О чем может быть история. История: определение
1.1 Понятие, объект и предмет истории.
1.2 Исторические источники и факты.
1.3 Методы и принципы исторического исследования.
1.4 Функции истории.
1.5 Подходы к изучению истории.
1.1 Понятие, объект и предмет истории
В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует несколько значений понятия история . Основными являются следующие: 1) история – рассказ, повествование; 2) история – это процесс развития природы и общества во времени; 3) история – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Объектом исторической науки (т.е. что она изучает) является вся совокупность фактов, событий, явлений, характеризующих жизнь общества в прошлом. Поскольку прошлое человечества очень многообразно, его изучают не только историки. Чтобы определить границы исследования для различных общественных наук, существует предмет науки. Предметом исторической науки являются закономерности развития человеческого общества. Таким образом, главной целью истории становится познание законов общественного развития в прошлом для того,чтобы объяснить настоящее.
История включает в себя историю мира в целом (всеобщая история), историю какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика и т.д.) и историю отдельных стран, народов, цивилизаций (отечественная история, славяноведение и др.).
Историческая наука хронологически делит прошлое на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю и новейшую историю.
Историческая наука имеет много отраслей: истории экономическая, политическая, социальная, военная, религии, культуры, историческая география, историография ит.д.
История – это комплекс наук, куда относятся специальные исторические науки археология (изучает историю происхождения человека и общества по вещественным источникам древности) и этнография (изучает быт и нравы народов).
1.2 Исторические источники и факты
Для установления закономерностей исторического развития необходимо исследовать множество фактов, событий и процессов на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследователя, которое используется как основание для какого-либо утверждения о прошлом.
Выделяют следующие виды источников:
а) письменные (летописи, законы, указы и т.д.);
б) вещественные (орудия труда, одежда, жилища и т.д.);
в) этнографические (традиции различных народов мира);
г) лингвистические;
д) устные;
е) аудиовизуальные (фото-, кино-, видеодокументы, звукозаписи).
Изучением различного рода источников занимаются источниковедение (отдельная отрасль исторической науки) и ряд вспомогательных исторических дисциплин, предметом которых является всестороннее исследование какого-либо одного источника или отдельныхего сторон, например:
Нумизматика (наука о монетах).
Генеалогия (наука о происхождении и родственных связях людей).
Геральдика (наука о гербах).
Историческая метрология (наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом системы мер и весов).
Палеография (наука, изучающая различные системы письма в их развитии).
Сфрагистика (наука о печатях).
Хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари разных народов) и др.
Из исторических источников извлекаются исторические факты – утверждения о прошлом, которые вводятся в научный оборот.
Выделяют следующие виды фактов:
а) абсолютные, т.е. утверждения о действительно происходивших событиях. Например: «22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война».
б) вероятностные, т.е. утверждения о предполагаемых событиях, действительность которых не установлена, но и сама возможность их полностью не опровергнута. Например: «Александр I закончил свою жизнь в Сибири под именем старца Федора Кузьмича в 1846 г.».
в) ложные, т.е. утверждения о событиях, никогда не происходивших. Подобные примеры можно без труда найти в массовой печати. Например: «При И.В. Сталине было репрессировано 40 млн. человек».
От фактов необходимо отличать интерпретацию (т.е. толкование) фактов. Одни и те же факты даже историки-профессионалы могут оценить по-разному. Можно по-разному представлять и оценивать историческую ситуацию, но это не отменит случившихся событий.
Каждый образованный человек должен знать, что такое история, что изучает данная наука. Ведь прошлое для каждого поколения - это основа его будущего. В этой статье мы поговорим об истории как науке.
Что такое история: определение
История - это гуманитарная наука, область знаний о деятельности человека в прошлом. Сюда можно отнести важные события, социум, мировоззрение, социальные связи и так далее.
Слово «история» имеет греческие корни (ἱστορία, historia), происхождение праиндоевропейское (слово wid-tor, то есть знать, видеть). В русском языке это слова «видеть» и «ведать».
История как наука
Для того чтобы понимать основы процессов, которые происходят в сегодняшнем мире, необходимо проводить аналогии. Но аналогии можно проводить в сравнении с чем-либо. То есть аналогия - это, по своей сути, сравнение с выведением схожих и отличительных моментов для определения закономерности. С чем можно сравнить сегодняшние процессы? С теми процессами, которые происходили до нас.
