Шкала баллов для расписания уроков. Составление расписания уроков при переходе на новые требования санпин
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2016 году.
Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.
Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.
Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.
Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.
Требования к помещениям и оборудованию
СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:
- что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
- между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
- школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
- классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
- температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
- часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.
Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.
Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.
СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
Допускается:
- для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
- для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах. Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.
Наполняемость классов, организация учебы и отдыха
Ранее в документе указывалась максимально допустимая наполняемость классов, которая составляла 25 человек (за исключением компенсирующих классов).
После внесения изменений предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика.
Кроме этого, учитывается соблюдение требований к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены. Все эти требования должны соблюдаться для сохранения зрения детей.
Особые требования прописаны для организации учебы первоклассников. Так, длительность занятий для них не должна превышать сорок минут. Что касается организации отдыха, документ разрешает организацию дополнительных каникул для учащихся первых классов вне зависимости от учебных четвертей.
СанПиН предусматривает проведение в школах занятий в группах продленного дня, при условии включения в расписание полдника и непродолжительных прогулок. Также документ определяет, что сотрудники школ должны не реже одного раза в 12 месяцев проходить переподготовку и аттестацию.
Предполагается, что новые нормы должны улучшить условия и качество учебного процесса, что положительно скажется на его результатах.
Общий, максимальный, недельный объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки приведен в таблице 1:
Таблица 1
размер шрифта
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 29-12-2010 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2-4-2-2821-10... Актуально в 2018 году
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 - 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | 13 | 10 | 12 | ||
Геометрия | 12 | 10 | 8 | ||
Физика | 8 | 9 | 13 | ||
Алгебра | 10 | 9 | 7 | ||
Экономика | 11 | ||||
Черчение | 5 | 4 | |||
Мировая художественная культура (МХК) | 8 | 5 | 5 | ||
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
Математика | 10 | 13 | |||
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 |
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Краеведение | 7 | 9 | 5 | 5 | |
Природоведение | 7 | 8 | |||
География | 7 | 6 | 6 | 5 | |
Граждановедение | 6 | 9 | 9 | 5 | |
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Ритмика | 4 | 4 | |||
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | |
Физическая культура | 3 | 4 |
С изменениями и дополнениями от:
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1 , , настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 , в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов
Общеобразовательные предметы |
|
Математика |
|
Русский (национальный, иностранный язык) |
|
Природоведение, информатика |
|
Русская (национальная) литература |
|
История (4 классов) |
|
Рисование и музыка |
|
Физическая культура |
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
||||
Геометрия |
|||||
Экономика |
|||||
Черчение |
|||||
Мировая художественная культура (МХК) |
|||||
Биология |
|||||
Математика |
|||||
Иностранный язык |
|||||
Русский язык |
|||||
Краеведение |
|||||
Природоведение |
|||||
География |
|||||
Граждановедение |
|||||
Литература |
|||||
Физическая культура |
|||||
Экология |
|||||
Информатика |
|||||
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
||
Геометрия, |
|||
Русский язык |
|||
Литература, Иностранный язык |
|||
Биология |
|||
Информатика, Экономика |
|||
Обществознание, |
Приложение 4. >> Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток |
||
Содержание Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10... |
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у де тей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования ‒ на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) неде ли.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду . На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контроль ные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной неде ли.
Предметы, требующие больших затрат времени на домаш нюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся на чальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таб лицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ран жируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматри вать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные ра боты.
При правильно составленном расписании уроков наиболь шее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметыКоличество баллов
(ранг трудности)
Математика
Русский (национальный, ино странный язык)
Природоведение, информатика
Русская (национальная) литера тура
История (4 классов)
Рисование и музыка
Труд
Физическая культура
Приложение 4
к СанПиН 2.4.2.2821 -10
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статиче скую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультур ных минуток (далее - ФМ) для снятия локально-о утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 -отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову на клонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. -- сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 -ил., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 -то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку впе ред, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 -2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти на зад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - раз
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повер нуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворо тов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 -руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 -и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельно сти.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени обра зования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - раз жать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п.
Стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо.
2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс
оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо,
4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,
7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо
10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,
13-14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый,
6 - медленный.
Приложение 5
к СанПиН 2.4.2.2821-10
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокой но, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считат.. до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указа тельного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4 - 1 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторять 1-2 раза.
Подготовка домашних заданий
При выполнении обучающимися домашних заданий (само подготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
* приготовление уроков проводить в закрепленном учеб ном помещении, оборудованном мебелью, соответст вующей росту обучающихся;
* начинать самоподготовку в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспо собности;
* ограничивать длительность выполнения домашних зада нии, чтобы затраты времени на выполнение не превыша ли (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 кл - 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч.
* предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обу чающегося;
* предоставлять обучающимся возможность устраи вать произвольные перерывы по завершению опре деленного этапа работы;
* проводить «физкультурные минутки"» длительностью 1-2 минуты;
* предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, чтобы предос тавить возможность приступить к занятиям по интере сам (в игровой, библиотеке, читальне).
Внеурочная деятельность
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков^секций, олимпиад, соревнований и т.п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельно сти. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, му зыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, долж ны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 клас сов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длитель ности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 -3 классов и 1,5 - для обучающихся 4-8 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеуроч ной деятельности использовать общешкольные помещения: читаль ный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Питание
Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором.
При организации продлен ного дня в ОУ, должно быть предусмотрено: …
Общая учебная нагрузка в школе состоит из государственного компонента учебного плана и школьного компонента.
Между занятиями по обязательному и школьному компонентам необходим перерыв не менее 30 мин для обеда и отдыха.
Многочисленные наблюдения и исследования подтверждают, что не все предметы вызывают одинаковое утомление. Наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы отмечены у школьников после уроков математики, физики, химии. Причем чем позже проходят эти уроки, тем большее утомление они вызывают. При составлении расписания необходимо учитывать, что по степени/трудности уроки распределяются следующим образом: тяжелые уроки - математика, физика, химия, астрономия, иностранный язык; уроки средней тяжести - история, биология, русский язык и литература," белорусский язык и литература, география; легкие уроки - труд, рисование, пение, спецподготовка, физкультура.
В течение учебного дня необходимо легкие уроки чередовать с трудными, естественно-математические предметы - с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, - с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня на первом уроке целесообразно изучать предметы средней сложности, на втором и третьем - тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры нужно использовать для поддержания работоспособности школьников, поэтому предпочтительно делать их четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-щестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не рекомендуется ставить на первые или последние уроки.
В течение недели учебная нагрузка также должна распределяться в соответствии с закономерностями динамики работоспособности. Для этого рекомендована шкала трудности предметов.
Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загруженности близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем. Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни - расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.
Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.
Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.
Основные требования к расписанию уроков
Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.
Следует включать в середину учебного дня (3-4-й урок) уроки труда, физкультуры.
Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.
Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.