Морёная древесина: особенности и варианты использования. Морение древесины: тонкости работы Морилка из коры лиственницы своими руками
Покажу два способа, в принципе очень похожих, но с различным результатом.
В этом небольшом мастер-классе я расскажу как состарить дерево открытопористое, в нашем случае это дуб. Перво наперво, если массив у вас гладкий, надо взять жесткую металлическую щетку и потереть ею дерево по направлению волокон, в зависимости от того с какой ожесточенностью вы будете это делать, степень вскрытости пор, и вскрытости волокон будет больше или меньше.
В моем случае это не требуется поскольку доска клееная из торцов. И имеет довольно выраженную рельефную фактуру
При работе с любой морилкой, обязательно надо оклеить те части, которые должны остаться нетронутыми(это разделочная доска, поэтому рабочую сторону трогать не будем), иначе будут подтёки. Морилка ведь жидкая и въедливая
Работать я буду спиртовой морилкой . Разбавляется эта морилка чистым спиртом или ацетоном, кисти отмываются также спиртом или ацетоном. Использую именно спиртовую морилку потому что, она в отличии от водной, неглубокого проникновения, в то же время очень устойчивая и после высыхания совершенно не боится воды. Т.е. в принципе вещь тонированую спиртовой морилкой можно даже не покрывать лаком.
Первый способ: 1.Метод поверхностного затемнения.
Покрываем лаком
Дожидаемся высыхания и на высохший
лак, кистью наносим морилку. Совершенно не важно, если будут видны мазки от кисти, затемненности и т.д.
Не пропали наши труды по оклейке даром. Если бы древесина не была бы оклеена, то эти подтеки были бы в ей, и вышкурить их, поверьте, очень тяжело, практически невозможно
Ждем полного высыхания, берем шкурку и начинаем шкурить
Там где морилка попала между волокон она останется, а с выступающих волокон легко сошкурится.
За счет того, что массив покрыт лаком - морилка в само дерево не въелась, а находится только на поверхности и легко сошкуривается.
Естесственно, что степень контрастности, Вы можете регулировать сами, больше или меньше вышкуривая, какие то места оставляя потемнее, а какие то побольше вышкурив.В нашем случае, мы оставили середину потемнее, а торцы и углы доски осветлили побольше.
После выделения структуры покрываем водным шелковисто-матовым лаком.
Вот такая старинная разделочная доска получилась
Второй способ:
2. Метод глубокого затемнения.
На чистую древесину наносим разведеную морилку.
Морилка мгновенно впитывается и высыхает под кистью. Вот такая ровно-темная доска у нас получается.
Теперь берем шкурку и вышкуриваем поверхность,
это трудно сделать вручную, хотя спиртовая морилка считается не глубокого проникновения, по сравнению с водной, все равно придется потратить немало сил)) Или обратится за помощью к электро инструменту)
Происходит тоже самое что и в первом способе, но поскольку между древесиной и морилкой, нет прослойки лака, старение получается не контрастное.
Покрываем лаком и получаем другую, но тоже старую доску)С красиво выделенной структурой древесины.
Спасибо за внимание! Дубинин Виталий. Ну а дальше, если у Вас не доска, а шкатулка или ключница, можно картинками обклеивать по морению или ошкуривать до белёсости, кому как нравится:
Морёная древесина - это дерево, пролежавшее в воде многие годы, получив при этом невероятную красоту и прочность.
Все знают, что есть ценные породы деревьев, а есть более доступные, такие как сосна или ель. Но существует совершенно особая категория древесины - морёная. Это дерево, которое, пролежав в воде десятки, сотни, тысячи лет приобретает невероятную красоту и прочность. Поговорим о морёной древесине.
Морёная древесина - невероятная красота и прочность
Пролежавшие под водой стволы и обломки деревьев принято называть топляк. Логичное название, учитывая, что дерево действительно оказывается утопленным, находится на дне моря, озера, реки, болота десятки лет. Примечательно, что некоторые стволы при этом превращаются в труху, гниют и, разумеется, не могут быть использованы. А вот другие деревья, напротив, приобретают поистине каменную прочность.
Сама ценная морёная древесина - дуб. Это царское дерево и без того ценится за прочность и красивую текстуру. Пролежав под водой не меньше 300 лет дуб приобретает нежные палевые оттенки. Если же дерево чёрного цвета, то оно пролежало в водоёме порядка 1000 лет!
В доиндустриальную эпоху «чёрным золотом» называли вовсе не нефть, а именно морёный дуб. Изделия из него практически вечные, не подвержены ни гниению, ни грибку, ни плесени. Им не нужно защитное покрытие, а ещё морёная древесина выглядит необычайно красиво.
Помимо дуба самой ценной морёной древесиной считается лиственница. Это неудивительно. Именно эти породы деревьев за счёт высокой плотности тонут, опускаются на дно, где под слоем ила или песка происходит процесс трансформации. Даже в пресной воде есть соли, которые взаимодействуют с дубильными веществами древесины и помогают ей приобрести особую твёрдость и прочность.
