Пути ислама: сунниты и шииты. Сунниты и шииты – в чем различия
Точка зрения
В редакцию сайт обратился известный дагестанский исламовед Руслан Гереев, с просьбой опубликовать его беспокойство по поводу нарастающего межконфессионального противостояния в Азербайджане.
Текст публикуется без редакционного вмешательства
Милли Меджлис Азербайджана, еще в конце февраля 2013 года внес изменения в 22 статью закона «О свободе вероисповедания» «Литература религиозного содержания (на бумажных и электронных носителях), аудио и видеоматериалы, товары, изделия, другие информационные материалы религиозного содержания». Теперь, граждане и религиозные структуры могут приобрести и использовать только маркированные соответствующими контрольными органами исполнительной власти материалы.
Депутаты, выступившие в поддержку изменений к правовому акту, не скрывают, что данная поправка направлена на то, чтобы в Азербайджане отгородить от общества длиннобородых людей с короткими брюками. Отмечая важность дополнений к основному закону страны в сфере регулирования религий, депутат Гудрат Гасангулиев, отметил: «В Азербайджане полно бородатых и не бородатых мулл. Теперь мы должны ждать, чтобы в Азербайджане распространился экстремизм, а потом начать борьбу с ним?!». Выступивший на заседании парламента депутат Ильхам Алиев также поддержал изменения в Закон: «Я поддерживаю изменения в этот Закон. Так как, мы должны стараться, чтобы отгородить общество от длиннобородых людей с короткими брюками. Прогуливаясь вечерами по бульвару, при виде таких людей, испытываешь ненависть к их внешнему виду».
Новые правила для людей Сунны
Разумеется, речь, прежде всего, идет о том, чтобы остановить стремительное распространение суннитского ислама в Азербайджанской республике. Деятельностью исламских проповедников из зарубежных мусульманских стран, которые ведут даават - призыв к вере в Азербайджане вызывает беспокойство официальных властей этой страны. Об этом недавно заявил глава молодежного форума Организации исламского сотрудничества Эльчин Аскеров. Он подчеркнул, что распространяют идеи радикализма, экстремизма в Азербайджане, в основном эмиссары из некоторых зарубежных мусульманских стран, которые с этой целью вывозят за рубеж для соответствующей подготовки представителей азербайджанской молодежи, выделяются огромные суммы для пропаганды в стране.
Аскеров выразил надежду, что проповедь чистого ислама в Азербайджане не найдет отклика среди молодежи, а наоборот вызовет общественное порицание. Любые попытки обречены и не завоевывают поддержку среди населения, считает Аскеров. Однако аналитики и наблюдатели свидетельствуют, что позиция главы молодежного форума Организации исламского сотрудничества совсем не сходятся с реальностью.
«Джеймстаун Фаундейшн»
Американская организация «Джеймстаун Фаундейшн» (Jamestown Foundation), занимающаяся анализом проблем Кавказа, писала, что случаи перехода шиитов в суннизм становятся все более распространенными среди молодежи в Азербайджане, и именно поэтому власть приравнивает это к «радикализации» и «экстремизму».
Аналитики «Джеймстаун» пришли к выводу, что, несмотря на большие доходы от экспорта нефти и газа, которые создают внешнюю привлекательность Азербайджана, официальные власти, испытывают серьёзные проблемы, одна из которых состоит в суннитах, и в росте суннитских общин. Исследователи «Jamestown Foundation» изучающие проблемы джихадизма отмечают, что наиболее активны в этом плане «Сумгаитские джамааты». Этот второй по величине азербайджанский город практически уже является плацдармом суннизма в Азербайджане. Хотя наибольшее число суннитов проживает на севере Азербайджана, массовые случаи перехода шиитов в суннизм распространенны среди молодежи Баку, Гянджа, Гахе. Кроме того, увеличиваются случаи притеснения мусульман в городах Гянджа, Баку, Сумгаите, Кубе, Загатале, а участившиеся операции спецслужб против «радикальных» мусульман в северо-западной части Азербайджана все больше привлекает внимание мировой общественности. В этих городах уже наблюдались массовые аресты мусульман, подозреваемых в симпатиях к чистому исламу, а мусульман, замеченных в лояльности к «суннитскому» исламу, преследовали по всему Азербайджану, на них «вешали» различные преступления и заключали в тюрьму на длительные сроки.
