С чего начать изучать библию православную. С чего начинать Читать Библию в Первый раз? Если в Библии сложный текст для изучения
Предлагаю начать с того, что не все будет сразу понятно. В моем случае, я поступал так: читал постепенно все Евангелие от Иоанна и старался понять основную мысль. Я завел бумажный дневник, где старался фиксировать свое изучение Библии: выписывал интересные стихи, выделял сложные места, чтобы потом вернуться в ним или спросить у братьев в церкви. Посещал уроки по изучению Писания. И в конце ответил на самый важный вопрос в моей жизни.
Сегодня по пунктам об основном, что будет полезно вам.
Если в Библии сложный текст для изучения?
Любая книга имеет время написания. Культура языка сильно меняется за тысячу лет. Что было написано 2000 лет назад, а тем более раньше — сегодня может вызвать затруднения при чтении и понимании.
Интересно заметить, что все книги Библии были написаны в разное время и разными авторами, но при чтении вы заметите, что вне зависимости от даты написания — все они едины в стиле повествования.
Чаще я использую нашу русскою Библию Синодального перевода от 1876 года. Кому-то может показаться, что текст там устарел и многие слова уже не понятны. Тут нам на помощь приходят альтернативные переводы, как Современный Перевод. О там, как использовать оба и сравнивать я расскажу ниже в разделе софта.
Отмечу, что если не понятен стих в Библии, то это нормально. В таком случае мы можем сравнить два перевода и увидеть о чем говорит автор, но уже на современном языке.
Синодальный перевод Матф.10:14:
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
(Матф.10:14)
Современный перевод Матф.10:14):
14 А кто вас не примет и ваших слов слушать не станет, то, уходя из этого дома или из этого города, даже пыль с ваших ног отряхните.
(Матф.10:14)
Если не понятен стих в Библии?
Например:
(Матф.10:36) Синодальный перевод36 Худшими врагами человеку станут его домашние.
(Матф.10:36) Современный перевод
Будем делать выводы по одному стиху из Писания? Нет.
Вырывая из контекста лишь пару предложений мы упускаем с вами главную идею.
Из выше приведенного примера не сложно заметить, что переводы отличаются.
Сравнивать переводы, как я говорил выше — станет полезным навыком при изучении Библии.
Если не понятен стих, прочите всю главу послания или Евангелия
Стихи и главы разбили в средневековье. Идея стала уникальной и сегодня в Библии во время изучения по номеру можно найти важные слова.
Я иногда не всегда согласен с разбивкой, но вся глава — это больше, чем выводы по одному стиху.
Вернемся к выбранному месту Писания. Вот конец главы (я же советую Вам прочитать ее полностью):
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку - домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
(Матф.10:34-42)
В каждой главе удобно выделить самую важную мысль или две, далее разбить их на блоки для правильного изучения Писания.
Это помогает сосредоточиться на одном пункте изучения и не перескакивать с одного на другое, когда мы изучаем большое и сложное место из Писания.
По-этой причине я выбрал отрывок от Матф.10:34-42, так как посчитал, что именно эти стихи смогут пролить свет на наши вопросы.
Изучение главной мысли в стихе или главе из Библии
Из всей главы заметно, какими словами Иисус направляет Апостолов проповедовать в мир. Если Вы уже прочитали главу, то выводы попробуйте сделать самостоятельно.
Мой вывод такой:
Наш отрывок выражает тяжелые переживания на сердце, когда мы несем свой крест, проповедуем Христа распятого. И когда даже наши самые близкие люди нас не понимают и отвергают, мы не должны расстраиваться, сдаваться.
Отрывок не прямая команда, а образ. Пример, в котором мы можем увидеть себя и возможные сложности из-за нашей веры.
Каждый в словах Иисуса найдет свой пример из жизни.
Как правильно изучать Библию: Не понятна глава - прочтите все послание
Каждое Евангелия были написаны к своей аудитории, например, для язычников писал Иоанн. По этой причине я всегда рекомендую первой книгой для изучения выбирать ее — Евангелия от Иоанна.
В Библии мы встретим с вами разные послания, которые были написаны к определенным церквям и даже людям.
Когда мы изучаем Писание, нам не следует забывать про мотивы написания и возможную предысторию послания.
Порой из предыстории мы можем узнать о событиях церкви первого века, где нарушалось Богослужение, о разногласиях в еде, о спорах в соблюдении 10 заповедей, о противоречиях и смущениях.
Когда можно почерпнуть подробную информацию, надо этим пользоваться, тем более, что это наставление проблемы первого века актуально и для нас сегодня. Все это помогает представить картину детально, в подробностях и составить свое мнение о написанном.
- Кто написал послание или книгу?
- Кем он был?
- Кому она адресована?
- Причины написания?
Чем больше мы задаем вопросов, тем больше получим ответов от Бога.
Параллельные места Библии
Вы обратили внимание на сноски около стихов? Это еще одно подспорье при изучении.
Ссылаясь на подобные места в Писании, параллельные стихи, мы сможем взглянуть на ситуацию, отрывок из писания, главу под другим ракурсом. Как будто еще одно мнение.
Наш стих из Матфея (Матф.10:34-42) ссылается сюда:
6 Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его.
(Мих.7:6)
Это Ветхий Завет, слова пророка повторяет уже Иисус.
Почему? Как так?
Каждый раз, когда притрагиваемся к Святому Писанию, то погружаемся не просто в мертвую историю или запылившееся слово тысячелетний давности, а в Живое Слово, которое наполняет сердце и разум ответами.
Вот мое подтверждение:
8 И Писание, провидя , что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
(Гал.3:8)
Тут о Писание говориться, как о живой книге, которая может предвидеть, предсказать.
Используя параллельные места Библии, можно найти ответы в другом стихе Писания, а иногда намек или подсказку.
Когда я понял принцип перекрестных мест, то в своей Библии стал делать пометки ручкой и карандашом на найденные уже мною местах, чтобы соединяя стихи — получать начала, кульминацию и вывод изучения.
Читать Библию и изучать Библию – это две разные вещи. В христианстве принято считать, что Библия – святое слово Божье, и поэтому заслуживает уважительного отношения. Библия – одна из тех книг, которые часто любят неправильно трактовать, поэтому многим людям просто непонятно, о чем она учит и что говорит. Библию составляли на протяжении многих веков большое количество людей различных эпох и культур. Цель изучения Библии – понять то, что хотел сказать автор текста на своем родном языке, т.е. изучение текста на языке оригинала. Если вы не знаете, с чего начать, не знаете, что нужно читать в первую очередь и как это делать правильно – мы вам все расскажем!
Шаги
Общий подход
- Различные трактовки Библии читать интересно, но изучать нужно классические переводы. Ведь вы хотите сами разобраться в том, что именно пытается донести до вас автор, а не читать чужие трактовки и мнения. Самые хорошие, дословные, классические переводы – Библия Короля Якова, Библия Холмана, Новая американская стандартная Библия.
-
Изучайте Библию с намерением и желанием понять и узнать правду. Попробуйте вникнуть в суть вещей. Библия должна оживать в ваших руках и говорить с вами. Ведь это пища духовная.
