Возникновение письменности.
Тип : силлабо-идеографическая
Языковая семья : не установлена
Локализация : Северная Месопотамия
Время распространения :3300 г. до н. э. - 100 г. н. э.
Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.
Наиболее ранняя представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.
Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V - начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.
Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.
Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет
Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» - bar и «светить» - lah).
Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.
На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население - Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.
Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.
Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.
Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.
Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон - английский офицер и любитель древностей - не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.
В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.
На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.
Видоизменение числительных шумерского языка из иероглифов в клинопись
Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия).
Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели - шумеры
. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом.
Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины - вечная засуха.
В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумеров составлять календари сельских работ
.
Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель - «патеси», или «энси». Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.
В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды... Писали тоже на глиняных табличках.
А вот и наши "шумерские записи":
В 1849 году английский археолог и исследователь сэр Генри Остин Лейард посетил руины древнего Вавилона в южной Месопотамии (территория между реками Тигр и Ефрат). Именно там он обнаружил первые экземпляры клинописных табличек, ставших одной из самых спорных загадок археологии.
В этих невероятно древних текстах записаны сказания, которые имеют сходство с библейскими рассказами, сказания о создании божеств и ссылку на потоп и гигантский ковчег. Специалисты провели десятилетия, пытаясь расшифровать эти сложные символы древнейшей цивилизации шумеров. Одним из наиболее интересных аспектов клинописи является переход от оригинальных пиктограмм и иероглифов шумерского языка к клиновидным письменным формам аккадского и ассирийского языка.
Американский исследователь и автор книг Захария Ситчин на основе своих переводов клинописи выдвинул идею, что древняя цивилизация шумеров контактировала с внеземными цивилизациями с далёких звёздных систем. Так Ситчин приписывает начало Месопотамии событиям, связанным с посещением Земли человекоподобной расой Аннунаками (пришедшие с небес). Когда, согласно теории большого удара, 12-я планета Нибиру столкнулась с планетой Тиамат, образовались Земля, Луна и множество астероидов. Аннунаки с Нибиру выжили и посетили Землю.
За время раскопок было найдено множество табличек с клинописью, относящихся к шумерской цивилизации
Боги среди нас
Один из элементов на глиняных клинописных табличках, который горячо обсуждается в археологии, это природа аннунаков. Мифы и рассказы об аннунаках можно найти во многих других текстах, таких как книга Бытия в иудейской и Библия в христианской религии. Там имеются схожие метафоры, но только изменены имена и названия. Создание «неба и земли» из «водной бездны», «Адам и Ева», созданные по образу и подобию высшего существа, «Ноев ковчег» — все эти истории могут быть метафорами, поддерживающими такую теорию о происхождении нашего вида. Но, если эти глиняные клинописные таблички, написанные более 3000 лет до н. э., старше Библии, то насколько правдивы эти мифы?
Существует целая теория, что планета Нибиру была реальностью, и аннунаки были могущественной расой инопланетян, обладавшей знаниями и возможностями для генетического экспериментирования и манипулирования. Они и создали людей путём генной инженерии для своих целей. Одним из аргументов выдвигается тот факт, что около 10 000 лет назад вполне вероятной была глобальная катастрофа (возможно ядерная). Это привело к значительной потере человеческого населения, как будто кто-то нажал кнопку сброса для всей цивилизации, и человеческие существа вынуждены были снова начать своё развитие с нуля. Возможно «Ковчег» был космическим кораблём, на котором смогли сохранить небольшой процент населения для последующего восстановления общества. Был ли «Ковчег» метафорой инопланетного корабля или фактической деревянной лодкой? Сторонники идей Ситчина придерживаются мнения, что это были метафоры, которыми древние люди смогли описать неизвестные им технологии, используемые могущественными существами.
Многие артефакты Шумер демонстрируют сверхсуществ с крыльями
Так где же они теперь?
