Все ли штативы подходят для любых фотоаппаратов. А зачем вообще нужен трипод? Как быстро раскладываются ноги штатива
Теперь же речь пойдет о другом не менее важном атрибуте начинающего фотографа, а именно штативе. В определённый момент каждый фотолюбитель задумывается, как ещё больше повысить качество получаемых снимков. Одним из способов улучшения фотографий является использование штатива.
На рынке фототехники представлено множество различных моделей, цена которых варьируется от нескольких сотен до десятков тысяч рублей. В своей новой статье я постараюсь поподробнее объяснить, как выбрать штатив для фотоаппарата, что это вообще такое, перечислить их типы, конструкцию и основные параметры.
Для чего он нужен штатив
Штатив необходим, когда требуется достичь хорошей стабилизации изображения и обеспечить устойчивость фотоаппарата. Чаще всего он применяется при следующих условиях:
- Недостаточной освещённости. Фотографировать ночью или при сумерках на длительных выдержках особенно хорошо получается с применением штатива. Снимки получаются необыкновенными, с красочной подсветкой. Без использования штатива такие яркие кадры попросту невозможны, так как необходимо обеспечить полную неподвижность фотоаппарата минимум на 30 сек.
- Съёмка HDR (с широким динамическим диапазоном). Для такого рода съёмки требуется абсолютная неподвижность камеры, которую способен обеспечить только штатив. При HDR обычно выполняется три одинаковых снимка с различной экспозицией.
- Съёмка панорамных кадров на 180 и более градусов. При выполнении панорамы необходимо щелкать местность, вращая фотоаппарат вокруг собственной оси. Оптимально выполнять это с помощью штатива, а потом отснятые снимки сшивать в редакторе.
- Кадры звёздного неба. Для полного отображения карты звёздного неба требуется снимать в течение нескольких часов, поэтому без использования штатива обойтись невозможно.
- Съёмка сюжетов, интервью, репортажей. Штатив в таких случаях просто необходим, так как обеспечивает устойчивость и плавность поворотов к снимаемому объекту.
- Рисование светом (фризлайт). Группа лиц расцвечивает тёмную местность силуэтами с помощью фонариков, превращающихся при длительной выдержке в красивейшие снимки.
Конструкция штатива
Он состоит из треноги, которую часто и называют штативом, и заменяемой штативной головки с площадью. В недорогих моделях эти части составляют единое целое. Основной частью устройства считаются ноги. Штатив может иметь одну (монопод) или три (тренога). У профессионалов большей популярностью пользуются треноги, любители, как правило, предпочитают снимать моноподом.
Профессиональный штатив состоит из распорок, ног, фиксаторов и центральной штанги. Основной параметр ног штатива – число креплений и секций. Наиболее распространён вариант, когда тренога состоит из трёх секций, иногда из четырёх. Лишнее число секций придаёт лучшую устойчивость штативу. Распорки также придают ей устойчивости, но практически лишают возможности расставить ножки широко. Обычно распорки присутствуют в недорогих моделях.
Центральная штанга отвечает за движение по вертикали, отвечая за высоту расположения камеры. Эта особенность позволяет сразу выбрать необходимую высоту, а не подбирать ее по каждой из трёх ног. Единственное, не следует слишком задирать штангу, так как вверху намного выше амплитуда колебаний. Непосредственно под центральной штангой расположен небольшой крюк, к которому прикрепляется небольшой груз. Он помогает тушить колебания штатива и делает его намного устойчивее при выполнении снимков. В моей же модели он спрятан в корпусе, когда он необходим, легко извлекается.
Высота ног
Одной из главных характеристик штатива является высота, то есть насколько его можно приподнять площадкой с фотоаппаратом от земли. Чаще всего встречаются штативы, имеющие центральную штангу, выдвигающуюся вверх для придания максимальной высоты. Такая конструкция делает штатив очень компактным в сложенном виде, но придаёт меньшую устойчивость, чем моделям с неподвижной центральной штангой или вообще её не имеющим. Самыми современными и продвинутыми вариантами считаются такие штативы, где головка крепится непосредственно к триподу и имеют съёмную центральную штангу.
При подготовке к съёмке необходимо также выбрать оптимальный уровень высоты, чтобы не испытывать дискомфорта. Обычно это делается на уровне глаз. Также при покупке необходимо понимать, что хорошие штативы, обеспечивающий высоту до двух метров, не могут быть дешёвыми, компактными и лёгкими.
