Убежденный фаталист - кто это.
Может ли человек самостоятельно строить свою судьбу и выбирать себе будущее? Или он лишь пешка в игре, где все ходы расписаны заранее, а итог предрешен? Тренеры по личностному росту, не сомневаясь, скажут, что человек делает себя сам. Фаталисты убеждены в обратном.
Фаталист – это человек, верящий в судьбу. В то, что будущее предопределено свыше, и повлиять на него невозможно. Слово это происходит от латинского fátalis (определенный судьбой), fatum (судьба, рок). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.
С точки зрения фаталиста человек, как поезд, двигается по определенному судьбой маршруту от станции к станции, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с маршрута. А расписание заранее составлено высшими силами и соблюдается неукоснительно.
Фаталист убежден в том, что «чего быть, того не миновать», и это накладывает на его мировоззрение определенный отпечаток:
- Такие люди не ждут от будущего ничего хорошего. Поэтому слово «фаталист» иногда используется как синоним к «пессимисту», убежденному в том, что дальше будет только хуже;
- Отрицая свободу воли, фаталист не верит в человека и его возможности;
- Зато и об ответственности за поступки с человека снимается – ведь, если все его действия предопределены свыше, то человек лишь инструмент в руках судьбы и не может отвечать за свои действия;
- Вера в гороскопы, хиромантию, предсказания и пророчества, попытки тем или иным способом «заглянуть в будущее» – также черта фаталистического мировоззрения.
Примеры фатализма
В античной культуре
В мировоззрении древних греков понятие судьбы и неотвратимого рока играли основополагающую роль. Сюжет множества античных трагедий строится вокруг того, что герой пытается «обмануть судьбу» – и терпит неудачу.
Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» родители героя после пророчества о том, что их ребенок собственноручно лишит жизни отца и женится на собственной матери, решают убить младенца. Но исполнитель приказа, пожалев малыша, тайно передает его на воспитание в другую семью.
Повзрослев, Эдип узнает о предсказании. Считая своих приемных родителей родными, он уходит из дома, чтобы не стать орудием злого рока. Однако в пути он случайно встречает и убивает родного отца – а спустя некоторое время женится на его вдове.
В литературе
Самым известным описанием фаталистического мировоззрения можно считать главу «Фаталист» из романа Лермонтова «Герой нашего времени». В центре сюжета – спор двух героев, Печорина и Вулича, о том, властен ли человек над своей судьбой.
В рамках спора Вулич приставляет к собственному лбу заряженный пистолет и нажимает на курок – и пистолет дает осечку. Вулич использует это как сильный аргумент в споре о том, что человек не может распоряжаться своей жизнью даже в стремлении к смерти. Однако в тот же вечер его случайно убивают на улице.
Ф. повсеместно распространён на заре культуры; позднее он выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя , позднее Возрождение и т. д.- вплоть до астрологич. увлечений в бурж. обществе 20 в. ) , подвергается переосмыслению в иррационалистич. философии жизни (Шпонглер) и у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма) . Теологич. Ф., согласно крому ещё до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других - «к погибели», получил особенно пос-ледоват. в исламе ( джабаритов, 8-9 вв. ) , в некоторых христ. ересях средневековья (у Готшалка, 9 в. ) , в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная православия и католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение тео-логич. Ф. с рационалистическим наблюдается у Пли-фона. Рационалистич. Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма (напр., учение Лапласа о неогранич. возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в наст. ) . Поздний и философски бессодержат. вариант рационалистич. Ф.- о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследств. биологич. конституцией (Ломброзо) , модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые формы Ф., противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о свободе и необходимости в обществ.-историч. процессе.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
ФАТАЛИЗМ
(от лат. fatalis – определенный судьбой)
Г. Батищев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия
ФАТАЛИЗМ
ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis - роковой, предопределенный) - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.
В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в всемогущее божество, судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм, основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая , заранее предопределил его судьбы, что нашло в исламе (доктрина джабаристов) и христианстве (августинизм, протестантизм).
