Познавательный проект «Пришла весна, прилетели птицы. Сроки прилёта птиц
Прилет птиц
Природа щедра, разнообразна и насыщена знаменательными событиями, которые мы, живя в городе, не только не замечаем, но иногда даже и не догадываемся об их существовании. Особенно богаты на события весенние месяцы: даже, если бы не было таяния снегов и разлива рек, появления первоцветов и движения соков деревьев, одного прилета птиц хватило бы на то, чтобы весь апрель провести в поле, в лесу, у реки, на озерах и болотах. Мне повезло, и несколько дней в конце первой декады апреля я провел в Мещере, в районе Великих озер. Все фото сделаны там 8-11 апреля этого года.
Первыми прилетают, конечно, грачи. Это происходит еще в разгар зимы - в середине марта. Потом, ближе к апрелю как-то сразу появляются чайки, утки, некоторые кулики. Это вторая волна прилета.
Из певчих птиц во второй волне прилетают скворцы - они сразу заметны в городах в районе теплотрасс, а в деревнях - у скворечников, которых, правда, почти уж и не осталось. Поэтому скворцы сидят на проводах. Вот так:
Это скворцы местные, здесь они родились и выросли, здесь они будут гнездоваться. От пролетных, которые выжидают погоду в более северных районах, их отличить просто: пролетные скворцы не поют. А ночуют пролетные скворцы плотными стаями на каком-то выбранном ими дереве. Вот так:
В стаях скворцов часто встречаются дрозды, причем, разные: и певчие, и рябинники и крупные дерябы. В одно время со скворцами прилетают зяблики, трясогузки, зарянки, овсянки обыкновенные и камышовые, жаворонки. Но я забыл сказать про чибисов. Чибисы прилетают одними из первых. Я видел чибиса в районе старицы Оки в Солотче
двадцатого или двадцать первого марта: кругом лежали нетронутые снега, стояли настоящие зимние морозы, а он летел, как ни в чем не бывало. Чем он кормился? Как он выжил? Выжил ли вообще? У меня что-то сжимается в сердце каждый раз, когда я вспоминаю этого отважного разведчика, посланного проверить, когда можно лететь стае. Посланного, возможно, на верную смерть.
Чибисы - отважные кулики. В эту поездку я наблюдал, как несколько чибисов напали на черного коршуна - и он спасался бегством! Настоящий воздушный бой, с виражами, боевыми разворотами - чибисы очень маневренны, одно время авиаконструкторы даже пытались использовать их форму крыльев для истребителей воздушного боя.
Чибисы сейчас живут на слегка оттаивающих днем, но замерзающих ночью болотах, в соседстве с чайками и с другими куликами: травниками, красноножками. Ночью они жмутся к кочкам, распушают перья, а днем носятся над болотами стаями, часто тоже смешанными.
Но главное событие начала апреля - пролет гусей. С приходом волны тепла над Мещерой летят сотенные гусиные стаи - за день можно насчитать тысячи гусей, настоящие караваны. Часть из них остается и гнездится на здешних бесчисленных болотах, так что гусиные косяки можно встретить в Мещере до первых чисел мая. В этом году весна была поздняя, холодная, затяжная, и первые гуси появились только 11 апреля, в день, когда мне нужно было уже уезжать. Но несколько стай я все-таки успел сфотографировать.
А вот уток в этом году в Мещере почти нет. Не было их и осенью: егеря говорили мне, что осенью 2005 при отлете вместо десятков тысяч уток на озерах собирались стаи только в пятьсот-шестьсот птиц.
(ФОТО И СТАТЬЯ ОТ НИКОЛАЯ ЧУКСИНА)
Булыгина Валентина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 12 «Солнышко»
Проект «Перелётные птицы»
Актуальность проекта:
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, на примере –птиц, есть забота, о человеке, его будущем.
Моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за друзей наших меньших.
Цель проекта : Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи проекта:
– Дать детям новые знания о перелётных птицах, развивать умения сравнивать и обобщать простейшие причинно-следственные связи.
– Анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных.
– Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить заботится о птицах.
Прогнозируемые результаты:
В процессе проекта у детей сформируется позитивное отношение к живой природе и в частности к птицам. В ходе бесед, дети узнают много нового об их среде обитания, корме, гнездовании. Дети научатся самостоятельно составлять небольшие рассказы о птицах и их птенцах. Вместе с родителями проявят творческий подход в продуктивных видах деятельности. Ребята станут более внимательными, добрыми и заботливыми к птицам.