Возникает вопрос: «Если наш вид был результатом генетических экспериментов инопланетных существ, то где же они сейчас?». Почти 31 000 древнейших глиняных табличек и их фрагментов в настоящее время размещены в Британском музее. Многие из них до сих пор расшифровываются и переводятся. Тексты, нанесённые на них, носят фрагментарный характер, имеют неполный смысл, вырванный из контекста, и поэтому, имеют неоднозначное трактование.
Клинопись является примером того, как в течение нескольких тысяч лет изменялась письменность цивилизаций, живших в Месопотамии. От клиновидных углублений до пиктограмм и иероглифов. Сложно даже сказать было ли это орнаментом или несло смысловую нагрузку. Непонятно в какую сторону это читать и где начинается и оканчивается слово. Существует множество неоднозначных трактовок и правил для перевода.
Пример шумерской клинописи
На примере клиновидной письменности видно, что пишущий эффективно использовал инструмент, и быстро нажимал по мягкой глиняной табличке справа налево. С развитием языков, развивалась и система письменности. Между 4 000 лет до н.э. и 500 г. до н.э. менялись значения слов, что отражало влияние семитских народов, которые завоёвывали Месопотамию. В пиктографическом письме, в зависимости от контекста, любой символ мог иметь несколько различных значений. Со временем количество символов было снижено с 1500 до примерно 600 знаков.
И почему именно Земля?
Ситчин исследовал возможные причины присутствия здесь на Земле расы аннунаков. Он пришёл к выводу, что эти существа впервые посетили Землю, вероятно, 450 000 лет назад, когда Нибиру вошла в солнечную систему. В Африке они нашли полезные ископаемые, в частности золото. Аннунаки были экспедицией на Землю с планеты Нибиру, а люди нужны были им в качестве рядовых работников.
Захария Ситчин с макетом одной из табличек Шумеров, на которой изображена солнечная система включая планету Нибиру
После того как Ситчиным была предложена эта теория, она была признана многими учёными, как просто нелепая. Теоретики отказывались признавать идею Ситчина из-за отсутствия эмпирических доказательств, и с его переводами клинописи на глиняных табличках многие эксперты были не согласны. Некоторые же учёные считают, что переводы Ситчина можно использовать для других табличек, в контексте имён и историй древних людей. Исследователь Майкл Теллингер считает, что на самом деле есть доказательства добычи древними людьми золота в Южной Африке. А в переводах Ситчиным шумерских текстов есть ссылки на достопримечательности и мегалитические сооружения, которые не могли построить люди при древних технологиях.
Когда говоришь о культуре Месопотамии, следует отметить, что ее основой является письменность этой цивилизации – так называемая шумерская клинопись. Именно этот вид письменности является тем характерным элементом, по которому большинство из нас знает о Месопотамии.
Для примера: если мы слышим слово «Египет», перед нашим взором предстают величественные пирамиды, храмы и сфинксы. В то время как все сооружения Месопотамии того времени расплылись и не позволяют судить об их грандиозности. Единственной памяткой о прошлом остаются лишь памятники письменности в виде всевозможных глиняных табличек, надписей на стенах, барельефах и плитах.
В музеях по всему миру в данный момент хранится более полутора тысяч табличек с клинописными текстами. Рождение письменности Месопотамии приходится на IV-III тыс. до н. э. Скорее всего, она стала следствием развития системы «учетных фишек».
«Учетные фишки» - трехмерные символы (шарики, конусы, квадраты и т.д.), используемые для учета продукции и товаров в ближневосточных поселения в IX-IV тыс. до н.э.
"Учетные фишки" и их оттиски на камне
Со временем, для удобства, «учетные фишки» начали просто оттискивать на стенках коробок с товарами (делать отпечатки, пока глина еще не застыла). Позднее, оттиски начали заменять на различные рисунки, несущие в себе более сложные обозначения. Это одна из теорий возникновения месопотамской клинописи, которая позволяет объяснить, почему для письма была выбрана именно глина, а также необычную подушкообразную форму древних табличек.
Развитие письменности
На раннем периоде развития письменности в Месопотамии существовало более 1500 различных значков, каждый из которых обозначал одно или несколько слов. Следуя системе унификации значков, постепенно их количество уменьшалось и в нововавилонский период составило уже чуть более 300 штук.
