Светское общество. Что такое «свет»? Что такое светское общество? Понятие и описание (по роману "Война и мир")
Я бы с удовольствием отметила эту годовщину закона 1905 года, однако правда в том, что на горизонте светского общества сгущаются тучи.
Речь идет о сложном понятии, которое выходит далеко за границы отношения к религии и, видимо, находится за пределами понимания нашего руководства в связи с недостатком у него политической культуры.
Светское общество — это поиск гражданского мира на фоне признания неспособности религий обеспечить его или даже их склонности порождать насилие (оно в данном случае становится все более неконтролируемым, поскольку оправдывается и сублимируется верой). Но это еще не все. Светское общество — это условие человеческой эмансипации, поскольку оно предлагает заложить в основу суверенитета, легитимности власти и отношений граждан разум, а не подчинение некоему установленному свыше внешнему порядку.
Светское общество опирается на творческие силы человека, его умение выбирать и создавать собственные законы. Именно поэтому оно представляет собой в первую очередь отношение к гражданству, должно рассматриваться в поле отношений человека к другим людям, а не к вере.
Светское общество предполагает, что человек принадлежит лишь самому себе. Он определяется не (одним лишь) полом, цветом кожи, социальным положением и верой, а своим уникальным существованием, тем, что он привносит в мир, что строит вместе с другими людьми. В этом смысле светское общество — это свобода, но одновременно с этим оно представляет собой борьбу с детерминизмом и отчуждением. Именно в этой борьбе рождается свободное суждение.
Кстати говоря, один человек в правительстве Макрона прекрасно отразил этот вопрос. Я даже представить себе не могла, что столь приятный сюрприз сможет преподнести именно Марлен Шьяппа (Marlène Schiappa). Как бы то ни было, 8 декабря она заявила в «Великом Востоке»: «Светское общество — не экуменизм. Это не пирог, который раздается по кускам представителям разных вероисповеданий, в том числе и атеистам. (…) Именно светский характер общества позволяет избежать коммунитаризма. Именно он превращает нас в единую нацию, а не в тысячелистник или совокупность общин». Прекрасно сказано, добавить тут нечего. Только вот столь четкие заявления на эту тематику звучат лишь от нее.
С молодым депутатом от движения «Вперед, Республика!» Орельеном Таше (Aurélien Taché) все обстоит с точностью до наоборот: чугунно-казенный язык превращает его слова о светском обществе в нечто совершенно невнятное. Но оно и к лучшему, ведь если начать вслушиваться, понимаешь, что его позиция означает слепоту по отношению к исламизму и презрение к защитникам светского общества, которых приравнивают к праворадикалам.
В картине мира Орельена Таше исламизма не существует, а Франция представляет собой некую теоретическую страну, где не было направленной против ее образа жизни беспрецедентной волны терактов. Рассуждение о светском обществе ведется без упоминания причин того, почему этот вопрос сегодня стоит так остро. Депутат осуждает «агрессию» защитников светской системы и удивляется, почему вопрос поднимается в столь напряженной обстановке. Иначе говоря, он намекает, что накал страстей не стихает именно по их вине…
Только вот он совершенно забывает тоталитарный характер исламизма, его неприятие того, что мы собой представляем, его стремление подорвать наши гражданские и политические нравы, его ненависть к демократии, женщинам, евреям и всему, что не относится к нему. Он забывает, что эта идеология разжигает пожар не только у нас, а по всему миру. Он забывает возвращение изнасилования как оружия угнетения женщин, восстановление рабства, сброшенных с крыш гомосексуалистов, убийства отказавшихся обратиться в ислам людей… То есть все ужасы жизни под властью исламистов. Он забывает, что желанная исламистами модель общества категорически отвергается всеми французами вне зависимости от их происхождения. В результате его рассуждения о примирении и удивление по поводу текущей напряженности звучат предельно фальшиво и даже наводят на мысль о манипуляции (она выглядит крайне грубой и, следовательно, тем более глупой). Кроме того, молодой человек старательно избегает слова «исламизм», поскольку оно вредит фантазии, которую ему нужно продать: светские фундаменталисты одержимы вопросом мусульман и ислама.
