Архимандрит Всеволод (Захаров).
21 августа 2016 года в Раифском Богородицком мужском монастыре прошла заупокойная Литургия и чин монашеского отпевания по скончавшемуся накануне наместнику обители архимандриту Всеволоду (Захарову).
С раннего утра в Раифский монастырь стягивались сотни людей, чтобы проститься с отцом Всеволодом. По прибытии в монастырь митрополита Казанского и Татарстанского Феофана началась заупокойная Литургия. Сослужили владыке епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, а также насельники монастыря в священном сане и духовенство митрополии.
Богослужение проходило в соборе Грузинской иконы Божией матери на территории обители. Во время Литургии к гробу с телом отца Всеволода с цветами в руках подходили десятки людей, чтобы проститься с ним. По окончании службы все желающие причастились Святых Христовых Таин.
По предварительным оценкам, в богослужении приняло участие более тысячи человек.
Перед началом чина монашеского отпевания архимандрита Всеволода митрополит Феофан обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Глава Татарстанской митрополии отметил, что созванивался с отцом Всеволодом несколько дней назад на пути в Набережные Челны и Нижнекамск. Наместник монастыря, по словам Владыки, был по обыкновению жизнерадостен и готов с монашеским смирением исполнить любое послушание. Также архиерей остановился на том, какой светлый жизненный путь прошел отец Всеволод. Рассказал о его судьбе, о роли в становлении Раифского монастыря и о том, как любили его все те, кто когда-либо имел честь с ним общаться:
«Ты сумел найти нужные слова к прихожанам, смог собрать постепенно братию, сумел через свое служение посеять веру в сильных мира сего. Руководство Республики всегда отмечало твои благие намерения. Я знаю, как высоко о тебе отзывалось руководство Республики и отзывается до сих пор. Неоднократно о тебе говорил Минтимер Шаймиев. Он бывал здесь, любил обитель, любил тебя, поддерживал твои инициативы. Также и Рустам Минниханов говорил о тебе много добрых слов. Практически все руководители нашей страны бывали здесь. И выносили из этой обители любовь, тепло и понимание».
При этом с любовью об отце Всеволоде отзывались и мусульмане. Будучи на днях в Нижнекамске, верховный муфтий РФ Талгат Хазрат Таджуддин просил митрополита Феофана принять искренние соболезнования, выражая сожаление всего исламского мира о скоропостижной кончине архимандрита.
«Твоя кончина была поистине христианской. Отслужив праздник Преображения Господня, ты пошел заниматься трудами. На следующий день, придя в свой кабинет, почувствовал себя плохо. Не спасла скорая помощь. Очевидно, Господь так распорядился, чтобы забрать тебя с этой грешной земли в тот момент, когда ты находился в славе. Тебя любили, уважали, ценили. Бог, как спелый плод, дал указания ангелам забрать тебя. Мы верим, что Господь за твои добрые дела, за искреннее служение, за твою любовь возьмет в свои обители. Мы будем молиться о тебе, а ты молись там о нас», – отметил архипастырь. После этого глава Татарстанской митрополии призвал всех молиться, в то время как сам приступил к совершению чина монашеского отпевания.
В траурных мероприятиях приняли участие представители руководства Республики: проститься с наместником Раифского монастыря пришли заместитель Председателя Госсовета Республики Татарстан Юрий Камалтынов; руководитель аппарата Президента Республики Татарстан Асгат Сафаров; первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Алексей Песошин и многие другие. От Президента Республики Татарстан и МВД по Республике Татарстан были подготовлены специальные траурные венки.
После отпевания архимандрит Всеволод был погребен на Раифском кладбище под трехметровым каменным крестом.
Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров) скоропостижно скончался 20 августа 2016 года.
Его Высокопреподобие стоял у истоков возрождения Раифской обители – он начал ее возрождение в 1992 году.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству выражает соболезнование братии Раифского Богородицкого мужского монастыря по поводу скоропостижной кончины его настоятеля архимандрита Всеволода (Захарова).
Вячеслав Захаров родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье (мать одна воспитывала шестерых детей). В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона. После окончания Казанской средней школы № 1 в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1981 году в Курске был рукоположен во иереи.