Молитесь. Попросите Бога помочь вам понять его слово. Воспринимайте все, что сказано в Библии, буквально. Не нужно стараться читать между строк. Обычно все проще, чем кажется на первый взгляд. «Знайте прежде всего, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петра 1:20,21). Вот откуда все недопонимания и недоразумения.
Сначала уделите внимание Новому Завету. Ведь Новый Завет дополняет Старый, а Старый Завет дополнят Новый. Новичкам лучше начинать с Нового Завета. Тогда вам будет более понятен Старый Завет.
Попробуйте начать с книг Иоанна. Это самое простое Евангелие. Он говорит о том, кто такой Иисус, и помогает вам лучше понять то, что будет происходить в остальных Евангелиях. Лучше всего перечитать Евангелие от Иоанна два-три раза, чтобы все хорошенько запомнить. Читать хорошо по 3 главы в день. Будьте внимательны и терпеливы.
- Когда вы прочтете от Иоанна, читайте от Марка, от Матфея и от Луки. Прочитайте все Евангелия.
- Когда вы закончите читать Евангелия, прочитайте все от послания Римлянам до послания Евреям. Не нужно пока что читать Откровение.
-
Выберите темы, которые вам хотелось бы изучить. Изучение Библии по темам очень отличается от изучения отдельных глав или книг. Когда вы найдете интересную тему, начните читать по ней различные места в Библии. Это даст вам какое-то определенное представление о вопросе. Например, темы могут быть такими: спасение, послушание, грех и т.д. Помните, что если вы прочитаете одну главу несколько раз, вы откроете для себя много нового, увидите и узнаете намного больше, чем те, кто читает все по одному разу.
ы изучения Библии
-
Используйте словарь. Смотрите значение малознакомых слов, которые встречаются в тексте.
Заведите тетрадь. Записывайте в ней все самое интересное. Ведите записи каждый день. Когда у вас появляются вопросы – обязательно записывайте их в тетрадь. Задавайте вопросы типа «кто», «что», «когда», «где», «зачем», «как». Например, «Кто был там?», или «Что произошло потом?», «Где все это происходит?» и т. д. Тогда вам будет намного легче понять, что происходит.
Выделяйте важные или интересные места в Библии цветными карандашами или фломастерами.
Читайте перекрестные ссылки и сноски, если они есть в вашей Библии. Они указывают на другие места, в которых говорится о том же. Это как бы поиск по всей Библии по ключевым словам. Сноски же дают объяснения или содержат различные интерпретации данного понятия или стиха, ссылаются на определенные события в истории или на известные исторические фигуры.
- Попробуйте почитать перекрестные ссылки по некоторым местам, которые бросились вам в глаза или были не совсем понятны.
-
Последовательность, в которой упоминаются те или иные вещи или события в Библии, очень важна. Читайте места, на которые указывают перекрестные ссылки, в хронологическом порядке их написания.
Постоянно делайте записи. Не нужно писать много, просто напишите дату, место, стих, который вам запомнился. Напишите в общих чертах о том, что вы прочитали в этот день. Задавайте себе вопросы и отвечайте на них. Это поможет вам понять, что же хочет донести автор текста до читателей, и что именно хочет сказать Бог вам. Позже полезно пересматривать свои записи, размышлять над ними и молиться.
Постарайтесь не отвлекаться. Выключите телевизор и радио. Постарайтесь заниматься изучением Библии в тишине и спокойствии. Это время, которое вам необходимо проводить наедине с Богом.
Изучайте Библию вместе с другими людьми
Пример Учебного Плана
- Прочитайте Евангелие от Иоанна дважды. Это поможет вам лучше понять Святое Писание. Евангелие от Иоанна было написано последним. Остальные Евангелия называют синоптическими, потому что они рассказывают историю Иисуса, записывая по ходу и свои мысли о происходящих событиях. Иоанн заполняет пробелы, оставленные другими Евангелиями. Это самая полная книга Нового Завета.
Придерживайтесь порядка. Например, сначала займитесь Новым Заветом. Читайте книги по порядку. Вот пример:
Начните с Евангелий. В каждой из Евангелий рассказано про Иисуса по-разному. Матфей рассказывает об Иисусе, как о короле, Марк – как о Раввине, учителе (кстати, многие ученые думают, что Марк был сыном Петра, ссылаясь на 1 Петра 5:12,13). Но другие исследования показывают, что Марк был миссионером, который работал с Павлом (2 Тимофея 4:11). Лука рассказывает об Иисусе, как о человеке (Лука был врачом, скорее всего, греком (Колосян 4:14), а Иоанн говорит об Иисусе, как о Боге, то есть, Мессии.
-
-
Теперь приступите к изучению Деяний, т. е. «Деяния святых Апостолов». Эта книга была написана Лукой, в ней рассказано об образовании и развитии первых христианских церквей.
-
Прочитайте все книги от послания к Галатам до послания к Филимону. Эти 6 коротких писем были отправлены Павлом трем церквям, которые он посещал, трем его друзьям – Тимофею, Титу и Филимону.
- Прочитайте послание к Римлянам. Здесь рассказано о пути к спасению. Затем исследуйте послание к Коринфянам. Тут рассказано о Святом Духе, о его дарах. Дальше прочитайте послание к Евреям и послание Иуды. Это учения первых церковных старейшин.
- Не нужно пока читать Откровение. Это книга пророчеств, в которой под силу разобраться только начитанным христианам.
-
Теперь откройте Старый Завет. Он составлен не в хронологическом порядке. В Старом Завете 929 глав, так что, если вы будете читать по 3 главы в день, вы прочитаете все за 10 месяцев.
- Прочитайте книгу Бытия. Здесь рассказано о создании Мира и отношениях первых людей с Богом.
- Прочитайте Исход и Второзаконие. Здесь рассказано о Законе.
- Прочитайте исторические книги. Иисуса Навина и Эсфирь (Эстер).
- Прочитайте следующие книги – книгу мудрости и поэзии.
- Книга Иова, говорят, самая старая книга. Она говорит об отношениях Бога и человека. В ней много полезных уроков, а также рассказано о том, чего Бог ждет от человека.
- Псалмы были написаны царем Израиля, человеком по сердцу Бога, не смотря на то, что он был не только грешником, но еще и убийцей.
- Песнь Песней была написана Соломоном в молодости. Это книга поэзии, написанная влюбленным молодым человеком. Царь Соломон был самым мудрым и самым богатым человеком в мире.
- Книга Притчей Соломоновых была написана им в зрелости, когда он был царем Израиля.
- Книга Екклезиаст была также написана царем Соломоном. Она говорит о том, чего делать нельзя.
- Далее, прочитайте книги пророков Исайи, Иеремии, плач Иеремии, Иезекииля и Даниила.
- Прочитайте остальные 12 книг Старого Завета.
Составьте план. Выделите время для изучения Библии. Сделайте календарь, например, и отметьте часы изучения Библейских текстов на каждый день.
Достаньте хорошую Библию. Выберите один из переводов Библии. Не нужно читать отрывками – то из одной книги, то из другой. Не покупайте «художественных» переводов, таких как «Благая Весть», «Слово Божье» и т.д.