Участники проекта : Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Первый этап проекта «Подготовительный»
Подобрать наглядный материал, подобрать художественную литературу по теме для чтения, дидактические игры, загадки о птицах, информацию для бесед.
Второй этап проекта «Этап активной деятельности»
Виды детской деятельности:
Социально – коммуникативное развитие
Создание игровых, обучающих ситуаций «Выбираем материал и инструменты для работы-постройки кормушки», «Прилетели-не прилетели», «Найди и опиши», «Весна пришла, игры принесла»
Театрализованная деятельность: драматизация отрывка произведения
В. Орлова «Ворона».
Дидактические игры «Чей клюв», «Дорисуй», «Чей птенец», «Кто как кричит?», «Чьё гнездо?», «Что за птица?», «Четвёртый лишний».
Подвижные игры «Гуси- гуси», «Воробышки и автомобиль», «Совушка», «Голуби», «Гори-гори ясно», «Пчёлки и ласточка», «Перелёт птиц».
Сюжетно-ролевые игры «Зоомагазин», «Доктор Айболит».
Рассматривание плакатов, карточек «Перелётные и зимующие птицы».
Коммуникация
Беседы: «Как помочь птицам весной», «Кто, где зимует?», «Чего нельзя делать в лесу?»
Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Новый дом для скворцов»
Чтение художественной литературы:
Русский фольклор . «Николенька-гусачок», «По дубочку постучишь – прилетает синий стриж», « Грачи – киричи», «Уж ты пташечка, ты залётная…», «Ласточка-ласточка».
Сказки и рассказы о птицах
: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»
«Финист – ясный сокол», «Кукушка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Д.Н. Мамин –Сибиряк «Серая Шейка» и др., В. Бианки « Рассказы» и др
Заучивание заклички, стихотворений о птицах:
Милая певунья, ласточка родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой».
Птичка над моим окошком
Гнёздышко для птичек вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок она несёт.
Чтение загадок, пословиц и примет:
Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперёд по пашням вскачь,
А зовётся птица… (грач).
Как лиса среди зверей,
Зта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (ворона)
«Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»
Вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; птицы запели в дождь – скоро будет ясно; если в марте дятел стучит, весна будет поздней; если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу; голуби разворковались – к ясной погоде.
Познавательное развитие
НОД на тему «Как человек охраняет природу»
Просмотр детского экологического журнала «Свирель»
Экскурсия по территории детского сада «К встрече пернатых готовы?»
Просмотр видеофильма: «Заклички птиц»
Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!
Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость.
Презентация «Птицы нашей Родины»
Изобразительная деятельность (Продуктивная деятельность)
Рисование «Перелётные птицы», раскрашивание картинок
«Наши пернатые друзья»
Аппликация «Сказочная птица»
Конструирование птиц из бумаги способом оригами
Лепка «Птицы на кормушке»
Художественная литература:
Беседа по содержанию рассказа В. Бианки «Подкидыш»
Беседа с детьми по рассказу Д. Волгина «Пернатые Куршской
косы» из журнала «Свирель»
– В. Жуковский. «Жаворонок»
– Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»
– В. Бианки «Мастера без топора»
– В. Степанов «Птицы в стихах»
– Н. Сладков «Птица чечевица».
Работа с родителями
Газета для родителей «Детям о птицах»
Папка – передвижка «Охрана птиц»
Консультации для родителей: «Ребенок и птицы: научим любить»,
«О необходимости обучения детей правильному поведению в лесу»,
«Чтобы дети были добрыми».
Третий этап «Презентация»
- Презентация проекта «Перелётные птицы»
- Объявление конкурса детско-родительской поделки: «Наши пернатые друзья».
- Проведение экологического десанта «Юные экологи»
- Создание альбома «Всё о птицах».
- Непосредственная образовательная деятельность с детьми по теме.
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица.
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится. К. Кулиев
Любите птиц! Оберегайте их!
Вестники весны (дополнение)
Песня весны (певчий дрозд)
В дополнение к записи "Вестники весны" предлагаю небольшую подборку
фото птиц, не вошедших в пост. Здесь и оседлые птички, радующие нас весной
своим пением, и перелётные, несущие на своих крыльях весну в наши края...
