Вербное воскресенье. Всё о празднике
Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделя - Неделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название - Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе.
И мы заранее рассказываем об этом детям.
Вход во Иерусалим - рассказ для детей и про детей
Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно.
Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно - про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя.
В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях - чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки…
Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого - одного из двенадцати самых больших церковных праздников.
Приветствующие Христа дети - одно из чудес Священного Писания
Все наши церковные праздники, конечно, особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека - для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник - - особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети - одно из чудес Священного Писания.
Я как-то раньше не обращала внимания на это. Вроде бы и выросла сама в Церкви, и какое-то образование получила. А это чудо почему-то прошло мимо меня. То есть прошло бы мимо, если бы не святитель Иоанн Златоуст. В своих толкованиях на псалмы он подробно останавливается на всем известных словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3). То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Почему-то я воспринимала эти слова абстрактно, в общем - вроде как «всякое дыхание хвалит Господа». А ведь, оказывается, речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец.
Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, - заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех.
«Итак, велико и сильно это знамение.
…он <царь Давид> не сказал только: “младенцев”, - чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: “грудных”, - указанием на пищу определяя возраст их; не сказал только: “младенцев”, но прибавил: грудных, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.
Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к Царству Небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28: 3)» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 8) .
Так что наступающий праздник - действительно праздник малышей. И мы обязательно обращаем особенное внимание наших детей на этот факт. И так мы делаем этот праздник более близким, более понятным для детей. А скорее всего, не только для детей.
А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря», - призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная - и история неверности, история предательства.
Об этом можно поговорить со старшими детьми. Если есть о чем подумать - то подумать вслух, вместе со своими детьми, обсуждая с ними прочитанные или услышанные в храме проповеди об этом празднике. И так мы не столько детей научим - сколько сами еще раз что-то узнаем и осмыслим.
Когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя
Ведь когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя. Мы, пытаясь подготовить детей к празднику, таким образом и сами себя готовим, сами себя встряхиваем. Так вот потихонечку всей семьей приближаемся и к Церкви, и к празднику.
Лазарева суббота
Мы неспроста начинаем разговор о Вербном воскресении с истории Лазаря Четверодневного. Эти два праздника действительно очень тесно связаны. Все богослужение Входа Господня во Иерусалим пронизано памятью о чуде воскрешения Лазаря.
И вот уже вечером в пятницу шестой седмицы Великого поста, когда наступает день памяти Воскрешения Лазаря, мы поем тропарь Входу Господню во Иерусалим:
«Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во имя Господне».
А чтобы дети смогли вместе с нами петь этот тропарь, чтобы мы вообще могли спеть это праздничное песнопение, мы, как обычно, заранее готовим текст тропаря. Пишем эти слова по-церковнославянски, красиво (желательно, конечно, чтобы красиво, но это смотря кто пишет). Четко, крупными буквами, с красивой первой буквицей «О». Украшаем орнаментом или чем дети захотят. На этот раз из буквицы выглядывает ослик - тот самый, который «на себе Христа-Бога носил». И, конечно, вокруг пальмовые ветки или вербочки.
С помощью таких «поделок» дети и к празднику готовятся, и слова тропаря вспоминают (или узнают), и осваивают в какой-то мере церковнославянский. Этот тропарь вешаем рядом с иконами, будем петь его после вечерних молитв и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье. И будем петь вместо «Отче наш» перед едой. Так мы быстро его запомним. А главное - так мы будем постоянно возвращаться к памяти о том, что за события мы празднуем, чем живет сейчас наша Церковь. Вот так и получается, что церковный праздник приходит в наш дом и становится частью жизни, частью быта-бытия семьи.
А в саму мы утром читаем сегодняшнее Евангелие. Дети уже знакомы с сюжетом, поэтому можно почитать по-церковнославянски. И тогда вместо скупого: «Лазарь, выходи!» - мы услышим это мощное: «Лазарь, иди вон».
