Молитвы преподобному амфилохию почаевскому. Прп
Житие Преподобного Амфилохия Почаевского
В селе Малая Иловица, что на Шумщине, в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка 27 ноября 1894 года родился сын, в святом крещении названный Иаковом - в честь мученика Иакова Персянина. Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову. С раннего детства будущий подвижник, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое.
В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию, где лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Сначала была санчасть в Сибири, в которой молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, а затем фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и наконец - плен. Немцы отправили его в Альпы, где Иаков три года работал у фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Иаков заслужил доверие и любовь своего хозяина. Но, тоскуя по родному краю, юноша в 1919 году осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село.
Молитвенная теплота отчего дома согрела душу скитальца. Дни потекли в привычной крестьянской работе. Помогал он и больным, обращавшимся за помощью. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по словам Достоевского, - сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не посеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния. В 1925 году Иаков Головатюк, избрав тернистый путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания.
В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни: “Человек, яко трава, дни его, яко цвет сельный, тако отцветет”.
Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи; поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати лет.
Проводя дни и ночи в труде и молитве, отец Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в “руководство духом”. Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления.
Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, зрение - слепым, скорбным приносил отраду и утешение. “Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов и привидений, - говорят святые отцы, - там насылает злых людей”. Под конец Великой Отечественной Войны, после отступления немцев, в одну из весенних ночей бандеровцы ворвались в домик к старцу и объявили о расстреле. Отец Иринарх, по милости Божией, спас тогда его от напрасной смерти, уготованной ему диаволом. Вскоре после этого отца Иосифа переводят обратно в Лавру.
Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены и, по мнению врачей, неизлечимы. Особый дар имел батюшка - изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так что часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя к немощным. Почти все жители Почаева в разные периоды своей жизни - в детстве, юности или старости - обращались к отцу Иосифу.
Целый день проводя на послушаниях и с людьми, старец молился ночью. Отец Иосиф возлюбил смирение и, избегая суетной человеческой славы, всячески старался скрывать свои добродетели. Многие, даже неверующие люди, после встречи с отцом Иосифом глубоко переменяли свои взгляды и прославляли его.
Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить Лавру в музей атеизма, а насельникам предлагали покинуть территорию. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а затем применены репрессии, высылки, тюрьмы... Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили все мужественно и спокойно, желая, если нужно, умереть за Лаврские Святыни. В храмах монастыря круглосуточно теплилась лампада и возносились молитвы...
Отец Иосиф приходил в храм, где до утра служил акафисты, а с рассветом велел всем петь: “Слава Тебе, показавшему нам свет”, “Пресвятая Дево” и другие песнопения и молитвы.
В одно время своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф Троицкий собор. Он знал, на что шел, и ожидал от злопамятных богоборцев жестокого отмщения. Через неделю его арестовали и поместили в психиатрическую больницу в Буданове, что в ста километрах от Почаева. Там его постригли и побрили, сорвали крест и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных... Каждый день вводили ему лекарство, от которого распухало все тело и трескалась кожа. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении; надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву. Наконец удалось его освободить. После этого поселился он у своего племянника в родной Иловице. Узнав, где находится старец, снова начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг в лице безбожных местных властей не дремал. Обеспокоенные притоком больных людей в село, они настроили против него родственников.
У отца Иосифа было девятнадцать племянников и племянниц. Как-то один племянник, работавший трактористом, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам. А там столкнул с трактора на землю, избил до потери сознания, бросил в воду и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде, а был декабрь месяц. Его нашли еле живого, он чудом не утонул. Срочно увезли подвижника в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий - в честь святителя Иппонийского, память которого праздновалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил отца Иосифа на ноги - он выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно. Приехали родственники и забрали его в Иловицу.
Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением и получали его, о чем имеются многие свидетельства. Слава о чудесах исцелений разносилась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, из Молдавии и Сахалина. Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. И сам он часто высказывался: “Ви думаєте, що я святий. Я грішник! А зцілення ви отримуєте по своїх молитвах і по своїй вірі”.
Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всей страны обязательно старались посетить и отца Иосифа в его селе. Летом у него ежедневно бывало до пятисот человек, а иногда и больше. Всех он обязательно угощал обедом и ужином: многие исцелялись благословенной трапезой.
Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто садясь за стол, отец Иосиф пел: “Страха их не убоюся, ниже смущуся!”. Во дворе старец ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Как известно, “сей род” (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф некоторых благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. “Якби ви знали, який піст солодкий”, - говорил старец, имея в виду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы сразу класть три земных поклона с молитвой “Богородице Дево, радуйся...”, чтобы легко выдерживать пост в этот день. Отец Иосиф исцелял разные недуги, но утверждал, что половина больных исцеляется, а половина уезжает от него не исцеленной - Богу не угодно это, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души.
Очень часто старцу приходилось терпеть неприятности от своих неугомонных посетителей, одержимых бесами. Домашние даже уговаривали его не принимать бесноватых, ибо бесы мстили, на что отец Иосиф отвечал: “Трудно терпіти, але і боятися демонів не треба”.
Говоря его словами, земля во дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжелобольных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена рождаются непокорными, гордыми и дерзкими, а потом стают бесноватыми. Смиряя таких детей, заставлял их просить прощения у родителей. Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого. У него было неизменное правило: если привезут кого с переломом, то вызывать его в любое время дня и ночи.
Пожилой послушник Иоанн бывал у отца Иосифа в селе Малая Иловица не один раз и там видел чудеса исцелений. “Без стяжания благодатных даров Духа Святого, я думаю, - рассказывал этот очевидец, - трудно творить такие чудеса исцелений, какие творил этот великий угодник нашей Волынской земли”. Это подтвердит и любой житель Почаева, и те десятки, если не сотни тысяч людей отечества нашего, которых исцелил отец Иосиф. Обладал он и даром провидения, о чем также многие свидетельствуют.
Как-то после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келии к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исаии: “С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!”. А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников не пускают в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения - душевнобольные.
Отец Иосиф советовал молитвой лечить “недуг нынешнего века”. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельне на полу, застланном соломой и ряднами (покрывалами), спали больные, одержимые злыми духами. Сонные, они среди ночи бормотали: “проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!...”.
Подвижник по ночам плотно завешивал окна черными занавесками: ночью в полной схиме, с зажженным ладаном в руках он творил молитву, которую чувствовали и не терпели злые духи в спящих бесноватых людях. Часто утром рассказывал старец, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами во двор с угрозой убить, застрелить, зарезать или отравить.
Приезжали к батюшке и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть земные поклонов, велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались. Тогда, по его словам, “всі нерви вийдутъ” и вернется здоровье. При этом добавлял, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не “нервы расстроены”, а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними.
Имея доброе сердце, отец Иосиф не любил злых людей, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в человеке не без посредства демонов, потому-то злые люди им и уподобляются.
Старец говорил: “Любой грех опутывает сердце как паутина, а злоба, как проволока - попробуй разорви ее. Злые люди убили царя, злые глумятся над православными”. “Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия” - неоднократно повторял подвижник.
Неодобрительно относился отец Иосиф и к телевизионным передачам, которые “спустошують, обкрадаютъ душу”. После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя к молитве, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца, только в осуждение.
Свою любовь к людям батюшка даровал всем, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него Святой благодатью. Духовной любви у него хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопрос одной рабы Божией о том, как достичь такой любви, он отвечал, что Бог дает благодать любви за смирение. И еще часто повторял: “Як ти до людей, так і люди до тебе”.
Божия Матерь для отца Иосифа была Небом, он постоянно в своих молитвах обращался к Ней. Иногда во время общего обеда он просил всех прервать обед, встать и пропеть молитву Божией Матери “Под Твою Милость...”.
Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь “Елицы, во Христа креститеся” и “С нами Бог”. Сам он имел красивый баритон, хорошо понимал и любил церковное пение.
Как-то зимой, в начале 1970 года, отец Иосиф зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы. Попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились. Никто не видел цветов. Потом стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.
Что чувствовал отец Иосиф в последние дни своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось его лицо: глубоко уходил он в себя в молитвенном созерцании. Он знал помыслы окружающих его: добрые и злые. Благодарил за добро, прощал зло. Ополчились против него не только злые духи, но и люди.
Летом 1970 года с батюшкой случались странные приступы: он лежал на лавке в саду как бы в бессознательном состоянии. Пролежав так некоторое время, он вставал совершенно здоровый. Повторились приступы и в октябре. Никто ни о чем не догадался тогда. Позднее стало известно, что отцу Иосифу в очередной раз дана была отрава.