Вместе с тем, как утверждает «Джеймстаун», в Азербайджане существуют боевые джамааты, которые тесно сотрудничают с моджахедами Имарата Кавказ. Один из таких джамаатов основал в Сумгаите полевой командир Ильдар Моллачиев (Амир Абдуль Маджид), командовавший вооруженным подпольем в Дагестане. Как известно, он был родом из города Загатала на севере Азербайджана. «Сумгаитский джамаат», был создан еще в 2007 году, когда Ильдар Моллачиев был назначен амиром южного сектора Имарата, верховным амиром Доку Умаровым.
Как пишет «Джеймстаун Фаундейшн», «Сумгаитский джамаат» очень динамичен и имеет структуры не только на севере страны, но и непосредственно в Баку, Сумгаите, Гяндже. Эта община также взаимодействует с радикальными мусульманами Дагестана, Ингушетии, Чечни, Осетии и других регионов Северного Кавказа.
Руслан ГЕРЕЕВ
специально для сайт
На фото: Лезги - мечеть в Баку не вмещает верующих суннитов
Уважаемые друзья, информационно-аналитический портал сайт нуждается в вашей поддержке. Помогите сделать его ещё лучше!
7.03.2019 17:11 Мария Захарова: Позиция России по урегулированию карабахского конфликта не изменилась 15:50 Участие Нагорного Карабаха в переговорах разрушит стержень азербайджанской пропагандистской машины – Шаварш Кочарян 14:58 Затулин: Независимость Арцаха уже нельзя перечеркнуть, а вот остальное – обсуждаемо 14:27 «Армянофобия – четкое проявление ксенофобии»: конференция в Европарламенте 13:05 На открытии аудитории имени супругов Вартанян присутствовал президент Армении 11:53 На чем паразитирует Ильхам Гейдарович? 6.03.2019 17:54 Армянский органический чай уже продается в Германии 16:30 Алиевский режим скрывает факт уничтожения автохтонной армянской культуры 16:26 Алиевский режим скрывает факт уничтожения автохтонной армянской культуры (продолжение) 14:17 Пашинян: Надеюсь, что в этом году состоится официальный визит Владимира Путина в Ереван и мой - в Москву 14:08 Азербайджан привлек к своей антиармянской пропаганде печально известного конгрессмена Хейстингса 13:07 Армянская сторона должна потребовать, чтобы президент Грузии Саломе Зурабишвили внесла четкость в свои слова – Грант Мелик-Шахназарян 13:01 Шесть граждан Азербайджана погибли в ДТП на Ставрополье 12:55 Предстоящая встреча с президентом Азербайджана будет посвящена обсуждению формата переговоров 5.03.2019 16:44 Новый посол США готова содействовать демократическим процессам Армении 16:00 Мамедъяров представил позицию Баку по карабахскому вопросу главе ОБСЕ 15:39 Заявление директора СНБ Армении глава МИД Азербайджана обсудил с председателем ОБСЕ 14:51 Сохранение статус-кво по Карабаху не может долго продолжаться – Дональд Туск 11:42 Без согласия Армении невозможно назначить нового генсека ОДКБ – глава Минобороны 9:18 Н. Пашинян: Урегулирование конфликта подразумевает необходимость уважения права народа Арцаха на самоопределение 9:00 Музей цинизма 4.03.2019 19:42 Премьер Армении: Цель политики в сфере образования – обеспечение эффективной связи между образованием и исследованиями 19:29 Вертолет скорой помощи потерпел крушение на западе Ирана, есть жертвы 19:00 Где им место: В СНБ, психдиспансере или в мусорном баке? 11:24 Тегеран готов поддержать мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта – МИД Ирана
Мусульманская умма уже на протяжении 1400 лет разделена на множество различных течений и направлений. И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам:
«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)
О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад (с.г.в.), говоривший о том, что умму ждет деление на 73 течения.
