Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Путешествие по сказке Гуси-лебеди. Разработка открытого занятия с использованием икт Конспекты занятий с использованием икт в доу
Занятия с использованием информационно - коммуникативных технологий (ИКТ), по позновательному развитию с элементами экспериментирования и причино - следственных связей
Тема: "Вода и её свойства"
Подготовила: Воспитатель Детского дома - интерната №24
Могильченко О.А
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятия с использованием информационно – коммуникативных технологий (ИКТ), по познавательному развитию с элементами экспериментирования и причинно – следственных связей
Тема: «Вода и её свойства»
Подготовила: воспитатель
Могильченко Оксана Анатольевна
Детский дом – интернат №24 г.Москвы
Цели занятия:
Образовательные: расширять знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни человека.
Закреплять знания об агрегатных состояниях воды: дёд – вода – пар. Формировать представления об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Познакомить детей с причинно – следственным связями как одним из важнейших условий целостности нашего мира.
Развивающие: развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов.
Развивать социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
Развивать умение находить, определять, манипулировать» частным» причиной и следствием.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Воспитывать коммуникативные качества. Умение взаимодействовать друг с другом.
Материалы и оборудование: на занятие были использованы ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Вода и её свойства».
Демонстрационный: слайды, сюжетные картины, DVD фильм «Живая вода».
Раздаточный: краски, листы бумаги, стаканчики, трубочки, шапочки капелек.
Обогащение словаря: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме (поднимается, испаряется, нагревает, охлаждает)
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» и сказок народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала». Наблюдение за льдом, водой. Рассматривание различных изображений воды, репродукций картин И. Айвазовского. Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «Дюймовочка». Подвижные игры «Какой бывает вода» и «Море волнуется». Дидактические игры «Кому нужна вода», «Куда течет вода».Загадки о различных состояниях воды.
Тип занятия: комбинированный
Методы и приёмы обучения:
- Игровые приемы:
Создание игровой ситуации
Воображаемая ситуация
Загадывание и отгадывание загадок
Словесные методы и приёмы:
Рассказ педагога
Беседа
Вопросы поискового характера.
- Наглядные методы:
Демонстрация наглядных пособий
Сравнительное наблюдение
Показ образца.
План занятия
2. Сюрпризный момент. Путешествие – поиск капелек по группе.
Сообщение темы.
3. Рассказ сказки про капельку. (Показ слайдов)
4. Беседа по содержанию сказки.
6. Опыты.
7. Игра «Лёд – вода – пар»
8. Малоподвижная игра "Ходят капельки по кругу»
9. Клясография.
10. Итог занятия
Ход занятия
1. Организационный момент. Календарь.
Занятие начать со слов: Доброго утра! Удачного дня! И от солнышка, и от меня!
Какой сегодня день недели? (день недели пятница)
Назовите время суток. (Время суток утро)
Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима)
Назовите, какие зимние месяца вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
Кто мне скажет, какой сейчас месяц?
Педагог выборочно спрашивает у детей название зимних месяцев, дети перечисляют их. Затем педагог обращает внимание ребят на иллюстрации с изображение зимы. Глядя на них, дети перечисляют признаки зимы: «Зимой очень холодно, часто бывают сильные морозы, идёт снег, вся земля покрыта снегом».
2. Сюрпризный момент «Путешествие – поиск капелек по группе. Сообщение темы.
Ребята, вы наверно заметили, что у нас в группе в гостях тучки и много капелек.
Они к нам пришли в гости, посмотреть, какие здесь замечательные ребята. Но когда они расположились в группе, некоторые капельки убежали, и спрятались куда- то.
Давайте, мы с вами поможем, сестричкам найти их в нашей группе.
Ребёнок идёт по группе, делает остановку. В уголке природы: возле растений. Находит там капельку и рассказывает, почему она там спряталась.(Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут – им нужна вода)
Ребёнок находит капельку около мойки в подсобном помещение и рассказывает, почему она там спряталась. (Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе)
В игровом уголке. (Вода нужна, чтобы мыть загрязнённые игрушки)
В туалетной комнате. (Вода нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования.)
Ребята, но это не просто капельки, посмотрите, на каждой капельки нарисована буква, наверно собрав все капельки, мы с вами узнаем тему нашего занятия.
Дети находят капельки и по буквам собирают слова «Вода».
Правильно ребята, мы сегодня вспомнили, для чего нам нужна вода, и где она может находиться. А также нашли капельки с буквами, которые нам подсказали, как называется тема нашего занятия. (Вода)
3. Рассказ сказки про капельку.
Дети садятся на стульчики. Посмотрите, кто к нам пришел? (Капелька)
Послушаете сказку про капельку.
«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.
После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.
Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.
Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».
4.Беседа по содержанию сказки.
О чём эта сказка?
Что интересного случилось с капелькой?
Во что может превратиться капелька?
Ребята мы с вами узнали, что вода может превращаться из жидкого состояния в твердое, из твёрдого в жидкое и т. д.
Ребята вам понравилась, сказка!
5.Знакомство с новым материалом. Показ слайда
Я сегодня собираюсь вас познакомить с удивительным миром воды. Вы готовы?
Что находится у меня в стакане?
А кто знает, что такое вода? – слайд 1.
Какой бывает вода? – слайд 2.
Где люди сталкиваются с водой? - слайд -3.
Вода приносит пользу или вред? – слайд 4.(Дети выдвигают свои предложения)
Молодцы, ребята! Вы всё знаете о воде!
А сейчас мы отправимся в путешествие, в научно исследовательскую лабораторию.
6. Опыты.
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Надо доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.
Опыт №1: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. “Льется вода? Почему?”.Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №2: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат трубочки разных цветов; с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой).
