Надписи на мечах рыцарей, шпагах дворянства и на навахе, подаренной Сталину. Из истории религиозных орденов
Меч - ничто, воин - всё.
Каждый равен каждому, все равны всем, каждый равен всем.
Жизнь варвара стоит ровно столько, сколько он может за неё взять. Если варвар уже ничего не может взять за свою жизнь, она стоит столько, сколько за неё дадут другие.
Если ты не можешь выжить в одиночку, и тысяча друзей тебя не спасёт.
Слово, данное варваром, является залогом его чести.
Если слово идёт впереди тебя, в этом ещё нет большой беды, но если ты не можешь его догнать, значит, ты не мужчина.
В поле варвар дома, в лесу варвар дома в море варвар дома потому, что дом варвара - это он сам.
Разумно то, что полезно.
Какие бы ветры ни ходили вокруг твоего дома, впускай внутрь только ветер перемен.
Ищи себе друга, враг найдёт тебя сам.
Если ты хочешь изменить мир вокруг себя - перерождайся сам.
Кривое дерево легче срубить, чем выправить.
Стоящую цель стрела любит больше.
Варвар дважды в один след не наступает.
Верни себе то, что ты потерял.
Никогда не жалей о том, что тебе не принадлежит.
Не трогай чужого, оно для тебя проклято.
Три главных порока: предательство (слабость), трусость, глупость.
Варвар верит глазами. Если тебе скажут, что солнце теперь восходит на Западе, не поленись утром посмотреть в окно.
Варвару не нужно искать себе врага. Если ты варвар, враг обязательно придёт к тебе сам.
Не делай себе врагом того, кто тебя своим врагом не считает. Прости того, кто прощает тебя.
Варвара можно уничтожить, но победить - никогда!
Варвар, забывший врага своего - мёртвый варвар.
Ты проиграл столько раз, сколько забыл о своём поражении.
Ты можешь сомневаться в поражении врага, но никогда не сомневайся в своей победе.
Превратить врага в соратника - лучшая победа.
Варвар должен быть для врага непонятным, непредсказуемым и неожиданным.
Трудно попасть в ту цель, которая всё время исчезает.
На берегу двум секачам воды не пить.
Подчини себе других или подчинишься сам.
Никогда ни о чём не проси. Добивайся всего сам.
Не верь в удачу - она слепа. Верь в успех, варвар всего добивается сам.
Презри просящего.
Помоги тому, кто нуждается в твоей помощи, но не просит о ней.
Варвар никогда ни на что не жалуется. Варвар не будет жаловаться даже на собственную жену.
Удача нужна слабым. Сильный сам двигает звёздами.
Причину всех неудач надо искать в себе.
Твёрдо стоит на ногах тот, кого не качает то в одну, то в другую сторону.
Где труднее - там достойней.
Тот, кто держит голову опущенной - ничего не видит.
Топор любит склонённые головы.
На все вопросы, которые жизнь поставила перед тобой, ты должен ответить сам.
Не желай удачи, она нужна неумехам, желай успеха.
Достойная смерть - лучшее украшение жизни.
Человек может пережить своё здоровье, свой ум и даже свою совесть, но человек не может пережить самого себя.
Воин живущий - воин только наполовину, поскольку он ещё не пережил главной битвы в своей жизни.
Болтун украшает свою жизнь словами, торговец - деньгами и роскошью, воин - смертью.
Ты можешь далеко уплыть от берега, главное - всегда на него возвращайся.
Не говори десять слов там, где от тебя ждут только одного слова.
Одна из дверей в сердце варвара закрыта всегда.
Нет чести в том, чтобы родиться, важно умереть с честью.
Твои враги бояться не тебя, а воина в тебе и варвара в тебе.
У голодного волка нюх лучше.
Во всём происходящим с тобой виноват только ты сам.
Каждая стрела - в цель.
Если ты не хочешь, чтобы убили тебя - убей первым.
Не поднимай руку на друга своего.
Не отрекись от друга своего.
Если варвар сдаётся в плен, это значит только то, что он собирается нанести удар по врагу с тыла.