- Сначала вам будет тяжело читать Библию каждый день. Но после прочтения вам всегда будет легче и приятней на душе. Это – ежедневная пища духовная. Не сдавайтесь. Молитесь и просите Бога о помощи, если вам трудно.
- Молитесь перед чтением Библии. Просите Бога очистить ваше сознание от ненужных вещей, чтобы вы могли лучше понять его слово. В Библии есть специальная молитва, которая может вам помочь (Ефесянам 1:16-23).
- Читать Евангелия надо в определенном порядке потому, что каждое из них описывает Иисуса по-разному, представляет его с другой стороны. Иоанн = как Бога; Марк = как Слугу; Матвей = как Короля; Лука = как Человека. Не нужно особо вчитываться в рассказы о том, кто, кого и когда родил – генеалогическое дерево, о котором так много говорят Матвей и Лука.
- Когда вы начнете изучать Библию, попросите Святого Духа помочь вам. В Библии (Иоанна 14:26) сказано, что Утешитель, Дух Святой, которого пошлет Отец, научит нас всему и напомнит все, что говорил Иисус.
- После того, как вы прочитаете Библию целиком хотя бы один раз, с помощью хорошего учителя, прочитайте руководство Леймана по герменевтике и апологетике.
- В Новом Завете 261 глава. Если вы будете читать по 3 главы в день, вы прочитаете весь Новый Завет за 90 дней. Если вы хотите прочитать всю Библию как можно быстрее, читайте 3 главы из Нового Завета утром, и 4 главы из Старого Завета вечером. Тогда через 87 дней вы прочитаете весь Новый Завет. Вам останется прочитать 668 глав Старого Завета. Если вы будете читать 3 утром и 4 вечером, то прочтете все за 6 месяцев. Конечно, лучше читать меньше, например, по 3 главы в день. Так вы больше поймете и запомните.
- Проверьте, насколько достоверна та версия Библии, которую вы читаете. Почитайте об этой версии в интернете.
- Вы также можете воспользоваться специальной книгой, которая называется «Библия за один год». Конечно, если вы собираетесь изучать Библию, такая книга вам не подойдет.
- Есть несколько книг и руководств, которые помогают лучше понять текст Библии. Не надо покупать их все. Если вам нужна помощь, купите что-нибудь одно. Список хороших руководств и книг приведен ниже.
- Пообещайте себе вставать утром пораньше и читать Библию. Например, скажите себе «Не читаешь Библию сутра – не получишь завтрака». Царь Давид, например, изучал Святое Писание утром и вечером. (Псалмы 1:2).
Предупреждения
- Библия была написана не на русском и не на английском, а на иврите, на арамейском и греческом. Это значит, что перевод некоторых слов и концепций не совсем точный, поскольку в нашем языке не всегда находятся подходящие слова для перевода некоторых иностранных понятий. Некоторые места в Библии были переведены дословно, некоторые – художественно. Читайте, молитесь, говорите с другими христианами, пытайтесь понять, что хотел сказать вам автор текста.
- Не нужно читать мнение каждого исследователя и эксперта по одному вопросу. Это только собьет вас с толку. Читайте, задавайте вопросы, и пытайтесь сами найти на них ответы (например, как рассказано в Деяниях 17:11). Пусть Библия говорит с вами лично. Бог будет открывать вам правду, помогать понять написанное.
- Иногда вы будете сомневаться в написанном, поскольку оно будет казаться вам ненаучным и противоестественным. Постарайтесь не делать поспешных выводов. Не нужно пытаться критиковать написанное и толковать его по-своему (2 Петра 1:20,21). Откройте то место, которое вам непонятно, прочитайте его в контексте несколько раз. Возможно, у него совсем другое, не буквальное значение? Поговорите с кем-то, кто тоже изучает Библию. Почитайте перекрестные ссылки, может быть, все прояснится.
Что вам понадобится
- Влияние Святого Духа. Будьте открыты и восприимчивы, чтобы Святой Дух мог вести вас и раскрывать вам суть Библии.
- Хорошее руководство по Библии.
- Лучше пользоваться переводом Библии Короля Якова. Если ее нет, то можно также использовать Новую международную версию, Новую американскую стандартную Библию и Библию Холмана.
- Блокнот или тетрадь.
- Симфония – книга, в которой собраны различные слова и понятия из Библии, приведены их значения, этимология, корни, а также другие места, где использованы эти слова. Найдите Симфонию к Библии. Там вы найдете также и различные переводы некоторых слов с иврита и греческого языка. Книгу можно посмотреть тут Blue Letter Bible . На сайте вы найдете много полезного.
- Библейский словарь. В нем можно найти объяснение слов, использованных в Библии. Это своего рода энциклопедия со статьями про места, людей, деньги и т.д. Вы можете купить такой словарь в магазине или в интернете.
Библейская школа «Бог и человек»
Библия не принесёт человеку никакой пользы, если он не будет читать, изучать и применять её на практике. Поэтому, очень внимательно изучите этот урок, который поможет вам в практических шагах и методах изучения Священного Писания. Молитесь, чтобы Господь дал вам благодать для понимания Его Слова и для практического применения его в вашей жизни.
Посмотрите, что говорит Бог Иисусу Навину, показывая ему абсолютную взаимосвязь между чтением закона и успехом в его действиях:
Иис.Нав.1:6 Будь тверд и мужествен, потому что ты поведешь этих людей, чтобы им унаследовать землю, которую Я клялся дать их отцам. Иис.Нав.1:7 Будь тверд и очень мужествен. Тщательно исполняй весь Закон, который дал тебе Мой слуга Моисей. Не уклоняйся от него ни вправо, ни влево, чтобы тебе иметь успех везде, куда бы ты ни пошел. Иис.Нав.1:8 Пусть слова книги Закона всегда будут у тебя на устах; размышляй над ними день и ночь, чтобы в точности исполнять все, что написано. Тогда ты будешь процветать и иметь успех.
I. Чтение Библии
Иис.Нав.1:8 Пусть слова книги Закона всегда будут у тебя на устах ; размышляй над ними день и ночь, чтобы в точности исполнять все, что написано. Тогда ты будешь процветать и иметь успех
Бог открыл свою истину людям, используя понятный для них язык (Еврейский в Ветхом Завете, Греческий в Новом Завете). Для того чтобы Божья истина стала понятна, её необходимо прилежно изучать.
Библию нужно читать внимательно . Библия написана рационально и понятно, в ней содержится огромное богатство Божьей истины. Чтобы понимать эту истину, нам нужно внимательно читать текст, обращая внимание на каждое слово. Обращайте внимание на то, что говорится о Боге и об отношении действующих лиц к Богу, что говорится о Божьих повелениях или об обетованиях благословений. Старайтесь понять смысл, который автор хотел донести до своих читателей.
Библию нужно читать регулярно . Вы не сможете правильно понимать Библию, если не будете хорошо знать её общее содержание. Чем лучше вы знаете общее содержание Библии, тем легче вам будет понять смысл её отдельных текстов. Мы постоянно нуждаемся в духовной пище, поэтому нам необходимо читать Библию ежедневно. Для того чтобы принимать правильные решения в жизни, нам необходимо иметь постоянный доступ к Божьей истине.
