Забастовки во Франции: причины их возникновения и их последствия. «Подливают бензина в огонь»: как топливные протесты могут сказаться на политике французских властей
забастовок железнодорожников, решается судьба президента. Во всяком случае, так считают эксперты. Протестующие выступают против реформы отрасли и отмены льгот. Эммануэль Макрон же заявил, что реформе – быть. О рельсовой войне рассказал корреспондент «МИР 24» Роман Гальперин.
Лионский вокзал – один из шести крупнейших железнодорожных терминалов Франции. В будни тут не протолкнуться, однако последние три недели под сводами транспортного хаба можно услышать пение птиц. Лишь изредка в терминал заходят локомотивы. Отменена большая часть скоростных и региональных поездов, а также пригородных электричек. Железнодорожники не выходят на работу. Причина забастовки – реформа железных дорог.
«Уважаемые коллеги, мы собрались здесь, чтобы наши железные дороги стали важным инструментом нашей повседневной мобильности, служили согражданам, нашим пассажирам, чтобы мы могли снова гордиться государственной службой железных дорог. Поэтому я приглашаю вас голосовать за эту железнодорожную реформу», – заявила член парламента Франции Лауриан Росси.
Правительство отменило монополию госкомпании, но главное – лишило железнодорожников некоторых льгот, таких, например, как досрочный выход на пенсию. В ответ профсоюзы пообещали бастовать каждую неделю, а пассажиры пересели на альтернативный транспорт.
«Что ж, я уверен, у каждой стороны есть своя правда. Но что в результате? Всеобщее неудобство», – сказал местный житель.
«Да я понимаю мотивы забастовки, но разве это необходимо? Разве у них маленькие зарплаты или льготы? Они большие», – подчеркнул местный житель.
Непонимание выплеснулось и за пределы вокзалов: нет пассажиров – нет клиентов. Владельцы ресторанов, которые расположены вблизи парижских железнодорожных терминалов, жалуются на убытки. Из-за забастовки их столики пустуют, а вместе с ними тает и прибыль заведений.
«Большая часть нашей деятельности связана с Лионским вокзалом в Париже. Наши клиенты – это люди, которые прибывают на поезде и уезжают на поезде. Поэтому, когда нет поездов, клиентов тоже нет», – отметил менеджер ресторана Франк Паки.
Железнодорожная забастовка собрала вокруг себя массу других недовольных. За последний месяц во Франции протестовали уборщики мусора, сотрудники аэропортовых служб, студенты. Даже жители деревни Бюре с населением 82 человека накануне швыряли камни в полицию. Они недовольны, что рядом с их домами собираются построить хранилище ядерных отходов.
С 2011 года Европейский союз принял уже четыре пакета законов о реформе железнодорожной отрасли. Ее провели все соседние с Францией страны.
Во Франции продолжаются мощные забастовки, из-за которых страна столкнулась с дефицитом бензина и транспортными проблемами, под угрозой проведения Евро-2016
На родине революций жгут шины, блокируют нефтеперерабатывающие заводы и останавливают транспортное сообщение. Президент Франсуа Олланд, который и так уже заслужил звание самого непопулярного президента Пятой Республики, столкнулся с мощнейшим протестом с тех пор, как пришел к власти в 2012 году.
Какова главная причина протестов?
Участники протестов требуют, чтобы правительство отказалось от планов изменить трудовое законодательство. Ключевые пункты, которые не устраивают демонстрантов — упрощение процедуры увольнения, повышение пенсионного возраста, разрешение корректировать 35-часовую рабочую неделю.
Протесты во многих местах перешли в насилие. В Париже 18 мая сожгли машину полиции. Также нередко протестующие забрасывают стражей порядка подручными средствами, жгут шины, а полиция отвечает слезоточивым газом и дубинками. Несколько особо агрессивных участников протестов задержаны.
Во Франции все время протесты. Сейчас все то же самое, или есть разница?
Действительно, много вопросов французы привыкли решать уличными акциями. Протесты против трудового законодательства длятся уже несколько месяцев. Но в последние две недели они заметно радикализировались.