Мне же кажется, что мы имеем дело с совершенно неосмысленной позицией, с людьми, которые мнят себя стратегами, переиначивая старые походы партийных аппаратчиков. Вальс сейчас стремится стать воплощением светского и республиканского пути, способного в перспективе привлечь французов, которые крайне обеспокоены посягательствами на их образ жизни (его, к тому же, никто не защищает). Поэтому провинциальные Сунь-цзы считают, что им нужно как можно быстрее поставить хоть какую-то фигуру на клетку светского общества, чтобы показать, что она занята. Даже если этот человек мало что понимает в данном вопросе (это не означает, что упомянутый нами молодой депутат не обладает другими знаниями и навыками, но в плане светского общества он совершенно неопытен и крайне наивен). Большинство из окружения Макрона не понимают, что политика включает в себя не только управление, но и экзистенциональные и связанные с идентичностью вопросы, они считают, что на самом деле могут примирить страну не путем утверждения и реализации принципов, а с помощью детских сказок в глупо примирительной обертке. Они повторяют синтез Олланда, при котором никто больше ничего не решает и ничего не создает. Это уже убило великую партию и сейчас подрывает великую страну. Нашу страну.
Сам факт постановки на один уровень Шарли и Пленеля в риторике правительства, то есть газеты, которая стала целью политических убийств, символом свободы слова и жертвой исламистской агрессии, и одного из тех, кто позволил узаконить право голоса исламистов и незабвенных «Коренных жителей республики», свидетельствует о достойном сожаления недостатке здравого смысла.
Что еще хуже, это упрощенческое и несправедливое сравнение проводится для того, чтобы дискредитировать защитников светского общества, лишить их легитимности. Ведь именно они — главная угроза для нашей страны. Именно с ними нужно в срочном порядке разобраться. Целый ряд членов правительства делают вид, что сожалеют о напряженности по вопросам светского общества, замалчивая тот факт, что на него устраивают нападки настоящие идеологи, решительно настроенные подорвать наше существование. Ведь в сказочном мире национального примирения правящей партии терроризма больше нет, а пропаганда «Братьев-мусульман» (террористическая организация запрещена в РФ — прим.ред .) и прочих салафитов не создает напряженность в школах, университетах, больницах, на рабочих местах, в профсоюзах и партиях… Проблема — не подъем радикальной религиозно политической идеологии и не все новые преступления, а истерия играющих на страхах защитников светского общества… Боюсь, что если они зашли так далеко в отрицании, падение может оказаться очень болезненным. Президенту и его движению «Вперед!» невдомек, что французы осознают реальность угрозы, и что отрицание (даже если его переименовали в толерантность) лишь усиливает чувство заброшенности.
Если Эммануэль Макрон будет вести себя столь же непоследовательно в этом вопросе, у него не получится примирить Францию. 8 декабря, накануне этой годовщины, представители главных французских религий были приняты в Елисейском дворце, чтобы обсудить… светское общество. Это равносильно разговору о воздержании с порноактером Рокко Сиффреди (Rocco Siffredi)… Эммануэлю Макрону пора понять, что экуменизм и религиозное согласие, разумеется, имеют полное право на жизнь, но никак не касаются светского общества. Не расслабляйтесь, господин президент!
Подпишитесь на нас
В царской России практически все знали, что означает термин «светское общество». Благодаря классикам отечественной литературы школьникам тоже это известно, хотя бы из пушкинского «Евгения Онегина».
Но времена изменились, и кое-что оказалось перевернутым с ног на голову. Вот у меня есть вопрос: почему лица, которые всегда были обслугой светского общества (актеры, певцы-певички, парикмахеры, портные и прочие), вдруг стали светским обществом?
