Райт дом над водопадом чертежи. "Дом над водопадом" Ф.Л.Райта
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт
« Дом над водопадом (Вилла Кауфмана)», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935
С виллой господина Кауфмана нам повезло как утопленникам - в Пенсильвании целый день лил дождь. Хотя, как сказать?! Помниться много лет назад мой коллега Саша Михайлов уверял, что после дождя стволы деревьев темнеют и черными вертикалями подчеркивают летящие горизонтальные плоскости Дома над водопадом. Хм... Возможно это так и выглядит зимой, но ранней осенью кроны еще полны зелени, и разглядеть самую знаковую виллу ХХ века можно только в сетке листвы.
Первые 4 часа нашего путешествия пролетели достаточно безоблачно, но к Беар Рану мы подъезжали в плотной стене дождя. Было высказано предположение, что в такую погоду вряд ли нам будут мешать большие толпы туристов.
Но эти надежды развеялись, как только мы увидели две большие плотно забитые стоянки.
Туристов оказалось многовато. Вероятно так всегда, поскольку для ожидания выстроены специальные павильоны, в которых можно отдохнуть после дальней дороги, перекусить и купить бездну в большой степени бесполезных вещей с логотипами Райта и его Виллы.
После кофе незнакомые с творчеством маэстро, могут частично пополнить свои знания не выходя из кафетерия.
В оставшиеся время приятно прогуляться по окружающему лесу, разглядывая в траве многоцветие мокрых листьев.
Билеты на экскурсию по мы купили заранее на сайте виллы Кауфмана . По приезду зарегистрировались и получили на руки пейджер, который нам сообщил о сборе нашей экскурсионной группы. Таким образом после получаса ожидания наконец мы отправились рассматривать дом, по дороге не забыв прихватить зонтики от фонда Райта, которые были расставлены повсюду на входах и выходах.
Первая остановка возле мостика через заводь у водопада. Общий экскурс в историю виллы, несколько слов о величие Райта, первые фотографии и предупреждение, что внутри фотосъемка категорически запрещена.
В последние мгновения перед входом внутрь все с завистью и рассматривают счастливчиков, которые уже толкаются зонтиками на большой террасе.
Поэтому после попадания внутрь - первым делом на ту самую террасу...
Смотреть на водопад сверху. А его, увы почти нет. Не сезон.
Дом снять почти не удается из-за плотной зонтиковой завесы.
С трудом пробиваюсь в угол и делаю пару снимков знаменитых райтовских угловых форточек.
Если вы в курсе, он был еще и известный любитель японского искусства.
В интерьере все таки удается сделать несколько снимков, пока не выясняется, что по всему дому расставлены камеры слежения.
Получаю нагоняй от экскурсовода и, к сожалению, прячу камеру в кофр.
Поэтому остальное, включая совершенно изумительный гостевой домик остается только в памяти.
Но зато после выхода из него, можно оттянуться и щелкать все, что желаешь.
Таким образом появляются кадры, которые, как-правило, в книгах не публикуются.
Это проход под домом и открытый переход к гостевому домику.
Дождик пытается помешать, но нам абсолютно все равно. После стольких десятилетий ожидания ничто не может испортить праздник.
Возвращаемся к точке начала экскурсии. Потолкавшись некоторое время тут, можно сделать десяток всем известных фотографий.
Но главная точка съемки все еще впереди.
Нет, это еще не она. Хотя и эта очень хороша!
И эта тоже:)
А вот и она. Ожидаю несколько минут, пока освободится пятачок для фотографирования. Отщелкиваю несколько панорам. И пора прощаться.
Мой дорогой
Рассказ об этом сооружении начнем c 3D видео, которое создано уже в наше время. Смотрите.
" был возведен в 1935-1938 годах. В то время Фрэнку Райту было уже 70 лет. Несмотря на то, что он был очень популярен в Америке в начале 20-го века, когда идеи органической архитектуры были востребованы, к 30-м годам популярность оставила мастера. И он для того, чтобы заработать деньги, открыл художественную школу на дому, которая называлась «Талезин». Родители одного из учеников дали Райту заказ на строительство их загородного дома.
Долго и тщательно выбиралось место под дом, и наконец, живописный уголок под названием Медвежий ручей в Пинсельвании, стал местом строительства будущего произведения архитектуры. Само место было очень живописным - сплошной скалистый выступ, который нависал над водопадом, как консоль. Ф. Л. Райт одобрил выбор Кауфманов (так звали заказчика). Основная архитектурная идея Райта - дом должен быть един с природой, составлять с окружением единое целое.