А еще, конечно, на Лазареву субботу мы едим рыбную икру. Не важно какую - красную, или мойвы, или минтая. Важно, чтобы это была икра. Ведь это не просто «послабление поста». Икра в этом случае играет ту же роль, что яйцо на Пасху. Ведь из икринки, из маленького шарика, по сравнению с живыми существами - мертвого, вырастает новая, живая рыбка. Это чудо рождения живого из мертвого как раз напоминает о событии Лазаревой субботы, о том, как Христос мертвого, уже «смердящего» (дети говорят: «совсем-совсем мертвого») человека воскресил, сделал живым.
И мы напоминаем об этом нашим детям. А еще читаем что-то за столом. Например, если почему-то не успели раньше, то лучше поздно, чем никогда, рассказываем и о воскрешении Лазаря, и о вхождении Спасителя в Иерусалим. А если все по плану, то читаем, например, житие самого святителя, друга Христова Лазаря. Или какие-то фрагменты из проповедей святых или современных батюшек об этом празднике. Но если что-то сюжетное, вроде того же жития, можно читать долго, целиком, то из проповедей не получается прочитать больше, чем пару фраз, пару абзацев. Это уже слишком непростая пища, которая, как лекарство, должна быть явно дозирована.
Мы вспоминаем воскрешение Лазаря - и уже готовимся к завтрашнему празднику. Самое яркое и веселое в этом - подготовка вербочек, наших русских веточек-ваий.
Обязательно проговариваем с детьми, почему мы готовим вербочки. Потому что Господа встречали именно ветвями. И с тех пор на этот праздник народ также встречает своего Царя-Спасителя красивыми ветками и также поет: «Осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне». В теплых краях люди готовят к этому празднику именно пальмовые ветки. Во многих странах этот день и называется «Пальмовое воскресенье» - Palm Sunday, например. А у нас пальмы растут в ограниченных количествах. И веточки наших деревьев весной - весьма неказистые и голые. Зато как раз сейчас распускаются вербочки красивыми пушистыми «зайчиками». Вот эти доступные нам красивые ветки мы и приносим в храм для встречи нашего Господа.
Напоминаем о других странах обязательно: это показывает детям христианскую культуру как культуру всего мира
Напоминаем о других странах обязательно. Это показывает нашим детям христианскую культуру как культуру всего мира, а не только как «наш русский народный обычай», «нашу народную веру».
Поэтому может быть интересным и уместным поискать вместе с детьми информацию в интернете о том, как встречают Пальмовое воскресенье в разных странах. Подумать, что в этих традициях оказывается сохранением христианской веры, а что - просто народными обычаями, иногда чуждыми нашей вере.
А если мы смотрим «как у них», то самое время вспомнить и о наших уникальных русских православных традициях. А таковые имеются. В первую очередь можно рассказать детям о «Шествии на осляти». Основной вариант этого «шествия» - настоящая «живая икона» празднику. Дело происходило в Москве, на Соборной, а позже - на Красной площади. Митрополит Московский или Патриарх, представляя собой живой образ Христа, садился на ослика. Этого ослика вел под уздцы царь, показывая свое смирение перед Христом. Дети пели «Осанна в вышних», люди постилали перед осликом свои одежды. Эта традиция оказывалась одним из основных и наиболее впечатляющих ежегодных действ в средневековой Москве.
Вспомнили о преданиях нашей родной старины - и вернемся ко дню сегодняшнему. А именно: подготовим наши вербочки, с которыми мы, как наши деды и прадеды, будем приветствовать вхождение Спасителя в Иерусалим.
Многие наши друзья в Лазареву субботу отправляются всей семьей в лес, на поиски красивых веточек. Отличный повод погулять всем вместе по весеннему лесу. Но у нас эти прогулки, к сожалению, получаются очень редко. К тому же почему-то вечно не везет: сплошные ивы попадаются, с зелеными ветками. А вот яркие темно-красные вербы с белыми или серо-белыми «хвостиками» все никак не встречаются. Поэтому у нас, диких людей, все происходит неинтересно и прозаично: покупаем уже готовые пучки этих красивых веточек. Берем немного (на каждого по пучку получается слишком дорого, да и зачем столько?). А дома разделяем все накупленное на нужное число букетиков. Перевязываем веточки лентами, каждому - свой цвет.
