленый. “Оранжевый” уровень сменяется “зеленым”, когда люди начинают стремиться к взаимопониманию и развитию духовности. Материальные блага и личные достижения больше не приносят им радости, а недостаток взаимоотношений вызывает у них чувство одиночества. Дух соперничества ослабевает, и на первый план выходит коллективное благополучие и забота об окружающем мире. Решения принимаются не меньшинством, а на основе консенсуса. Люди начинают руководствоваться принципом разумной необходимости, а не жадностью, они стремятся к простой, не отягощенной безудержным потреблением жизни. Чтобы помочь им перейти на следующий уровень, дайте им понять, что движение “всем миром” неэффективно и ограничивает личность. Посоветуйте взять все хорошее от других уровней. Этот сегмент охватывает 10% населения, и на него приходится 15% политической власти.
Двум уровням второго порядка соответствуют следующие два цвета:
- Желтый. Переход на уровни второго порядка – намного более важный шаг, чем переход между уровнями первого порядка. Мысли и поступки приобретают здесь особую гибкость и многомерность. Люди и сообщества оказываются на этом уровне, когда разочаровываются в коллективизме и начинают сознавать его ограниченность, но по-прежнему ощущают потребность посвятить себя деятельности на общее благо. Возрождается подавленный индивидуализм, лишенный, однако, стремления к роскоши и демонстрации высокого статуса, характерных для “оранжевого” уровня. Находящиеся на этом уровне умело объединяют индивидов и коллективы, пребывающие на различных уровнях развития, в единый организм для решения конкретной задачи. При этом они не испытывают потребности в признании своих заслуг. Эти люди переросли желание соперничать и самоутверждаться и в поиске своего “я” стараются не приносить вреда другим. “Желтый” уровень начинает отступать, как только люди осознают ограниченность возможностей индивида и объединяются для решения глобальных проблем человеческого бытия. 1% населения, достигший этого уровня, контролирует около 5% политической власти.
- Бирюзовый. По мере того как люди, хорошо изучив возможности и ограничения индивидуализма, возвращаются к сбалансированному коллективизму, они вновь начинают проявлять самопожертвование, утраченное после ухода с “синего” уровня. Если “желтый” уровень – это созидание и решение проблем, то “бирюзовый” – это объединение человечества в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям, находящимся на любом уровне. Те, кто находится на этом уровне, стремятся стать частью единой системы взаимосвязей, которую образуют все формы жизни. Они способны объединить в себе сильные стороны всех остальных уровней без ущерба для собственного “я”. В руках 0,1% представителей этого уровня сосредоточен 1% политической власти.
Шесть условий перемен
Чтобы люди и коллективы могли проходить описанный процесс развития, должны соблюдаться определенные условия. От этого зависят масштабы перемен и их устойчивость.
- Оценка потенциала. Восприимчивы ли человек, организация или культура к тем переменам, которые вы намерены провести? Находятся ли они в “открытом” (можно действовать), “скованном” (уберите сначала все барьеры и не ожидайте быстрого успеха) или “закрытом” состоянии (бесполезно даже пытаться что-то менять)?
- Поиск решений. Найдите решения для проблем, существующих на данном уровне, прежде чем стимулировать движение вверх по спирали. Начиная перемены, вначале убедитесь, что для них подготовлено прочное основание.
- Создание диссонанса. Приведите свидетельства того, что традиционный способ мышления не отвечает новым требованиям и условиям жизни. Опишите, какие опасности неизбежно из-за этого возникнут. Выведите людей из состояния самоуспокоенности, чтобы пробудить у них желание измениться.
- Разрушение барьеров. Люди и коллективы стремятся воздвигнуть вокруг себя барьеры, защищающие от перемен. Выявите эти барьеры и разрушьте их.
- Пробуждение понимания. Расскажите о том, почему человеку или организации необходимо измениться. Укажите, что необходимо исправить, и помогите людям представить, как благодаря этому их жизнь изменится к лучшему.