Провидел старец, наверное, замыслы врага и знал его сообщников-исполнителей. Но кто мог представить себе, что может случиться что-то плохое! Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а “Апостолы от конец, совокупльшеся зде” просил пропеть трижды. А сам, слушая, закрывал лицо руками и плакал. После с грустью говорил: “А як страшно буде, коли станутъ мерзлу землю на труну (гроб) кидати”...
Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Умер он 1-го января, а хоронили его 4 января 1971 года (по новому стилю).
Годы летят, время продолжает свой неудержимый бег. Миновало уже более тридцати лет со дня его кончины, а люди, которые помнят его живого, его голос, любящее сердце и добрые, умные глаза, из уст в уста передают друг другу о чудесах исцелений. Все эти годы день ото дня шли на могилку к подвижнику люди, зажигали свечи или возжигали лампадки, вели тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни.
Вся жизнь отца Иосифа, в схиме Амфилохия, была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь - это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно такою любовью старец стяжал глубокое уважение к себе.
Верой и милосердием к страждущим он явил для нас благостный пример жизни и оставил неизгладимую память в сердцах верующих людей, для которых был и остается скорым целителем, милостивым помощником и благопоспешным заступником. Он и по смерти лечит, утешает, назидает: люди и теперь ощущают эту любовь. Некоторые даже слышат его голос, зовущий молиться, каяться, исправляться и жить по заповедям Божиим. Народ убежденно верит в его святость. С того времени, и по сегодняшний день на месте погребения схиигумена Амфилохия происходили чудеса и исцеления людей. Перед праздником Пасхи 2002 г. были обретены его нетленные мощи.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, 12 мая 2002 г. н.с. (в Неделю Фомину), схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского.
Преподобный отче Амфилохие Моли Бога о нас!
Амфило́хий Поча́евский (до принятия сана - Яков Варнавович Головатюк) - православный монах и священнослужитель сначала Польской православной Церкви, а затем - Русской православной Церкви.
Родился в 1894 году 27 ноября в поселке Малая Иловица, скончался там же в 1971 году. Сан принимал в Почаевской Лавре.
Родился Амфилохий Почаевский
Амфилохий Почаевский, чьи поучения не всеми воспринимались адекватно. Пример тому история с нерадивым родственником святого
Канонизирован в лике преподобных. Православные отдают почести памяти 19 апреля по старому стилю.
День памяти Амфилохия Почаевского у православных
Житие
История Амфилохия началась в 1925 году, когда его приняли в послушники в Почаевскую Лавру. До 1932 года он проходил обучение, после чего митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий благословил его и тот принял постриг в монахи, под новым именем Иосиф.
21 сентября 1933 года Иосифа рукоположили до сана иеродиакона, через 3 года - иеромонаха. Гораздо печальнее история пошла дальше.
После окончания Второй Мировой войны Польша оказалась в социалистическом лагере и отношение к церковным людям резко ухудшилось.
Особенно ситуация сказалась на финансировании и содержании церковных строений. Не обошло это дело и Лавру, в которой служил Иосиф.
Ситуация дошла до возможности ее закрытия. Однако поднялись серьезные народные волнения, в которых сыграл ключевую роль Иосиф.
После этого происшествия иероманаха увезли в психиатрическую больницу на принудительное лечение.
После выписки из больницы отправился в родное село, где его приютил родной племенник. Там монах продолжал проводить службы и заниматься целительством.
Однако, и тут его настигла печальная судьба: один из родичей вывез Иосифа подальше в лес, на болотный берег, жестоко избил и оставил того умирать в воде. Нашедшие люди отвезли его в Лавру, где он, будучи при смерти, принимает постриг и принимает имя Амфилохия Иконийского.
Но смерть обошла монаха и он, вылечившись и придя в себя, возвращается в свое село. В нем он прожил до конца своей жизни.
При жизни Преподобный получил славу целителя и даже воскресил девочку, которая умерла при путешествии с матерью.
Молитва Амфилохию Почаевскому сведена в единый тропарь. Отрывок из тропаря:
Земли Волынския преславна подвижника/ и обители Почаевския достойна насельника/ людей православных изрядна целителя/ яви тя Церкви Своей Христос Бог наш,/ преподобне отче Амфилохие,/ Ему же усердно молися/ от навет вражиих свободитися// и спастися душам нашим.
Канонизация
Процесс канонизации старца Амфилохия проходил в несколько этапов.