Однажды мы так и не смогли нигде найти вербу. И уже по дороге в храм купили цветы - раздали каждому ребенку по небольшому цветочку. Неделя-то как-никак «Цветоносная». А в храме один человек поделился с нами вербой, другой - и вот почти все дети оказались с вербочками.
Эти ветки освящаются в храме во время всенощной (вечером в субботу), а также в самый день праздника. Когда вербы освящают, все поднимают их над головами - как будто сад получается. Почти как на Троицу: в храме - деревья.
Иван Шмелев так описывает путь вербы в этот день: «Будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам… - поставят за образа и будут помнить». Кстати, воспоминания Шмелева можно почитать детям на ночь, вечером в субботу. Можно вспомнить и стихотворение Блока «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой». Это стихотворение и без всякого домашнего образования дети должны знать: его проходят по программе «Школа России» в начальных классах на уроках литературного чтения. А наши дети любят еще и петь его.
Как Шмелев, как и наш русский народ, мы ставим дома эти вербочки к иконам. Потом, на Пасху, украшаем этими вербами наши праздничные инсталляции: ставим на окошко, где выкладываем на травку крашеные яички, к нашему пасхальному дереву. Когда я начала ходить в храм сама, без родителей (это и обозначило недолгую пору моей «юности»), я положила свой маленький пучок вербы к подножию большого креста. Подумала: как будто я кладу эти ветки под ноги Христу, идущему на страдания в Иерусалим. А потом я пришла в этот же храм на двенадцать Евангелий, когда крест выносится на середину церкви. И я увидела этот свой букетик: его оставили там же, где я его положила. Для меня это было как будто Господь принял мои вербочки…
Правда, куда деть вербу после освящения, вопрос не первой важности. Важнее донести до детей смыл празднуемого события. После вечерних молитв мы прочитаем то Евангелие, которое будет читаться завтра на Литургии. На русском или на славянском. Главное - вообще прочитать. Чтобы еще раз подготовить детей к празднику, чтобы еще раз самим подготовиться и чтобы дети завтра встретили и поняли Евангельское чтение на богослужении.
Наутро в день праздника мы идем в храм.
И само пробуждение сегодня может быть особенным. По воспоминаниям Клавдии Лукашевич, детской писательницы начала XX века, детей в день праздника будили легким похлопыванием вербочек по щекам: «Верба хлест, бьет до слез!» Так и мы можем будить детей. Если, конечно, они не вскочат с кроватей еще до родителей. Одеваемся, торопимся. Не забываем приготовленную вербочку, которую на ночь ставили в воду.
Обычно в этот день, как и во всякий двунадесятый праздник, все причащаемся. А потом - домой. Где нас ждет праздничный стол. Особенный - рыбный, ведь сегодня снова послабление в посте. Как обычно, читаем что-то о празднике за столом, и, как обычно, совсем немного.
В этот день до революции (или, как говорила верующая бабушка академика Сахарова, - «в мирное время») в России проходили особые предпасхальные ярмарки. Как вспоминает Иван Шмелев, «великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой… так повелось от старины: к Светлому дню припасаться надо». Сегодня в России такие ярмарки - вещь более экзотическая, чем обычная.
Так что мы на ярмарки не идем, а дома проводим последнюю ревизию: все ли готово к празднику? Достаем все старые запасы: прошлогодние поделки, деревянные яички, собранные за годы нашей семейной жизни, все полотенчики, вышитые салфеточки, пасхальные надписи, пасочницы и формы для куличей. А еще пишем список, что нам нужно из продуктов к Пасхе. По возможности все, что только не портится, покупаем заранее, чтобы спокойно и без суеты провести Страстную седмицу. , я уже писала, и это совсем другая история.
Встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а милость Божия
А пока мы празднуем чудесный праздник входа Господня в Иерусалим, преддверие страданий и воскресения Христова. Празднуем его всей семьей, вместе с детьми. Чтобы потом вместе прожить и пережить грядущие великие дни страстей и смерти Спасителя. Чтобы потом вместе прийти к самому главному празднику года, к самому главному событию в нашей жизни и в жизни всего человечества - к Воскресению Христову. О чем мы и молимся все эти дни. Ведь встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а скорее милость, благословение Божие. Потому и бывает: все сделали вроде бы «правильно», а в душе нет радости, нет встречи с Богом…
Ведь разглядывать с детьми иконы, петь тропари, готовить букеты из вербы - дело нетрудное. Это только средства. Это подготовка. А задача - жить с Богом, войти в радость Господа своего. Вместе с детьми.
А это только Господь может нам дать. И вряд ли за то только, что мы привели детей на службу. Важно скорее то, как мы сами встречаем Спасителя - и сегодня, и всегда. И приходится напоминать себе, что не вербочки, не куличи и крашеные яички, не праздничные платочки и даже не вычитанные правила нужны нашему Спасителю, а сердце наше, сокрушенное и смиренное. Которое Бог не уничижит и которому даст Свою благодать. Благодать, которая и наших деток покроет, и нас вразумит. Ведь только с Божией помощью мы сможем действительно войти в праздник, войти в Церковь и привести к Богу наших деток.
Службы в храме на Вербное воскресенье 2018 года будут проводиться 1 апреля, в актуальную дату праздника. Это торжественные литургии, после которых происходит обряд освящение букетиков вербы. В праздник верующий человек обязательно должен сходить в храм, чтобы помолиться, принять участие в торжественной литургии и просто насладиться красотой этого замечательного дня.
Вербное воскресенье - так праздник назывался издавна на Руси, хотя в южных странах или, например, в католической церкви, он называется Пальмовое воскресенье. Установлено событие в честь торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, где его встречали как царя после событий субботы - воскрешение из мертвых праведника Лазаря.
Также читайте материалы по этой теме:
В честь приема столь важного и долгожданного человека, жители Иерусалима вышли встречать его помпезно - в пальмовыми ветками, которые клали с обеих сторон под ноги ослика, на которой ехал Иисуса. Вот так день и получил название Пальмовое воскресенье, но на Руси пальмовые листья ни летом, ни весной не найти, поэтому люди собирают вербу и другие веточки ранних деревьях в праздничные радостные букетики, которые и стали символом этого торжественного дня.
Итак, главным материальным символом праздника является букетик вербы, что касается символизма Вербного воскресенья, то о нем рассказывают во время проповеди после службы. Каждый священник к этому праздничному дню готовит свою проповедь, но в общем и целом они говорят о том, что встречать Господа и впускать его в свою жизнь нужно не только в дни больших церковных праздников, но и каждый день.
Веточки вербочки, окропленные святой водой на службе в храме, имеют целительную силу. Букетики принято хранить дома весь год, без воды они сохраняют свой первоначальный внешний вид. О том, какими целебными свойствами обладает верба, принесенная со службы в храме в Вербное воскресенье, написано в заключительной части этого материала, пока же хочется поговорить о том, когда вербу освящать.
На самом деле, уже вечером в Лазареву субботу в храмах проводится освящение вербы, но это можно будет сделать и после утренней службы непосредственно в Вербное воскресенье. Так что, тут каждый верующий решает, когда удобнее спокойно пойти в храм, чтобы отпраздновать эти прекрасные события праздничной субботы и воскресенья накануне Великого поста до наступления .
Важно! Первое освящение вербы происходит именно после вечерней службы в . Считается, что когда служба ночью окончена и священник освятил вербочки, началось Вербное воскресенье. Всю службу нужно стоять с зажженными свечками.
Праздник Вербное воскресенье встречают тихо и мирно дома в семейном кругу. Все таки, идет Великий пост, когда развлечения и большие сборища еще под запретом. Кроме постных блюд на стол в этот праздник можно ставить рыбу.
Что делать дома с освященной вербой:
- Если слегка побить букетом по разным частям тела, это обеспечит здоровье на весь будущий год. Люди издавна верят, что человек станет таким же сильным как верба.
- Чтобы найти наконец-то верное решение для важного дела нужно скушать почку вербы.