- Консолидация. Проведение преобразований – долгий процесс, в ходе которого прорывы чередуются с отступлениями. Его необходимо постоянно поддерживать. Если преобразования происходят в организации, ее руководитель должен быть в центре процесса перемен, оказывая всяческую поддержку подчиненным.
При соблюдении этих условий процесс преобразований будет проходить в пять этапов:
- “Альфа-стабильность”. Все в порядке, люди довольны, система работает.
- “Бета-обусловленность”. Мелкие проблемы превращаются в крупные, традиционные решения в новых условиях не работают. Сомнения в дееспособности системы нарастают. Попытки исправить ситуацию посредством более эффективного использования старых методов работы лишь усугубляют проблемы.
- “Гамма-ловушка”. Проблемы становятся все более очевидными. Их отрицание – не лучший выход из ситуации. Вам кажется, что лучше подождать и посмотреть, как будут развиваться события, прежде чем действовать. Но действовать нужно именно сейчас. Промедлив, вы можете оказаться в “ловушке”, что приведет к личному, организационному и общественному краху. Восстановление после такого краха будет длительным, если оно вообще возможно.
- “Дельта-всплеск”. Избежав “гамма-ловушки”, вы испытаете чувство эйфории. Но вас ждут и другие подводные камни. Изменения могут еще более ухудшить ситуацию либо оказаться поверхностными, и вы начнете соскальзывать назад в “ловушку”.
- “Новая альфа-стабильность”. Если преобразования увенчались успехом и вы избежали “гамма-ловушки”, вы оказались на новом этапе развития. Обеспечьте стабильную работу системы, прежде чем цикл начнется заново.
Используйте точную оценку пяти условий успешных перемен и контроль пяти стадий процесса в качестве инструментов, с помощью которых вы поможете людям и коллективам добиться устойчивых преобразований. Действуйте на всех уровнях сразу, принимайте в расчет преимущества, которые дает каждый уровень, и разрабатывайте решения, подходящие для каждого из уровней. Следуйте принципам “вежливости” (проявляйте уважение к другим), “открытости” (слушайте других) и “автократии” (управляйте твердой рукой и смело принимайте на себя ответственность).
Прежде чем вступить на путь преобразований, разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться. Проведите ревизию имеющихся ресурсов и средств для внедрения изменений. Сформулируйте свое видение будущего и поделитесь им с членами своей группы. Разработайте схему работы, охватывающую все действия, влияющие на процесс перемен. Сформируйте команду менеджеров, которая обеспечит поддержку программы на всем протяжении ее выполнения. Контролируйте процесс и координируйте работу людей, осуществляющих изменения. Неуклонно двигайтесь вперед, подыскивая оптимальные решения проблем по мере их возникновения.
Спиральная динамика
Клер Грейвз использовал термин "двойной спирали" т.к. считал, что таким способом можно наиболее наглядно продемонстрировать динамику развития системы. Большинство его графиков подразумеваются в форме спирали, каждый виток которой является потоком от одной субъективной реальности к следующей. Но Клер Грейвз не был художником, поэтому он не смог схематически представить свою модель.
Люди, организации и целые сообщества в движении по спиральным траекториям к своему будущему, трансформируют свои приоритеты, ценности и свое существование в соответствии с динамикой развития. Вне зависимости от того, на каком витке спирали находится человек или группа людей, для каждого из них существует свое будущее и основной вопрос в следующем: какова перспектива их развития?
В подходе Клера Грейвза , для того, чтобы понять "что это за человек (организация)" и определить перспективы их развития, надо ответить на вопрос: "как этот человек думает о реальности, в которой он находится?"
Данная модель не является типологией, это открытая система, которая постоянно находится в процессе развития.
Вторым существенным вкладом в Спиральную Динамику является Миметика, модель, объясняющая идеи Мимов – информационных пакетов, которые подобно вирусам переносятся от одного ума к другому, от общины к общине. Кристофер Кован ввел в Спиральную Динамику понятие Ценностных Мимов - неких психических "магнитов", которые притягивают Мимы соответствующего им типа. Он же ввел Цветовой Код, обозначающий каждый из этих Ценностных Мимов или уровней психологического существования.