Семья для варвара в первую очередь - его дети.
Варвар, который над всем в жизни ставит женщину - слепой варвар.
Варвар, забывший отца и мать, будет забыт сам.
Враг каждого из нас - наш общий враг.
Предающий стоящего над тобой становится врагом каждого из нас.
Образование
Герб рыцаря и девиз. Были ли девизы у средневековых рыцарей?
26 декабря 2014Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.
Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?
Как появились рыцарские гербы
Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.
У каждого народа были собственные знаки на гербах:
- франки изображали крест над кругом;
- англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
- датчане - ворон;
- саксы - льва или розу.
Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.
Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.
Крестовые походы также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.
Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.
Роль геральдики во времена рыцарей
Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.
Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с рыцарскими турнирами. Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.
Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.
О турнирах
Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).
Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.
Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.
Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:
- похвастаться доспехами и знатным происхождением;
- заявить всем о своих воинских качествах;
- заслужить благосклонность дамы сердца;
- завладеть доспехами и конем противника;
- получить денежный выкуп за выигранные доспехи.
Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.
Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.
При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.
Классификация гербов
Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:
Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.
Что рисовали на щитах
Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.
Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.
Геральдические девизы
Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.
Были ли девизы у средневековых рыцарей |
|
Изображение на эмблеме | Девиз к гербу рыцаря |
Пустой колчан | Его стрелы в моем сердце |
Ласточка, которая перелетает море | Чтоб найти солнце, покидаю отечество |
Горностай | Лучше умереть, нежели опозориться |
Лев, скованный пастухом | Покорен и страшен |
Орел, смотрящий на солнце | Один он достоин моего благоговения |
Бутон розы | Меньше показываясь, становится прекраснее |
О чем могут поведать гербы
Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.
Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.
Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.
На вопрос Подскажите девизы средневековых рыцарей! заданный автором Ёветлана Дегтярёва
лучший ответ это ***
"Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над
гербом так называемые cri de guerre или cri d’armes, то есть такое
выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для
возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич,
отличал его от других рыцарей. Французы говорят: “Le cri suit la baniere”
(“Клич следует за знаменем”). Это означает, что военный сигнал там, где
знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к
которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и
глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого
рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич,
которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый
бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время
крестовых походов говорил: “Dieu le veut!’ (“Так угодно Богу! ”)- и это
убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел
своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и
вселял в них мужество и храбрость. Французские короли считали святого
Дионисия своим покровителем, и потому, ведя своих воинов в бой, они
повторяли: “Montjoie et Saint Denis”; Монморанси повторял следующий клик:
“Dieu aide au premier baron Chretien” (“Да поможет Бог первому
христианскому барону”). Бурбоны же приняли клик: “Bourbon Notredame”, или
“Esperance”. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и
потому они говорили сначала: “St.Georges”, - а позднее: “God and my right!”
(“Бог и мое право! ”)."
***
"Геральдические девизы. Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.
Изображение "Пустой колчан" - Девиз: "Его стрелы в моем сердце"
Изображение "Ласточка, которая перелетает море" - Девиз: "Чтоб найти солнце, покидаю отечество"
Изображение "Горностай" - Девиз: "Лучше умереть, нежели опозориться"
Изображение "Лев, скованный пастухом" - Девиз: "Покорен и страшен"
Изображение "Орел, смотрящий на солнце" - Девиз: "Один он достоин моего благоговения"
Изображение "Бутон розы" - Девиз: "Меньше показываясь, становится прекраснее"."
***
"Примерный перевод рыцарских девизов:
1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
2. Достоинство и благородство.
3. Совесть и дисциплина.
4. Быть, а не казаться.
5. Честь, но не почести.
6. Честь дороже жизни.
7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
8. Побеждаю, но не мщу.
9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
10. Великодушие и справедливость.
11. Учтивость и миролюбие.
12. Блаженство в верности.
13. Достоинство в служении.
14. Служить, но не прислуживаться.
15. Должен -- значит можешь.
16. Соперничаю, но не завидую.
17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
18. Злу - возмездие, добру - награда.
19. Слово крепче камня.