Притом еще бахвалятся многие, что плохо в школе учились, хулиганили, а теперь «бабло» гребут и поучают всех, как надо жить, демонстрируют свои дворцы и прочую роскошь.
Они сами себя считают светскими людьми - сами себе поют, сами себе и хлопают, сами за столами сидят («В субботний вечер», например), удивляюсь - откуда столько «звезд» вывалилось?
То же самое происходит на Новый год: если включаешь какой-нибудь «Огонек», любое новогоднее шоу, то не покидает ощущение, что люди, которые на телеэкране поют, пляшут и что-нибудь рассказывают, собрались там исключительно ради себя. Это их тусовка, а что это будет еще кто-то смотреть - об этом и речи нет. Одни и те же физиономии и плоские шутки.
Впрочем, они и сейчас обслуга. Любой из нас, предложив им денег (если мошна тугая), увидит их кривляния на своем корпоративчике. Потому что они всеядны: кто заплатит, перед тем и плясать будут – хоть перед Обамой, хоть перед Ким Чен Ыном, хоть перед самим сатаной.
Какая-то размалеванная девица дает развязное интервью, а титрами идет пояснение для зрителей – это светская львица. Есть и такая профессия! Хотя смахивает «львица» на самую настоящую проститутку. Таких теперь дипломатично путанами зовут…
«Престижная» и высокодоходная профессия - модель (вешалка для платья). Куда до нее врачу! Ну, а поскольку плата за труд является мерилом социальной ценности труда, делаем вывод – «вешалки» для общества гораздо ценнее, чем врачи, учителя, ученые.
С горечью смотрю на ТВ-каналы, где царствует бездарность, самолюбование, инфантильность... А как же Пушкин? Тургенев? Достоевский? Или Лолита и ей подобные затмили все и вся?! Светское общество - от слова свет, а то, что мы сейчас наблюдаем, по сути, тьма.
Не могу утверждать, что сегодня нет ничего высокого, духовного, - есть, но в море пошлости это лишь небольшие островки.
Не стоило бы, конечно, обращать внимание на убогих, но от некоторых - реальный вред. Какая-то, не очень большая, часть молодежи, да уже и среднего поколения воспринимает их всерьез.
Когда-то В. Маяковский, отнюдь не имея в виду тех, кто ныне на телеэкранах, писал: «Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?» Значит, это нужно нашим гражданам? Внимать пошлятине?
Какие зрители - такие у них и кумиры. Правильнее, наверное, надо говорить не о культуре отдельно взятых лиц, а об обществе в целом. Если бы такие «таланты» не были востребованы, то мы бы таких бездарных выступлений не увидели.
Телевидение существует и процветает в каком-то автономном режиме, платят ему за рекламу, оно и старается для аудитории, которая потребляет все, что показывают. Такие зрители - потребители всего «простого», понятного или «жутко» загадочного. Этим и богат наш телеэфир. Концерты так называемых, «звезд» идут успешно по всей стране, их организаторы честно говорят: «Мы привозим только тех, кто может собрать зал». Что ж, платите и дальше, если нравится. Прыгая, кривляясь под «фанеру», за ваши денежки они покупают себе роскошные особняки на Рублевке и в Майями.
Наше население в большинстве своем стало не только обществом потребления хлеба и зрелищ, но и информации. Лица, навязанные нам СМИ, считаются уважаемыми людьми, знающими обо всем. Может ли кто-нибудь навскидку вспомнить современного уважаемого ученого? Зато богему многие знают наизусть. Что ест, с кем спит, где отдыхает, чем болеет и так далее. Это не они стали светским обществом, это мы их туда подняли!
Главными лицами советского общества были рабочие, крестьяне, инженеры, ученые, педагоги, доктора, герои труда, герои страны и только потом творческая интеллигенция, государственные деятели.