Возмущение протестующих вызвало решение премьер-министра протолкнуть реформу без голосования в парламенте. Конституция это позволяет. Кроме того, профсоюзные лидеры надеются, что правительство будет более сговорчивым перед угрозой срыва Евро-2016.
Предыдущие протесты, организованные профсоюзами, не приводили к желаемому результату.
В 2010 году они не помешали правительству повысить пенсионный возраст на два года. В 2014 году — провести реорганизацию железной дороги. Количество членов профсоюзов и соответственно их влияние во Франции неуклонно падают.
Если лидеры не покажут сейчас, что способны побеждать, их популярность упадет еще ниже.
Почему правительство взялось за реформу?
Главный аргумент инициаторов реформы — изменения в трудовом кодексе в пользу работодателей приведут в конечном итоге к падению уровня безработицы. Он уже три года превышает 10% .
В пример приводят Германию, где после аналогичной реформы в середине 2000-х годов уровень безработицы снизился с 10-11% до 4,5%. В Испании и Италии, которые также пошли путем либерализации правил для рабочих, уровень безработицы сократился.
В чем заключается реформа?
Французский Трудовой кодекс — это том на 4000 страниц. Как пишет Bloomberg , он контролирует все, от длительности перерывов на посещение туалета до размера окон в офисах.
В 2000 году предыдущее правительство социалистов ввело 35-часовую рабочую неделю, и это еще больше усложнило правила для работодателей.
В предложенном в феврале 2016 года законопроекте правительство предлагает оставить 35-часовую неделю, но как средний показатель. Компаниям предоставляется возможность договариваться с местными профсоюзами о более продолжительной или короткой рабочей неделе. Он не должен превышать 46 часов.
Меняются жесткие правила увольнения. Правительство надеется, что это поощрит работодателей активнее нанимать работников, потому что они будут знать, что уволить в случае необходимости их теперь можно не за несколько лет, а значительно быстрее и проще.
Также компании-работодатели получат больше возможностей для снижения зарплат. В частности, снижается порог минимальной зарплаты.
Также работодателям предоставят более широкие возможности обсуждать отпуска, в частности те, что для свадьбы, по уходу за ребенком и в случае беременности.
Масштаб протестов?
Из-за забастовки нефтяников из восьми нефтеперерабатывающих заводов Франции шесть или закрыты, или сильно сократили объемы производства. Участники протестов также заблокировали порты Марселя и Гавра.
Как следствие на заправках уменьшилось количество топлива и некоторые из них вообще закрылись. Полиция разблокировала некоторые нефтеперерабатывающие заводы и масштабного кризиса удалось избежать, но топлива все равно не хватает.
Также бастуют работники общественного транспорта. В ночь с 31 мая на 1 июня начинается забастовка железнодорожников.
Наполовину сократится количество скоростных международных поездов TGV, которыми управляет государственная компания. Количество местных поездов сократится на 60%. С 31 мая начинает бастовать парижское метро.
Также не выйти на работу собираются пилоты Air France. Они не довольны "чрезмерным снижением себестоимости", что отражается на условиях оплаты труда и социальных пакетах.
С пятницы по воскресенье собираются бастовать французские диспетчеры.
Кто организатор протестов?
Главный двигатель протестов — профсоюз Всеобщая конфедерация труда (CGT). Она вторая по количеству членов. Впрочем, это лишь 3% всех рабочих во Франции.
Как отмечает Bloomberg, она происходит из французской Компартии. Ее также поддерживает профсоюз Force Ouvriere, который является третим по численности и еще пять меньших.
Зато первый по численности профсоюз Французская демократическая конфедерация труда (CFDT) поддерживает планы правительства. На ее стороне также профсоюз CFE-CGC, объединяющий в основном "белых воротничков" — менеджеров и т.п.
Как относятся к забастовкам сами французы?
Согласно опросу, проведенному компанией Ifop для газеты Journal du Dimanche, протесты поддерживает 46% французов. Еще 40% желает, чтобы правительственный законопроект был изменен.
