Свой бизнес: мастерская по изготовлению ключей. Как открыть с нуля столярную мастерскую
Муж и жена, Таисия Богатырёва и Денис Гутов, создали первую в России открытую мастерскую «Класс труда» - коворкинг для хендмейдеров, в котором есть всё необходимое: и рабочие места, и инструменты, и полезные контакты. Предприниматели не прогадали, поставив на бизнес-модель, успешно работающую в США.
Оказалось, что и в Санкт-Петербурге достаточно как мастеров в поисках рабочего пространства, так и людей, которые хотят научиться работать руками. «Класс труда» славится душевной атмосферой и отсутствием всякой предвзятости: девочки здесь учатся строгать, мальчики - делать украшения, офисные сотрудники - лепить из глины. Тая и Денис следят за порядком, разрешают конфликты и заботятся о том, чтобы у их резидентов было не только рабочее место, но и возможность заработать благодаря своему труду.
Как всё начиналось
Однажды Тая увлеклась хендмейдом и за неимением другого подходящего места в доме устроила свою творческую мастерскую на кухне. Работала она в основном по ночам, так что, когда Денис рано утром приходил завтракать, кухонный стол часто был в полном беспорядке, а по полу были разбросаны булавки.
Когда у тебя нет отдельной комнаты для мастерской, твоё увлечение становится проблемой для близких, так как твои вещи постоянно кому-то мешают, их приходится перекладывать, в процессе обязательно что-нибудь теряется. Мы подумали, что наверняка с такой проблемой сталкиваемся не только мы. Многие творческие люди мучаются в неподходящих условиях, а возможностей арендовать собственную студию у них нет, так как это дорого. Мы решили проверить, есть ли в городе коворкинги, куда можно было бы прийти работать хендмейдеру, и удивились, когда поняли, что никто пока ничего подобного не придумал.
Самый продвинутый из всех существовавших вариантов заключался в том, что несколько мастеров в складчину арендовали одно помещение, где вместе работали. Но у этого варианта было слишком много рисков - могли испортиться личные отношения, возникнуть конфликты на почве денег.
Один наш товарищ подсказал нам, что в Штатах есть компания, работающая по интересующей нас модели, - TechShop. Мы зашли на их сайт и поняли, что это именно то, что мы хотим сделать. TechShop - это, по сути, огромный цех, в котором сосредоточено множество инструментов и технологическое оборудование, всё необходимое - от лобзика до лазерной машины. Клиенты покупают абонемент и получают доступ к станкам и рабочим столам. Увидев работающую бизнес-модель, мы решили не изобретать велосипед и просто попробовать её у нас. Технически мы пока сильно отстаём от американского аналога, но мы не переживаем - сейчас у них 11 филиалов по стране, но они когда-то начинали с небольшой мастерской. Мы перестали волноваться насчёт успешности модели уже через три-четыре месяца после открытия.
Резиденты
Изначально мы, конечно, не были уверены, что что-то получится. Мы арендовали часть заводского помещения, сами сделали в нём ремонт, но, не сойдясь с владельцем в вопросе цены, переехали в новое помещение, где сейчас и находимся. Больше всего мы боялись того, что мастера просто не захотят выходить из своих квартир, покидать пусть и неудобное, но привычное рабочее место, где их никто не видит, не тревожит. Мы ожидали, что им будет неприятно, что кто-то наблюдает за их работой и, возможно, захочет скопировать какие-то их приёмы и идеи, что они не захотят общаться с другими мастерами. До нашей мастерской все жили по принципу «это моё, это я не дам, не подходите, не трогайте меня». Оказалось, что наши страхи были беспочвенны. Уже через несколько месяцев всё пространство коворкинга заполнилось резидентами.
В реальности оказалось, что мастера вовсе не против общаться с единомышленниками. Раньше они если и встречались, то на каких-нибудь ярмарках, где воспринимали друг друга как конкурентов. А у нас они начали сотрудничать и помогать друг другу, спрашивать совета, делать совместные проекты. Когда ты работаешь в одиночку, то варишься в своём соку и не видишь, что происходит вокруг, барахтаешься в море информации в интернете. Чтобы, например, сделать деревянную пуговицу для своей сумки, тебе обычно нужно пролистать километры страниц, а у нас можно просто пойти в соседнюю комнату и за чаем поговорить с мастерами по дереву, узнать всё из первых уст.
Мы не хотели делать бизнес ради одних денег, у каждого из нас за спиной работа в офисе, и мы хотели заниматься чем-то совершенно другим. В результате мы придумали бизнес, которым приятно заниматься каждый день, и прежде всего благодаря нашему окружению. Люди, умеющие делать что-то своими руками, сильно отличаются от людей, существующих в офисных реалиях. Мы уже не можем представить себе, что сможем когда-нибудь вернуться обратно. Офисная жизнь полна стрессов, связанных с ненормальным человеческим общением, там постоянно конкурируют за лучшее место, боятся начальников, скучают, занимаются интригами. В «Класс труда» многие приходят по вечерам, после работы, чтобы отдохнуть здесь душой, пообщаться с людьми из другого мира, окунуться в другую атмосферу и тем самым перезарядить батарейки.
Как это работает
Месячный абонемент для резидентов у нас стоит 6 тысяч рублей. Сейчас у нас около 25 постоянных резидентов, и пространства хватит ещё человек на десять. Другие наши клиенты покупают разовые посещения или абонементы на 10, 20, 30 часов работы. В стоимость абонемента резидента входит рабочий стол, место для хранения своих материалов, а также возможность пользоваться всеми инструментами мастерской. Если у нас чего-то пока нет, можно попросить соседа по коворкингу одолжить инструмент. Несмотря на количество мастеров, очередей у станков и толкучки за столами у нас практически никогда не бывает, так как все приходят работать в разное время, кто-то в 7 утра, кто-то поздно вечером.
Мы также помогаем нашим резидентам объединиться для выполнения какого-либо крупного заказа. К нам то и дело обращаются заказчики из различных баров, кафе и хостелов с просьбой как-то оформить им интерьер, например сделать барную стойку или необычный шкаф. Чаще всего для этого требуются мастера разного профиля, и «Класс труда» в данном случае выступает как генеральный исполнитель, который согласовывает работу с клиентом.
Мастер-классы
«Класс труда» у многих ассоциируется больше не с самой мастерской, а с нашими мастер-классами. Видимо, это следствие того, что в нашей группе в VK мы чаще пишем о них, а не о наших резидентах. Мастер-классы мы либо организуем сами, либо предоставляем площадку для их проведения (в данном случае люди просто платят нам за часы работы в коворкинге). Мы сами попробовали разные форматы занятий и пришли к выводу, что разовые занятия - это не то, что нам нужно. В городе проводится очень много мастер-классов, где тебе предлагается за два часа сделать какую-нибудь штучку. За такое время невозможно по-настоящему чему-то научиться.
Мы подумали, что людям будет интересно глубже погрузиться в ремесло, поэтому решили сосредоточиться на проведении полноценных курсов. Те, кто посещает такие курсы, затем покупают у нас абонементы, приходят после работы, чтобы что-то самостоятельно пилить и шить, а рядом с ними работает тот же мастер, у которого они могут в любое время что-нибудь спросить. Благодаря курсам мастера могут заработать на аренду мастерской и найти учеников, которые захотят заниматься индивидуально. Так что для нас проведение мастер-классов - это одновременно и пиар, и заработок, и новые клиенты, и новые возможности для наших резидентов. Так как мы заинтересованы в том, чтобы курсы были качественными, мы очень ответственно относимся к выбору преподавателей. Сперва всегда делаем разовое тестовое занятие, чтобы понять, как сам мастер чувствует себя в роли преподавателя и насколько он нравится ученикам. Самой большой популярностью у нас пользуются курсы по ювелирным изделиям и по работе с деревом.