Не меньшее значение имеет минимальная рабочая высота и длина устройства в сложенном виде. Тут каждый параметр влияет на свойства штатива. Компактность придают телескопические колена, которые при складывании позволяют значительно уменьшить длину, но в то же время большое число отрезков сильно сказывается на устойчивости и оперативности. Поэтому каждый сам для себя решает, какой выбрать штатив для фотоаппарата. Я советую просто не заморачиваться на этот счёт.
Типы штативов
Чтобы выбрать штатив для фотоаппарата, нужно знать на какие категории они делятся:
Селфипалка
В последние годы монопод в народе получил другое название – селфипалка, благодаря возможности выполнения автопортретов с расстояния вытянутой руки. Выполнение снимков моноподом стало безумно популярным среди молодёжи и публичных людей. В любом городе можно увидеть картину, когда группа людей пытается сделать кадры, держа в руке палку, к которой прикреплена камера или смартфон. Это и есть селфипалка или монопод.
Штативная головка
По своей конструкции головы штативов делятся на следующие конструкции:
Площадка для крепления фотокамеры
Она устанавливается на штативную головку. В основном предназначена для надёжного и быстрого закрепления устройства. Достаточно распространена практика, когда в площадку встраиваются пузырьковые уровни для более ровной установки фотоаппарата. Особенно это помогает при съёмке пейзажей, архитектурных сооружений и панорамных видов. Для получения высококачественных кадров часто используется панорамная головка. Её использование также часто помогает избежать проблем при сшивке панорамных снимков. При выполнении панорамы обычной головкой происходит вращение камеры вокруг гнезда штатива из-за чего обычно получаются проблемы «состыковки» кадров, которые вызывает параллакс. При съёмке с помощью панорамной головкой камера вращается по нодальной точке объектива, позволяющей устранить искажения.
Вес и устойчивость
Для получения хороших снимков ваш штатив должен быть достаточно мощным, чтобы гасить вибрации при сильном ветре и обладать способностью выдерживать сильную нагрузку, возникающую при работе с фотоаппаратами разных форматов. В идеале он должен выдерживать такую нагрузку в кг, которая при вычитании веса головы способна удержать удвоенный вес фотокамеры с надетым объективом. Это необходимо для того, чтобы учесть не только массу, но и парусность выбора. Ведь устойчивость напрямую зависит от веса. На практике же приходится действовать немного по-другому, так как массивный и громоздкий штатив носить с собой очень трудно.
Обычно в таких случаях на первый план выдвигаются нюансы конструкции, диаметр трубок и материал из которого изготовлены ножки. Для бюджетных зеркалок спокойно подойдут металлические штативы со сменной головкой. Многие модели идут в комплекте с наконечниками из резины и пластмассы, предотвращающими скольжение. Для грунтовой поверхности используют стальные наконечники. Многие известные бренды поставляют специальные наборы шипов для любой поверхности, заменяющие собой шипы, идущие в стандартном наборе. Например, одни из лидеров в производстве штативов Manfrotto и Rekam предлагают универсальные наконечники с комбинированной пяткой - «шипы + резина». Для нетвёрдых же поверхностей в виде снега или песка продаются специальные «башмаки». В общем, чего только нет на рынке фототехники. Только покупай и успевай делать фотки.
Какая должна быть нагрузка на штатив
В первую очередь необходимо определиться для чего он вам нужен и какой тип фотокамеры будет установлен на штатив. Для бюджетных вариантов зеркальных фотоаппаратов с массой «тела» в 600 грамм и объектива в 500 грамм достаточно будет приобрести штатив стоимостью 30-50 $. Для тех же профессионалов, вес техники у которых с фотокамерой, вспышкой и телеобъективом достигает примерно 4 кг необходима более прочная опора. Необходимо покупать штатив с массой в 2-2,5 раза тяжелее предполагаемой фототехники, которая будет установлена на него.
Какая должна быть высота
Лучше всего выставлять на уровне глаз. То есть при росте в 175 см вам не надо устанавливать штатив на такой же высоте, а вполне подойдёт с высотой 160 см. От роста отнимаем 6-7 см расстояние от нижней части фотокамеры до видоискателя и 10-11 см от вершины головы до глаз. Получаем 176-6-10=160 см.