Можно сказать, что сама идея создания дома не возле водопада, а прямо над водопадом - это своего рода Гимн Органической Архитектуре. Райт в этом проекте превзошел себя в попытках гармонизировать природу и человека. Этот проект прошел по грани конфликта между архитектурой - идей - произведением искусства и архитектурой, которая должна выполнять свою основную роль - создавать комфортное жилье . И этот конфликт, в принципе в последствии проявился, но об этом позже...
Основные особенности Дома над водопадом.
- Конструктивно- пространственный принцип, положенный в основу дома состоял в том, что массивные железобетонные плиты, служили перекрытиями и выступали из центрального массива в разные стороны на различных уровнях. Такое решение придало особую уникальность зданию и объединило его со скалами вокруг. Консоли террас нависают прямо над водопадом
- Окна непрерывными рядами шли под свесами крыши, которая имела небольшой уклон. Через это ленточное остекление внутреннее пространство открывалось внешнему миру. Нижние поверхности свесов крыши были сделаны плоскими и выкрашены в светлые тона. Этот прием давал возможность крыше не только быть кровом и защитой для стен, но также быть дополнительным освещением помещений второго этажа за счет отраженного и рассеянного света от белых поверхностей свесов.
Объединенное пространство - единение с природой
- Благодаря сплошному остеклению, которое Райт называл "прозрачными ширмами" жильцы дома могли фактически с любой точки дома созерцать окружающую дом природу.
- Огромный зал, с примыкающей к нему кухней, прихожей и столовой - первый этаж дома. Общая комната переходит в террасы. сливаясь с природой, благодаря все тому же сплошному остеклению.
- На втором этаже традиционно располагались три спальни, которые выходили каждая на свой балкон.
- В интерьере, следуя своим принципам "ненагромождения" и "неукрашательства", описанным нами в предыдущей статье , Райт внутреннюю фактуру стен сделал подобную наружной, не применяя штукатурку вовсе.
Принцип Органической архитектуры - Изнутри наружу в действии.
Изредка в интерьере суровость камня смягчается деревянной обшивкой.
- В этом доме даже мебель была изготовлена по эскизам автора и стулья, и столы и даже ковры. Центром композиции и гордостью Райта был камин. Он был сложен из камня и очаг окружала глыба скалы, выступающая прямо из-под пола, на которой стоял сам дом. Яркий пример единения внутреннего и внешнего.
Бетонные плиты перекрытия придавали уникальность дому
В этом проекте Ф. Л. Райт впервые применил в качестве основного материала железобетон.
Камень вписанный в архитектуру
Стены, были поставлены на бетонную площадку - платформу, вырастали от земли и заканчивались на уровне окон второго этажа.
Даже мебель создана по эскизам мастера.
На третьем этаже еще одна спальня с большим балконом и террасой, которая вела через переходный мостик в крыло для прислуги и к гаражу.
И конечно, придется упомянуть, что дом который планировали выстроить за 45 000 $, обошелся хозяевам вдвое дороже. Ну чего не сделаешь, ради искусства и эксклюзивности.
Триумф "Дома над водопадом"
Вилла Кауфманов (так называли ) стала одной из самых известных в Америке Вилл, после того как один известный издатель рассказал о ней в популярных журналах. И с тех пор "" стал культовым. На чудо архитектуры приходили взглянуть и Альберт Энштейн, и Марлен Дитрих и даже президент Америки Рузвельт, после визита которого посетить дом над водопадом стало признаком хорошего тона. И в Медвежьем ручье были нескончаемые приемы, высшие сливки общества устраивали там балы, ездили верхом, и т.д.
Но скоро в силу вступил тот конфликт о котором мы упоминали в начале статьи между архитектурой-идеей и архитектурой утилитарной. А именно, дом под воздействием повышенной влажности постепенно стал разрушаться, а консоли, которые держали фундамент начали сползать. Дом требовал ремонта. Кауфман начал ремонт, и уже не приглашал гостей. К 1950 году состояние дома было критическим, также, в прочем, как и состояние самих хозяев. Жена Кауфмана тяжело болела и умерла в 1852 году, а сам Кауфман умер в 1955 году, так и не закончив ремонт.
Наследник "дома над водопадом" передал его в ведомство штата. И с тех пор шедевр органической архитектуры - произведение искусства- стал музеем.
С тех под в этом музеем побывало больше 4 миллионов человек. Сегодня дом полностью отремонтирован, но посетить его можно только в группе.