20. Ударом на удар.
21. Победа или смерть.
22. Верой и правдой.
23. Биться шумно, говорить тихо.
24. Один за всех, все за одного.
25. Слово - серебро, молчание - золото"
ДЕВИЗЫ, НАДПИСИ, ЭМБЛЕМЫ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ
A genio lumen
От гения - свет
Aliis inserviendo consumor
Служа другим, себя трачу
Aliis lucens uror
Светя другим, сгораю
(Предолжил в качестве девиза медицины Ван Тульпиус, голландский врач XVII в.)
Alterius non sit qui - suus esse potest
Кто может принадлежать себе, тот да не будет принадлежать другому
(Девиз Парацельса)
Amor librorum nos unit
Нас объединяет любовь к книгам
(Девиз книгоиздателей)
Annuit coeptis. Novus ordo seclorum; MDCCLXXVI
Он (Бог) благословляет наши деяния. Предуказан новый порядок веков; 1776
(Надпись на долларе, окружающая масонскую символику, и дата принятия Декларации Независимости США)
Arduus animo vincit et prodest
Сильные духом побеждают и приносят пользу
(Надпись на книге юриста Прюдана де Сен-Мори, XVI век; анаграмма имени автора)
A realibus ad realiora!
От реального к сверхреальному!
(Лозунг русских символистов, выдвинутый Вячеславом Ивановым)
Caveat emptor!
Пусть остерегается покупатель!
(Надпись на товарных ярлыках)
Citius, altius, fortius!
Быстрее, выше, сильнее!
(Девиз Олимпийских игр, принятый МОК в 1913 г.)
Concordia res parvae crescunt
Согласием малые дела прирастают
(Книжный знак Эльзевиров, XVI век)
De omnibus dubito
Во всем сомневаюсь
(Принцип философа Декарта, XVII век)
Dulce et decorum est pro patria mori
Сладко и почетно умереть за отечество
(Надпись на могилах воинов, павших в бою; цитата из Горация)
E pluribus unum
Из многих - единство
Девиз США, надпись на долларе. Источник: Цицерон «Об обязанностях»
Ego, qui nemini cedo et qui a nemine docere possum
Я, кто никому ни в чем не уступает и кому не у кого и нечему учиться
(Так надписывал свои книги юрист Шарль Дюмулен, XVI век)
Enigma sui temporis
Загадка своего времени
(Надпись на могиле Каспара Хаузера, найденыша, описанного в пьесе Петера Хандке «Каспар», 1967)
Estote prudentes sicut serpentes
Будьте мудры аки змии
(Предложил в качестве девиза медицины И. Фробен, XV век. Источник: Евангелие)
Et unum sint!
Да будут все едины!
(Призыв из энциклики папы Иоанна Павла II)
Feci quod potui, faciant meliora potentes
Я сделал все, что мог, пусть другие сделают лучше
(Этими словами заканчивали свой отчет римские консулы)
Fiat institia et pereat mundus!
Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир!
(Девиз германского императора Фердинанда I, XVI век)
Fluctuat nec mergitur
Будет зыблема и впредь, но непотопима
(Надпись на гербе Парижа под изображением ладьи)
Fortiter ac firmiter
Сильно и крепко
(Надпись на эмблеме чаеторговцев)
Forluna et casus, vulgo vulnerabile Nomen. Esto procul, tantum nomen inanemihi
Судьба и случай, понятия милые плебсу. Будь дальше от них, для меня это пустое
Gens una sumus
Мы - одно племя
(Девиз ФИДЕ, Мсжлунаролной шахматной федерации)
Hic jacet…
Здесь покоится…
(Надгробная надпись)
Hic locus est ubi mors gaudet succurrere vitae
Это место, где смерть охотно помогает жизни
(Надпись на Парижском анатомическом театре)
In hoc signo vinces
Сим победиши
(Т. е. «Под этим знаменем ты победишь»
В источниках об императоре Константине)
Ingenio vivitur, caetera mortis erunt
Живут дарованием, прочее - мертвым
(Девиз на книгах шекспировской эпохи)
Invia virtuti nulla est via
Для доблести нет непроходимых путей
(Девиз великого анатома Везалия, XVI век)
Ite ad vendentes!
