Мир образов николая гумилева. «Мотивы и образы лирики Н
МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Учитель: Привезенцева Елена Николаевна
Урок в 11 классе
- Раскройте смысл понятия «акмеизм».
- На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?
- В чем вы видите отличие акмеизма и символизма? Что у них общего?
Поэзия «серебряного века» немыслима без имени Николая Степановича Гумилева
(1886-1921). Создатель литературного течения акмеизм,
он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.
М. В. Фармаковский. Портрет Н.С.Гумилева. 1908г.
Сын военного врача, Н.С.Гумилев окончил Царскосельскую гимназию, директором и преподавателем которой был известный поэт И.Ф.Анненский, воспитавший в своем ученике любовь к литературе.
Современники описывали «белобрысого самоуверенного юношу, внешне крайне неблагообразного, с косящим взглядом и шепелявой речью».
Н. С. Гумилев – гимназист старших классов
И.Ф. Анненский – директор и преподаватель Царскосельской гимназии
Царскосельская Николаевская гимназия.
Однако такое несколько ироничное отношение вскоре сменилось уважением и всеобщим признанием.
Молодой поэт твердо поставил перед собой цель – стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути, бросающим вызов всему миру. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным.
Пришлось ломать свой характер, отказывать себе в житейских радостях, отправляться в длинные рискованные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары, горам Абиссинии, экзотическим лесам Мадагаскара, охотиться на львов и носорогов, пойти добровольцем на фронт в первую мировую войну, где за храбрость он был удостоен двумя Георгиевскими крестами.
Н. С. Гумилев. Фотография. 1914г.
Первую книгу стихов, «Путь конквистадоров», изданную на средства родителей, Гумилев опубликовал еще гимназистом в 1905 году. Уже в этой первой книге проявился постоянный лирический герой Гумилева – завоеватель, странник, мудрец, солдат, который доверчиво и радостно познает мир. Этот герой противостоит и современности с ее будничностью и герою декадентских стихов.
Окончив гимназию (тройки по всем точным наукам, четверки по гуманитарным, пятерка только по логике), Гумилев уехал в Париж.
В Париже Гумилев слушал лекции в Сорбонне, много писал, изучал стихотворную технику, стараясь выработать собственную манеру.
Требования молодого Гумилева к стиху – энергия, четкость и ясность выражения, возвращение первоначального смысла и блеска таким понятиям, как честь, долг, героизм.
Сборник, изданный в Париже в 1908 году, Гумилев назвал «Романтические цветы».
В свой первый приезд в Париж Гумилев посылал стихи в Москву, в главный журнал символистов «Вехи».
Тогда же он начал издавать собственный журнал «Сириус», пропагандирующий «новые ценности для изысканного миропонимания и старые ценности в новом аспекте».
Обложка журнала «Сириус», 1907 г., №3
Н.Гумилев в Париже. 1908г.
Еще гимназистом Гумилев впервые увидел Анну Ахматову, тогда - Аню Горенко. Ахматова вспоминала: «Говорили, что будущий вождь акмеистов влюбился в молодую поэтессу… На самом деле гимназист седьмого класса влюбился в гимназистку четвертого».
Из Парижа влюбленный поэт шлет Анне предложения руки и сердца и неизменно получает отказ за отказом.
К 1909 году относится роман Гумилева с поэтессой Е. Дмитриевой, приведший в итоге к дуэли Гумилева с М. Волошиным.
А в ноябре 1909 г. Он наконец получил согласие на брак с Анной Ахматовой. В апреле 1910 г. Они венчались. По воспоминаниям Ахматовой, свадьба была не началом, а концом отношений – или, вернее, началом конца. И даже рождение сына (1912 г.) не могло предотвратить их разрыва.
А.А.Ахматова
А.Ахматова и Н.Гумилев с сыном Львом.
В 1911 году Гумилев, совместно с Сергеем Городецким, создает новую литературную группу - «Цех поэтов».
В феврале 1912 г. В редакции «Апполона» Гумилев заявил о рождении нового литературного течения, которому присвоили имя «акмеизм».
Николай Гумилев и Сергей Городецкий. 1915 г.