История была создана в качестве науки для того, чтобы проводить аналогии с процессами формирования политики и экономики в различных государствах с сегодняшними процессами формирования. Зачем это нужно? Для того чтобы не допускать ошибок при создании новых экономических стратегий взаимодействия между государствами, нужно ознакомиться с подобным опытом у своих предков.
У этой науки множество предназначений. Но нужно помнить, что сегодняшние события документируются согласно законодательству. А, значит, со временем, эти документы уже станут историческим достоянием.
Что изучает история?
История - это наука, изучающая события и явления, которые происходили в жизни человека и влияли на его жизнь в прошлом. Описать одним предложением назначение этой науки будет довольно сложно, поскольку смысл истории заключается в нескольких задачах:
- изучение событий, произошедших в прошлом, на основе фактов для определения культуры и быта людей, существовавших в предыдущие века;
- определение связей и закономерностей между происходившими событиями в одно и тоже время для определения причин происхождения этих событий;
- изучение быта и культуры разных народов на основе фактических доказательств, которые были найдены в результате археологических раскопок или были задокументированы летописцами тех лет.
Методы в истории
Методология истории - это историческая дисциплина, с помощью которой определяется объект исторической науки, цель исторического познания. Эта дисциплина разрабатывает теорию исторического познания (основы философии, гносеологии, эпистемологии, методы исторического познания, формы исторических знаний).
Исторические источники
Исторические источники - это все документы и предметы, относящиеся к материальной культуре, в которых отражён исторический процесс и запечатлены факты и свершившиеся события. На основании этих документов и предметов воссоздаётся представление об исторической эпохе, к которой они принадлежат, а также выдвигаются гипотезы о причинно-следственных связях, которые спровоцировали те или иные исторические события.
Зачем изучают историю?
Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Это утверждение верно по той причине, что для безопасного существования в мире необходимо учитывать ошибки предков, допущенные в тех или иных ситуациях, в социальных и экономических планах общества.
Ценность исследований
Благодаря историческим исследованиям до современного общества дошла информация о внутригосударственных событиях, в организации которых принимали участие иностранные диверсанты из стран, являющихся конкурентами по геополитическим интересам. Из исторических фактов до сегодняшнего общества дошло само понятие диверсии. Информация о государственных переворотах и революциях в разных государствах тех времён, а также информация о планировке экономического развития внутри государства помогает сегодня современному обществу не совершать похожие ошибки, чтобы не оказаться в таком же кризисном положении, в котором оказались предки.
Известные историки
- Геродот - древнегреческий историк;
- Байер Готлиб Зигфрид (1694-1738) - немецкий историк, филолог;
- Карамзин Николай Михайлович (1776 - 1826) - выдающийся историк, автор труда «История государства Российского»;
- Соловьев Сергей Михайлович (1820 - 1879) - историк, является основателем государственной школы в русской историографии. Автор труда «История России с древнейших времён»;
- Голицын Николай Николаевич (1836-1893) - князь, библиограф, историк, публицист;
- Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911) - выдающийся русский историк;
- Вебер Макс (1864-1920) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист;
- Капица Михаил Степанович (1921-1995) - российский историк, дипломат, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987 г.). Основные труды по новейшей истории Китая и международным отношениям на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Государственная премия СССР (1982).
Теперь вы знаете, что такое история. Возможно, вам будут интересны также другие статьи нашего сайта
Титульный лист
Введение…………………………………………………………………….....3
1.Что такое история?.....................................................................................5
2.Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8
3.Периодизация мировой истории……………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………….16
Введение
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.
1. Что такое история?
История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).
Обычно историю определяют как наук у о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.
Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.
История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".
Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия " история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.
Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.
Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.
Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.
В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:
1. "Теорематика" - " науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).
2. " История" - " науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).
3. "Каноника" - " наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).
2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.
Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука ? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Блез Паскаль
Термины и проблемы
Слово "история" имеет в большинстве европейских языков два основных значения: одно из них отсылает к прошлому человечества, другое – к литературноповествовательному жанру, рассказу, нередко вымышленному, о неких событиях. В первом значении под историей подразумевается прошлое в самом широком смысле – как совокупность человеческих деяний. Кроме того, термин "история" указывает на знание о прошлом и обозначает совокупность социальных представлений о минувшем времени. Синонимами истории в этом случае выступают понятия "историческая память", "историческое сознание", "историческое знание" и "историческая наука".
Явления, обозначаемые этими понятиями, взаимосвязаны, и провести границу между ними нередко трудно, почти невозможно. Однако в целом два первых понятия в большей степени указывают на стихийно формирующийся образ прошлого, в то время как два последних подразумевают преимущественно целенаправленный и критический подход к его познанию и оценке.
Примечательно, что термин "история", подразумевающий знание о прошлом, сохраняет в значительной степени и свой литературный смысл. Познание прошлого и оформление этого знания в связном устном или письменном изложении всегда предполагают рассказ о неких событиях и явлениях, вскрывающий их становление, развитие, внутренний драматизм и значение. История как особая форма человеческого знания сформировалась в рамках литературного творчества и сохраняет с ним связь до сих пор.
Исторические источники разнообразны по своему характеру: это письменные памятники, устные предания, произведения материальной и художественной культуры. Для некоторых эпох эти свидетельства крайне малочисленны, для других – обильны и разнородны. Однако в любом случае они не воссоздают прошлое как таковое, а их информация не является прямой. Для потомков это лишь фрагменты утраченной навсегда картины минувшего. Чтобы воссоздать исторические события, информацию о прошлом нужно выявить, расшифровать, проанализировать и истолковать. Познание прошлого связано с процедурой его реконструкции. Ученый, равно как и любой интересующийся историей человек, не просто исследует какой-то объект, но, по существу, воссоздает его. В этом отличие предмета исторического знания от предмета точных наук, где любое явление воспринимается как безусловная реальность, даже если оно не изучено и не объяснено.
Историческое знание сформировалось в древности в процессе развития общества и социального сознания. Интерес сообщества людей к своему прошлому стал одним из проявлений тенденции к самопознанию и самоопределению. В основе его лежали два взаимосвязанных мотива – желание сохранить память о себе для потомков и стремление понять собственное настоящее путем обращения к опыту предков. Разные эпохи и разные цивилизации на протяжении всей истории человечества проявляли интерес к прошлому не только в разных формах, но и в разной степени. Общим и справедливым суждением современной науки можно считать предположение о том, что только в европейской культуре, уходящей своими истоками в греко-римскую античность, познание прошлого приобрело исключительное социальное и политическое значение. Все эпохи становления так называемой западной цивилизации – античность, средневековье, новое время, – отмечены интересом общества, его отдельных групп и индивидов к прошлому. Способы сохранения прошлого, его изучения и повествования о нем менялись в процессе общественного развития, неизменным оставалась лишь традиция искать в прошлом ответы на насущные вопросы современности. Историческое знание было не просто элементом европейской культуры, но одним из важнейших источников ее формирования. Идеология, система ценностей, социальное поведение складывались в соответствии с тем, каким образом современники понимали и объясняли собственное прошлое.
С 60-х гг. XX в. историческая наука и историческое знание в целом переживают бурный период ломки традиций и стереотипов, сформировавшихся в новоевропейском обществе на протяжении XVIII–XIX вв. В течение последних десятилетий появились не только новые подходы к изучению истории, но и возникло представление о том, что прошлое можно бесконечно интерпретировать. Идея многослойности прошлого позволяет предположить, что единой истории не существует, есть лишь множество отдельных "историй". Исторический факт приобретает реальность лишь в той мере, в которой он становится частью человеческого сознания. Множественность "историй" порождается не только сложностью прошлого, но и спецификой исторического знания. Тезис о том, что историческое знание едино и располагает универсальным набором методов и инструментов познания, был отвергнут значительной частью научного сообщества. За историком признается право на личный выбор как предмета исследования, так и интеллектуального инструментария.