По словам специалистов, чтобы дерево действительно стало морёным, оно должно пролежать под водой не меньше 40 лет. Вообще, чем дольше, тем лучше, считают эксперты. Идеальными местами для получения морёной древесины являются стоячие воды болот или озёр. Но и дерево, пролежавшее в морской воде, пропитанное солью, тоже будет не менее прочным.
Из морёной древесины можно делать буквально что угодно: мебель, паркет, различные поделки, статуэтки и фигурки, шкатулки, бильярдные кии, трубки, другие предметы интерьера и даже ювелирные изделия. Недостатков у этого материала нет, но доступен он далеко не всем. Стоит морёная древесина, особенно дуб и лиственница, очень дорого! На то есть несколько весомых причин:
- Во-первых, это редкий материал. Хотя, как подсчитали в ЦНИИ Лесосплава, в процессе транспортировки стволов деревьев тонет примерно 1% из всего сплавляемого объёма, а в Волжском бассейне накопилось порядка 9 миллионов м3 топляка. Это же много, скажете вы. Но отыскать затонувшие стволы нелегко. Кроме того, лишь 50% всей затонувшей древесины можно отнести к деловой, то есть пригодной к дальнейшему использованию. И дуба среди топляка не больше 5%. В Европе поисками и подъёмом затопленных деревьев занимались давно и целенаправленно, поэтому отыскать в европейских странах топляк уже очень сложно. Россия пока обладает запасами этого материала;
- Во-вторых, поднять на поверхность дерево сложно технически. Нужна специальная техника, обычно требуется помощь аквалангистов. Древесина становится тяжёлой, вручную цельный ствол не достанешь;
- В-третьих, мало достать топляк. Его нужно ещё и высушить перед использованием. На это уходит примерно год, причём ускорять процесс ни в коем случае нельзя, сушка должна происходить естественным путём;
- В-четвёртых, обрабатывать ставшее очень прочным дерево сложно, нужны специальные навыки и инструменты. Не все столяры берутся за работу с морёным дубом.
Поэтому за три килограмма морёного чёрного дуба в интернете зачастую просят порядка 2 тысяч рублей! Или 200 рублей за один кусочек небольшого размера, буквально кубик, пригодный только для вырезания, например, рукоятки ножа. А готовый гребень из морёного дуба, такой, как показан на фото выше, будет стоить больше 12 тысяч рублей.
Можете представить, во сколько же обойдётся паркет из такого материала или кухонный гарнитур. Эксперты сравнивают стоимость хорошего морёного дубового бревна с ценой автомобиля. Дешевле морёная берёза, сосна, осина - за кубометр просят от 1,5 до 20 тысяч рублей, в зависимости от состояния и качества древесины.
При таких ценах на морёную древесины, неудивительно, что изготовители мебели и предметов интерьера добиваются схожести с помощью морилок, специальных пропиток. Да, это уже имитация, по прочности и твёрдости такое дерево не отличается от обычного, но цвет становится темнее, благороднее, структура подчёркнута.
Морёная древесина - материал элитный. Только для дорогих интерьеров, отделки яхт, салонов эксклюзивных автомобилей, мебели, которая стоит в кабинетах президентов и руководителей крупных компаний. опубликовано
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .
Часто в изделиях сохраняют естественную окраску древесины. В отдельных случаях для усиления выразительности художественного образа применяют крашение, или тонирование, древесины специальными составами, при котором текстурный рисунок сохраняется, а в отдельных случаях проявляется еще четче. Крашением усиливают естественный цвет древесины или придают ему совсем иной тон, например, под орех, красное или черное дерево.
Крашение древесины может быть поверхностным (частичная тонировка), глубоким и сплошным (сквозное тонирование), а по интенсивности — насыщенным и слабым.При частичной тонировке окрашивается лишь поверхность изделия путем смачивания ее окрашивающим составом за один или несколько раз, а при глубоком и сплошном тонировании изделие или деталь полностью окунается в холодный или кипящий окрашивающий состав и выдерживается в нем некоторое время.
Древесина различных пород принимает окраску по-разному. Подмечено, что твердые, плотные породы окрашиваются лучше мягких. Так, дуб окрашивается лучше липы, а береза лучше дуба и т. д. Обычно светлую древесину окрашивают в более насыщенные тона; иногда, желая усилить тон, ее протравливают в специальных растворах. Материал, подлежащий крашению, освобождают от пятен и пыли.
Чтобы не ошибиться в цвете при подкрашивании, попробуйте краситель на обрезке древесины с этой же заготовки и, только убедившись, что цвет подходит, тонируйте изделие. Водный краситель наносите обязательно на смоченную поверхность древесины, иначе он будет ложиться пятнами. Старайтесь не ошибиться, не перетемните, если цвет не совпадает, снимать излишек красителя потом будет очень трудно.
