Солдатская пилотка. Зачем военные носят пилотку
В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.
В начале был берет
Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.
В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.
Гленгэрри или шайкачи?
В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.
Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.
Лень матушка
Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.
После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка.
Полётка
В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.
Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.
Фашистская пилотка тоже проиграла войну
16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.
Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.
После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.
Alexis : меня удивляет, что практически вс информация в интернете и выудить её можно максимум за час, если попутно пить кофе. Что я и проделал. А остальным, что, западло? Или интереса нет?пилотки :
Пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску. Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны – шарики, набиты волосом, паклей, тряпками – кто чего доставал.
Пилотка (forage cap) (фуражная шапочка) – ведёт начало от небольшой шапки типа берета, который надевали английские кавалеристы в начале восемнадцатого века, когда занимались кормёжкой и чисткой лошадей. Шапка была очень удобной и постепенно стала использоваться во всей армии как вспомогательный элемент военной формы. Во время американской гражданской войны применялось специальное кепи, которое путают с пилоткой. В русский язык вошли слова «фураж» (корм), «фуражир», «фуражка», «кепи» и «кепка»
Впервые официально берет стал элементом военной формы в 1811 году в британской армии как заменитель громоздких головных уборов, которые было трудно использовать в стеснённых обстоятельствах. Однако известно, что неофициально берет использовался уже в 1768 году. Он был вязаный или перешивался из выслужившей свой срок формы, имел всегда круглую форму. Чаще всего она была синего цвета, так как синяя краска тогда была самым дешёвым красителем. Когда шапка стала использоваться как официальный элемент военной формы, были стандартизированы цвет, форма и размер. Головной убор получил в армии название «килмарнокская шапка без полей» (Kilmarnock Bonnet) по имени начавшей выпускать его в 1830 году мануфактуры. Носили боннет с одним опущенным, а другим поднятым боковыми краями, либо ровно.
Килмарнокский боннет был заменён в Шотландии беретом гленгэрри (гленгарри) в 1848, представлявшим собой тот же боннет, но с поднятыми и сплюснутыми обоими боковыми краями. Изобрел его полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри чтобы как-то выделить свой полк. В остальной армии Англии продолжали носить обычные береты. Когда появились воздушные силы, пилоты вынуждены были менять при полётах боннеты на шлемы. Береты складывал поплам, а затем отгибали края, превращая их в узкую полосу, которую удобно засунуть под погон, за пояс или в карман. Помпон убрали, чтобы не мешал. Разворачивать берет ленились и так и напяливали его в сложенном виде. Это и были первые пилотки. Называли их "fore-and-after" (можно перевести как «двуносые»). Вскоре их стали использовать все, кто служил в воздушных силах. Береты с помпонами стали парадной формой, сложенные пополам береты без помпона распространились во всей английской армии. Тогда их стали шить специально, превратив в настоящие пилотки. В Первую мировую войну пилотки, как удобная форма одежды, распространились в армиях всего мира. Про русский путь уже сказано. Сегодня пилотка используется как элемент форменной одежды в самых разных сферах.
Лень британских военных времен Первой мировой войны подарила миру новый головной убор
Более ста лет пилотка является неизменным предметом обмундирования солдат различных держав, хотя изначально носить ее могли только летчики, вернувшиеся с боевого вылета.
Шотланды против сербов
За право называться предком пилотки сражаются сразу два головных убора: шотландский «гленгерри» и сербская шапочка шайкаче.
Гленгерри на головах военных появился в 1848 году. Шотландский полковник Александр Макдонелл разработал для своих солдат новый головной убор, за основу которого был взят берет. Назначение у этого предмета обмундирования было исключительно эстетическое – полковник таким образом хотел чисто визуально выделить полки шотландцев. Со временем компактная и удобная шапочка распространилась среди других подразделений британской армии.
Первые упоминания о втором «предке» пилотки появились в середине XIX века. Сербская шапочка шайкаче сначала шилась для моряков дунайской флотилии, немного позже ее стали носить офицеры. Отличительной особенностью этого головного убора являлся помпон, который плотно набивался паклей. Гламурный аксессуар имел сугубо прагматическое предназначение – он оберегал голову матроса от ударов о переборки и потолки в тесном пространстве трюма.
Первым делом - самолеты
Окончательно же пилотка была узаконена все в той же британской армии в 1900 году. Новый головной убор был введен в связи с появлением в составе войск авиации. Во время выполнения летных заданий пилоты носили кожаные шлемы, которые оберегали летчика от переохлаждения и защищали голову от механических повреждений.
На земле же находиться в теплом шлеме было глупо, а ходить без головного убора во всех армиях мира не принято. Пилоты нуждались в компактной шапке, которую можно носить с собой и надевать после посадки. Естественно, традиционная фуражка для этих целей не годилась, тогда интенданты и вспомнили о гленгерри и шайкаче.