Трудности
Когда начинаешь свой бизнес, проблем у тебя, возможно, и больше, чем в обычном офисе, но при этом ты чётко понимаешь, что всё, что ты делаешь, ты делаешь для самого себя. Работая в офисе, ты можешь в 6 часов вечера просто отключить голову и заняться другими делами. Здесь так не получится. Поэтому так важно создать место, где тебе комфортно и интересно работать, чтобы не перегореть.
Проблем у нас немало: начиная со сломанных инструментов в момент сдачи срочного заказа и заканчивая сезонностью бизнеса. Всегда можно недобрать людей на курс, неверно рассчитать стоимость затрат на материалы для заказа и так далее. В управлении коворкинга есть специфический риск - неправильно выстроить атмосферу. В этом вопросе нет рецептов, приходится действовать интуитивно. Мы беседуем с каждым потенциальным резидентом, чтобы понять, что он за человек, сможем ли мы комфортно сосуществовать на одной территории. Потому что, по сути, это место - наш дом. Резидент должен уметь, прежде всего, уважать чужие границы. У нас было несколько прецедентов, когда резиденты начинали своим присутствием «напрягать» окружающих и мы твёрдо сообщали им, что их дальнейшее присутствие в коворкинге нежелательно. Удивительно, но через несколько дней после их ухода атмосфера снова приходила в норму. Обычно мы выступаем арбитрами в возникающих спорах, стараемся сохранять нейтралитет. Для нас каждый творческий человек, работающий у нас, равен всем остальным. Не важно, кто из них более известен, опытен или у кого больше наглости.
Большая часть наших резидентов зарабатывают своим ремеслом на жизнь. Когда их называют хендмейдерами, их это чаще всего оскорбляет. Они предпочитают слово «мастер». Мир хендмейда сейчас разделился на две группы: одни занимаются этим профессионально и ответственно, другие - делают что-то любительски и не очень качественно. «Профессионалы» чаще всего не участвуют в многочисленных ярмарках и базарах и выполняют частные заказы. Некоторые мастера развивались у нас на глазах. Мы, конечно, не считаем, что это наша заслуга, но видим, что в мастерской, где мастера могут находиться в среде себе подобных, они работают более продуктивно, чем когда работали в одиночку. Чтобы растение росло, для него нужно создать благоприятную среду. Наша мастерская - это нечто вроде теплицы для хендмейдеров, им в разы проще здесь заниматься своим делом и расти.
В ближайшее время мы планируем расширить парк инструментов и сделать мастерскую более комфортной для жизни в зимний период. Запустим новые курсы, в том числе и для детей. Сейчас у нас есть небольшой перекос в сторону работы с деревом, а основная концепция мастерской - это универсальность, поэтому мы будем расширять направление деятельности в сторону металла, кожи и керамики. Среди далекоидущих планов - органический рост мастерской. Как только поймём, что нам становится тесно, увеличим площади мастерской. Мы также открыты предложениям открытия филиалов «Класса труда» в других городах.
Сегодня творческие студии открываются как для детей, так и для взрослых. Там обучают основам и хитростям какого-либо направления, осваивают техники рукоделия, художественного мастерства, делают поделки. Подобные заведения дают возможность отвлечься от серых будней и раскрыть собственные творческие способности.
Актуальность идеи
Начнем описание с того, что это такое. Мастерские для детей или взрослых предлагают не только занять свой досуг чем-либо интересным и новым, но и с помощью специальных техник выбранного направления открывают внутренние таланты, способствуют развитию творческого мышления и практических навыков.
Если мастер ориентируется на детскую аудиторию, то это является довольно перспективным делом, так как многие родители сегодня уделяют особое внимание ребенку. Они готовы потратить любые деньги, лишь бы занять малыша чем-то интересным и полезным. Уроки для взрослых также имеют спрос, потому что в любом возрасте есть желание попробовать что-то новое, научиться рисовать, если никогда не умел, освоить какую-то технику рукоделия и пр.
Раньше развитием детей занимались в специальных учреждениях, где были четко расписаны правила и требования к ученикам. Детей заставляли выполнять определенные действия, процесс обучения был строгим и жестким. В современных творческих мастерских предпочитают использовать игровой метод, гибкий индивидуальный подход и постепенное раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
Собираем документы
Творческая мастерская как бизнес не требует сложной процедуры регистрации. Достаточно оформить ИП (индивидуальное предпринимательство), для чего подаются копии паспорта и ИНН, заявление по готовой форме и оплачивается небольшая госпошлина. Решение и соответствующая документация выдается уже через неделю.
Обратите внимание, что при работе с детьми часто указывают код ОКВЭД 80.10. Но тогда придется получить лицензию на ведение образовательной деятельности, что для начинающего предпринимателя является сложным процессом. Поэтому опытные мастера рекомендуют указывать коды 85.32 (уход за детьми, если будете набирать детские группы) или 92.51, определяющий клубный тип работы.
При оформлении и подготовке помещения обязательно нужно получить разрешение от санитарно-эпидемиологического контроля и пожарной инспекции. Для этого лучше изначально узнать все предъявляемые требования, чтобы сразу им соответствовать. При аренде составляется грамотный договор с указанием сроков и расценок, других условий.
Когда нанимаете персонал, вы становитесь работодателем. Поэтому обязательно придется зарегистрироваться в пенсионном и социальном фондах, выплачивать страховые взносы. А также с каждым сотрудником заключается трудовой договор. У педагогов должны быть санитарные книжки. Перед началом деятельности придется уведомить об открытии Роспотребнадзор.
Определяемся с услугами
Творческая мастерская может сочетать в себе несколько направлений или же специализироваться на каком-либо одном. Считается, что если сразу выбирать все доступные варианты, то это окажется слишком сложным для начинающего предпринимателя в организационном и финансовом плане. Поэтому возможно, поначалу имеет смысл предлагать лишь проведение мастер-классов одного вида, но различной сложности.
Со временем при формировании постоянной клиентской базы и росте популярности заведения можно открывать группы разных направлений. Сегодня самыми востребованными и интересными считаются такие услуги:
- Художественное рисование различными техниками.
- Скрапбукинг.
- Вязание.
- Вышивка.
- Шитье.
- Рисование песком.
- Создание игрушек своими руками.
- Квиллинг.
- Лепка.
- Декупаж.
- Плетение из бисера.
- Рисование горячим воском.
- Создание свечей, мыловарение и т. д.
Обычно начинающий мастер, решивший заняться собственным проектом, выбирает что-либо для обучения, к чему у него больше всего лежит душа. Если же нанимать опытных преподавателей со стороны, тогда можно выбрать любое направление, пользующееся высоким спросом на рынке.
Занятия не нужно строить таким образом, чтобы за один мастер-класс научить всему – от основ до сложных техник. Достаточно строить каждый урок с постепенным развитием навыков. Тогда лучше всего усваиваются базовые умения, и ученики способны охватить небольшой объем предлагаемых знаний.
Обратите внимание на составление удобного графика уроков. Учитывайте жизненные процессы ваших клиентов. Так, взрослые чаще всего в будни дни заняты на работе, а дети находятся в детских садах и школах. Поэтому самыми выгодными часами для проведения мастер-классов являются выходные дни и вечернее время.
Лучше сразу решите, на какую аудиторию будут рассчитаны ваши занятия – детскую или взрослую. Это во многом повлияет на выбор более удобной мебели для определенных возрастных групп, а также на методики преподавания.
Чтобы увеличить прибыльность проекта можно в качестве дополнительных услуг предлагать проводить детские дни рождения, устраивать праздники, тематические вечеринки, заниматься продажей материалов для рукоделия или готовых работ мастеров.
Обустраиваем студию
Тщательно продумайте, где именно вы собираетесь открыть творческую мастерскую. Ведь до нее должно быть удобно добраться вашим клиентам. Поэтому наличие рядом остановок общественного транспорта и небольшой парковки будет явным преимуществом.
Если арендовать помещение в центре города, то это оказывается не всегда выгодным, так как ежемесячная оплата будет непомерно высокой. Более предпочтительным считается выбор спального района, где и проживают основные потенциальные клиенты. Близость развивающей студии к дому станет привлекательным фактором для большинства из них. Также можно расположить мастерскую рядом с детскими садами, школами, офисными учреждениями.