Опрос компании Odoxa для газеты Le Parisien свидетельствует, что 61% французов считает ответственным за рост жесткости протестов правительство. Еще 37% говорит, что это безответственность радикальных объединений. Две трети опрошенных считает, что правительство плохо справляется с ситуацией.
Интересно, что опрос Ifop показывает, что французы не доверяют и радикальному лидеру CGT Филиппу Мартинесу.
Или может из-за протестов сорваться проведение Евро-2016?
Правительство уверяет, что чемпионат все равно состоится. Полным ходом проводятся антитеррористические учения.
Профсоюз CGT другого мнения. Она прямо заявила, что в случае, если правительство не прислушается к требованиям участников протестов, они сорвут Евро-2016. И готовит массовые акции протесты во всех 10 городах, где будут проходить матчи.
В чем причина непопулярности правительства?
Франсуа Олланд пришел к власти как представитель Социалистической партии. Именно социалисты ввели в начале 2000-х годов жесткое трудовое законодательство, которое теперь пытается изменить Олланд, премьер-министр Мануэль Вальс и автор реформы — министр труда Мириам эль-Хомри.
В начале своего правления Олланд вел себя как типичный левый. Например, ввел 75% налог на сверхдоходы. Это привело к тому, что несколько французских богачей взяли себе бельгийское гражданство, чтобы избежать его уплаты.
Теперь Олланд больше похож на лоббиста интересов бизнеса . В 2014 году премьер Мануэль Вальс снизил размер отчислений в фонд зарплаты и налог на доходы. Фактически Олланд и его правительство предали профсоюзных лидеров, которые поддерживали его на выборах в 2012 году.
Пытается ли правительство договориться с участниками протестов?
Да. Как считает газета Journal du Dimanche, профсоюзам могут пойти на уступки, но такие, которые не касаются трудового законопроекта.
Премьер-министр Мануэль Вальс 26 мая заявил, что могут быть модификации и улучшения, но не уточнил, какие именно. Отзыв законопроекта невозможен, подчеркнул он. Президент Олланд заявил, что продолжит свой курс, потому что уверен в правильности реформ.
Почему протестам радуются в России?
Российская пропаганда освещает протесты с акцентом на угрозу Евро-2016. Их злорадство имеет простое объяснение — из-за допингового скандала и расследования в отношении взяток руководству ФИФА под угрозой оказался их собственный чемпионат Евро-2018.
А "Первый канал", освещая протесты, успел попасть в международный скандал.
Журналист кисельовського телеканала в своем сюжете выдал протесты против трудового законодательства за протесты евроскептиков против мигрантов. Он исказил в переводе слова людей, у которых брал интервью.
В передачи Le Petit Journal, что выходит на Canal+, по косточкам разобрали сюжет россиян и поговорили со всеми его героями. Киселев в ответ сделал вид, что все нормально. "Мы действительно иногда пропускаем заусеницы", — прокомментировал он ситуацию газете "Коммерсант".
Чем могут закончиться протесты?
Есть шансы, что большинство французов скоро переключатся на футбол и потеряют интерес к бастующим, считает BBC . Также профсоюзы рискуют нарваться на гнев публики, если сорвут футбольный чемпионат и продолжат вызывать нехватку топлива на заправках.
Снижению эффективности забастовок способствует законодательная норма, принятая в 2007 году. Она обязывает работников общественного транспорта во время протестов оставлять минимально необходимый для работы персонал. С тех пор забастовки вызывают неудобства, но не полный транспортный коллапс.
Как отмечает Bloomberg, нынешние протесты менее масштабные, чем те, что происходили в предыдущие годы из-за падения популярности профсоюзов. И это также играет в пользу правительства. Поэтому многие бизнес-аналитики прогнозируют, что реформа все-таки состоится.
Работники современной Франции бастуют не так часто, как предыдущие поколения французов. Но Франция по-прежнему склонна к социальным конфликтам - и недавние забастовки тому подтверждение. Если французское правительство пойдет на необходимые реформы по уменьшению роли государства в экономике, можно ожидать учащения подобных акций.