Сборники стихов
Николая Гумилева
- Путь конквистадоров
- Романтические цветы
- Жемчуга
- Чужое небо
- Колчан
- Костер
- Фарфоровый павильон
- Огненный столп
- Шатер
Путешествовал по Африке, Ближнему Востоку, Италии. Добровольцем пошел на Первую мировую войну, служил в Русском экспедиционном корпусе в Париже. Вернувшись в 1918 году в Россию, вместе с Горьким возглавил издательство "Всемирная литература", стал председателем Всероссийского союза поэтов после Блока.
Картины абиссинских художников, привезенные Гумилевым из Африки.
Гумилев в экспедиции в Африке.
В мае 1917 года Гумилева отправляют в командировку на Салоникский фронт, однако туда он не попадает, оставленный в Париже. Там Гумилев влюбился в юную красавицу, полурусскую-полуфранцуженку, Елену Карловну Дюбуше, которой поэт посвятил цикл стихотворений, вошедший в посмертный сборник «К Синей звезде», вышедший в 1923 году. В январе 1918 года, после расформирования управления военного комиссара, к которому он был приписан, Гумилев отправился в Лондон и оттуда в апреле 1918-го вернулся в Россию.
Гумилев, предсказавший свою смерть в стихотворении "Рабочий", был расстрелян за участие за участие в так называемом «Таганцевском заговоре». Говорят, что перед расстрелом он запел "Боже, царя храни", хотя никогда не был монархистом. (По свидетельству отца Александра Туринцева, однажды Гумилев остался сядеть и выплеснул шампанское через плечо, когда все вокруг верноподданно вскочили при тосте за Государя Императора.) Гумилев вел себя со своими палачами как истинный заговорщик,- гордо, презрительно. Впоследствии оказалось, что ни в каком заговоре он на самом деле не участвовал. Как можно судить по воспоминаниям Одоевцевой, его, видимо, подвела склонность к разговорчивой таинственности, которой он по-мальчишески щеголял.
Место предполагаемого расстрела Н.С.Гумилева. Фотография С.П.Лухницкого.
Необычной, романтичной, экзотичной была и поэзия Н.С. Гумилева. Он блистательно владел стихотворным мастерством, его лирика отличается гармонией формы, стройностью и завершенностью, изысканностью рифм, благозвучием стиха. Герои его произведений - капитаны, флибустьеры, открыватели новых земель, охотники, рыцари, мореплаватели. Даже названия стихотворений Гумилева поражают географическим размахом его впечатлений: «Озеро Чад», «Сахара», «Абиссинские песни», «Африканская ночь», «Замбези», «Нигер» и др. Много в стихах экзотических животных (гиена, ягуар, кенгуру, попугай, жираф, носорог), не только описанных с глубоким знанием их повадок, но и наделенных внутренним миром.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, как много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
- Какова тема этого стихотворения?
- Если оно о любви, то почему называется “Жираф”?
- Чтобы ответить на этот вопрос,
- Можно ли пересказать его сюжет?
- Где происходит действие? Как оно происходит?
- Когда происходит действие?
- Кто ведет повествование?
- Каким вы представляете его себе?
- Помогла сказка?
давайте понаблюдаем над текстом.
Каково настроение стихотворения?
- Какова композиция стихотворения, сколько в нем
- Определите виды рифм, назовите рифмующиеся
- Приведите примеры звукописи.
- Приведите примеры эмоционально
- Как выражается художественное
- Найдите ошибку в употреблении деепричастного
- Почему эта стихотворная строчка- одна из самых
строф, сколько предложений в каждой строфе?
окрашенной лексики.
завораживающих в тексте?
Чтение и анализ стихотворений «Капитаны», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай».
Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.
Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева”
Мир образов Николая Гумилева
Акмеизм Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Akme – (греческое) острие, вершина. Молодые поэты были близки к символизму, посещали «ивановские среды» - литературные собрания. В октябре 1911 года организовали свое объединение «Цех поэтов», его руководителями стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Из декларации: «Борьба между акмеизмом и символизмом есть прежде всего борьба за этот мир во всей совокупности красот и безобразий».
1) Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе? 2) Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова. 3) Приведите примеры звукописи. 4) Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики. 5) Как выражается художественное пространство? 6) Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции? 7) Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка - одна из самых завораживающих в тексте?