Дальше продумайте оформление. Любая фирма намного лучше воспринимается, если в ней все мелочи грамотно подобраны относительно друг друга. Создав логотип, вывеску, интерьер и даже сайт в одном стиле, вы заявляете о себе, как о серьезном центре с перспективами развития. Клиентам должно быть удобно в студии, комфортно и уютно. Тогда они захотят возвращаться в эту спокойную и приятную атмосферу не один раз.
Часто начинающие предприниматели жалуются, что ежемесячная аренда подходящего помещения оказывается слишком дорогой для них. Поэтому обратите внимание на такой выход – можно брать в аренду комнату лишь на определенные часы или дни в неделе. Это гораздо дешевле и окупает себя буквально за каждый проведенный мастер-класс.
Очень важно при оформлении студии позаботиться о наличии всех коммуникаций – вода, электричество, вентиляция, отопление, канализация. А также установите пожарную сигнализацию и соблюдайте санитарные нормы – убирайте в помещении ежедневно, а лучше – после каждой группы учеников.
При выборе мебели необязательно отдавать предпочтение дорогим и вычурным вариантам. Покупая специальное оборудование или столы со стульями для учеников важно, чтобы они были выполнены из качественных материалов, обладали нужной прочностью и отвечали каким-то определенным стандартам согласно выбранному направлению.
В зависимости от обучаемых техник нужно будет различное оборудование. Иногда это специальные столы и проекторы, а в некоторых случаях достаточно обычной школьной мебели и расходных материалов. В результате будут отличаться и стартовые вложения.
Нанимаем преподавателей
Штат сотрудников не должен быть слишком большим. Для начала вы можете и самостоятельно вести занятия и заниматься организационными вопросами и лишь со временем найти помощников. Иногда даже не нужны охранник и уборщица. Если вы арендуете комнату в офисном центре, то это заботы владельца, а не ваши.
Самыми же важными кадрами в данном деле оказываются педагоги, мастера. К ним предъявляйте строгие требования:
- Человек должен очень хорошо разбираться в преподаваемой технике рукоделия, быть профессионалом.
- Уметь передавать свои знания другим людям, находить подход к ученикам, обладать педагогическими талантами.
- Быть коммуникабельным, приветливым, располагать к себе людей.
- Быть терпеливым и не раздражаться, даже если приходится одно и то же повторять по много раз.
Также важно не просто умение что-либо делать своими руками, но и «блеск в глазах», то есть мастер должен любить то, чему он учит других людей, радоваться их успехам, вдохновлять на творческие подвиги. И наличие какого-либо высшего образования здесь играет минимальную роль. Иногда лучшими учителями в творческой студии становятся люди без профессионального диплома.
Ведение бухгалтерской отчетности может ввести в ступор любого начинающего предпринимателя. И хоть при открытии ИП документация и налоги не являются чем-то сложным, иногда имеет смысл нанять специалиста или передать эту функцию на аутсорсинг. Тогда вам не придется нервничать по поводу своевременного заполнения бланков.
Ищем клиентов
Самая важная и сложная часть любого бизнеса – поиск целевой аудитории. В зависимости от того, на какую возрастную группу вы ориентируетесь, можно использовать разные рекламные пути:
- Установите вывеску над входом, привлекающую внимание прохожих.
- Распечатайте полиграфическую продукцию – визитки, плакаты, листовки и раздавайте их в местах скопления ваших потенциальных клиентов (кафе, школы, садики, офисы, салоны красоты, магазины для рукодельниц).
- Давайте объявления в местных СМИ.
- Расклеивайте их на подъездах, остановках, в городском транспорте.
- Оплатите публикацию в специализированных изданиях, журналах, которые читают ваши потенциальные клиенты.
- Представляйте свой центр на различных ярмарках и фестивалях, что организовываются в городе или регионе.
- Предлагайте первое бесплатное занятие.
- Максимально используйте интернет – создайте сайт, группы в социальных сетях, общайтесь с клиентами на городских форумах.
- Приглашайте иногда на бесплатные мастер-классы или праздники группы из детских садов, школ.
- Даже в арендуемом помещении постарайтесь создать уютную атмосферу, побуждающую к творчеству и раскрытию внутреннего потенциала. Людям должно быть комфортно и приятно находиться в мастерской и они обязательно вернутся.
- Создавайте фото-отчеты занятий и размещайте в социальных сетях или на сайте.
- Не старайтесь сразу же совместить все доступные и известные направления. Начните с чего-то одного и расширяйтесь постепенно, по мере роста прибыли, популярности и опыта.
- Если слишком долго не набирается какая-то группа, то лучше провести занятие для 2-3 людей, чем упустить и их. Не ждите слишком долго, пока желающие не исчезли вовсе. Пусть на мастер-класс придет лишь несколько человек, но они обязательно останутся довольны.
- Поскольку ваша основная деятельность связана с обучением каких-либо навыков, то уделяйте этому пункту особо пристальное внимание. Мало только быть приветливым педагогом, нужно действительно уметь учить, вдохновлять, раскрывать таланты учеников.
- Общайтесь с клиентами и после завершения ими выбранного курса. Всегда интересуйтесь их успехами, достижениями, предлагайте уроки для усовершенствования полученных навыков.
- Постоянно занимайтесь саморазвитием. Ищите различные мастер-классы для профессионалов, осваивайте новые техники, направления. Также развивайте и свои педагогические, психологические и организационные навыки. Читайте специализированную литературу, будьте в курсе модных течений.
Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца.
Рентабельность проекта
Обязательно еще на первом этапе составьте бизнес-план с расчетами. Только так можно быть уверенным в том, что все нюансы учтены, денег на открытие студии хватает и детально расписана схема развития. Самым важным моментом в этом деле являются первоначальные затраты. Они могут существенно отличаться в зависимости от направления, подобранного помещения, необходимости проводить ремонт и пр.
Но можно обойтись и меньшими вложениями. Например, если арендовать готовый офис лишь на период проведения занятий, а специального оборудования для мастер-классов не нужно, то достаточно лишь приобретать расходные материалы ровно на один урок. Тогда для старта можно ограничиться суммой в 200-250 тысяч рублей.
При открытии же серьезного центра нужно учитывать и ежемесячные расходы:
Окупаемость и рентабельность проекта во многом будет отличаться от организационного подхода, выбранной маркетинговой стратегии, установленных расценок. Например, в крупных мегаполисах и небольших городах стоимость одного и того же занятия будет существенно отличаться. Это всегда нужно учитывать. Иногда в таких центрах творчества устанавливают абонентскую плату за посещение.
При небольших вложениях, где изначально нужно потратиться лишь на расходные материалы, а преподаватели со стороны не нанимаются, окупаемость бизнеса наступает достаточно быстро – уже после первых занятий или через 1-2 месяца. При крупных инвестициях для создания полноценного творческого центра с широким спектром услуг рассчитывайте на возвращение вложенных средств через 6-12 месяцев.
Видео: творческая мастерская Евгении Ворониной.
04.10.17 29 538 3
Как открыть студию живописи
И заработать на творчестве
Моя подруга Настя подрабатывала преподавателем живописи в арт-студии.
Виктор Сикирин
дружит с хозяйкой студии
Когда собственник решил закрыться, Настя выкупила студию за личные сбережения и назвала ее «Лампа». Для Тинькофф-журнала я расспросил Настю, сколько стоит содержать студию живописи и сколько на ней зарабатывают.
Формат студии живописи
Студии живописи бывают любительскими и профессиональными.
Любительские студии рассчитаны на творческий отдых. В них не учат академическому рисунку и живописи, но можно интересно провести время: нарисовать незатейливую картину, выпить чаю и пофотографироваться.