Пастырское служение начал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма Первоверховных апостолов Петра и Павла в Зеленодольске. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР.
В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и был возведен в сан игумена.
В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году был возведен в сан архимандрита.
Панихиду в Грузинском храме и на могиле отца Всеволода совершил благочинный Раифского монастыря иеромонах Антоний совместно с братией обители и верующими. У подножия креста — свежие охапки роз... Цветы, слова благодарности. Вечная память! Вечная светлая память!
Утренний телефонный звонок от Георгия Фролова — фотографа, историка-археолога, краеведа, извещал меня, что завтра он едет в Раифу на встречу с только что назначенным игуменом — отцом Всеволодом, в монастырь. «Ты знаешь, этому парню удалось-таки пробить упрямство зеленодольских «держиморд», монастырь возвращен Церкви. Колония же ушла за стены монастыря. Приезжай! Присоединяйся! Всеволоду очень интересны твои сведения о музее монастыря», — кричал он в трубку.
И вот мы в Раифе. У входа нас встречает молодой священнослужитель с доброй улыбкой на лице: «Будем знакомы, отец Всеволод. А Вы мне крайне нужны, начинаем поднимать монастырь, пришло время собирать камни». Простота и непритязательность в обращении с нами, мирянами, подкупала в этом человеке, которого я видел в первый раз. В потертой камилавке и видавшем виды подряснике со следами побелки, он напоминал доброго сельского батюшку, каким, собственно, он и был еще недавно в пригородном селе Гари.
Ржавая калитка в монастырский двор со скрипом отворилась, и мы вошли на территорию еще вчера бывшей тюрьмы. Я вступал сюда во второй раз. В первый раз, за два десятка лет до этого, это была строгая тюремная зона, я шел по этой земле как учитель, идущий на урок к малолетним преступникам в тюремную школу. На это раз картина была иной: огромные мотки колючки и спиралей Бруно, свернутые и смотанные на деревянные катушки, готовились к вывозу. Но тлен и разорение царили вокруг. Горы битого кирпича, строительный мусор и драные кошки, копошащиеся на нем, навевали безрадостные мысли. Память, невольно, воскресла лермонтовскими строками из его «Боярина Орши»:
«…Он въехал на широкий двор
Все пусто… будто глад и мор
Недавно пировали в нем…»
Георгий Фролов не переставал щелкать затвором своего «Зенита»: «Снимайте! Снимайте!» — ободрял его отец Всеволод. — Нам нужна фотолетопись возрождения. Скоро все здесь переменится».
Мы бродили по заброшенным храмам, превращенным в производственные мастерские. Кое-где еще стояли станки, из пробитых храмовых стен торчали вентиляционные вытяжки. А отец Всеволод все рассказывал и рассказывал про одиссею войны с зеленодольскими чинушами из райисполкома: «Ах, сколько сил душевных и физических потерял я, отстаивая обитель, и знаете, что читал в их глазах? Страх! Страх, что их времена уходят. Теперь вот пытаюсь привлечь к этому святому и поруганному месту общественность, беспокою предприятия Казани, Зеленодольска. Есть уже реальные благотворители. И ведь вот еще что: скверна греха, преступлений, что творились здесь за семь десятков лет; взять хоть за веру здесь. За всех будем молиться».
Отец Всеволод ведет нас к оскверненному монастырскому кладбищу: «Вот — пир Сатаны, — кивает он на надгробье со сбитым крестом. — Перевернули лицевой стороной и положили порогом для входа в токарные мастерские, а ведь это с могилы купца Атлашкина, главного, как теперь модно называть, спонсора Раифской обители. Первейшая задача сейчас — разобрать завалы, убрать весь хлам, тогда и приступим к восстановлению!»
В тот первый день нашего знакомства отца Всеволода спешно вызвали в Зеленодольск на встречу с руководством завода им. Серго. Поэтому договорились, что увидимся через неделю. В назначенный день мы приехали не одни, а с только что созданным отрядом ребят-скаутов казанского центра «Заречье». Этот дружный десант помогал с расчисткой территории. После трудов праведных отец Всеволод повел нас в полуподвал Братского корпуса. Здесь бережно сохранялись святыни обители, те остатки, что чудом уцелели или были спасены и сохранены в семьях окрестных монастырь деревень в годы безвременья. Узнав, что монастырь возрождается, они приносили спасенное.