В классических формах фатализм предстает в античной культуре, вырастая из мифологических представлений о роке, господствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (ср., напр., Софокл, “Царь Эдип”, “Эдип в Колоне”). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь. В трагедии Эсхила “Прометей Прикованный” (105) Прометей говорит: Ведь я и Предвидел все грядущее, и нет мире господствует (см. Необходимость и случайность), обусловленная всеобщей причинностью и отсутствием случайности. В то как единичные модусы подчиняются внешней причинности, в роли всеобщей причины для всей совокупности модусов выступает непосредственно , являющаяся причиной и самой себя.
Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складывается причинно-механическая , принимающая всеобщую как неоспоримый . Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, “во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его есть химера” (Здравый . М., 1941, с. 60).
Фатализм нашел своеобразное проявление в теории “вечного возвращения” Ф. Ницше, восходящей корнями к античной мифологии. Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, человеческой свободы и ответственности (Н. А. Бердяев, Ж. П. Сартр). Помер видел в историцизме, обосновывающем закономерную неизбежность тех или иных исторических процессов, разновидность фатализма. Т. н. бытовой фатализм представляет собой реакцию человека на свое бессилие перед лицом противостоящего ему мира.
Лит.: Карпенко А. С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ . М., 1990; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. М., 1995; Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1995; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Березовский Г. В. От Монтеня к Гольбаху. М., 1996; Cioffäan V. Fortune and Fate from Democritus to St. Aquinas. N. Y, 1935.
К. Е. Новиков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Синонимы :
Смотреть что такое "ФАТАЛИЗМ" в других словарях:
фатализм - а, м. fatalisme m. Вера в предопределение, неотвратимую судьбу. БАС 1. Предопределение fatalisme, которое впрочем замечается в одной речи Спасителя, когда он говорит об Искариотском. 1808. В. А. Озеров А. Н. Оленину. // РА 1869 5 133. Проходя по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (ново лат. с греч. окончанием, от лат. fatum рок, судьба). Философское мнение, приписывающее все события человеческой жизни слепому предопределению; судьба, рок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Фатализм - (лат.fatum – тағдыр, fatalis – жазмыштық) ; 1)табиғатта, қоғамда және әрбір адамның өмірінде оқиғалардың жоғары ерікпен, жазмышпен (рок), тағдырмен алдын ала анықталатындығы туралы философиялық концепция; 2)осы концепцияға сәйкес жүріс – тұрыс… … Философиялық терминдердің сөздігі
Муж., лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности.… … Толковый словарь Даля
В народе существует грубоватая поговорка: «Рожденный повеситься - никогда не утопится». Она как нельзя лучше передает сущность фатализма: веры в предопределенность всех происходящих в мире событий.
Убеждение в том, что любые факторы не зависят от человека и его воли, а заранее запланированы где-то, серьезно современным обществом не принимается. Но… С одной стороны, мы уверены, что фатализм - это совершенно устаревший взгляд на вещи. Мы прекрасно понимаем спонтанность собственного творчества, непредсказуемость научных изысканий. С другой стороны, мы очень хорошо знакомы с бытовым проявлением этого понятия. Это либо убеждение в том, что ваша инициатива ни к чему хорошему не приведет, либо неверие в ее благополучный исход и результаты. Однако вера в фатум существует не только на бытовом уровне. Философский и религиозный фатализм возникли, вероятно, вместе с появлением человека как личности. С этих точек зрения это означает веру в бессилие человека перед Вселенной, Богом, силами природы. Предопределенность бытия - сущность фаталистического взгляда на природу вещей.
Основные течения фатализма
Религиозный - вера в судьбу, божественное предопределение. Такая вера свойственна адептам всех абсолютно религий. Она не допускает других воззрений.
Философско-исторический - вера в то, что природа и жизнь развиваются независимо от воли и деятельности людей. Неверие в волю человека, его способность изменять мир, в человеческую инициативу. Коротко положения можно сформулировать так: нельзя избежать катаклизмов (войн, катастроф и т.п.), для каждого неотвратимого события существуют объективные причины, следовательно, воля человека - ничто.
Фатализм - это хорошо или плохо?