Такие студии зарабатывают за счет мастер-классов для людей, которые хотят рисовать, но не умеют. Клиент платит пару тысяч рублей и в течение пары часов рисует что-то простое вместе с преподавателем. Если гостю понравилось, он придет еще на несколько мастер-классов, постепенно ему надоест. Такая студия вынуждена постоянно искать новых клиентов и придумывать новые форматы развлечений, чтобы не скучали старые.
На другом полюсе - мастерские профессиональных художников. Здесь мастера учат начинающих. Мастер-классы здесь длятся месяцами - пока не напишется картина. Занятия строго по абонементу или по знакомству, случайных людей нет. Если и есть платное обучение, то оно стоит десятки тысяч рублей. Эти мастерские дополняют или конкурируют с художественными училищами, на выходе у них художники тяжелой судьбы.
У Насти развлекательная студия. Она зарабатывает на тех, кто художниками быть не хочет, но хочет развернуться творческими сторонами души.
Выкуп студии
В студии работали три человека: Настя, администратор и руководитель. Руководитель решил сосредоточиться на основном бизнесе и закрыть студию. А Настя решила уйти с постоянной работы, чтобы заниматься студией полноценно.
Настя изменила формат студии. Прежний руководитель не набирал учебные группы, и формат мастер-классов был разовым и более развлекательным. Настя решила проводить больше длинных курсов по живописи. Поэтому не всё из того, что уже было в студии, пригодилось. Пришлось покупать много нового.
Можно просто арендовать
Если денег на собственную студию нет, можно арендовать помещение у уже существующей студии. Это не всегда удобно: занятия не должны пересекаться с учебными курсами арендодателей. Если вы не раскрутили себя как художника, собирать публику на разовые мастер-классы будет сложно.
Такой вариант подойдет художникам и организаторам: если всё, что вам нужно, - это помещение, то можно смело арендовать чужую студию.
Регистрация
Если вы не выдаете дипломы, зарегистрировать ИП и открыть студию живописи легко. «Лампа» дипломы не выдает. После мастер-класса гости просто забирают написанные ими картины. Поэтому и лицензия студии Насти не нужна.
Чтобы принимать наличные в студии, нужна онлайновая касса с подключением к ОФД. Чтобы принимать платежи картой, нужен торговый эквайринг - терминал, который принимает карты и выдает слип об операциях.
Помещение
Помещение для студии очень важно: оно должно быть удобным и в приличном месте. На мастер-классы редко приходят случайно, поэтому проходимость и первая линия некритичны. Но будет плохо, если по дороге на мастер-класс студенты будут пересекать свалку или плутать по подвалам полуразрушенного завода.
С точки зрения ежедневной работы в студии, главное - это свет. Почти все картины пишутся при дневном свете, поэтому в студии должны быть большие окна на солнечной стороне. Электрический свет разрушает форму предмета и искажает цвета.
Для живописи маслом используют разбавитель - он растворяет краску и имеет химический запах. Мастер-класс длится 3-5 часов - за это время гости захотят в туалет, в помещении может стать душно, от разбавителя может разболеться голова. Поэтому студия должна быть просторной, хорошо проветриваемой, желательно с кладовкой и своим санузлом.
Насте повезло: студия изначально арендовала подходящее помещение с большими окнами, санузлом и кладовкой и переезжать не пришлось.
«Лампа» расположена в здании дома культуры. В самом здании ДК помещение находится за сценой: нужно пройти через актовый зал, заглянуть за кулисы, проскользнуть мимо рояля.
Минусы очевидны: когда в актовом зале идет концерт, студию тяжелее найти и преподавателю приходится лично встречать клиентов.
Поэтому Настя ищет новое помещение. Аренда чего-то подходящего в центре Воронежа стоит 18-25 тысяч рублей в месяц. После открытия надо иметь сумму для оплаты аренды на несколько месяцев вперед.
25 000 Р
стоит аренда помещения для студии в месяц
Ремонт, мебель и оборудование
Насте не пришлось делать ремонт после выкупа студии. На ремонте она сэкономила 50 000 Р . А вот оборудование и мебель пришлось закупать.
Чтобы писать картины, нужны мольберты. Это подставки, на которые ставят холсты во время работы. Настя купила у бывшего собственника десять самых простых мольбертов по 1000 Р за штуку.
В помещении уже был рабочий стол для преподавателя, мягкие пуфики, стулья, вешалка и небольшой столик. За них Настя заплатила бывшему собственнику 10 000 Р . Это меньше, чем если покупать всё заново. Для занятий по прикладному творчеству Настя купила два больших стола за 3000 Р и шесть деревянных табуретов из Икеи по 300 Р за штуку.
Небольшая обеденная зона - обязательный элемент творческих студий. Ученикам должно быть удобно попить чай, поговорить, расслабиться. Жесткие занятия по 10 часов у мольберта - другой жанр. Посуда и чайник обошлись Насте в 1000 Р .
В основном занятия проходят при дневном свете, поэтому покупать специальные светильники Настя не стала.
Затраты на мебель, оборудование и посуду:
- мольберты - 10 000 Р
;
разная мебель - 15 000 Р ;
посуда - 1000 Р .
Материалы для живописи
В «Лампу» ученики приходят с пустыми руками: все принадлежности дает студия. Чтобы клиенты остались довольны, Настя должна предоставить им качественные краски и инструменты.
Профессиональные краски, кисти, холсты и инструменты для живописи стоят дорого. Настя старается покупать их оптом, чтобы сэкономить. Обычная закупка стоит для Насти 30 000 Р - этих материалов хватит на 3-4 месяца. Но всё равно каждый месяц приходится покупать что-нибудь по мелочи: краски, карандаши, бумагу.
Для занятий по классической живописи надо собрать натюрмортный фонд. Это предметы, которые интересно рисовать: вазы, керамика, хозяйская утварь, муляжи овощей и фруктов, ткани, драпировки и так далее.
Для натюрмортного фонда подходят не все предметы: нельзя просто набрать первые попавшиеся с антресолей. Предметы должно быть легко рисовать. Чтобы из них составить композицию, они должны сочетаться друг с другом по цветам и форме. Сначала Настя потратила на натюрмортный фонд 5000 Р .
Натюрмортный фонд надо постоянно пополнять. Чем он богаче, тем больше возможностей для живописи и тем интереснее ученикам. Поэтому Настя постоянно ищет на «Авито» кувшины, вазы, утварь, которые было бы здорово нарисовать. Некоторые ученики и коллеги делятся с Настей находками.
Ткани для драпировки, гипсовые фигуры, искусственные цветы и фрукты стоят дороже. Всё это Настя закупает постепенно, по возможностям. В среднем она тратит на это 1000-2000 Р в месяц.
Каждый месяц Настя тратит еще 5-10 тысяч рублей на материалы, продукты, хозяйственные мелочи, одноразовые фартуки, мелочи для приятной атмосферы, мелкие предметы интерьера. Если в этом месяце лимит исчерпан, покупка переносится на следующий. Исключения - только для самого необходимого для занятий.
Затраты на материалы для живописи:
- материалы для живописи - 30 000 Р
;
натюрмортный фонд - 5000 Р ;
ежемесячные траты - 10 000 Р .
Реклама
После ухода руководителя у студии осталось два десятка учеников и небольшая группа во Вконтакте. Настя сменила название и добавила новые услуги. Всю раскрутку пришлось делать с нуля.
Дизайн Настя придумала сама. Она заплатила только за небольшое количество рекламной полиграфии: буклеты, листовки, визитки. На всё ушло 2000 Р - это ежемесячная трата.
Настя не тратит денег на раскрутку студии. Клиенты приходят через соцсети и по рекомендациям и отзывам. Много клиентов приходит после мастер-классов на стороне: в хобби-маркете, чайном клубе, в школах и торговых центрах.
Розыгрыши через группы во Вконтакте оказались неэффективными. Они не привели реальных клиентов: многие отписываются, как только узнают, что не выиграли. Из тех, кто не отписался, большинство не доходит до студии.