Таинственный полумрак пятачка вновь рождаемого монастыря напоминает катакомбы времен первых христиан. Вот на полу громоздятся ветхие богослужебные книги, какие-то документы, наскоро набитые в прозрачные папки, стеклянный ящик, полный позеленевших от времени нательных крестов, среди них выделяются два наперстных, предметы или фрагменты церковной утвари. На сбитых из неструганых досок стеллажах стоят иконы разных размеров и степени сохранности. Перед некоторыми горят свечи. Из глубины полумрака на нас глядит строго и проницательно величавый образ Спаса «Ярое Око». Я невольно вздрогнул, и вновь в памяти всплывают лермонтовские строчки:
«Стоят над ложем образа,
Их ризы блещут, их глаза
Вдруг оживляются, глядят, -
Но с чем сравнить подобный взгляд?
Он непонятней и страшней
Всех мертвых и живых очей!»
Осторожно взяв меня за руку, отец Всеволод по деревянным сходням вывел нас с Фроловым к свету: «Я проведу вас сам по всей территории. Мы выходим на уже расчищенную от мусора тропу и движемся вслед за наместником. «Смотри-ка!» — воскликнул вдруг Фролов. Мы все останавливаемся перед полуразрушенной башней, на которой еще угадываются следы побелки вековой давности. Из навершия башни, сильно накренившись, торчала ржавая сварная конструкция, готовая в любой миг свалиться нам на голову.
«Давно не смотрит Спас с божницы,
И свет лампад давно погас:
Пред изначальным ликом жницы
Он в темноте оставил нас!
И вот теперь в привычном месте
Висит не Спасов образок,
А серп воздания и мести
И сердца мирный молоток!»
«Откуда эти строчки?» — встрепенулся я. «Это наш русский поэт Сергей Клычков, — ответил отец Всеволод. — Смерть-жница, ведомая властью бесов, и его скосила в 1937 году. И заметьте: серп у него не символ труда, а символ смерти, мщенья, как впрочем, и молот. Не созидающий, а разрушающий, тот, что вгоняет гвозди в гроб. Спаситель разрушил смерть, как говорил апостол Павел. Большевики же растоптали Раифскую святыню, сбили все кресты и образы Спасителя. Крест — христианский символ воскресения и вечной жизни, заменили языческим символом смерти, забвения и пустоты. И об этом надо помнить все времена».
Отец Всеволод. Фото иеромонаха Иоанна (Сидоренко)
В тот день, уже за чашкой чая, в создаваемой трапезной отец Всеволод вновь вернулся к мысли, что все мы смертны, век наш скоротечен, и надо стремиться творить добро, где бы ты ни находился. Помнится, при прощании, благословляя нас на добрые дела помощи воссоздаваемому монастырю, он сказал: «Смысл моей последующей жизни в том, чтобы по мере сил и возможности возродить обитель, в меру тех сил, что отпустит мне Господь».
И это ему удалось.
20.08.2016 4728Чудес в Раифе предостаточно: для верующих это, в первую очередь, чудотворная Грузинская икона Божией Матери, для скептиков – лягушки, которые по молитве монахов давным-давно перестали квакать (молчат они до сих пор). Ну и, конечно, люди.
Наместник монастыря отец Всеволод прекрасный психолог. За несколько минут общения может подобрать ключик к любому человеку. Например, автора этих строк восемь лет назад он «купил» следующим образом.
– Отец Всеволод, у меня свечка погасла. Что это значит?
– Что значит, что значит... Фитиль у нее кривой!
– Отец Всеволод, говорят, что не только человек место выбирает, но и место выбирает человека. Считаете ли вы, что Раифа – это место, которое вас «выбрало»?
– Мне кажется, что это промысел Божий. Мы всему хотим какую-то мирскую форму придать: место – человека, человек – место. Я понимаю, что человек тоже украшает место, но как верующий должен сказать, что это воля Божья, раз мы все здесь собрались вместе, проявили по благословению Божью труд, послушание, после чего воскресла святая обитель.