Одновременно с унификацией происходила фонетизация письма – значки начали использоваться не только по своему прямому назначению для определения слова, но также и как слоговые части других слов. Это дало возможность, перейти клинописи на новый уровень, который был подкреплен живой речью.
Самыми первыми памятками шумерской письменности являются своеобразные ребусы, которые были понятные лишь тем, кто присутствовал при их создании. Это были вещественные доказательства проведения определенных сделок по продаже или обмену товаров. Примерно в это же время появляются первые учебные тексты.
К середине III тыс. до н. э. клинопись развивается настолько, что ее начинают применять для формирования религиозных и научных текстов, сборников пословиц, географических пособий и словарей.
Значение клинописи для мировой культуры
Клинопись шумеров получила широкое распространение и за пределами Месопотамии – для своих нужд эту письменность используют аккадцы, эблаитяне и хетты.
Около 1500 г. до н. э. жители Угарита используют клинопись для создания своей слоговой письменности, которая, скорее всего, стала основой финикийского письма, от которого, как известно, берет начало греческий алфавит.
В I тыс. до н. э. письменность Месопотамии заимствуют персы для создания своего парадного письма, несмотря на то что в этот период уже существуют более удобные системы письма – арамейская и греческая.
Несмотря на то, что во второй половине II тыс. до н. э., Ассирия и Вавилония приходят в упадок, месопотамская письменность остается жить и используется в качестве языка международного общения по всему Ближнему Востоку. Так, договор между царем хеттов Хаттусили III и египетским фараонов Рамсесом II составлен на аккадском языке.
Для чего нужна метеостанция домашняя ? Купить современное техническое решение и забыть о неверных прогнозах погоды.
Газеты, Интернет – стали неотъемлемой частью нашей жизни. Однако на заре цивилизации у людей не было столь широких возможностей, много информации приходилось хранить в уме. Поэтому изобретение письменности стало огромным скачком в эволюции человечества, революционным переходом на новую ступень, открывшим людям возможности записывать свои мысли, свой опыт для передачи его другим людям, да и просто необходимую в быту информацию. Процесс развития письменности длился не одно тысячелетие.
И.Фридрих в своей работе «История письма» выделяет следующие стадии развития письменности:
1. Предметное письмо.
Под предметным письмом подразумевается самая ранняя стадия эволюции письменности (можно сказать, протописьменность), которая была обусловлена потребностью фиксировать каким-то образом информацию о запасах пищи, утвари, количестве скота и боеспособных мужчин в первобытной общине. Для изображения предмета использовали непосредственно сам предмет, а для изображения вещей, трудных для непосредственной передачи, пользовались внешне похожими предметами. Например, иссохшее тело изображалось с помощью камня и кукурузных зерен, мрачное будущее – кусочком каменного угля и т.д. Фридрих приводит показательный пример такого письма: «по Геродоту (IV, 131 и сл.), Дарий, вторгшийся в страну скифов, получил от них «предметное» послание в виде птицы, мыши, лягушки и пяти стрел, которое, поразмыслив, Гобрий истолковал так: «Если вы не скроетесь в небе, как птицы, или в земле, как мыши, или в воде, как лягушки, то вам не скрыться от этих стрел». Таким образом, уже на такой ранней стадии было возможным «писать», хоть и пространные, но достаточно сложные послания.
2. Рисуночное идеографическое письмо
С появлением рисуночного письма сообщение отрывается от предмета и переносится на различные материалы для письма. На этой стадии человек стал изображать объект информационного сообщения, используя подручные материалы – камень, глину, дерево и т.д.
Эту стадию можно разделить на 2 этапа:
а) рисуночное письмо (т.н. пиктографическое)
б) идеографическое письмо
Пиктограмма (от лат. pictus - рисовать и греч. γράμμα - запись) - это схематическое изображение различных предметов и явлений. Например, для изображения крупного рогатого скота рисуется голова с рогами, для изображения человека –человеческая фигура, для изображения воды – волна.