Самое интересное, что сам Фрэнк Ллойд Райт после создания своего шедевра, вступил в новый виток творчества, который длился еще 20 лет и закончился с его смертью в 95 лет. А сам так и останется шедевром архитектуры, примером смелого проекта, который будет учить еще ни одно поколение архитекторов и вдохновлять.
Общая информация
Состоятельный бизнесмен из Питтсбурга Эдгар Кауфманн поручил Фрэнку Ллойду Райту выстроить загородную резиденцию неподалеку от города в штате Пенсильвания. Кауфманну хотелось получить незамысловатый дом с видом на водопад.
Райт попросил разрешения посетить участок будущего строительства и осмотреть водопад, все валуны и деревья. Затем он спроектировал одно из самых знаменитых своих творений, которое Американский Институт архитектуры провозгласил «лучшей работой американского архитектора на все времена». Это потрясающий пример органической архитектуры, гармоничное слияние человека и природы посредствам дизайна. Повторяя естественный рельеф окружающих скал, Райт выстроил дом над водопадом в виде нескольких бетонных «подносов», используя для возведения стен материал из песчаниковых плит. Поднимаясь более чем на 9 м над водопадом, четкие горизонтали и низкие потолки постройки Райта создают ощущение защищенности, не нарушая при этом окружающий пейзаж.
Завершенный в 1939 году, этот дом - единственный проект Райта с оригинальной мебелью и произведениями искусства, спроектированными им же, открытый для посещения публики. В доме экспонируется собрание произведений изящного искусства, книги, мебель и другие занятные экспонаты, собранные семьей Кауфманн в период с 1930-х по 1960-е годы. Здесь можно увидеть творения Одюбона, Тиффани, Диего Риверы, Пикассо, Жака Липшица, Ричманда Барта и японских художников Хиросигэ и Хокусаи.
С момента открытия музея в 1964 году в нем побывали более 2 миллионов посетителей - заказывайте билеты заранее.
Дом над водопадом — проект Фрэнка Райта, который был воплощен в жизнь в период с 1936-39 года. Он находится на юго-западе американского штата Пенсильвания, в лесистой местности, которую называют «Медвежий ручей». Ближайший город — Питсбург, он находится в 80 километрах к северо-востоку. В 1966 году этот получил статус Национального исторического памятника США. Сегодня «Дом над водопадом » входит в обязательную программу многих туристических маршрутов.
История создания «Дома над водопадом»
Фрэнк Ллойд Райт , архитектор, который разработал проект «Дома над водопадом», был очень известным и востребованным в США специалистом в начале 20-го века. Однако, во время Великой депрессии 1929-1933 годов он оказался практически без работы. В эти годы он открыл у себя на дому художественную студию «Taliesin» в которую ходил Эдгар Кауфман, сын влиятельного бизнесмена из Питсбурга. Эдгар очень проникся архитектурными идеями Райта и уговорил отца доверить ему постройку их нового загородного дома. Сложность заключалась в том, что участок под строительство находился в скалистой местности. Когда Райт увидел и живописные окрестности «Медвежиего ручья», ему в голову пришла идея создать такой дом, который бы стал частью этой картины. При постройке «Дома над водопадом» он стремился оставить в целости все деревья и не сдвинуть ни одного валуна. Для этого пенсильванская инжиниринговая компания «Fayette Engineering Company of Uniontown» сделала подробную топографическую съёмку участка с указанием всех растущих деревьев и расположением всех камней, скал и ручьев.
Над разработкой проекта «Дома над водопадом» Фрэнк Райт
работал вместе с двумя коллегами, инженерами Менделем Гликманом и Уильямом Уэсли Питерсом. В марте 1936 года они закончили разработку проекта и приступили к строительству дома. Оно длилось 6 лет и потребовало затрат в 155 тыс. долларов США. В эту сумму входила стоимость постройки основного дома (75 тысяч долларов), его отделка и внутренняя обстановка (22 тысяч долларов), гостевого дома, гаража и домика для прислуги (50 тыс. долларов). Гонорар архитектора Фрэнка Райта составил 8 тысяч долларов.
Экстерьер дома выдержан преимущественно в светлых тонах, под цвет окружающего пейзажа. Интерьер всего дома подобен в оформлении экстерьеру. Внутри дома практически полностью отсутствует штукатурка. Дабы смягчить чрезмерно суровый вид каменных стен и железобетона, в интерьере активно применена обшивка из дерева. Райт не остановился на проектировании одного лишь дома. По его эскизам были созданы многие предметы интерьера. Например, ковры и мебель для гостиной .