В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха (с.г.в.) – сунниты и шииты.
История раскола
Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.
Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.
Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.
Особенности суннизма
Сунниты (полное наименование – Ахлюс-сунна уаль-джама`а – «Люди сунны и согласия общины») – наиболее крупное и влиятельное течение в исламском мире. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), и означает следование пути Божьего Посланника (с.г.в.). То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна.
В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.
В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.
В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу – запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).
Особенности шиизма
Шиизм – исламское течение, в котором вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада (с.г.в.). Сам термин «шиит» происходит от арабского слова «ши`а» (переводится как «последователи»). Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али (р.а.) и его праведных потомков.
Сейчас численность шиитов оценивается приблизительно в 10% от числа всех мусульман мира. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.
В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба (р.а.) непорочными имамами. В частности, джафариты (шииты-двунадесятники) признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых – имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка – имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али.
Основные различия между суннитами и шиитами
1. Принцип власти и преемственностиСунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.
2. Особая роль имама Али (р.а.)
Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.
3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)
Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.
Р азделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие - за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Так впервые разделился ислам. Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы - Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников - от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».
Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию - но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».
В 632 году, всего через два года после своего избрания, халиф Абу-Бакр скончался, назначив своим преемником Умара ибн Хаттаба. Через 12 лет, в 644 году, Умар был убит в Медине, и его сменил Усман ибн Аффан из влиятельного арабского рода Омейадов. Еще через 12 лет, в 656 году, был убит и он, и четвертым халифом избрали того самого Али. Но правитель Сирии и родственник Умара Муавия обвинил Али в причастности к убийству прежнего халифа, его поддержали знатные роды молодой империи. Началась длительная гражданская война и раскол Халифата. В 661 году Али закололи отравленным кинжалом в мечети Куфы.
После смерти Али власть захватил Муавия. Он заключил мирный договор с сыном Али, имамом Хасаном, по которому после его смерти власть должна была перейти к Хасану. Через несколько лет Хасан умер и новым имамом стал его младший брат Хусейн. А в 680 году умер Муавия. Он передал престол своему сыну Язиду, отменив выборность халифов и превратив этот институт в обычную наследственную монархию. Имам Хусейн не признал власть Язида. Противостояние длилось недолго и закончилось катастрофой для Хусейна и его сторонников. В том же 680 году, 10 октября, он с семьей и ближайшими сторонниками после изнурительной осады был атакован в Кербеле (Ирак) войсками халифа под командованием бывшего сторонника Али некоего Шимра. В этой битве был убит сам Хусейн, двое его сыновей, в том числе, шестимесячный младенец, несколько родственников и почти все сторонники.
Бойня в Кербеле возмутила всю умму. А для шиитов имам Хусейн стал мучеником за веру и самым почитаемым из имамов. Город Кербела, где похоронен имам, считается для шиитов самым священным местом после Мекки и Медины. Ежегодно шииты почитают его память в ходе траурных церемоний Ашура. Известен шокирующий обычай «шахсей вахсей». По улицам проходят траурные шествия, в них принимают участие мужчины, которые под барабанную дробь в знак скорби бьют себя цепями. Шрамы и раны, полученные при этом, считаются знаком религиозного благочестия. Одетые в черное женщины стоят вдоль дороги, голосят и бьют себя в грудь. В старом Иране принято проносить по улицам чучело льва. Приводимое в движение актером, чучело время от времени неуклюжим движением загребало солому и сыпало ее себе на голову, что символизировало опечаленную нацию, посыпающую голову пеплом. Впрочем, с точки зрения европейца, при этом достигался очень комический эффект.