Настя считает, что группа с живыми подписчиками и качественным регулярным контентом привлекает внимание людей, которые помогают в раскрутке. Это журналисты, администраторы творческих и культурных пабликов, организаторы фестивалей. Поэтому Настя постит во Вконтакте заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах.
Весной студию пригласили на местное телевидение. Настя записала два мастер-класса, одна из преподавателей снялась в утренней программе. Это дало новый опыт и привело в студию новых людей.
Преподаватели
Помимо Насти в студии работают еще двое преподавателей. Они не состоят в штате, а арендуют студию под собственные занятия. Настя получает от них процент за аренду и помогает привлечь клиентов.
Сама Настя ведет мастер-классы по живописи маслом, занимается рисованием с детьми, выполняет работу администратора, помогает как ассистент на мастер-классах коллег.
Клиенты и заработок
Большинство клиентов - женщины от 25 до 45 лет и дети. Значительная часть женщин - преподаватели. Мужчины приходят гораздо реже.
Есть отдельные группы для детей и множество мастер-классов в разных техниках: рисование на воде, восточная живопись, правополушарное рисование и другие. Они не делают основной выручки, но помогают заинтересовать новых клиентов.
Часто гости студии возвращаются и становятся постоянными клиентами. Многие после мастер-класса записываются на какой-нибудь курс.
Самый популярный мастер-класс и основной источник выручки - живопись маслом. Он стоит от 900 до 2000 Р в зависимости от размеров холста. Мастер-класс по пастели стоит 450 Р , по восточной живописи - 650 Р , по правополушарному рисованию - 1500 Р .
1500 Р
стоит мастер-класс по правополушарному рисованию
Курс по акварельной живописи из 12 занятий стоит 5760 Р с материалами студии и 5000 Р с материалами ученика. Урок рисования для детей стоит 300 Р .
В месяц у «Лампы» 60-80 учеников. На больших выездных мастер-классах, а также в праздничные дни и каникулы количество учеников вырастает в 2-3 раза: на один мастер-класс приходит 15-20 человек.
Мастер-классы открывают людям живопись, зажигают интерес к классическому искусству. Например, первый раз я рисовал маслом на занятии у Насти. После мы с женой купили холст, кисти и палитру. Теперь в свободное время мы рисуем.
Траты на старте
Минимальная сумма для открытия студии живописи - 150 000 Р без ремонта. Этой суммы хватит для работы студии в течение трех месяцев. Если всё делать правильно, за это время студия должна выйти в плюс.
Когда студия только открывалась, онлайновая касса не требовалась. Сейчас по закону она нужна. Поэтому к затратам Насти надо добавить 30 000 Р - стоимость кассы.
Муж и жена, Таисия Богатырёва и Денис Гутов, создали первую в России открытую мастерскую «Класс труда» - коворкинг для хендмейдеров, в котором есть всё необходимое: и рабочие места, и инструменты, и полезные контакты. Предприниматели не прогадали, поставив на бизнес-модель, успешно работающую в США. Оказалось, что и в Санкт-Петербурге достаточно как мастеров в поисках рабочего пространства, так и людей, которые хотят научиться работать руками. «Класс труда» славится душевной атмосферой и отсутствием всякой предвзятости: девочки здесь учатся строгать, мальчики - делать украшения, офисные сотрудники - лепить из глины. Тая и Денис следят за порядком, разрешают конфликты и заботятся о том, чтобы у их резидентов было не только рабочее место, но и возможность заработать благодаря своему труду.
Как всё начиналось
Однажды Тая увлеклась хендмейдом и за неимением другого подходящего места в доме устроила свою творческую мастерскую на кухне. Работала она в основном по ночам, так что, когда Денис рано утром приходил завтракать, кухонный стол часто был в полном беспорядке, а по полу были разбросаны булавки.
Когда у тебя нет отдельной комнаты для мастерской, твоё увлечение становится проблемой для близких, так как твои вещи постоянно кому-то мешают, их приходится перекладывать, в процессе обязательно что-нибудь теряется. Мы подумали, что наверняка с такой проблемой сталкиваемся не только мы. Многие творческие люди мучаются в неподходящих условиях, а возможностей арендовать собственную студию у них нет, так как это дорого. Мы решили проверить, есть ли в городе коворкинги, куда можно было бы прийти работать хендмейдеру, и удивились, когда поняли, что никто пока ничего подобного не придумал.
Самый продвинутый из всех существовавших вариантов заключался в том, что несколько мастеров в складчину арендовали одно помещение, где вместе работали. Но у этого варианта было слишком много рисков - могли испортиться личные отношения, возникнуть конфликты на почве денег.
Один наш товарищ подсказал нам, что в Штатах есть компания, работающая по интересующей нас модели, - TechShop. Мы зашли на их сайт и поняли, что это именно то, что мы хотим сделать. TechShop - это, по сути, огромный цех, в котором сосредоточено множество инструментов и технологическое оборудование, всё необходимое - от лобзика до лазерной машины. Клиенты покупают абонемент и получают доступ к станкам и рабочим столам. Увидев работающую бизнес-модель, мы решили не изобретать велосипед и просто попробовать её у нас. Технически мы пока сильно отстаём от американского аналога, но мы не переживаем - сейчас у них 11 филиалов по стране, но они когда-то начинали с небольшой мастерской. Мы перестали волноваться насчёт успешности модели уже через три-четыре месяца после открытия.
Резиденты
Изначально мы, конечно, не были уверены, что что-то получится. Мы арендовали часть заводского помещения, сами сделали в нём ремонт, но, не сойдясь с владельцем в вопросе цены, переехали в новое помещение, где сейчас и находимся. Больше всего мы боялись того, что мастера просто не захотят выходить из своих квартир, покидать пусть и неудобное, но привычное рабочее место, где их никто не видит, не тревожит. Мы ожидали, что им будет неприятно, что кто-то наблюдает за их работой и, возможно, захочет скопировать какие-то их приёмы и идеи, что они не захотят общаться с другими мастерами. До нашей мастерской все жили по принципу «это моё, это я не дам, не подходите, не трогайте меня». Оказалось, что наши страхи были беспочвенны. Уже через несколько месяцев всё пространство коворкинга заполнилось резидентами.
В реальности оказалось, что мастера вовсе не против общаться с единомышленниками. Раньше они если и встречались, то на каких-нибудь ярмарках, где воспринимали друг друга как конкурентов. А у нас они начали сотрудничать и помогать друг другу, спрашивать совета, делать совместные проекты. Когда ты работаешь в одиночку, то варишься в своём соку и не видишь, что происходит вокруг, барахтаешься в море информации в интернете. Чтобы, например, сделать деревянную пуговицу для своей сумки, тебе обычно нужно пролистать километры страниц, а у нас можно просто пойти в соседнюю комнату и за чаем поговорить с мастерами по дереву, узнать всё из первых уст.
Мы не хотели делать бизнес ради одних денег, у каждого из нас за спиной работа в офисе, и мы хотели заниматься чем-то совершенно другим. В результате мы придумали бизнес, которым приятно заниматься каждый день, и прежде всего благодаря нашему окружению. Люди, умеющие делать что-то своими руками, сильно отличаются от людей, существующих в офисных реалиях. Мы уже не можем представить себе, что сможем когда-нибудь вернуться обратно. Офисная жизнь полна стрессов, связанных с ненормальным человеческим общением, там постоянно конкурируют за лучшее место, боятся начальников, скучают, занимаются интригами. В «Класс труда» многие приходят по вечерам, после работы, чтобы отдохнуть здесь душой, пообщаться с людьми из другого мира, окунуться в другую атмосферу и тем самым перезарядить батарейки.
Как это работает
Месячный абонемент для резидентов у нас стоит 6 тысяч рублей. Сейчас у нас около 25 постоянных резидентов, и пространства хватит ещё человек на десять. Другие наши клиенты покупают разовые посещения или абонементы на 10, 20, 30 часов работы. В стоимость абонемента резидента входит рабочий стол, место для хранения своих материалов, а также возможность пользоваться всеми инструментами мастерской. Если у нас чего-то пока нет, можно попросить соседа по коворкингу одолжить инструмент. Несмотря на количество мастеров, очередей у станков и толкучки за столами у нас практически никогда не бывает, так как все приходят работать в разное время, кто-то в 7 утра, кто-то поздно вечером.