Международный театральный фестиваль в Авиньоне, одно из наиболее известных культурных меропрятий в стране, был отменен за несколько дней до открытия из-за забастовки работников индустрии шоу-бизнеса против изменений в системе щедрых пособий по безработице.
Из-за забастовки сотрудников паромного оператора SNCM, по сути государственной монополии, против реструктуризации компании на две недели остановилось сообщение между Марселем, крупнейшим мегаполисом юга Франции, и популярным среди туристов островом Корсика. Забастовка нанесла вред не только экономики Корсики, но и самому Марселю – корабли отказывались заходить в городской порт, опасаясь быть заблокированными протестующими докерами.
Три недели назад железнодорожники бастовали против предстоящего открытия их отрасли для конкуренции. Нынешним работникам железных дорог оно грозит утратой их “социальных привилегий”, поэтому они объявили забастовку, лишив жителей Франции и туристов возможности воспользоваться поездами, что привело к транспортному коллапсу в нескольких городах. Президент железнодорожной госмонополии SNCF Гийом Пепи заявил, что первые девять дней забастовки обошлись компании в 150 миллионов евро, что соответствует одной трети прибыли за 2013 год.
К забастовкам присоединились и авиадиспечеры, выбрав для этого наиболее загруженные выходные года.
Почему же французы так много бастуют?
Во Франции трудовые отношения и социальные гарантии тщательно регулируются государством. Как известно, существование социального государства ведет к конфликту между негативными правами человека и позитивными - или социальными - “правами”, а также между нынешним и будущими поколениями. Однако социальное государство в его французском варианте является источником более серьезной “классовой борьбы”, так как правительство, подобно монархиям прошлого, предоставляет привилегии избранным профессиональным ассоциациям в зависимости от их способности эффективно использовать такие инструменты как лоббизм, забастовки и коллективный отказ голосовать за неугодных политиков.
Как следствие, так называемая французская “социальная солидарность” только укореняет неравенство, ведь в этой системе некоторые группы населения “более равны”, чем остальные. “Трагедия общин” социального государства - ситуация, при которой к собственности граждан относятся как доступному всем коллективному ресурсу - во Франции усугубляется тем, что различные группы интересов находятся на разных уровнях доступа к деньгам налогоплательщиков. В этом стремлении к тому, что французский экономист девятнадатого века Фредерик Бастиа назвал “взаимным грабежом”, компании и профсоюзы пытаются добиться расположения властей и убедить население в том, что именно они заслуживают привилегии - естественно, ислючительно в интересах общества.
Возьмем, например, бастующих работников индустрии шоу-бизнеса, работающих на основе частичной занятости. Часто они отрабатывают минимум часов, необходимых по закону для получения пособия по безработице, при том что их налоговые взносы составляют всего лишь одну пятую от объема выплачиваемых пособий. Эта разница компенсируется за счет других налогоплательщиков. Опять же, это оправдывается соображениями “солидарности” и необходимости “поддержки культуры”.
Более общий пример - это профсоюзы в целом. Хотя они часто представлены в роли официальных “социальных партнеров” на переговорах с работодателями и при определении государственной политики, уровень членства в профсоюзах составляет всего около 8% от общего числа занятых! (Переговоры об уровне зарплаты в той или иной отрасли во многом лишены смысла из-за существования обязательной общегосударственной минимальной зарплаты). Поскльку членство в профсоюзах находится на таком низком уровне, они нуждаются в государственном финансировании за счет налогоплательщиков, а большинство профсоюзных должностей оплачивается работодателями, а не с помощью членских взносов. У профсоюзов нет стимулов к подотчетности, открытости и диалогу. Бастовать за чужие деньги всегда проще, чем искать компромисс.
Эта система только подогревает конфликты и укрепляет протестную ментальность французов.