Из какого материала делают
В недорогих моделях в качестве материала штатива используют недорогой и скрипучий пластик. Он идёт на ручки, головки, фиксаторы и площадки. Алюминий используется для ножек штатива. Главным недостатком таких устройств является сильный люфт площадки, не устраняемый даже при плотном затягивании всех рычагов. Но для выполнения любительских снимков это не самый серьёзный недостаток. Главное преимущество таких штативов – лёгкость и дешевизна, что весьма немаловажно сейчас.
В профессиональных моделях применяют титан, карбон, углепластик и базальт. По сравнению с алюминием углепластик намного легче, а по прочности ничем ему не уступает. Используют также в них и пластик, только не такой, как в бюджетных вариантах, а намного более прочный и качественный. При закреплении площадок в профессиональных штативах невозможно наличие никаких люфтов, она даже вообще не будет двигаться ни на миллиметр.
Заключение
Многие люди после того и остались полностью удовлетворены увиденным, начинают лихорадочно соображать, а что до кучи к нему ещё взять. И начинается: заверните мне ещё то, и вот это в хозяйстве пригодится, да и это можно заодно оплатить. В результате потрачена куча денег, а многие атрибуты фотографа куплены в довесок, не нужны или не очень сочетаются с вашей зеркалкой. Часто такая судьба ожидает и штативы. Мой вам совет: если вы начинающий фотолюбитель, не торопитесь с его покупкой, сначала просто научитесь делать снимки хорошей камерой, повышайте своё мастерство, а потом со временем вы сами поймёте, что штатив необходим.
Ведь его покупка имеет меньшее значение, чем приобретение фотокамеры, объектива, поэтому не торопитесь, хорошо обдумайте каждый свой шаг и только затем приступайте к выбору штатива. В своей статье я постарался максимально понятно и доступно рассказать, как выбрать штатив для фотоаппарата. Можно со мной с чем-то не соглашаться и поспорить, но необходимые характеристики для его покупки я постарался вам максимально изложить.
Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:
Прежде чем купить штатив для фотоаппарата, сначала нужно сделать осмысленный выбор, что уже само по себе может оказаться задачей более сложной, чем кажется на первый взгляд. А всё потому, что перед выбором вам придётся изучить такие аспекты как материал, из которого он изготовлен, типы крепления, штативные головки, соотношение цены и качества и прочее.
Поскольку у меня, в этом плане, уже сформировался многолетний опыт, я и пишу данное руководство. Хочу вам помочь не потонуть в потоке информации и познакомить с возможными вариантами. Надеюсь, данная информация станет для вас отправной точкой в выборе собственного штатива.
Плюсы и минусы использования штатива
Прежде чем принять решение купить штатив для фотоаппарата, полезно проанализировать плюсы и минусы этого приобретения, чтобы покупка не превратилась в ненужный хлам. Поскольку в первую очередь всегда интересует то, как штатив помогает в работе фотографа, я начну с плюсов.
Штатив - это точка опоры
Работа со штативом позволяет освободить руки и закрепить фотоаппарат. Великолепно подходит при работе с тяжелым оборудованием. Если вы снимаете натюрморт, то это идеальная конструкция, потому что у вас зафиксирована камера и вы можете спокойно изменять положение объектов. Штатив становится надёжным ассистентом фотографа, который, ко всему прочему, не просит зарплату.
- Штатив позволяет делать съемку на длинных выдержках и с низким уровнем ISO. Штатив - это верный друг для походов на природу, особенно если вам нравятся восходы и закаты, макрофотография или любая ситуация, которая требует съемки на закрытых диафрагмах, с малым уровнем шума и на длинных выдержках.
- Штатив позволяет делать фотографии без спешки и компоновать кадр более вдумчиво. Это достоинство похоже на недостаток, но с годами я понял, что работая со штативом, увеличиваю время между решением сделать фотографию и нажатием на спусковую кнопку. Надо нивелировать горизонт, высоту, угол фотосъемки. Это занимает определенное время, когда фотоаппарат стоит на штативе. Не стоит лениться делать это.
- Штатив идеален для использования автоспуска при съемке групп и автопортретов, а так же для таймлапс (или покадровой съёмки).
- Штатив позволяет снимать без вибрации как видео, так и фото, используя телеобъективы на длинных фокусных расстояниях.