Восторженное воспевание опасности, борьбы, края бездны стало неизменным свойством поэзии Гумилева. Первые сборники 1905 г. - «Путь конквистадоров», 1908 – «Романтические цветы», 1910 – «Жемчуга». Подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, яркие декоративные краски и звучный стих
Сочинение
Поэт Николай Степанович Гумилев. «Угрюмый и упрямый зодчий». Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, всё его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно говорить «русский» о поэте, которого почти сразу назвали иностранцем? А что касается революционной эпохи, то она сразу обернулась для поэта трагически: в 1921 г. Гумилев был расстрелян.
Слава пришла к Гумилеву задолго до смерти, его узнали как автора нескольких книг, и он уже при жизни был знаменитым русским поэтом.
Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева разнообразны. Стихи его первых сборников - «песни битв». Так появилось самое главное начало, характеризующее романтизм Гумилева, - начало действенности позиции героя, активности, неприятие серости, обыденности существования, воли. Это начало уже никогда не уйдет из его поэзии.
В 1902 г. в «Тифлисском листке» появилось первое стихотворение гимназиста Гумилева «Я в лес бежал из городов…»:
Я в лес бежал из городов,
В пустыню от людей бежал…
Теперь молиться я готов,
Рыдать, как прежде не рыдал.
Но бежал герой Гумилева не просто в лес из «неволи душных городов». Романтический «лес» Гумилева - это особая условная страна, страна только его мечты. Такая, как в сборнике «Пути конквистадоров». Конквистадор - это человек, открывающий новый, необычный, романтический мир:
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Таков романтический герой Гумилева. Мечта героев Гумилева не просто бесплотность и отвлеченность, это не только отлет от настоящего, но и полет в будущее. «Людям настоящего», обреченным «быть тяжелыми каменьями для грядущих поколений», противостоит обращение к «людям будущего»:
Но вы не люди, вы живете,
Стрелой мечты вонзаясь в твердь.
Восток и больше всего Африка были мечтой поэта. Гумилев поэт в своих стихах об Африке, ярко, празднично воспринимая мир, оставаясь романтиком и мечтателем, был уже и профессионалом-исследователем. В поэме «Мик» рассказывается о бесстрашном мальчике, который еще маленьким был взят в плен. В этой поэме утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки, ее экзотика.С годами мир романтической поэзии Гумилева продолжал оставаться романтическим, но не современным. И он это ощущал:
И понял, что я заблудился навеки
В слепых переходах пространств и времен,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещен.
Но Николай Гумилев - истинно русский поэт. К России обращены проникновенные строки лучшего сборника его стихов «Огненный столп» (1921):
О Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?
Нет, не проживет поэт без России, потому что «…золотое сердце России мирно бьется в груди моей». Русь действительно брала «свое»: в творчестве поэта появляются вот такие мотивы и образы: «Детство», «Городок», «Андрей Рублев».
О расцвете родной земли, о расцвете родной страны мечтал поэт. В пору рождения нового мира Гумилев мучился ощущением рождения нового, «шестого» человеческого чувства и пытался сложить грандиозную картину бытия и осмыслить связь времен и пространств.
В современном читательском сознании Николай Гумилев таков, каким он представил себя в стихотворении «Мои читатели»:
Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
Может быть, именно поэтому велико влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX в.
ПЛАН РЕФЕРАТА
1. Образ времени в произведениях поэтов Серебряного века.
2. Творческая биография Гумилева:
а. Становление поэта: 1-й сборник стихов.
б. Ранний романтизм: 2-й сборник стихов.
3-й сборник стихов.
4-й сборник стихов.
в. Война в жизни поэта.
г. 5-й сборник стихов.
д. 6-й сборник стихов.
е. Три последних года жизни Н.С.Гумилева.
7-й последний сборник стихов.
3. Анализ творчества Н.С.Гумилева:
а. Образы мировой культуры.
б. Поэзия в разные периоды творческой жизни Н.С.Гумилева.
4. Заключение:
Гумилев – один из лучших русских поэтов начала ХХ века.
I Образ времени в произведениях поэтов
Серебряного века.