Первый ярус
БЕЖЕВЫЙ (A-N)
- Характеризуется : выживанием, удовлетворением природных нужд, инстинктивными мотивами и потребностями;
- Условия для жизни : выживание, удовлетворение биологических нужд, размножение.
ПУРПУРНЫЙ (B-O)
- Характеризуется : безопасностью, потребностями племени, коммуны; приверженностью ритуалам; подчинение вождям, вожакам; ценностью первобытной гармонии – слияния и баланса с природой;
- Условия для жизни : безопасность, защищенности, охрана от возможного урона, семейные узы.
КРАСНЫЙ (C-P)
- Характеризуется : силой, действиями, возбужденностью, героизмом, коварством, агрессивностью и стыдом.
- Условия для жизни : сила/действия; утверждение собственного Я для доминирования над другими; контроль
СИНИЙ (D-Q)
- Характеризуется : наличием целей, предназначений; подчинением авторитетам; стабильностью, правилами, смыслами, чувством вины и долга;
- Условия для жизни : стабильность, порядок, подчинение сейчас ради вознаграждения потом, смыслы;
ОРАНЖЕВЫЙ (E-R)
- Характеризуется : компетенцией, соревновательностью, успехом, стремлением делать вещи лучше, автономией, искусным регулированием, управлением и развитием;
- Условия для жизни : возможности, успех, соревновательность в достижении результатов, тонкое влияние на других, искусность контроля;
ЗЕЛЕНЫЙ (F-S)
- Характеризуется : чувством соединенности, моральная взаимоподдержкой, сотрудничеством, сознательностью, реализацией поставленных целей, связанностью;
- Условия для жизни : гармония, любовь, объединение вместе для взаимного развития, познание и осведомленность;
Второй ярус
ЖЕЛТЫЙ (A"-N")
- Характеризуется : существованием, функциональными возможностями, открытостью, интеграцией жизненных энергий и потоков, ответственностью за свои действия, связанностью;
- Условия для жизни : независимость, ценность индивидуальности, восстановление (возрождение) живых систем, знание;
БИРЮЗОВЫЙ (B"-O")
- Характеризуется : глобальностью мышления, принятие действительности такой, какая она есть, интеграцией жизненной активности и усилий;
Движения и остановки в процессе спиральной эволюции могут происходить в любом из направлений – или вверх, или вниз – это отражение взаимодействия жизненных условий (внешние-условия) которые объединяют историческое время, в котором находится система (человек), физическое место, психо-социальные жизненные проблемы и социо-экономическую обстановку, а так же Ценностные Мимы, разделяемые индивидуальным или коллективным разумом (внутренние-состояния). В целом эволюция это очень тонкий и комплексный процесс.
Любая система (человек) стремится к более сложной организации, тем не менее никто не дает гарантий, что она так же не может регрессировать к прошлым, менее организованным структурам. Все "реальные" (субъективные) миры каждого человека существуют параллельно, иногда они сталкиваются в конфликте, иногда сливаются в одно – этот процесс и есть Спиральная Динамика.
Развитие Модели в России
В России теория популяризируется командой Российского Института Спиральной Динамики, а так же консультантами Мариной Пуха, Евдокимовым Петром, Алексеем Каптеревым, Анатолием Баляевым и др.
Ссылки
- Видеозапись презентации Алексея Каптерева по Спиральной Динамике, сделанной в Институте Неокода.