Теперь, время поговорить о минусах и их можно выразить в двух словах: вес и размер. Добавим к этому дополнительное фотооборудование в сумку, что причиняет много хлопот когда мы путешествуем. Взять хотя бы прохождение контроля безопасности в аэропортах.
Если мы много ходим со штативом, то вес является главным недостатком. Размер, как недостаток, вступает в силу, когда мы передвигаемся в ограниченном пространстве. Таким образом, штатив может превратиться в настоящую головную боль. Поэтому мы должны очень четко видеть преимущества его использования и не падать духом во время первых выходов, думая, что зря его купили.
Варианты выбора штативов
Посмотрим, какие у нас есть варианты выбора штатива и его конфигурации: какую выбрать штативную головку, центральную штангу, ножки и упоры на концах ножек.
Штативная головка
Это самая важная часть, так как должна удерживать и закреплять фотоаппарат даже когда камера располагается под прямым углом. Существуют штативные головки шаровые, трехосные (3D), двуосные (2D) и джойстик. Я попробовал все и остановился на шаровой головке, так как она дает максимальную точность фиксирования фотоаппарата без необходимости прилагать чрезмерное усилие к механизму фиксации, а так же у них нет люфта, когда камера уже закреплена, как у некоторых 3D и 2D.
В момент выбора штативной головки надо обращать внимание, какой максимальный вес она выдерживает. Он должен быть в два раза больше, чем вес вашего фотоаппарата и самого тяжелого объектива. Почему в два раза? Чтобы головка не была чрезмерна загружена, а так же чтобы предусмотреть использование в будущем еще более тяжелых объективов и тушки.
Крепление фотоаппарата на штативную головку
Так же важный момент - крепление фотоаппарата на штативную головку. Хорошие штативы имеют площадку для крепления фотокамеры из двух частей. Одна все время находится на головке, а другая - съемная и привинчивается к фотоаппарату. Камера с прикрепленной площадкой легко и очень быстро ставится на штатив и снимается с него.
Можно найти площадки для крепления фотоаппарата типа «скрепка», которые устанавливаются и снимаются с площадки при помощи рычажка. Они часто бывают неудобными, и система получается громоздкой. Крепление типа «арка» (или быстрое «Quick-release») как бы скользит по рельсу. Они, как правило, менее заметные и удобные, что позволяет носить их всегда зафиксированными на камере.
Особенно хочу остановиться на штативных головках типа джойстик. Они привлекают своей скоростью, о чем нас в первую очередь информируют в магазинах. Я пользовался такой головкой, но наши отношения не были долгими, так как джойстик не подходит для тяжелого фотооборудования. Хотя должен сказать, что он очень удобен для съемки портретов со штатива, так как позволяет держать модель постоянно в кадре.
Центральная штанга
Мы можем в некоторых моделях штативов выбирать использовать или нет центральную штангу, так как она является съемной. В других моделях производитель не дает нам такой возможности выбора. Для того, чтобы понять, хорошо или плохо иметь центральную штангу, рассмотрим все за и против.
Главный минус при подъеме центральной штанги в том, что теряем стабильность. Возрастает риск, что фото выйдет смазанным даже при использовании штатива. Центральная штанга так же мешает установить штатив прямо на землю, хотя в некоторых случаях ее можно повернуть или изменить расположение центральной штанги на горизонтальное. Но, как правило, это неудобно, а так же понижает устойчивость конструкции.
Выгода центральной штанги в том, что можно снимать с более высокого положения, невзирая на некоторую нестабильность. Когда я работаю в студии, мне кажется удобным опустить или поднять фотоаппарат на пару сантиметров без необходимости менять расположение ножек штатива.
Ножки штатива
Когда я решил для себя вопрос с головкой штатива, тема выбора ножек мучила меня ещё долгое время. Можно найти легкие углепластиковые, идеальные для съемки на природе или для тех, кто путешествует. Есть алюминиевые и железные, довольно тяжелые. Еще существуют пластиковые, которые, как правило, крепятся к центральной штанге.
На ножках можем сэкономить конечный вес штатива, поэтому углепластиковые - лучший выбор, тем более, сейчас, когда китайские производители предлагают штативы такого типа по приемлемым ценам.
Но самое важное - это диаметр ножек, чем он больше, тем устойчивее и надежнее штатив.