Опыт №3 “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №4 “ У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №5: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт №6:“ Лед – твердая вода”
Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?
Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт №7:“ Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Вывод: пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?
7. Игра «Лёд – вода – пар»
Помните игру «Твёрдый – жидкий»? А сегодня мы будем играть по – другому. Вспомните, как мы изображали лёд.
Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съёживаются
Лед растает, и тогда
Будет из него…..(вода) (Дети «плавают».)
Если сильный – сильный жар,
Из водички будет..(пар). (Дети изображают пар движением рук – поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося. «Ф-ф-ф !»)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар….(в водицу). (Дети плавают».)
Если холод вдруг придёт,
Из водицы будет…(лёд). (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съёживаются.)
- Очень хорошо, молодцы!
А теперь поиграем по – другому: я буду показывать картинку, а вы – «превращаться».
– Но сначала ответьте, как можно лёд превратить в воду? (нагреть) а как можно лёд нагреть? (На плитке, на солнышке .) Правильно!
Я вам показываю, например, такую картинку. (Демонстрирует символ тепла – солнце ). Значит, вы должны из льда превращаться в …(воду).
А если вы изображаете, а я вам показываю эту же картинку, то что будет с водой? (Она превратится в пар.)
Педагог показывает символ холода (Дед Мороз на фоне снежинок) и спрашивает: «Если вы изображаете пар и я показываю этот символ - что случится с паром? (Он превращается в воду). А если воду заморозить, что будет (Лёд).и.д.
Молодцы ребята, вы все хорошо справились с опытами, вы настоящие исследователи.
8. Подвижная игра "Ходят капельки по кругу»
Педагог говорит, что она - мама Тучка, а ребята - ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночки прыгать. Собрались, они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо они себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
9. Кляксография.
Ребята, мы сейчас будем творить чудо из нашей разноцветной воды. Рисунок будет, словно сам рождаться. Мы будем капать капельки на лист бумаги, по своему замыслу.
А потом мы будем раздувать капельки, через соломенную трубочку и у нас получится красивый рисунок.
Берём кисть в разведённую воду и брызгаем на лист бумаги.
Берём трубочку, и дуем через неё на капли краски, они превращаются в кляксы.
Педагог показывает образец рисунка.
Получается примерно вот такой красивый рисунок.
9. Оценка качества изделия.
Дети рассматривают работы своих сверстников. Обсуждают их, и рассказывают, на что похож, каждый из рисунков.
10. Итог урока.
- Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек – капелек. Я дарю вам на память о себе красивую песенку, о капельке, которая будет вас радовать.
Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:
Кто такие капельки?
Что вы узнали о воде?
Кому нужна вода?
Ребёнок читает стихотворение.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА! Наше занятие закончено. Спасибо!
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования и причинно – следственных связей Тема: «Вода и её свойства» Работу выполнила: Могильченко Оксана Анатольевна Воспитатель, детского - дома интерната для умственно – отсталых детей г. Москвы
Программные задачи: Образовательные: расширять знания о свойствах воды и о её значении в жизни человека. Закреплять знания об агрегатных состояниях воды лед – вода – пар. Формировать представления об испарении воды в пар при нагревании. Познакомить детей с причинно – следственными связями как одним из важнейших условий целостности нашего мира. Развивающие: развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;
Мною можно умываться Я умею проливаться. В кранах я живу всегда. Ну конечно, я …….. ВОДА ВОКРУГ НАС
Что такое вода? Вода - прозрачная бесцветная жидкость, не имеет цвета и запаха. Водой называется лёд и снег, а в газообразном (водяной) пар.
Какой бывает вода? Вода на земле может существовать в трёх основных состояниях В твёрдом состоянии В жидком состоянии В газообразном состоянии
ВОДА - ЭТО РЕКИ
Как использует воду человек? Пьём воду Обливаемся Купаемся Поливаем цветы Моем полы Умываемся
ВОДА НУЖА ВСЕМ!
Человек! Запомни навсегда: Символ жизни на Земле – ВОДА! Экономь её и береги. Мы ведь на планете не одни!
Конспект занятия в старшей группе с использованием ИКТ на тему: Круговорот воды в природе.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект познавательного занятия в старшей группе с использование ИКТ на тему: Круговорот воды в природе. Данное занятие будет полезно воспитателям старших групп, родителям.
Конспект направлен на формирование знаний детей о круговороте воды в природе.
Цель: сформировать у детей представление о круговороте воды.
Задачи:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту;
2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
3. Обогащать словарный запас детей;
4. Активировать познавательную деятельность, развивать образное мышление;
5. Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердое, жидкое и газообразное)
Дополнительный материал: презентация «Круговорот воды в природе», зеркало, электрический чайник.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наше занятие с отрывка из стихотворения Алексея Плещеева. Послушайте его, пожалуйста, и скажите о каком времени года идет речь.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Воспитатель: О каком времени года писал поэт в своем стихотворении? (ответы детей) Правильно дети, о весне! Стихотворение так и называется – «Весна». А что происходит весной с нашей природой? Как изменяется все вокруг нас? (ответы детей). Да, действительно, на улице тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы, прилетают птицы, вы все правильно назвали. Но сегодня, я бы хотела вас познакомить с таким явлением, как круговорот воды в природе. (1 слайд).
Воспитатель: Сегодня у нас необычная гостья. (2 слайд) Кто это ребята? (ответы детей) Конечно, это Капелька! Она сказала, что проделала долгий путь, чтобы попасть к нам. Давайте я расскажу и покажу вам ее необычное путешествие? Итак, слушайте дети.