В Иране в дни Ашуры на площадях до сих пор представляют тазийе - уникальные религиозные мистерии, посвященные как гибели имама Хусейна, так и предшествовавшим ей событиям. Этой традиции более тысячи лет, и тазийе стали таким же национальным символом для Ирана, как театр Кабуки - для Японии. Каждому персонажу полагается не меняющиеся веками костюм и имидж. Имам Хусейн одет в зеленое - символ святости, как и другие «святые» герои, и его лицо закрыто покрывалом. Главный отрицательный герой Шимр одет в красное - символ смерти и предательства. В тазийе актер не играет, а «изображает» своего героя. Это не актерское действо, а труд во славу Божию, в память и во славу почивших святых. Именно поэтому актер, играющий Шимра, может по ходу мистерии проклинать злодейства своего героя и жаловаться на то, что ему приходится играть такую ужасную роль.
Как писал Евгений Бертельс в своей книге «Персидский театр», «значительное затруднение составляет подыскать актеров на роли злодеев. Публика уже перестаёт различать, где театральное действо, а где повседневность, и вмешивается в представление, желая придать историческим событиям новый оборот. От этого исполнителям некоторых ролей приходится очень туго, зачастую их избивают до того, что по окончании торжеств им долгое время приходится отлеживаться. Предвидя такой печальный исход, они стараются предотвратить его и пытаются исполнить роль как можно менее реалистично, прерывая речи разными восклицаниями и осыпая проклятиями свои собственные злодейства. Но это мало помогает, накопившаяся в зале энергия ищет исхода и, за неимением другого объекта, невольно обрушивается на несчастных Омаров и Шимров».
С гибелью имама Хусейна институт имамов не исчез. Его сын Зайн аль Абидин уцелел во время бойни в Кербеле, признал власть Омейадов и продолжил династию. Имамы не имели политической власти, но обладали колоссальным духовным влиянием на шиитов. Последний, одиннадцатый имам, Хасан аль Аскари, умер в 873 году, и «мусульманские Меговинги» прекратили свое существование. Согласно шиитскому преданию, у Хасана остался сын Мухаммад, «двенадцатый имам», который в пятилетнем возрасте был скрыт Богом и существует до сих пор. Этот скрытый имам должен явиться в качестве Мессии (Махди), его возвращения часть шиитов (так называемые двунадесятники) ждет до сих пор. Имамом в народе называли аятоллу Хомейни - лидера иранской революции 1979 года, установившей в стране шиитский теократический режим.
Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком - ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам - с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.
Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.
В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты - чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.
Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.
В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.
В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.
Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.
В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.
Эксперты полагают, что корни конфликта - в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший ее Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы…
Мариам Ахундова
http://www.pravda.ru/faith/religions/islam/
Главным событием прошлого года для верующих Азербайджана стало утверждение депутатами национального парламента Азербайджанской Республики проекта запрещающего в стране исламскую пропаганду. Предтечей события стало введение аналогичного запрета, но уже на получение религиозного образования за рубежом.
Отныне отправка граждан из Азербайджана на обучение в зарубежные религиозные учебные заведения будет считаться незаконной, в случае, если это не будет согласовано с соответствующим органом исполнительной власти. Какой угрозы так боится Азербайджан, если в ответ на нее вводит такие жесткие законы?
А боится он бурного исламского возрождения в стране. С одной стороны в стране наблюдается возрождение шиитского ислама. Страшным сном для Баку является, если этот процесс оседлает соседний Иран. В то же время в Азербайджане бурно возрождается ислам суннитский.
Около 30% азербайджанских мусульман являются суннитами, крупные суннитские общины представлены лезгинами, аварцами, цахурами и иными народами Дагестана, а также чеченцами. Азербайджанское руководство очень боится формирования на базе возрождающейся суннитской активности новой оппозиционной силы, ориентированной на выход из под юрисдикции Баку.
На этом фоне бакинские власти не нашли ничего лучше, как ровно 2 года назад разыграть в отношении суннитской и шиитской общины республики очень опасную провокацию. Она могла привести к очень глубокому расколу в среде верующих Азербайджана. А в центре всей этой провокации оказался лезгинский архитектурный памятник «Лезги-мечеть».