Покрытие бесцветными материалами.
Изделия из древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или выявляющими красоту текстуры и цвета древесины. Этого достигают вощением, лакированием и полированием.Следует, однако, иметь в виду, что лишь отлично обработанная поверхность может выдержать испытание лаком или воском, так как прозрачная отделка не скрывает, а лишь сильнее подчеркивает несовершенство отделки: риски, царапины, вмятины.
Вощение.
Из старых традиционных видов прозрачной отделки в настоящее время применяют отделку восковой мастикой. Она рекомендуется для изделий больших размеров (стеновых панелей, рам, скульптуры).Для приготовления мастики используют пчелиный воск или его заменитель церезин 67. После расплавления воска или церезина на водяной бане к нему добавляют растворитель (скипидар или бензин) в соотношении 1:2 по массе.После нанесения щеткой горячей мастики и просушки в течение 1,5—2 часов поверхность изделия натирают до блеска мягкой волосяной щеткой или грубым сукном. Через сутки операцию повторяют.
Восковые мастики хорошо заполняют поры древесины, придавая поверхности мягкий шелковистый блеск. Для защиты воскового покрытия от механических повреждений и воздействия влаги изделие покрывают спиртовым лаком. Нитролаки для этих целей использовать нельзя из-за отсутствия адгезии к воску.
Лакирование.
Традиционная отделка спиртовой шеллачной политурой, применяемая в практике народных промыслов, заступившими ей на смену нитроцеллюлозными составами, уступила в настоящее время место отделке составами на полиуретановой основе. Перед покрытием лаком изделие грунтуют. Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтовки. Эти грунты употребляют в чистом виде или их разводят разбавителями по мере необходимости.
Известно, что до появления современных готовых грунтовок, в случае необходимости подогнать цвет грунта к цвету самой древесины в него добавляли порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, крахмал, древесную муку или цветовые пигменты.
Порозаполнение.
После грунтовки выполняют порозаполнение. При обработке древесины режущими инструментами происходит перерезание полых анатомических элементов (сосудов) и на поверхности древесины образуются неровности. У таких пород как дуб, ясень, грецкий орех величина структурных неровностей значительная. Поэтому перед лакированием или полированием указанных пород необходимо уменьшить величину этих неровностей. Для этого и производят специальную операцию, которая называется порозаполнением.Порозаполнителями называют составы, предназначенные для втирания в поры древесины с тем, чтобы закрыть их перед нанесением прозрачных покрытий, и образующие так же как и грунты нижний слой лакокрасочного покрытия.
В зависимости от свойств состава, порозаполнитель наносят на предварительно загрунтованную или незагрунтованную поверхность. Слой порозаполнителя способствует сокращению расхода лакокрасочных материалов и уменьшению проседания покрытия в поры при эксплуатации изделий.
Порозаполнитель состоит из жидкой части (раствора пленкообразующего, сиккативов и пластификаторов в смеси летучих растворителей) и наполнителя. Жидкая часть порозаполнителя предназначена для связывания наполнителя и проявления текстуры древесины, а также для придания порозаполнителю эластичности и создания тонкого слоя пленки на поверхности.
Наполнитель должен иметь определенную дисперсность: не быть крупнозернистым, так как это препятствует втиранию его в мелкие поры, а слишком мелкозернистый наполнитель плохо заполняет поры и дает большую объемную усадку.Порозаполнитель наносят на древесину вручную тампоном или шпателем.Следует иметь в виду, что порозаполнители вуалируют текстуру древесины, поэтому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность. Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными.
Большое значение при эксплуатации имеет прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, так называемая адгезия. Обуславливается она, прежде всего, качеством лакокрасочных материалов, условиями нанесения их и сушкой покрытия. Высокой адгезии можно добиться только при условии применения в отделке однородных составов: нитролака по нитрогрунту, масляного лака по масляному грунту и т. д. В противном случае отделочный слой быстро растрескивается, а затем отслаивается.В настоящее время основным способом достижения прозрачной отделки является лакирование.Хорошей водо-, атмосферо- и износоустойчивостью обладают полиуретановые лаки, которые наносят распылением и наливом с холодным отвердением. Лаки наносят на сухую поверхность древесины, очищенную от пыли, равномерными тонкими слоями без подтеков примерно 3—5 раз. Каждый слой следует просушить. Перед покрытием следующим слоем предыдущий обрабатывают отработавшей мелкой шлифовальной шкуркой. Этим добиваются выравнивания каждого слоя и лучшего сцепления между слоями.Особенности отделки изделий для пищевых продуктов. Для прозрачного защитного покрытия декоративно-прикладных изделий, предназначенных для пищевых продуктов (конфетницы, солонки, чаши, подносы, хлебницы), следует применять восковые мастики, спиртовые лаки, льняное, конопляное, рыжиковое, соевое, маковое или подсолнечное масло. Тунговое масло по высыхаемости идет третьим (за льняным — принято за эталон — и конопляным), но применять его нельзя из-за токсичности. Олифу и масляные лаки применять также нежелательно, так как в них имеются специальные добавки — сиккативы, ускоряющие сушку, в качестве которых, как правило, применяют окиси, перекиси и соли свинца, кобальта и марганца.