Воспитатель: Еще несколько месяцев назад, я со своими сестрами-капельками жила на большой и пушистой тучке.(3 слайд) Со временем нас становилось все больше и больше. И вот однажды, решив посмотреть, что происходит на земле, мы отправились к краю тучи.(4 слайд) Оттуда были видны голые деревья и усеянная листьями земля. (5 слайд) В этот момент подул сильный ветер. Мы не удержались и полетели вниз.(6 слайд) Подлетая к земле все заметили, что становится очень холодно, и начали замерзать. На землю мы уже спустились снежинками.(7 слайд) Наступала зима. Постепенно мои сестренки, которые стали такими же снежинками, как и я укрыли землю белым снегом. Всю зиму мы наблюдали, как дети и взрослые нам радуются. Как катаются на санках, играют в снежки, лепят снеговиков.(8 слайд) Но вот на улице стало теплей. Солнце с каждым днем пригревало все сильнее, и постепенно начали таять. Сначала мы испугались. Неужели мы больше не увидим эти прекрасные сады, бескрайние леса и поля? Начав таять, мы стали собираться вместе и потекли маленькими ручейками по земле, чтобы потом впасть в небольшую речку на окраине села.(9 слайд) Вы нас видели ребята? Кто-то мерил глубину этих ручейков, кто-то пускал кораблики. Многие из нас уже вернулись домой. Как? Вы когда-нибудь видели дымок, поднимающийся над водой?(10 слайд) Это пар, который появляется, когда на улице достаточно высокая температура. Он поднимает нас к самому небу, чтобы мы вновь собирались вместе. А когда нас соберется очень много, мы опять вернемся к вам, на землю. Прольемся летним или осенним дождем, а может быть вновь, выпадем первым снегом.(11 слайд) А теперь мне пора, тоже возвращаться домой. До встречи!(12 слайд)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась история нашей гостьи? О чем она рассказала? (ответы детей) Молодцы дети, вы многое запомнили из ее рассказа. А сейчас давайте отдохнем.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг, подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночке, и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх, к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх)
Воспитатель: Хорошо отдохнули ребята? А вы помните, как именно Капелька возвращалась на небо в тучку? (ответы детей) Она поднималась с помощью пара. Где еще мы можем видеть пар? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте с вами проведем небольшой эксперимент по превращению воды в пар - газообразное состояние, а затем в воду- жидкое состояние воды. Для этого нам понадобятся: чайник с водой и зеркало.
Воспитатель: Для начала, нужно вскипятить воду. Видите, из носика чайника поднимается «дымок» - это пар. Он очень горячий и может обжечь, если поднести руку. На самом деле пар-это вода, которая при нагревании поднимается в воздух. А сейчас поднесем к пару холодное зеркало. Что вы видите? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на зеркале появились капельки воды. Они появляются при соприкосновении горячего пара с холодным зеркалом. Именно так в природе и происходит круговорот воды в природе.(15 слайд) При нагревании с поверхности земли испаряется вода и поднимается в атмосферу в виде пара. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится и пар снова становится чем? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, водой! И потом капельки образуют облака. Когда в облаке собирается слишком много воды, он становится тяжелым и начинает идти дождь. Так вода возвращается снова на землю. Но зимой дождя нет. Как же тогда вода вновь сможет вернуться на землю? (ответы детей)
Воспитатель: Зимой идет снег. Снежинки образуются, как и капельки дождя, просто при приближении к земле, когда очень холодно, капельки превращаются в кристаллики льда-снежинки. А это уже третье состояние воды - твердое. Ведь, правда, что лед твердый?
Воспитатель: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на занятии? (ответы детей) Вы все правильно сказали. Вода действительно «ходит по кругу» и это называется круговорот. А в каких трех состояниях бывает вода? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень много запомнили на нашем занятии и я надеюсь, что эти знания вам пригодятся. Спасибо за внимание!
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми
с использованием ИКТ
Тема: «Зимнее путешествие»
Средняя группа.
Воспитатель Христофорова О.С.
Задачи занятия:
- обобщить и закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются; расширить их знания о повадках лесных жителей, формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас (“гайно”, “мышкует”)
- развивать у детей мышление (умение самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре);
- воспитывать любовь к природе, интерес к животным
Материал и оборудование:
- Игрушки: лиса, белка, заяц, мышка;
- презентация;
- обручи;
- ванночка со снегом (для проведения опыта)
- карточки-модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат);
- еловая шишка, веточка;
- фонограмма вьюги, подвижная музыка для игры (звуковой формат МР 3)
Предварительная работа:
- наблюдения в природе;
- оформление в группе альбома “Дикие животные”;
- беседа о повадках животных зимой.
1.Вводный этап. Вхождение в игровую ситуацию
Воспитатель
Ребятки, посмотрите в окно и скажите, пожалуйста, какое же время года у нас сейчас? (различные ответы детей) Правильно. Сейчас у нас зима. А вы когда-нибудь были в зимнем лесу? (ответы детей). Давайте отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес, но для начала нам нужно одеть теплую одежду, согласны? Что же нам необходимо надеть? (ответы детей). (проводится подвижная игра «Оденься» с имитацией движений)
2.Опыт со снегом, установление причинно-следственных связей. (звучит фонограмма «Въюга»)
Воспитатель
- Ветер дует, холодно зимой. Ребятки, посмотрите какие сугробы намело в лесу, а хотите потрогать снег? (ответы детей) какой же у нас снег – холодный или теплый? (ответы детей) Почему он тает в наших руках? (ответы детей) Правильно, ребятки, наши ручки теплые, а снежок – холодный, и поэтому он тает в наших руках. А еще наши ручки теплые, потому что мы зимой одеваемся тепло и не мерзнем, а скажите мне, как же животные живут в зимнее время? (ответы детей) ну, раз мы пришли в зимний лес. Предлагаю посмотреть все своими глазами. Но для начала нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, к каким животным мы сегодня попадем в гости.
