Н холл психолог. Вклад С
Психология в лицах Степанов Сергей Сергеевич
Г. С. Холл (1844–1924)
Г. С. Холл (1844–1924)
По признанию коллег, на заре становления психологической науки Стэнли Холл выступил покровителем и наставником для большего числа исследователей, чем любые три его самых выдающихся современника вместе взятые. Новаторские начинания Холла во многом определили облик психологии XX в. Современные психологи хорошо знают его имя, однако упоминают его нечасто. Выступив пионером во многих областях, никакой собственной оригинальной теории он не создал, не основал научной школы, его труды в основном принадлежат истории и едва ли могут служить источником вдохновения для современных исследователей. Кем же был этот выдающийся американец, каков его подлинный вклад в науку?
Гренвилл Стэнли Холл (подобно многим другим сложным английским именам, имя Холла в обиходе употребляется в сокращенной форме, и многим он известен как Стэнли Холл) родился в феврале 1844 г. в небольшом городке Ашфилд, штат Массачусетс, в семье небогатого фермера. Для своего круга его родители были весьма просвещенными людьми и в то же время весьма религиозными. В их мечтах будущее сына было связано с духовным саном. С малых лет мальчик воспитывался в атмосфере пуританской морали, наравне со взрослыми трудился на ферме. Его отличали высокое честолюбие и целеустремленность, еще подростком он дал себе зарок «достичь чего-нибудь в жизни», хотя еще смутно представлял перспективы своей карьеры. К его негативному юношескому опыту можно, пожалуй, отнести лишь эпизод, относящийся к началу Гражданской войны. Не желая рисковать жизнью сына, Холл-старший решил поступиться нравственными принципами и за взятку добыл медицинское заключение о его негодности к воинской службе (как видим, от армии «косили» и полтора века назад). Узнав об этом, юноша испытал острый стыд. Впрочем, в его оправдание можно было бы сказать, что в университетских лабораториях он сумел принести больше пользы, чем если бы сумел заколоть пару соотечественников под Геттисбергом.
В 1863 г., следуя пожеланиям родителей, Холл поступил в колледж Уильямса, намереваясь посвятить себя духовной карьере. Учился он хорошо и к последнему курсу сумел собрать множество студенческих регалий. Не слишком увлекаясь богословием, он проявил повышенный интерес к философии, внимательно изучил эволюционную теорию, что впоследствии заметно повлияло на выбор его пути в науке. Однако процесс самоопределения был долгим и непростым. По окончании колледжа Холл все еще плохо представлял, чему он намерен себя посвятить. Скорее по инерции он поступил в Нью-Йоркскую семинарию, хотя пастырское поприще привлекало его все меньше. Прилежного семинариста из него не получилось, да и интерес к философии и биологии этому отнюдь не способствовал. Рассказывают, что, когда по завершении своей пробной проповеди Холл отправился к своему духовному наставнику выслушать его оценку, тот, не говоря ни слова, опустился на колени и принялся молиться за спасение заблудшей души горе-проповедника.
Несмотря на столь сомнительные успехи, Холл получил протекцию со стороны известного проповедника Генри Бичера, который порекомендовал ему продолжить образование в Европе и добился выделения на эти цели стипендии в 500 долларов. Располагая столь крупной по тем временам суммой, Холл отправился в Германию, где поступил в Боннский университет, а затем перебрался в Берлин. Помимо философии и теологии, он по собственной инициативе принялся изучать физику и физиологию, некоторое время работал под руководством известного физиолога Дюбуа Реймона. В эту пору Холл пережил несколько ярких романтических увлечений, что не очень способствовало усердной учебе. К тому же стипендия, поначалу казавшаяся огромной, быстро таяла, тем более что ее изрядная часть утекала сквозь пальцы в берлинских пивных. Понимая, что это не делает чести студенту-теологу, Холл некоторое время терзался угрызениями совести, пока однажды нос к носу не столкнулся в питейном заведении с одним из своих преподавателей, профессором богословия.
В 1871 г. в возрасте 27 лет Холл возвратился домой, так и не получив диплома и весь в долгах. В духовный сан он так и не был посвящен и окончательно отказался от этой стези после не слишком удачной попытки стать проповедником в сельском приходе. Больше года он жил частными уроками, а затем получил место преподавателя в Антиохском колледже в штате Огайо. Здесь он преподавал литературу, иностранные языки, выполнял обязанности библиотекаря и даже руководил местным хором. Его честолюбивые юношеские устремления постепенно таяли.
В 1874 г. Холл познакомился с «Основами физиологической психологии» В. Вундта, и это стало поворотным пунктом в его карьере. Он перебрался в Кембридж, штат Массачусетс, и устроился преподавателем английского языка в Гарвардский университет. Параллельно он с усердием принялся за продолжение своего собственного образования, близко сошелся с Уильямом Джемсом. В 1878 г. он представил к защите диссертацию, посвященную тактильному восприятию пространства. Успешно ее защитив, Холл первым в Соединенных Штатах получил докторскую степень в области психологии.
Затем последовала новая поездка в Европу, на сей раз - в лабораторию Вундта. Холл прилежно посещал все лекции, безропотно соглашался на роль испытуемого в экспериментах, пытался проводить собственные исследования. Впоследствии он, однако, отмечал, что эти занятия не оправдали его ожиданий. Обозревая собственные научные достижения Холла, действительно следует признать, что Вундт на него особого влияния не оказал.