Полирование.
Для придания поверхности древесины устойчивого бархатного блеска применяют полирование. Это лучший вид отделки, при котором на поверхности выявляются и углубляются все оттенки цвета и текстуры древесины. Особенно красивы полированные поверхности ореха, карельской березы, красного дерева. Естественно, что поверхность должна быть подготовлена под полирование безупречно. Этот способ долгое время был единственным и довольно распространенным, но из-за большой трудоемкости (наносится 150—200 тонких слоев с промежуточной просушкой) и длительности (процесс длится более месяца) его в настоящее время заменили более производительными.Отделка изделий должна соответствовать их назначению. Например, воском покрывают те изделия, которые не берут или мало берут в руки; мебель должна иметь отделку, которая хорошо чистится.
Борьба с грибными поражениями древесины.
Древесина изменяет свой цвет и гниет при развитии в ней грибов.Заражение грибами происходит через споры, которые заносятся на древесину ветром, насекомыми, мышами, а также при соприкосновении здоровой древесины с гнилой.Поражающие древесину грибы подразделяются на деревоокрашивающие (изменяют цвет древесины, не нарушая физико-механических свойств) и дереворазрушающие.Развитие дереворазрушающих грибов происходит при температуре от 2 до 35°С, влажности от 20%. Но наиболее благоприятная для развития грибов температура от 15 до 25°С и влажность древесины от 30 до 60%. Особенно велико разрушительное действие грибов в условиях переменной влажности и температуры.
При температуре ниже 2°С и выше 35°С и высокой влажности, когда древесина находится в воде, развитие грибов замедляется и даже может совсем прекратиться, но грибы при этом не погибают; с наступлением благоприятных условий развитие их возобновляется. При температуре от 60°С и выше большинство грибов погибает.
Все грибы в начальной стадии развития лишь вызывают изменение цвета древесины: пораженные участки становятся бурыми, красноватыми, коричневыми и др. Такая окраска древесины иногда может быть использована очень удачно как декор.
На следующей стадии нарушается связь между волокнами и образуется гниль, скорость распространения которой бывает различной и зависит от вида гриба.
Различают следующие окраски и гнили: наружные, на срубленном дереве; внутренние (ядровые, сердцевинные), в растущем дереве; смешанные, появляющиеся на древесине, долго хранящейся на складе или находящейся в эксплуатации.
Грибы, вызывающие окраски и гнили древесины, бывают: лесные, поражающие только растущий лес; складские, поражающие срубленную древесину при ее хранении; домовые, разрушающие деревянные части и конструкции зданий. Домовые грибы наиболее опасны.От домового грибка (домового гриба, белого трутовика, пленчатого гриба), как правило, больше всего страдают те части зданий, которые постоянно увлажнены и в то же время слабо проветриваются. Появление домового гриба легко обнаружить: вначале можно заметить белые ватообразные скопления тонких нитей, с течением времени они превращаются в пленки с серебристым оттенком. Пораженная грибком древесина становится темной, растрескивается, быстро теряет прочность. Если не принять надлежащих мер, грибок в течение 6—8 месяцев может полностью разрушить доски, бревна и другие деревянные части здания.
Чтобы предупредить появление грибков, необходимо систематически проветривать помещение, не допускать появления сырости. Рекомендуется также систематически обновлять окраску деревянных конструкций специальными средствами, предназначенными для защиты древесины.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Некоторые способы морения и протравы древесины, использовавшиеся в практике, до появления современных технологий.
Существуют два наиболее употребительных способа крашения: морение и протрава. Способ морения заключается в окрашивании изделия с помощью гумминовых кислот, получаемых из бурых углей и торфа, в коричневые цвета различных оттенков. Раствор морилки наносят щеткой на подготовленную, хорошо зачищенную поверхность и растирают щеткой так, чтобы состав ложился равномерным тонким слоем. Раствор можно нанести и методом пневматического распыления. После нанесения морилки изделие протирают сухой тряпкой, а когда оно высохнет — вновь шлифуют мелкой отработавшей шлифовальной шкуркой.
Для протрав применяют водные растворы солей железа, меди, хрома и марганца: 1—3%-ный раствор солей железа окрашивает древесину в серо-зеленые и черные тона, 1— 2%-ный раствор солей хрома — в коричневые тона, 2—3%-ный раствор солей меди — в коричневые тона, а в некоторых породах — в коричневый цвет с серо-голубыми оттенками.