Чтение Библии – это самый лучший способ нашего общения с Богом. Бог разговаривает с нами через Библию. Христианин – это тот человек, который слушает, что говорит Господь и повинуется Ему.
Существуют разные методы чтения Библии:
Чтение всей Библии за год
Чтение одной книги Библии за один раз
Чтение для исследования и изучения
II. Изучение Библии
Иис.Нав.1:8 Пусть слова книги Закона всегда будут у тебя на устах; размышляй над ними день и ночь , чтобы в точности исполнять все, что написано. Тогда ты будешь процветать и иметь успех
Для того чтобы понимать истину Библии и знать как применять её в жизни, нам необходимо её изучать. Бог передал смысл своей истины посредством человеческого языка.
Существуют простые правила для исследования Библии:
Наблюдение : Что я вижу?
Обращайте внимание на то, кто были действующие лица и к кому обращены их слова. В каких обстоятельствах находился автор при написании этого текста? Ищите ключевые слова в тексте. Определите взаимосвязь слов в предложении и в параграфе. Читайте, записывайте, размышляйте.
Толкование : Что это значит?
Если вы хотите понять библейский текст, вам придётся “забросать” его вопросами. Ответы на вопросы ищите в самом тексте. Попробуйте определить значение параграфа (стиха) в контексте. То есть, посмотрите, о чём автор говорит до того, что он говорит после этого, и как то, что он говорит в этом стихе, относится ко всему слазанному выше и ниже. Правильное истолкование невозможно, если вы не определите значение вашего текста в контексте.
Читая Библию, отвечайте на следующие вопросы :
Кому принадлежат данные слова?
К кому обращены данные слова?
Сформулируйте своими словами общий смысл того, что здесь сказано.
Что данный текст говорит о Боге, Его действиях и Его качествах?
Какие заповеди или повеления есть в этом тексте?
Как представленный в тексте принцип касается вас сегодня?
Что вы сделаете, чтобы открытые истины практически применить в вашей жизни?
Пример 1
Пс.1:1 Блажен человек, который не следует совету нечестивых, не стоит на пути грешников, и не сидит в собрании насмехающихся, Пс.1:2 но в Господнем Законе находит удовольствие, и о Законе Его размышляет день и ночь. Пс.1:3 Он как дерево, посаженное у потоков вод, которое приносит плод в свое время, и чей лист не вянет. Что бы он ни сделал, во всем преуспеет. Пс.1:4 Не таковы нечестивые! Они как мякина, которую гонит ветер. Пс.1:5 Поэтому не устоят на суде нечестивые и грешники в собрании праведных. Пс.1:6 Ведь Господь охраняет путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Данные слова принадлежат Давиду – “Псалом Давида”
Ко всем. Это общее пророческое слово, говорящее о вечных ценностях.
3. Сформулируйте своими словами общий смысл того, что здесь сказано.
Человек, который избегает греха и пребывает в слове, будет иметь насыщенную и плодотворную жизнь, приносящую благословение во всякое время. Человек, который пребывает в грехе и нечестии, будет нестабильным в жизни и получит вечное осуждение.
Бог благословляет праведника и судит нечестивого.
Нет прямых повелений, но есть уроки, которые мы можем из этого извлечь:
Для того чтобы иметь благословение нужно избегать греха и его влияния
Для того чтобы иметь силу и плодотворность нужно размышлять о Слове Божьем и исполнять его постоянно.
6. Как представленный в тексте принцип касается вас сегодня?
Определите сферы ваш ей жизни, через которые грех и нечестие проникают в вашу жизнь или оказывают на вас влияние.
Проанализируйте ваше личное духовное отношение к Священному Писанию. Сколько практически вы уделяете времени для пребывания в нём?
Наметьте практические шаги для того, чтобы избежать всякого влияния греха и нечестия в вашей жизни. Составьте конкретный план, когда и сколько вы будете читать и изучать Библию.
Пример 2
Лук.5:4 Когда Иисус закончил говорить, Он сказал Симону: - Отплыви на глубокое место и закинь сети для лова. Лук.5:5 Симон ответил: - Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но если Ты так говоришь, то я закину сети. Лук.5:6 И когда они сделали это, то поймали столько рыбы, что сети начали рваться. Лук.5:7 Они знаками стали звать на помощь товарищей из другой лодки. Те подплыли, и вместе они наполнили две лодки так, что лодки стали тонуть. Лук.5:8 Когда Симон Петр это увидел, он пал к ногам Иисуса и сказал: - Выйди от меня, Господи, ведь я человек грешный! Лук.5:9 Он сказал так потому, что его и всех, кто вместе с ним ловил рыбу, объял ужас при виде столь обильного улова.
1. Кому принадлежат данные слова?
Евангелист Лука описывает факт происшедший со Христом и Его учениками
2. К кому обращены данные слова?
Феофил, друг Луки
Лук.1:1 Поскольку уже многие принялись составлять описание произошедших среди нас событий Лук.1:2 на основе сведений, переданных нам людьми, которые с самого начала были очевидцами и служителями Божьего слова, Лук.1:3 то и я решил, тщательно исследовав все от начала, описать тебе, достопочтеннейший Феофил, все по порядку, Лук.1:4 чтобы ты мог убедиться в достоверности того, чему был научен.
3. Сформулируйте своими словами общий смысл, того что здесь сказано
Иисус Христос совершает чудо, невероятное для Петра и его друзей. Это чудо приводит их к яркому осознанию того, что перед ними стоит. Проявленная Божественная сила Христа приводит их в страх и трепет.
4. Что данный текст говорит о Боге, Его действиях и Его качествах?
Христос заботится о физической жизни своих учеников
Христос управляет рыбой, повелевая ей появиться там, где она не бывает обычно
Когда люди познают Бога ближе, они приходят в трепет, осознавая Его святость и свою греховность
Бог преподаёт людям уроки, используя обстоятельства жизни
5. Какие заповеди или повеления есть в этом тексте?
Нет прямых заповедей, но есть уроки, которые мы можем из этого извлечь:
Повиновение Богу даже тогда, когда это кажется бесполезным
Необходимость воле ясного осознания кем является Бог
Необходимость понимания своей греховности
6. Как представленный в тесте принцип касается вас сегодня?
Посмотрите, в каких сферах вам кажется, что невозможно и бессмысленно исполнять
Божьи повеления
Присутствует ли в вашей жизни глубокое понимание Божьего величия, приводящего
вас в трепет перед Ним.
Насколько вы осознаёте свою греховность
7. Что вы сделаете, чтобы открытые истины практически применить в вашей жизни?
Составьте практический план, как вы будете подчиняться Богу в том, в чём вы не можете подчиняться сейчас.
Определите где и при каких обстоятельствах вы будете иметь встречи с Богом, чтобы вам больше познавать Его величие и видеть свою греховность и нужду в Нём.
III. Примирение Библии
Даже самое точное истолкование Библии не приведёт нас к успеху, если открытая истина не будет практически применяться в жизни.
На этапе применения вы задаёте вопрос: “Как это будет действовать в моей жизни?”
Иис.Нав.1:8 Пусть слова книги Закона всегда будут у тебя на устах; размышляй над ними день и ночь, чтобы в точности исполнять все , что написано. Тогда ты будешь процветать и иметь успех.