- Видеозапись лекции Алексея Каптерева по спиральной динамике, прочитанной в ГУ-ВШЭ.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Спиральная динамика" в других словарях:
Динамика - (Dynamics) Содержание Содержание 1. в разных науках В физике В астрономии В науках о Земле В биологии В технике В музыке 2. Динамика в физике 3. Ряды динамики 4. Газовая динамика Динамика - это состояние движения, ход развития, изменение… … Энциклопедия инвестора
спиральная устойчивость Энциклопедия «Авиация»
спиральная устойчивость - спиральная устойчивость стремление летательного аппарата уменьшить угол крена до нуля без вмешательства лётчика. С. у. составная часть боковой устойчивости определяется малым действительным корнем (так называемым спиральным… … Энциклопедия «Авиация»
В физике, Модифицированная ньютоновская динамика (MOND) гипотеза, предлагающая изменение в законе тяготения Ньютона, объясняющее вращение галактик. Когда постоянная скорость обращения галактик была впервые обнаружена, это было неожиданно,… … Википедия
Область астрономии, изучающая строение, устойчивость и эволюцию звёздных систем. Осн. объектами изучения 3. д. являются шаровые и рассеянные звёздные скопления внутри галактик, галактики в целом, а также скопления галактик.3. д. зародилась в нач … Физическая энциклопедия
- (англ. Don Beck) американский бизнес консультант и один из создателей интегральной спиральной динамики. В 80 х Дон Бек свыше 60 раз посещал Южною Африку, с целью оказания влияния на политических руководителей, промышленников и религиозных лидеров … Википедия
Такая система моделей, паттернов и инструментов, которую человек построил для себя, с целью сделать жизнь намного проще в своем восприятия (при этом, не ухудшая её качества). Главное в Life management прозрачность (автоматизм) и простота… … Википедия
Интегральный подход Интегральные мыслители: Кен Уилбер Жан Гебсер Шри Ауробиндо Клэр Грейвз Эрвин Ласло Джордж Леонард Майкл Мёрфи Уильям Ирвин Томпсон Харидас Чаудури Георг Фейерштейн Интегральные области: Интегральное искусство Интегральное… … Википедия
В XX веке появилось несколько теорий, которые описывали эволюцию человеческого сознания. Среди них - спиральная динамика Грейвза. Эта теория смогла наиболее полно описать ступеньки эволюции людей и общества. Принципиальным отличием данного учения является холический подход - новый этап человеческого развития представляется, как очередной уровень холархии, который включает в себя предыдущий.
Клэр Грейвз - кто он?
Американский ученый и профессор психологии был учеником Абрахама Маслоу. В 1952 году он начал проводить исследование с целью извлечь смысл из существующих научных концепций, объясняющих поведение человека. На протяжении более 15 лет Грейвз изучал процесс смены ценностей в обществе. Ученый не задавал вопрос: «Почему происходит именно так?» Его интересовало как все происходит.
Профессор психологии выбрал область поведения человека, в которой существовали разногласия и множество научных точек зрения. В качестве основания им была выбрана «концепция психически здорового человека». Ученого интересовало не столько содержание существующих концепций, сколько факт взаимодействия их друг с другом. Свои «опыты» Грейвз проводил на студентах. В течение 8-ми лет он собирал научные данные, после чего обрабатывал их и связывал между собой. Спиральная динамика Грейвза совсем скоро стала известна в научных кругах. Позже у этой теории появились последователи: Крис Коуэн, Кен Уилбер, Дон Бек.
Спиральная динамика
Во многих теориях 20-го века описывается, что человек в своем развитии проходит через определенные этапы. Многие люди успешно преодолевают стадии, переходя на очередную ступеньку развития. Другие же - «застревают».
Теория спиральной динамики Грейвза описывает уровни человеческого развития через ценностные комплексы, включающие веру, моральные принципы, культурные идеи, возникающие в процессе социокультурной эволюции. Теория Грейвза утверждает, что высшие уровни общественного и человеческого развития включают низшие - предыдущие.
Тест
Свой эксперимент ученый проводил следующим образом. Он формировал группы из студентов, каждой из которых предлагалось защитить свою концепцию. Все свои мысли студенты излагали на бумаге, подробно описывая, почему придерживались выбранного направления.
На третьем этапе ученый проводил личные беседы с участниками эксперимента, обсуждая, под влиянием чего менялось их мнение. Записки студентов он показывал независимым экспертам, чтобы «классифицировать» результат работы.