Идеограмма (от греч. ’ιδέα - идея и греч. γράμμα - запись) - письменный знак , условное изображение или рисунок, изображающий некую идею, понятие. На этом этапе рисунок представляет не только изображенный объект, но и некое абстрактное понятие или действие, с ним связанное. Например, для передачи понятий «есть» или «еда» используется изображение человека, подносящего руку ко рту, или в письме ацтеков – лук и стрела символизирует войну, череп – смерть, плачущий глаз – вдовца.
Следует заметить, что на этой стадии письмо передает смысл сообщения, а не его звучание, то есть письмо еще оторвано от языка, письменность и язык развиваются автономно.
3. Дальнейшее развитие письма.
Постепенно происходит переход к фонетическому письму, то есть зарождается связь между письмом и языком. Сначала это выражается как закрепление за словами определенных идеограмм, так называемое словесное письмо. Позже оно преобразуется в слоговое и, в конечном итоге, звуковое (появление алфавита).
Для современного человека тот факт, что слова состоят из слогов и звуков, является само собой разумеющимся. Однако это не было так же очевидно для древнего человека. И.Фридрих пишет об этом так: «Усвоение отдельности звука, особенно согласного звука, дается человеку с большим трудом».
Довольно рано стало необходимым передавать на письме звучание слов, к примеру, имен собственных. Тогда появился так называемый звуковой ребус - это явление, когда вместо трудно изобразимого понятия рисуют схожее по звучанию, но неродственное по смыслу понятие. Например, если бы мы хотели предать на письме английское слово meet – встречать, а нарисовали бы кусок мяса (meat), схожий по звучанию, это и был бы звуковой ребус. Это был первый шаг к фонетическому письму.
Однако не стоит полагать, что эти стадии протекали линейно. Как правило, в ходе реального исторического процесса становления письма они комбинировались.
Пришло время обратиться к непосредственной теме нашей статьи – истории развития письменности на территории Древней Месопотамии.
Самые древние письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся примерно к 3300 году до н.э. В нашей хронологии это время относится к Протописьменному периоду. Давайте посмотрим, какие таблички дошли до нас с того времени.
Это табличка, относящаяся археологическому периоду Урук V (3500-3350 вв до н.э.). На табличке мы видим 2 типа клинописных знаков – круг и клин. Круг значил 10, клин – единицу. Мы можем предположить, что данная табличка использовалась для подсчета чего-либо, точнее для фиксации подсчитанного количества. Например, табличка могла играть роль своеобразной «накладной», в которой писалось сколько кто кому чего продал. То есть первые надписи были хозяйственные и административные.
Лайнарт этой таблички (рисунок).
Как мы видим, тут, помимо цифр, изображены разные предметы. Используя расшифровку cdli и шумерский словарик epsd давайте пофантазируем, что бы то все могло значить (Внимание! Далее идут неакадемические лингвистические фантазии!).
Вот какую расшифровку предлагает cdli:
@obverse (лицевая сторона) @column 1 (1 столбик) 1. , UTUA~a#? (1 рыба) 2. 3(N01) , NUN~b# (3 металлических объекта) 3. 1(N01) , UD5~a# (1 коза) 4. 1(N01)# , GUKKAL~a (1 овца) @column 2 (2 столбик) 1. , ZATU720# (неизвестно сколько кувшинов муки) @reverse (обратная сторона) @column 1 1. 6(N01) , ZATU720 (6 кувшинов муки) (прим. - если кто-то очень хочет досконально разобраться в синтаксисе расшифровки на cdli - Вам сюда )
Мы видим, что на табличке изображены некие предметы вместе с их количеством. Вполне возможно, что за 6 кувшинов муки было продано то, что изображено на лицевой стороне. Ведь изначально валютой служили продукты питания, в частности, ячмень, а деньги появились несколько позже.
Смотрим табличку периода Урук III (3200-3000 до н.э.)