Задача изучающих Библию заключается в том, чтобы понять изложенный в Библейском тексте принцип и определить, как его можно практически применять в жизни сегодня.
2Тим.3:16 Все Писание вдохновлено Богом и полезно для научения, обличения, исправления, для наставления в праведности,
Когда вы исследуете, Библию задавайте себе вопросы:
Чему учит вас данный текст?
В чём он вас обличает?
Как он предлагает исправить ваши проблемы?
Каково общее наставление этого текста необходимое для вашего духовного роста?
При чтении и изучении Библии нужно помнить основную цель её написания:
Иоан.20:31 А то, что здесь написано, написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, вы имели бы жизнь во Имя Его.
Поэтому, к чтению и изучению Библии необходимо подходить с молитвой, в смирении перед Богом и с готовностью подчинять себя Его воле.
Всякий раз, когда вы подходите к изучению части Священного Писания, рассматривайте её с точки зрения общей картины:
Что я вижу?
Что это значит?
Как это действует?
Библия – откровение Бога предназначенное преобразовывать наш характер в характер Христа. И у тех людей, кто применяют на практике изучаемые принципы этого откровения, изменяется жизнь.
Контрольные вопросы :
Назовите три главных принципа познания Священного Писания.
Из 2 Тимофея 3:16-17, мы можем понять, что всё Писание полезно для …
Какая главная цель написания Библии?
Духовный Центр Благословение Отца – Страница 7
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Евангелие от Иоанна. Глава 8, стих 32).
Перед многими людьми, открывающими для себя богатство Православия, возникает вопрос: «Какие же книги может читать христианин, чему мы должны уделить основное внимание»? Конечно же, на первом месте для христианина стоит Священное Писание – Библия, которая является ни чем иным, как сверхъестественным откровением Бога о Самом Себе и о Своем отношении к миру и человеку, Словом Божиим.
Само слово Библия – греческое и означает «книги». Действительно, Библия представляет сборник, собрание различных книг, написанных различными людьми в разное время. Этот сборник разделяется на две большие части – Ветхий, то есть древний, и Новый Завет. Ветхий Завет был написан до Рождества Христова и рассказывает о подготовке мира и человечества к пришествию Бога во плоти. Новый Завет повествует о спасительном служении Господа нашего Иисуса Христа и о первых годах жизни святой Церкви. Все эти книги объединены воедино лишь по одной отличительной черте, по одному признаку – богодухновенности. Критерием включения той или иной книги религиозного содержания в канон, в состав Библии были ни древность, ни имя автора, но лишь признание всей Церковью ее книгой, написанной под непосредственным влиянием Святого Духа. Церковь, будучи хранительницей благодати Святого Духа, всегда чувствовала идентичность собственной харизмы, благодати с Духом, вдохновлявшим составителя той или иной библейской книги, и именно это становилось поводом для включения книги в состав Священного Писания, которое окончательно сформировалось лишь в начале IV века.
В Церкви всегда существовало уважительное отношение к Священному Писанию и чтение библейских книг было одним из основных моментов богослужения. И сейчас чтение Евангелия – рассказа о спасительном служении, крестном подвиге и воскресении Христа Спасителя воспринимается как один из самых значимых моментов Литургии. Но, к сожалению, немногие наши современники могут ежедневно бывать на всех уставных богослужениях, совершаемых в монастырских и соборных храмах. Да и не во всех приходских храмах существует реальная возможность для совершения ежедневного продолжительного богослужения. И потому каждый христианин должен самостоятельно дома читать Священное Писание. К огромному счастью, Библия есть сейчас почти в каждом доме, достать ее не представляет никакой трудности. Но, к сожалению, многие, называющие себя православными, не утруждаются изучением Слова Божия. Можно с ужасом констатировать тот факт, что люди, стоящие за церковной оградой, лучше знают Библию, чем те, к кому она непосредственно обращена. Именно таким людям хочется напомнить завет святителя Игнатия Брянчанинова, согласно которому каждый христианин должен ежедневно, а не от случая к случаю, читать по одной главе из Евангелия и по две главы из Посланий апостольских, начиная с Книги Деяний и заканчивая Книгой Откровение.
Многие могут возразить: мы начинали читать, но ничего не поняли. Действительно, сразу понять Священное Писание бывает нелегко, но трудности должны не останавливать нас, а наоборот – еще более подстегивать к изучению. Можно воспользоваться святоотеческими комментариями или толкованиями авторитетных богословов, внимательнее вчитаться в текст Библии – и многое станет более понятным и доступным. Конечно же, предваряйте чтение Слова Божия обращением к Господу, молитвой о том, чтобы Бог помог постичь прочитанное. Идеальным вариантом является чтение молитвы «Царю Небесный», которая и обращена к Святому Духу – великому Автору всей Библии.
При первом обращении к Священному Писанию лучше начинать чтение не с Ветхого Завета, а с Нового, и, думаю, именно с Евангелий. Для первого ознакомления можно предложить Евангелие по апостолу Луке как более полное и изложенное в хронологическом порядке или Евангелие по святому апостолу Марку как самое маленькое по объему.
Протоиерей Андрей Николаиди
Православная Жизнь
Просмотрено (309) раз
Святитель Тихон Задонский, писавший в 18 веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: "Если бы ты получил письмо от царя земного, разве бы ты не читал его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем". И дальше он говорит: "Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним". Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом.
Через 200 лет после слов святителя Тихона, Московская Конференция Православных и Англикан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос Московское заявление, подписанное также и делегатами Англиканской Церкви достойно суммирует суть православного взгляда на Библию: "Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и Божественно-вдохновлены, и человечески-выражены. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям, в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка. Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии строится на послушании".
Сопоставляя слова святителя Тихона и Московского заявления, мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания, во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви, в-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе, в-четвертых, наше чтение должно быть личным.
Чтение Библии с послушанием
Итак, прежде всего, читая Священное Писание, мы должны внимать в духе послушания. И святитель Тихон, и Московская конференция 1976 г. оба подчеркивают божественное происхождение Библии Священное Писание - это письмо человеку от Бога. Сам Христос обращается к тебе Священное.
Писание - свидетельство Бога о Самом Себе. Оно выражает Слово Божие на нашем человеческом языке Оно вдохновление Богом. Поскольку Сам Бог говорит с тобой посредством Библии, твой ответ должен быть ответом послушания и восприимчивого внимания. Когда мы читаем, мы должны быть открыты Святому Духу.
Но, будучи Богом вдохновленной, Библия в то же время человечески выражена. Это целая библиотека различных книг, написанных в разное время и разными лицами. Каждая книга Библии отражает облик эпохи, в которую она была написана, и особенности воззрений автора. Ибо Бог ничего не изволит делать в отдельности от людей: благодать Божия действует в гармонии с человеческой свободой, Бог не упраздняет нашей личности, но восполняет и совершенствует ее. Так и с написанием Боговдохновленных книг Ветхого и Нового Заветов. Авторы их не были просто пассивным орудием, стенографическим прибором, записывавшим чьи-то слова. Каждый автор Священного Писания вносит в свой труд собственный человеческий талант. Параллельно с божественными аспектами в Священном Писании присутствует и человеческий аспект. Мы должны ценить и то, и другое.