А вы, ветераны, помните, как все это начиналось? Как от фильмов типа «Девять дней одного года» мы перешли к фильмам типа «Интердевочка» – не самого худшего, кстати. Как нас заставляли переживать, что грабят «бедную» Аллу Пугачеву? Как вдруг оказалось, что учителем, врачом, инженером работать непрестижно?
Все делалось сознательно. Тот же учитель, по большому счету, относится к высшему классу - тех, кто направляет развитие общества от человека-животного к человеку разумному.
Но у русских маяком всегда был Дух и Бог, а не Мамона-Золотой Телец. И поэтому мы еще живы.
ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ
- англ. society, secular; нем. Gesellschaft, weltliche. По Г. Бернзу и Г. Беккеру - общество, характеризующееся готовностью к инновациям, ориентированное на целесообразную рациональность и инструментальную эффективность действий.
Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009
Смотреть что такое "ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ" в других словарях:
ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ - англ. society, secular; нем. Gesellschaft, weltliche. По Г. Бернзу и Г. Беккеру общество, характеризующееся готовностью к инновациям, ориентированное на целесообразную рациональность и инструментальную эффективность действий … Толковый словарь по социологии
Сущ., кол во синонимов: 1 фашион (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия
общество - Среда; круг знакомых. Аристократическое, благовоспитанное (устар.), благоприличное (устар.), благородное, блестящее, большое, буйное, великосветское, веселое, воспитанное, высшее, грязное (разг.), дамское, дурное, женское, живое, избранное,… … Словарь эпитетов
Международное Общество Исследователей Библии религиозное движение, появившееся в 1870 е годы на территории США. Его основателем был проповедник Чарльз Тейз Расселл. Чарльз Тейз Расселл Содержание 1 История … Википедия
Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? общества, чему? обществу, (вижу) что? общество, чем? обществом, о чём? об обществе; мн. что? общества, (нет) чего? обществ, чему? обществам, (вижу) что? общества, чем? обществами, о чём? об… … Толковый словарь Дмитриева
ОБЩЕСТВО - одно из наиболее многозначных понятий социальной философии, применяемое к определению обособившейся от природы части материального мира, связанную с деятельностью и особыми отношениями между людьми. Каркас теории общества образуют категории:… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОБЩЕСТВО - 1) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей; 2) как этап человеческой истории (первобытное, феодальное или средневековое, буржуазное, социалистическое, коммунистическое, рабовладельческое или античное… … Тематический философский словарь
Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Книги
- Американская трагедия. Книга 2 , Теодор Драйзер. – Счастье приходит к тому, кто умеет ждать. – Да, конечно, только смотри, не просиди всю жизнь в зале ожидания. Драйзер писал об истории, положенной в основу своего романа: “Я… аудиокнига
- Николай Карамзин. Колумб истории российской , Сахаров А.Н.. Российское общество до XIX века почти не представляло себе, «откуда есть пошла Русская земля». Николай Карамзин, официальный историограф императорского двора, был первым, кто ответил на этот…
Светское общество
сущ. , кол-во синонимов: 1
Фашион (7)
- - в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем...
Демографический энциклопедический словарь
- - в широком смысле - большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами...
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
- - ...
Словарь по аналитической психологии
- - см....
Энциклопедия иудаизма
- - понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма...
Новейший философский словарь
- - Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности...
Словарь социолингвистических терминов
- - Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, существующая, функционирующая и развивающаяся в процессе социального взаимодействия между его...
Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
- - 1. совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности; 2. круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов; 3...
Большой бухгалтерский словарь
- - государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным...
Энциклопедия юриста
- - одна из основных оппозиций истории и философии истории...
Философская энциклопедия
- - ....
- - 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией О. - это общность людей, наделенных волей и сознанием,...
Энциклопедический словарь экономики и права
-
Энциклопедический словарь экономики и права
- - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности...