Литература ХХ века развивалась в обстановке войн, революций, а затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных искания авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала ХХ века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Литературные течения, противостоящие реализму назывались модернистскими. Модернисты (с французского «новейший», «современный») отрицали социальные ценности и старались создать поэтическую культуру, содействующую духовному совершенствованию человечества. Каждый автор представлял это по-своему, вследствие чего в модернистской литературе образовалось несколько течений. Основными были: символизм (в этом направлении форма преобладает над содержанием. Представители этого течения отказались от наследия прошлого. Главное – теория символа, символика, в которой раскрывается их отношение к действительности), акмеизм и футуризм (от слова «футурум» - будущее. Русский футуризм характеризуется противоречивостью:
1. с одной стороны, это реакционные мотивы, которые уводили в сторон от реальности.
2. с другой стороны, бунтарские мотивы, направленные против буржуазной действительности.
Футуристы создавали свой мир, показывая свою необычность и враждебность общественным и литературным правам). Также существовали художники слова, организационно не связанные с этими литературными группами, но внутренне тяготевшие к опыту той или другой (М.Волошин, М.Цветаева и др.).
Развитие модернизма имело свою весьма напряженную историю.
В острой полемике, одно течение сменялось другим. Период творчества основных представителей модернизма принято называть «серебряным веком» по аналогии с «золотым» XIX веком в русской литературе. Действительно, никогда прежде не было такого множества талантливых авторов. Условно началом «Серебряного века» принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы». Так в первые модернисты заявили о себе.
Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм . Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь. Из Энциклопедического Словаря:
«Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего- либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 годов (С.Городецкий, М.Кузьмин, ранние Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мендельштам);
Однако «земной» поэзии акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму, намеренности или к поэтизации чувств первозданного человека».
Идея такого нового направления в литературе впервые была высказана Михаилом Кузьминым (1872 – 1936) в его статье «О прекрасной ясности (1910). В ней были изложены все основные постулаты будущих акмеистов. Собственно акмеистическое движение возникло 1913 году на почве авторского объединения «Цех поэтов», в который входили Н.Гумилев,
С.Городецкий (1884 – 1967), Анна Ахматова (1889 – 1966) и Осип Мандельштам (1891 – 1938).
Первые манифесты акмеизма появились в журнале «Аполлон» (модернистском литературном журнале начала века) в январе. В своей статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.Гумилев подверг символистов сильной критике; С.Городецкий в статье «Некоторые течения в современной русской литературе» высказывается еще более резко, декларируя катастрофу символизма. И хотя акмеисты, как объединение просуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромный вклад в русскую литературу. Н.С.Гумилев был одним из видных представителей модернизма.
II Творческая биография Н.Гумилева.
Становление поэта . Он родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте в семье морского врача. Раннее детство поэт провел в Царском селе, куда родители переехали после увольнения отца с военной службы. Учился Коля вначале у домашнего наставника – студента Б.И. Галазона, а затем в Петербургской гимназии, руководимой известным педагогом Я.Г.Гуревичем
В эту пору у мальчика пробудилась большая страсть к чтению, в основном приключенческой литературе и Пушкина. С 12 лет он сам начинает писать стихи и помещает в гимнастическом рукописном журнале свой 1-й рассказ. 1900г. семья Гумилевых переезжает на Кавказ и Николай поступает вначале во 2-ю, а затем в 1-ю гимназию Тифлиса. Он увлеченно пишет стихи о Грузии и о ранней любви. Первое стихотворение Гумилева, напечатанное в тифлисской газете (1902), носит романтический характер и рисует устремившегося из «города в пустыню» лирического героя, которого влекут к себе неуспокоенные «люди с пламенной душой» и с «жаждой добра» («Я в лес бежал из городов…»). В1903г. Гумилевы окончательно поселяются в Царском селе, и юноша переводится в 7-й класс Николаевской царско-сельской гимназии, которую возглавлял поэт И.Ф.