На родине перспективы профессиональной карьеры были весьма туманны. Психологов в Америке были единицы, и никто толком не представлял, какая от них может быть польза. Холл понял, что у него не будет иного способа удовлетворить свое честолюбие, чем применить психологические знания в педагогике. Лейтмотивом его доклада на собрании Национальной педагогической ассоциации в 1882 г. была идея о необходимости сделать изучение психологии ребенка приоритетным в деятельности учителя. Эту мысль он не уставал повторять при каждой возможности, и в конце концов она нашла отклик. Ректор Гарвардского университета предложил Холлу подготовить серию лекций по вопросам образования. На эти выступления поступило множество положительных отзывов, и на карьере Холла это сказалось очень благоприятно. Он был приглашен работать в Университет Джонса Хопкинса, где вскоре получил должность профессора. Здесь он приступил к созданию научной психологической лаборатории, которая считается первой в Соединенных Штатах. Впрочем тут приоритет Холла многие оспаривают. Еще раньше психологическая лаборатория была основана Уильямом Джемсом, однако она предназначалась в основном для демонстрации опытов, то есть была не научной, а учебной. Существенно и то, что университет никогда не причислял лабораторию Холла к числу своих подразделений: она была оборудована им за свой счет, принадлежала ему на правах частной собственности, и, покидая Университет Дж. Хопкинса в 1888 г., Холл все оборудование забрал с собой. В годы работы лаборатории в ней прошли подготовку многие впоследствии известные специалисты, в частности Джон Дьюи и Джеймс Маккин Кэттелл.
В 1887 г. Холл основал «Американский журнал психологии» - первый в США специализированный журнал в данной области, который существует по сей день и сохраняет высокую репутацию. Журнал выполнял важную функцию консолидации усилий немногочисленных в ту пору американских психологов. Он был основан благодаря пожертвованию некого анонимного мецената. Правда, вскоре выяснилось, что жертвователь перепутал экспериментальную психологию с оккультизмом (удивительно живучее заблуждение!), и новых взносов на продолжение проекта не последовало. К тому времени, когда Холл продал это предприятие Карлу Далленбаху в 1929 г., он вложил в него 8000 долларов личных средств, не получив ни гроша прибыли. Тем не менее, несмотря на первоначальную финансовую несостоятельность этих проектов, Холл еще неоднократно выступал основателем психологических журналов. Им был основан также «Педагогический семинар», который, сменив название на «Журнал генетической психологии», существует по сей день, а также «Журнал прикладной психологии». С 1904 по 1915 г. Холл издавал «Журнал религиозной психологии».
В конце восьмидесятых в карьере Холла, да и в истории всей американской науки произошел знаменательный поворот. Богатый предприниматель Джонас Гилман Кларк задумал основать в своем родном городке Вустер, штат Массачусетс, высшее учебное заведение, которое, по его честолюбивым замыслам, затмило бы все существовавшие ранее американские университеты. Стэнли Холл, который уже успел приобрести репутацию серьезного специалиста в области образования, был приглашен возглавить новый университет в должности его президента. Прежде чем занять этот пост, он предпринял длительное турне за границу, чтобы изучить деятельность европейских высших учебных заведений и пригласить во вверенный ему университет талантливых преподавателей и исследователей. Биографы Холла иронично отмечают, что помимо решения этой практической задачи он не упустил возможности использовать средства мецената на расширение собственной эрудиции за счет всевозможных экскурсий, а также не отказывал себе в развлечениях, в том числе и далеко выходивших за рамки пуританской морали той поры.
По возвращении на родину Холл с энтузиазмом принялся за организационную работу в университете, который официально открылся в 1888 г. и был назван по имени спонсора Университетом Кларка. Правда, и тут не обошлось без финансовых проблем: вопреки ожиданиям Холла мистер Кларк оказался довольно прижимист и разборчив в выборе проектов, достойных финансирования. Будучи человеком набожным, Кларк желал придать некоторый религиозный оттенок своему меценатству. Идя ему навстречу, Холл основал в рамках университета Школу религиозной психологии Кларка. Под влиянием своих юношеских штудий он и сам написал обстоятельный труд «Иисус Христос в свете психологии». Однако выдающийся психолог богословом, вероятно, был действительно никудышным. Его трактовка Христа как своего рода сверхчеловека встретила крайнее неодобрение церковных авторитетов.
Как президент университета, Холл стоял на весьма прогрессивных для своего времени позициях. Вопреки бытовавшим предрассудкам он позволял занимать преподавательские должности женщинам и евреям, широко открыл двери университета для представителей национальных меньшинств. Первым чернокожим американцем, получившим докторскую степень по психологии, был его ученик Фрэнсис Самнер. Впоследствии он сделал блестящую карьеру и возглавил отделение психологии в Гарварде.
В течение 36 лет, когда Холл возглавлял Университет Кларка, психология в нем процветала. За это время там защитили диссертации более восьмидесяти молодых ученых-психологов. Впоследствии ученики Холла вспоминали долгие оживленные семинары, которые он вечерами проводил у себя дома по понедельникам. Эти занятия затягивались допоздна, порой проходили очень бурно и, чтобы остудить страсти, всякий раз завершались совместным поеданием мороженого.
Научный авторитет Холла был очень высок, его мнением ученики очень дорожили. Льюис Термен вспоминал: «Холл при проверке работ проявлял столько эрудиции, что нас всегда это поражало. Его экспромты на полях были неизмеримо глубже самой работы, на которую студент затратил месяцы тяжкого труда».