Фиксаторы на ножках штатива
Фиксаторы на ножках штатива - еще один момент, который надо хорошо продумать. Есть два вида: эксцентрический зажим и муфтовое соединение. На протяжении многих лет у меня был штатив с зажимами, и я думал, что лучше иметь муфтовое соединение. Наконец настал момент, когда у меня появился такой штатив. После одного года его использования для съемок на природе, думаю, что я немного выгадал. Взять хотя бы тот факт, что часто не знаешь, открыта или закрыта муфта, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Количество секций и высота штатива
Очень высокие штативы до 2 метров - очень неудобны, так как у них слишком много секций и соединений, а так же нужна лестница, чтобы посмотреть в фотоаппарат. Чтобы посчитать высоту всей конструкции, надо сложить высоту ножек, плюс высоту штативной головки, плюс высоту камеры.
Если приходится выбирать между ножками одинаковой высоты, но с разным количеством секций, то лучше всегда выбирать, где меньше сочленений. Так же надо помнить, что открывать штатив нужно с верхних секций.
Упоры на концах ножек
Обычно мы не обращаем на них внимания, но они играют важную роль. Существуют два типа: обрезиненные и с шипом, которые используются для работы вне студии, где важно, чтобы ножки не скользили. Но так же изготавливают смешанный тип, где есть одновременно и резина, и шип.
За покупкой: составляем лист желаний
Если вы собираетесь купить свой первый фотоштатив, то должны иметь в виду несколько моментов, чтобы не потратить слишком много или чтобы не сэкономить слишком сильно. Другими словами, покупка должна быть рентабельной.
Если вы используете компактную или беззеркальную камеру, достаточно будет купить штатив в пределах 150 евро (6000 рублей). Он без проблем выдержит вес вашего фотоаппарата, а зажимы будут достаточно хорошими для того, чтобы прослужить несколько лет. Но не применяйте чрезмерное усилие к механизму фиксации. Лучше выбирать штативы, у которых ножки не прикреплены к центральной штанге.
По этой цене сложно найти штативы, удовлетворяющие этим требованиям, но некоторые Benro или Vanguard вполне достойны вашего внимания.
Если вы ясно видите, что фотография - это ваше, и у вас есть необходимость использовать штатив почти всегда, тогда бюджет составит порядка 500 евро (20 000 рублей). Столько стоит хорошая штативная головка, площадка с быстрым креплением и углепластиковые ножки. Если есть только 300 евро (12 000 рублей), то я бы вложился в хорошую штативную головку и сэкономил на ножках.
Если вы уже монстр в фотографии, тогда можно посмотреть мой лист желаний и легко потратить 1000 евро (40 000 рублей) на такие бренды, как Gitzo, Feisol или Really Right Stuff.
И еще, я хочу вас предостеречь от покупки б/у штативов. Исключением могут быть две ситуации. Первая, когда вы можете подержать штатив в руках, проверить все зажимы, убедиться, что они работают идеально. Вторая, покупая б/у штатив через интернет, вы руководствуетесь тем, что он так дешев, что много не потеряешь если не все работает так хорошо, как хотелось бы.
Придя в фотомагазин вы столкнетесь с широким выбором вариантов штативов. Они бывают самых разных форм, размеров, веса, и имеют массу аксессуаров и опций. Как выбрать штатив для фотоаппарата из множества предложенных вариантов? Вот шесть моментов, которые нужно иметь в ввиду:
1. Вес
Вес штатива следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего, не забывайте, что вам (или кому-то ещё) предстоит носить его с собой. Если вы собираетесь брать штатив с собой в путешествие или очень помногу носить при себе - следует рассматривать облегченные варианты. Во-вторых, вес штатива имеет отношение к тому, что вы будете на него устанавливать. Если у вас компактная камера без аксессуаров - вам не понадобится тяжелый штатив, но если у вас зеркалка, вы используете большие объективы и вспышку - вам, возможно, придётся вложиться в более тяжелый штатив.
2. Устойчивость
Вес не всегда напрямую связан с устойчивостью. Если это возможно - протестируйте штатив со своей камерой. Полностью раскройте его чтобы посмотреть насколько он устойчив. Будет ли он прочно стоять в ветреный день? Пострадает ли он, если кто-то наткнется на него?