Каждое из Евангелий, например, имеет свои характерные особенности. Святой Евангелист Матфей более подчеркивает значение Христа для иудеев, уделяя при этом особое внимание Царствию Небесному. Святой Евангелист Марк приводит яркие подробности служения Христа, Его попечения о людях, отсутствующие у других. Святой Евангелист Лука выражает всеобъемлющую сторону любви Христовой, Его бесконечное сострадание, распространяющееся в равной степени и на иудея, и на язычника. У святого Евангелиста Иоанна встречается более внутрь-обращенное отношение ко Христу; при этом особо оттеняется божественный свет и пребывание Божие в верующих. Следует в полной мере наслаждаться этой живительной многогранностью Библии и изучать ее.
Поскольку Священное Писание является, таким образом, словом Божиим, переданным на человеческом языке, при изучении Библии допускается добросовестное исследование ее. Осваивая человеческий аспект Библии, мы можем в полной мере использовать данный нам Господом Богом разум. Православная Церковь не исключает научного обсуждения вопросов исторического возникновения и авторств книг Библии.
Однако наряду с этими человеческими подробностями, мы не смеем терять из вида Божественность Священного Писания. Это не просто книги, созданные рядом земных авторов. Мы слышим в Священном Писании не просто обыкновенные человеческие слова, отличающиеся большей или меньшей степенью мастерства и проницательности, а вечное, нерукотворное Слово Самого Бога, божественное Слово спасения. Следовательно обращаясь к Библии, мы обращаемся, не просто из любопытства, с целью получить информацию. Мы обращаемся к Библии с конкретным вопросом, каждый с личным вопросом о самом себе: "Как мне спастись?"
Священное Писание, будучи Божиим словом спасения на человеческом языке, должно пробуждать в нас чувство трепета. Кажется ли тебе иногда, читая или слушая, что все это сделалось слишком знакомым? Не стала ли Библия для тебя в чем-то скучной? Постоянно следует очищать душу, чтобы не отупело восприятие, и в изумлении, новыми глазами смотреть на то, что Господь раскрывает перед нами.
Некоторое время тому назад я видел сон, который отчетливо запомнился мне. Я снова был в том доме, где в детстве прожил три года в школе-интернате. Во сне сперва я проходил через комнаты мне уже знакомые. Затем спутник, водивший меня по зданию, привел меня в другие, которых я никогда раньше не видел - просторные, красивые, полные света. Наконец мы вошли в маленькую часовню с мерцающими свечами и темно-золотистыми мозаиками.
Во сне я сказал своему спутнику: "Как странно, ведь я жил здесь три года, но никогда не знал о существовании этих комнат". А он мне ответил: "А ведь всегда так бывает".
Я проснулся... И что же - это был сон.
Должно испытывать по отношению к Библии именно тот трепет, то ожидание, удивление и радость перед чудом, которые я испытал во сне. В Священном Писании много комнат, в которые мы не входили еще никогда. В нем еще предстоит обнаружить много глубины и величия. Это сознание ощущения чудесного есть необходимый элемент нашего отзывчивого послушания.
Если послушание означает трепет, оно также означает и слушание. Таково первоначальное значение этого слова как в греческом, так и латинском языках
Студентом, я бывало, слушал по радио одну многосерийную юмористическую передачу. В одном эпизоде, помнится, звонит телефон и герой протягивает руку, чтобы снять трубку. "Алло, - говорит он, - алло, алло". Громкость его голоса нарастает: "Кто говорит?". Голос на другом конце: "Это ты говоришь". "А - отвечает он, - то-то я подумал, что голос знакомый". И он кладет трубку.
К сожалению, это притча о том, что слишком часто случается и с нами. Мы лучше говорим, чем слушаем. Мы слышим звук собственного голоса, но не останавливаемся, чтобы расслышать голос собеседника. Итак при чтении Библии первое требование: умолкнуть и - слушать, внимать с послушанием.
Когда мы входим в православный храм, расписанный в традиционном стиле, и смотрим по направлению алтаря, на восток, то видим там, в апсиде, Матерь Божию с воздетыми к небу руками. Так было принято в прежние древние библейские времена (и сегодня так возносят руки священники Православной Церкви) - так и мы должны внутренне настроиться при чтении Священного Писания с руками невидимо воздетыми к небу. Читая Библию, следует уподобиться Преблагословенной Деве Марии, ибо Она - в высшей степени Та, Кто слушает. В день Благовещения Она послушно внимает Архангелу и отвечает "Да будет Мне по слову твоему" (Лк.1:38). Она не смогла бы принять и носить Бога Слова во чреве, если бы прежде того не внимала Слову Божию в сердце Своем. После поклонения пастухов новорожденному Иисусу, о Ней говорится: "А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" (Лк.2:19). И когда Пресвятая Лева находит Иисуса во храме, еще раз говорится: "И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лк.2:51). Та же потребность подчеркивается в последних словах Матери Божией, которые сообщает нам Священное Писание, словах сказанных на браке в Кане Галилейской: "Что скажет Он вам, то сделайте" (Ин.2:5); Она завещает это слугам и - всем нам.
Во всех этих случаях Преблагословенная Дева Мария является отображением, живым образом Библейской Христианки. Мы должны уподобиться Ей, слушая Слово Божие, размышляя над ним, сохраняя все в наших сердцах и соблюдая все, что Господь Иисус Христос говорит нам. Когда говорит Бог, следует внимать с послушанием.
Понимание Библии через Церковь
Во-вторых, как сказано в заявлении Московской коференции, "мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви". Наш подход к Библии должен быть не только исполненным послушания, но и церковным.
Именно Церковь говорит нам, из чего состоит Священное Писание. Та или иная книга не потому является частью Священного Писания, что существуют доказательства относительно ее авторства и года написания. Если бы вдруг было доказано, например, что четвертое Евангелие на самом деле написано не святым Евангелистом Иоанном, любимейшим учеником Господа Иисуса Христа, это не изменило бы того факта, что мы, православные, признаем четвертое Евангелие как часть Священного Писания. Почему? Потому что Евангелие от Иоанна принято Церковью и в Церкви.
Именно Церковь говорит нам, что есть Священное Писание, равно как и именно Церковь говорит нам, как должно понимать Священное Писание. Встретившись с эфиоплянином, читавшим Ветхий Завет на своей колеснице, святой апостол Филипп спросил его: "Разумеешь ли, что читаешь?" И эфиоплянин ответил: "Как могу разуметь, если кто не наставит меня?" (Деян.8:30-31). Все мы находимся в состоянии этого эфиоплянина. Слова Священного Писания не всегда понятны без объяснения Бог обращается прямо к сердцу каждого из нас, когда мы читаем Библию: чтение Священного Писания, как говорит святитель Тихон, - это личный разговор каждого из нас со Христом. Но мы также нуждаемся в руководстве. И наша путеводительница - Мать-Церковь. Мы полностью используем собственный разум при содействии благодати Святого Духа; в полной мере используем открытия современных исследователей Библии, но всегда подчиняем частное мнение - свое ли собственное или мнение ученых - соборному многовековому опыту Святой Церкви.