3.Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о животных (белка, заяц, лиса) с параллельным применением презентационного материала) (приложение №1)Знакомство с новыми словами, словарная работа.
- Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет? (белка)
Как белка выглядит? Чем питается? Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло? (дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание на правильные ответы)
Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:
Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “ гайно” . Как можно по другому назвать гнездо белки? Кто запомнил? Давайте ещё раз повторим – “гайно”. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.
Слушайте следующую загадку
- У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора (заяц)
Как заяц утепляет свою нору? Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (ответы детей)
Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося.
Ну, что, ребятки, интересно нам в зимнем лесу? А давайте мы немножко отдохнем и поиграем. 4.Подвижная игра «Лиса и зайцы» (физкультминутка)(с использованием музыки)
– По лесной лужайке «Зайцы» играют на «полянке»
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
– Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок, Приседают на корточки, «роют»
Вот какие зайки, зайки-побегайки. лапками корешок
– Вдруг бежит лисичка, Прибегает «лисичка», ищет зайчиков,
Рыжая сестричка, бегает между ними. Дети закрываются
Ищет где же зайки. ладошками. Лисичка находит их и
Зайки-побегайки? ловит, дети убегают.
– Вот они!
5. Продолжение беседы о животных
- Есть у меня еще одна загадка: Рыжий клубок за белым – скок. (Лиса)
– Почему говорят: “Лиса – всему свету краса!”? Как меняется лисий наряд к зиме? Как называется жилище лисы? Чей дом может занять лиса?– Чем питается лиса зимой?(ответы детей)
Конечно, главным кормом лисички становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”. Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”.
6. Подвижная игра с моделями «Кто, где живет»(с использованием музыки)
Ну, вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили, чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру? (Детям раздать по карточке-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза.
7. Дидактическая игра «Кто чем питается в лесу.»
– Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (скамейка), давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру “Кто и чем питается в лесу” (на столе лежат предметы: шишки, веточки, мышки. Нужные предметы дети относят животным)
8. Заключительный этап
Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями. Понравилось вам наше зимнее путешествие? (рефлексия, ответы детей, под бодрую музыку дети выходят из группы)
Методика проведения уроков с использованием ИКТ.
Соловова Светлана Леонидовна,
учитель ГБОУ СОШ №270
Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:
сделать учебную деятельность детей более содержательной;
сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
повысить качество обучения, желания учиться;
сделать урок наглядным, динамичным.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза.
В своей работе учителя нашей школы широко используют ИКТ. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
Демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
Тренажёр;
Контроль за умениями, навыками обучающихся.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учителя не забывают, что это УРОК, а значит, и план урока составляют исходя из его целей. При отборе учебного материала они соблюдают основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Учителя используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Используют информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, внеклассных занятий и др. Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальный ряд материалов для уроков окружающего мира, проводить экскурсии на уроках географии, литературы, совершать виртуальные путешествия по музеям писателей, художников, ещё больше узнавать об их биографии и творчестве, получить возможность познакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.
На уроках истории и литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. С помощью мультимедийного проекта демонстрируют слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку (подростку) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
На уроках математики учителя используют презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы, что позволяет:
Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;
Продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;
Достичь оптимального темпа работы ученика;
Повысить уровень наглядности в ходе обучения;
Изучить большее количество материала;
Показать ученикам красоту геометрических чертежей;
Повысить познавательный интерес;
Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
Достичь эффекта быстрой обратной связи.
Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.
Благодаря мультимедийным пособиям, уроки музыки стали отличаться высокой активностью обучающихся на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет обучающимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты - это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
С их помощью можно:
Проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
Быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
В перспективе школы - продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся нашей школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе c использованием ИКТ «Поможем кошечке»
Цель: . Обогащать и расширять связи детей с окружающим миром. .Воспитывать заботливое и внимательное отношение к объектам живой природы.
Задачи: . Формировать представление о кошке как о домашнем животном, строении её тела, поведении, способах передвижения.
Материал:
- игрушка-кошка
- корзина
- проектор
- слайды кошки и котята
Методические приемы:
- сюрпризный момент,
- художественное слово,
- рассматривание игрушки-кошки,
- вопросы к детям,
- физкультминутка,
6. просмотр презентации,
Предварительная работа:
1. чтение потешки «Как у нашего кота»
2. д/и «Домашние животные»
3. наблюдение за кошкой на прогулке.
Словарная работа:
- мягкая
- пушистая
- зоркие глаза
Воспитатель до занятия выставляет в раздевалке корзину с кошкой. (Может помочь няня, мяукнуть).
Воспитатель: Вы ничего не слышите? Мне кажется, что этот странный звук за дверью.
Кто мяукнул у дверей
Открывайте поскорей
Очень холодно порой
Мурка просится домой
Воспитатель заносит корзинку и начинает с детьми рассматривать содержимое корзины.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Давайте поздороваемся с кошечкой.
Дети: здороваются
Воспитатель: давайте пожалеем ее, она замерзла, на улице холодно. Какие вы добрые, ребята, молодцы. Проходите на коврик, будем знакомиться с кошкой. Ее зовут Мурка. Иришка, как зовут кошку (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая Мурка красивая. У нее мягкая шерсть, пушистый хвост. Погладьте ее. А где у кошки ушки, усы - удивительной красы, зоркие глазки, которыми она видит даже ночью, маленькие лапки, в которых есть коготки?
Воспитатель: отгадайте детки загадку
Мягкие лапки,
А в лапках цап, царапки.