3. Фиксаторы ножек
Существует множество подходов производителей к механизму фиксации ножек штативов. Это во многом вопрос личных предпочтений, но пожалуйста выбирайте то, что будет легко использовать и подстраивать, и в тоже время это будет обеспечивать прочность и хорошую фиксацию с установленной полновесной камерой. Мне лично нравится защелкивающийся механизм, используемый в штативах Manfrotto (кажется у Bogen есть что-то подобное).
4. Количество секций ножек
Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выберите вариант с двумя секциями и в сложенном состоянии у вас будет длинная штуковина при себе. С другой стороны с двумя ножками вам наверное придется меньше возиться с раскладыванием и фиксацией ног. Три секции позволят вам лучше складывать штатив (и есть мнение, что такая конструкция более прочна).
5. Высота
В зависимости от того, какого вида фотографии вы делаете, у вас могут быть разные требования к высоте. Решите заранее, какая максимальная высота вам потребуется, но также не забывайте проверить работу штатива на минимальной высоте и посмотреть насколько он велик в полностью разложенном состоянии. Я вообще предпочитаю, чтобы штатив имел такую максимальную высоту, на которой можно было бы работать с камерой не нагибаясь (нет ничего хуже, чем весь день провести в изогнутом положении, выстраивая свои снимки).
6. Штативные головы
Один из ключевых моментов в выборе штатива - это его стыковка с камерой. Существует множество вариантов и стоит заранее проработать этот вопрос для себя поскольку штативная головка не только держит камеру на штативе, но и определяет насколько гибким будет управление установленной на штативе камерой.
Я отдаю предпочтение штативным головкам, имеющим съемную площадку, позволяющую быстро забрать камеру в руки со штатива, а также мне хочется, чтобы головка обеспечивала максимальную гибкость в использовании камеры, установленной на штативе.
Существуют два основных типа штативных головок:
- Шаровые - замечательны с точки зрения гибкости и поворота камеры, но я лично нахожу их несколько неудобными. У них очень гладкий ход и высокая чувствительность. Пример шаровой головки - Bogen - Manfrotto Midi Ball Head с быстросъемной площадкой RC2.
- 3D-головки - замечательны для блокировки положения камеры и в целом более доступны по цене. С ними не так легко перемещать камеру и нужно привыкнуть к работе, но мне они больше нравятся. Пример такой головки - Bogen - Manfrotto 3029 3-Way Pan/Tilt Head.
Штативную голову можно купить как вместе со штативом в наборе, так и отдельно.
Надеюсь, что написанное выше поможет вам разобраться с подходящим для вас типом штатива. Если у вас уже есть штатив - смело добавляйте в комментариях свои советы по выбору и покупке и рассказывайте о своих предпочтениях в штативах и штативных опциях.
PS: Люди спрашивают меня, какой штатив я сам использую. Я всегда пользовался штативами и моноподами Manfrotto, хотя есть множество других хороших марок. Используемая мной модель уже не производится, так что я посоветую вам посмотреть рейтинг покупок штативов на Амазоне , чтобы узнать, что выбирают другие покупатели.
Рад приветствовать вас, уважаемый читатель. С вами на связи, Тимур Мустаев. В моих статьях вы могли прочитать о многих деталях фотоаппарата, причём как встроенных, так и дополнительных. Но есть одна вещь, которая используется многими фотографами и которая почти незаменима. В этой статье будет рассмотрен выбор штатива для зеркального фотоаппарата.
Применяется он, как все сторонние фотоинструменты, для получения более качественной картинки или упрощения работы фотографа. Но пред его покупкой следует взвесить все «за» и «против», понять, что он действительно вам нужен.
Плюсы и минусы
Итак, давайте же разберём все плюсы и минусы штативов. Начать стоит, конечно же, с плюсов. Основной плюс кроется в самом понятии штатива – это опора. Вы можете установить на него камеру, потом уже изменять объект съёмки, если вы, к примеру, занимаетесь натюрмортом.
Вокруг этого понятия строится целая куча плюсов, но я опишу самые, по моему мнению, очевидные.
Во-первых , он позволяет работать с низкими значениями . Применяя его для получения кадра, можно быть уверенным, что картинка не «размажется». Особенно хорош штатив для съёмки рассветов и закатов, многокадровой съёмки на природе. В общем, описать его можно как идеальный инструмент для фотографирования с минимальным уровнем шумов в любое время суток.