В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал (в виде пожертвования) Дом над водопадом организации Western Pennsylvania Conservancy. В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания, «Дом над водопадом» в настоящее время принимает более чем 150 тыс. посетителей ежегодно.
Уникальный загородный дом, построен по проекту американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта на юго-западе штата Пенсильвания, в 80 километрах к юго-востоку от города Питтсбурга - в живописной местности под названием «Медвежий ручей».
Райту, страстному поклоннику японской архитектуры, удалось создать насыщенный динамизмом объект и очень удачно вписать его в естественный и очень живописный природный . Здание полностью сливается с окружающей природой и воспринимается как часть ландшафта, а не как нечто чуждое ему. В этом своём творении Райт делает акцент на взаимопроникающих внешних и внутренних пространствах, символизирующих гармонию между человеком и природой.
Шедевр Райта называют «бесспорно, самым известным домом современной Америки, если не всего мира». Практически сразу после завершения строительства американский журнал Time назвал «Дом над водопадом» «самой красивой работой Райта». Другой американский журнал - Smithsonian - внёс «Дом над водопадом» в свой список «28 мест, которые необходимо посетить перед смертью». В 2007 году здание заняло двадцать девятое место в списке «Любимой архитектуры Америки».
После того, как о «Доме над водопадом» со страниц ведущих американских журналов поведал читателям известный американский писатель Генри Льюс, это место стало культовым. Сюда потянулись посетители со всей страны. В их числе было немало знаменитостей тех лет: Альберт Эйнштейн, Ингрид Бергман, Уильям Рэндольф Хёрст, Марлен Дитрих. Слава об этом удивительном здании дошла даже до президента США - Франклина Рузвельта. Президент, несмотря на свою занятость, всё же смог выкроить время, чтобы своими глазами увидеть это архитектурное чудо. Всего же Дом над водопадом посетило уже более 6 миллионов человек.
Откуда пошла современная частная архитектура.
Плюс видео:
Основные принципы Райта
Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства.
1. Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы.
2. Не делать комнату коробкой, а дом - другой коробкой, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дом более приближающимися к человеческим, конструктивное решение с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, - наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы.
3. Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом.
4. Все необходимые проемы, ведущие наружу или внутрь, привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно – то ли в единичном виде, то ли группами. Обычно они выступают в виде прозрачных ширм вместо стен, потому что вся так называемая «архитектура» дома выражается главным образом в том, как эти проемы в стенам группируются по помещениям в качестве ограждающих ширм. Внутреннее помещение как таковое теперь приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. «Дырявить стены - это насилие».
5. Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства.
6. Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. Элементы оборудования при этом приобретают архитектурное качество: здесь также проявляется развитие идеала органической архитектуры.
7. Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органической архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы, соответствующие работе машины. Снова прямые линии и прямоугольные формы.
8. Исключить работу декоратора. Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять «завитушки и цветочки».
И ещё: «заповеди» Райта, адресованные молодым архитекторам .
1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своём роде и в своё время.
2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите её ради неё; готовьтесь быть верным ей, как матери, другу, самому себе.
3. Берегитесь архитектурных школ во всём, кроме обучения инженерному делу.
4. Идите на производство, где вы сможете видеть действия машин и механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве да тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.
5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.
6. Не считайте ничего само собою разумеющимся прекрасным или безобразным, но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой чёрточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.
7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиться способности синтеза, которая тоже станет привычкой разума.
8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.
9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспечённым – это значит продать своё врождённое право быть архитектором за чечевичную похлёбку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.
10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.
12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный расчёт принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.
Не следует всё в жизни ставить на коммерческую ногу и именно потому, что вам довелось жить в век машин. Например, архитектура сегодня шествует по улицам продажная, так как «получить работу» стало первым принципом архитектуры. В архитектуре работа должна искать человека, а не человек работу. В искусстве работа и человек – напарники; ни один из них не может быть куплен или продан другим. А пока что, поскольку то, о чём мы говорили, является высшим и прекраснейшим родом интегральности, держите свой собственный идеал честности так высоко, чтобы самым важным в жизни помыслом вашего честолюбия было называть себя честным человеком и смотреть самому себе прямо в глаза. Держите свой идеал честности так высоко, чтобы вы сами не смогли его достичь.
[Ф.Л.Райт. «Будущее архитектуры». Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. Москва – 1960 г.]