Дети: кошка
Воспитатель:
Коготками кошка царапается и ловит мышей (дети показывают и называют). А сейчас я предлагаю прочитать гостье потешку
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые!
Воспитатель: Ребята, Мурка хочет с вами поиграть.
Физкультминутка
Есть у кошки глазки, (Детки показывают глазки)
Есть у кошки ушки, (Детки показывают ушки)
Есть у кошки лапки- (Детки показывают руки)
Мягкие подушки.
Кошка, кошка, не сердись, (Детки грозят пальчиком)
Не царапай деток - брысь!
Воспитатель: Ой, ребята, что-то Мурка загрустила. Я, кажется, знаю, почему она хочет есть. А, как вы думаете, что любит есть кошка?
Дети: Молоко.
Воспитатель: Сделайте из ваших ладошек блюдце.
Киска к деткам подошла
Молочка просила.
Молочка просила,
«Мяу» - говорила
Мяу-мяу-мяу.
Воспитатель: Ребята, скажите, как Мурка просила молока (Мяу-мяу) Ваня, как просила Мурка молока? А покажите, как лакает кошка молоко.
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
«Мур – мур - мур»
Воспитатель: Марк, скажи, какую песенку пела кисонька (воспитатель опрашивает несколько детей)
Воспитатель: Ребята, вы Мурку согрели, накормили и поиграли с ней. Мурка очень устала и хочет спать. Давайте положим ее в корзину и погладим ее.
Мур – мур - мур, -
Мурлычет кошка, -
Ты погладь ее немножко!
От тепла и ласки
Я зажмурю глазки!
Воспитатель: Молодцы, Мурка заснула.
Воспитатель: Пока наша кошечка спит, давайте посмотрим в наше волшебное окошко.
Воспитатель показывает анимационные картинки котят. Котята лакают молоко, умываются, играют, бегают и прыгают.
Воспитатель: Вы такие молодцы, я думаю, Мурке вы очень понравились. А она вам понравилась? Хотите оставить ее у нас в группе? Пусть Мурка остается у нас. А за то, что вы такие добрые, ласковые, я угощу вас печеньем.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
на игровой основе
по лексической теме «Дикие животные»
для детей 2 младшей группы с участием родителей.
Расширять знания детей о диких животных.
Развивать фразовую речь детей.
Закреплять словарь по теме «Дикие животные».
Развивать умение отгадывать загадки.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, моторику детей.
Закреплять умение соотносить предметы по форме.
Упражнять в умении выделять и называть оранжевый цвет.
Развивать чувство ритма, умение петь без напряжения
Вызвать эмоциональный отклик от совместных игровых действий.
Оборудование:
Презентация;
Изображения еловых и сосновых шишек;
Изображения 2 корзин;
Картинки с изображением предметов оранжевого цвета;
Оранжевая корзина;
Красный берет и бант;
Шапочки зайца, снегиря, дятла, лисы.
Ход занятия
Дети с родителями заходят в зал и садятся на стулья
Слайд 2 «Лес»
Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Темной ночью грозовою.
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи,
Ты же видишь, мы пришли.
В.: Послушайте, как шумит лес.
Звукозапись «Шум леса»
В.: Тихо – тихо мы встаем
В лес осенний мы идем.
Слово и движение
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)
Там деревья подрастают, (Плавно через стороны поднимают
К солнцу ветки направляют. руки вверх)
Ветер сильный налетает
И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)
Тише, тише не шуми,
Лесных зверей хотим найти.
В.: Ребята, какие звери живут в лесу?
Слайд 3 «Лес»
Слайд 4 «Лесные звери» (2 щелчка)
(Изображение появляется, после того, как дети отгадают загадку)
- Лапу кто зимой сосет?
А еще он любит мед,
Может громко зареветь.
А зовут его… (Медведь)
- Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …. (Лиса)
Слайд 5 «Лесные звери» (2 щелчка)
- Маленький, рыжий зверек
По веткам прыг-скок? (Белка)
- Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
В.: У всех зверей в лесу есть свой дом.
Слайд 6 «Лисья нора»
В.: У лисы в лесу глухом,
Есть нора – надежный дом.
В.: Лиса живет где?
Д.: Лиса живет в норе.
Слайд 7 «Дупло белки»
В.: Не страшны зимой метели
Белочке, в дупле, на ели.
В.: Где живет белка?
Дети: Белка живет в дупле.
Слайд 8 «Медведь в берлоге»
В.: Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
В.: Где спит медведь?
Дети: Медведь спит в берлоге.
В.: Ну, а где - же зайца дом?
Живет зайчишка под кустом.
Слайд 9 «Заяц на фоне леса»
В.: Где живет заяц?
Дети: Заяц живет под кустом.
Физминутка (дети встают около стульев)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. Вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. Вот так.
Зайке холодно стоять,
Зайке надо поскакать.
В.: Давайте поиграем с зайцем.
Слайд 10 «Анимированная игра «Где заяц?»
В. Куда спрятался заяц?
Дети: за елку
В. Где стоит заяц?
Дети: У березы
Слайд 11 «Анимированная игра «Где заяц?»
В.: Где сидит заяц?
Дети: Заяц сидит на пеньке.
В.: Саша, как ты думаешь?
(за деревом и у елки).
Слайд 12 «Заяц на фоне леса»
В.: Ребята, какие у зайца уши?
Дети: У зайца длинные уши.
В.: Для чего такой длины,
Ушки зайчику нужны?
Родитель:
Чтобы слышать всех в лесу-
Волка, рыжую лису.
Слайд 13 «Заяц»
В.: Посмотрите, у зайца передние лапы короткие, а задние длинные.
Как вы думаете, для чего нужны зайцу длинные лапы?