Суть этой православной точки зрения отражена в вопросе к оглашенному в чине принятия его в лоно Церкви. В русской практике: "Признаешь ли, что Священное Писание должно приниматься и истолковываться в согласии с верой, переданной нам Святыми Отцами, которую Мать наша, Святая Православная Церковь, всегда хранила и хранит поныне?"
Чтение Библии должно носить личный характер, но при этом мы не должны ощущать себя изолированными друг от друга, единицами, христианами-одиночками. Мы читаем как члены семьи, семьи Вселенской Православной Церкви. Читая Священное Писание, мы говорим не "я", но "мы". Мы читаем, пребывая в общении со всеми другими членами Тела Христова во всех частях мира и во всех временах. Мерилом понимания смысла Священного Писания является разум Церкви. Библия - книга Святой Церкви.
С чего же следует начать, чтобы обнаружить учение Церкви? Первым шагом следует выяснить как Священное Писание используется в Богослужении. Как, в частности, выбираются библейские чтения к различным праздникам? Мы должны также обратиться к творениям Святых Отцов Церкви и принять во внимание то, как они толкуют Библию. Чтение Священного Писания православными носит, таким образом, и литургический, и святоотеческий характер.
В качестве примера того, в чем состоит литургический метод толкования Священного Писания, руководствуясь тем, как оно используется во время церковных праздников, давайте рассмотрим паремии - чтения из Ветхого Завета, полагающиеся на вечерне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля по гражданскому календарю). Их три: 1) из книги Бытия, 28:10-17 - сон Иакова о лестнице, восходящей от земли до неба; 2) из книги пророка Иезекииля, 43:27 - 44:4 - видение пророком иерусалимского святилища с закрытыми вратами, через которые никто, кроме князя, не может пройти; 3) из книги Притчей, 9:1-11 - начиная со словами: "Премудрость построила себе дом".
Все эти ветхозаветные тексты, выбранные для служб 25 марта (7 апреля) и прочих богородичных праздников, следует понимать как пророчества о воплощении Господа Иисуса Христа от Девы. Пресвятая Дева Мария - лестница Иакова, давшая плоть Богу воплощенному, вошедшему в наш человеческий мир. Пресвятая Дева Мария - врата затворенные; Она, единственная из женщин, которая зачала в девстве и пребывала Непорочной. Пресвятая Дева Мария - тот дом, который Христос "Божия Премудрость" (1Кор.1:24), приемлет как жилище. Если проследить таким образом как подобраны чтения для различных праздников, мы раскрываем многогранность библейского толкования, через сопоставление образов и примеров, которые совсем не очевидны при первом чтении.
Возьмем в качестве другого примера вечерню Великой Субботы, бывшую много веков назад первой частью пасхального всенощного бдения. В ней не менее 15-ти чтений из Ветхого Завета. К великому сожалению, в очень многих храмах большинство из них опускается, и поэтому народ Божий лишен возможности насытиться Библейским их смыслом. Эти 15 паремий, следуя одна за другой, раскрывают перед нами весь план священной истории, выявляя в то же самое время глубокий смысл воскресения Христова. Первое из чтений - из книги Бытия, 1:1-13 - повествует о первых трех днях Творения. Воскресение Христово - это новое Творение. Четвертое чтение - вся книга святого пророка Ионы, в которой описывается, как пророк три дня был во чреве кита, что предвосхищает тридневное воскресение Христово (сравните: Мф.12:40). В шестом чтении рассказывается о переходе израильтян через Красное море (Исх.13:20 - 15:19), которое предвещает новый пасхальный переход Христа от смерти к жизни (ср 1Кор.5:7, 10:1-4). Последнее чтение - повествование о трех святых отроках брошенных в печь, раскаленную огнем (Дан.3), еще один прообраз восстания Христа из гроба.
Таков эффект соборного чтения Священного Писания в Церкви и вместе с Церковью. Изучая Ветхий Завет параллельно с литургикой Святой Церкви и прибегая к творениям Святых Отцов, мы повсюду обнаруживаем все новые путеводящие знаки, ведущие нас к познанию великих таинств окружающих Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Читая Ветхий Завет в сопоставлении с Новым и Новый в сопоставлении с Ветхим (на что и указывает наш церковный календарь) мы открываем единство Священного Писания.
В приходских кружках по изучению Библии полезно назначить кому-то особое занятие: разузнать в какие праздники читается за богослужением определенный отрывок из Ветхого или Нового Завета. Затем можно вместе обсудить, по каким причинам был выбран именно этот отрывок. Другим членам группы можно дать задание по трудам Святых Отцов Церкви, пользуясь в первую очередь проповедями и поучениями св. Иоанна Златоуста. Но следует помнить, что понадобится проявить усердие в поисках, прежде чем найдется то, что ищете. Святые Отцы Церкви обращались к людям иного времени, и читать их надо с умением вникнуть в их эпоху. Протоиерей Георгий Флоровский бывало говорил, что современным православным необходимо обрести святоотеческий образ мыслей. А чтобы этого достичь, мы должны проникнуть глубже поверхностного понимания слов Святых Отцов - в самую суть их внутреннего смысла.
Душа Библии - Христос
Третья особенность нашего чтения Библии состоит в том, что центром его должен стать Христос. Если на Московской коференции 1976 г. говорилось, что "Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым", - то в чем же можем мы обнаружить эти единство и нераздельность? В личности Христа Он - связующая нить, проходящая через все Священное Писание, от первого стиха до последнего. Мы уже упоминали о том, как возникают пророчества о Христе на страницах Ветхого Завета. Был у меня в школе учитель истории любивший подводить итоги словами: "Все взаимосвязано". Это правило отлично подходит к изучению Священного Писания. Ищите взаимосвязывающие, повторяющиеся аккорды и постепенно раскроется все. Часто западные критические исследования Священного Писания применяют методологию анализа, при котором каждая книга разбивается на различные исходные единицы. Связь между ними разрушается и Библия сводится ко множеству первоначальных составных частей. Нам же необходимо увидеть как разнородность, так и целостность Священного Писания, - всеобъемлющее завершение наравне с расщепленными первоисточниками. Православные в целом предпочитают скорее синтетический, нежели аналитический метод исследования. Священное Писание рассматривается нами как единое целое, в котором постоянное присутствие Христа является постоянным связующим началом.
Мы всегда ищем точек соприкосновения между Ветхим Заветом и Новым и находим их во Иисусе Христе. В православии придается особое значение "типологическому" методу истолкования построенному на различии прообразов Христа, событий и символов предвещающих все стороны Его земной жизни и проповеди, на протяжении всего Ветхого Завета. Ярким примером этого является Мельхиседек, царь Селимский, "священник Бога Всевышнего", который поднес Аврааму хлеб и вино (Быт.14:18) и который рассматривается как прообраз Христа не только Святыми Отцами Церкви, но уже и в самом Новом Завете Его апостолами (Евр.5:6; 7:1). Другим примером (как мы уже видели) может послужить Ветхозаветная Пасха предвозвещающая Новую: избавление Израиля от фараона на Красном море предвосхищающее наше избавление от греха смертью и Воскресением Спасителя. Таков метод истолкования, который нам следует применять ко всей Библии. Почему, например, во второй половине Великого Поста в чтениях Ветхого Завета из Книги Бытия занимает такое важное место личность праведного Иосифа? Почему на Страстной неделе читаем мы Книгу св. праведного Иова? Потому что и Иосиф, и Иов - невинные страдальцы, и в своем долготерпении прообразы Господа Иисуса Христа, Чьи невинные страдания на Кресте Церковь готовится в те дни прославлять. "Все взаимосвязано".