Новый головной убор поступил в королевские ВВС. Окончательную форму пилотки «утвердили» сами летчики. Они начали отгибать поля шапки, эта манипуляция превращала ее в узкую полоску, которую можно было засунуть под погон. Приземляясь с задания, летчики ленились расправлять поля и носили гленгерри в «двуносом» варианте, что и сформировало окончательный облик пилотки.
Покорение России
Слово «пилотка» прижилось у нас, в других армиях этот головной убор имеет другие названия. Например, в США ее называют кепка Гаррисона , в Италии – бустина, а в Польше она фуражирка.
В царской армии России пилотка появилась как часть обмундирования ВВС. В интендантских документах этот головной убор фигурировал как «шапка суконная, мягкая, складная для летчиков». Чуть позже ее стали называть «полётка», но это название не прижилось, быстро трансформировавшись в привычную «пилотку». Летный головной убор очень понравился русским солдатам, и через несколько лет его стали носить солдаты других родов войск. Революция 1917 года несколько снизила популярность пилотки у военных.
Красная армия получило в наследство от царской России огромное количество складов с обмундированием, пилоток там было с избытком. Комиссары здраво рассудили, что добру пропадать нельзя, и 16 января 1919 года был подписан приказ о введение пилотки как элемента формы для курсантов военных курсов. Но энтузиазма у военных это решение не вызвало – командиры считали пилотку пережитком царского режима и долгое время противились ее появлению в регулярных частях.
Тогда и сегодня
Окончательно пилотка утвердилась в Красной армии 3 декабря 1935 года, когда было введено два типа пилоток: для командного и рядового состава.
В Великую Отечественную пилотка использовалась солдатами в качестве подшлемника под каску. Но для этого головной убор приходилось «дорабатывать». Солдаты снимали с него звезду и надевали пилотку поперек, поля отворачивались. Очень часто режиссеры фильмов про войну ошибочно используют образ солдата, на голове которого пилотка одета не по уставу, чтобы проиллюстрировать пример разнузданного бойца.
Пилотка сохранилась как часть военной формы и в российской армии. Сейчас ее носят моряки, летчики, ракетчики и военные других родов войск. На сегодняшний день этот головной убор является одним из самых распространённых во всех армиях мира.
В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.
В начале был берет
Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.
В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.
Гленгэрри или шайкачи?
В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.
Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.
Лень матушка
Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.
После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.
Полётка
В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.
Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.
Фашистская пилотка тоже проиграла войну
16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел.
Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.
После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.
Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий их детишек. Сшить своими руками этот головной убор совсем не сложно, к тому же, в интернете можно найти массу простых схем пошива пилотки разных размеров.
Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий
Выкройка пилотки – не только не сложный, но очень интересный процесс.
Для того чтобы получить эту красивую шапочку, нужно подготовить следующее:
- Ткань (важно, чтобы она была плотной, так как из тонкой мягкой ткани не получится держащая форму шляпа).
- Бумага (для прорисовки макета).
- Ножницы.
- Мел (для обвода выкройки на ткани).
- Швейная машинка.
Конечно же, можно заняться шитьём вручную, но это будет гораздо сложнее. Дело в том, что иголка будет тяжело проходить через плотную ткань. Нужно пользоваться только толстой иглой, а ей будет затруднительно делать аккуратные маленькие стежки нитью, следовательно – если есть швейная машинка, то лучше всего делать пилотку с её помощью, а не вручную.
Пилотка своими руками: мастер-класс (видео)
Как сшить пилотку стюардессы своими руками: инструкция
Эта красивая шляпка стюардессы делается очень легко.
Эта красивая шляпка стюардессы делается очень легко
Пошаговая инструкция:
- Берётся листок бумаги. На нём необходимо проложить горизонтальный отрезок, который будет равняться полуобхвату головы. А по вертикали прокладывается другой отрезок, равный высоте желаемого изделия. Не стоит рисовать слишком большой вертикальный отрезок, так как пилотка получится слишком большой. Оптимальная её высота – 5 см.
- Концы отрезков соединяются закруглённой линией поверху, дугой. Важный момент: перед тем, как рисовать дугу, стоит заранее определить отрезки для сшивания изделия, так как если не учесть их – шапка будет сдавливать голову.
- После этого рисуется такая же фигура, но её размер должен быть меньше примерно на треть. Для чего это нужно? Данная фигура будет внутренней складкой изделия.
- Затем прорисовывается верхняя складка таким же образом.
- Когда удалось сделать из бумаги макет, он накладывается на тканевую поверхность. Нужно обвести контуром каждую фигуру и вырезать её. Должно получиться много тканевых выкроек. Совет: чтобы вырезать ткань было удобнее, макет из бумаги рекомендуется прикрепить булавкой.
- Боковые детали выворачиваются на изнаночную сторону и сшиваются. Перед шитьём обязательно нужно перевернуть их лицевой частью вниз! Это делается для того, чтобы не было видно швов.