Преподобный Амфилохий Почаевский
(1897-1971 гг.)
«Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит » (Ин. 14, 12)
Такую силу получает человек, когда он становится избранным сосудом Божественной благодати, когда благодать вселяется в его сердце и начинает действовать через него, по слову Апостола: «уже не я живу, но живет во мне Христос » (Гал. 2, 20).
Одним из таких избранников Божиих был Преподобный Амфилохий Почаевский, которого на Украине почитают наравне с Преподобным Иовом, что имеет особое значение, ведь Преподобный Амфилохий наш современник. Здесь, на земле, его не стало в 1971 году. А, между тем, и житие, и известные свидетельства об его молитвенной помощи сравнимы с житиями величайших святых. Плоды его монашеского подвига – одно из самых ярких и убедительных свидетельств того, что благодать в Церкви Православной не оскудевает, что «Господь вчера и днесь, и во веки Тот же».
Родился святой старец в украинском селе Малая Иловица 27 ноября / 10 декабря 1894 года в многодетной семье Варнавы и Анны Головатюк. При святом крещении ему было дано имя Иаков. Отец мальчика в селе был известен, как хороший костоправ. Будучи юношей, Иаков не раз помогал отцу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Иакову.
В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию. Лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Санчасть в Сибири, где молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и, наконец, — плен. В 1919 году ему удается совершить побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь — есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по слову Достоевского, сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не всеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния.
В 1925 году, Иаков Головатюк, избрав тесный путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания. В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни. «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет». Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года, послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, о. Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью.
Проводя дни и ночи в труде и молитве, о. Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением, смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в «руководство духом». Посвятив жизнь служению Богу и ближним, о. Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцелений.
Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, слепым зрение, скорбным подавал отраду и утешение. Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов, говорят святые отцы, там насылает злых людей. Однажды под конец Великой Отечественной войны четырнадцать вооруженных человек ворвались в убогое жилище отца Иосифа и потребовали ужин. Откушав, далеко за полночь, лесные «гости» попросили их проводить. Дойдя до ворот, командир объявил отцу Иосифу о расстреле. Спокойно выслушав извещение о скорой гибели, старец попросил десять минут на молитву. Получив желаемое, батюшка стал под старой липой, посаженной еще преподобным Иовом, прочитал про себя «Отче наш», «Богородицу», «Верую», «Отходную»… Отец Иринарх, беспокоясь отсутствием старца, вышел во двор. В это время старец уже стоял перед дулом направленного на него оружия, благодушно молясь за «творящих напасти». Командир гулко отсчитывал последние секунды жизни отца Иосифа… «Раз.., два…». Отец Иринарх, поняв что происходит, бросился на автомат и, пригибая его к земле, отчаянно воскликнул: «Кого ей хочете убити?! Знаєте, який він чоловік? Він весь світ спасає. Якщо вам потрібно його вбити, убивайте мене, а його не зачіпайте!» . — «Ладно, старик, иди», — сказал комбриг, высвобождая автомат из рук нечаянного заступника. Ожидая выстрела в спину, отец Иосиф направился к воротам, вошел, остановился. Смерть миновала. Слышно было, как щёлкая затвором, партизаны зашагали в темноте… Отец Иринарх, желая «положить душу свою за други своя «, спас батюшку от напрасной смерти, уготованной ему диаволом через недобрых людей.
В конце 50-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, и призвал местных жителей защищать храм. Крестьяне, вооружившись жердями, устремились на милиционеров». Троицкий собор отстояли, но через несколько дней старца ночью увезли на «черном вороне» в психиатрическую больницу. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа.
Духовные чада отца писали письма, просили освобождения старца. Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили: может ли он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате.
Старец сказал, что через две недели вылечит всех больных, и попросил привезти ему святое Евангелие, крест и облачение, чтобы он мог отслужить Водосвятный молебен.
В ответ услышал: «Нет, вы без молебнов лечите».
— Это — невозможно, — ответил кроткий старец. Когда солдат идёт в бой, ему дают оружие… Наше оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода.
Отца Иосифа отвели в палату. Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.
Старец Иосиф вернулся в родное село и поселился у своего племянника. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца, один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. В холодной декабрьский день восемь часов пролежал мученик в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Амфилохия Иппонийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением.