Наиболее существенными для современных дискуссий о смысле истории как науки являются два вопроса. Существует ли единое прошлое, о котором историк должен говорить правду, или оно распадается на бесконечное множество "историй", подлежащих истолкованию и изучению? Имеет ли исследователь возможность постичь истинный смысл прошлого и поведать правду о нем? Оба вопроса касаются кардинальной проблемы социального предназначения истории и ее "пользы" для общества. Размышления о том, как историческое исследование может быть использовано обществом в современном, сложно устроенном, меняющемся мире, заставляет ученых вновь и вновь возвращаться к анализу механизмов исторического сознания, искать ответ на вопрос: каким образом и с какой целью занимались познанием прошлого люди предшествующих поколений. Предмет данного курса – история как процесс познания прошлого.
Некоторые слова настолько прочно осели в нашем сознании, глубоко вошли в нашу жизнь, что чаще всего мы даже не отдаем себе отчета в том, как именно их используем. В качестве примера можно привести такие слова, как "школа", "аудитория" или "история". Между тем первые два были некогда заимствованы из латинского языка, а значение и происхождение последнего мы рассмотрим в данной статье.
Происхождение слова
Несмотря на, казалось бы, простоту и очевидность смысла, определение слова "история", его значение и этимология до сих пор вызывают споры среди ведущих лингвистов всего мира. Все они указывают на происхождение интересующего нас термина из греческого языка (historia), однако понимание исходного смысла существенно разнится.
Невероятные точки зрения
Значение слова "история", как уже говорилось ранее, определяется лингвистами, культурологами и философами до сих пор. При этом, наряду с вполне логичными и обоснованными толкованиями, имеют место и совершенно особенные взгляды на смысл термина.
Наиболее интересны в этом случае точки зрения религиозных мыслителей. Одни, к примеру, руководствуясь фонетическим принципом, определяют значение слова "история"путем деления его на так называемые "звуковые" слоги. При этом любой, имеющий воображение легко может заметить в термине целое предложение "из-Торы-я". Такая тяготеющая к иудаизму трактовка, тем не менее, сохраняет одну из основных позиций и по сей день.
С другой стороны, приверженцы православия толкуют значение слова "история"несколько иным образом. В своем разъяснении они обращаются к выделяя при этом в качестве корень "старь". Апеллируя к этому, исследователи, отстаивающие данную точку зрения, настаивают о первичности древнесловенского слова, которое было заимствовано впоследствии греческим языком.
Значение же самого слова-основы толковалась в данном случае как утвержденная божественным началом мысль, озвученная посредством человека.
Если обратиться к толковым словарям
Значение слова "история" в наиболее известных источниках определяется по-разному. Только в толковом словаре Т. Ф. Ефремова дается 8 различных толкований интересующего нас термина.
Чаще всего в статьях приводится следующее определение слова "история": под этой лексемой принято понимать целый научный комплекс, направленный на изучение прошлого всего человечества. Тем не менее даже в сфере научной деятельности встречаются более широкие представления об этом слове. К примеру, в том же словаре Т. Ф. Ефремова встречается определение истории как процесса становления и развития не только явлений, связанных с деятельностью и жизнью человека, но и природы в целом. В данном контексте значительно более явно тяготение к естествознанию.
Другие определения
Среди имеющихся точек зрения нельзя не выделить мнение о том, что история - этонаука о фактах. В данном случае основа значения термина лежит именно в достоверности совершившегося. В данном случае в качестве примера будут выступать не только великие войны и катаклизмы, но и любые другие происшествия, которые могут быть подтверждены и задокументированы.
Согласно другим представлениям, история - это, прежде всего, рассказ, описание той или иной ситуации. В качестве примера можно привести в данном случае сюжет любого фильма или книги, к чему современное человечество давным-давно успело привыкнуть и приспособиться. Вспомните, сколько раз вы предлагали кому-нибудь рассказать историю и убедитесь, насколько прочно именно это понимание термина укрепилось в нашем сознании.
О чем или чего?
В отношении термина "история" значение словаопределяет во многом и представления о нем, его видовое разграничение. На первый взгляд все кажется простым и понятным, а глубинный смысл - чистым и прозрачным.
Тем не менее, сколько раз приходилось вам слышать истории о всевозможных завоеваниях или, к примеру, видных деятелях? В таких ситуациях крайне отчетливо прослеживается семантика именно рассказывания, описания того или иного явления.
Или взять, к примеру, наименование дисциплины "Всемирная история". Значение словав этом контексте будет несколько иным - оно тяготеет к систематизации, растолкованию, и к этому мы так же давно привыкли.