В 1892 г. Холл выступил инициатором встречи двадцати шести ведущих психологов Америки (на ней, правда, отсутствовали Джемс и Дьюи), на которой было принято решение об основании Американской психологической ассоциации. Первым президентом Ассоциации присутствовавшие без колебаний избрали Холла.
Одним из первых в Новом Свете Холл проявил интерес к психоанализу. В 1909 г. он пригласил 3. Фрейда и К. Г. Юнга на торжества по случаю двадцатилетнего юбилея университета. Выступая перед собравшейся в Вустере аудиторией, Фрейд выразил искреннюю признательность за это «первое официальное признание» его трудов. Так началась экспансия психоанализа в западном полушарии, последствия которой в ту пору даже невозможно было вообразить.
Что же касается собственных научных изысканий Холла, то они относились преимущественно к области детской и педагогической психологии. Для исследования детской психики им широко использовались опросники, которых им совместно с учениками было составлено около двух сотен. На этом основании его иногда называют пионером данного метода, что не совсем точно, поскольку опросники еще до Холла использовались Ф. Гальтоном. Дети, отвечая на вопросы, должны были сообщать о своих чувствах (в том числе моральных и религиозных), об отношении к другим людям, о ранних воспоминаниях и т. п. На основе полученных материалов Холл написал ряд работ, среди которых наиболее известен капитальный (около полутора тысяч страниц) труд «Юность» - первая в истории психологии монография, посвященная психическому развитию в подростковом и раннем юношеском возрасте. Эта работа встретила критику, так как строилась на признании полной достоверности высказываний детей о самих себе. Такая критика, в частности, в дальнейшем стимулировала усовершенствование метода опросников, поскольку показала низкую достоверность ответов на «лобовые» вопросы, а также недопустимость буквальной интерпретации каждого ответа. И сегодня, по прошествии века, дилетанты продолжают штамповать по рецептам Холла всевозможные «психотесты» для бульварных газет. Настоящие опросники конструируются уже иначе, во многом благодаря учету негативного опыта Холла.
«Юность» подверглась критике также в связи с тем, что в ней впервые было уделено пристальное внимание вопросам пола. Э. Торндайк писал, что в этой книге «действия и чувства, вытекающие из особенностей пола, как нормальные, так и болезненные, обсуждаются так, как никогда ранее в англоязычной литературе». В то время многих это шокировало, в том числе и психологов. Например, Энджел писал Титченеру:
«Что может вытащить Холла из этой треклятой сексуальной колеи? Я всерьез полагаю, что уделять так много внимания этой теме дурно в моральном плане и просто неумно».
Публичные лекции Холла по половым вопросам вызвали бешеный ажиотаж, аудитории были переполнены. (Женщины на лекции не допускались, зато постоянно подслушивали под дверью.) Не желая провоцировать скандал, а может быть, просто постепенно охладев к этой теме, Холл со временем ее оставил.
В объяснении психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода). Формирование детской психики трактовалось им как фатальный переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим. Например, характер детских игр объяснялся как проявление и «изживание» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков считались воспроизведением образа жизни воинственных племен. Из этого следовали выводы о том, что детям следует предоставить возможность беспрепятственно проходить «примитивные» стадии своего развития.
Холл по праву считается пионером возрастной психологии. Уже на склоне лет, во многом под влиянием собственного опыта, он написал фундаментальный труд «Старость», явившийся первой психологической работой по проблемам старения. В последние годы жизни Холл написал две автобиографии - «Воспоминания психолога» (1920) и «Исповедь психолога» (1923), - во многом субъективные в оценках, но представляющие бесценный материал по истории становления психологической науки.
Холл продолжал активно писать и после своей отставки с поста президента Университета Кларка в 1920 г. Он умер четырьмя годами позже, через несколько месяцев после того, как вторично был избран президентом Американской психологической ассоциации. После смерти Холла 99 из 120 членов АПА назвали его в числе десяти психологов общемирового значения, отмечая его талант педагога, усилия по организации науки, его вызов ортодоксальности. Многие, правда, невысоко отзывались о его личных качествах. Да и сам Холл в одной из автобиографий признавал, что вся его жизнь - это сплошная череда причуд, ошибок, грехов и безумств. Впрочем, мелкие житейские грешки забываются, ошибки исправляются (в науке в этом, наверное, и состоит прогресс), а плоды усердного вдохновенного труда остаются надолго.