Под осень 1965 года старец поселился у своей племянницы, на участке с помощью духовных чад была построена небольшая часовня, над ней высокая голубятня, длинный обеденный стол во дворе для богомольцев. В саду, посаженном старцем, росли яблони, груши, сливы. Землю, как ковром, укрывали цветы: гладиолусы, георгины, розы. В ящиках красовались пальмы. Среди царства цветов гуляли павлин и пава. Были тут канарейки и попугайчики, в голубятне жило до 200 голубей. Для обслуживания людей и выполнения работ по хозяйству у отца Иосифа жили послушницы. Они читали в молельне утренние и вечерние молитвы, но ночам Псалтирь, днем акафисты, готовили обеды, работали в саду…
Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто, садясь за стол, отец Иосиф пел: «Страха их не убоюся, ниже смущуся! » и «С нечестивыми не сяду!».
Старец предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть “Иуда”. Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке.
Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.
Умер подвижник 1 января 1971 года. Незадолго до смерти, старец говорил, чтобы все приходили на его могилу со своими нуждами и болезнями, обещал и по смерти не оставлять нуждающихся в его молитвенной помощи. Уже после отпевания старца у гроба праведника исцелилась верующая женщина. На протяжении трёх десятилетий совершались чудеса исцелений у могилы старца.
23 апреля 2002 г Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в воскресение 12 мая в престольном Успенском храме Почаевской Лавры.
12 мая 2002 года в Почаевской Лавре, во время прославления святого в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом — один большой крест и рядом — чуть поменьше. Паломники говорили: “Ну вот, теперь их будет двое — батюшка Иов и батюшка Амфилохий”.
Кондак, глас 3 преподобному Амфилохию
Яко веры православной ревнитель и благочестного жития учитель, в болезнях и скорбях изрядный помощник и защититель, перед Господом предстоиши, преподобный Амфилохие, сего ради вопием ти: сохрани обитель, в ней же подвизался еси, и спасай нас молитвами твоими, отче блаженне.
По материалам открытых источников Интернет:
В селе Малая Иловица в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка 27 ноября 1894 года родился сын, в Святом Крещении названный Иаковом в честь мученика Иакова Персянина. Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову. С раннего детства будущий подвижник, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое.
В 1912 году Иаков Головатюк был призван в царскую армию, где лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Сначала была санчасть в Сибири, где Иаков исполнял обязанности фельдшера, а затем фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и наконец - плен. Немцы отправили его в Альпы, где Иаков три года работал у фермера. Работая усердно, по-христиански Иаков снискал доверие и любовь своего хозяина, но в 1919 года ему удается бежать и он возвращается домой.
Молитвенная теплота отчего дома согрела душу скитальца. Дни потекли в привычной крестьянской работе. Помогал он и больным, обращавшимся за помощью. На войне Иаков четко понял, что вся жизнь - это борьба, а поле битвы - человеческое сердце. И эту битву не выиграть без смирения и глубокого сердечного покаяния. В 1925 году Иаков Головатюк, избрав тернистый путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру и начинает с усердием и смирением исполнять возлагаемые на него послушания.
В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни: “Человек, яко трава, дни его, яко цвет сельный, тако отцветет”.
Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи; поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати лет.
Проводя дни и ночи в труде и молитве, отец Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Имея твердую веру и деятельную любовь, отец Иосиф получил от Бога дар прозорливости и исцеления.
Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, зрение - слепым, скорбным приносил отраду и утешение. Под конец Великой Отечественной Войны, Отец Иосиф чудом избежал смерти. К нему в келью ворвались партизаны и объявили о расстреле. Отец Иринарх по милости Божией спас тогда его от напрасной смерти, уготованной ему диаволом. Вскоре после этого отца Иосифа переводят обратно в Лавру.
Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены и, по мнению врачей, неизлечимы. Особый дар имел батюшка - изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза.
В одно время своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф Троицкий собор. Он знал, на что шел, но был крепок в вере. Через неделю его арестовали и поместили в психиатрическую больницу. Там его постригли и побрили, сорвали крест и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных... Каждый день вводили ему лекарство, от которого распухало все тело и трескалась кожа. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении; надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву. Наконец удалось его освободить. После этого поселился он у своего племянника в родной Иловице. Узнав, где находится старец, снова начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец Иосиф ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг в лице безбожных местных властей не дремал. Обеспокоенные притоком больных людей в село, они настроили против него родственников.