Издавна из коры ивы, которая оставалась после окорки прутьев, предназначенных для плетения, готовили состав для окраски древесины. Ивовую кору заливали водой, добавляли поваренную соль и уксус, а затем варили. Когда отвар становился темно-коричневым, в него погружали изделие из березы или липы и продолжали варить. Обработанная таким образом древесина приобретала некоторое сходство с ценной ореховой.
Применяют для окраски древесины отвары коры дуба, ольхи, лиственницы, яблони, зеленой кожуры грецкого ореха, чернильных орешков, опилок и стружек древесины темного цвета, кожуры лука, ягод крушины и бузины и др.Мастера-древоделы применяют и другие методы облагораживания древесины. Вот некоторые из них.
Цвет «старого серебра». Окрасить изделие под цвет «старого серебра» можно с помощью протравы. Готовят се следующим образом. В уксус кладут куски стальной проволоки или гвозди и оставляют на несколько суток, затем разбавляют водой и наносят раствор на поверхность древесины кистью или тряпичным тампоном, укрепленным на деревянной рукоятке. Операцию нужно выполнять в резиновых перчатках.Высохшую после тонирования поверхность резного изделия слегка шлифуют мелкой шлифовальной шкуркой: выступающие элементы светлеют и резьба выглядит более контрастной и рельефной.
«Золотая сосна». Золотисто-янтарный оттенок изделию из сосновой древесины можно придать, если пропитать его льняным маслом или олифой. Причем со временем этот оттенок становится еще сильнее.
Морение дуба. Мореный дуб — дуб, пролежавший длительное время в воде или во влажной воздухонепроницаемой почве и имеющий окраску от коричнево-зеленой до черной. Какой это богатый дар природы! Нельзя найти более красивой текстуры древесины, как из мореного дуба. Его пускали на самые шикарные изделия — шкафы и шкафчики, диваны и кресла, кровати, сундуки, различную мелочь. Мореный дуб высоко ценится и труднодоступен.
Заметим, кстати, что можно произвести искусственное морение дуба даже в домашних условиях: достаточно влажную древесину засыпать мелкими железными опилками (стальными или чугунными) и продержать во влажном состоянии несколько недель.Есть и другой способ: газирование — окуривание парами концентрированной азотной кислоты. Детали вывешивают в объемной закрытой посуде (можно и в полиэтиленовом мешке), на дне которой находится емкость с водным раствором аммиака (нашатырного спирта).
Через 12—20 часов темно-серые или темно-коричневые изделия готовы к прозрачной отделке. При этом способе тонирования детали не коробятся, а ворс не поднимается.
Морение осины. При длительном выдерживании в воде древесина осины приобретает красивый голубоватый цвет с четко проявленной текстурой.
Морение ольхи. Древесина ольхи, длительное время пролежавшая в воде, приобретает красивый серебристо-серый цвет, вобрав в себя, подобно мореному дубу, соли железа, растворенные в воде. Но танина, который вступает в реакцию с солями железа, в ольхе содержится меньше, чем у дуба, поэтому она протравливается незначительно.Такой цвет ольховой древесине можно придать искусственным путем, выдержав ее в растворе железного купороса в течение нескольких суток. Мореная ольха по своим декоративным свойствам намного превосходит ореховую древесину и с успехом применяется для скульптурных, токарных и резных работ.
Серая береза. Пролежав долгое время в воде, березовая древесина окрашивается в серый цвет.Такую древесину мастера называют серой березой. Как декоративный поделочный материал серая береза хороша для токарных работ и художественной резьбы.
Имитация под «старый и седой дуб». Для имитации под «старый дуб» готовят следующий состав: 16 г поташа, 20 г коричневой анилиновой краски и 20 г сухой синей. Все компоненты растворяют в 0,5 л воды и кипятят 20—30 минут, после чего добавляют чайную ложку уксуса. Поверхность покрывают горячим раствором с помощью кисти.А вот как имитируют «седой дуб». Обрабатываемую поверхность сначала покрывают черным спиртовым лаком, а затем, когда он высохнет, посыпают «серебрянкой» (алюминиевой пудрой) и втирают ее в поры древесины. Остатки порошка удаляют лаком. «Седина» смотрится очень выразительно.
Как можно сделать матовый лак
(рецептура старых мастеров, изъята, вместе с предыдущими из бог знает какого справочника, и приводится полностью, без поправок:)))
Если вам не удалось приобрести матовый лак (!), не огорчайтесь. Его можно сделать из обычного масляного глянцевого лака, добавив до 0,5% хозяйственного мыла и до 10% уайт-спирита.Мыльный раствор готовят следующим образом: хозяйственное мыло (40%-ное) нарезают стружкой, растворяют в небольшом количестве горячей воды (при температуре 70— 80°С). Полученный раствор смешивают с уайт-спиритом и при перемешивании вводят в масляный глянцевый лак. При добавлении мыла прочность лаковой пленки несколько снижается, поэтому ее нельзя мыть и протирать влажными тряпками. Очищают изделия сухими щетками или с помощью пылесоса.