Мы также помогаем нашим резидентам объединиться для выполнения какого-либо крупного заказа. К нам то и дело обращаются заказчики из различных баров, кафе и хостелов с просьбой как-то оформить им интерьер, например сделать барную стойку или необычный шкаф. Чаще всего для этого требуются мастера разного профиля, и «Класс труда» в данном случае выступает как генеральный исполнитель, который согласовывает работу с клиентом.
Мастер-классы
«Класс труда» у многих ассоциируется больше не с самой мастерской, а с нашими мастер-классами. Видимо, это следствие того, что в нашей группе в VK мы чаще пишем о них, а не о наших резидентах. Мастер-классы мы либо организуем сами, либо предоставляем площадку для их проведения (в данном случае люди просто платят нам за часы работы в коворкинге). Мы сами попробовали разные форматы занятий и пришли к выводу, что разовые занятия - это не то, что нам нужно. В городе проводится очень много мастер-классов, где тебе предлагается за два часа сделать какую-нибудь штучку. За такое время невозможно по-настоящему чему-то научиться.
Мы подумали, что людям будет интересно глубже погрузиться в ремесло, поэтому решили сосредоточиться на проведении полноценных курсов. Те, кто посещает такие курсы, затем покупают у нас абонементы, приходят после работы, чтобы что-то самостоятельно пилить и шить, а рядом с ними работает тот же мастер, у которого они могут в любое время что-нибудь спросить. Благодаря курсам мастера могут заработать на аренду мастерской и найти учеников, которые захотят заниматься индивидуально. Так что для нас проведение мастер-классов - это одновременно и пиар, и заработок, и новые клиенты, и новые возможности для наших резидентов. Так как мы заинтересованы в том, чтобы курсы были качественными, мы очень ответственно относимся к выбору преподавателей. Сперва всегда делаем разовое тестовое занятие, чтобы понять, как сам мастер чувствует себя в роли преподавателя и насколько он нравится ученикам. Самой большой популярностью у нас пользуются курсы по ювелирным изделиям и по работе с деревом.
Трудности
Когда начинаешь свой бизнес, проблем у тебя, возможно, и больше, чем в обычном офисе, но при этом ты чётко понимаешь, что всё, что ты делаешь, ты делаешь для самого себя. Работая в офисе, ты можешь в 6 часов вечера просто отключить голову и заняться другими делами. Здесь так не получится. Поэтому так важно создать место, где тебе комфортно и интересно работать, чтобы не перегореть.
Проблем у нас немало: начиная со сломанных инструментов в момент сдачи срочного заказа и заканчивая сезонностью бизнеса. Всегда можно недобрать людей на курс, неверно рассчитать стоимость затрат на материалы для заказа и так далее. В управлении коворкинга есть специфический риск - неправильно выстроить атмосферу. В этом вопросе нет рецептов, приходится действовать интуитивно. Мы беседуем с каждым потенциальным резидентом, чтобы понять, что он за человек, сможем ли мы комфортно сосуществовать на одной территории. Потому что, по сути, это место - наш дом. Резидент должен уметь, прежде всего, уважать чужие границы. У нас было несколько прецедентов, когда резиденты начинали своим присутствием «напрягать» окружающих и мы твёрдо сообщали им, что их дальнейшее присутствие в коворкинге нежелательно. Удивительно, но через несколько дней после их ухода атмосфера снова приходила в норму. Обычно мы выступаем арбитрами в возникающих спорах, стараемся сохранять нейтралитет. Для нас каждый творческий человек, работающий у нас, равен всем остальным. Не важно, кто из них более известен, опытен или у кого больше наглости.
Большая часть наших резидентов зарабатывают своим ремеслом на жизнь. Когда их называют хендмейдерами, их это чаще всего оскорбляет. Они предпочитают слово «мастер». Мир хендмейда сейчас разделился на две группы: одни занимаются этим профессионально и ответственно, другие - делают что-то любительски и не очень качественно. «Профессионалы» чаще всего не участвуют в многочисленных ярмарках и базарах и выполняют частные заказы. Некоторые мастера развивались у нас на глазах. Мы, конечно, не считаем, что это наша заслуга, но видим, что в мастерской, где мастера могут находиться в среде себе подобных, они работают более продуктивно, чем когда работали в одиночку. Чтобы растение росло, для него нужно создать благоприятную среду. Наша мастерская - это нечто вроде теплицы для хендмейдеров, им в разы проще здесь заниматься своим делом и расти.
В ближайшее время мы планируем расширить парк инструментов и сделать мастерскую более комфортной для жизни в зимний период. Запустим новые курсы, в том числе и для детей. Сейчас у нас есть небольшой перекос в сторону работы с деревом, а основная концепция мастерской - это универсальность, поэтому мы будем расширять направление деятельности в сторону металла, кожи и керамики. Среди далекоидущих планов - органический рост мастерской. Как только поймём, что нам становится тесно, увеличим площади мастерской. Мы также открыты предложениям открытия филиалов «Класса труда» в других городах. Адрес:
Товарная, 57-В
,
121135
,
Москва
, Телефон:+7 971-129-61-42
,
Электронная почта: [email protected]
Контакты:
муж и жена, таисия богатырёва и денис гутов, создали первую в россии открытую мастерскую «класс труда» - коворкинг для хендмейдеров, в котором есть всё необходимое: и рабочие места, и инструменты, и полезные контакты.
Если вы задумали облагородить свой дом, но сильно тратиться не охота, из этой ситуации есть креативный выход. Все, что вам потребуется, это сделать ревизию в гараже, на даче, на чердаке или в кладовке…
Было время, когда мы бросали все свои дела, чтобы не пропустить новую серию своего любимого сериала. Помните «Зачарованные», «Дикий ангел», «Санта-Барбара»… Этот список можно продолжать еще долго. К…
Самый простой способ открыть детскую студию - купить .
Но если же Вы все-таки хотите сделать это самостоятельно - предлагаем Вам пошаговую инструкцию от эксперта компании SandLand .
Бизнес на детях в последнее время становится всё более популярным. Причин этому несколько - во-первых, тренд на раннее развитие детей захватывает умы всё большего числа родителей. Почти с самого рождения малыша мамы и папы задумываются о том, как развить творческие способности своего чада, как сделать его умнее и образованнее, как способствовать полноценному и многостороннему развитию личности.
Особенно остро этот вопрос встаёт для родителей детей в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в этом возрасте любой родитель пытается вложить в развитие ребёнка максимум, записывая его в различные спортивные секции и творческие кружки, школы танцев, музыки и т.д. Если ещё несколько лет назад количество предложений провести детский досуг с пользой было ограниченно секциями и кружками городских центров детского творчества, а также специализированными художественными, музыкальными и хореографическими школами, то сегодня ситуация меняется в корне.
Сейчас индустрия детского досуга и раннего развития представлена частными детскими студиями, которые предлагают более конкурентные услуги по сравнению с муниципальными учреждениями. Более того, сам подход к детям, их развитию и образованию кардинально отличается от привычного подхода «советской» школы. В подобных детских студиях не ставят целью сделать из ребёнка Чайковского или Майю Плисецкую любыми способами, даже вопреки желанию и возможностям самого ребёнка. Детские студии применяют более лояльный и гибкий подход, обучают играючи, развивают творческие способности без оценок и принуждения, заботясь в первую очередь о моральном и психологическом состоянии детей.
Другая причина популярности бизнеса на детях в том, что сфера детских услуг довольно богата на бизнес-идеи, которые можно воплотить с помощью минимальных инвестиций и огромного желания работать на себя и развивать свой бизнес. Естественно, на первоначальном этапе детской студии придётся посвящать много времени и сил. Но в то же время детская студия как бизнес может сочетать в себе как прибыль, так и удовлетворение, и удовольствие от деятельности.