Очевидно, что этот узаконенный грабеж, предполагающий неравенство между теми, кто платит налоги, и теми, кому они достаются, приводит к зависти, подозрительности и недовольству в обществе. По мнению экономистов Пьера Каука и Яна Алгана сочетание централизованного распределения социального “статуса” и социальных “прав” в контексте устойчивого корпоративизма (грубо говоря, доминирования групп интересов) приводит к формированию общества “недоверия” и “протеста”.
Поэтому, несмотря на любовь французов к выражению “общественный диалог”, многие на самом деле не способны к какому-либо диалогу. Французы разучились вести диалог “по горизонтали”, с соседями и коллегами, как следствие привычки обращаться напрямую к государству. Политика государства ведет к поляризации общественных отношений, которая подрывает динамику сотрудничества внутри гражданского общества.
Кризис на Корсике иллюстрирует этот принцип: местные предприниматели и фермеры, недовольные последствиями забастовки паромщиков, огранизовали собственную демонстрацию… перед зданием префектуры (регионального органа власти).
Сегодня, учитывая плачевное состояние финансовой системы Франции, необходим основанный на переговорах консенсус для проведения насущных реформ. Однако общественная модель Франции привела к появлению глубоко укоренившихся групп интересов, успешно противостоящих каким-либо реформам. При текущих бюджетных дефицитах дальнейшее сокращение государственных расходов неминуемо, как неминуемы и последующие забастовки.
Свободный рынок и верховенство права учат нас общественному взаимодействию через контракт и уважение взятых на себя обязательств, способствуя мирному разрешению споров. Государственное регулирование трудовых и других общественных отношений, особенно через предоставление привилегированного статуса избранным группам, напротив, ведет к конфликтам и злоупотреблениям. Франции необходимо немедленно приступить к реформированию своей “анти-социальной” модели.
Перевод Дмитрия Никитина.
В эти выходные на Лазурном берегу Франции планируется забастовка. Инициаторы агитируют всех водителей запастись продуктами, питьём и блокировать движение по платным трассам. Цель: добиться снижения стоимости топлива.
И, по слухам, правительство уже идёт на уступки.
Во Франции нормально заявлять о своём недовольстве и бастовать. Бастуют работники железнодорожного транспорта, авиационные диспетчеры, медики, учителя... И вот задалась я вопросом. Откуда берутся бастующие? Оппозиция? Или это у французов в крови? А тут приходит мой сынок из школы и рассказывает, что в школе была попытка переворота. Я принимаю серьезный вид и слушаю.
Итак. На большой перемене после обеда (примерно в течение часа) у детей есть свободное время. Можно уйти домой, а те, у кого есть привилегия в виде работающих родителей, остаются в школе. В это время проходят разные спортивные и интеллектуальные мероприятия. Понятно, что первые детям нравятся больше. А особенно футбол. Им больна вся Франция. Так вот, по непонятным пока причинам футбол запретили. Т.е. в этот день он был отменён. Стоит отметить, что до этого неделя была дождливой. Дети уже ЦЕЛУЮ НЕДЕЛЮ не играли в футбол на перемене. И тут солнышко, но запрет. Естественно, что мальчишки стали недовольно расходиться, но нашлись те, кто решил бунтовать.
«Забастовка! Резолюция!» - с такими криками 3 главаря бунта бросились на футбольные ворота и повисли на них. К ним присоединились ещё два мальчика, которые пытались залезть по столбу на баскетбольную корзину. Ну, и ещё две девочки, которые просто бегали по площадке и кричали. Учителей бунтовщики не слушали. «Даже средний палец им показали!» - вещал мой крайне озадаченный ситуацией сын. Новоиспечённые революционеры продолжали шуметь, бегать, лазать на забор (благо, после неудачного бегства из школы одного первоклассника забор в школе высоченный) в течение минут десяти.
«И что? - спрашиваю я. - Чем дело кончилось?»
«Пришла директор. И бунт был подавлен. Записала всех фамилии. Сказала, что сообщит "наверх". Теперь они в чёрном списке. И ели они отдельно. Каждый в одиночку. Плюс вся школа наказана. Даже те, кто в стороне стоял. Для профилактики. Надеюсь, что это не отразиться на досье в колледж», - ответил мой сынуля.