Как-то один племянник, работавший трактористом, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам. А там столкнул с трактора на землю, избил до потери сознания, бросил в воду и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде, а был декабрь месяц. Его нашли еле живого, он чудом не утонул. Срочно увезли подвижника в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий - в честь святителя Иконийского, память которого праздновалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил отца Иосифа на ноги - он выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно. Приехали родственники и забрали его в Иловицу.
Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением и получали его, о чем имеются многие свидетельства. Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всей страны обязательно старались посетить и отца Иосифа в его селе. Летом у него ежедневно бывало до пятисот человек, а иногда и больше.
Обладал отец Иосиф и даром провидения. Как-то после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келлии к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исаии: “С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!”. А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников не пускают в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого.
Неодобрительно относился отец Иосиф и к телевизионным передачам, которые “спустошують, обкрадають душу”. После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя к молитве, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца, только в осуждение.
Свою любовь к людям батюшка даровал всем, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него святой благодатью. Духовной любви у него хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопрос одной рабы Божией о том, как достичь такой любви, он отвечал, что Бог дает благодать любви за смирение.
Как-то зимой в начале 1970 года отец Иосиф зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы. Попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились. Никто не видел цветов. Потом стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.
Старец предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался. Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть “Иуда”. Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке.
Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.
Умер подвижник 1 января 1971 года. Незадолго до смерти, старец говорил, чтобы все приходили на его могилу со своими нуждами и болезнями, обещал и по смерти не оставлять нуждающихся в его молитвенной помощи. Уже после отпевания старца у гроба праведника исцелилась верующая женщина. На протяжении трёх десятилетий совершались чудеса исцелений у могилы старца.
Вся жизнь отца Иосифа, в схиме Амфилохия, была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь - это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно такою любовью старец стяжал глубокое уважение к себе.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 12 мая 2002 г. н. с. (в Неделю Фомину) схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского.
По материалам сайтов:
Марина Чижова
Как святой Амфилохий Почаевский исцелил дочь Сталина
Все, кто хоть что-то слышал о Почаеве, обязательно знает о прославившем этот монастырь ― и не только ― старце Амфилохие Почаевском . Паломники прикладываются к его мощам, посещают могилку, берут оттуда «земельку» и, как правило, получают просимое здоровье. Чем же завоевал преподобный такое дерзновение пред Богом? Об основных фактах его жития мы расскажем далее.
Сын костоправа
Детство будущего преподобного Почаевской лавры связано с Малой Иловицей ― селом Шумского района на Тернопольщине. Здесь 27 ноября 1894 года в обычной крестьянской семье Головатюков родился сын, которого назвали Яковом. Он был одним из десяти детей и свое имя получил в честь Иакова Персянина. Отцу многодетного семейства, которого звали Варнавой, приходилось много трудиться. Поэтому он освоил многие ремесла: мастерил различную утварь для езды, сани. Кроме того, Варнава хорошо был известен как костоправ. Часто Яков помогал отцу удерживать больных, когда тот вправлял им кости.
В 1912 будущего святого старца, тогда бывшего еще юношей, призвали на службу в армию. Вначале он отправился служить в Луцк, затем, во времена Первой мировой, был распределен в Томск, позже ― в Сибирь. Поскольку Яков имел небольшой медицинский опыт, его поставили выполнять обязанности фельдшера в санчасти. А дальше ему пришлось пережить немецкий плен…
Трудолюбивого молодого человека немцы забрали в Альпы на работу к фермеру. Там он настолько понравился хозяевам, что за его даже хотели отдать замуж свою дочь. Однако после трех лет работы не ферме, Яков сбежал на родину. Так он вернулся к семье в Иловицу. Тот, кого мы знаем сегодня как преподобный Амфилохий Почаевский, тогда собирался жениться, даже выбрал себе невесту. Неизвестно, как бы сложилась его жизнь, если бы он женился, но тогда что-то помешало ― свадьба не состоялась. Господь вел его к Cебе другим путем.
Почаевский монах-чудотворец
Разговор с настоятелем храма, в который ходил Яков, заставил молодого человека задуматься об ином, иноческом пути. Так в 1925 году он стал послушником Почаевской лавры. Здесь будущий святой нес различные послушания, желая стяжать главную мнашескую добродетель ― смирение. Как и его отец, он также выполнял разные ремесленные работы, а также пел на клиросе. В 1932 году будущий святой старец был пострижен в монахи с именем Иосиф. Вскоре после этого последовала диаконская, а затем и священническая хиротония.