Идите к продавцам!
(Написал над входом в свою библиотеку гуманист Скалигер, чтобы не воровали его книги)
Labor omnia vincit
Труд все побеждает
(Источник: «Георгики» Вергилия)
Mente et malleo
Умом и молотком
(Девиз горной промышленности, геологических конгрессов)
Mens agitat molem
Мысль двигает массу
(Источник: «Энеида» Вергилия; используют в качестве девиза библиотеки и книгоиздателей)
Nil adsuetudine maius
Ничего сильнее привычки
(Из торгового знака сигарет)
Non multa, sed multum
Не многое, но много
(Т. е. не много по количеству, но много по значению; девиз ученых)
Non refert quam multos, sed quam bonos habeas
Важно не сколько у тебя книг, а сколь они хороши
(Девиз газеты «Ex libris», приложения к «Независимой газете». Источник - Сенека)
Non solus
Не одинок
(Девиз на типографском знаке Эльзевиров; изображен вяз, увитый виноградом, который срывает философ)
Per terras, per coelestas, per arem, per maria
Через земли, через небеса, через пустыни и моря
(Девиз Нью-Йоркской академии наук)
Prudens magis quam loguax
Больше мудра, чем многословна
(Подпись под изображением совы, типографский знак Дж. Цуккарелло)
Quantum est quod nescimus…
Сколько мы еще не знаем!
(Девиз голландского библиотекаря Гейнзиуса, XVII век)
Quem si quis abstulerit, morte moriatur in satagine coquatur; caducus morbus instet eum, et febres; et rotetur, et suspendatur. Amen.
Тот, кто это украдет, пусть умрет страшной смертью, вариться ему в адовом котле; болеть ему падучей и лихорадкой; да будет он четвертован и повешен. Аминь.
(Надпись на книге XIII века, хранится в Британском музее)
Requiescat in pace! сокращенно R.I.P.
Пусть покоится в мире!
(Латинская надгробная надпись)
Res sacra miser
Несчастный - свят
(Надпись на здании благотворительного общества в Варшаве)
Sapere aude!
Дерзай быть мудрым!
(Девиз философа Канта, девиз школы в Манчестере и проч. Источник: «Послания» Горация)
Scientia est potentia
Знания - сила; в науке - мощь
(Источник: «Новый Органон» Ф. Бэкона, XVII век)
Scientia vincere tenebras
Знанием побеждать тьму
(Девиз Брюссельского университета)
Scio me nihil scire
Я знаю, что ничего не знаю
(Формула сократовской мудрости, приводится в «Апологии Сократа» Платона)
Silentium!
Молчание!
(Надпись в столовой капуцианского монастыря)
Sine ira et studio
Без гнева и пристрастия
(Девиз «Независимой газеты». Источник - древнеримский историк Тацит)
Sit tibi terra levis
Пусть тебе земля будет легка
(Обычная форма латинских наддробных надписей)
Sub rosa
Под розой
(Т. е. секретно. Роза у древних римлян была эмблемой тайны; если розу подвешивали над пиршественным столом, это означало, что о сказанном здесь надо молчать. Впоследствии роза изображалась на потолке комнаты для закрытых совещаний, а также на решетке католической исповедальни)
Summa cum pietate
С величайшим уважением
(Формула посвящения кому-либо)
Sustine et abstine!
Выдерживай и воздерживайся!
(Девиз древнегреческих стоиков. Источник: Эпиктет)
Tantum possumus, quantum scimus
Мы можем столько, сколько мы знаем
(Девиз естествоиспытателей. Источник: Ф. Бэкон, «О достоинстве и приращении наук»)
Tibi et igni
Тебе и огню
(Т. е. прочти и сожги)
Totus mundus agit histrionem
Весь мир играет комедию
(Надпись на фронтоне Шекспировского театра «Глобус»)
Ultimam cogita!
Думай о последнем часе!