Обыкновенная овсянка -
Овсянка — оседлая птица. Прыгающую по дороге овсянку можно встретить
во время прогулки за город. Взлетев на куст или дерево, она поет свою
простую, но приятную песенку: «ци-ци-ци-ци-ци».
Щегол
Пёстрая, красивая птичка! Стайка щеглов, сидящая где-либо на кусте, кажется
красивыми цветами. Но если спугнуть их, «живые цветы» быстро вспархивают
и улетают. Щеглы - оседлые и нерегулярно кочующие птицы. Звонкая песенка
щегла звучит в очень быстром темпе и довольно приятна.
Клёст
Клесты гнездятся у нас и летом, и зимой.
Утки
Частично перелётный вид... Во многих крупных городах, в том числе в Москве
и Санкт-Петербурге, сформировались популяции оседлых урбанизированных
уток, гнездящихся в самом городе или его окрестностях.
Кряква
Огарь
Чернеть
Ворона
Ворону привыкли считать оседлой птицей, так как круглый год все видят ее
в одном и том же месте. На самом деле вороны все время, пока не гнездятся,
совершают перекочевки, а с наступлением холодов производят настоящие
перелеты на юг или юго-запад. Все вороны похожи друг на друга, но те птицы,
которых вы видите зимой, могли гнездиться где-либо далеко на севере или
северо-востоке.
Серая ворона
Чёрная ворона
Кукушка
Кукушки ведут преимущественно одиночный образ жизни, гнёзд не строят,
яиц не насиживают. Самки подкладывают свои яйца в гнёзда птиц других видов.
В России первые птицы появляются только в конце апреля.
Жаворонок
Жаворонок - один из наиболее ранних вестников весны. Еще круго много
снега и только лишь на полях кое-где начинают показываться проталинки.
Выйдя в поле ранним утром, можно услышать где-то высоко-высоко звонкую,
длинную песню.
Полевой жаворонок
Хохлатый жаворонок
Чайки
На большей части ареала это перелетная птица. Весной чайки прилетают рано,
когда начинают вскрываться водоемы и еще не полностью сойдет снег.
Серая цапля
Первые цапли прилетают весной очень рано. Еще кругом лежит снег и ночью
бывают заметные заморозки, а цапли уже появились.
Дикие гуси
Гуси живут парами, а во время перелетов собираются в большие стаи.
В родных краях гуси появляются с первыми проталинами.
Белый аист
В России прилёт аистов происходит в конце марта — начале апреля.
Журавли
В апреле прилетают в родные края всеми любимые птицы - журавли.
Сойка
На большей части ареала сойка - кочующая птица; часть птиц местами перелетная,
а на юге оседлая.
Пустельга
Пустельга может быть как оседлой птицей, так и кочующей, а также перелётной.
Горихвостка
Одна из самых красивых птиц европейской части России. Зимует в Африке
и Южной Аравии. Весной прилетает в середине апреля - начале мая.
Чечевица
В конце апреля прилетает чечевица. Самцы отличаются ярко-красными
головкой и грудью, розовым брюшком и буровато-серой спинкой. Чечевицу
быстро научишься узнавать по голосу. Её песенка: «тю-ити-тви-тю» — очень
напоминает фразу: «Витю видел?»
.
Зимородок
Эта птичка перемещается только с помощью крыльев, так как лапки короткие
и не предназначены для длительного перемещения. В конце апреля — начале
мая зимородок прилетает в среднюю полосу России.
Коростель
Небольшая птичка рыжевато-бурой окраски. Большую часть жизни коростель
проводит на земле в зарослях высоких трав. В средней полосе России они
появляются в середине мая.
Мухоловка
Отменные ловцы мух, причем птицы с необыкновенной ловкостью настигают
добычу прямо в воздухе. Прилетают мухоловки в конце апреля — мае. Гнёзда
строят в различных углублениях или в дуплах деревьев, в трещинах стен или
скал, на толстых ветвях или на балочном перекрытии зданий.
Серая мухоловка
Мухоловка - пеструшка
Ласточки
Кто не знает ласточек? Эти птицы пользуются не только большой известностью,
но и заслуженной любовью. С каким нетерпением ожидают весеннего прилета
ласточек труженики сельского хозяйства: прилетели ласточки — значит, наступила
весна, можно приступать к полевым и огородным работам.
Ласточка деревенская
Ласточка городская
Ласточка береговая
Сизоворонка
Одной из последних, в конце мая, прилетает самая нарядная птица — сизоворонка.