Родитель:
Чтоб спасаться по тревоге,
Убегать скорей с дороги.
Слайд 14 «Заяц барабанит»
В.: Посмотрите, зайцы умеют барабанить лапами
Зачем же зайцы барабанят?
Родитель:
Чтоб зайчатам рассказать, куда бежать,
Где вкусную еду искать.
Пальчиковая игра «Зайцы и барабан»
Двум зайчикам, двум мальчикам - пальцы сжать в кулак, показать
Купили барабанчики.
Громко играют, ничего не замечают. - ударять большим пальцем по
сжатому кулачку
Вдруг откуда ни возьмись - плавные движения рук перед собой
Появился старый лис:
Я вас быстро догоню, - упр. «клювики»
Догоню и проглочу!
А зайчишки ждать не стали, - пальцы «бегут» по коленям
Побежали, побежали.
Убежать-то убежали,
А барабаны… потеряли! - развести руки в стороны
Слайд 15 «Заяц на фоне леса»
В.: Заяц летом ходит в серой шубке,
Он незаметен среди деревьев и травы.
Так он спасается от волка и лисы.
Слайд 16 «Серый заяц»
Но однажды осенью ….
Выходит заяц
Заяц: Все кругом такая серость,
Надоело, просто жуть.
Мне бы красного чуть – чуть.
Красным я мечтаю быть,
Шубку я хочу сменить.
В.: Услышал зайца снегирь.
Снегирь: С красной грудкой
Я зимой и летом.
Очень нравится мне это.
Заяц: Красным я мечтаю быть,
Шубку я хочу сменить.
Снегирь: Помогу тебе, косой,
Бантик подарю я свой.
Ну и ты мне помоги,
Шишки по корзинам разложи.
Заяц: Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Дидактическая игра «Разложи шишки по форме»
(Воспитатель раздает детям подносы с картинками, на которых изображены шишки – сосновые и еловые. Дети располагают изображения шишек в наборном полотне, соотнося по форме с ориентиром).
Снегирь дарит зайцу красный бант.
Заяц: Бантик, просто загляденье!
Я красивый, нет сомненья.
Вот бы мне еще беретик.
Дятел: Я в берете ярко – красном,
В пестрой курточке атласной.
По лесу летаю, деревьям помогаю.
Заяц: Беретик красный я прошу,
Поносить его хочу.
Дятел: Помогу тебе, Косой,
Только поиграй со мной.
Муз – дидактическая игра на развитие чувства ритма.
В.: Зайчик наш, надел берет
И от радости запел.
Песня «Это мой зайчик» англ. нар. мелодия
В.: Зайца я не узнаю.
Не попал бы он в беду.
Вон идет сюда лиса.
Не случилась бы беда.
Лиса: Чьи – то ушки вижу на опушке.
Кто в берете ярко – красном?
Я зазнайку проучу,
Его мигом проглочу.
В. – Берет скорее, ты снимай и за кустик забегай.
(заяц оставляет берет и прячется за куст)
Лиса – Я же видела зайчонка,
Вот берет его лежит.
(Поднимает берет, рассматривает)
Лиса: Берет красный по цвету,
А я люблю оранжевые предметы.
В.: Ребята, давайте подарим лисе картинки с изображением оранжевых предметов.
Дидактическая игра «Найди оранжевые предметы»
(Воспитатель раздает детям на подносах изображения предметов разных по цвету – красные, оранжевые, желтые.)
В.: Найдите картинки, на которых изображены предметы оранжевые по цвету.
(Дети находят картинки с изображением предметов оранжевых по цвету и дарят лисе).
Дети: Лиса, я дарю тебе оранжевые рукавицы. (Вот оранжевый бантик; на оранжевую морковку; возьми оранжевый апельсин и т.д.).
Лиса: Спасибо. Побегу скорей домой.
(лиса убегает, выходит заяц)
В.: Еще хочешь красным быть,
К лисе в лапы угодить?
Заяц: Нет – нет.
В.: Коль не хочешь серым быть,
Шубку можешь ты сменить.
Скоро снежная зима,
Шубка белая нужна.
Будешь белым ты как снег,
И тогда не найдет тебя лиса.
(дарит шапочку и жилетку)
Слайд 16 «Заяц на фоне снега»
В.: Поменял заяц серую шубку на белую.
Незаметен он будет на белом снегу.
Заяц: Вот, спасибо, красота.
Поплясать пришла пора.
Общий танец
В.: С лесом надо нам прощаться,
В детский сад возвращаться.
Слайд 17 «Первый снег»
Конспект НОД с использованием ИКТ для детей второй младшей группы по художественно-эстетическому развитию «Приметы весны»
Цель: Формирование умения объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию и вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Закрепить приемы лепки,
Закрепить знания о приметах весны, её признаках, особенностях,
Развивать образное мышление, мелкую моторику рук,
Формировать навыки коллективной работы.
Предварительная работа.
Наблюдение в природе на темы: «Весна пришла», «Птицы весной», «Весенняя капель», рассматривание картин и иллюстраций о весне, лепка на тему: «Весна пришла - Подснежники», чтение стихов о весне, о солнышке, птицах, траве, капели, первых цветах, слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Подснежники».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята быстро за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
(Раздается телефонный звонок, воспитателю – Видеофрагмент №1)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, нам кто-то звонит! Интересно, кто же?
Давайте посмотрим на экран.
Видеофрагмент № 1 - медвежонок Умка.
Умка: Здравствуйте, это вам звонит медвежонок Умка, из далекой и холодной Арктики. Ребята, как там у вас настроение?(……) Как погода?(…….) Какое время года?
Дети: у нас тепло, весна.