- Хранить освященный букет нужно рядом с иконами дома в течение всего года. Если кто-то заболеет, то нужно будет оторвать от веточки почку и дать больному скушать.
- Если в этот праздничный денек думать о молодом человеке, то на Руси было суеверие, что он обязательно придет.
- В день праздника можно посадить комнатное растение, чтобы обеспечить себе богатство и привлечь в жизнь деньги. Но тут есть один нюанс: если цветочек завянет за неделю, то человеку всю жизнь жить в скромном финансовом состоянии, так что, в этот период посвятите определенный уход своему растению.
Все эти, конечно, народные приметы и суеверия, а вот что обязательно нужно сделать
Читать праздничные богослужения начинают обычно накануне в Лазареву субботу, которая предшествует празднику. Обычно в храмах с 15 до 16 часов начинается двухчасовая служба, посвященная воскрешению Лазаря. Именно в это время в конце богослужения начинают читать песнопения к Вербному воскресенью. На следующий день в большинстве храмов проходит утреннее богослужение с 8 утра до 10 или 11 часов. Точное время зависит от расписания прихода и его можно узнать в церкви. Вот как будет проходить вербное воскресенье 2019: служба в храме.
В субботу идти или воскресенье
Обычно верующие люди стараются посетить службу в утреннее и вечернее время. Однако реально это возможно только для неработающих пенсионеров, которые могут планировать свободно своё личное время. В зависимости от священника и правил, которые он устанавливает в приходе, стоит посетить храм вечером, чтобы освятить вербу. Однако нужно узнать заранее, так как не во всех храмах это возможно.
Утром на вербное воскресенье стоит идти обязательно. Обычно прихожане, посещающие вечернюю службу, совершают исповедь, чтобы утром принять причастие. По церковным канонам считается, что вечером перед причастием обязательно нужно стоять службу в храме. Чтобы утром прийти на исповедь. Однако в некоторых храмах священник исповедует в ранние утренние часы до начала службы, поэтому причастники приходят на полчаса раньше или даже в более раннее время. После богослужения священник начинает говорить, в какое время стоит освещать вербу. Однако в некоторых храмах это можно сделать и в субботу накануне. Но это делают не всегда. Поэтому лучше поинтересоваться на рабочей неделе, во сколько и когда будет освящение вербы, чтобы приготовить её заранее.
Больным, работающим людям, которые в перерыве зашли в храм, не обязательно полностью стоять службу. Достаточно просто купить свечу и поставить её перед иконами, немного помолиться и уйти. Это не будет считаться грехом. Однако те, кто постоянно посещает храм, обычно стараются стоять всю службу утром и вечером. Так что им не обязательно знать, идти в храм в субботу или воскресенье.
Что это даёт
В храме с молитвами обычно происходят различные чудеса. Однако священники не советуют увлекаться ими, так как в некоторых ситуациях быстрого улучшения жизни не наступает. Особенно, если человек задумал или делает что-то плохое, не угодное высшим силам. Иногда храм и богослужение помогают людям найти ответы на волнующие вопросы, однако для многих людей часто посещение богослужения, даже искренняя молитва не помогают в решении проблем, и они перестают посещать храм. На самом деле на службу ходят не для того, чтобы бог помог разрешить трудную ситуацию, а ради внутреннего освящения духи. Проникаясь молитвами, человек невольно начинает подсознательно искать выход из трудной ситуации, переосмысливать свою жизнь и верить в себя. Именно это придаёт ему уверенности в своих силах, поэтому в жизни наступает просветление и ощущение счастья, взаимности в любви.
В некоторых ситуациях вера помогает преодолеть даже колдовство. Известно, что магия имеет действие на душу человека и нечистая сила, различными способами старается ему вредить. Одним влияние колдовства, порчи приходит через сновидения, другие начинают пить и предаваться всяким грехам. Многие даже из-за колдовского воздействия могут покончить собой. На церковном языке такое явление называется беснование и только при помощи молитвы и усилий самого человека оно лечиться. Хотя часто оставляет травмы на всю жизнь. Поэтому церковь призывает посещать службу, по возможности, в вербное воскресенье, чтобы очиститься и приобрести иммунитет к злой силе.