Большой юридический словарь
- - нареч, кол-во синонимов: 1 на люди...
Словарь синонимов
- - сущ., кол-во синонимов: 1 фашион...
Словарь синонимов
"светское общество" в книгах
ГЛАВА II Лицей, светское общество и военная служба
Из книги В поисках Марселя Пруста автора Моруа АндрэГЛАВА II Лицей, светское общество и военная служба Наслаждения - признак
Обида Дантеса на петербургское светское общество
Из книги Посмертно подсудимый автора Наумов Анатолий ВалентиновичОбида Дантеса на петербургское светское общество Вот все, что находится в официальных материалах военно-судного дела о дуэли. Однако существует документ, который по своему содержанию должен был бы помещен в нем, но по тем или иным причинам отсутствует. 26 февраля 1837 г.,
Светское диско в Le Jardin
Из книги История диджеев автора Брюстер БиллСветское диско в Le Jardin Тринадцатого июня 1973 года на Манхэттене открылся клуб, к какой-то мере ставший отражением файр-айлендской сцены и показавший направление развития диско. В нем играла примерно такая же музыка, как и на черных чердаках Гринвич-Виллидж, но с точки
Глава 5 Светское общество
Из книги автораГлава 5 Светское общество Помимо лиц служащих – чиновников, офицеров, известную часть городского населения, особенно в дореформенный период и особенно зимами, когда в занесенных снегом усадьбах царила скука, составляло неслужащее поместное дворянство. А известная часть
Светское начало и итальянизмы
Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр НиколаевичСветское начало и итальянизмы В дальнейшем нидерландская живопись, оставаясь до иконоборческого движения второй половины XVI века по преимуществу религиозной, продолжает все же идти по тому же пути “секуляризации” . Постепенно исчезают из нее следы церковного духа и
Поступают в светское общество
Из книги Девять граммов в сердце… (автобиографическая проза) автора Окуджава Булат ШалвовичПоступают в светское общество Разве мог я понимать, как прекрасны люди, пока не попал сюда?Мои восьмиклассники сидят передо мною неподвижно. Они еще многого не знают, но они прекрасны, и они мои. Им еще сладка неграмотность, но это не их вина. И золотая осень стремительно
Светское искусство
Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид ТальботСветское искусство Если рассматривать искусство Византии в целом, его, безусловно, следует назвать религиозным и христианским (фото 61–63). Конечно, были исключения, и многие дошедшие до нас вещи являются предметами светского искусства. Это и мозаичные полы, и группа
Светское образование в Европе
Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий ВитальевичСветское образование в Европе Первоначальная Ромейская (Византийская) империя, объединившая большинство стран Евразии, уже к V веку превратилась в конгломерат стран, в значительной степени самостоятельных, но признававших Константинопольского иерарха (кайсара
1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических
6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических
Светское государство
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестенСветское государство СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения,
Ирина Прохорова. Светское общество и традиционалистское сознание
Из книги Почему наш мир таков, каков он есть [Природа. Человек. Общество (сборник)] автора Кронгауз Максим АнисимовичИрина Прохорова. Светское общество и традиционалистское сознание Ирина Прохорова – Литературовед, издатель, телеведущая.События последних лет породили глубокий раскол в российском обществе, которое долгое время сохраняло видимую толерантность к многообразию
Россия - светское государство
Из книги Правда и вымыслы о кремлевском некрополе и Мавзолее автора Абрамов АлексейРоссия - светское государство «Я согласен с Патриархом всея Руси Алексием II - не по-людски это, не по-христиански», - заявил недавно президент Б. Ельцин в интервью «Известиям».Странное дело: молчат муфтий шейх Равиль Гайнутдин, представляющий 50 миллионов мусульман
2. Светское образование св. Иринея
Из книги Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность автора2. Светское образование св. Иринея В одном из своих сочинений Тертуллиан называет Иринея «старательнейшим исследователем всех наук (omnium doctrinarum curiosissimus explorator)». Можно думать, что в этом отзыве содержится между прочим указание на знакомство св. отца со светскими науками.