Во-вторых , этот чудо-инструмент делает возможной неторопливую съёмку. Да, на первый взгляд, такая особенность может показаться недостатком, но, чем больше я снимаю, тем лучше осознаю, что лучше рассмотреть все возможные недостатки потенциального снимка и попытаться их нивелировать на месте, чем пытаться всё исправить во время пост-обработки.
В-третьих , искусственная опора позволяет боле эффективно использовать таймер для съёмки групповых фото. Представьте только, что вас пригласили на важное мероприятие близкие вам люди, а прийти без камеры было просто неправильно. Так вот, очень часто наступает момент группового фото, на котором должны быть вообще все, даже вы.
В такие моменты и выручает таймер затвора. Однако, если нет штатива, то, чтобы получить качественный групповой снимок, придётся искать прочную опору. Само наличие этого инструмента выгодно решает такую проблему.
В-четвёртых , с ним вы сможете получать резкие снимки при работе на больших фокусных расстояниях, применяя телеобъектив. Даже малейшее колебание камеры на дальнем фокусе может оказаться фатальным: потеряется резкость или сам объект съёмки, что хуже.
Основные плюсы, очевидные лично для меня, я описал, настало время минусов. Думаю, они очевидны: это размер и вес. Если вы любите путешествовать, особенно за пределами родной страны, то вам, наверняка, знакомы такие проблемы, как прохождение таможенного контроля в аэропортах или определение места для фотооборудования.
Вес является фатальным при дальних походах, а размер проявляется при работе в тесных пространствах, к примеру, в пещерах или тесных коридорах, тут уж зависит всё только от фантазии.
Именно из-за этого следует тщательно подумать нужен вам штатив, или же вы обойдётесь короткой и высоким .
Выбор штатива
Итак, если вы, обдумав все достоинства и недостатки, решили, что без штатива никак, то нужно определиться, какой же из множества вариантов выбрать для себя. Здесь следует помнить, что для каждого фотографа выбор индивидуален, а описанный далее выбор касается исключительно меня. Конечно, будут описаны все знакомые мне вариации инструментов, а лично мой выбор я попытаюсь аргументировать.
Штативы, как правило, состоят из нескольких элементов. Большинство из них включают в себя:
- штативную головку;
- центральную штангу;
- ножки;
- упоры ножек.
Очень редко попадаются варианты без первого элемента, тем самым предлагая покупателю выбрать нужный ему экземпляр, чаще же всё идёт уже в собранном виде.
Штативная головка
Штативная головка – самый главный элемент выбираемого инструмента. Она определяет, как будет закреплена камера, что играет определяющую роль. Существует 4 основных вида головок:
- шаровая;
- джойстик;
- двухосная;
- трёхосная.
Мой выбор пал на первую, а именно шаровую. На мой взгляд, она наиболее прочно фиксирует камеру, причём настраивать её очень удобно.
Следует также обращать внимание на тип крепления камеры к головке и максимальный вес, который, данная установка способна выдержать. В случае веса, он должен быть больше массы вашей камеры примерно в 2, а лучше в 3 раза.
Зачем? Чтобы в будущем, если вы решите сменить фотоаппарат или оптику, не пришлось менять штатив. К примеру, чтобы можно было установить на место Canon 1100D другой аппарат марки, более высокого уровня, типа Canon 70D, а может Canon 5D Mark II, который уж точно тяжелее.
А что же такого в типе крепления?
В большинстве случаев, на рынке представлены инструменты со статическим креплением. Это значит, что камеру нужно «прикручивать» к специальному разъёму. Есть крепежи-«застёжки», позволяющие быстро снимать и устанавливать аппарат, но они весьма ненадёжны: часто ломаются рычажки креплений (все зависит от качества штатива).
Самый универсальный вариант – площадка из двух частей. Одна всегда остаётся на опоре, другая – на камере. Это позволяет быстро снимать наш аппарат со штатива при первой необходимости.
Центральная штанга
Такой элемент может быть съёмным или нет, всё зависит от штатива. От этого, в свою очередь, зависит эргономика. Не секрет, что с ней наш инструмент будет несколько тяжелее и крупнее. Однако, есть у него и некоторые особенности, за которые его можно полюбить, но обо всём по порядку.
Так вот, при поднятии камеры вверх, центральная штанга позволяет зафиксировать её на комфортной высоте для съёмки. Благодаря этому отпадёт необходимость наклоняться для того, чтобы взглянуть в видоискатель. Можно также установить её горизонтально, что позволит перемещать камеру, тем самым меняя композицию, не изменяя положения штатива.