Сама бизнес-идея детской студии, как, прочем и большинство бизнес-идей, связанных с детьми, прежде всего привлекает женщин, в особенности молодых и активных мам, которые после рождения детей полностью переосмысливают свою жизнь. Именно поэтому среди владельцев детской студии большинство - женщины. Именно они после рождения ребёнка сами сталкиваются с потребностями и проблемами, за решение которых они и сами были бы не прочь заплатить. Но не найдя подходящего по определённым критериям (комфорта, расположения, уровня обслуживания, направления или ценовой политики) варианта, решаются на открытие собственного бизнеса.
О том, что предстоит сделать, чтобы открыть собственную детскую студию, как шаг за шагом запустить бизнес на детях и начать зарабатывать и развиваться, читайте далее.
Объем инвестиций
Детская студия - хороший вариант для начинающего бизнесмена в том числе и по той причине, что инвестиции в её открытие достаточно невелики. Это крайне важный параметр для первого бизнеса.
При определённой находчивости, открывая детскую студию, вполне возможно уложиться в 200-250 тыс. рублей начальных инвестиций. Хотя, конечно, сумма будет во многом зависеть от того, во сколько обойдётся аренда помещения, сколько вы затратите на ремонт и оборудование, какие расходные материалы закупите, каких педагогов наймёте.
Просчитайте все предполагаемые статьи расходов и на всякий случай заложите для старта чуть большую сумму, чем вам необходимо. Это позволит относительно безболезненно пережить первые кризисные месяцы, когда пул клиентов только набирается.
Где взять деньги?
Но даже небольшую сумму денег на начальные вложения нужно где-то взять. Идеальный источник инвестиций - собственные накопления. Вложив в бизнес свои средства, вы существенно снизите риски, да и стресса будет куда меньше: никаких долгов, которые нужно отдавать с процентами, никаких дополнительных ежемесячных расходов (а они у молодого бизнеса и без того велики), никаких кредитных обязательств, висящих над вами дамокловым мечом.
Но свои средства для старта есть далеко не у всех. Зато почти у всех есть родственники и друзья, к помощи которых можно прибегнуть. Хотя тут всё-так есть риск испортить отношения.
А вот банковский кредит - крайняя мера. Он чреват переплатами, да и в последнее время банки не особенно охотно выдают займы. Если собираетесь вложить совсем небольшие средства в маленький бизнес, можно воспользоваться кредитной картой, дающей возможность не выплачивать проценты, если вы успеете вернуть деньги в течение трёх месяцев.
Также можно рассчитывать и на помощь государства в виде субсидии. Практика показывает, что получить материальную поддержку от властей вполне реально. Но для этого придётся запастись терпением: год от года процедура получения средств становится всё сложнее.
Особенно трудно получить грант в больших городах, и виной тому бюрократия. Даже если вы полны энтузиазма, он может полностью испариться в процессе сбора всех необходимых документов. Да и шансы получить финансовую поддержку от государства не стопроцентные.
В маленьких городах дела с получением средств обстоят несколько проще. Но вне зависимости от размеров города всё равно остаются определённые риски. Даже если грант на ваш проект одобрен, денег вы можете так и не увидеть. Бывают такие случаи, что бизнесменов просто обманывают.
Пошаговая инструкция
После того, как вы выявили спрос на свою студию и нашли деньги на открытие, необходимо продумать фирменный стиль. Это важно для любого бизнеса, исключений здесь быть не может. Даже самый небольшой проект не должен производить впечатления «шарашкиной конторы», люди должны понимать его значимость. Для этого им нужно увидеть, что проект продуман «от и до».
Помните знаменитую фразу «как корабль назовёшь, так он и поплывёт»? Она как нельзя лучше применима к бизнесу детской студии, поэтому в первую очередь необходимо выбрать идеальное название и вплотную заняться фирменным стилем. И вовсе необязательно, что последний обойдётся вам в баснословную сумму.
Личный опыт
Я начала именно с продумывания фирменного стиля. Для этого пришлось прибегнуть к помощи дизайнера. Нашла я его среди фрилансеров, написала тех. задание, на которое он и опирался во время работы. Хороший дизайнер берёт за разработку 15-10 тыс. рублей. Не нужно жалеть на это деньги, тем более что и сумма не так уж велика. Зато люди будут видеть насколько вы внимательны к деталям, оценят ваш поход к делу. Единый фирменный стиль, который используется всюду - на визитках, листовках и т.д. - вызывает у клиентов больше доверия и способствует узнаваемости вашей студии.
Интерьер студии тоже должен укладываться в каноны фирменного стиля, поэтому его важно продумать до мелочей. Только после того, как вы определитесь с образом будущей студии, можно приступать к закупке стройматериалов и ремонту помещения.
После ремонта наступает время для закупки оборудования. Что именно за оборудование это будет, зависит от того, чем занимается ваша студия. В моём случае пришлось приобрести обычные столы и специальные столы для рисовая песком, камеру, проектор, проекционный экран.
Цены на оборудование будут очень разными. К примеру, маленький детский стол может стоить 1 тысячу рублей, а может - 8 тысяч. Выбирать вам. Только помните, что самое важное - чтобы столики соответствовали минимальным показателям, а наличие золотых ножек - дело десятое. То же самое, в принципе, касается и любого другого оборудования.
Количество оборудования зависит от того, сколько детей будут обучаться в вашей студии одновременно. У нас всё рассчитано на проведение занятия с шестью детишками. Это оптимальное количество обучающихся, поскольку именно при такой численности группы педагог может уделять достаточное внимание каждому ребёнку.
Что касается выбора поставщиков оборудования, здесь очень многое зависит от города открытия. Проще найти поставщика, оптимально подходящего под параметры, в большом городе.
Чем больше город, тем больше выбор оборудования.
Для студии в маленьком городе, скорее всего, придётся всё заказывать на сайте. Это может несколько затянуть процесс или привести к неожиданным результатам.
Если говорить о критериях подбора поставщиков, основной из них - соотношение цены и качества. Не нужно бросаться на низкие цены! Определитесь какого качества оборудование вам нужно, разберитесь с показателями и техническими характеристикам. Это придётся сделать, чтобы понимать, хорошую ли технику вы закупаете. И только после того, как с характеристиками всё станет предельно ясно, можно сравнивать цены у разных поставщиков.
Желательно выбирать фирмы-монополисты, которые занимаются производством одного вида техники. Например, выпускают только проекторы.
Часто те, кто занимается поставками оборудования, готовы предоставить и расходные материалы. По крайней мере так обстоят дела в сфере рисования песком.
Найти поставщиков и оборудования, и расходных материалов с каждым годом всё легче. В нашей сфере спрос постоянно растёт, поэтому и компаний появляется всё больше. А «выйти» на них можно через интернет.
Если вы открываете нечто принципиально новое, с поставщиками могут быть и сложности. Если найти их совсем уже непросто, можно попробовать изготовить оборудование самостоятельно. Однако здесь встаёт вопрос качества.
После того, как закуплены расходники и оборудование, нужно приступить к продумыванию методики работы с детьми и времени работы самой студии.
В наших студиях занятие длится от 45 минут до часа в зависимости от возраста деток. В течение более продолжительного времени малышам просто трудно концентрироваться на одном занятии.
Работаем с детьми мы преимущественно в будни вечером или в выходные. Среди недели график продуман так, чтобы родителям было удобно приводить ребят после окончания своего рабочего дня или пребывания ребёнка в садике. А в выходные в основном проходят детские праздники.
Не менее важный вопрос - подбор персонала. На самом деле, выбрать хорошего преподавателя отнюдь не просто хотя бы потому, что не всегда какой-то из критериев может быть однозначно выигрышным. К примеру, большой опыт работы и обширный послужной список - не гарантия качества. Главное для преподавателя - блеск в глазах. Если у человека есть желание и энтузиазм, если он заинтересован в том, чтобы внедрять свои идеи, вы с этим человеком далеко пойдёте.