Умка: Весна? А я никогда в жизни не видел настоящей тёплой весны и ничего о ней не знаю… Мне так хочется узнать о весне побольше и хоть немножко увидеть её.
Воспитатель: Что же делать, как помочь Умке?
Дети: Мы расскажем о весне, нарисуем, слепим.
Воспитатель: Да я с вами согласна, можно слепить картину с приметами весны. Но сначала мы отправимся в путешествие на весеннею полянку.
А чтобы туда быстрее попасть, мы воспользуемся волшебным колокольчиком. Вы закрывайте глаза, а я позвоню и мы окажемся на поляне. (воспитатель звонит в колокольчик). Ребята открывайте глаза. Вот мы и на лесной поляне! Посмотрите какая вокруг красота.
Ой, что так ярко светит.
Дети: солнце.
Воспитатель: Конечно. А какое солнышко весной?
Дети: теплое, желтое, ласковое, весёлое, горячее, ясное, светлое. (Спросить детей индивидуально).
Вот мы и нашли первую примету весны.
Воспитатель берет вазу с ветками дерева: Что это такое?
Дети: Это веточки.
Воспитатель: А на веточках, что это?
Дети: Почки.
Воспитатель: А что такое почки?
Дети: Почки – это домики листочков; из них потом вырастут листья.
Воспитатель: Правильно это листья и почки. И мы с вами увидели вторую примету весны.
Воспитатель: Посмотрите ребята, а здесь еще снег остался, давайте поможем солнышку растопить снег, подуем на снежки (дети дуют, под снежками из ваты оказываются цветы). Сделаем глубокий вдох, теперь подуем на снежок долго, долго. А что это такое?
Дети: цветы, подснежники.
Воспитатель: Да вы правы это подснежники-первые цветы весны, это еще одна примета весны.
Ребята, вы знаете кто еще просыпается весной?
Дети: бабочки, жучки, пчелы, насекомые и животные.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Да, это – насекомые.
Какие вы быстрые и сообразительные.
Вы помните зачем мы пришли на лесную полянку?
Дети: Вспомнить приметы весны, чтобы слепить Умке весеннюю картину.
Воспитатель: Давайте еще раз назовем приметы весны, которые мы увидели пока гуляли по лесу.
Дети: Солнце греет сильнее, на деревьях появляются первые листочки, первые цветы, просыпаются насекомые
Воспитатель: Молодцы.
Нам пора возвращаться. Закрывайте глаза, мы возвращаемся. (Звенит колокольчик). Открывайте глаза, вот мы и в детском саду. Теперь мы знаем, что можно слепить для Умки. Присаживайтесь за столы. (Дети рассаживаются за столы). Посмотрите, что я из лесу вам принесла. При помощи шишек мы разогреем руки.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Игра с шишкой»:
Раз, два, три, четыре, пять! Будем с шишкой мы играть! (Загибают пальчики на обеих руках)
(Разгибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть, Между ручками катать! (Прокатывание шишки между ладонями)
В ручку правую возьмём И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем. (Сильно сжимаем шишку в правой руке)
(Прокатываем шишку по столу правой рукой
В руку левую возьмём И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем. (Сильно сжимаем шишку в левой руке)
(Прокатываем шишку по столу левой рукой
Мы закончили катать, Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём
И немного отдохнём! (Убираем шишку на край стола)
(Хлопаем в ладоши на каждое слово)
(Встряхиваем кисти рук,
Кладем на стол)
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и размяли наши пальцы. Положите шишки на середину стола. Приступим к работе. Мальчики вспомните каких вы знаете насекомых и начинайте лепить. А девочки цветы и листья на дерево.
Продуктивная деятельность детей с индивидуальной помощью воспитателя.
Воспитатель: Я вижу, что многие уже справились, я предлагаю вам украсить картину.
Ребята, какие вы мастера и насекомые и цветы у вас получились все разные, не похожие друг на друга, красивые. Давайте внимательно рассмотрим. (Обсуждение работ: строгий паук, веселая бабочка, нежный цветок). Чего-то не хватает?
Дети: Лучиков у солнца.
Воспитатель: Да я с вами согласна. Давайте посмотрим, что у нас есть на столах, из чего мы могли бы сделать лучики. Выберите и вставьте лучи солнышку. (Дети выбирают материал и прикрепляют к солнцу).
А вы помните, для чего вы лепили картину?
Дети: Лепили, для того чтобы показать весну Умке.
Воспитатель: Все правильно, давайте её покажем Умке.
Мы пойдем, позвоним Умке. (Идут на ковер)
(Воспитатель набирает номер в телефоне. На экране появляется Умка) Видеофрагмент № 2.
Умка: Спасибо, ребята. Какая красивая весенняя картина у вас получилась. На дереве появились первые листочки. Под деревом выросли цветы. Проснулись насекомые. Светит ясное солнышко. Наступила весна.
Спасибо вам, что вы мне помогли. Я очень рад с вами познакомиться. Вижу вы добрые и ласковые дети. Я люблю добрых детей. До свидания ребята.
Дети: До свидания Умка.
Воспитатель: Медвежонку понравилось! А что вам понравилось больше всего на занятии? Что показалось трудным?
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием ИКТ в нетрадиционной технике рисования для средней группы на тему: «Желтый одуванчик»
Цель: Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
Воспитательная задача: воспитывать любовь бережное отношение к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.
Развивающая задача: развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.
Обучающая задача: учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики (тычком), закрепить знания цвета (зеленого, желтого).
Материал и оборудование: картина о весне, альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, модель одуванчика и пчелка, фотографии одуванчика, салфетки, веселая музыка.