Итоги проведенного теста оказались непредсказуемыми. В первых исследованиях участники эксперимента попадали в категорию «жертвы». Они перестраивали себя, свое поведение, приспосабливаясь к окружающему миру. На втором этапе их отношение к происходящему менялось. Студенты соглашались жертвовать, чтобы получить желаемое прямо сейчас. На третьем этапе они пытались выразиться любыми способами (расчетливо - за счет других). И наконец, участники эксперимента старались утвердиться с помощью собственных сил - не за счет других людей.
Это был первый тест спиральной динамики Грейвза. В начале 60-х годов ученый провел еще несколько экспериментов с более широким кругом участников. В результате ему удалось выделить еще несколько категорий концепции поведения «здоровой личности». В конечном итоге было выделено 8 основных уровней Грейвза. Спиральная динамика ученого - это основа ценностей земного мира. Легендарные идеи профессора психологии продолжают развиваться современными учеными.
Уровни
Теория спиральной динамики клера Уильяма Грейвза описывает 8 уровней человеческого развития, которые располагаются в определенном порядке: по мере возникновения у человека новых вопросов в процессе его развития.
На верхней ступеньке находятся мемы высшего порядка - vMeme. Каждый мем представляет систему определенных ценностей, которой присущи религиозные убеждения, организационная динамика, социальные группирования, цели. Модель является иерархической: мемы располагаются в ней в порядке нарастания их сложностей. В настоящее время существует 8 уровней холархии.
- Выживание - бежевый цвет.
- Племенное мышление - фиолетовый.
- Боги силы - красный цвет.
- Сила правды - синий.
- Жажда успеха - оранжевый цвет.
- Круговой - зеленый.
- Интригующий - желтый.
- Модернизаторский - бирюзовый.
Бежевый
В спиральной динамике Грейвза этот цвет олицетворяет инстинктивное мышление. Начальный уровень ученый назвал «Выживанием». Здесь у человека на первом месте выступают инстинктивные желания. Он стремится по максимуму удовлетворить свои физические потребности. Социальная организация этого этапа представлена небольшими племенными группами, в которых практически отсутствует этика. В современном мире ярким тому примером являются новорожденные и очень пожилые люди. Чтобы перейти на новый уровень, человеку необходимо признать в себе личность.
На этапе «Выживания» «застревают» люди с проблемами умственного развития и с полной диссоциацией.
Фиолетовый
Второй уровень спиральной динамики Клэра Грейвза носит название «Духи предков». Фиолетовый цвет соответствует анимистическому, племенному, приземленному мышлению. Человек здесь стремится к социальной стабильности. Он не понимает множества происходящих вокруг него процессов, поэтому старается защититься от них. Ему кажется, что жизнь в племени является единственной правильной и безопасной формой существования. Человек на этом уровне отстаивает интересы группы. Кровные связи между людьми здесь очень крепки. Сильную власть имеют вожди и шаманы.
Предпосылками к переходу на более высокий уровень становятся появление доминантного эго и выделение личности, которая оказывается сильнее группы.
Примером людей, задержавшихся на втором уровне, являются многие племена Африки.
Красный и синий
Третий уровень существования «окрашен» в красный цвет. В спиральной динамике Клера Грейвза его именуют «Богами силы». На данном этапе начинает проявляется индивидуализм человека. И часто это происходит в грубой форме. Здесь наблюдается жесткий авторитаризм, развивается рабовладельчество. Власть принадлежит одному лидеру, который убежден, что практически все люди ленивы, поэтому их нужно принуждать к работе. При этом лидер пытается подавить в себе человеческие эмоции. На этом уровне правда - «за сильным».
В современном мире яркими примерами служат бандитские группировки, африканские королевства.
Чтобы покинуть «Красный» уровень, человек должен признать власть морали, начать заниматься поисками жизненных целей и смысла своего существования.
