Что такое посыпать голову пеплом- значение слова посыпать голову пеплом. Посыпать голову пеплом: значение фразеологизма, история его происхождения, употребление Сыпать голову пеплом что значит
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...».
«Вретише» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда».
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою...»
Употребляется: как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения - «рвать на себе волосы».
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
Пепельная среда у католиков
Многим известно, что по завершении Масленицы начинается пост, который продолжается до Пасхи. Христиане обоих направлений (католики и православные) придерживаются его до дня Воскресения Христова. Однако у католиков и православных пост начинается в разные дни и имеет свое название.
Именно этому дню посвящено произведение Томаса Элиота, написанное в стихах в 1930 году. Чтобы понять, что именно описывал под названием «Пепельная среда» Элиот, важно знать суть самого дня.
Значение праздника
У католиков начало поста выпадает на среду. Почему так происходит, узнаем чуть позже, а для начала разберем, почему Пепельная среда так называется. В начале поста священник в церкви наносит на лоб прихожан крест освященным пеплом. Это напоминает людям о том, что их тела всего лишь прах. Священник проводит процедуру со словами: «Помни, о человек, что прах ты и в прах возвратишься».
Используемый пепел не простой, он должен быть из пальмовых ветвей, которые сохранились с прошлого праздника Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим). В странах Европы применяются ветви вербы. В народе их часто называют котиками. Многие прихожане верят, что благословенный пепел способствует хорошему урожаю.
Существуют и другие названия этого дня:
- Скверная среда.
- Черная среда.
- Адамов день.
- Кривая среда.
- Безумная среда.
Все эти названия относятся к одному и тому же дню и начинают пост, который должен продлиться 46 дней.
История
Сам обычай сначала предполагал посыпание головы пеплом, но со временем в некоторых странах изменился. Он имеет древнее библейское происхождение. Еще в Ветхом Завете такое действие означало покаяние и смирение человека.
Уже известно, что Пепельная среда является началом поста. Возникла эта традиция в 4 веке. Причем вначале продолжительность его составляла 40 дней, а к 8 веку было принято решение добавить еще несколько дней. С этого времени пост начал проводиться со среды.
Пасха не имеет установленной даты, которая повторяется из года в год. Она отмечается каждый год в разное время, поэтому и Пепельная среда начинается по-разному. Например, в 2015 году она проводилась 18 февраля.
Почему же Адамов день начинается за 46 дней до Пасхи
Ответ кроется в том, что Пепельная среда - это начала поста, а он длится 40 дней, то есть 6 недель. Но католики не придерживаются его по воскресеньям, поэтому эти дни выпадают. Вот поэтому они и начинают его раньше, то есть в среду, а не в понедельник.
У православных же пост непрерывен и составляет все 40 дней подряд. Поэтому свое начало он берет с понедельника, который называется Чистым.
Интересно, что у католиков последний день перед постом называется Жирным вторником. У православных же его знают как Прощеное воскресенье.
Дни Безумной среды до 2020 года
Представленные даты вычисляются по алгоритму, разработанному католической конфессией. В следующие годы Пепельная среда у католиков будет проводиться:
- 2016 – 10 февраля;
- 2017 – 1 марта;
- 2018 – 14 февраля;
- 2019 – 6 марта;
- 2020 – 26 февраля.
Пепельная среда в славянских традициях
Простым людям всегда очень сложно устоять перед какими-либо запретами, поэтому поста могут придерживаться далеко не все. Если сегодня священники больше говорят о духовной стороне, а не о воздержании от пищи, то в прошлом веке речь шла о строгом соблюдении христианских догм.
В странах Европы было принято в эти дни носить темную одежду, разрешалось принимать в пищу только определенный список продуктов и не допускалось употребление спиртного. Однако последний пункт был достаточно суров для мужской половины населения, поэтому многие находили оправдание своим слабостям. В целом Пепельная среда у католиков проходит везде одинаково, хотя в некоторых странах существуют свои обряды.
Например, в Чехии мужчины после службы в Кривую среду считали, что рюмочка спиртного, выпитая в этот день, будет спасать их летом от укусов комаров и других насекомых. В некоторых областях даже говорили: «Запить пепел».
Поскольку Пепельная среда разделяла жизнь людей на гулянья и длительное воздержание, к ней относились по-особенному. Так, считалось, что в этот день нельзя прясть нити. Несоблюдение запрета может привести к плохому урожаю льна и конопли, а на того, кому достанется такая одежда, падут несчастья.