Искусственное старение лаковой пленки.
Для искусственного старения лакированной или полированной поверхности, т. е. чтобы изделие не выглядело новоделом, поверхность иногда протирают тонким порошком древесного угля или трепела, приглушая сильный блеск. Эта операция требует большого опыта и осторожности. В ней нет особой необходимости, так как блеск лакированной поверхности со временем померкнет сам по себе.
Если появился домовой гриб,
для его уничтожения можно использовать водные растворы некоторых неорганических солей. Можно применять для этих целей смесь медного и железного купороса. Для приготовления раствора медного и железного купороса в 1 литре горячей воды растворяют по 50 граммов того и другого вещества и полученный горячий раствор с помощью пульверизатора или кисти наносят на пораженную грибком древесину и на соседние здоровые участки. Другие поверхности (каменные, бетонные, кирпичные, металлические), находящиеся в зоне поражения грибком, также просушить, обработать антисептиком и снова просушить. Через месяц обработку повторяют.
Иногда к раствору добавляют глину до получения пастообразной массы, которой обмазывают древесину. Такая обработка более эффективна.
Для борьбы с домовым грибком можно использовать также водные растворы только медного купороса (100 г на 1 л воды) или только железного купороса (150 г на 1 л воды). Однако действие таких растворов гораздо слабее.
Сберечь дощатый пол от загнивания можно таким способом. В ведро или бак насыпают 2—3 кг извести, из расчета на 10 м2 пола, и наливают туда воды. Ведро (бак) ставят под доски пола и тщательно закрывают все отверстия. Пары, образующиеся при кипении извести, уничтожают гриб, и он не будет распространяться. Такую профилактику следует проводить 2—3 раза в год.
Небольшой участок загнивания на древесине можно устранить. Для этого пораженную древесину удаляют до здорового слоя, а затем пропитывают 10%-ным раствором формалина. После высыхания обработанный участок шпатлюют и красят.Победить грибок можно обработкой древесины перенасыщенным раствором пищевой соли в бензине. Смачивать нужно зараженное место 3 раза в месяц, пока грибок полностью не исчезнет.
Все фото из статьи
Многие знают о таком виде материалов как мореный дуб, но кроме него встречаются и другие породы, их основной особенностью является то, то они имеют свойства, которые кардинально отличаются от обычных вариантов. Цена таких материалов очень высока, и они используются для производства элитной мебели и отделочных материалов.
В данном обзоре мы расскажем, что представляет собой этот вариант.
Преимущества мореной древесины
Теперь разберемся, почему эта группа материалов так высоко ценится, причин этой популярности несколько:
Необычная структура | Цвет древесины отличается от традиционных вариантов, причем такого эффекта сложно добиться искусственными способами, конечно, так сильно как дуб не темнеют никакие породы, но и сосна и береза приобретают неповторимый вид, который может стать украшением любого интерьера, недаром эти варианты применяются в элитных сооружениях |
Прочность | Твердость материала многократно превосходит обычные аналоги, поэтому можно встретить различные изделия из мореного дерева, которые изготовлены много лет назад, но выглядят так, как будто их сделали совсем недавно. Точных характеристик и показателей нет, так как они зависят от множества факторов, но то, что они значительно выше, не вызывает сомнений |
Стойкость к неблагоприятным воздействиям | Как свидетельствуют специалисты, стойкость подобной древесины к влаге очень высока, поэтому используйте ее для изготовления садовой мебели и различных скульптур – они простоят десятилетия, а то и столетия. Также большим плюсом является то, что материал не поражают вредители, это также положительно влияет на долговечность элементов |
Уникальность | Цвет каждого бревна напрямую зависит от условий, в которых оно находилось, соотношения минералов в грунте, температуры воды и многого другого. То есть каждый добытый элемент уникален, и невозможно найти точно такой же, каждое изделие из такого сырья уникально и практически сразу после изготовления его можно относить к антиквариату |
Важно! Кроме всего прочего, следует отметить и тот факт, что мореная древесина поднимается в цене с каждым годом, поэтому приобретение изделий из нее – отличное капиталовложение, ведь они не портятся со временем и сохраняют хорошие характеристики на протяжении длительного времени.
Что нужно знать о данном виде древесины
Для начала мы расскажем обо всех особенностях добычи и обработки материала, а потом рассмотрим, для каких целей он применяется. Сразу отметим, что все вышеперечисленные достоинства присущи только при условии того, что материал был добыт и обработан в соответствии с технологией.
Как добывается материал
Для начала следует разобраться в том, как материал приобретает все свои свойства, это может происходить двумя способами: либо растущие по берегам рек и болот деревья падают, либо отдельные элементы попадают на дно при сплаве бревен по рекам.