Учение о фатуме начало распространяться по миру в античные времена. Есть люди, для которых и сегодня он - основа жизненного развития. У евреев существует понятие фатума и жребия. Иудаисты, правда, считают, что все предопределено, но существует выбор. В исламе понятие «кадар» указывает на то, что все в мире творится по справедливой воле Аллаха и только его. Индуисты верят в Дхарму: считается, что «грязная» карма будет бесконечно водить грешника по миру, заставляя его, перерождаясь, вновь и вновь «отрабатывать» свои грехи, в то время как «чистая» карма завершает круг перерождений. Аналогичные понятия есть в буддизме, китайской, японской и других философиях. Для верящих в судьбу или верующих в Бога людей фатализм - это соединение факторов действий Всевышнего и поступков человека, как предопределенного следствия этих сил. Понятие фатализма очень удобно некоторым категориям людей. Все свои жизненные неудачи, отсутствие инициативы можно списать на предопределенность жизненного бытия. Фатализм - это вера в то, что жизнь представляет собой уже завершенную машину, а люди - обычные винтики в ней. С этой точки зрения герои, инициативные люди, все стремящиеся к прогрессу - обычный расходный материал, дорожить которым не стоит. С этой точки зрения можно оправдать и терроризм, и детоубийство, и любые другие преступления. «Так определила судьба». А кто может пойти против того, что давным-давно предопределено? Фатализм полностью нивелирует понятия «личность», «добро», «зло», «творчество», «новаторство», «героизм» и многие другие.
Наша жизнь полна различными событиями. А задумывался кто-нибудь, почему они происходят? Может быть, мы сами строим свое будущее? А если, все же, кто-то свыше руководит нами?
Фаталист - это человек, отдавший себя во власть судьбы
Слово «фаталист» сейчас редко используется в обиходе, и не каждый человек знает его значение. Для общего развития это определение необходимо понимать, чтобы не оказаться невеждой в нестандартной ситуации.
Многие словари трактуют это слово по-разному, но его суть от этого не меняется. В общем понятии фаталист - это человек, который верит в свою судьбу и всячески на нее полагается. Он считает, что все в его жизни предопределено заранее, и от его решения ничего не зависит.
В переводе с латинского fatalis - роковой, а если обратиться к английскому языку, то там можно найти похожее слово fate, перевод которого - «судьба».
В словарях различных авторов значение слова фаталист трактуется по-разному, но главная суть остается одна. По определению Т. Ф. Ефремовой, фаталист - это человек, верящий в фатум, неотвратность судьбы; эта вера основана на стойком убеждении, что все в этом мире предопределено заранее, и мы не в силах изменить свою судьбу. В. Даль в своем определении добавляет то, что фатализм является основой ислама; фаталисты категорически отрицают свободу воли человека; автор считает, что вера фаталиста губительна для нравственности.
Фатализм и общество
Фаталистические представления начали развиваться еще в народных мифологиях, считалось, что каждому предназначена своя участь, и она неизбежна. Позднее стало развиваться понятие о судьбе и роке. Люди были уверены в неизбежности всех происходящих с ними событий, они считали, что никто не в силах этому помешать. Геродот своей фразой дает этому подтверждение: «Того, что должно случиться по воле божества, не в силах отвратить человек».
Православная вера считает фатализм мифом, так как рок отрицает свободу воли человека. Исходя из мировоззрения фаталистов, человек не несет ответственности за свои поступки. Он просто становится сторонним наблюдателем за событиями, происходящими в его жизни, и не прилагает никаких усилий для того, чтобы на них повлиять.
Исторический фатализм говорит о том, что все события, происходящие в мире, заранее предопределены, и все попытки и усилия людей изменить их ход напрасны.
Вера в судьбу
Фаталист - это человек, полностью отдающий себя во власть судьбы. При некоторых обстоятельствах эта вера ему помогает: например, если человек идет в бой, он знает, что если ему суждено выжить, то ни одна пуля его не зацепит; если суждено умереть от чумы, никакая санитарные меры предосторожности его не спасут.
Фаталисты верят в то, что их воля и все, происходящее с ними, подчинено некой высшей силе, которая направляет все их действия, и они не в силах что-либо изменить.
В современном обществе все большее количество людей верит в то, что их судьба предопределена, и не стоит строить планы на будущее. Если же желаемое осуществляется, значит, так было задумано заранее.