В Словакии нельзя в это время подкладывать яйца под наседок, чтобы они не вылупились кривыми. Также женщины готовили длинную лапшу для того, чтобы уродились высокие колосья, и выпекали большие пироги, чтобы свиньи выросли толстыми.
В Польше была традиция, по которой в этот день человек мог украсть у хозяина дома какую-либо вещь, а после продать ее назад владельцу в корчме.
Традиции с сажей
Помимо посыпаний и помазаний пеплом в церкви, славяне проводили свои обряды. Так, в Словакии парни старались сажей помазать молодых девушек, женщины также мазали себя ею. Поляки цепляли над входом в дом сито с пеплом, чтобы все входящие в дом были осыпаны им.
Многие славяне-католики собирали мясопустный пепел из печи для посыпания им семян, жилищ, полей. Это должно было уберечь от пожаров, вредителей, природных катастроф.
Пепельная среда, фото празднования которой представлены в статье, имеет много традиций, дополняющих ее. Чаще всего народ самостоятельно их додумывал, поэтому в разных странах и даже областях они могут отличаться.
Причины несовпадений Пасхи у католиков и православных
Так уж повелось, что празднование христианской Пасхи у православных и католиков не совпадает. Случилось это не из-за раскола и не специально. Дело в том, что празднование высчитывается путем изучения фазы Луны. Конкретнее это должно быть на 14 день фазы после дня весеннего равноденствия. Расчет этого дня у многих древних стран был свой, поэтому в Галлии, Италии, Египте дата Пасхи была своя еще в 4 веке.
Еще одним противоречием послужил календарный раскол, который произошел в 16 веке. Был введен Григорианский календарь, и мир разделился на тех, которые жили по Новому и Старому стилям. Православная церковь оставила в обрядах Юлианский календарь, поэтому все праздники продолжают отмечать по Старому стилю.
Чаще всего разница между Пасхами составляет от одной до пяти недель. Но она не может быть две или три недели. Все эти расчеты ведутся по особому алгоритму. При этом раз в несколько лет Пасха у обеих конфессий может совпадать. Например, в 2014 году так и было. Следующее совпадение будет в 2017 году. Главным условием является, чтобы христианская Пасха не совпадала с еврейской.
Что значит выражение "Посыпать голову пеплом" и откуда оно пошло?
ПОСЫПАТЬ ПЕПЛОМ ГОЛОВУ
Когда вас охватывает горе или отчаяние, вы, как и все окружающие вас, начинаете плакать, "ломать руки", тяжело вздыхать. Иногда дело доходит до громких рыданий.. . Случается, человек впадает в полное оцепенение.
Древние люди выражали свое горе гораздо более бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, принято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом.
Вот, например, как описывает Гомер в "Илиаде" скорбь, которая охватила Ахиллеса (или Ахилла) , когда погиб в бою его лучший друг Патрокл:
Сам они, великий, пространство покрывши великое, в прахе,
Язык сохранил и нам, в нашем быту, следы того времени, когда наши предки вели себя в горе, как Ахилл. Мы говорим "посыпать пеплом голову", "рвать на себе волосы", "раздирать одежды" (или "ризы"), когда хотим выразить крайнюю степень скорби или отчаяния.
Янча
Посыпать голову пеплом
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.) Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, стих 1) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, "разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким... "
"Вретище" в переводе со старославянского языка означает "рубище" и "старая, ветхая одежда".
Eduard yagant
Это выражение пошло от евреев в знак покаяния, печали. Они до сих
пор едят хлеб, яйца, посыпанные пеплом 9 июля в день годовщины раз-
рушения древнего ИеРУСАлима.
Вспомните самосожжение птицы ФенИКС - птицы бессмертия, долголе-
тия. Она, неспроста, в поверьях народов мира питается РОСой. РОСсия
сейчас этот путь пепла и возрождения как раз и проходит, дабы скорее
пришёл на РУСЬ рассвет и россияне стали мыслить, жить росисто, чисто,
что позднее приведёт всех к реальному бессмертию. Не зря нынешний
герб Р. Ф. содержит орла-МУтанта с намёками на процессы "Х", время "Х"!
Кто же не сожжёт свою грязь, тому долголетия не видать как своих ушей.