Там они обычно находятся от нескольких десятков до нескольких сотен лет, а некоторым добытым дубовым бревнам вообще более тысячи лет. Тут все понятно – чем старше материал, тем уникальнее свойства и тем выше его цена.
Что касается добычи этого ценного сырья, то вряд ли ее получится осуществлять своими руками, причиной тому довольно сложная технология:
- Стоит отметить, что на территории России самые большие в мире залежи подобной древесины, но до сих пор промышленная добыча не налажена и такими работами занимаются всего несколько предприятий . Это обусловлено трудоемкостью и затратностью процесса, для добычи ста кубометров качественного материала нужно поднять со дна и ;
- Производственный процесс с момента добычи и до продажи готового к использованию материала занимает как минимум несколько лет, что требует вложения значительных средств сначала, а окупаться затраты начнут в лучшем случае через три года. Поэтому даже крупные компании не могут позволить себе освоение данного вида работ;
- В первую очередь проводится разведка дна с целью определения расположения древесины на дне . С использованием современных средств эхолокации этот процесс значительно упростился, но все равно занимает время, так как обычно исследуется 300-400 километров русла;
- Далее в работу вступают водолазы, которые исследуют дно водоема и определяют точное местоположение и количество бревен, это позволяет составить ориентировочный план по добыче;
- Затем необходимо организовать подъем древесины со дна, при этом требуется очень производительное оборудование, так как иногда попадаются элементы просто огромного размера, на фото ниже яркий пример – поднять такой ствол простым краном нереально, а учитывая, что плотность материала велика и составляет 1500 кг на кубометр, можно представить его фактическую массу . Естественно техника подбирается в соответствии с данными разведки;
- Для чего она нужна
- Виды морилки
- Создаем эффекты
- Технология проведения работ
- Работа с дефектами
Морилка для дерева совмещает в себе функцию защиты поверхности от сырости и размножения микрофлоры и придает изделию насыщенный цвет. Однако, это больше, чем лак для мебели и предметов интерьера – с ее помощью можно создать неповторимое убранство комнаты, обновив пару-тройку деревянных поверхностей.
Для чего она нужна
Морилка для дерева не творит чудес, но действует по определенному принципу:
- Цветной или бесцветный лак морилки проникает в структуру дерева, создавая защитную пленку не только над поверхностью, но и под ней.
- Естественным образом приподнимает волокна дерева, выделяется структура.
Натуральные оттенки пропитки создают имитацию благородных и необычных пород деревьев даже на самых обычных досках, например, эбеновое дерево или дуб .
Виды морилки
Пропитки для древесины разделяют на виды по материалу-основе для их изготовления.
Водная
Вода в основе морилки – самый распространенный основополагающий ингредиент. Это самая большая группа пропиток. Производится в готовом виде или в порошке, который растворяют в воде в домашних условиях.
Её достоинства:
- Раствор не токсичен благодаря нейтральной основе;
- Широкий диапазон естественных оттенков от самого светлого до глубокого темного поможет подчеркнуть естественность или углубить тон, сделать поверхность изделия более выразительной и благородной;
- Легко наносится, имеет небольшой расход;
- Доступна по цене.
Существенный недостаток – способность поднимать волокна дерева, открывая путь влаге.
Решение – выдерживание поверхности смоченной некоторое время, затем удаление вставших волокон наждачной бумагой и последующая пропитка. Еще один прием предотвращения намокания – последующее покрытие окрашенного слоя лаком.
Кроме того, водная основа сравнительно долго сохнет.
Спиртовая морилка
Анилиновый краситель, растворенный в денатурате. Морилка для дерева продается так же в сухом или готовом виде.
Её главное достоинство – слой, как и спирт быстро сохнет. Это же качество отнесем к недостаткам: чтобы получить равномерный окрас, необходимо использовать краскопульт, при ручном нанесении часто спиртовая пропитка образует жирные пятна.
Масляная морилка
Пигменты, растворенные в масле (Уайт Спирите) позволяют тонировать деревянные поверхности во все возможные оттенки. Такое средство удобно для применения в домашних условиях – масляная морилка хорошо ложится, наносить ее можно любым инструментом, равномерно проникает в глубь, текстура дерева не нарушается, образуется защитная пленка.
Акрил и воск
Морилка по дереву из воска или акрила относится к новому поколению материалов для обработки и защиты деревянной поверхности. Пропитка не только образует изоляционную пленку. Цвета морилки расширены по сравнению с другими видами – от естественных до ярких экзотических. Эффект яркого цветного покрытия с натуральной древесной структурой называется бейц.
Прием используют многие дизайнеры современной мебели – внешний вид фасадов шкафов из дуба или другой породы с необычным цветом вызывает необычные ощущения. Основной недостаток материала – бейц стоит дороже своих аналогов.