Из книги Боевой гимн матери-тигрицы автора Чуа Эми Из книги 1000 мужских секретов, которые должна знать настоящая женщина, или Путешествие по замку Синей Бороды автора Лифшиц Галина Марковна Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей СергеевичКомната № 1. Холл Основы здоровых взаимоотношений Мы переступаем порог огромного таинственного замка. Мы пришли сюда такими, какие мы сейчас. С нашими сегодняшними надеждами, разочарованиями, влюбленностью, желанием понять и быть понятой, с желанием строить, а не
Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд Из книги Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией автора Власова Ольга ВикторовнаРебенок, который не мог спать (1924) У семилетней Эрны присутствовало множество серьезных симптомов. Она страдала от бессонницы, вызванной отчасти тревогой (обычно в форме страха перед грабителями) и отчасти рядом навязчивых действий. Последние состояли в том, что она
Из книги Классические психоаналитические труды автора Абрахам Карл Из книги автораВлияние оральной эротики на формирование характера (1924) Согласно традиционным взглядам, формирование характера отчасти связывают с врожденными склонностями, отчасти с влиянием среды, особое значение при этом придавая воспитанию. Психоаналитические исследования
Большое влияние оказала теор Дарвина. В дальнейшем любая крупная псих концепция всегда была связана с поиском законов развит. К ранним псих теор относится концепция рекапитуляции. Геккель сформулировал биоген закон в отнош эмбриогенеза: онтогенез- краткое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенеза. Холл считал, что реб-к в развит кратко повторяет развит чел рода. Обнаружил черты сходства в развит реб и развит чел-ва в социогенезе. Холл считал, что игра - необходимое упр. Игра отражает фазы развит филогенеза:
1)млекопит стадия до 6 мес (неосмысленные, рефлекторные, импульсивные действия и поведение);
2)высшие млекопит до 1 г (овладевает предметами);
3) нач-я ступень чел сост от 1 г (овладение вертикальной походкой и речью);
4) ступень первобытных народов до 5 л (игры, сказки);
5) вступление человекака в культуру, поступление в школу, социализация. Значение работ Холла - поиск закона, логики развит;
попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человекака существует определенная взаимосвязь. Холлу принадлежит идея создания педологии. Гезелл проводил лонгитюдное изуч псих развит детей с 0 до подростк возраста с помощью повторяющихся срезов. Свой метод Гезелл назыв. «биографич-лаб». Стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни. Использовал метод сравнительного изучечения развития близнецов, развития в норме и патологии (у слепых). Система тестов Гезелла стала основой практической диагностики психологии развития в рамках нормативного подхода. Согласно теории созревания, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физического роста, двигательного и психического развития проходят ряд возрастных стадий в опред последовательности. Выявленные этапы отл преимущественно темпом развит, кол-венным приростом поведения. Сформулированный общий закон развит: темп психического развит наиболее высок в первые гг жизни; по мере взросления происходит замедление скорости развит. Периодизация по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 г -наиболее высокий прирост поведения, от 1 до 3 –ср, от 3 до 18- низкий. Рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на био факторах созревания. Термен сделал вывод, что в повседневной жизни одаренные индивиды более активны и эффективны, эти св-ва сохраняются на протяж жизни. Под основным фактором одаренности понимал наследственность. Бюлер предложил теорию 3ступеней развит: инстинкт, дрессура (навыки), интеллект. Связывал ступени не только с созреванием мозга, но и с развитием аффективных процессов. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». Движущая сила – динамика переживаний удовольствий.
Идеи американского психолога, автора педологии и биогенетической теории, С. Холла (1846 – 1924 гг.) оказали существенное влияние на развитие психологии религии. Холл стоял у истоков нового направления психологии, а с точки зрения Пратта Д., его можно считать родоначальником психологии религии.
Знакомство с биографией Холла показывает, что его интерес к религиозным аспектам психологии был далеко не случаен. Родился Стэнли Гренвилл Холл в 1844 году в Ашфилде (Штат Массачусетс, США) в семье небогатых фермеров. Родители Холла были просвещенными и религиозными людьми, и всячески поощряли интерес сына к религиозному образованию, мечтая о том, что он сделает карьеру на духовном поприще. Следуя собственному желанию, совпавшему с желанием родителей, Холл поступил в колледж Уильямса (1863 г.). Учился Холл прилежно, но интерес к философии и эволюционной теории превзошел его интерес к богословию. После знакомства с книгой Вундта «Основы физиологической психологии» Холл переехал в Кембридж (1874 г.), где занял должность преподавателя английского языка в Гарвардском университете и начал усиленно заниматься самообразованием в области психологии. В течение четырех лет Холл написал диссертационное исследование о специфике тактильного восприятия пространства, и первым в США получил докторскую степень по психологии (1978 г.). Интерес Холла к экспериментальной психологии сподвиг его отправиться в Лейпциг (Германия) с целью обучения у Вундта, в его знаменитой лаборатории, которое, как писал впоследствии Холл, не совсем оправдало его ожидания.
Поскольку, во времена Холла, практическая психология не пользовалась успехом в США, Холл продолжил свою педагогическую деятельность, но оставался активным популяризатором и пропагандистом психологических идей. По инициативе Гарвардского университета, Холл выступил с циклом лекций, посвященных вопросам образования, которые имели большой успех у слушателей, и в которых он призывал изучать психологию.
В должности профессора университета Дж. Хопкинса (1882 – 1888 гг.), Холл стал основателем первой в США научной психологической лаборатории (хотя первенство Холла оспаривается некоторыми психологами). Он, несомненно, был энтузиастом в области экспериментальной психологии – лаборатория была оборудована исключительно на средства Холла, а среди получивших в ней подготовку, были такие известные психологи, как Кэттэл и Дьюи.
Холл был исключительно удачливым издателем журналов – три из основанных им изданий: «Американский журнал психологии» (1887 г.), «Педагогический семинар» (в современном варианте «Журнал генетической психологии») и «Журнал прикладной психологии» (1891 г.), издаются по сей день, и пользуются заслуженной репутацией в научных кругах. Основанный Холлом «Журнал религиозной психологии» (1904 – 1915 гг.) в течение десятилетия не без успеха пропагандировал идеи психологии религии. Деятельный интерес к религии Холл реализовал также основанием Школы религиозной психологии Кларка и книгой под названием «Иисус Христос в свете психологии» (1917 г.). Образ Иисуса, представленного в книге «сверхчеловеком», не встретил, впрочем, должного понимания у представителей церкви.