Вот так-то. По моему мнению, оппозиция тут, возможно, и имеет место быть, но протестовать и выходить на улицы с забастовками у французов все-таки в крови. С детства. И вопрос уже в авторитете главнокомандующего. Наша директор, вне всякого сомнения, обладает им безоговорочно. Её уважают. Бунт подавляется без применения силы. Взглядом. Надо ей к новому году подарочек прикупить. И главное, что я поняла: залог спокойствия во Франции - авторитет власти. Просто силой французов не возьмёшь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Во Франции проходят массовые акции протеста против повышения цен на топливо. 24 ноября в демонстрациях приняли участие 23 тыс. человек, из них 8 тыс. - в Париже. Протестующие пытались прорваться к Елисейскому дворцу, однако полиция применила против них слезоточивый газ и водомёты. Эксперты отмечают, что большинство митингующих - бедные жители страны, которые пострадали от реформ, проводимых президентом Эммануэлем Макроном. В частности, одной из причин роста стоимости топлива стало введение налога на выброс парниковых газов. Аналитики отмечают, что это далеко не первый непопулярный шаг, предпринятый правительством. Однако, по мнению специалистов, Макрон продолжит вносить запланированные изменения в законодательство, несмотря на то что они негативно отражаются на его рейтинге.
Во Франции продолжаются протесты «жёлтых жилетов» — автомобилистов, выступающих против повышения цен на топливо. Участники акций ведут себя всё более агрессивно: в ночь на субботу, 24 ноября, семеро полицейских при нападении протестующих, лица которых были скрыты масками. По информации телеканала BFMTV, между ними и стражами порядка завязалась потасовка, в результате которой нападающие сожгли патрульный автомобиль. Инцидент произошёл в городе Энен-Бомон на севере страны.
Днём столичная полиция применила слезоточивый газ и водомёты против демонстрантов в районе Елисейских Полей после того, как они попытались прорваться к ограждениям, которыми городские власти накануне перекрыли проход в центр Парижа. Об этом сообщил телеканал BFMTV. Собравшиеся в этом районе «жёлтые жилеты» пели «Марсельезу» и требовали, чтобы глава государства Эммануэль Макрон ушёл в отставку.
О том, что 24 ноября «жёлтые жилеты» снова выйдут на улицы, было известно заранее — люди открыто заявляли о своих планах в социальных сетях. Многие специально приехали из других регионов в столицу для участия в митингах. По данным французского МВД, численность протестующих достигла 8 тыс. в столице и 23 тыс. по всей стране.
Городские власти успели подготовиться к новым выступлениям — к обеспечению безопасности на улицах Парижа были привлечены около 3 тыс. сотрудников правоохранительных органов, на пути к Елисейскому дворцу были установлены заграждения.
В ходе столкновений протестующих с полицией пострадали сотрудники RT France, корреспондент RT Шарлотта Дубенски и стрингер видеоагентства Ruptly. Оператор телеканала RT France получил незначительную травму головы, однако продолжил работу. При применении слезоточивого газа также пострадали репортёры двух съёмочных групп RT France. Один из корреспондентов получил небольшие ожоги.
Из-за очередной волны уличных протестов 24 ноября администрация одной из главных парижских достопримечательностей — Эйфелевой башни — была вынуждена её для посещений.
При этом в пятницу вечером, 23 ноября, в правоохранительные органы поступила информация о жителе города Анже, который требовал, чтобы глава государства лично встретился с ним. В противном случае мужчина обещал взорвать гранату. Полиции по его обезвреживанию.
Протест сельской глубинки
Напомним, многотысячные акции протеста во Франции . Возмущение населения вызвал рост цен на топливо — с начала года стоимость бензина увеличилась для французских потребителей на 7,5%, а дизельного топлива — на 15%.
Ситуация усугубляется тем, что власти уже анонсировали новый рост цен в начале 2019 года. Предполагается, что стоимость литра бензина увеличится на 3 евроцента, а дизеля — на 6,5 евроцента.