Верить в судьбу или нет - это каждый должен определить для себя сам, независимо от того, считает ли он себя фаталистом.
– Владыка, мне бы хотелось, чтобы Вы ответили на вопрос одного нашего очень внимательного пятнадцатилетнего читателя Пети Б. из Москвы. «В своих беседах Вы часто подчеркиваете, что человек не марионетка в руках Бога, что Бог никогда не лишает человека права выбора, – пишет Петя. – Но тогда скажите, что в жизни неизбежно, что в ней предопределено, а что нет? И что же такое фатализм?»
– Фатализм – это миф, это идол неизбежности. Ведь рок или фатальность – это то, что отрицает свободу воли человека, а значит, и ответственность за его дела и поступки. Это состояние, когда человек заранее себя обрекает на роль пассивного наблюдателя за событиями. Но ведь это только кажущаяся безответственность – на самом деле человек всегда ответствует за бездеятельность, потому что есть Высший суд. Это не суд в привычном понимании, когда человека судят по свершенному им, это суд нравственный, который определяет то, что человек мог бы сделать, но не сделал. Это как в притче о талантах, рассказанной Христом Своим ученикам. Один человек, «отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе… Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также получивший два таланта приобрел другие два, получивший же один талант, пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф. 25. 14– 18). Когда же хозяин вернулся, он потребовал от своих рабов отчета: «получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю». (Мф. 25. 19 – 21). То же про изошло и с рабом, которому господин дал два таланта. И вот подходит тот, кому он дал один талант, и говорит: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и убоявшись, пошел и скрыл талант своей в земле; вот тебе твое» (Мф. 25. 24–25). Он закопал свой талант из страха, вот его логика: я боюсь, что я его потеряю, а господин с меня потом спросит, поэтому лучше ничего с ним не делать, а просто закопать. И дальше Христос рассказывает о том, как поступает господин: «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с при былью». (Мф. 25. 26–27). И дальше он поступает, казалось бы, несправедливо – он забирает талант и отдает его уже имеющему десять талантов – «ибо всякому имеющему даст ся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25. 29).
– Почему так, казалось бы, несправедливо?
– Потому что когда человек преумножает то, что Бог ему дает – а нам всем что-то дается, то он вкладывает в это свое умение, свои силы, идет на риск, это не бездействие, это путь навстречу Богу. Такой человек становится соработником Бога. А вот фатализм – это бесплодное существование, когда человек, во-первых, не берет на себя никакой ответственности, во- вторых, отрицает, что его воля может проявляться и способствовать появлению какого-то нового качества, и, в-третьих, фатализм – это идол неизбежности, когда человек начинает поклоняться тому, что он ничего не может изменить. Многие порой даже не осознают, что они грешат фатализмом, грешат тем, что не желают активно участвовать в этом мире.
– А в чем отличие та кой бездеятельной позиции от ситуации, когда человек полагается на волю Божью?
– Это совершенно разные вещи. Положиться на волю Божью – это ждать, что Бог ответит на твой призыв. Но ведь ожидая волю Божью, человек молится, он просит: «Господи! Да будет воля Твоя!», и даже если при этом он внешне ничего не предпринимает, он активно участвует в Богообщении, он прилагает свою волю, показывая готовность принять Божью. Человек начинает выстраивать свою жизнь согласно Заповедям, он начинает творить добро – все это требует не просто активности, а мобилизации всех внутренних сил. И совсем другое дело, когда ты свою волю никак не проявляешь, и тогда в этом безволии человек до пускает до себя разрушительные, сатанинские силы. Отсюда, как результат, состояние безысходности, обреченности, депрессии, нежелания что-то менять. Поэтому фатализм греховен еще и тем, что ведет к отказу от всякой активности и от своей собственной воли, тем, что в основе его лежат отрицание того, что человек наделен таким Божественным даром, как свобода воли и вы бора.
– Но ведь очень часто действительно бывают ситуации, когда человеку ничего не остается, как сказать: «Ну все, я ничего поделать не могу!»