Холл возглавил в качестве президента Университет Кларка (Вустер, Массачусетс) (1888 – 1920 гг.) и 32 года успешно руководил им. Именно Холл пригласил Фрейда и Юнга (1909 г.) в США с лекциями, положившими начало американскому психоанализу. С участием Холла была организована Американская психологическая ассоциация (АПА) (1892 г.), и он же ее возглавил. Холл первым использовал опросники (порядка 200 шт.) для исследования детской психики. Полученные с помощью опросников результаты Холл проанализировал и изложил в своем наиболее известном фундаментальном труде «Юность» (1904 г.), насчитывающем порядка полутора тысяч страниц. К исследованию детской психики Холл применил принцип «рекапитуляции» (сокращенное повторение в онтогенезе филогенеза). Работа Холла «Старость» является первой работой в области геронтологии. Известны также две автобиографии Холла: «Воспоминания психолога» (1920 г.) и «Исповедь психолога» (1923 г.), представляющие ценность с точки зрения становления психологии, как науки, а также работа «Проблемы воспитания» (1911 г.). Холл продолжал писать практически до самой смерти (1924 г.).
Холл был энтузиастом и первооткрывателем во многих областях, но он так и не создал собственной оригинальной научной теории и научной школы. Между тем, он, без сомнения, вписал свою собственную, оригинальную, страницу в историю психологии. Холл первым указал на связь, существующую между историческим развитием человеческого вида и индивидуальным развитием человека.
Становление психики в детском возрасте, считал Холл, наглядно демонстрирует переход человеческого рода от низших ступеней развития к высшим. В детских играх Холл видел проигрывание и «изживание» первобытных человеческих инстинктов: охотничьих, собирательских, завоевательских и др. В играх подростков Холл видел отражение племенной стадии в жизни человечества: иерархические отношения и отношения сотрудничества в диких племенах. Холл считал игру естественным механизмом перехода от одной стадии развития к другой и призывал не мешать детям свободно и беспрепятственно «проживать» примитивные стадии личностного развития, считая их успешное прохождение залогом будущей социальной адекватности и здорового психологического развития.
Основываясь на описанных Холлом стадиях развития и его понятии «рекапитуляции», ученик Холла Гетчинсон составил следующую возрастную периодизацию, состоящую из пяти фаз, не имеющих жесткого временного совпадения и частично перекрывающих друг друга:
1) рождение – 5 лет – стадия рытья и копания (игры с песком, манипуляции с ведерком и совочком);
2) 5 – 11 лет – стадия охоты и захвата (боязнь чужих, проявление агрессивности, жестокости, стремление отгородиться от взрослых и побуждение к утаиванию);
3) 8 – 12 лет – пастушеская стадия (стремление иметь свой угол, страсть к укрытиям (преимущественно во дворах, в поле, в лесу, но не в доме), любовь к домашним животным и стремление их иметь, заботиться о них, стремление к ласке и нежности (особенно у девочек));
4) 11 – 15 лет – земледельческая стадия (интерес к природе, погоде, садоводству, цветоводству, появление наблюдательности и осмотрительности);
5) 14 – 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (осознание роли денег, значения точных наук, стремление обмениваться вещами);
Гетчинсон, вслед за Холлом, считал, что с пастушеской стадии (8 – 12 лет) наступает эра цивилизованного человека, и именно с этого возраста дети психологически готовы к систематическому обучению, что невозможно в полной мере на предыдущих этапах психического развития ребенка. Гетчинсон исходил из идеи Холла, согласно которой обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для дальнейшего обучения.
Разработанное Холлом понятие «рекапитуляции», возможно, несколько устарело на сегодняшний день, но оно верно передает основную идею: индивидуальное психологическое развитие в символической форме демонстрирует эволюционный путь культурного и религиозного развития человечества. Согласно Холлу, религиозное развитие человека в такой же мере подчиняется закону рекапитуляции, как и общепсихологическое развитие: в онтогенезе каждая особь в свернутом «тезисном» виде проходит путь филогенеза.
Анализируя собственные исследования детского и юношеского возраста, Холл сделал предположение о том, что развитие религиозного чувства берет начало в младенческой любви, доверии и благодарности ребенка к матери, которые значительно позже трансформируются в отношение к Богу. Таким образом, Холл относит начало зарождения религиозного чувства у человека к периоду его младенчества. Первичное примитивное религиозное чувство, построенное на заботливом уходе и любящем отношении матери, в период начала осознанной жизни претерпевает ряд последовательных трансформаций, соответствующих различным стадиям религиозного развития общества, а, следовательно, различным формам религии: фетишизму, пантеизму, и другим формам, которые Холл отнес к категории «идолопоклоннических». Задачу просвещения общества Холл видел в том, чтобы не отрицать «истинность» других религиозных традиций, а относиться к ним как к «истинным» в своем эволюционном контексте и нужным для решения специфических задач конкретного этапа религиозного развития. Холл призывал относиться к другим религиям по примеру Христа, который говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, а исполнить» (Мф, 5:17), но, в то же время, привнес новый смысл в религиозные верования древних евреев, исповедовавших учения Моисея и Давида. Христос ознаменовал новый этап в жизни человечества, новую стадию эволюционного развития, поэтому смена вероучения произошла естественным образом.