Морилка с эффектом отбеливания
Не все виды древесины нуждаются в темном насыщении, в некоторых случаях необходимо придавать более светлый и чистый оттенок. Для этого разработаны морилки на основе кислот или перекиси водорода. С их помощью получают беленый брус, слегка обесцвеченный. Таким образом серая поверхность может быть подготовлена под последующую покраску и обработку.
Создаем эффекты
Спиртовая или водная морилка способны создать имитацию естественности покрытия без явных следов обработки. При выборе материала для защиты и покраски ориентируйтесь на желаемый эффект: подберите оттенок дуба, сосны или эбенового дерева (как на фото) – интерьер мгновенно облагородится.
Изделия из ясеня или дуба не обязательно тонировать – оставьте их структуру и оттенок открытыми, выбрав максимально приближенный к природе оттенок этой породы.
Свойства у каждого вида древесины разные. Чтобы не ошибиться при покупке, обратите внимание на цветок-палитру: на дощечки разных пород наносят состав, где можно увидеть конечный результат.
Технология проведения работ
Морение поверхности из древесины процесс не сложный, но требующий ответственного подхода. Чтобы покрытие лаком было равномерным, расход минимальным, а мазок лег ровно, необходимо познакомиться с тонкостями ведения работ.
Как лучше наносить морилку на поверхность: мастер-класс
- Распыление – самый эффективный метод. Покрытие ложится равномерно, даже серая древесина моментально приобретет новый оттенок. Снижается риск образования подтеков и масляных следов.
- Растирание морилки по изделию из пористой древесины ветошью поможет получить эффект дуба или сосны даже на самом обычном изделии из неблагородного сырья. Наносить состав нужно тщательно, потому быстросохнущие растворы стоит исключить.
- Валик или тампон для нанесения морилки пригодится в случае покрытия небольшой площади древесины. Таким образом удастся выделить и подчеркнуть узор среза, морилка будет равномерно проникать вглубь изделия, создавая защитный экран.
- Кисть для проведения работ используют наиболее часто – инструмент удобен в использовании, морилки для дерева ложатся ровно, в выбранном направлении. Мастер может играть с природным орнаментом и обыграть существующие узоры насыщением цвета на отдельных участках.
Каким способом лучше пользоваться и красить – мастер решает, исходя из своих навыков, типа морилки и поверхности древесины. Чтобы определить, какая морилка в конкретном случае – при выборе обратите внимание на инструкцию к препарату, в которой описаны условия нанесения и эксплуатации.
Основные правила проведения работ
Зачастую не важно, на сколько слоев будет наноситься морилка по дереву. Главное – соблюсти технику и учесть некоторые нюансы:
- Красить изделие необходимо строго по волокнам древесины. Так удастся снизить расход раствора на подтеки и подчеркнуть рисунок.
- Морилка по дереву должна быть удобной консистенции. Неводная растворяется уайт спиритом до оптимальной густоты.
- Сколько слоев наносить – определяет мастер в зависимости от желаемого оттенка и эффекта. Обычно 2-3 слоя, каждый из которых тщательно просушивают.
Первый слой сделайте тонким – здесь важно морить постепенно и равномерно. Слой создаст основу под последующие нанесения и снизит расход морильного раствора.
- Чтобы избежать темных участков, лак не следует наносить на одно место дважды.
- При высыхании водная морилка по дереву поднимает волокна. Их счищают грубой тканью в продольном или диагональном направлении.
- Водные и спиртовые растворы высыхают через 2-3 часа, масляные – через 2-3 дня.
Для внутренних и наружных работ правила одинаковы.
Мастер-класс по тонированию поверхности
- Очистите дерево от загрязнений и снимите торчащие волокна наждачной бумагой;
- В небольшой лоток налейте морилку, предварительно разведенную по инструкции. Приготовление можно осуществлять небольшими порциями.
- Возьмите инструмент и, понемногу набирая на него раствор, распределяйте лак по дереву.
Не старайтесь взять много краски – так увеличивается расход и снижается качество покрытия.
Работа с дефектами
Лак-морилка легла неправильно? Есть несколько способов устранения дефектов. Мастер-класс:
Образовался затек
Покрываем место лаком, который растворит нижний слой. Теперь тряпкой зачищаем участок. Работу необходимо проводить сразу после обнаружения дефекта.
Если подтек высох, размягчаем его растворителем для краски. Так же уплотнение можно снять наждачной или рубанком.
Пятна
Сколько ровно не выводили раствор, а все же образовались пятна? Проблема может быть в самой древесине – массив иногда неравномерно впитывает раствор. В таком случае поможет рубанок. На фанере придется снять весь шпон.
Для повторного покрытия подойдет неводная гелевая пропитка. Она не проникает в глубину древесины, равномерно ложится и долго сохнет. Её расход уменьшен за счет поверхностного распределения.