После службы не забудьте поздравить всех, придя домой, можно своим знакомым и друзьям написать красивые смс, а поздравления выбрать
Bepбнoe вocкpeceньe выпaдaeт в 2017 году нa 9 апреля. Оно всегда отмечается ровно за неделю до праздника Светлой Пасхи.
Это день, когда Сын Божий вошел в Иерусалим, поэтому другое его название - "Вход Господень в Иерусалим". Произошло это событие после того, как Иисус воскресил Лазаря.
Традиции
Главный атрибут праздника - вербовые освященные веточки, которые должны простоять целый год как символ принятия Христа и Его великой жертвы.
Накануне, в субботу вечером, православные христиане с ивовыми или вербовыми веточками идут в храмы и церкви на Всенощное бдение. Сразу после прочтения 50-го псалма Евангелия, священнослужители окропляют ветви вербы святой водой. После этого прихожане с зажженными свечами стоят до конца праздничной службы в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.
На следующий день люди вновь идут в церкви и повторно освящают вербовые ветви. Также в этот день в церковь могут прийти с веточками и те, кто не смог попасть на субботнюю вечернюю службу.
В Вербное воскресенье проходит Литургия Иоанна Златоуста. Это тихий праздник, который лучше провести в кругу семьи. В этот период все еще идет Великий пост, а впереди христиан ждет самая строгая неделя поста – Страстная седмица.
Пост и запреты
В этот день можно полакомиться вкусными блюдами, а малышей порадовать сладостями. Но не стоит забывать, что праздник приходится на период Великого поста, то есть молочные и мясные продукты не стоит ставить на праздничный стол. В этот день можно есть рыбу и выпить немного красного вина.
В Вербное воскресенье нельзя работать, ругаться и обижаться. Считается, что ветки вербы, которые собрались нести в храм на освящение, нужно срезать лишь с молодых деревьев, на которых еще нет засохших веток и повреждений. При этом нельзя брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Не рекомендуется брать ветки с деревьев, которые склоняются над водой: старину люди верили, что по ночам на таких ветвях могли отдыхать водяные и русалки.
Обряды и заговоры
Веткам вербы наши предки издавна приписывали целительные и магические свойства. Освященная верба считалась оберегом для всей семьи: ее веткой прикасались к близким людям, желая им здоровья и счастья.
В Вербное Воскресенье знахари делали из вербы различные отвары и порошки от самых разных болезней на весь последующий год. В те времена именно так и лечились от многих болезней.
Есть такой обряд, когда после церковной службы придя домой люди, бьют друг друга вербными ветками и приговаривают: "Не я бью, верба бьет. Будь здоров как вода и богат как земля" или "Верба хлест - бей до слез. Будь здоров как верба" и др. Смысл обряда в том, чтобы пожелать близкому человеку здоровья и благополучия. Многие люди верят, что после подобных обрядов к человеку придет здоровье, сила и благополучие.
В Вербное воскресенье принято похлопывать маленьких деток пучками вербы, которые были освящены в храме, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Вербными ветками украшают стоящие в доме иконы. Этот обряд должен принести счастье, благополучие и здоровье каждому обитателю дома.
Также считается, что целебными свойствами обладает и вода, в которой стояли ветки освященной вербы. В такой воде купали больных детей, уверенные, что болезнь после этого отступит. Мужчины в этот день носили почки вербы в качестве талисмана для придания физической силы, а девушки – для помощи в зачатии ребенка.
Если же в этот день будет теплая и ясная погода, то вся деревня готовилась собирать хороший урожай фруктов. Если же "на Вербной мороз – яровые хлеба хороши будут".
В Вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу. Для этого рано утром находили молодую вербочку, ломали на ней небольшую веточку и говорили приворотные слова: "До тех пор, пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь". Эту веточку вербы хранили в доме за иконами.
Приметы и суеверия
Согласно древним преданиям, в этот день никто не выгонял скот на улицу: люди верили, что его обязательно испортят злые духи. Девушки в Вербное воскресенье обязательно расчесывали волосы, приговаривая: "Вода, иди в землю вместе с головной болью". А затем клали расческу в воду и поливали этой водой вербу.