Холл предостерегал против попыток форсировать религиозное развитие ребенка. Как для правильного психического развития, ребенок должен естественным образом последовательно пройти через все стадии психологического созревания, так и для нормального религиозного развития, он должен проделать весь необходимый путь. Нельзя ускорять или задерживать естественный интерес ребенка к религиозным вопросам. Родители, учителя и воспитатели должны смириться с необходимостью приспосабливаться к возрастным возможностям ребенка, т.к. развитие «преждевременной набожности» Холл считал существенной проблемой для дальнейшего развития религиозного образования ребенка. Религиозное воспитание должно учитывать сложный процесс быстро изменяющихся интересов и потребностей растущего ребенка для того, чтобы не привести к развитию религиозного инфантилизма, который с точки зрения Холла, является следствием преждевременного религиозного образования и трудно поддается коррекции. Так же опасно задерживать естественный интерес и потребность ребенка в вере, поскольку такая задержка может стать непреодолимым препятствием для дальнейшего полноценного религиозного образования.
Холл призывал к предельной аккуратности в вопросах веры. Как для любого народа любовь к природе является первой религией, так и для ребенка на первом этапе религиозного образования необходимо развитие его познавательного интереса и почтительного отношения к природе во всех ее проявлениях. На первом этапе, считал Холл, сказки, легенды и мифы народов мира могут принести не меньше пользы для религиозного и психического развития ребенка, нежели библейские рассказы или истории из жизни святых. Важно стимулировать в ребенке развитие таких важных качеств, как воображение, сочувствие, почтение и уважительное отношение ко всему живому. Для ребенка природа в такой же мере, как и социальная или духовная жизнь, наполнена драматизмом, оптимизмом, страхами и любовью. Важно, чтобы воспитатель смог в понятных для ребенка образах природы и представляющих ее живых существ донести нравственный смысл, не прибегая к «насильственному вскармливанию» абстрактными догматическими идеями.
Возраст отрочества отличается своими специфическими задачами. Для взрослеющего человека наступает этап отождествления себя с героями и кумирами. Это сложный возраст экстраверсивной направленности на мир, овладения сложным арсеналом «взрослых» эмоций и чувств: гнева, ревности, зависти, конкурентных отношений, страхов и агрессивных побуждений. Холл считал, что на данном возрастном этапе наибольшую пользу может оказать мощное воспитательное средство, представленное ветхозаветными историями с его подчеркиванием идеи законопослушания и правосудия и «пантеоном» героев своего времени. Важно на этом этапе религиозного развития сформировать у ребенка чувство почтения и благоговейного страха перед величием Бога и его воплощением в идее Закона.
Между тем, настоящий глубокий религиозный опыт, с точки зрения Холла, возможен только с наступлением юности. Юношеский возраст Холл считал наиболее благоприятным временем для развития религиозного чувства, т.к. годы отрочества являются лишь подготовительными для зрелого религиозного чувства, а молодые годы в большей степени наполнены интересом к формальной стороне религии (доктрина, история религии, догматы веры, обряд). Свою точку зрения Холл подкрепил многочисленными экспериментальными данными, согласно которым, пик духовного роста приходится на годы сексуального созревания. Об этом также свидетельствовали данные, полученные другими исследователями, занимавшимися динамикой религиозности, в частности, ее возрастным аспектом.
Холл подчеркивал, что связь между сексуальностью и религиозностью очевидна даже для человека, не имеющего дело ни с психологией, ни со статистикой. Эта связь просвечивает даже в языке: религиозный язык мистиков и теологов, язык песнопений и религиозных гимнов – это язык любви. Холл объясняет данный феномен принципом «сходства и различия». Сходными являются весьма существенные черты, отличающие человека, испытывающего сильное религиозное чувство, и влюбленного:
– неубывающий интерес, фанатичная приверженность предмету поклонения;
– выражение преданности предмету поклонения всеми возможными средствами;
– широкий диапазон переживаемых чувств – от уныния до экстатического состояния счастья;
– колебания между самоутверждением и самоуничижением;
– выработка и соблюдение определенного церемониала;
– наличие элементов идолопоклонничества и фетишизма;
– преувеличенное внимание к предмету поклонения и гипертрофированное эмоциональное реагирование на все, связанное с ним.
Холл указал на всего лишь одно, но весьма важное отличие между сексуальностью и религиозностью – трансцендентный объект религиозного поклонения никогда не выступает в роли объекта реального сексуального желания.
В юности человек решает психологическую задачу обращения к обществу – он совершает поворот от изначального инфантильного эгоцентризма к осознанию социальной ценности альтруизма. Значительные психологические перемены происходят на почве естественных физиологических процессов созревания, что с одной стороны, усложняет психологическую динамику, а с другой стороны, подталкивает ее. Холл указал на своевременную и важную роль религии на этом жизненном этапе – религиозное чувство позволяет облагородить и возвысить любовное чувство, подчеркнуть и выделить его духовную, чувственную составляющую, затенив физиологическую. Кроме того, в юношеском возрасте, критическом с точки зрения переоценки ценностей, временной утраты жизненных ориентиров, несформированности целей и моральных критериев, религия выполняет направляющую и предостерегающую роль маяка в предрассветном тумане. По мнению Холла, целью жизни являются любовь и заинтересованность в тех вещах, «которые наиболее достойны любви и интереса». Холл указывает на Новый Завет, как на руководство не только в вопросах жизни в целом, но и любви, в частности. Поэтому, с точки зрения Холла, Новый Завет должен быть целенаправленно и глубоко изучаем в юношеском возрасте, поскольку, как полагал Холл, этот текст написан и адресован в первую очередь тем, кто еще не достиг двадцатилетнего возраста. Именно в юношеском возрасте Новый Завет и Библия в целом (Ветхий Завет, Новый Завет, Деяния Апостолов, Послания Апостолов, Псалтырь), считал Холл, могут максимально оказать на психику человека свое благотворное влияние. Холл считал, что Библия в символической форме отражает весь процесс эволюции человеческой души и содержит ответы на все вопросы, с которыми сталкивается человек на всех стадиях психического развития.