В 1953 Иосиф получил сан игумена, а с 1959 по 1962 нес послушание духовника обители. Как-то во время отдыха на покосе он услышал незнакомую немецкую речь, а также звуки оружия. Но, оглянувшись по сторонам, никого не увидел. И уже вечером, когда в Почаев пришли немцы, он понял, что это означало. Так впервые у монаха проявился дар прозорливости.
Уже после войны к преподобному Амфилохию стали часто приходить из ГПУ. Однажды незнакомые люди ворвались к нему и хотели скинуть с галереи. Они связали его и положили на носилки, однако старец сказал, что они все равно далеко его не унесут. Так и произошло. Вскоре у одного из них свело ногу, у другого ― руку, а третий и вовсе ослеп. После недоброжелатели раскаялись, и монах их отпустил с миром. Однако больше всего Амфилохий Почаевский прославился не такими «чудесами», а благодаря своим способностям с Божьей помощью исцелять людей.
Безмездный врач и целитель
Говорят, что в те времена, когда жил преподобный, не было ни одного почаевца, который бы хоть раз в жизни не обращался к нему со своей проблемой. И по молитвам своего праведника Господь даровал чудеса исцеления. Особенно же отец Иосиф прославился как костоправ. Слава о нем быстро разнеслась по округе, ехали к чудотворцу и издалека. Монастырь не мог вмещать такого количества посетителей, к тому же это вносило свою суету в жизнь обители. Поэтому настоятель благословил преподобного поселиться в домике при монастырском кладбище.
Дивный врач принимал по 500 человек в день, вся улица обычно была загружена подводами. За свое лечение денег святой старец не брал, иногда, правда, ему привозили продукты. Отец Иосиф служил здесь водосвятные молебны, поливал людей из кружки освященной водой, а затем кормил всех благословенной трапезой. Сам он говорил, что из всех приходящих к нему исцеляется только половина, а кому-то более полезно продолжать нести тяготы болезни. О некоторых таких случаях мы расскажем дальше.
Однажды к старцу привезли глухонемого мальчика. Святой велел ему съесть моченое яблоко, после чего отрок сразу стал слышать и говорить. А вот другого мальчика с подобным недугом он не стал лечить, велел отправить его в школу для глухонемых. Свой отказ Амфилохий Почаевский объяснил следующим: отец мальчика раньше хулил Бога, и за это ребенок теперь страдает.
Еще одна женщина привезла больную дочь пяти лет. Прозорливый подвижник велел принести ему нож, протянул его женщине и сказал: «На, режь!» . При этом он указывал на ее ребенка. Мать ответила, что ей жалко. Тогда преподобный ответил, что других-то детей ей не жалко было резать, указывая на причину болезни.
Точно так же одна семья приехала со своим слепым ребенком, прося преподобного Амфилохия вернуть ему зрение. Старец сам предложил им вспомнить свои тяжкие прегрешения, на что супруги ответили, что ничего такого за собой не помнят. Тогда святой старец напомнил матери, как она в детстве выкалывала иголкой птенцам глаза. «Они ведь тоже плакали», ― заметил он.
Однако большая часть посетителей все же получала просимое исцеление от Бога ходатайством преподобного. Был даже известен случай, когда Амфилохий Почаевский воскресил умершего отрока, скончавшегося спустя два часа, как мальчика привезли к нему. Иногда старцу достаточно было только прикоснуться к больному месту своей палицей.
Больше же всего, как мы уже упоминали, старец прославился в качестве костоправа. Он велел звать его в любое время, когда привозили кого-то с переломом. Он имел обычай рисовать на сломанной руке или ноге линии перелома, и врачи, делая рентген, всегда удивлялись, что эти линии в точности совпадали со снимком.
К прославленному чудотворениями монаху Почаевской лавры часто привозили бесноватых. Амфилохий Почаевский не боялся бесов, наоборот: лукавые духи сами страшились его и сами в этом признавались (старец же видел их наяву). За то, что он изгонял демонов из людей, бесы пытались мстить своему победителю и даже его окружающим, и опять же, через других людей. Иногда им это удавалось.