Она с голубя величиной, ярко-зеленовато-голубая, с коричневой спиной и синими
крыльями. Эту птицу ни с кем не спутаешь.
Стрижи
Стрижи первыми улетают на юг и последними возвращаются на родину.
Отлетая на юг не позже конца августа, они появляются весной, 20—25 мая.
С появлением стрижей прилет птиц можно считать законченным.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное
учреждение детский сад № 14 «Колокольчик»
Воспитатель : Евтеева Евгения
Юрьевна
г. Кулебаки
2018 год
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ…………………………………………………….3
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»……………7
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»
Приложение 1. БЕСЕДА НА ТЕМУ «ПРИЛЕТ ПТИЦ»………………..10
Приложение 2. СТИХИ О ПТИЦАХ……………………………………...12
Приложение 3. ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ…………………………………...15
Приложение 4. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМЕ…………..17
Приложение 5. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ…………………………………………………………………….20
Приложение 6. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ………………………………..22
Приложение 7. Беседа «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»..23
Приложение 8. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ………………………………..…..26
МБДОУ детский сад № 14
«Колокольчик»
Проект «Птицы весной»
Классификация проекта
Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители .
Актуальность:
Детям необходимо с раннего возраста давать элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызывать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя!!!
Птицы приносят много радости своим появлением весной. Множество птичьих голосов привлекает наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни…….Давай вместе побольше узнаем о птицах и их весенних заботах!!!
Цель проекта:
Формировать у детей обобщённое представление о перелётных птицах, местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц.
Задачи проекта:
Расширить представление детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе, обогащать знания детей о жизни перелётных птиц весной.
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Приучать детей заботиться о птицах.
Разработка проекта
Составление плана деятельности.
Кто нам поможет. Привлечение внимания родителей к проекту.
Беседа с родителями « Встретим птиц весной», « Построим скворечники»;
Наблюдение с детьми за птицами дома: какие птицы живут у нас дома?
Рисуем вместе с детьми: «Кто весной к нам прилетел».
Подбираем литературу и фотоматериал о птицах.
Рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся птицы», «Моя любимая птица».
Подбор художественной литературы:
С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий».
О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию».
В. В. Маркевич. «Игры на свежем воздухе».
Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года» изд. ТЦ «Сфера».
С.И.Карпова, В.В.мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», изд. ТЦ «Сфера»
В. Бианки. «Синичкин календарь».
Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка».
В.П. Астафьев. «Капалуха».
Г. Снегирев. «Птицы наших лесов».
Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».
В. А. Алексеев. «Кто как строит».
Ю. Дмитриев. «Кто в лесу живет, и что в лесу растет».
С. Образцов. «Ничего особенного».
В. Степанов. Животный мир Земли. Кто где живет. Энциклопедия «Живой мир».
О. А. Скоролупова. «Весна», «Насекомые», « Перелетные птицы».
С.А.Веретенникова, А.А. Клыков «Четыре времени года»
Подбор познавательной энциклопедической информации, посвящённой птицам (Энциклопедия дошкольника)
Подбор фотографий о птицах.
Материалы и оборудование для работы.
Разрезные картинки на тему «Птицы»
Изображение различных птиц;
Выполнение проекта
Решение поставленных задач с детьми:
Беседа на тему «Прилет птиц» (Приложение 1).
Беседа по картине «Птицы прилетели».
Дидактическая игра «Зимующие – перелетные»
Стихи о птицах, о весне (Приложение 2).
Загадки о птицах (Приложение 3).
Составление рассказа по схеме (Приложение 4).
Дидактические игры: «Назови птиц», «Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы».
Чтение рассказов о птицах из книги «Четыре времени года» .
Поиск и анализ необычных, красивых фраз: народные приметы, поговорки, пословицы (Приложение 6).
Чтение энциклопедической информации, посвящённой птицам (Энциклопедия дошкольника).
Беседа – рассуждение из личного опыта « Как мы птиц встречали», «Как мы с папой скворечник строили!».
Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «На горке».
Игра «Разрезанные картинки».
Пальчиковые игры «Четыре цапли », «Птички и ветер» (Приложение 8).
Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему "Прилетели птицы".
Познавательная беседа на тему " Как нам птицы помогают".
Познавательная беседа на тему "Зимующие и перелетные птицы " (Приложение 9).
Подвижные игры « Гуси-лебеди», « Скворцы и кошка», «Отгадай птицу по движению», «Займи гнездо» (Приложение 10).