Есть и другие подводные камни в этом определении. Слово "история", значение, толкование, смыслкоторого кажутся простыми и ясными, может обозначать также процесс становления чего либо. К примеру, формирование страны, изучения той или иной проблемы, конструирования какого-либо аппарата и другие реалии. Равноправно могут существовать "История России" и "История литературоведения".
Общее в частностях
Как уже говорилось, исследуемое понятие представляет в наибольшем виде целый комплекс явлений, спектров и разновидностей научных исследований. О том, что такое история, нельзя говорить без разграничения общего и частного. С одной стороны, термин, о котором идет речь в данной статье, представляет собой целый комплекс научных и околонаучных знаний о процессе становления мира в целом и человечества в частности.
С другой стороны, не стоит забывать и о существовании отдельной дисциплины, носящей то же самое наименование. Историю более или менее углубленно изучают в школах, вузах и других учебных заведениях.
Объект и предмет
Многие мыслители, включая Вольтера и Рене Декарта, спорили о назначении данного комплекса наук, его структуре и степени необходимости для нормального существования человечества. На основании изложенных ими и многими другими точек зрения можно говорить о том, что предмет истории - это прежде всего все проявления становления и развития человеческого общества с незапамятных времен до сегодняшних дней. Если говорить более глобально и масштабно, следует расширить масштабы изучения до мировых. В этом контектсте предмет истории - это жизнь целого мира с момента ее зарождения, в какой бы форме оно ни происходило.
Как она организована
Прежде всего, конечно, это комплекс знаний, причем не только научных, но и частных, как бы странно это ни звучало. По большому счету, у каждой народности, у каждой нации есть свое собственное понимание и толкование истории, которое может буквально диаметрально отличаться от остальных.
Это обусловлено прежде всего геополитической составляющей: войнами, через которые пришлось пройти народу и позициями, которые народ в них занимал. Так для одних то или иное событие может определяться как величайшая победа, а для других столетиями оставаться клеймом позора на теле нации.
Так что же такое история? Откуда слово пошло, мы уже выяснили - обратимся теперь к непосредственному фактажу, так называемым вещественным проявлениям. Ведь, по сути, откуда современному человечеству знать о том, что происходило в эру динозавров или, к примеру, царских скифов?
Формирование представления о истории напрямую зависит во-первых, от вещественного материала, который в больших или меньших количествах находится во время всевозможных раскопок и экспедиций. Во-вторых, от памятников письменности, дошедших до наших дней.
В качестве последних могут выступать как непосредственно летописи или свидетельства жрецов, так и простые грамоты населения, в которых говорится о вещах совершенно незначительных и носящих околобытовой характер.
Особый источник представлений
Примечательно, что немаловажным источником мнения современного человечества относительно прошлого является искусство. По большому счету, именно в нем наиболее полно отражается культурологическая, историческая ситуация того или иного временного промежутка.
В картинах, к примеру, можно выделить не только основные тенденции с точки зрения формы, но и своеобразие тематики, которое во многих случаях и формирует представление о мировосприятии наших далеких или не очень далеких предках.
Еще более явно находит отражение этот факт в художественной литературе, в которой особенности понимания мира, организации быта, государства и многих других явлений отражены в мельчайших подробностях.
Именно в его динамике и развитии в наибольшей мере характеризует движение человеческой мысли во времени и пространстве. Примечательно, что примерно ту же функцию условно выполняет кинематограф - из знаменитых лент прошлого современное человечество узнает о стиле той или иной эпохи, существенных явлениях в исторической ситуации, культуре и религии той или иной страны.
Память поколений
Наконец, не следует забывать о фольклоре и рассказах наших бабушек и дедушек. Конечно, в этом отношении вопрос объективности изложения стоит особенно остро, однако в некотором смысле понимание при этом становится более полным. В качестве примера можно привести многочисленные истории очевидцев Второй мировой войны, в которых сохранились не только личные впечатления людей, заставших это страшное время, но и факты, не известные современной науке.
Аналогичная ситуация наблюдается и в далеких от цивилизации. Представления о зарождении, становлении и развитии мира передаются в них преимущественно устно, что в существенной мере влияет на миропонимание людей.