– Смотрите, человек не может до конца исполнить Заповеди Божьи: ведь если бы мы могли, то мы сами бы себя и спасали – написали моральный кодекс и выполняли бы, зачем тогда Бог? Но спасаемся-то мы не сами, спасает нас Христос, спасает Благодать Божья. И часто бывает, что когда человек задумывается над своей греховностью, над своей жизнью, то у него может возникнуть ощущение своего бессилия, невозможности что- то изменить или даже чувство обреченности. И это состояние безысходности, о котором мы сейчас говорим, – это результат потери человеком одной из христианских добродетелей.
– А что это за добродетели?
– Есть три христианские добродетели: Вера, Надежда и Любовь. И Любовь из них высшая. Потому что никогда не упразднится. Мы сейчас живем в земном мире, и верим в мир небесный, но когда мы туда переселимся, то вера уже будет не нужна, ведь мы при обретем созерцание Бога. Мы надеемся, но когда мы перейдем в мир иной, наша надежда уже будет реализована. Поэтому останется только Любовь, она одна не упразднится, и если ты имел ее здесь, то будешь иметь ее и там…
Так вот, потеря надежды на свои силы, в то, что Бог их дал для того, чтобы мы могли изменить свою жизнь, – вот это лежит в основе фатального взгляда на жизнь. Но ведь человек действительно не марионетка. И Бог всегда, даже в последний миг человеческой жизни, дает ему возможность эту жизнь изменить. Вспомним разбойника, который раскаялся, когда уже был распят на кресте.
– Но для этого надо увидеть Бога, поверить в Него, а это трудно.
– Конечно, потому что это внутреннее действие. Смотрите, как трудно бывает встать с утра и прочитать утренние молитвы – хотя, казалось бы, чего уж легче: поднялся на 15 минут раньше, взял молитвослов и перед иконой прочитал. Ведь часто мы гораздо больше сил и времени отдаем на вещи гораздо менее важные, но помолиться – труднее, потому что тут требуется внутреннее усилие.
Бог при рождении наделяет всех даром веры – сказано: Христос просвещает всякого человека, приходящего в мир. Когда человек рождается, то в нем уже есть образ и подобие Божье. Образ – это те таланты, которые нам даются, а подобие – это та заданность, к которой человек должен стремиться, чтобы совершить свое спасение. Вот это очень важно: наделяя человека определенными способностями, Бог пишет в его сердце, в его душе какую-то цель. И человек может все свои таланты направить на то, чтобы эту цель определить и потом исполнить, а может, подобно рабу, закопавшему свой талант, ничего не определять и не исполнять. Но ведь если ты познал то, что Бог написал в тебе, распознал ту надпись, которую Бог сделал в твоей душе, то ты познаешь и автора. Сказано: «Познай себя, и ты познаешь Бога».
– Получается, что человек правильно чувствует факт существования некоей предопределенности, той самой задачи, которая предначертана ему Богом, но может путать эту заданность, например, с фатализмом, с некоей неизбежностью в судьбе.
– Конечно, Господь дает эту заданность, и чело век должен распознать ее в своей душе и исполнить. Но в то же время он волен ее и не распознавать, и не исполнять. Если он распознает ее и реализовывает, то в этом спасение человека, потому что это исполнение воли Божьей, соединение воли человека с волей его Творца. Тут происходит «обожение» как некое состояние единения с Богом. А когда человек отказывается выполнять волю Божью, то он, естественно, ищет оправдание, в его сознании рисуются ложные картины мира. Отсюда языческое поклонение идолам, ложным богам – суевериям, приметам, фатуму, звездам.
– Наверное, это самый трудный вопрос – как распознать то, что в тебе написано Богом.
– Церковь – дом Божий на земле, место, где Святой Дух действует особым образом – это то место, где человек может проверить себя. У нас есть много свидетельств того, как Святые отцы, обладающие даром предвидения, прозорливостью, направляли и научали людей. Напри мер, святой праведный Иоанн Кронштадтский, обладавший удивительным даром прозорливости, принимавший тысячи людей.
– А предвидение существует?