– В Татарстане достаточно действующих монастырей, но только Раифа стал визитной карточкой республики. С чем вы это связываете?
– Визитная карточка – мнение СМИ. Мы рады, что монастырь нравится паломникам, туристам, гостям. Все они здесь получают утешение у чудотворной иконы, обретают душевное спокойствие. А что касается журналистов, то раз уж назвали визитной карточкой, пусть так и будет. Мы возражать не будем, на все воля Божья.
– Отец Всеволод, кто вы сейчас больше – священник или менеджер?
– Конечно, священник! Который несет послушание наместника. А послушание наместника заключается в таком понятии, как благоустройство обители, ее финансово-экономическая стабильность. Так что я еще обычный руководитель.
– Поэтому вы получили юридическое образование?
– Не только его, еще есть образование духовное. А последнее – Государственная академия при президенте РФ.
– Сейчас монастырь получает дотации от Московской патриархии? Или он существует на пожертвования?
– Монастырь содержится на средства благодетелей и простых прихожан. Мы благодарны всем, кто полюбил Раифу, всем, кто не жалеет копейки по возможности, а кто имеет возможность – и рубли. Святые места всегда поднимались всем миром. Это можно считать показателем нашего мира. Помогают монастырю многие, независимо от вероисповедания, оставляют здесь частицу своих трудов.
- У вас есть любимые церковные службы?
– Есть. Почему-то ночные – Рождественская и Пасхальная, хотя все службы красивые, одухотворенные. Но если с человеческой точки зрения, то это те, которые я назвал. Они как-то мне ближе. Я начинаю служить Пасхальную службу здесь, а потом выезжаю служить литургию в деревню Гари (недалеко отсюда). Там деревянная церковь пушкинских времен. Получается, что ухожу в другой век, соединяюсь с Вечностью. Поверьте мне, самая крепкая вера – в глубинке страны. Мы так избалованы современным содержанием – сотовые, Интернет, машины... Мы забываем что-то, что было внутри нас, вечное, дарованное Богом. Вера спасается молитвами затворников, крепостью духовников, которые находятся в самом сердце России. Многие даже не подозревают об их существовании, но их молитва так сильна и крепка, что мы можем двигаться вперед.
- Есть ли сейчас в Раифе старцы, за советом к которым люди едут со всей страны?
– Как-то мы не называем их старцами. У нас есть люди опытные, схимники. Отец Сергий, например. Сергей Владимирович Златоустов, известный профессор, ученый. Ему уже за 80. К нему тянется ученый люд, он дает советы, потому что через него Бог говорит. Есть отец Андрей. Очень простой человек. У него нет высшего образования, но он настолько искренний, что эта искренность располагает. Бог через его простые уста говорит умные и доходчивые вещи, которые помогают людям жить.
– Вы смотрели фильм «Остров»?
– Да, смотрел. И с главным героем – Петром Мамоновым – знаком. Он как-то бывал у нас на подворье. Очень верующий человек.
– И как вам кино?
– В фильме показана правдивая сторона монастырской жизни. От монахов всегда ждут идеального содержания. Но монах – тот же человек. Можно упасть, но, упав, надо вставать. Если рядом с вами кто-то упал, не нужно забивать его камнями, нужно дать возможность ему подняться. Не надо в нас видеть суперидеальных людей, это глупо. Мы тоже несем свое послушание перед Богом. Да, мы наделены благодатью, данной при рукоположении. Эта благодать помогает нам помогать другим.
– К каким святым вы чаще всего обращаетесь с молитвами?
– Самый почитаемым для меня святым почему-то стал святитель Николай, причем еще со школы. Будучи маленьким, я всегда поражался доброте его глаз. Но все святые – они СВЯТЫЕ. Просто уж вы задаете мне человеческие вопросы, и я как человек на них отвечаю.
– Что вас больше всего поражает в человеческих исповедях?
– Открытость. Когда человек подходит с проблемой, его открытость вызывает доверие. Откровенность сближает. Заметьте, не игра в откровенность, не красивая ложь.
– Можете назвать самый страшный грех?