2.2. Светское общение
Из книги Правильные знакомства. Нетворкинг без секретов автора Андерсон Берт2.2. Светское общение Помимо правил обращения потребуется также умение хорошо вести светские беседы. На самом деле овладеть искусством вести беседу несложно, нужно только дать себе труд ознакомиться с основными правилами светского общения.Первое и самое важное правило.
Светское общество в романе «Война и мир» - одна из ключевых тем при изучении эпопеи. Ведь именно оно является неотъемлемой частью происходящих событий. На его фоне наиболее ярко заметны основные черты главных действующих лиц, которые являются его представителями. И, наконец, оно также косвенно участвует в развитии сюжета.
Общая характеристика
Светское общество в романе занимает видное место. И неслучайно именно с него начинается повествование. Аристократический салон одной из героинь становится своеобразной сценой. На ней сталкиваются интересы, мнения, идеи дворян, среди которых оказываются и главные действующие лица произведения: князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. И у читателя сразу встаёт вопрос: а что собой представляет это самое светское общество, которое занимает столь видное место в романе?
Писатель очень подробно описывает собрание людей, которое принято называть этим понятием. Он показывает, что оно состоит из представителей высшей аристократии, которые почти все холодны, надменны, чопорны и заняты только собственной выгодой. На этом фоне искренность, прямота, общительность и дружелюбие Пьера, благородство и достоинство князя Андрея оттеняются ещё сильнее.
Описание поведения
Важное место в первых главах произведения играет светское общество. «Война и мир» - это роман-эпопея. И поэтому психология главных героев разворачивается на широком фоне. В этом случае читатель видит центральных персонажей в окружении типичных представителей высшего дворянства. Писатель описывает их как внешне очень воспитанных, манерных, вежливых и услужливых людей. Они производят приятное впечатление и кажутся добрыми. Однако автор сразу же даёт понять: это только видимость. Например, при описании князя Василия писатель подчёркивает, что его лицо было похоже на маску. Тем самым он сразу даёт читателю понять, что всё происходящее в салоне - фальшиво и неестественно.
Салон княгини
Другая представительница высшего света, Анна Павловна Шерер, производит примерно то же самое впечатление. Хотя с первого раза она кажется очень общительной и добродушной. Но из того, как она относится к Пьеру, читатель понимает: её доброта и услужливость являются наигранными. На самом деле эта женщина только заботится о благопристойности и чинности в своём салоне. Собравшееся у неё светское общество должно себя вести по строго установленному порядку. А тех, кто держится иначе, она не жалует. Пьер позволяет себе напрямую и откровенно высказывать свои мысли, чем сразу вызывает у неё недовольство.
Дворяне Петербурга
Светское общество, представленное в романе, живёт в двух главных городах страны: Петербурге и Москве. Аристократия Северной столицы в основном проводит своё время, посещая балы, приёмы, предаваясь другим увеселениям. Однако автор крайне негативно относится к этим людям, которые за внешней весёлостью и добродушием скрывают холодность, чопорность и надменность. Любое искреннее проявление чувств среди них не приветствуется. Напротив, вся жизнь идёт по спланированному порядку, отступление от которого крайне нежелательно.
Искреннее проявление чувств, свободное высказывание своего мнения также встречает критику. Здесь не ценят внутреннюю, духовную красоту. Но, напротив, большое значение имеет показной лоск. Ярким примером является образ Элен Безуховой. Внешне она очень красива и эффектна, однако на самом деле не является личностью в нравственном смысле слова. Неудивительно, что Пьер быстро с ней порывает: будучи искренним по натуре, он так и не смог примириться с лицемерием жены.