Предварительная работа: Рассматривание травы и цветов на прогулке.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в вашем детском саду. Давайте познакомимся. Меня зовут Флера Афраимовна. А как вас зовут? (дети называют свои имена). А теперь возьмитесь за руки и улыбнитесь, у нас хорошее настроение и всё у нас получится. Вот мы и познакомились.
Воспитатель: Ой, ребята, когда я шла к вам в детский сад, я повстречала, а кого, вы сами угадайте:
Она раскрывает почки, в зелёные листочки,
Деревья одевает, посевы поливает,
Движения полна, а зовут её … (весна).
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, ребята, весна. Ребята, а вы хотите поехать на поезде в лес?
Дети: (хором) – «Да!».
Воспитатель: Мы едем в лес до станции «Весна». (Дети встают друг за другом).
Воспитатель: Поехали, а чтобы веселее было ехать, мы возьмём с собой весёлую песенку. (Звучит музыка, дети идут «змейкой» друг за другом).
Воспитатель: Вот и станция «Весна». Мы приехали в весенний лес. Пойдёмте на весеннюю полянку, как тут красиво и цветочки на полянке есть.
Воспитатель: Ребята, наступило прекрасное время года Весна. Вся природа просыпается от долгого сна. Какие цветы распускаются первыми?
Дети: Одуванчики.
Воспитатель: Я расскажу вам красивый стих.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик -
Первый молодой!
У него чудесный,
Золотистый цвет,
Он большого солнца,
Маленький портрет!
Посмотрите, какой красивый одуванчик. Чем же этот цветок похож на солнце?
Дети: Такой же круглый и желтый.
Воспитатель: Что есть у одуванчика? Показ слайдов.
Дети: стебель, листья, цветок
Воспитатель: Слышите, кто-то жужжит.
МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ,
ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ!
РОСТОМ ХОТЬ КРОХА,
УКУСИТ, БУДЕТ ПЛОХО!
Дети: Пчелка.
Воспитатель: Здравствуй, пчелка! Как тебя зовут?
Пчелка. Меня зовут МАЙЯ.
Воспитатель: Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела.
(Воспитатель вносит пчелок) Ребята, пчелам надо много цветочного нектара. Где нам его взять?
Дети: Нарисовать.
Воспитатель: Чем мы будем рисовать? - у нас нет кистей. Не беда ребята, у нас всегда готовы 10 кисточек, которые постоянно с нами. Что же это за кисточки?
Дети: Пальчики.
Воспитатель: Догадались? Конечно это наши пальчики! На каждый пальчик - кисточку своя краска.
А теперь я вас научу рисовать пальчиками-кисточками. Наберем на пальчик желтую краску, поставим на листе яркую точку, а потом вокруг нее много точек по кругу.
(сопровождает объяснение примерным показом)
Вот и получился цветочек желтый, пушистый. А что мы еще забыли нарисовать?
Дети: Стебелек и листочек.
Воспитатель: Их можно нарисовать прямыми линиями. Кто хочет показать? (ребенок рисует на образце)
Посмотрите, в нашей группе вырос еще один одуванчик. А теперь вы сами нарисуйте одуванчики для каждой пчелки.
ДЕТИ РИСУЮТ.
Воспитатель: Какие замечательные получились цветы. Теперь сложим одуванчики вместе - получился золотой лужок. Наша пчелка сядет на него, и будут собирать сладкий нектар!
Все ребята постарались, пчелка очень довольна. МОЛОДЦЫ!
Конспект занятия по аппликации в младшей группе детского сада. «Золотые рыбки»
Цели: развивать чувство цвета и мелкую моторику; воспитывать интерес к окружающей действительности и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме (внешний вид, части тела), рассматривание иллюстраций с изображением рыб.
Оборудование: разноцветные рыбки (оригами), засушенные красивые листики, камушки, планшет с липкой основой, оформленный в виде аквариума, макароны - ракушки, окрашенные в коричневый цвет; нарисованная банка, в которой «плавают» рыбки.
Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?"
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе.
След собачий - к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Воспитатель. Посмотрите, какие рыбки плавают у нас в аквариуме. Давайте и мы с вами сделаем такой же, только он будет у нас не настоящий, а игрушечный.
Планшет-аквариум выставляется на мольберте.
Что лежит на дне аквариума?
Дети. Камушки.
Воспитатель. Правильно, много камушков.
Воспитатель берет заготовленные маленькие камушки, располагает их на планшете и привлекает к работе детей.
А еще там есть ракушки-завитушки.
Воспитатель предлагает детям взять макароны в виде ракушек, приложить их к планшету.
Артем, что еще ты видел в нашем аквариуме? Правильно, травку. В травке рыбки прячутся. Лиза, возьми травинки и посади их в нашем аквариуме. Посмотри, вот так. Хороший у нас аквариум получился. А теперь можно запускать рыбок. Посмотрите, какие красивые рыбки плавают в этой банке.
Перед детьми выкладывается картинка с нарисованной банкой, в которой «плавают» рыбки.
Какого они цвета?
Дети. Красные, синие, желтые, зеленые.
Воспитатель. Посмотрите, мы ловим рыбку и выпускаем ее в наш аквариум, вот так.
Детям предлагается по очереди брать рыбок, подходить к мольберту и прикладывать к планшету.
Посмотрите, сколько рыбок в нашем аквариуме, и какие они красивые, яркие, разноцветные. Рыбкам понравился наш аквариум.
Покажи своей ладошкой, Дети имитируют руками движения рыбок в соответствии с текстом.
Как резвятся рыбки-крошки
В быстром чистом ручейке,
Зарываются в песке.
Вот и мы можем посмотреть на наш аквариум.Мы все сделали своими руками. Обязательно дома с родителями сделайте такой же!