– Самое страшное – подлость, предательство в любой форме. Трусость еще можно оправдать – вот боится человек, боится! Кошка там черная перебежала дорогу, или еще что... А предательство и подлость, когда один сознательно вредит другому, не имеют оправдания.
– Сколько сейчас монашествующих в Раифе?
– 22 человека – священнослужители, дьяконы, монахи, иноки. Всего нас здесь – 78 человек, а с подворьями – более 200.
– У Раифского монастыря есть пять подворий – Казанское, Зеленодольское, Ильинское и Большеключинское, Кошаевское. Станет ли их больше и когда?
– Готовится еще одно. Если ехать через Волгу по железнодорожному мосту, то можно увидеть часовню. Она была освящена в честь дома Романовых, должен был к нам Николай II приехать. Думаю, летом она будет готова и откроется.
– Вы не боитесь, что Раифа превращается в подобие туристического центра? Ведь для – иноческой жизни необходимы тишина, уединение, а не суета.
– Когда мне говорят такие вещи, я всегда спрашиваю: разве плохо, когда множество народу к Богу идет? Некоторые осуждают – вот здесь суета. А разве плохо, что человек хочет посмотреть это место, прикоснуться к нему? А если здесь зажглась первая лампадка в человеческом сердце? Сказать: «Ты сюда не ходи, потому что ты нам мешаешь» – все равно, что признаться, что мы ИГРАЕМ в монахов. Если хочешь уединения, есть возможность уйти в скит. Иди в лес, заройся в пещеру и жди Страшного суда. Монаха люди не смущают, у монаха есть келья, личный храм. Он войдет туда, и его никто не тронет, берет псалтырь и читает. Люди возмущают тех, кого по жизни возмущает все – посмотрел налево – там не так, посмотрел направо – еще хуже. Это все от человека зависит. Но и это надо понимать! И прощать! Особенно нам, священникам.
– Чем паломник от туриста отличается?
– Вы знаете, по сути, ничем. Может, кто меня и раскритикует за это. Я искренне вам скажу, вот смотрите: паломники – организованная группа, которая едет с одной церкви в монастырь, а туристы – те, кто сначала посмотрел Казань, а затем едет в монастырь. Но большинство этих туристов – люди верующие. Они заходят в храмы, совершают все, что положено совершить паломнику в монастыре. И какая после этого между ними разница? Тот человек и этот человек. Разница может быть внутри сердца – готов он открыть себя для Бога, готов посетить святое место или нет. Туристы первым делом что делают? Помимо экскурсии пишут записочки «О здравии», «Об упокоении», стоят перед чудотворной иконой, спрашивают, какому святому помолиться, чтобы их вопрос решился, свечки ставят.
– Что изменится в жизни монастыря, если Раифа победит в конкурсе «7 чудес света»?
– Мы про это даже не думаем. Любое святое место на Руси – уже чудо. Конечно, хорошо, что мы попали в семерку финалистов по Приволжскому округу. Во второй тур вошли три монастыря – Кирилло-Белозерский монастырь, Раифа и Троице-Сергиевская лавра. Но разве можно святым обителям присуждать какие-то номинации? Здесь ведь важны духовное состояние, сердечность, вера. Хотя я рад, что Раифа обогнала автомат Калашникова, это совсем не чудо. Он, конечно, сыграл свою роль в защите, но и пролил много невинной крови.
– Планируется ли расширение детского корпуса – своеобразного детского дома для мальчиков?
– Там места сейчас достаточно, на 25 человек. Шесть ушло, шесть пришло. Те, кто вырос, учатся в институтах, техникумах, живут на подворье. Их место заняли новые безобразники. Хорошие такие безобразники, которым в их возрасте положено шалить. Я не верю в идеального ребенка. Все должно быть: и печали, и радости, и игры, и нашкодить чего-нибудь. Да мы сами ведь безобразничаем, чего скрывать-то! (Смеется.)
– В конце 90-х – начале 2000-х местные СМИ пестрели заметками об известных людях, которые приезжали в монастырь. Сейчас такого не наблюдается. Гостей стало меньше, или их визиты уже не так афишируются?
– Это теперь СМИ бдительность потеряли! (Смеется.)
– Не так давно умерла матушка София, благодаря стараниям которой монастырь утопал в цветах. Кто продолжит ее дело?
– Продолжают ее ученики. Она последние годы болела сильно, ничего делать не могла. Цветами сейчас занимаются профессионалы своего дела, верующие, одухотворенные люди, которые приняли растения, как и она принимала, как детей своих. Матушка София как исключение похоронена на монастырском кладбище, на ее могиле много цветов. Она была главным агрономом Зеленодольска, личность весьма известная. Царствие ей Небесное.
– Что готовит монастырь для своих гостей в пасхальную неделю?
– Что мы можем, монахи, приготовить... Молитву о всех, кто любит Бога, кто верит в Бога, несет ближним своим добро. Это самое главное. Будет молитва, будет здоровье – остальное приложится. С праздником всех! Крепости сил вам!
Татьяна ИЛЬИНА специально для 116.ru от 28 апреля 2008
АРХИМАНДРИТ ВСЕВОЛОД (ЗАХАРОВ),
ПЕРВЫЙ НАМЕСТНИК ВОЗРОЖДЕННОГО РАИФСКОГО БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
Его Высокопреподобие священноархимандрит Всеволод (23.01.1959 - 20.08.2016) (в миру, Вячеслав Александрович Захаров) родился в городе Казань в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нёс послушания алтарника и иподиакона.
После окончания Казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию.
В 1981 году в г. Курск рукоположен во иереи.
Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма свв. Петра и Павла города Зеленодольска, ТАССР. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР.
В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена.
В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году.
В 1993 году возведен в сан архимандрита.
Архимандрит Всеволод имеет высшее юридическое образование. В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.
- Является Почетным Академиком международной академии Азия-Европа
- Имеет звание почетного члена Академии Гуманитарных Наук (академика)
- Член ученого совета Волжско-Камского Государственного природного заповедника
- Входит в состав Общественного совета Республики Татарстан
- Кавалер ордена Дружбы
- За укрепление дружбы между народами награжден дипломами международных общественных организаций (ЮНЕСКО и др.)
- За большой вклад в организацию духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан и личные заслуги в укреплении законности и правопорядка награжден медалью министра внутренних дел России «200 лет МВД России», июнь 2002
- Октябрь 2005 года. От имени Президента России наместнику Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандриту Всеволоду (Захарову) вручена медаль «В память 1000-летия Казани» за значительный вклад в развитие города
- Участник энциклопедического издания «Гордость города Казани», приуроченного к празднованию 1000-летия города Казани
- Награжден дипломом республиканского конкурса «Благотворитель года», 2007 г. от имени Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева
- Ноябрь 2007, Казань. Вручен сертификат о присвоении звания «Хранитель Заповедных островов»
- Является почетным гражданином Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
- За большой вклад в совершенствование духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан, а также в связи с 50-летием - награжден почетной грамотой от Министерства внутренних дел РТ
- Благодарственное письмо от Премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова. «От имени Правительства Республики Татарстан и от себя лично выражаю Вам благодарность за значительный вклад в духовно-нравственное возрождение и укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике…», январь 2009 г.
- Благодарственное письмо от Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева в честь 50-летия со дня рождения. «...Ваша неутомимость в делах на поприще духовного созидания и благотворительности, пастырская деятельность широко известны за пределами Раифской обители. В этот знаменательный день желаю Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и новых свершений на благо Церкви, верующих и всего многонационального народа Республики Татарстан», январь 2009 г.
- Благодарственное письмо в честь 50-летия со дня рождения от Министра внутренних дел по Республике Татарстан А.Сафарова. «… Вся Ваша жизнь - это нравственный, духовный подвиг служения христианской вере, неутомимый труд по преображению и очищению многих человеческих душ. Невозможно переоценить Ваш личный вклад в возрождение из руин православной святыни - Раифского Богородицкого монастыря, который сегодня по праву считается одним из центров христианской религии в России… ваша образованность, мудрость и высокий нравственный потенциал по праву снискали Вам искреннее уважение и авторитет в нашей республике и за ее пределами…»
- За выдающиеся заслуги в укреплении православных и духовных традиций и за личный вклад в возрождение Православия в России награжден Орденом Святого Князя Александра Невского II степени
- Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождениянагражденорденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского II степени.