Изготовление лепбука на тему: «Птицы весной»
Подведение итогов
Результат:
Заинтересованность детей темой о птицах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах.
Рассказы детей о наблюдении за птицами.
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги скворечников по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Изготовление лепбука на тему: «Птицы весной».
МБДОУ детский сад № 14 «Колокольчик»
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ
«ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»
Подготовительная группа Воспитатель: Евтеева Е. Ю.
1.Определение проблемы
15.02. 2018г
2.Выбор цели
3.Определение задач проекта
Разработка проекта
1.Составление плана деятельности,
беседа с родителями «Расскажите детям о птицах»
20.02. 2018г
2.Привлечение внимания родителей к проекту.
Коммуникация
Познание
Социализация
Подбираем вместе с детьми литературу и фотоматериал о птицах.
21.02.2018г
3.Подбор источников информации.
Познание
4.Подбор материалов и оборудования для работы
Коммуникация
Познание
Социализация Труд
Выполнение проекта
1. Познавательная беседа "Прилет птиц " (Приложение 1)
Познание
Коммуникация
Рассматривание вместе с детьми иллюстраций о птицах.
26.02.2018г
2.Чтение энциклопедической информации о птицах и их образе жизни и особенностях строения. (Энциклопедия дошкольника)
Коммуникация
Познание
Социализация
Знакомство с литературой, принесенной из дома
16.02.-28.02.2018г
3.Беседа – рассуждение из личного опыта «Как мы птиц встречали», «Как мы с папой скворечник строили!»
Познание
Коммуникация
Наблюдение вместе с детьми за птицами дома.
01.03.-02.03.2018г
4.Просмотр мультфильма «Серая шейка», «На горке»
Познание
Социализация
Безопасность
01.03.-07.03.2018г
5.Игра «Разрезанные картинки»
Познание
Коммуникация
Социализация
Подбираем вместе с детьми фотоматериал о птицх.
6.Пальчиковая игра «четыре цапли » (Приложение 7)
Здоровье
Физкультура
7.Дидактические игры «Назови птиц»,
«Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы»
Коммуникация
Познание
Социализация
Безопасность
01.03.-07.03.2018г
8.Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему "Прилетели птицы"
Художественное творчество, Познание,
01.03.-07.03.2018г
9.Познавательная беседа на тему " " Зимующие и перелетные птицы (Приложение 10)
Коммуникация
Познание
Социализация
Безопасность
09.03.2018г
10. Подвижные игры «Гуси - лебеди», «Скворцы и кошка», «Займи гнездо».
Здоровье
Физкультура
Социализация
Безопасность
Приготовление атрибутов для игры
01.03.-16.03.2018г
15.Беседа – обобщение « Как нам птицы помогают!».
Коммуникация
Познание
Социализация
Здоровье
Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о птицах, наблюдение с детьми за птицами дома: какие птицы живут у нас дома?
09.03.2018г
Подведение итогов
Заинтересованность детей темой о птицах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах.
Рассказы детей о наблюдении за птицами.
МБДОУ детский сад № 14
«Колокольчик»
Приложение 1.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «ПРИЛЕТ ПТИЦ».
Цель:
Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни особенностях поведения весной.
Оборудование и материалы:
Разрезные картинки на тему «Птицы весной» (каждая картинка должна быть своего цвета);
Иллюстрация на тему «Птицы прилетели»;
Рассматривание иллюстрации «Птицы прилетели»
Что изобразил художник на картине?
Да, наступила весна. И птицы начинают прилетать из теплых стран.
Как называется птица, которая сидит на ветке?
Назовите, какие птицы вскоре прилетят еще.
Как вы думаете, почему они не остаются в теплых краях навсегда?
Как можно назвать эту картину по-разному?
Вспомните и расскажите, как мы все вместе ухаживали за зимующими
птицами: воробьями, галками, воронами, синичками.
Игра «Зимующие - перелетные птицы»
Взрослый показывает два движения «птички летят», «птички сидят», а дети соответственно называют перелетных птиц: ласточек, кукушек, дроздов, грачей, жаворонков, журавлей, диких уток и т. д. И зимующих: воробьев, голубей, соек, галок, ворон, сорок, щеглов, синиц, дятлов и т. д.