Ultima forsan
Может быть, это твой последний (час)
Ultima multis
Для многих - последний (час)
(Христианская надпись на циферблате часов)
Ubi vita, ibi poesis
Где жизнь - там поэзия
(Девиз русского критика Н. И. Надеждина, XIX век)
Virtute et constantia
Доблестью и постоянством
(Девиз Мальты)
Vita sine liberate, nihil
Жизнь без свободы - ничто
(Девиз Ромена Роллана)
Vivere est cogitare
Жить - значит мыслить
(Девиз Вольтера. Источник: «Тускуланские беседы» Цицерона)
Vivere est militare
Жить - значит бороться
(Девиз Сенеки, «Нравственные письма к Луцилию»)
Vulnerant omnes, ultima necat
Ранят все, последний (час) убивает
(Надпись на циферблате башенных часов в Средние века)
Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора5. Русско-Татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И. Г. Спасский сообщает нам: На одной стороне первых денег Московского княжества написано по-русски имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится татарская
Из книги Великая смута. Конец Империи автора Носовский Глеб Владимирович6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И.Г. Спасский сообщает следующее: «На одной стороне ПЕРВЫХ ДЕНЕГ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА написано ПО-РУССКИ имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится
Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб ВладимировичО церковно-славянском и латинском языках В начале XII века в результате Первого крестового похода и распространения римской=греческой веры (христианства) по всему континенту, границы Римской=Византийской империи резко расширились. Империя стала многонациональной
Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро МишельГлава 6. Одежда, цвета, эмблемы Средневековая цивилизация – цивилизация символов. Слова, жесты, привычки – все имело как явный, так и скрытый смысл. Одежде, так же как еде и жилищу – а может, и в большей степени, – придавалось социальное значение. Обычно одевались в
Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже АленКрест и эмблемы Различие между монастырскими каппой и куколем, с одной стороны, и плащом - с другой подчеркивалось тем, что с первыми сочетался наплечник (scapulaire), а со вторым - эмблема. По мнению Шарля де Мирамона, «принятие крестоносного креста стало лабораторией
Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар НиколаевичДворянские девизы
Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. ЯнДевизы шведских правителей Густав Ваза:– Вся власть от Господа.– Если Господь с нами, то кто же против нас.– Блажен тот, кто боится Господа.– Земля принадлежит Господу.Эрик XIV: Господь дает, кому пожелает.Юхан III: Господь – наш защитник.Сигизмунд:– За право и народ.–
Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж ТомасИЗМЕНЕНИЯ НА ЛАТИНСКОМ ЗАПАДЕ Фундаментальные сдвиги, происшедшие в латинской Европе, также помогли разжечь пламя «преобразования» христианской священной войны. Движение крестоносцев зародилось и оформилось в XI веке и начале XII. Но к 1200 году многие существенные черты
Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И.Г. Спасский сообщает следующее. «На одной стороне ПЕРВЫХ ДЕНЕГ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА написано ПО-РУССКИ имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится ТАТАРСКАЯ
Из книги История рыцарства автора Мишо Жозеф-Франсуа автора Липатов Павел БорисовичРасцветка петлиц по родом войск, эмблемы Войсковую принадлежность обозначали цвета петлиц, фуражек, кантов на обмундировании суконных звезд на зимних шлемах-буденовках и, наконец, эмблемы родов войск и служб.Петлицы для гимнастерок и френчей были шириной 32,5 мм вместе с
Из книги Униформа Красной армии автора Липатов Павел БорисовичНовые звания, погоны, эмблемы, мундиры 9 октября 1943 г. вводятся звания Главного маршала артиллерии, Главного маршала авиации, Главного маршала бронетанковых войск, маршала и Главного маршала войск связи, маршала и Главного маршала инженерных войск.Погоны главных
Из книги Зимняя война автора Липатов Павел БорисовичШИФРОВКИ, ЭМБЛЕМЫ, НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ Эмблемы родов войск или служб носились на плечевых погонах-хлястиках у оката рукава. Офицеры эмблемы на плечах в то время не носили, но некоторые генералы и офицеры в память о полках, где служили прежде, прикрепляли эмблемы рода войск
Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич Из книги Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история автора Тавровский Юрий ВадимовичДевизы правления – не только для императоров Реализуя стратегию сяокан, преемники Дэн Сяопина выдвигали в ее контексте собственные тактические программы. Традиция создания краткого лозунга, передающего главный смысл текущей политики, уходит корнями в глубины
У многих, наверное, остались в памяти учебники, по которым мы в школьные годы учили историю во времена, которые теперь называют застойными . Их выдачи мы, мальчишки, почему-то ждали с конца года, чтобы, перелистанный от корки до корки, он послужил бы нам неиссякаемым источником вдохновения в бесконечных играх в солдатики. Уже тогда возникало ощущение, что факты и сведения даются нам строго учтенной мерой и даже с какой-то долей нежелания. Нам видна была задача авторов заставить нас воспринимать историю именно так, как относились к ней они. То ли мы чувствовали фальшь, то ли инстинктивно сопротивлялись насилию, но именно потому мы всегда отдавали свое сочувствие не той стороне, на симпатии к которой подталкивала угадываемая авторская оценка событий. Как понимаешь теперь, сложности начинались у определенной черты - у христианского периода истории.