(лайнарт)
@column 1 1. 1(N01) , SZUBUR 2. 1(N01) , |1(N57).SZUBUR| 3. 1(N01) , |2(N57).SZUBUR| 4. 1(N01) , U4 SZUBUR# 5. 1(N01) , KAB#? [...] 6. 1(N01) , ME~a |SILA3~axGARA2~a|#? SZUBUR 7. 1(N01) , RAD~a@g SZUBUR 8. 1(N01) , KU3~a# SZUBUR 9. 1(N01) , ZATU686~a BU~a SZUBUR 10. 1(N01) , BU~a SZUBUR
Этот текст относится к категории Lexical, это значит, скорее всего, школьный текст, использующийся для обучения письму. Мы видим, что все слова тут оканчиваются на 1 знак – shubur (в переводе, вероятно, «раб»). Это значит, человек, писавший данную табличку, просто заучивал все варианты слов со знаком shubur.
А вот Раннединастический период I-II (2900-2700 до н.э.).
Тут уже меньше рисунков.
А в периоде Раннединастический IIIa (ca. 2600-2500 BC) мы уже видим клинопись.
И что самое интересное, здесь выглядевшие ранее непривычно перевернутые на бок значки уже не выглядят так непривычно. Все предыдущие таблички по-хорошему нужно было смотреть, наклонив голову на бок налево. А затем написание в столбик неожиданно превратилось в написание в строчку. Как это произошло?
Попробуем нацарапать что-нибудь вроде шумерских кувшинов и овец палочкой на глиняной табличке. Со временем (если будем много этим заниматься) нам станет неудобно делать это, держа руку снизу. Это при условии, что мы правши. Рука будет уходить направо, и мы станем писать под наклоном влево, а потом и вовсе повернем табличку для большего удобства. Так оно и случилось. Кстати, по ходу, шумеры были поголовно правшами (во всяком случае, что касается клинописания).
А вот период Ур III (2100-2000 до н.э.).
Ну тут уже полноценная клинопись, никаких рисунков.
А вот Нео-ассирийская клинопись 7-го века до н.э.
Клинопись со временем упростилась настолько, чтобы можно было быстро писать довольно объемные тексты.
Вот на этой табличке мы можем наглядно увидеть, как развивалась клинопись от рисунков до простых значков.
Изначально клинопись создавалась для записи шумерского языка, в котором каждый знак мог обозначать либо некое понятие (идеограмма), либо грамматический элемент. Со временем месопотамцы приспособили ее для записи существовавшего в Месопотамии наравне с шумерским аккадского языка. Это был совершенно другой по структуре язык, восточносемитский по происхождению. И клинописные знаки обрели слоговые значения. Такие знаки называются силлабограммами. Для записи текстов на аккадском языке достаточно лишь 100-150 знаков клинописи, каждый из которых используется для фонетической передачи слогов. Однако в аккадских текстах встречаются и слова, заимствованные из шумерского и обозначающие понятия, их называют шумерограммами. Другой тип шумерских знаков в аккадской клинописи – так называемые детерминативы – по-видимому нечитаемые знаки, уточняющие чтение следующих за ними или предыдущих знаков. Например, детерминатив DINGIR (бог) обозначает, что после него идет имя бога.
Возникает вопрос, почему же тогда месопотамцы полностью не отказались от идеограмм в пользу слогового письма ввиду простоты такого письма (всего 100-1500 знаков), а продолжали использовать шумерограммы? И.Фридрих полагает, что виной тому служит привычка, сложившаяся не то что столетиями, - тысячелетиями, и от нее не так просто было отказаться, как и от любой традиции. А тогда, когда сложились все предпосылки к такому упрощению, оказалось проще перейти к буквенной письменности и арамейскому языку, распространенному уже на всей территории Ближнего Востока.
Тем не менее, клинопись была очень важным этапом в развитии письменности, и долгое время у нее не было достойных аналогов. Клинопись адаптировали для своих языков и другие народы Древнего Ближнего Востока: хетты, хурриты, эламцы и т.д. Также на основе клинописи были созданы две алфавитные системы письма: в Угарите и в ахеменидской Персии.