Также девушки, которые хотели выйти замуж за конкретного парня, весь день, с утра и до самого вечера, думали именно об этом парне.
А чтобы увеличить свой достаток, наши предки сажали цветок или же пересаживали комнатные растения. Считалось, что такие растения и приносят богатство в дом. Если же цветок завянет, то никакой прибыли не будет, а наоборот, вскоре ждут большие финансовые потери. Поэтому за таким цветком тщательно ухаживали.
С Вербной неделей, особенно с последними ее днями связано много примет на погоду и будущий урожай. В старину верили, что какой ветер дует в Вербное воскресение, такой будет и все лето.
Вербное воскресение — великий праздник, в который христиане вспоминают торжественный вход Господень в Иерусалим, за которым последовали Его крестные страдания. В 2018 году Вербное воскресенье выпадает на 1 апреля.
Этот праздник не имеет определенной даты празднования в церковном календаре — его отмечают в последнее воскресенье Великого поста, за неделю до Светлого Воскресения Христова.
Великий пост в 2018 году начинается 19 февраля и продлится до 7 апреля включительно, а 8 апреля православные христиане будут праздновать Светлое Воскресение Христово.
Вербное воскресенье — один из двенадцати главных праздников православной церкви — важное событие последних дней земной жизни Иисуса Христа до распятия на Кресте. В христианской традиции этот день считается символом будущего воцарения Бога.
Евангелие
Именно в этот день Иисус, как это подробно описывается во всех четырех Евангелиях, въехал в Иерусалим, как царь. По древнему еврейскому обычаю, цари и победители въезжали в Святой город на конях или ослах, а народ встречал своих правителей приветствиями и пальмовыми ветвями.
Во исполнение пророчества Ветхого Завета Иисус тоже торжественно въехал в Иерусалим на молодой ослице, тем самым подчеркнув, что народу явлен новый царь-спаситель и долгожданный Мессия.
У ворот Иерусалима в селении Вифания Христос попросил своих учеников найти ему молодую ослицу, на которую никто из людей никогда не садился. И когда Сын Божий въехал на ней в город, толпа возликовала.
© photo: Sputnik / Сергей Кузнецов
Аукцион вещей Дома Романовых "Искусство, принадлежавшее царям"
Люди снимали с себя верхние одежды и бросали их под ноги, устилая ими дорогу, чтобы воздать честь Христу. Молва о чудесах, совершенных Иисусом, о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла и до Иерусалима.
Люди устилали его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Жители Иерусалима видели Мессию царем-освободителем, победителем захватчиков.
Однако иудейские первосвященники, в отличие от народа, были не рады Иисусу. И сам Христос знал об участи, которая готовилась ему, знал, что этот путь ведет его к Кресту и Голгофе.
Церковное почитание этих событий восходит к глубокой древности. Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился — в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем. Это объясняется тем, что пальма - южное дерево и растет она далеко не везде.
Поэтому пальмовые ветви у христиан были заменены на ветки вербы, ветлы, ивы, самшита или других деревьев, произрастающих в стране празднования и расцветающих в начале весны.
Бзоба
В Грузии Вербное воскресенье называется Бзоба. В этот день по традиции освящают ветки вербы и колхидского самшита (бза — по-груз.) и во всех храмах проводятся торжественные богослужения.
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Колхидский самшит занесен в Красную книгу, поэтому Патриархия Грузии уже несколько лет в преддверии праздника призывает население не уничтожать растение, а выращивать его самостоятельно.
В связи с этим, к Вербному воскресенью уже не первый год в саженцевых хозяйствах и рядом с церквями продается достаточное количество специально выведенного самшита.
Церковные традиции
В православных церквях в субботу перед Вербным воскресеньем проводится всенощное бдение. Верующие в этот вечер идут на службу с вербными ветками в руках и стоят с зажженными свечами до конца служения, в честь входа Господня в Иерусалим.
После чтения Евангелия священники совершают каждение (благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами) вербы, читают молитву и окропляют ветви Святой водой. Освящение веточек вербы в церкви — главная традиция Вербного воскресенья.