От куда пошло выражение "посыпать голову пеплом"? И что оно означает?
♑❇ Lɐǝɹ ʌ ɐvmʎ ❇♑
Значение выражения:
быть в отчаянии, печали, сильно скорбеть или сожалеть о своих неверных поступках
Древние люди выражали свое горе очень бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, принято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом.
Вот, например, как описывает Гомер в «Илиаде» скорбь, которая охватила Ахиллеса (или Ахилла) , когда погиб в бою его лучший друг Патрокл:
Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный;
Риза его благовонная вся почернела под пеплом.
Сам он, великий, пространство покрывши великое, в прахе,
Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая.. .
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.) . Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землёю, оплакивая несчастье своё или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...» . Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою... »
Все эти странные, с нашей точки зрения, действия были (да остаются и сейчас у некоторых народов Юга и Востока) естественным выражением у них горя, крайнего отчаяния.
Язык сохранил и нам, в нашем быту, следы того времени, когда наши предки вели себя в горе, как Ахилл. Мы говорим «посыпать пеплом голову» , «рвать на себе волосы» , «раздирать одежды» (или «ризы») , когда хотим выразить крайнюю степень скорби или отчаяния.
Викисловарь
http://www.otrezal.ru/catch-words/356.html
Neznaika
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.) . Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землёю, оплакивая несчастье своё или своих близких.
Посыпать голову пеплом
Посыпать голову пеплом
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...».
«Вретише» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда».
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою...»
Употребляется:
как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения - «рвать на себе волосы».
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое "Посыпать голову пеплом" в других словарях:
посыпать голову пеплом - книжн. предаваться крайней скорби по случаю какой либо утраты, бедствия. Выражение восходит к Библии, где описывается обычай евреев посыпать головы пеплом или землей во время траура или по поводу какого нибудь несчастья. Этот обычай был… … Справочник по фразеологии
См. Посыпать голову пеплом (ГОЛОВА) …
Посыпать голову (главу) пеплом - ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. Книжн. Предаваться глубокой скорби (обычно по поводу тяжёлой утраты). А народ гибнет! Неужели можно так жить? Обсуждаем положение народа, и бичуем, бичуем себя без конца, посыпаем… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Книжн. 1. Предаваться скорби по поводу несчастья, тяжелой утраты. 2. Покаянно признавая свою вину, ошибки, обещать исправиться. ФСРЯ, 347. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 110 … Большой словарь русских поговорок
Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого нибудь… … Словарь крылатых слов и выражений
Посыпать пеплом главу - крыл. сл. Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Посыпать пепломъ главу (иноск.) знакъ печали, скорби (скорбѣть). Ср. Чтобы сдѣлать мою теперешнюю исповѣдь полною, т. е. еще разъ посыпавъ пепломъ мою убѣленную голову, я долженъ покаяться еще въ трехъ... увлеченіяхъ... Н. Макаровъ. Исповѣдь. 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
посыпать пеплом главу - Посыпать пе/плом главу (голову), книжн. Предаться крайней скорби, печали по случаю какой л. утраты, бедствия и т.п. (первоначально: древнееврейский обряд, символизирующий общий траур) … Словарь многих выражений
1) посыпать плю, плешь; сов. 1. перех. (что и чего). Насыпать немного чего л. Тут же показались и воробьи: этим посыпали на шлюпку крупы; они наелись и улетели. И. Гончаров, Фрегат «Паллада» [Павел] аккуратно посыпал соль на кусок хлеба. М.… … Малый академический словарь
- (иноск.) знак печали, скорби (скорбеть) Ср. Чтобы сделать мою теперешнюю исповедь полною, т.е. еще раз посыпав пеплом мою убеленную голову, я должен покаяться еще в трех... увлечениях... Н. Макаров. Исповедь. 2, 4. Ср. Посыпал пеплом я главу, Из… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Дело в том, что у древних народов ближнего востока посыпание головы пеплом, пылью и землею было частью ритуального выражения горя. Скорбящий рвал на себе одежды и волосы, надевал рубаху из грубой ткани, подобную мешковине, и посыпал голову пеплом и пылью. Так, например древнегреческий поэт Гомер описывает горе Ахилла, узнавшего о гибели своего друга Патрокла:
«Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный».
Обычай этот существовал и у древних евреев, а потому о нем не раз упоминается в Ветхом завете.