- Затем, с помощью булавок, верхняя часть прикрепляется. Следует убедиться в том, что края верхней части ровно прилегают друг к другу, иначе изделие будет неровным.
- На последнем этапе все детали сшиваются между собой в правильном порядке.
Пионерская пилотка: размер, описание, выкройка
Пионерская шляпка является одним из наиболее интересных символов эпохи СССР. Если она срочно понадобилась, то бежать её искать совсем необязательно, ведь пилотку пионера достаточно легко сделать самостоятельно.
Пионерская шляпка является одним из наиболее интересных символов эпохи СССР
Следовать нужно такому плану:
- Для начала необходимо снять мерки будущего изделия. Меряется длина дуги, идущая от затылка ко лбу. Далее измеряется высота пилотки, а точнее дуга, идущая от одного уха к другому. Сняв эти мерки можно сделать выкройку прямоугольной формы. Все стороны выкройки должны быть равны вышеперечисленным параметрам.
- Теперь полученный рисунок необходимо перенести на красную ткань. У пионеров пилотки красные, поэтому и ткань понадобится соответствующего красного цвета. Рисунок следует обвести карандашом или мелом так, чтобы его хорошо было видно. Не забыть нужно и про припуски, ведь без них изделие будет очень туго сидеть на голове. Также перед тем, как прикалывать ткань булавкой, её следует сложить изнаночной стороной вверх.
- На последнем этапе изделие сшивается с каждой стороны. Затем его нужно примерить, чтобы при необходимости перешить ту или другую сторону. Каждый шов прострачивается на швейной машинке, края можно обработать вручную.
- Пилотку следует вывернуть на лицевую сторону, после чего – отутюжить.
Нижний срез также отворачивается и утюжится.
Головной убор-пилотка для ребёнка из бумаги
Дети очень любят оригами, особенно те, которые можно носить. Бумажная пилотка очень понравится малышу, так почему бы не порадовать его этой несложной поделкой?
Схема работы:
- Берётся квадратный бумажный лист. Затем его нужно согнуть сначала по длине, а потом по ширине.
- После этого листик складывается по двум линиям сгиба. Все четыре края сгибаются в центральной линии сгиба.
- Верхние углы поделки сгибаются внутрь и расправляются.
- Полученный прямоугольник необходимо несколько раз согнуть.
- После этого края загибаются назад, а фигура переворачивается.
- Полученный прямоугольник сгибается ещё раз, но уже с загнутыми краями.
- Пилотка расправляется, после чего её следует немного приплюснуть сверху.
Важный момент: необходимо учитывать тот факт, что размер бумажной шапочки зависит от размера исходного материала, то есть бумаги. Если делается детская пилотка, то листа А4 будет достаточно, но если изделие делается для взрослого человека – лучше взять бумагу формата А2.
Военная пилотка: как шить
Военную шляпку сделать так же просто, как и все остальные. Но есть несколько нюансов, которые стоит учесть.
Военную шляпку сделать так же просто, как и все остальные
Итак, делается она следующим образом:
- Армейская пилотка выкраивается двумя деталями, основной частью и вставками.
- Все детали сначала рисуются на бумаге, а затем вырезаются по макету на тканевой поверхности. Как вариант, можно сначала прорисовать мелом макет детали на ткани.
- Две детали прикладываются друг к другу лицевой стороной. Сшиваться они должны по краям. Чтобы швы не топорщили – на месте изгиба необходимо сделать надрез.
- В эту шапочку будет вставляться звезда, поэтому шов должен быть крупным, так как будет возможность втиснуть её между стежками.
- Изделие сгибается и утюжится. Края пилотки должны смотреть в разные стороны.
- С другими деталями следует проделать те же действия.
- Когда все детали сшиваются, основу пилотки нужно расправить.
- Чтобы шов был не так заметен, рекомендуется шить по короткой части изделия.
- После этого шапка выворачивается на лицевую сторону. Ей необходимо придать форму и прогладить утюгом.
На последнем этапе внутренняя вставка прикладывается к изделию и пришивается по контуру.
- Все внутренние швы следует делать тогда, когда изделие вывернуто на изнанку, так как если шить по лицевой стороне – каждый шов будет бросаться в глаза. Шитьё по лицевой стороне изделия не допускается также из-за того, что нитки будут торчать. Такая работа выглядит некрасиво и не привлекательно.
- Пилотки обязательно нужно утюжить после их пошива. Перед этим им следует придать форму.
- Любую пилотку всегда можно украсить бусинками или пуговицами. Достаточно будет пришить их и изделие станет красивее.
Пошив военной пилотки (видео)
Вот такие несложные способы создания пилоток существуют. Любая мастерица сможет сделать эту чудесную шапочку за короткое время и порадовать кого-то из близких. Для чего их делать? Идей масса! Можно организовать фотосессию в советском стиле, смоделировать военное время или превратиться в капитана корабля. Ну а пилотка дополнит выбранный образ.