И в наших умах невольно вызревала
потребность найти ту живую положительную силу,
которая должна была, вопреки навязываемой нам
картине происходящего, участвовать в созидании
истории.
Примером образного, въедающегося в сознание и
оставляющего в нем отпечаток события может
служить упоминание о крестовом походе против
катаров Южной Франции в начале XIII в., известном
как Крестовый поход против альбигойцев, или
Альбигойские войны. Учебник, выдержавший к 1982 г.
двадцать одно издание (авторы Е. Агибалова
и
Г. Донской
), в разделе «Как Церковь боролась с
еретиками» в подтверждение немилосердного
отношения к ним Церкви ссылается на эпизод из
этой войны: «В одном из городов католические
воины истребили 20 тысяч человек. Когда папского
посла спросили, как отличить еретиков от добрых
католиков, он ответил: “Убивайте всех подряд. Бог
на небе узнает Своих”». Образность и цинизм
этого крохотного высказывания не могут не
достигнуть своей цели, живым упреком западая в
душу: вот такая была тогда вера и таким, конечно,
может быть христианство.
Но какое значение могут иметь для нас сейчас
строки, помещенные в учебник в другую эпоху, да
еще к тому же и в прошлом веке? Оказывается, все то
же. Зайдя недавно в книжный магазин и увидев
знакомый учебник Е. Агибаловой и Г. Донского, я
взял его в руки с явной неохотой, не ожидая в нем
особых перемен. Даже с успокаивающей пометкой
«рекомендовано Министерством общего и
профессионального образования Российской
Федерации» и надписью в аннотации о том, что
«данный учебник является новым» и в нем авторы
«реализуют новые подходы», он почему-то совсем не
внушал доверия. В знакомой главе «Как Церковь
боролась с еретиками» стояли все те же слова: «В
одном из городов, по словам хрониста, воины
истребили до 20 тысяч человек. Когда папского
посла спросили, как отличить еретиков от добрых
католиков, он ответил: “Убивайте всех подряд. Бог
на небе узнает Своих!”»
Какая же теперь возникла надобность заставлять
детское сознание в одиночку справляться с этими
жестокими сведениями? Чтобы школьник понял, «как
Церковь боролась с еретиками»? Но тогда ради
объективности и «новых подходов» следовало бы
рассказать о том, как проповедовал перед этими
еретиками святой Бернар, или о том, как папский
легат Арнольд-Амори, которому и приписывают эти
циничные слова, вместе с другими проповедниками
и святым Домиником босиком исходили весь южный
край Франции, призывая отпавших к покаянию. Можно
было даже слегка коснуться преступлений и
обмана, к которым приводила деятельность
еретиков. Но главное - при упоминании тех
трагических событий, на которые пожелали
сослаться авторы, правила преподавания
обязывают сделать понятными и эмоционально
объяснимыми их истоки, а вместо этого наносится
удар по детскому сознанию, тем более что среди
детей обязательно найдутся те, кто воспримет все
это с болью и растерянностью.