Особое возмущение у граждан вызывает то, что одним из факторов роста стал экологический налог на выброс парниковых газов, введённый правительством. Протестующие требуют снизить налоговое бремя. Однако премьер-министр Франции Эдуар Филипп заявил 18 ноября, что власти не намерены отменять экологический сбор.
При этом правительство планирует смягчить последствия от введения сборов для незащищённых слоёв населения. В частности, речь идёт о новых льготах для малоимущих семей на оплату электроэнергии. Кроме того, власти обещают повысить до €4 тыс. дотации на замену старых автомобилей на новые, более экологичные машины. Сейчас размер этих выплат составляет примерно €2 тыс.
К 2040 году продажа автомобилей с двигателями внутреннего сгорания может и вовсе оказаться под запретом. Об этих планах ещё в 2017 году заявил министр окружающей среды Франции Николя Юло. Все изменения направлены на то, чтобы к середине века полностью ликвидировать вредные выбросы автомобильных двигателей. В начале следующего года французские власти планируют рассмотреть пакет поправок, направленных в первую очередь на внедрение более экологичных видов транспорта, таких как электромобили.
- Деревня Плугонвелин, Франция, 29 марта 2017 года
- Reuters
- Stephane Mahe
Впрочем, предлагаемые меры не вызывают энтузиазма у значительной части населения. Как показали данные опроса, проведённого компанией Odoxa 21—22 ноября среди 1 тыс. человек, 82% французов поддерживают требования протестующих и считают, что власти должны отменить новые топливные сборы. Требования стихийного движения «жёлтых жилетов» обоснованными назвали 77% респондентов, а ещё 62% опрошенных заявили, что не считают методы протестующих чрезмерными.
Участники стихийных манифестаций назвали свои акции движением «жёлтых жилетов», которые являются обязательным атрибутом французских автомобилистов: водители обязаны надевать светоотражающие жёлтые жилеты в темноте или в условиях плохой видимости, когда выходят из машины.
Хотя к протестам вскоре присоединились активисты профсоюзов и политических партий, главную роль в них играют самоорганизовавшиеся при помощи социальных сетей жители страны, преимущественно из провинции, отмечают эксперты.
«Движение «жёлтых жилетов» — совершенно стихийное, это такое «творчество» масс, которые сами организовались в социальных сетях, — пояснил в интервью RT ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров. — Политические активисты, профсоюзы, которые сейчас заявляют о забастовках, присоединились уже позднее, поэтому властям сейчас даже не с кем вести переговоры, и это очень осложняет ситуацию».
- Работники ВКТ заблокировали доступ к НПЗ с требованиями улучшения условий труда и повышения заработной платы, 22 ноября 2018 года, юго-восток Франции
- Boris Horvat
Как рассказал эксперт, основная часть протестующих — бедные жители глубинки, которые используют машины с дизельными двигателями из-за дешевизны этого вида топлива.
«Эти люди не только зачастую вынуждены проезжать в день многие десятки километров, например, на работу в соседние города, но ещё и ограничены в средствах, они действительно считают каждый евро, поэтому намерение властей поднять цены на дизельное топливо больно бьёт по их карманам», — пояснил Фёдоров.
По этой причине почти все акции на прошлой неделе прошли именно в провинции, в тысячах деревень и городков, в то время как крупные города эта волна затронула мало, за исключением столицы, куда протестующие съезжаются специально, пояснил эксперт.
Напомним, 17 ноября на территории Пятой республики прошло больше 2 тыс. акций протеста, в которых приняли участие около 300 тыс. человек, полицией были задержаны 282 участника выступлений. Всего в ходе уличных столкновений , двое погибли. Полиция применяла против митингующих слезоточивый газ, также происходили стычки между протестующими и автомобилистами, дорогу которым преграждали участники манифестаций.
«Жёлтые жилеты» активно блокировали дороги по всей стране. Результатом этих действий стали перебои с поставками топлива — из-за многокилометровых пробок к автозаправкам не могли пробиться бензовозы. На многих АЗС закончились бензин и дизельное топливо.
«Президент для богатых»
Рост цен на топливо — далеко не единственный повод для массовых акций протеста во Франции за последнее время. Ранее возмущение населения вызвала трудовая реформа, которую проводит Эммануэль Макрон: в начале октября на улицы французских городов вышли около 160 тыс. человек, сообщили в МВД страны.
Стоит отметить, что в течение года правительство приняло целый ряд непопулярных законов, затрагивающих права работников. В целом речь идёт о снижении социальной ответственности работодателей и ограничении полномочий профсоюзов.
Также по теме
Испытание для президента: как непопулярные реформы Макрона могут сказаться на политической ситуации во Франции
Массовые протесты и беспорядки, охватившие 22 марта 2018 года Францию, - это серьёзное испытание для президента Эммануэля Макрона,...
Сейчас на фоне «бензиновых» протестов эта повестка актуализировалась — накануне профсоюзное объединение «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ) призвало работников трёх нефтеперерабатывающих заводов корпорации Total объявить забастовку, если руководство компании не примет требований по заработной плате. Об этом со ссылкой на представителя объединения Тьерри Дефресна сообщило агентство Reuters. Также ранее стало известно о блокировке нескольких объектов Total на территории Франции работниками предприятий, которые вскоре присоединились к «жёлтым жилетам».
По мнению экспертов, подъём протестной волны не приведёт к громким отставкам в правительстве, но способен серьёзно ухудшить политический рейтинг действующего президента в долгосрочной перспективе.
Как пояснил в интервью RT заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО имени Примакова РАН Константин Воронов, протесты обладают кумулятивным эффектом и оказывают давление на и без того низкий рейтинг главы государства.
«Франция — левая страна, где протестный потенциал высок испокон веков. Но, несмотря на бурные протестные выступления, вряд ли страну ждут какие-то резкие политические сдвиги, ведь Макрон пользуется поддержкой Национального собрания. Речи об отставке правительства или президента не идёт, но ситуация всё равно тяжёлая для властей», — отметил эксперт.
По мнению Воронова, французский кабмин проявляет такое упорство по вопросу экологического налога, потому что тема экологии в европейских политических кругах давно приобрела едва ли не религиозное значение. И этот тренд поддерживает значительная часть общества, но интересы беднейших слоёв населения при этом учитываются далеко не всегда.
Похожей точки зрения придерживается и Сергей Фёдоров.Как пояснил эксперт, вряд ли эти события вызовут социально-политический кризис в стране, однако они могут ещё больше снизить рейтинг Макрона, который к ноябрю и так упал до 25%. В свою очередь, это ставит под вопрос успех его партии на предстоящих в мае 2019 года выборах в Европарламент. Под угрозой могут оказаться и планы Макрона по реформированию Евросоюза, а в перспективе и его шансы на переизбрание на пост президента.
«Макрон ранее заявлял, что проведёт непопулярные реформы, несмотря на то что это может ударить по его персональному рейтингу, и он держится этой линии. Однако сейчас многие политологи уже говорят, что некоторые реформы следовало бы отложить, действуя поэтапно. Сейчас новые непопулярные меры могут только подлить бензина в огонь», — пояснил эксперт.
- Эммануэль Макрон
- Reuters
- Yves Herman
Программа Эммануэля Макрона для многих французов стала шоковой, причём сильнее всего на текущем этапе оказались задеты наиболее незащищённые слои общества. Например, после того как власти отменили социальные взносы для работающих граждан и подняли общий социальный налог, ухудшилось положение пенсионеров.
«Такие меры только утверждают многих французов во мнении, что Макрон является прежде всего «президентом для богатых». Люди считают, что и налог на дизельное топливо связан не с заботой об экологии, а с желанием вытянуть из населения средства, чтобы залатать бюджет, поэтому сейчас правительство должно задуматься о каких-то уступках по этому вопросу», — считает Сергей Фёдоров.