Протоиерей Александр Шмеман определяет христианином того человека, который везде, куда бы ни поглядел, видит Господа Иисуса Христа и радуется Ему. Это можно сказать в особенности о христианине, знающем Библию. Именно он, куда бы ни поглядел, видит Христа на каждой странице Священного Писания.
Чтение Святой Библии - сугубо личный процесс
Словами раннего писателя-аскета восточного христианства св. подвижника Марка, "смиренный в мыслях и занимающийся духовным деланием, будет, читая Библию, все относить к самому себе, а не к своему ближнему". Мы, как православные христиане, должны во всем Священном Писании стремиться отнести его слова к себе лично. Следует спрашивать не просто: "Что это означает?", но: "Что это означает для меня?" Священное Писание - это личный разговор между Спасителем и мною: Господь Иисус Христос говорит со мной, а я отвечаю. Это четвертый критерий правильного чтения Библии.
Мне следует смотреть на все повествования Священного Писания как на часть своей собственной личной жизни. Кто такой Адам? Имя "Адам" означает "человек", и поэтому рассказ о падении Адама в Книге Бытия - это рассказ также и обо мне Адам - это я. Это мне говорит Бог "Адам, где ты?" (Быт.3:9). Мы часто спрашиваем: "А где же Бог?" Но в действительности более существенен тот вопрос, который Бог в лице Адама задает каждому из нас: "Где ты?"
Когда, в рассказе о зависти Каина к Авелю, мы читаем слова Божии к Каину: "Где Авель, брат твой?" (Быт.4:9), они обращены к каждому из нас. Кто такой Каин? Это - я. И Бог спрашивает Каина в каждом из нас: "Где брат твой?" Путь к Богу лежит через любовь к другим людям, и иного пути нет.
Отрекаясь от брата, я принимаю вместо образа Божия печать Каина (Быт.4:15) и отрекаюсь тем самым от своего человеческого естества.
Чтение Священного Писания можно разделить на три ступени. Во-первых, воспринимать Священное Писание как священную историю, историю мира от его сотворения, историю избранного народа, историю Бога Воплощенного в Палестине, историю "великих деяний" после сошествия Святого Духа на апостолов. То христианство, о котором говорит Библия, это не идеология, не философская теория, но историческая религия.
Затем сделаем второй шаг. История, изложенная в Библии, - история конкретных отдельных личностей. Мы видим, как Бог являет Себя в определенные времена и в определенных местах, вступая в беседу с отдельными лицами. Он обращается к каждому по имени. Перед нами восстают конкретно-индивидуальные призывы, исходящие от Бога к Аврааму, Моисею и Давиду, к Ревекке и Руфи, к Исайю и пророкам, а затем - к Пресвятой Деве Марии и апостолам. Мы видим как Божественное действие в истории сосредоточивается на отдельных личностях и их судьбах. Любовь Божия объемлет всю вселенную, но Он все же выбирает определенный уголок земли, определенное время и определенную Матерь для Своего божественного воплощения.
Мы должны, таким образом, как можно полнее ощутить во всех подробностях те особые обстоятельства в которых протекают Божии деяния согласно Священному Писанию. Человек, любящий Библию, любит хронологические и географические детали. Православные ревностно почитают Святую Землю, те места, где Сам Христос жил и учил, умер и воскрес. Наилучший путь более глубоко вникнуть в то, что ты читаешь в Священном Писании, - предпринять паломничество в Иерусалим и Галилею. Походи там, где ходил Господь Иисус Христос. Спустись к Мертвому морю, посиди в одиночестве на камнях, проникнись тем, чем был окружен Господь Иисус Христос в течение сорока дней Своего поста в пустыне. Испей воды из колодца, у которого Он беседовал с самарянкой. Пойди вечером в Гефсиманский сад, посиди в темноте под древними оливковыми деревьями и посмотри на светящиеся за равниной огни города. В полной мере переживи конкретную реальность этой исторической местности и унеси пережитое с собою, храня его в памяти при ежедневном чтении Священного Писания.
Затем стоит третий шаг. Пережив библейскую историю во всех ее особенностях и житейских подробностях, мы должны отнести ее непосредственно к себе. Следует сказать себе: "Все эти места и события - не просто нечто отдаленное и давнее, но часть и моего собственного личного сближения с Господом Иисусом Христом. Я как бы становлюсь частью этих событий, этих повествований".
Предательство, например, часть биографии каждого. Разве ты не предавал других когда-нибудь в своей жизни, разве ты не знаешь, что такое быть преданным, и разве память об этих минутах не оставляет навсегда шрамы на твоей, на каждой душе? Значит, читая о том, как святой апостол Петр предал - отрекся от Господа Иисуса Христа и был прощен после Его Воскресении, ты можешь видеть себя на месте каждого из участников этих событий. Представь себе, что пережили сразу после предательства как апостол Петр, так и Господь Иисус Христос, раздели их чувства и сделай их своими Я - Петр; могу ли я в подобной ситуации уподобиться также и Господу Иисусу Христу? Размышляя таким образом над путем к примирению, видя, как воскресший Христос, с любовью и снисхождением возвращает Петра в ряды Своих друзей, видя, как Петр, со своей стороны, имеет мужество принять восстановление их отношений, спроси себя: насколько я похож на Христа по отношению к тем, кто предал меня? И после своих актов предательства способен ли я принять прощение от других, способен ли я простить себя?
Или приведем как другой пример святую Марию Магдалину. Вижу ли я себя в ней? Найдется ли у меня та щедрость, непосредственность, тот порыв любви, которые она проявила, пролив драгоценное миро из алебастрового сосуда на ноги Господа Иисуса Христа? "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много". Или я робок, мелочен, всегда сдерживаюсь, никогда не отдаюсь ничему вполне - ни плохому, ни хорошему? По словам отцов-пустынников: "Лучше грешник, сознающий свой грех и кающийся в нем, чем не грешивший, возомнивший о своей праведности".
Достиг ли я смелости святой Марии Магдалины, ее постоянства и преданности, проявившихся, когда она пошла помазать тело Господа Иисуса Христа во гробе (Ин.20:1)? Слышу ли я, как воскресший Спаситель зовет меня по имени, как ее позвал, и взываю ли я "Учитель" - с ее простотою и полной самоотверженностью (Ин.20:16)?
Читая Священное Писание таким образом - с послушанием, как члены Святой Церкви, находя в нем Господа Иисуса Христа повсюду, воспринимая все как часть своей собственной жизни, - мы сможем сколько-то ощутить многогранность и глубину Святой Библии. И все же нас никогда не покинет чувство, что мы всего лишь начали изучать Святую Библию. Мы похожи на человека, выплывающего на маленькой лодочке в безбрежный океан.