Однако мечеть, несмотря на название, посещают не только лезгины, но и другие сунниты, проживающие в Азербайджане, — аварцы, чеченцы, составляющие в стране многочисленные диаспоры, а также этнические азербайджанцы, исповедующие суннизм. Таким образом, «Лезги мечеть» — это один из немногих общесуннитских центров Баку и всего Азербайджана.
Однако 2 года назад жизнь суннитской общины при исторической мечети омрачена попытками властей ликвидировать саму общину и прекратить ее религиозную и просветительскую деятельность.
Подобные попытки давления были предприняты и в отношении суннитской мечети «Абу-Бакр» и других суннитских общин в пригородах Гобустана, в Аляте, в Мушфигабаде. Суннитские мечети «Абу-Бакр» и «Шехидляр» уже были к тому моменту закрыты.
Отметим также, что в последние годы в Азербайджане участились случаи закрытия или сноса мечетей. В 2009 году был отмечен целый ряд таких случаев. Тогда в Баку после закрытия мечети "Шехидляр" на Аллее Шехидов на следующий день снесена мечеть в Ясамальском районе.
В том же году была закрыта мечеть на "Нефтяных камнях" (городок на сваях в Каспийском море), а через несколько дней она была разрушена. В том же году в Ясамальском районе Баку была закрыта мечеть "Илахият".
Что же касается «Лезги мечети», то во всей скандальной истории вокруг нее за кулисами очевидных фактов можно было разглядеть выращиваемое противостояние между двумя ветвями уммы на Кавказе — суннитами и шиитами.
Вне всякого сомнения, разжигание противоречий между шиитами и суннитами, стравливание этих двух общин — часть глобальной стратегии, реализуемой в исламском мире ястребами атлантического блока вкупе со своими сионистскими союзниками на Ближнем Востоке.
Тем временем, на многих суннитских сайтах говорится об усилиях азербайджанских духовных лиц насильно прививать шиизм среди суннитов - лезгин и аварцев приграничных с Россией районах Азербайджана, говорится о притеснении суннитов властями и т.д.
Даже если эти сообщения не столь близки к истине, за ними стоят все же многочисленные просчеты азербайджанских властей. И все эти факты и даже домыслы одновременно сеют семена возможного будущего внутриисламского противостояния в Азербайджане.
Понятно, что амбиции по шиизации всего духовного пространства Азербайджана как нельзя более кстати лежат в русле этих интересов и этой разрушительной стратегии. Но, конечно, те, кто движим порывом запретить, закрыть и блокировать любую суннитскую активность в республике, скорее всего, и не думают о том, каким подарком являются их неуклюжие действия врагам уммы.
Данная политика является лучшим подарком всем антиазербайджанским силам, которые могут использовать тему притеснения суннитского меньшинства в своей информационной войне против этой закавказской республики. Кроме того, в случае эскалации шиитско-суннитского противостояния данный конфликт будет бить не только по имиджу, но и по целостности самого Азербайджана.
Ответ:
Большинство шиитов в наше время принадлежат к т.н. шиитам-имамитам («имами исна аш’ария
»)*, которые разделяют следующие убеждения:
1. Вера в тахриф (искажение или неполноценность) Корана.
Многие шиитские ученые считают, что Коран в его нынешнем состоянии искажен и неполон (1).
К примеру, Ат-Табраси, известный шиитский муфассир (толкователь Корана) (ум. в 620 г. хиджры), пишет в своей книге Аль-Ихтиядж:
ولو شرحت لك كلما أسقط وحرف وبدل مما يجري هذا المجرى لطال، وظهر ما يحظر التقية إظهاره من مناقب الأولياء ومثالب الأعداء
«Если б я мог бы объяснить вам все, что было опущено, изменено и подменено в Коране, это было бы очень длинным; и правило такыйи (сокрытия) запрещает подобное раскрытие» (Аль-Ихтиядж, с. 377).