Посетить службу и освятить свои веточки вербы могут все желающие и в Вербное воскресенье. Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью — Воскресение Господне. Поэтому, освещенные веточки хранят целый год как символ единения с жертвой Иисуса Христа.
© AFP / THOMAS COEX
Прошлогодние веточки вербы выбрасывать на помойку нельзя - их следует сжечь. В Грузии священнослужители призывают верующих делать это в своих дворах. Жители Грузии по традиции несут сухие веточки самшита к церквям, но их бывает насколько много, что служители церкви не справляются.
Народные обычаи
С Вербным воскресеньем связано много народных традиций, обычаев и обрядов. Согласно одной из них, которая существовала на Руси с давних времен - на рассвете в Лазареву субботу люди отправлялись собирать вербу.
Кстати, выбирая ветви, предпочтение отдавали молодым деревьям, на которых еще нет засохших веток и повреждений. В тоже время нельзя было срезать к празднику ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем.
Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Ветвями освященной вербы украшали иконы, их развешивали по углам комнат.
Очень часто в этот день устраивались так называемые вербные базары, где продавали множество товаров и устраивали разные игры и развлечения. Одним из основных обычаев таких ярмарок продажа вербных херувимов — ветки вербы, украшенные ангелами.
Как и во все великие церковные праздники, так и в этот день нельзя работать, поэтому женщины заранее готовили и убирались в доме. Хозяйки к этому дню пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
По традиции, праздник нужно провести в кругу близких и родных, в тихой и спокойной обстановке, потому что еще идет Великий пост, а с понедельника - начинается Страстная неделя, последняя перед Пасхой. В 2018 году Страстная неделя начинается с 2 апреля.
© photo: Sputnik / Виталий Белоусов
Вербное воскресенье не только торжественный и светлый праздник, но и грустный и трагичный день. Ведь, в действительности все те, кто приветствовал Иисуса Христа в Вербное воскресенье, уже через несколько дней бросали в него камни с криками ярости, требуя его распятия.
Поэтому в этот день необходимо молиться, думать о Боге, очистить свою душу и подготовиться к празднованию Светлого Воскресения Христова.
Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы. Чтобы никакая хворь и болезнь не прицепилась, люди проглатывали почки освященной вербы.
Этот обряд использовали и для привлечения удачи в новых начинаниях. Многие в те времена перед тем, как начинать какое-то важное дело, съедали несколько почек вербы.
Женщины, у которых не было детей, носили амулеты из вербовых почек. Чтобы потомство было здоровым, веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.
Освященную вербу использовали также при первом выгоне скота. Затем вербу или "пускали на воду", или втыкали под крышу дома для того, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой вовремя возвращалась, а не блуждала бы днями по лесу.
Приметы
Люди с древних времен верили в приметы — освященными ветками вербы прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми.
В различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней, добавляли растолченные высушенные почки вербы. Почки иногда добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. А из раскрывающихся почек делали вербную кашу.
© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov
В древности люди сажали цветок или же пересаживали комнатные растения, чтобы увеличить свой достаток. За цветком тщательно ухаживали и оберегали его, так как верили, что, если он завянет — ожидаются серьезные финансовые потери.
Девушки, которые хотели выйти замуж за конкретного парня, весь день, с утра и до самого вечера думали о нем. Ее мысли каким-то образом передавались этому парню и вечером он приходил к ней, чтобы позвать погулять.
Когда же начинался посевной сезон, то на поле обязательно втыкали в землю ветки вербы. В старину верили, что это способствует богатому урожаю, и спасает его от напастей.
Люди считали, что верба не только исцеляет и придает физическую силу не только человеку, но и скотине. Поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных.
По примете, в Вербное воскресенье на улицу не выпускают домашнюю птицу, так как бояться, что ведьмы и другая нечисть, могут ее испортить.
Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освященная веточка вербы, не попадет молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдет на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.
Если на Вербное воскресенье идет дождь — ждите хорошего урожая. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы.
Материал подготовлен на основе открытых источников