Рассказ взрослого
У природы свой календарь: прилетели первые грачи. Если грачи не торопятся приводить в порядок гнезда, то близкого тепла не жди. Когда же они начинают ломать веточки деревьев для ремонта своих гнезд, кричать и ссориться, то теплый ветер уже назавтра принесет дружную весну.
И все же первыми безошибочно определяют приход весны вороны. Они незамедлительно приступают к устройству гнезд. Снаружи гнездо довольно грубо, зато внутри тщательно выложено мягкими ветками и шерстью животных. И хотя в марте еще холодно, лежит снег, у вороньей пары уже появляются в гнезде первые яйца. Если вороны купаются ранней весной - будет тепло, кричат - к метели. Если ворона прячет клюв под крыло - к холоду, а если села клювом к югу - будет тепло.
Постепенно прилетают остальные птицы. Например, необыкновенный концерт удается иногда подсмотреть на глухом лесном болоте. Артисты - серые журавли. Петь они не умеют, зато любители потанцевать. Кружатся, приседают, размахивают крыльями, даже раскланиваются друг перед другом.
Приложение 2.
СТИХИ О ПТИЦАХ.
Воробушек качаться захотел
Наш воробушек качаться захотел,
В гости к тоненькой былинке прилетел,
Сел на самую вершинку - цинь-цвиринь,
Покачай меня, былиночка, подкинь!..
Колыхается былинка на ветру.
Ой, как солнце ярко светит поутру!
Ой, как весело, когда на свете май!..
Ты воробушка, былинка, покачай!
( М. Познанская)
«Весна пришла, Тепло нашла!» -
Кричат во всю детишки.
« Чирик -чирик,
Забудь печаль», -
Хлопочут воробьишки.
Пришел дедок,
Влез на горбок:
«В доме быть не хочется,
теплый ветер дохнул,
Крылом легким махнул,
По бороде лоскочется».
Все ожяло, все расцвело,
И рой детей приветненьких
Несет венок Фиалочек беленьких.
( С. Русова)
Весна встала
И всю землю
От сна разбудила.
Украсила ее рястом,
Барвинком укрыла.
Жаворонок в поле чистом
С той землей встречается.
В роще трелью серебристой
Пташка заливается.
( По Т. Г. Шевченко)
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? А журавлик отвечает:
- Лучше нашей не бывает!
( Платон Воронько)
Травка зеленеет
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой...
Л. Плещеев
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
И гам лесной, и шум нагорный-
Всё вторит весело громам.
Ф. Тютчев
Приложение 3.
ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ
Умный мальчишка
В сером армячишке
Прыгает, шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
***
В красной шапке расшитой,
В черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня-красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)
***
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - ... (снегири)
***
На шесте дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его... (скворец)
***
Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам - враг. (Грач)
***
Кто на елке, на суку,
Счет ведет «ку-ку... ку-ку»? (Кукушка)
Приложение 4.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМЕ
Задание
. Расскажи Буратино, как можно узнать птиц. В этом тебе помогут картин
ки-модели.
Подсказка для взрослого.
Задание выполняется детьми в заключительной части занятия
«Птицы» или после занятия в качестве индивидуальной работы. Дети рассказывают Буратино о су
щественных признаках птиц: у птицы есть клюв
(1);
тело птицы покрыто перьями (2); у птиц есть крылья (3); у птиц две ноги
(4);
птицы высиживают птенцов из яиц
(5).
Задание. Где чье гнездо? Проведи линию от каждой птицы к ее гнезду. Назови дете нышей этих птиц.
Подсказка для взрослого. Это задание выполняется детьми после проведения занятия по теме «Птицы».
Приложение 5.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ.
Весна, зажги снега, заиграй овражки!
Вода с гор потекла, весну принесла!
В марте курица напьётся из лужицы!
Апрель с водою - май с травою!
Аи-аи, месяц май: и тёпел, и холоден!
1. Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает - Когда это бывает?
2.Что вниз вершиной растёт?
3. Летит - молчит, сядет - молчит,
а как умрет, так и заревёт.
4. Ваз рук, без топорёнка построена избёнка,
5. Не зверь, не птица - нос, как спица.
6. Чёрен, да не бык, шесть ног без копыт , летит- воет, а сядет - землю роет.
7. В мае месяце появился не рак, не рыба, не зверь, не птица, не человек.
8. Синенька шуба покрыла весь мир. -
9. На заре зарянской катится шар вертянский, никому его не обойти, не объехать.
На поле опоздать, так возле щей воды хлебать.