Например, в книге Есфирь рассказывается о том, как персидский царь Артаксе ркс, владевший землями от Индии до Эфиопии, по просьбе своего фаворита Амана, приказал убить всех евреев на территории своей империи. Узнав об этом, Иудей по имени Мардохе й: «Разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на середину города и взывал с воплем великим и горьким».
А в книге Иова рассказывается о праведнике по имени И ов. Он был «непорочен, справедлив, и богобоязнен и удалялся от зла». Бог благоволил Иову и тот имел много детей и многочисленные стада. Иов жил счастливо и славил Бога. Дьявол же считал, что Иов богобоязнен только потому, что Бог сохраняет его благополучие. И если лишить Иова того, что он имеет, он проклянет Бога. Тогда Бог позволил дьяволу испытать Иова. Иов лишился всего, что имел, а кроме того заболел проказой и покрылся язвами с головы до ног. Из самого счастливого человека, Иов стал самым несчастным. Увидев праведника в таком бедственном состоянии его друзья, «возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу».
А что же Иов? Иов ответил жене своей, которая предложила ему похулить Бога из-за свалившихся этих бед: «Неужели доброе мы будем принимать, от Бога, а злого не будем принимать»? Дьявол был посрамлен, а Иов за свое терпение щедро вознагражден Господом.
Посыпать голову пеплом — страдать
Посыпать голову пеплом — скорбеть о ком-то или о чём-то. Чаще всего второе: переживать о неверном поступке, не вовремя сказанном, сделанном или наоборот, в срок, но не таким образомФразеологизм ведет свою историю из Библии, книг Ветхого Завета (Книги Иова, Книги Есфири…)
11. И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.
12. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
13. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов, глава 2)И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою, и весьма изнурила тело свое, и всякое место, украшаемое в веселии ее, покрыла распущенными волосами своими, и молилась Господу Богу Израилеву, говоря: Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня (Эсфирь, глава 4, строка 17)
Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким: истребляется народ ни в чем не повинный! (Эсфирь, глава 4 строка 1)
Согласно Библии Бог создал человека из праха земного, вдохнув в него душу и жизнь. Пепел — синоним праха, пыли земной, из которого создан человек и в который он превращается после смерти. Поэтому посыпание пеплом головы означает самоуничижение человека перед лицом Бога и напоминание самому себе о той мерзости, в которую он превратился своими грехами. Так что посыпать голову пеплом — крайняя степень покаяния человека перед Всевышним.
Аналоги выражения «посыпать голову пеплом»
- рвать на себе волосы
- биться головой о стену
- горевать
- убиваться
- кусать локти
- раздирать на себе одежды
Применение высказывания в литературе
—
«Ты брось, сердито прервала его я, говори по делу»
(Дарья Донцова «Доллары царя Гороха»)
—
«Отказаться было нельзя, однако принародно бить себя в грудь, каяться и, как поступали многие, тоже не следовало
» (Леонид Юзефович «Казароза»)
—
«Может быть, он хотел вызвать этим жалость, а может быть, этот вид выражал, по мнению Абраши, раскаяние и заменял древний обычай
» (К. Г. Паустовский «Беспокойная юность»)
—
«Так не лучше ли загодя бросить его, отрясти прах от ног своих, ?
» (В. Я. Шишков «Емельян Пугачев»)
Тип и синтаксические свойства сочетания
Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы.
Произношение
- МФА : [pəsɨˈpadʲ ˈɡoɫəvʊ ˈpʲepɫəm ]
Семантические свойства
Значение
- быть в отчаянии, печали, сильно скорбеть или сожалеть о своих неверных поступках ◆ В те торжественные минуты, когда общество, как один человек, посыпает голову пеплом и объявляет себя несостоятельным, всё представляется возможным и естественным. )
Синонимы
- частичн.:
Антонимы
Этимология
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землёю, оплакивая несчастье своё или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким…». Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою…»
Одежда - в древности - символ социальной принадлежности человека, поэтому раздирание одежды означает самоуничижение человека в глазах общества. Пепел - прах земной, из которого создан человек (Адам) и в который он превращается после смерти. Поэтому посыпание пеплом головы означает самоуничижение человека перед лицом Бога и напоминание самому себе о том недостоинстве и безобразии, в котором пребывает грешный человек. Поэтому оба эти действия выражают крайнюю степень покаяния древнего человека.