Четвертый уровень развития спиральной динамики Грейвза имеет синий оттенок. Его называют «силой правды». Именно на этом этапе человек начинает понимать, что жизнь состоит не только из удовольствий; люди живут в соответствии с определенными правилами. Чтобы долго и мирно прожить на земле, нужно соблюдать эти правила. У людей на данном уровне развития преобладает патриотическое мышление; они готовы жертвовать во имя высшей цели. У этой группы преобладает религиозная этика.
Многие люди благополучно живут на данном уровне и не пытаются переходить на следующий. Примерами служат исламские государства, конфуцианские семьи, пуританские американские штаты.
Для перехода на следующий уровень требуется искать счастье в жизни, выбирая лучший путь из многочисленных альтернатив.
Оранжевый
Пятый уровень существования называется «Жажда успеха». Ему соответствует оранжевый оттенок. На этом этапе человек пытается постичь тайны мира, чтобы овладеть им. Но это проявляется не в грубой форме, характерной для предыдущих этапов. Человек считает, что вершин достигает только тот, кто этого действительно заслужил. Оранжевых людей можно назвать догматиками. Но при этом они прагматичны.
Существуют примеры существования таких групп в современном мире - американские и западноевропейские капиталисты.
Предпосылкой к переходу на новый уровень становится обнаружение, что материальные блага не приносят счастья и внутреннего удовлетворения; возникают чувства недовольства конкуренцией и неравенством.
Зеленый и желтый
Шестой уровень существования в спиральной динамике Грейвза носит название «Круговая». Он «окрашен» в зеленый цвет. Здесь главными ценностями для человека становятся отношения с другими людьми, а также с внутренним «Я». На этом этапе люди меньше заботятся о материальных потребностях и власти, желая испытывать любовь и ощущать внимание со стороны других людей. Человек готов принимать принципы, которые окружающие считают правильными и полезными.
Этика шестого уровня существования: законы важны и они должны обеспечивать благосостояние большинства людей.
Переход на новый уровень возможен при условии конкурирования с системами, которые несут меньше соцобязательств.
Желтый - это седьмой уровень бытия. Грейвз утверждает, что именно на этом этапе человек становится общественным индивидуумом и теряет свою конкурентность. Он начинает понимать и ощущать, что многие происходящие процессы зависят от влияния Вселенной. Человек начинает системно выстраивать мир, используя знания, накопленные в предыдущих уровнях развития. На «желтом» уровне люди признают ценность хаоса. На первом месте у человека стоит эффективность системы.
Предпосылки для перехода на последний уровень развития - это поиск порядка в хаосе, стремление соединить духовное и физическое.
Бирюзовый
Последнему этапу теории Грейвза соответствует синергетическое мышление. Человек способен увидеть недостатки предыдущих уровней и интегрировать их в единое целое. В ХХ веке представителей бирюзового уровня было немного. В XXI веке их стало значительно больше. Человек стал в большей степени интересоваться проблемами глобального выживания. Люди приступили к исследованию своих внутренних миров.
По оценке большинства ученых, около 10% населения занимают «фиолетовый» уровень; 20% - это представители «красного» этапа. 40% населения «застряли» на «синем» уровне. Оставшиеся 30% - на «оранжевом», «зеленом», «желтом» этапах.
Тест спиральной динамики Грейвза доказывает, что переход на новый уровень - это не неизбежный процесс. Некоторые группы могут «застрять» на каком-либо этапе. Например, корпорация всегда остается на «синем» уровне. Переход на «оранжевый» этап может завершиться для нее банкротством.
Теорию спиральной динамики можно применять на практике. Например, ее можно использовать для конкретной фирмы, чтобы оценить ее работу.
Книги
Теория спиральной динамики Грейвза развивалась его последователями - Д. Беку и К. Кованом. Они выпустили совместную работу «Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI века». На несколько языков, в том числе русский, переведена данная книга. Спиральная динамика Клэра Грейвза подробно расписана на страницах литературного издания. Следует отметить, что теорию Грейвза ставят в один ряд с теориями систем и хаоса.