«Пациент» психбольницы
Враг рода человеческого настраивал против подвижника даже его родственников. Как-то один из них заманил старца на свой трактор, вывез подальше и, избив, бросил в холодную воду. Там святой пролежал около восьми часов и чудом остался жив. Тогда Иосифа отвезли в Почаевский монастырь и в тот же день постригли в схиму, опасаясь, что он скоро умрет. В схиме его нарекли в честь святителя Амфилохия Иппонийского, память которого отмечалась в тот день. Однако Господь дал сил избраннику своему и тот быстро начал поправляться.
Святой старец раздражал местных врачей, так как отнимал у них пациентов. Но и не только этим был неугоден преподобный богоборческой советской власти. Однажды ― это был 1962 год ― в монастырь пришли милиционеры, чтобы закрыть Троицкий собор. Когда преподобный Амфилохий узнал об этом, он прибежал, и, спокойно отобрав ключи от храма у милиционеров, отдал их настоятелю. Люди его поддержали. Месть советского руководства не заставила себя ждать.
Вскоре за святым приехали ― он точно знал, что за ним в тот день придет «черный ворон» ― и определили в психиатрическую больницу в Буданове. Там его постригли, сбрили бороду и сорвали крест. На вопрос, когда он стал монахом, Амфилохий Почаевский смело отвечал, что родился им.
Спустя какое-то время врачи, наслышанные о чудотворных способностях преподобного, предложили ему помочь исцелить лежащих здесь больных. На это они получили ответ: Только дайте мне крест, Евангелие и облачение и попросите разрешение совершать водосвятные молебны. Ему, конечно же, отказали, велели сделать это без духовных инструментов. Святой ответил, что это невозможно, точно так, как воину невозможно воевать без оружия. Его отвели обратно.
Разумеется, люди писали многие прошения об освобождении целителя и чудотворца, однако эти прошения оставались безответными. И тогда в ситуацию вмешался промысел Божий…
Покровители среди сильных мира сего
Когда святого старца вызвали в следующий раз, то его ожидала необычная посетительница. Звали ее Светлана Иосифовна Аллилуева и была она… дочерью Сталина. Именно она и «вызволила» преподобного из психбольницы, вначале вывезя монаха во Львов. Затем она даже хотела забрать его на Кавказ, но Амфилохий Почаевский вернулся в родное село Иловица, где поселился у племянников. Здесь он продолжал принимать людей, и вновь многочисленные исцеления продолжали совершаться по его молитвам.
Но каким же образом в ситуацию вмешалась дочь Сталина? Почему она вдруг выступила ходатаицей за святого? А совершила она это в благодарность за ранее дарованное ей исцеление от некоего душевного недуга, с которым Светлана Иосифовна раньше обращалась за помощью к Амфилохию Почаевскому. И он ей помог.
Нужно сказать, что это был не единственный случай, когда сильные мира сего помогали старцу.
Так однажды он исцелил от саркомы мальчика ― сына первого секретаря обкома партии Тернополя. В благодарность за это счастливый отец выделил автобус из Кременца до Малой Иловицы и не чинил схиигумену никаких препятствий, разрешая людям свободно приезжать к старцу.
Преставление и прославление святого
Последние свои дни подвижник доживал в родной Иловице, продолжая принимать всех приходящих к нему со своими скорбями людей. О приближении своей кончины святой знал заблаговременно. Еще как-то в трапезную он вбежал с просьбой не приносить ему цветы, а больше молиться. Тогда никто не понял слов святого старца. Но потом, когда на его могилу действительно стали приносить много цветов, а он просил о молитве, значение этих слов прояснилось.
Ко Господу преподобный Амфилохий отошел 1 января 1971 года. Смерть его, как узнали позже, была насильственной ― его отравили, на протяжении определенного времени подмешивали яд к еде. Причем сделала это одна из послушниц, сотрудничавшая с советскими органами. О том, что среди окружавших его есть одна «Иуда», Амфилохий Почаевский сам говорил, но не противился воле Божией.
Когда его ввозили в Лавру для отпевания, грузовик с телом трижды скатывался с горы, не мог въехать. Тогда поняли, что святой не хочет въезжать в обитель на машине и его гроб внесли на плечах. Очевидцы отмечают, что в тот день скорбела даже природа. От монашеского облачения преподобного, которое сестры положили в храме, где молились в течение сорока дней, исходило тонкое благоухание.
Гроб с мощами Амфилохия Почаевского был извлечен неповрежденным спустя 30 лет. А 12 мая 2002
года святой был прославлен в лике преподобных. Этого же числа отмечают и день его памяти.
Больше о жизни подвижника можно узнать из видео:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще