Зависть: когда и как с ней бороться. Как бороться с завистью православному
«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».
Завистливому угодить никак нельзя
Сравнивая с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.
Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного - похвалить! Сребролюбивому - что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».
Первые признаки зависти - неуместная ревность и соперничество
Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:
« вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».
Причина зависти
На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:
«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному - гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».
Как бороться с завистью
Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:
«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».
«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13-14).
Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.
А третье средство - всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».
Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:
«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Заставлять себя делать добро
Преподобный Амвросий советовал:
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе
Учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:
«Кому завидуешь, за того Богу молись».
«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».
Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти
Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:
«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на . Обратите это чувство к другой стороне - и полу чите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».
Быть готовым к возвращению страсти
Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:
«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».
Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Многим людям мешают личные качества, чтобы развиваться и эволюционировать как полноценному индивиду.
В частности, многим мешают такие чувства как злоба зависть, склочность и нервозность. В первую очередь стоит избавиться от зависти, которая гложет душу и разъедает личность.
Существует поговорка: «Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе». Мудрое изречение помогает понять множество смыслов межличностных отношений.
Кроме общих понятий злоба имеет вполне материальные воздействия на людей. Страдает не только человек, охваченный данным чувством, но и тот, кому завидуют.
Как ненависть влияет на человека:
- Поражается энергетическое поле, где со временем может возникнуть брешь.
- Существует понятия: порча и сглаз, возникающие в результате негативного воздействия на чувственном и энергетическом уровне одного человека на другого.
- Люди, которые ощущают зависть со стороны других могут чувствовать себя неуверенно, дискомфортно. Такие ощущения могут привести к проблемам в делах и личной жизни.
- Из-за плохого посыла во Вселенную человек губит себя и «соперника» на чувственном уровне.
- Люди-зазнайки ощущая зависть чувствуют себя комфортно, и даже окрыляются благодаря мучениям других.
Ученые пытаются доказать, что люди, ощущающие зависть, стареют быстрее. Это происходит в результате эмоциональной нестабильности.
От чего появляется зависть
Психологи утверждают, что все проблемы родом с детства. Ученые совершенно правы в данном утверждении.
Многие утверждают, что люди пропитаны злобой в результате детских психологических травм.
Почему появляется зависть:
- Если в детстве ребенок был недолюбленный родителями, ограничен в своих поступках и желаниях, то вырастит человек с завистью ко всем и всему.
- Часто девушки ощущают зависть к подруге. У девушек данное чувство возникает чаще. Чем у мужчин – такова женская природа эмоциональной стабильности.
- Человек, который не может достичь чего-то в жизни, будет испытывать негативные чувства к другим, более успешным и счастливым людям.
- Ненаказанные ранее люди за плохие поступки, могут накапливать в себе негатив, проявляющийся в зависти к другим.
Больше всего люди испытывают негативных эмоций относительно других в возрасте от 18 до 25 лет. С возрастом данное чувство притупляется.
Внимание! Иногда появление зависти у человека свидетельствует о его психическом нездоровье.
Людей, пораженных завистью нужно «лечить» от потери части положительной энергетики. Относительно завидующих, то нет несчастнее человека, который излучает злобу и черноту.
Как бороться с чувством злобы
Условно злобу можно разделить на два вида: скрытую и явную. Некоторые люди скрывают агрессию, подавляя негативные чувства.
Другие личности выплескивают негатив в момент проявления конфликта. В норме человек должен проявлять агрессию в стрессовых ситуациях – это природный процесс.
Обратите внимание! Излишнее проявление злости свидетельствует об эмоциональной нестабильности, поэтому стоит контролировать себя в момент проявления чувств.
Существуют моменты, когда злобу испытывают постоянно и по отношению ко всем окружающим. В таком случае стоит умело и правильно бороться с такими проявлениями характера.
Существует много техник борьбы с оптимальным результатом. Самой эффективной и простой является техника из 5-ти ступеней.
Как бороться с проявлениями и чувством злобы:
Правило | Принцип борьбы |
Выплесни чувства в специальный момент | Лучше не накапливать отрицательные эмоции. Можно найти увлечение, которое позволит выплеснуть злобу: бокс, стрельба в тире, пейнтбол |
Не доводите себя до предела | Не накапливайте претензии, в момент конфликта стоит высказаться относительно своего негодования сразу |
Предупредить эмоциональный всплеск паузой | Представить картинки природы, моря. Можно наладить дыхание: глубокий вдох/выдох. Про себя можно рассказать мини-сказку, считалочку, стишок, то есть отвлечься |
Поход к невропатологу | Специалист выявит патологии и проблемы. Поможет избавиться от агрессии и злобы посредством специального лечения |
Внутренняя перестройка | Стоит заняться восточными практиками, которые наведут порядок в духовной сфере. Изучить аспекты и основные положения |
Молитвы и оберег от зависти и злых людей
Человек, которому завидуют, должен умело защищаться от энергетических нападок такого рода.
Защитой может выступить оберег или талисман, заговоренный с помощью магии. Православие рекомендует читать молитвы для защиты себя и близких.
Защита от плохого влияния:
- От сглаза используются следующие обереги: красная нить, натуральный камень по знаку зодиака, вышивки с определенным орнаментом, металлические элементы в одежде, травы.
- В православии используется молитва от сглаза и злобы под названием «Живый в помощи Всевышнего». Ненавистью не наполняться сердца просящего и близких.
- Кроме оберегов используются специальные заговоры и ритуалы. Такое действие требует определенного опыта в магии.
Лучше всего – отлучиться от злых людей, которые могут желать плохого тебе и близким. При этом защита все равно нужна.
Внимание! Не стоит сочетать православные молитвы и элементы магии. Нужно определиться с одним видом защиты.
Если молитву может произвести любой человек без последствий, то с магией и магическими амулетами стоит обращаться осторожно.
Чтобы не испытывать чувства зависти и злобы, нужно стать успешным человеком. Тогда фокусироваться на жизни других людей не останется смысла.
Стать успешным помогут советы психологов, которые предлагают различные формулы успеха. Статус успешного человека поможет в жизни оградиться от проблем и невзгод.
Советы психолога для достижения успеха:
- Выделить свой самый яркий талант, который поможет преуспеть по жизни.
- Определиться с желаемым.
- Составить план действий.
- Нужно действовать и не унывать в случае неудачи.
- Ищите положительный настрой, музу.
В достижении желаемого помогут цитаты великих людей. Успех помогает защититься и от дурного влияния завистников.
Полезное видео
Зависть – это неприятие успеха другого человека, о том, каким образом психолог может помочь в борьбе с завистью — .
Какая бывает зависть?
«Черная» зависть имеет место, когда человек ненавидит другого за его достижения, жаждет, чтобы тот потерпел поражение, лишился своих регалий.
«Белая» зависть предполагает, идеализацию объекта успеха, желание иметь такие же достижения. У человека нет желания разрушить жизнь своего более успешного оппонента.
Откуда зависть берется?
Зависть свое начало берет в детстве, когда ребенка хвалят только в исключительных случаях. Родители дают понять, что любовь нужно заслужить. Ребенок чувствует себя обделенным, у него подсознательно формируется «жадность» к чужому счастью, успеху, наградам. Человеку кажется, что все это должно было принадлежать ему. Успехи другого человека воспринимаются крайне болезненно, кажется, что они не заслуженны. Низкая самооценка, нереализованные таланты и амбиции подогревают ненависть к более успешным людям.
Причем объектами для ненависти могут быть как близкие люди, так и известные, недосягаемые персоны.
Как проявляется зависть?
Переживания зависти являются чересчур болезненными для человека, поэтому чтобы как-то ослабить напряжение, психика использует определенные защитные механизмы.
1. Обесценивание чужих достижений
Нередко объект зависти и идеализации – это один и тот же человек. И чтобы «спустить его с небес на землю», человек начинает рационально объяснять для себя, что успешность — это всего лишь стечение обстоятельств счастливое, помощь влиятельных людей, много денег и прочее. Обесценивание сопровождается агрессией не только в адрес объекта идеализации. Одновременно человек ощущает и злость на себя, а также чувство вины.
2. Обесценивание себя
Нередко люди с самооценкой низкой акцентируют внимание на собственных неудачах, не замечая при этом достижений. В таком контексте чужой успех рассматривают как поражение личное. В этом случае объект успеха также идеализируется, только это сочетается с самоуничижением.
Как бороться с завистью?
- Работать над повышением самооценки.
- Учиться уважать себя за свои достижения.
- Осознать, что каждый человек в чем-то лучше, красивее, богаче или талантливее другого. Стоит обратить внимание на свою индивидуальность.
- Зависть, как и любое мощное чувство, таит в себе большой запас психической энергии. Завистливый человек эмоционально истощается. Можно всю жизнь горевать, что кто-то гениально играет на скрипке и посещает международные конкурсы, зато он, возможно, не умеет варить такой вкусный борщ, или не умеет писать такие картины.
За успешностью, как правило, кроется кропотливая длительная работа. Об этом нужно помнить всегда, когда в очередной раз захочется кого-то обесценить или позавидовать чужим достижениям.
Чувство досады и раздражения, вызванное достатком, благополучием, превосходством, положением или репутацией другого. Завистливый человек хочет иметь то, что есть у других. Ему может казаться, что они не имеют права владеть тем, чего он так страстно жаждет.
Еврейское слово кина́ в зависимости от контекста может означать «рвение», «ярость», «требование исключительной преданности», «ревность» или «зависть» (2Цр 19:31; Пс 79:5; Чс 25:11; 5:14; Иов 5:2), а греческое слово фто́нос всегда имеет отрицательный оттенок (Рм 1:29).
Склонность к зависти - одно из проявлений грешной природы человека (Иак 4:5). Зависть часто ведёт к ненависти. Зависть филистимлян к благополучию Исаака привела к тому, что они, исполнившись злобы, завалили колодцы, из которых он брал воду для своих отар и стад. В конце концов филистимский царь потребовал, чтобы Исаак ушёл из той местности (Бт 26:14-16, 27).
Из зависти к тому, что Моисей и Аарон пользовались у народа уважением и занимали почётное положение, Корей, Дафан и Авирон обрушились на них со
злобными упреками (Чс 16:1-3; Пс 106:16-18).
Видя, что народ откликается на служение Иисуса, старшие священники и многие иудейские старейшины исполнились зависти. Это чувство завладело ими настолько, что они отдали Божьего Сына Пилату, чтобы тот вынес ему смертный приговор (Мф 27:1, 2, 18; Мк 15:10).
Если человек начинает учить тому, что противоречит учениям Иисуса Христа, это порождает зависть. Для такого человека важнее продвигать собственные взгляды, чем воздавать славу Богу. Возникающая в результате зависть может выражаться в попытках очернить истинных христиан, сводя на нет весь их
труд и благотворное влияние (1Тм 6:3, 4).
Апостолу Павлу приходилось противостоять тем, кто имея неправильные побуждения, проповедовал Христа из зависти. Такие люди завидовали Павлу и
стремились подорвать его репутацию и авторитет как апостола. Они пытались сломить дух заключённого в тюрьму Павла и привести его в уныние. Они
надеялись за его счёт подняться в глазах других, чтобы достичь своих эгоистичных целей (Фп 1:15-17).
Чем опасна зависть?
Зависть опасна. Те, и насилием, могут какое-то время жить в безопасности и достатке, не жалуясь на здоровье. Даже смерть таких нечестивых людей может быть лёгкой, без сильных мук.
Кто-то из Божьих служителей, думая, что в его жизни не всё так благополучно, как у них, может начать им завидовать и, подобно псалмопевцу Асафу, постепенно забыть о том, какая это честь - исполнять волю Бога (Пс 73:2-14).
Неудивительно, что в Библии неоднократно говорится о том, почему не следует завидовать нечестивым и вставать на их путь. Ведь те, кто поступают неправедно, исчезают так же быстро, как засыхает трава под палящим солнцем (Пс 37:1, 2).
При всём их благополучии такие люди отвратительны для Иеговы Бога и прокляты им (Пр 3:31-33). У них нет будущего (Пр 23:17, 18; 24:1, 19, 20).
О печальной участи завистливого человека во вдохновлённой Богом притче говорится: «Человек с завистливыми
[букв. «плохими; злыми»
] глазами
гонится за богатством, а не знает, что его постигнет нужда» (Пр 28:22).
Если у человека завистливые глаза, то его действительно ожидает нужда. Стремясь во что бы то ни стало достичь уровня жизни тех, кому он завидует,
такой человек поступается принципами праведности и тем самым вредит себе.
Даже если ему удастся разбогатеть, его богатство временное - он не сможет унести его с собой в могилу. Получается, он гонялся за богатством напрасно. По словам Иисуса, «завистливый [букв. «злой»] глаз» относится к злу, которое «исходит изнутри и оскверняет человека» (Мк 7:22, 23).
Зависть перечисляется среди отвратительных дел плоти, которые мешают человеку наследовать Царство Бога (Гл 5:19-21).
Все, кто исполнен зависти, «достойны смерти» (Рм 1:29, 32). Однако с помощью Божьего духа со склонностью к зависти можно бороться (Гл 5:16-18, 25, 26; Тит 3:3-5; 1Пт 2:1).
Зависть - чувство, которое может отравить мышление
Она была у Наполеона Бонапарта. У Юлия Цезаря. У Александра Македонского. При всей их славе и могуществе сердце каждого из них было отравлено ядом зависти.
«Наполеон завидовал Цезарю, Цезарь - Александру Македонскому, а тот, осмелюсь предположить, завидовал Геркулесу, который никогда не
существовал»
,- написал английский философ Бертран Рассел. Зависть может овладеть каждым - независимо от того, насколько он богат, талантлив и успешен в жизни.
В одном библейском справочном труде объясняется, чем отличается зависть от ревности: «Слово „ревность“ подразумевает желание быть не хуже других,
а слово „зависть“ - желание лишить другого того, чем он обладает».
Завистливый человек не просто желает того, что имеют другие, он хочет, чтобы у них этого не было.
Важно узнать, как зависть может поселиться в нашем сердце и к чему это может привести. Ещё более важно узнать, как не позволить ей овладеть нами.
Что может раздуть пламя зависти?
«Склонность к зависти» есть у всех несовершенных людей, однако определённые факторы могут её усилить (Иак. 4:5). Указывая на один из них, апостол Павел написал: «Не будем становиться тщеславными, не будем подстрекать друг друга к соперничеству и друг другу завидовать» (Гал. 5:26).
Да, нашу врождённую склонность к зависти может усилить соперничество.
Чему нас учат библейские примеры?
Сравнение ради соперничества
Некоторые люди хотят, чтобы результаты сравнений непременно были в их пользу. Это признак того, что они поддались духу соперничества. Они хотят
быть лучше других и не успокоятся, пока не почувствуют, что так оно и есть.
Не очень-то приятно находиться в обществе таких людей. Дружба с ними не
клеится, отношения натянутые. Да, им недостает смирения, но это ещё полбеды, ведь такое поведение может унижать других и вызывать у них чувство
неполноценности. Выходит, что такие люди пренебрегают библейским советом относительно любви к ближнему (Матфея 18:1-5; Иоанна 13:34, 35).
Дать понять, что человек - неудачник, значит причинить ему боль. Одна писательница заметила, что «неудачи переносятся гораздо болезненнее, если
кажется, что другие люди в тех же обстоятельствах добиваются успеха».
Получается, что дух соперничества производит зависть, обиду и негодование на других из-за их имущества, состояния, положения, репутации, превосходства и тому подобного. Это вызывает ответное соперничество, и - круг замкнулся. Библия осуждает подстрекательство к соперничеству (Галатам 5:26).
Чтобы укрепить подорванное самоуважение, завистник умаляет достижения своего соперника. Такая реакция может казаться мелочью, но, если человек
её не осознаёт и не пресекает, она может привести к тяжкому греху.
Давайте обратим внимание на два случая из истории, когда люди испытывали зависть.
Живя среди филистимлян, Исаак был благословлен «стадами мелкого и стадами крупного скота и множеством пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему».
Дело кончилось тем, что они засыпали колодцы, которые вырыл ещё отец Исаака, Авраам, и попросили Исаака уйти с их земли (Бытие 26:1-3, 12-16). Зависть филистимлян была вредной и злой. Они не могли стерпеть того, что рядом с ними кто-то процветает.
Столетиями позже Давид отличился на поле боя. Израильские женщины стали прославлять его подвиги. Они пели: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!»
Хотя женщины прославляли и Саула, но такое сравнение он расценил как унизительное, и в его сердце родилась зависть. Он затаил злобу на Давида и вскоре совершил первую попытку его убить. К каким только злодеяниям не приводит зависть! (1 Царств 18:6-11).
Стало быть, если, равняясь на других, на их достижения и преимущества, мы испытываем что-то близкое к зависти, нужно насторожиться! Бог не одобряет
это вредное чувство. Как же ему сопротивляться? Прежде чем это выяснить, давайте разберемся, что ещё заставляет нас сравнивать себя с другими.
Самооценка и удовлетворенность
«Умный ли я? обаятельный? образованный? спортивный? авторитетный? приятный? И до какой степени?» Стоя перед зеркалом, мы редко задаём подобные вопросы.
Но всё же одна писательница говорит, что «такие вопросы мы себе задаём подсознательно и находим более или менее удовлетворительные ответы».
Человек, который не знает, на что способен, может думать об этом без всякого соперничества и зависти. Просто он так себя оценивает. Это не обязательно плохо. Но при этом лучше не сравнивать себя с другими.
У нас разные способности, и это естественно. Всегда будут люди, которые, кажется, лучше нас. Поэтому, вместо того чтобы с досадой смотреть на других,
нужно оценивать, насколько мы соответствуем Божьим праведным нормам, которые являются надёжным ориентиром в том, что хорошо и что плохо.
Иегове Богу интересно, что представляет собой каждый из нас в отдельности. Ему нет нужды с кем-то нас сравнивать. Апостол Павел советует нам: «Но
каждый пусть покажет своё собственное дело, и тогда у него будет повод радоваться глядя только на себя, не сравнивая себя с другим»
(Галатам 6:4).
Борись с завистью
Раз мы все несовершенны, то могут потребоваться постоянные и упорные усилия, чтобы сопротивляться зависти.
В Священном Писании говорится: «Честь оказывайте друг другу первыми».
Это легко сказать, но не легко сделать. Апостол Павел, который признавал свои грешные склонности, говорил, что ему приходится «бичевать тело свое и
порабощать его»
, чтобы бороться с ними (Римлянам 12:10; 1 Коринфянам 9:27).
Мы, возможно, боремся с желанием соперничать. Чтобы развивать положительный настрой, . Нужно просить Иегову помочь нам «не думать о себе более, чем необходимо думать» (Римлянам 12:3).
Помогает также изучение Библии и размышление.Тогда все будут жить в мире, у всех будет крепкое здоровье и вдоволь еды, у всех будут удобные дома и замечательная работа (Псалом 45:9, 10; 71:7, 8, 16; Исаия 65:21-23).
Будет ли у нас тогда желание соперничать? Едва ли. Просто не будет повода. Хотя Иегова Бог не сообщил во всех подробностях, какой тогда будет жизнь,
у нас есть все основания полагать, что каждый человек сможет достичь целей, к которым влечёт его сердце.
Кто-то любит звёзды, кто-то изящные поделки. Зачем же нам друг другу завидовать? Всё, что сделают наши ближние, будет нас вдохновлять, а не
раздражать. Чёрная зависть станет делом прошлого.
Если мы ждём этого времени, о котором обещает Библия, не нужно ли тогда уже сейчас развивать в себе правильный настрой? Если не будет духа соперничества в Божьем новом мире, то самое разумное - избегать его уже сегодня.
Так можно ли вообще сравнивать себя с другими? Бывает ли это иногда оправданным?
Полезные сравнения
Чаще всего сравнение приводит к горькому унынию, но не всегда. Обрати внимание на пожелание апостола Павла, чтобы мы «подражали тем, кто верой и терпением наследует обещания» (Евреям 6:12).
Равняясь на древних верных служителей Иеговы Бога, мы сможем развить в себе прекрасные душевные качества. Конечно, без сравнений здесь не обойтись. Но оно поможет нам увидеть области, в которых ещё нужно улучшиться.
Взять Ионафана. В каком-то смысле у него были причины завидовать. Как старший сын израильского царя Саула, Ионафан сам имел перспективу стать
царём. Однако Иегова Бог выбрал Давида, который был на 30 лет его моложе.
Вместо того чтобы затаить недовольство, Ионафан одарил Давида своей
бескорыстной дружбой и поддержкой. Ионафан был поистине духовным человеком (1 Царств 19:1-4).
В отличие от своего отца, который рассматривал Давида как соперника, Ионафан видел руку Иеговы Бога и подчинялся его воле. Он не сравнивал себя с Давидом, и не говорил: «Почему Давид, а не я?»
«Любовь есть зависти великий враг,- сказал социолог Франческо Альберони.- Если мы кого-то любим, то хотим ему добра, и счастливы, когда счастлив и успешен он».
Если мы чувствуем, что тот, кем мы восхищаемся, в чём-то нас превосходит, и пытаемся чернить или критиковать его, то велика вероятность, что мы ему завидуем.
Никто из несовершенных людей не может подавать совершенный пример. Поэтому Писание говорит: «Подражайте Богу как дети возлюбленные».
«Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы в точности следовали по его стопам» (Эфесянам 5:1, 2; 1 Петра 2:21).
Иегова Бог и его подают пример любви, теплоты, сочувствия и смирения. Вот чему нам надо подражать.
Нужно находить время, чтобы сравнивать свои личные качества, цели и образ действия с качествами, целями и образом действия Иеговы Бога и его Сына.