– Бывает, что будущее открывается нам, когда Господь оберегает нас от чего-то. Душа наша обладает такими Божественными качествами, как вечность, бессмертие, а значит, она способна воспринимать будущее, хотя нам, в силу того, что мы сами живем во временных отрезках, трудно это представить. Но ведь прозорливость, дар предвидения – это колоссальная ответственность. С одной стороны, можно действительно предостеречь человека, но с другой – есть риск, что при этом ты парализуешь его волю.
– В Библии будущее часто открывается людям ангелами, они предвосхищают какие-то глобальные события в истории человечества: Архангел Гавриил благовестил Богородицу о рождении Иисуса, он же сообщил о рождении Иоанна Предтечи.
– Да, ангелы принадлежат к миру небесному, по этому, имея знания о человеке, они сообщают ему их. А вот способность услышать своего Ангела Хранителя зависит от самого человека, от его чисто ты, от степени его религиозности и воцерковленности.
– То есть ангелы могут быть вестниками Божьими и для нас?
– Конечно, при крещении каждому человеку дается Ангел Хранитель, и он осуществляет посланническую миссию. Само слово «ангел» означает «посланник, вестник», возвещающий какую-то весть от Бога. Неслучайно слова «Евангелие» (т.е. «благая весть») и «ангел» имеют общий корень. И Ангел Хранитель не только оберегает нас, наставляет, охраняет, но и ищет возможности сообщить волю Божью человеку.
Возможность услышать голос Ангела Хранителя зависит от постоянного молитвенного труда. Человека иногда можно сравнить с радиоприемником, и если он имеет хаотическую жизнь, если он сам говорит то одно, то другое, как приемник, у которого крутят шкалу, то тогда ему самому бывает очень трудно распознать, где та волна, на которую нужно настроиться. И тут много зависит от молитвенного труда. Есть простые вещи, которые порою кажутся банальными. Сказано, что чело век должен с утра молиться – это так же обязательно, как умываться. Душа должна пробудиться, и это пробуждение происходит через молитву. И в утреннем правиле есть молитва твоему Ангелу Хранителю, которая создает настрой чело века, помогает воспринимать волю Божью. В этой молитве мы просим нашего Ангела Хранителя, чтобы он предстоял за нас перед Богом.
– А что такое День ангела, как его правильно провести?
– День Ангела – это день святого, в честь которого мы названы. Вообще, наречение именем – это очень важный момент. В Библии есть эпизод, мы уже говорили об этом, когда Бог сотворил животных, привел их к человеку и попросил его назвать их. Ведь назвать, это, во-первых, определить суть, а во-вторых, определить свою власть над тем, кому дал имя. И когда во время Таинства Крещения идет наречение именем – то это определение власти Христа над человеком. Поэтому неслучайно, если человек ушел в секту, где ему дали другое имя, то при возвращении из секты мы ему снова читаем молитву на наречение именем – возвращаем ему христианское имя. И вместе с именем человек получает и Святого, в честь которого он назван. В День ангела человек должен обязательно причаститься, т. е. соединиться с Богом в Таинстве Причастия, естественно, исповедовавшись перед этим. На Руси День ангела всегда считался выше, чем день рождения, потому что напоминал человеку о его Божественной сути.
– Наверное, это самый главный вопрос.
– Да, и это вопрос духовного опыта.
– А человеку дано почувствовать, исполняет ли он волю Божью?
– Конечно, дано. Это ощущение, когда человек наполняется добром, светом, в таких случаях говорят: «Он весь светится». И можно совершенно четко сказать, что когда человек не исполняет волю Божью, то ему дано по чувствовать пустоту, свою богооставленность, нежелание жить.
– Это то, что называется «болит душа»?
– Да, но бывает, что люди творят зло и чувствуют себя комфортно в силу духов ной неразвитости. Тут нет стандарта, каждый человек неповторим, и душа каждого неповторима – у Бога всего много. Может быть, душа у человека болит «правильной болезнью» – когда, например, у человека настолько обострено чувство ответственности за весь мир, что он начинает молиться за него. Нельзя взять и сказать, что раз у тебя болит душа, то, значит, ты что-то де лаешь не так… Может быть, ты, наоборот, принимаешь на себя много. Определение воли Божьей о себе – это опыт Богообщения, тут нет стандартов, ведь у каждого свой путь к Богу, только ему ведомый и своя встреча с Ним.