Аристократия Москвы
Светское общество столицы России автор описал с большей симпатией и теплотой. Обращает на себя внимание следующий любопытный факт. На первый взгляд, эти люди очень похожи на столичное дворянство. Однако уже очень скоро выясняется, что они более искренны, добродушны, честны и общительны. В целом они производят очень хорошее впечатление, несмотря на то что писатель отмечает их недостатки.
Описание светского общества в Москве следует начать с обзора семьи Ростовых. Её члены открыты, гостеприимны, дружелюбны, общительны. Они более открыты и непосредственны в проявлении своих мыслей и чувств, в отличие от иной аристократии. Так, старый граф очень весел и дружелюбен. Он входит во все подробности предстоящего праздника, обнаруживая в общении черты человека очень добродушного и непосредственного. Этим он сразу завоёвывает симпатии читателей, которые чувствуют разницу между ним и его гостями, княгиней Анной Шерер и её салоном, где все чопорны и заняты только тем, что исполняют формальности.
Семья Болконских как лучшие представители дворянства
Характеристика светского общества в рассматриваемом романе-эпопее должна быть дополнена обзором семей главных действующих лиц. Поскольку именно в их персонажах автор воплотил те черты, которые считал наилучшими среди высшего света. Например, Болконские ведут довольно замкнутый образ жизни. И только князь Андрей периодически является в свете. Но читатель сразу понимает, что он делает это исключительно для соблюдения необходимых формальностей.
На самом же деле он так явно чужой, хотя его везде принимают, как представителя богатого и знатного рода. Тем не менее князь не любит окружающих его людей, поскольку чувствует фальшь и лицемерие в их общении. Поэтому он так и стремится на войну, чтобы вырваться из надоевшего ему существования, которое было наполнено бессмысленными визитами, балами и приёмами. Это сразу выделяет князя среди остальных представителей знати Петербурга.
Княжна Марья, его сестра, вела очень уединённый образ жизни. И сохранила свои лучшие качества нравственного человека. Именно поэтому она привлекает Николая Ростова, который, в конце концов, женится на ней, а не на Соне, в которую был влюблён с самого детства. Князь Николай Андреевич был старинным вельможей, который, несмотря на всю свою суровость, сохранил благородство, честность и открытость дворянина. Возможно, именно поэтому он никак не вписывался в столичные аристократические круги и безвыходно сидел в своём поместье, никуда не выезжая.
Семья Ростовых
Эти люди также являются лучшими представителями дворянского сословия рассматриваемого времени. Они сильно отличаются от Болконских как по характеру, так и по образу жизни. Однако их объединяет честное и порядочное поведение, открытость, доброта, искренность. Первые более замкнуты, другие - открыты, общительны, дружелюбны. Однако ни те, ни другие никак не вписываются в привычное понятие светского общества.
Ростовы пользуются всеобщим уважением и любовью. И это является показательным в том смысле, что не все высшие слои были чопорны и холодны, как гости в салоне княгини Шерер. Образы старого графа, его жены, Сони, юной Наташи, её братьев - Николая и Петра - очень симпатичны и привлекательны. Они сразу к себе располагают открытостью и непосредственность. Вместе с тем писатель, стремясь к максимальному реалистичному изображению действительности, описывает и недостатки этих людей, показывая, что им также свойственно ошибаться. Например, Николай Ростов проигрывает крупную сумму и вообще ведёт разгульный образ жизни. И всё же в этих людях больше положительных качеств, чем отрицательных. Поэтому автор именно их, наряду с Болконскими, считает лучшими представителями дворянского сословия.
Несколько слов в заключение
Итак, изображение дворянского сословия и его образа жизни представлено в романе достаточно подробно, выразительно, а главное - реалистично. В этом случае вспоминается то, что говорит княгиня о светском обществе: оно, по её мнению, является неким костяком тогдашней общественной жизни. Поэтому при обращении к произведению следует уделять много внимания этой теме.