- За большой вклад наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрита Всеволода в дело сохранения межнационального и межконфессионального согласия в Республике Татарстан 10 февраля 2010 г. глава Госсовета РТ - председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин вручил отцу Всеволоду благодарственное письмо и памятную медаль Госсовета РТ.
- В связи с 55-летием со дня рождения награжден медалью первосвятителя Гурия Казанского. награду вручил Управляющий Татарстанской митрополией митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий.
- В связи с 55-летием со дня рождения удостоен медали "За доблестный труд", которую от имени Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова вручил руководитель аппарата президента Республики Сафаров Асгат Ахметович. Добавим, что этой мирской награды впервые в нашей республике удостоин священнослужитель.
- Во внимание к трудам на благо святой Церкви 24 декабря 2015 года наместнику Раифского монастыря была вручена юбилейная медаль Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира». Медаль учреждена Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 ноября 2014 года в память 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, просветителя Русской Земли.
Архимандрит Всеволод (Захаров)
23.01.1959 - 20.08.2016
Утром 20 августа 2016 года на 58-м году жизни скоропостижно скончался наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров).
Архимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани. Он рос в многодетной семье — мать одна воспитывала шестерых детей. С детства нес послушания алтарника и иподиакона. Окончив среднюю школу, в 1977 году Вячеслав поступил в Московскую духовную семинарию. В 1981 году рукоположен во иереи. Пастырское служение начал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасском-Поречном Суджанского района. «Юный, талантливый, имеющий образование не счел зазорным пойти служить в глухую деревеньку. За очень короткое время он сумел создать настоящую общину, живущую единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря его усердным трудам и захолустная деревенька воскресла, и храм ожил», — рассказывает о начале пастырского служения отца Всеволода митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
В 1985 году отец Всеволод перешел в Казанскую и Марийскую епархию, где он был назначен настоятелем храма Святых Петра и Павла города Зеленодольска. Он начал активно восстанавливать духовную жизнь, создал детскую воскресную школу. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод, затем был возведен в сан игумена.
В 1991 году священник впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних. Увидев разрушенный монастырь, он обратился к правящему архиерею Казанской епархии с просьбой отправить его возрождать обитель. Об этом отчаянном по тем временам поступке еще раз напомнил митрополит Феофан: «Многие этому удивлялись и по сей день изумляются. Какое надо было иметь дерзновение, какую любовь к Церкви, какую глубокую веру, чтобы вот так твердо пойти восстанавливать из руин эту обитель!» Уже в следующем, 1992-м году отец Всеволод начал восстановительные работы.
За годы управления Раифской обителью архимандрита Всеволода она стала одним из важнейших духовных центров Татарстанской митрополии, привлекающим к себе множество паломников. Своей энергией, соединенной с любовью и делами милосердия, он привлекал к себе сердца многих людей, в том числе и исповедующих другую веру. В Татарстане многие признают его заслугу и в укреплении межконфессионального мира в республике, в установлении добрых и конструктивных отношений с местной мусульманской общиной. В связи с этим в своем прощальном слове митрополит Феофан упомянул о том, что «вместе с православными верующими скорбят и наши мусульманские собратья».
В 1993 году отец Всеволод был возведен в сан архимандрита. В 2007 году он окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.
Почивший отец наместник сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины в своем кабинете в Раифском монастыре, которым он управлял в течение четверти века.
21 августа в обители простились с новопреставленным. Божественную литургию и чин отпевания в соборе в честь Грузинской иконы Божией Матери возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Разделить с братией Раифского монастыря печаль о почившем отце наместнике прибыл епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, начинавший свой монашеский путь в этой обители под руководством отца Всеволода. За Божественной литургией архипастырям сослужили настоятели и наместники монастырей Казанской епархии, духовенство Татарстанской митрополии и братия Раифской обители, вознося молитвы об упокоении новопреставленного собрата. Вечная память почившему архимандриту Всеволоду.
Иеромонах Илия (Казанцев)