Поход, объявленный Иннокентием III, не был
первым. Вопреки традиции представлять крестовые
походы на юг Франции долгожданным дозволением на
грабеж и убийства, которым алчные и жестокие
рыцари-христиане не преминули воспользоваться, а
Церковь их руками расправилась с
конкурентами, - надо сказать, что эти походы
никогда не были актом мести или расправы, но
преследовали цель исправить и возвратить
общество в доболезненное состояние путем
насильственного принуждения к покаянию. Не
лучший, но последний аргумент, к которому
прибегали в самых безвыходных ситуациях.
В 1179 г. в земли одного из самых могущественных
сеньоров Юга, виконта Рожера II Тренкавеля, по
решению III Латеранского собора был направлен
крестовый поход, которым руководил кардинал
Генрих Клервосский. Походу предшествовали
попытки увещевания, предпринятые прелатами во
главе с папским легатом кардиналом Петром
Хризогонским, в результате чего Рожер II был
отлучен ими от Церкви за то, что заточил в тюрьму
епископа города Альби (1178 г.). Причем виконт не
только не соизволил встретиться с прибывшими к
нему прелатами, но и отказался освободить
заточенного епископа даже и после своего
отлучения. Его жена, дочь Раймонда V виконтесса
Аделаида, открыто исповедовавшая катарскую
ересь, присутствовала на этой церемонии и на
попытки прелатов убедить ее оставить
заблуждения гордо отвечала, что останется верна
своему учению. В 1181 г. крестоносцам пришлось
осадить крепость Лавор, куда вместе с известными
еретиками (в том числе знаменитыми катарскими
епископами Валь-де-Арана и Тулузы Раймундом де
Бемиаком и Бернаром Раймундом, которых до этого
также пытались наказать отлучением от Церкви)
скрылась виконтесса Аделаида. Об этом походе
сохранилось мало сведений. Современники
сообщают о знамениях, предвещавших победу
христиан, и о чуде, способствующем взятию
крепости. Катарские епископы «были заключены в
тюрьму, отреклись от ереси и получили хорошие
приходы в Тулузе», обессиленный Рожер со своими
рыцарями принесли формальное покаяние.
Н о надежды Церкви на то, что
виконт изменит свою политику, нисколько не
оправдались, и единственным выходом оставалась
смена властителей края, решение, естественное в
те времена, когда узаконенное право на власть
было неразрывно связано с обязанностью защищать
христианскую веру. Это намерение и было
реализовано во время крестового похода 1209 г.,
когда Тренкавели лишились права на свой домен,
который, выражаясь юридическим языком того
времени, «провозглашался добычей» тех, кто
возьмет на себя труд отнять у них эти земли.
Забегая вперед, следует сказать, что принять эту
беспокойную добычу, связанную с обязанностью
искоренять ересь, последовательно отказались
все крупные сеньоры в лагере крестоносцев, пока
Арнольд-Амори от имени Церкви не обязал уже
отказавшегося Монфора принять на себя
обязанность владеть этими землями.
В 1209 г. дом Тренкавелей возглавлял 24-летний
Раймон-Роже Тренкавель, виконт Безьерский,
Каркассонский, Альбигойский и Разесский. Он
унаследовал огромное феодальное владение в
возрасте девяти лет, чем не замедлили
воспользоваться его вассалы, добившись для себя
относительной независимости. Находясь в полной
уверенности, что крестовый поход угрожает его
дяде Раймонду VI, испортившему свои отношения с
Церковью, он оказался застигнутым врасплох и
совершенно не готовым к сопротивлению. О его
религиозных убеждениях нам известно мало,
видимо, он продолжал политику отца, либо не желая,
либо не имея возможности переменить ее. Но то, что
в семье Тренкавелей открыто исповедовали учение добрых
людей,
а при дворе постоянно находились
проповедники и утешенные
мужи катаров, и
учитывая влияние его матери, - все это,
по-видимому, не могло не отразиться на молодом
виконте.
Сергей СЕМЕНИХИН