Файз аль-Кашани, другой шиитский муфассир (ум. в 1091 г. хиджры) пишет в своем «Ат-Тафсир ас-Сави» после цитирования многих сообщений о предполагаемых искажениях Корана из основных шиитских источников, таких как тафсир Али ибн Ибрахима аль-Кумми (ум. в 307 г. хиджры) и аль-Кафи Мухаммада ибн Якуба аль-Кулени (ум. в 328 или 329 г. хиджры):
أقول: المستفاد من مجمع هذه الأخبار وغيرها من الروايات من طريق أهل البيت (عيهم السلام) إن القرآن الذي بين أظهرنا ليس بتمامه كما انزل على محمد (صلى الله عليه وآله وسلم) منه ما هو خلاف ما أنزل الله ومنه ما هو مغير ومحرف وإنه قد حذف عنه أشياء كثيرة منها اسم علي (عليه السلام) في كثير من المواضع ومنها غير ذلك وأنه ليس أيضا على الترتيب المرضي عند الله وعند رسوله (صلى الله عليه وآله وسلم) وبه قال علي بن إبراهيم
«Я говорю: то, что мы можем вывести из этих сообщений (вышеперечисленных авторов) и других, кроме них: что Коран, который находится сейчас в наших руках, не является тем самым полным Кораном, как он был ниспослан Аллахом Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Часть его противоречит тому, что ниспослал Аллах, и часть его была изменена или искажена (к примеру, опущено имя Али во многих местах). Также следует (из вышеприведенного), что он (Коран) не был составлен в той последовательности, как это предпочли Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение). Это было высказано Али ибн Ибрагимом».
Али ибн Ибрагим – это один из известных ранних шиитских муфассиров. Так что, как видно, большие ученые шиитов придерживаются убеждения в искаженности Корана.
2. Обвинения в адрес первых трех праведных халифов Абу Бакра, Умара и Усмана (да будет доволен ими Аллах) и многих других сподвижников и жен Пророка (мир ему и благословение).
Шииты обвиняют первых трех праведных халифов в несправедливом захвате власти в умме мусульман (которая должна была якобы принадлежать Али, да будет доволен им Аллах), и многих сподвижников в искажении религии.
Мы знаем, что Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) являлись самыми близкими сподвижниками и друзьями Пророка (мир ему и благословение). Их самопожертвование, храбрость и поддержка религии известны из многих исторических фактов. Кроме того, Пророк (мир ему и благословение) называл их в числе десяти сподвижников, которым был при жизни обещан Рай. Шииты, однако, называют Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) лицемерами (мунафиками), предназначенными адскому огню, и произносят проклятия и оскорбления в их адрес. Многие ученые Ахлю-Сунна считают подобные убеждения неверием .
Также шииты питают особую нелюбовь к жене Пророка (мир ему и благословение) Аише (да будет доволен ей Аллах), в частности, они считают ее виновной в прелюбодеянии (в истории с ожерельем , когда ее оклеветали, но Аллах оправдал ее) (3).
3. Особая роль имама Али и его жены Фатимы (да будет доволен ими Аллах) - им приписывают особые знания или качества. В некоторых шиитских источниках даже приводится мнение, что якобы ангел Джибриль по ошибке передал откровение Мухаммаду (мир ему и благословение) вместе Али.
Во время произнесения азана и икамата (призыва к молитве) шииты после слов "Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛЛях" добавляют слова «Ашхаду анна Алиян валийуллах (свидетельствую, что Али правитель от имени Аллаха)».
4. Имамат - вера в особый статус 12 имамов (преемников Пророка, мир ему и благословение).
Шииты верят, что после смерти Пророка
(мир ему и благословение) руководство исламской общиной перешло к Али
(да будет доволен им Аллах) и его потомкам – непогрешимым имамам.
Последний, двенадцатый имам исчез в раннем детстве, и как верят шииты,
сейчас находится «в сокрытии» (в ином мире, откуда посылает некие
сообщения или указания нынешним руководителям шиитской общины -
аятоллам). Он, по мнению шиитов, и есть ожидаемый мусульманами имам
Махди (который появится незадолго до Судного дня). Каждый имам наделен
особыми полномочиями, практически равными пророческим – они обладают
явными и скрытыми знаниями, могут совершать чудеса, так же безгрешны,
как и пророки и т.д.