Для дальнейшего продвижения по пути духовного созревания Холл настоятельно рекомендовал не останавливаться на изучении Библии. Он считал, что святоотеческая литература, история церкви, история религиозных традиций, философия, этика и психология религии позволят более полно и глубоко постичь сокровенный смысл религиозного предания, его мистическую сторону, наполнить духовную жизнь полнокровным жизнеспособным содержанием. С точки зрения Холла, догматизм и слепое следование ортодоксальной букве церковного Закона губит живое зерно веры.
Холл полагал, что человечество в своем религиозном развитии сохраняет опыт всех предыдущих стадий. Холл уподобляет этот «младенческий» незрелый опыт рудиментарным органам в человеческом организме. Не важно, считал Холл, как далеко мы продвинулись в своем религиозном образовании и развитии, мы все равно сохраняем способность воспринимать религию непосредственно, безоценочно, доверительно, как делали это, когда были детьми. Ошибка – полагать, что более успешному религиозному развитию человека необходимо формальное обучение вере, построенное на использовании готовых рецептов и формул. Напротив, продвижение в вере невозможно без доверия – доверия к себе, собственному религиозному опыту, и к Богу – вспомним евангельское: «Будьте как дети».
Холл был удивительно разносторонне одаренной личностью. Возможно, религиозность как раз и была той направляющей и поддерживающей силой, которая вела его по жизни. Для Холла внутренняя душевная и духовная жизнь всегда была главной, определяющей реальностью, а религиозность – средством осуществления полноценной осмысленной жизни. Холл внес собственный оригинальный вклад в исследование психологических аспектов религиозности. Он сумел, создав новый идеал строгой академической психологической науки, сохранить в нем живые человеческие ценности. Его научная концепция открыла новое направление для теоретических разработок и экспериментальных исследований в области религиозного опыта. Идеи Холла относительно схожести религиозных представлений детей с религиозными представлениями первобытных обществ внесли свой вклад в переосмысление принципов религиозного воспитания. Многие положения педологической концепции Холла со временем были пересмотрены, но педология была популярной во всем мире наукой практически до середины XX в. И хотя в настоящий момент термин «педология» заменен кристенсовским «child study» («исследование ребенка»), теория Холла стала необходимым эволюционным звеном в комплексном изучении детской психики.
Контрольные вопросы:
1. Изложите суть теории Холла и раскройте понятие «рекапитуляции».
2. В чем Холл видел истоки религиозного чувства?
3. Опишите первичное религиозное чувство и укажите, с какими формами религии его соотносил Холл.
4. В чем Холл видел специфические психологические задачи отроческого возраста, и что он предлагал в качестве воспитательного религиозного средства для периода отрочества?
5. Перечислите выделенные Холлом признаки, по которым имеется сходство и различие между религиозным и любовным чувством.
6. В каком возрасте, с точки зрения Холла, наиболее полезно изучение Нового Завета?
7. В чем заключался вклад Холла в развитие психологии в целом, и психологии религии, в частности?
Литература:
1. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532с.,ил.
Рекапитуляция – Стенли Холл – онтогенез повторяет филогенез.
1 стадия: от рожд до 5 лет – рытье и копание
2 стадия: от 5 до 8 лет – охота и захват (дети боятся чужих, агрессия, стремление делать некторые вещи тайком)
3 стадия: от 8 до 11 – пастушачья (стремление иметь свой уголок)
4 стадия: от 11 до 15 – земледельческая (интерес к природе, погоде,наблюдению)
5 стадия: от 14 до 20 – промышленность и торговля (роль денег)
Арнольд Гезелл – ам. Психолог, работал в психоклинике, разработал парктическую систему диагностики психического развития от рождения до юношеского возраста. Она базировалась на систематических исследованиях (норма - паталогия).
Зеркало Гезелло, Лонгитюдиальный метод, Исследование монозигоидных близнецов, Близнецовый метод, Анализ научения и сохревание, Атлас поведения младенцев.
Л. Термен. Создал новый тест для измерения умственных способностей. Коэффециент интеллекта, сохраняющийся на всю жизнь. Исследовал зависимость IQ от пола, возраста, порядка рождения, расы, социального и экономического статуса, от образования родителей и т д.
Лонгитюдиальное исследование в течение 15 лет (при участии 1500 человек).
Гений ассоциируется с лучшим здоровьем более высокой умственной способностью, более высоким уровнем достижения.
Карл Бюллер – нем. Психолог.
Теория 3х ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект.