Главными минусами конструкции можно назвать небольшой люфт (у большинства люфт невыносимо критичен) и отсутствие возможности установки инструмента на максимально низкое положение. Конечно, использовать в студии её можно, но для съёмки на природе от штанги лучше отказаться.
Мое мнение, лучше брать со штангой. Тем более на сегодняшний день, на качественных штативах, штанга идет в комплекте по умолчанию.
Ножки штатива
Существует несколько видов ножек:
- пластиковые;
- алюминиевые;
- металлические;
- углепластиковые.
Последние славятся наибольшей прочностью и лёгкостью, благодаря чему они так востребованы среди путешественников. Алюминиевые и металлические ножки прибавляют больше веса ко всей конструкции, но, зачастую, придают большую устойчивость. Пластиковые же не так прочны, к тому же, они обычно крепятся к центральной штанге. Пластиковые, я брать не рекомендую.
Также следует учитывать количество секций в ножках. Чем их больше, тем выше может подняться штатив, поэтому выбор между двух и трёхсекционными моделями делается с оговоркой на высоту. Путешественники обычно выбирают варианты с тремя и более секциями, так как они более универсальны и удобны для перевозки.
Существуют и более трех секций, которые очень удобны и компактны в сложенном виде, к ним стоит присмотреться.
Упоры ножек
Последние элементы, на которые следует обратить внимание – упоры на концах ножек и зажимы между секциями. Бывают версии:
- с остроконечными упорами;
- резиновыми;
- комбинированными.
Первые применяются для работы с более-менее мягким грунтом, вторые – элемент студийной съемки, а последние позволяют делать всё сразу. Поэтому на последний вариант пал мой выбор.
Что касается зажимов ножек, то выбирать следует то. Что удобно лично вам. Для меня наиболее правильным вариантом оказались эксцентрические зажимы. Они позволяют довольно быстро собрать и разобрать штатив. Второй возможный вариант – муфтовый крепёж. Он надёжнее, и некоторым может показаться удобнее, поэтому последний выбор остаётся за вами.
Напоследок не хотелось проходить мимо, и порекомендовать вам, очень шикарный и грамотный курс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Данный видеокурс, уже помог многим начинающим фотографам, который плохо разбирались в своих зеркальных фотокамерах и фотографировали только в режиме «Auto». После просмотра, они осознали всю прелесть зеркальной камеры и начали показывать хорошие результаты фотографий. Почему я это знаю? Потому, что, это мои знакомые, которым я рекомендовал данный курс.
Мой друг приобрел себе штатив — BENRO IT25 Pro , покупал его на Aliexpress, вот ссылка на штатив, если кому интересно. Штатив, очень даже хороший. Такой, например, в М.Видео в разы стоит дороже. Еще плюс в чем, из него можно собрать монопод. Получается 2 в 1! Очень выгодно! Плюс в комплект входит шаровая головка, это вообще чудо. И еще одна фишка, которая внушает доверие, производитель дает 6 лет гарантии.
Вот как он выглядит:
Есть еще вариант BENRO IT15 . По цене он немного подешевле. Его можно купить в проверенном магазине на Aliexpress здесь .
Чем он отличается BENRO IT15 от BENRO IT25:
- Небольшая разница в цене;
- Допустимая нагрузка 4 кг, вместо 6 кг, как у IT25;
- Максимальная расширенная длина — 1475 мм, у IT25 — 1545;
- Вес 1260 грамм, вместо 1610 грамм.
Общий вывод
Обе модели весьма впечетляющее. Похожи друг на друга. Обе имеют разложение на монопод, что очень радует. Гарантия от производителя 6 лет, а это говорит само за себя, что трипод очень качественный. Отзывы на эти триподы только положительные как и мой. Если искать дешевле, это просто деньги на ветер. Ничего относительно качественного вы не найдете. Купите хороший товар один раз и навсегда.
Если вам интересно мое личное мнение, я бы выбрал BENRO IT25.
Итак, я рассказал всё, чем руководствовался сам при выборе штатива. Надеюсь, вы примите правильное решение. Если это так, то расскажите об этой статье друзьям, лишним точно не будет.
Всех вам благ, Тимур Мустаев.