Важно, чтобы человек хотел не просто работать, а быть частью вашей компании.
Требования к размещению детской студии не так строги, как, например, к общепиту. Однако и здесь есть определённые правила. В первую очередь нужно определить, где же арендовать помещение.
Конечно, транспортный и пешеходный трафик - вовсе необязательный для вас критерий. Но и забираться в глушь, до которой из любой точки города ехать три часа, а потом ещё и идти пешком 5 километров - плохое решение. Детская студия должна быть доступна.
Проверьте, будет ли клиентам удобно добираться к вам. Важно, чтобы студия была не слишком удалена от остановок общественного транспорта. При этом у родителей должна быть возможность доехать более, чем одним маршрутом, желательно из любой точки города без пересадки. Не лишними будут и удобные подъездные пути для тех, кто будет привозить детишек на собственном авто.
А вот что касается части города, где вы будете работать, вы вольны выбирать. Подойдёт как центр, так и спальный район. Особенно новой застройки, где живёт много молодых семей с детьми. Если определиться с местом совсем тяжело, попробуйте опять же прибегнуть к соцопросу. Родители с радостью проголосуют в социальной сети за максимально удобный для них вариант размещения студии.
Совет
С точки зрения снижения расходов на помещение для крупных городов хороший вариант - субаренда. Но выбирать «соседа» нужно с умом. Детская студия на пороге продуктового магазина не вызовет ничего кроме недоумения. Выбирайте предприятие смежной отрасли, например, магазин игрушек или частный садик.
Для размещения детской студии очень хорошо подходят торговые центры, во многих из которых сегодня есть специальные «детские этажи». Однако важно, чтобы такой ТЦ не был слишком шумным. Ребёнок должен иметь возможность позаниматься, не отвлекаясь на какие-то посторонние звуки.
Не забудьте обеспечить комфорт и для родителей. Многие из них могут решить, что уезжать куда-то на 1 час не имеет смысла, и будут ждать окончания занятия здесь же в студии. Поэтому в студии должна быть своеобразная зона ожидания с удобными диванчиками, журналами и другими вещами, помогающими с комфортом дождаться ребёнка. Это, конечно, заставит занять дополнительную площадь и увеличит стоимость аренды, но оно того стоит.
Кстати о площади. Она будет зависеть от того, планируете ли вы своей обучающей студии проводить мероприятия и дни рождения. В этом случае нужны будут и зона для занятий, и зона для отдыха и игр. В идеале они должны быть разделены. Минимальная площадь студии - 20-30 кв.м.
Что касается требований к ремонту, здесь всё достаточно просто. Пока СанПинов, регулирующих детские студии, не существует, а значит и штрафовать за отсутствие кафеля или линолеум вместо ковролина вас никто не будет.
Самое главное - соблюсти нормы пожарной безопасности. Отвечать за этот вопрос должен ваш арендодатель. Хотя всё-таки лучше перепроверить, есть ли в помещении пожарная сигнализация, не вышли ли из строя огнетушители и т. д.
Документы
Обязательный этап открытия любого бизнеса - его юридическое оформление. При открытии детской студии у вас есть выбор между ИП и ООО. Проще работать будет в том случае, если вы зарегистрируетесь как индивидуальный предприниматель. В этом случае вы сможете выбрать упрощённый вариант налоговой отчётности и вести учёт сможете самостоятельно. А вот при открытии ООО без профессионального бухгалтера не обойтись.
Оптимальный вариант для детской студии - «упрощёнка» с взиманием налога в размере 6% от доходов.
Чек-лист открытия
Выгодно ли открывать
При хороших показателях работы детская студия окупается достаточно быстро - за 3-4 месяца. Чтобы достичь такого результата, нужно искать дополнительные пути увеличения прибыли, например, за счёт проведения детских праздников.
Но нужно учитывать, что клиенты могут быть разными. К вам могут прийти родители, готовые потратить на детский день рождения 25 тыс. рублей, в то время как стоимость праздника в вашем прайс-листе - 10 тыс. рублей. На такой случай нужно уметь предложить своим клиентам дополнительные услуги. Например, ввести бумажное шоу, которые сейчас набирают популярность, или добавить в программу квесты для детей.
Чтобы увеличить прибыль и сократить срок окупаемости, можно также проводить выездные мастер-классы и даже тимбилдинги для компаний, если ваша деятельность позволяет это.
Кроме того, нужно уметь сокращать расходы своей студии. Основные затраты приходятся на зарплатный фонд и аренду. Кроме того, периодически приходится обновлять некоторые предметы интерьера, например, детские табуреточки, а также тратиться на расходные материалы. Что касается экономии, сократить расходы можно в первую очередь за счёт сокращения расходов на аренду. Например, вы можете использовать ту же субаренду.
У начинающих предпринимателей часто встаёт вопрос о том, какую ценовую политику вести. Детская студия - как раз тот случай, когда главный критерий формирования вашей цены - цены у конкурентов. При этом вовсе необязательно, чтобы речь шла о прямых конкурентах. Обратите взгляд на другие досуговые учреждения.
В самом начале работы вы можете демпинговать. Это позволит привлечь клиентов.
Демпинг при грамотном использовании очень помогает, но постоянно использовать его - не вариант. У клиента возникает мысль: «Чем дешевле, тем хуже». Как следствие, он начинает сомневаться в предоставляемых в студии условиях, компетентности кадров и т.д. Одни словом, с демпингом нужно уметь обращаться, здесь важно не переусердствовать.
Личный опыт
В наших студиях, открытых разных городах, действуют разные цены. Средняя стоимость мастер-класса в небольших городах - 250-300 рублей, в больших городах - 600-700 рублей.
На занятия по долгосрочной программе действуют другие расценки. Месячный абонемент на четыре занятия стоит 1860 рублей.
Организовать работу студии - достаточно непростая задача, поскольку учесть придётся множество нюансов, причём как для регулярных занятий, так и для дополнительных услуг. Чтобы студия работала в плюс, необходимо, чтобы у вас занималось 6 групп по 6 человек. Но важно не забывать и про дополнительные услуги. В нашей студии три вида услуг: развивающие занятия, детские дни рождения и семейные мастер-классы.
Регулярные групповые занятия у нас проводятся по будням вечером. Мы стараемся сделать так, чтобы в неделю успели позаниматься две группы каждого возраста. В общей сложности у нас по две группы в каждой (одной из трёх) возрастной категории. Детишки ходят к нам раз неделю, выходной у студии - в понедельник. График занятий плавающий. Во многом причина этого - то, что маленькие дети часто болеют.
Что касается занятий, здесь важно приложить максимум усилий к тому, чтобы сделать клиента постоянным. Важно сделать так, чтобы он прошёл программу до конца. Этому способствует грамотно выстроенная методика. Мы учим ребёнка рисовать с нуля. На то, чтобы достичь определённых успехов, у малышей уходит 1 год.
По окончании года у нас предусмотрена возможность переходить на более усложнённую программу. По статистике 70% детишек, занимающихся у нас, приходят на второй год обучения.
Семейный мастер-класс рассчитан на то, чтобы сплотить родителей и ребёнка. Как правило, классы проводятся для двоих, например, мамы и ребёнка или папы и ребёнка. Дети и родители собираются в небольшую группу и совместно занимаются творчеством вот в таком интересном формате.
Одна из наших профилирующих услуг - детские дни рождения. Этот формат пользуется большим спросом, он очень актуален на рынке. Здесь важно продумать развлекательную программу, сделать мероприятие интересным, в том числе и за счёт привлечения аниматоров.
Проведение детских дней рождений - занятие для выходных, поскольку родители имеют возможность привезти деток на праздник только в выходные. У нас пики проведения приходятся на субботу, в этот день мы мы можем провести три дня рождения.
Каждую из предоставляемых услуг нужно стараться развить максимально. О том, насколько успешно услуги работают, можно судить в конце месяца. Если какая-то услуга не приносит желаемого эффекта, все сил нужно бросать на её продвижение.