Ст.Холл – американский психолог. Исследую психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что весь род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказав, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
В созданной им теории рекапитуляции Холл утверждал, что последовательность и содержательность этапов развития заданы генетически, и поэтому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Фиксация на одной из стадий развития ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей переживания всех стадий психического развития человечества, Холл говорит о механизме игры.
По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст.Холл считал, что игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст.Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.
Теория рекапитуляции недолго оставалась в центре внимания ученых, но идеи Ст.Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников – А.Гезелла и Л.Термена.
А.Гезелл, как и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское образование и затем более тридцати лет работал в Йельской психоклинике, на основе которой позже был создан теперь хорошо известный Гезелловский институт детского развития. Там по сей день изучается онтогенез психики, проводятся клинические и педагогические исследования. Значителен вклад А.Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое "зеркало Гезелла").
.Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А.Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.
В своих исследованиях А.Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, "приросту поведения", не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А.Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.
Работы А.Гезелла были критически проанализированы Л.С.Выготским, который назвал концепцию А.Гезелла "теорией эмпирического эволюционизма", раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Однако призыв А.Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор.
Л.Термен в 1916 году стандартизировал на американских детях тесты А.Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей.
Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л.Термена, "гений" ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции.
Вклад А.Гезелла и Л.Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений. В.Штерн: в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем – начальных ступеней развития первобытных народов; начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры нового времени. Штерн разработал теорию конвергенции, т.е. слияния 2х факторов развития (биологического и социального). Одним из первых психологов он поставил в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. изучение целостности личности, закономерностей ее формирования стало целью разработанной им теории персонализма. Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательными и бессознательными слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое определяемое той средой, в которой ребенок живет. Это и есть теория конвергенции. Австрийский психолог К.Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. К.Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия "с конца на начало". По его мнению, первый этап – инстинкты – характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: "функциональное удовольствие". Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия "с конца на начало", по К.Бюлеру – основная движущая сила развития поведения. К.Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В.Келлер проводил на шимпанзе, К.Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки. Заметим, что незадолго до этого, В.Вундт писал, что детская психология вообще невозможна, так как ребенку недоступно самонаблюдение. И хотя теория К.Бюлера сегодня уже не имеет сторонников, ее значение в том, что она, как справедливо подчеркивал Д.Б.Эльконин, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития.
3. Формирование основных концептуальных принципов психологии развития в рамках философии, биологии и физиологии.
Физическая область развития: размеры, форма тела и органов, изменение структуры мозга, сенсорные возмможности.
Когнитивная область: умственные способности и психические процессы(?) : восприятие, рассуждение, паямть, решение задач, суждение, воображение.
Психосоциальная область: свойства личности и социальные навыки.
Развитие этих 3х областей происходит одновременно и взаимосвязанно.
Выделяют биологические процессы развития:
Созревание – процесс развития, заключающийся в предварительном запрограммировании развития роста в соответствии с генным планом.
Рост – увеличение размера функционных возможностей, сложности органов до точки оптимальной зрелости.
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства. Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. На основе изучения этнографических материалов Д.Б.Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению Д.Б.Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал Ф.Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями производства.
Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка", В ней В.Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В.Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В.Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX века. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. (Хотя строго говоря и сейчас есть и скрытые, и явные сторонники этой идеи...). Однако В.Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.
Детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст или период развития. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л.С.Выготского, – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях "эпохи", равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возраста не совпадают. Хронологический, или паспортный возраст – лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
5. Бихевиоризм и необихевиоризм о развитии.
Вклад С. Холла в развитие детской психологии
Выполнила: студентка ФДиКПиП
Орлова С.П. 2В
Грэнвилл Стэнли Холл (1844-1924)
– американский психолог, педагог, один из организаторов психологической науки в США. Его интересы сосредоточены на развитии детей ( педологии ) и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джемсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году). Американский психолог Г.С. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался не сколько лет. В Лейпциге Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя роль мышечной чувствительности в восприятии пространства. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни.
В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии . С 1891 г. под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. – «Журнал педагогической психологии».
Начиная с конца прошлого века, Холл – один из ведущих ученых США – стал вместе с другими психологами организатором первых профессиональных сообществ американских психологов. По его инициативе в 1892 г. была создана Ассоциация американских психологов, он также сыграл большую роль в приглашении 3. Фрейда в 1909 г. с лекциями, которые прошли с большим успехом, положив начало американскому психоанализу.
Однако известность Холлу принесли главным образом его исследования психического развития детей. Хотя идея о необходимости изучения психики детей утвердилась еще в 70-е годы прошлого века, исследований, в центре которых стояла бы именно эта задача, еще не существовало. Г. Спенсер , который впервые заговорил о развитии психики в процессе адаптации к среде, анализировал прежде всего методологические и общетеоретические проблемы психического развития. Холл же в первую очередь обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка, анализ которого может стать генетическим методом общей психологии. Им на писаны работы, посвященные проблемам возрастной психологии и положившие начало плодотворному развитию этой отрасли психологической науки в Америке: «Юность» (1904 г.) и «Проблемы воспитания» (1911 г.).
В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем.
В объяснении психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон , на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения основных этапов развития человечества). Формирование психики детей трактовалось как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой. Например, характер детских игр объяснялся проявлением и «изживанием» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростка считались воспроизведением образа жизни воинственных племен.
- от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
- от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
- от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок. Они также любят домашних животных и стараются их завести. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
- от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана c интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
- от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.
Холл был также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в.
Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.