Навоз отвезём, так и хлеб привезём,
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Пахать, так не дремать.
Журавль летит высоко, видит далеко.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Воробей мал, да удал.
Где воробью ни летать, а всё дома ночевать.
Старого воробья на мякине не проведёшь,
Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!
Скороговорка
На дворе трава, на траве дрова.
Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.
Приложение 6.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Пальчиковая игра «ЧЕТЫРЕ ЦАПЛИ»
Четыре длинных цапли шагать руками в воздухе
Выходят на охоту, руки «клювиками»
А дождик по болоту стаккато в воздухе
Кап, кап, кап. пальцами по ладони
Идут четыре цапли шагать руками в воздухе
И стряхивают капли, «стряхивать» с себя
А клювы звонко щелкают раскрывать и закрывать «клювики»
Цап, цап, цап щелчки.
Пальчиковая игра «ПТИЧКИ И ВЕТЕР»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
(большие пальцы обеих рук сцеплены, изображая крылья птиц)
(машем руками, как крылышками)
Песни распевают.
(кисти рук имитируют открытые клювики птиц)
Буйный ветер налетел,
(Выполняем волнообразные движения запястьями)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
(сводим кисти рук вместе, образуем кокон)
Там не тронет их никто.
(«грозим» указательными пальцами обеих рук)
Приложение 7.
Беседа
«ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ».
Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезно вение основного корма, замерзание водоемов, земли, отми рание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установле ния связи между характером корма и возможностью его добы вания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, пере летные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Содержание
Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображе нием зимующих и перелетных птиц.
Вопросы:
1. Какие из птиц вам знакомы?
Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, соро ки, дятлы)
Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
(Зимующие, оседлые.)
Каких птиц не видно в последнее вре
мя?
(Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.)
Куда ис
чезли эти птицы?
(Улетели в теплые края.)
Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные.)
Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от
нас на зиму?
(Боятся холодов.)
Вспомните, чем питаются птицы?
(Спрятались насеко
мые, поэтому первыми улетают птицы, которые пита
лись насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена
растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позднее
всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор,
пока не замерзнут водоемы.)
Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, сини цы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры Деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду ятицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимне е время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Для подкормки птиц пригодны семена различных растений - коно пли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки сала.
Зимой мы помогали птицам, подкармливали их.
Весной нужно встретить перелетных птиц, построить им скворечники.
А летом птицы помогут лю дям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.
Физкультминутка
Дидактическая игра «Что за птица?».
Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Воспитатель предлагает детям угадать, что это за птица (можно заранее детям выучить загадки):
Умный мальчишка В сером армячишке Прыгает, шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
В красной шапке расшитой,
В черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня-красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - ... (снегири)
На шесте дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его... (скворец)
Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам - враг. (Грач)
Кто на елке, на суку,
Счет ведет «ку-ку... ку-ку»? (Кукушка)
Можно использовать загадки-описания (внешний вид птицы, чем питается, где живет.. .), составленные детьми.
Приложение 8.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей:
- Гуси-лебеди, домой! Гуси отвечают:
- Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Сереньких, беленьких рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут домой, а волк их ловит. Игра кончается, когда все гуси пойманы.
«Скворцы и кошка»
Выбирается 6-8 детей – «скворцов», один ребенок - «кошка». На всех надеты соответствующие шапочки. Остальные дети по 5-6 человек берутся за руки и образуют кружки - «скворечники». В каждом размещается по два «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в «скворечнике», в котором может находиться только два «скворца». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется.
Наш мир удивителен и многообразен, но мы часто проходим мимо многого, не замечая. Только тогда, когда мы научимся все замечать, жизнь наша наполнится чудесами, и мы будем любить все, что создано на земле и относится ко всему бережно. Главное, что должен научиться понимать ребенок: Быть добрым – это счастье! Поэтому надо как можно раньше приучать его любить животных, птиц, лес, поле, солнце, и синее небо. Весь мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, и именно в мире природы начинает он свое путешествие в познание.
Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети и их родители Ожидаемые результаты: Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Сближение детей и родителей в процессе совместной работы. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Выполнение проекта: Загадки о зимующих птицах; Наблюдение за птицами на участке; Чтение и заучивание стихов про птиц; Игра «Собери птичку» из 2 – 3 частей; Занятие «Веточка рябины», лепка; Игра с персонажем «У кормушки»; Работа с родителями: Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц, засушивание ягод рябины.