Многие шиитские ученые считают кафирами всех, кто не разделяет веру в непогрешимых имамов.
5. Дозволение мут"а – временного брака . В языческом обществе доисламской Аравии существовал т.н. временный брак – когда мужчина мог взять в жены женщину на определенный срок (неделю, месяц, даже на один час) за определенную плату. Такой брак оставался дозволенным некоторое время после ниспослания Откровения, но потом был запрещен Всевышним через Пророка (мир ему и благословение), который сказал:
«Люди, я [было] разрешил вам временный брак [в период долгих и продолжительных походов]. Но, воистину, Господь запретил это вплоть до Конца Света » (Муслим, Ахмад и аль-Байхакы).
Имам ‘Али ибн Абу Талиб передал: «Поистине, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мут‘а (временный брак) в день Хайбара» (Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи).
Однако шииты-имамиты считают подобный брак дозволенным (и отвергают хадисы, в которых он был запрещен). Для заключения временного брака достаточно упомянуть махр (в данном случае это материальное вознаграждение) и оговорить срок сожительства. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания не является необходимым условием. Наследственные обязательства в случае скоропостижной смерти одного из супругов отсутствуют, а расторгается этот «брак» без процедуры развода. Фактически, подобный «брак» напоминает завуалированное прелюбодеяние.
6. Такыйя – сокрытие своих истинных убеждений . По мнению ученых-суннитов, мусульманину разрешается скрыть свою веру (и даже назвать себя немусульманином), только если его жизни угрожает реальная опасность. Однако, по мнению ученых-шиитов, человек может скрыть свои убеждения во многих случаях - если ему это по какой-то причине выгодно или удобно.
В частности, по этой причине, шииты в обществе суннитов могут не признаваться, что действительно разделяют вышеперечисленные убеждения (отрицать веру в искаженность Корана и уверять, что они любят всех сподвижников).
7. Также шииты известны своими траурными церемониями, которые они проводят в день Ашура, когда, по преданию, был убит имам Хусейн (да будет доволен им Аллах), внук Пророка (мир ему и благословение). В этот день, чтобы показать свою скорбь, многие шииты наносят себе ранения и увечья. Подобные вещи исламские ученые также осуждают, считая это фанатизмом и крайностями.
Дискуссии с шиитами по вопросам их убеждений вести сложно, поскольку аяты Корана они толкуют по-своему, в свете своих убеждений, а сборники хадисов, признанные в суннитском мире (к примеру, т.н. Кутуб Ситта – шесть сборников хадисов) не признают, поскольку они были переданы сподвижниками, которые, по их мнению, не заслуживают доверия. Они имеют свои сборники хадисов (многие из которых, нужно отметить, сфабрикованные и ложные).
По мнению многих ученых-суннитов, людей, разделяющих подобные убеждения, нельзя назвать верующими (4). Однако, нужно иметь в виду, что многие простые люди, которые в наше время называют себя шиитами, часто просто следуют за своими предками. Многие из них не имеют понятия о большинстве вышеперечисленных убеждений. Так что говорить конкретно о каждом шиите – кем он является, верующим или заблудшим, нельзя, нужно разбирать каждый случай отдельно.
А Аллах знает лучше.
Источник Jamitul Ulama
_______________________________________
*В мусульманском мире шииты проживают в основном в государстве Иран (где официально приняты шиитские убеждения). На территории бывшего СССР и России шииты есть в Азербайджане и в республике Дагестан (к примеру, в Дербенте).
يقول صاحب كتاب الوشيعة وهو الشيخ موسى جار الله الذي عاش بين الشيعة زمنا طويلا يدرس في حلقاتهم: القول بتحريف القرآن بإسقاط كلمات وآيات قد نزلت، وبتغيير ترتيب الكلمات أجمعت عليه كتب الشيعة. وقد لقيت في زيارتي للحوزة العلمية في قم كثيرا ممن يقول بهذا القول إما تصريحا وإما تعريضا (الفاضح لمذهب الشيعة الإمامية، ص٦٧)