Ананенский. В эту пору завязывается дружба Николая сначала с Андреем Горенко, а затем и с его сестрой Анной, будущей поэтессой Ахматовой, которой он начинает посвящать свои лирические стихи. Будучи еще гимназистом, Н.Гумилев создает на средства родителей свою 1-ю книгу стихов «Путь конквистадоров» (1905). Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим на встречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт прославляет волевую личность, выражает свою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску – конквистадора, смелого покорителя дальних земель («Сонет»). Это стихотворение автор считал программным. В нем он уподобляет самого себя древним завоевателям, осваивающим новые земные пространства. С этого сравнения начинается произведение: тяжеловесно и грузно, резко и внушительно звучат гумилевские стихи: «Как конквистадор в панцире железном / Я вышел в путь…». Прославленная строка повторяется в стихотворении, и на этот раз она звучит еще определеннее, поскольку грамматическое сравнение снимается: «Я, конквистадор в панцире железном». Степень отождествления усиливается и симметрично расположенные стихи, словно крепким обручем, охватывают первые 2-е строфы. На смену двум четверостишиям приходят два трехстишия, в которых воспевается мужественный поединок со смертью (Я с нею буду биться до конца…») и неустанное движение к намеченной цели. Об этом говорится на традиционном романтическом языке, и не случайно здесь возникает образ заветной голубой лилии, добываемой рукой мертвеца. Написанное в форме сонета («сонет, от итал. Sonetto - твердая форма: стих из 14 строк, образующих два четверостишия (на 2 рифмы) и два трехстишия (на 2-3 рифмы). Возник в 13 веке в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма.»), стихотворение интересно прославлением смелого риска, отваги, преодоления преград, борения «у бездны на краю» (А.С.Пушкин). Вот от чего конквистадор готов идти вперед, «наклоняясь к пропастям и безднам». При этом герой Гумилева лишен хмурой серьезности, грозной сосредоточенности: он шагает «весело», «смеясь» невзгодам, отдыхая «в радостном саду». В стихотворении говорится, об открытии новых поэтических материков, о мужестве в освоении новых тем, форм, эстетических принципов. Для Гумилева в этот период единственной реальностью является мир мечты. И ею он окрашивает свое раннее романтическое стихотворение, исполненное готики. Сборник был замечен виднейшим поэтом – символистом В.Брюсовым, который поместил в своем журнале «Весы» рецензию на первый опыт начинающего автора. Брюсов заметил, что «в книге есть и несколько прекрасных стихов, действительно удачных образов. Предположим, что она только путь нового конквистадора и что его победы и завоевания впереди». Этот отзыв окрылил юношу, стал поводом для начавшейся активной переписки поэтов, и дальнейший рост Гумилева в значительной степени определялся воздействием В.Брюсова, которого молодой автор считал своим учителем. Известное влияние оказал на начинающего поэта и И.Анненский, творчество которого Гумилев хорошо знал и ценил. Окончив в 1906г. гимназию, Гумилев сразу же отправляется в Париж, где он продолжает образование в Сорбонне, издает журнал «Сириус» (1907), пишет ряд новелл («Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Скрипка Страдивариуса», «Последний придворный поэт»), осваивает стихотворную технику, увлекается живописью и театром, создает пьесу «Шут короля Батиньоля». А, возвратившись в Россию (1908), поступает в Санкт – Петербургский университет, в котором учится в начале на юридическом, а потом на историко-филологическом факультете, где слушает лекции выдающихся профессоров Д.К.Петрова, В.Ф.Шишмарева, специалистов по романо-германской культуре. Так начиналась творческая жизнь Гумилева, исполненная горения, тяги к обширным знаниям, неустанного поэтического вдохновения.
Слайд 1
Мир образов Николая Гумилева
(1886-1921)
Слайд 2
Hиколай Степанович Гумилев
pодился 3 (15) апpеля 1886
года в Кpонштадте, в семье
коpабельного вpача. И хотя
уже чеpез несколько лет отец
вышел в отставку и увез семью
в Цаpское Село, впечатления
pаннего детства, связанные с
моpем, коpаблями,
капитанами, мечты о
плаваниях в дальние стpаны,
заpодившиеся тогда, остались
с поэтом и пеpедались его геpоям.
Слайд 3
Юный Николай на пароходе «Тамбов»
Слайд 4
В 1903 г. Гумилев поступил в седьмой класс Hиколаевской
мужской гимназии.
Слайд 5
Учился Гумилев неважно и окончил гимназию в двадцать лет, в 1906 году. Годом pаньше у гимназиста вышла пеpвая книжка стихов - "Путь конквистадоpов".
Слайд 6
Когда, диpектоp гимназии в которой учился Н. Гумилев, кpупный поэт pусского символизма - Иннокентий Федоpович Анненский. умер, Гумилев посвятил ему стихотвоpение "Семиpамида", вошедшее в книгу "Жемчуга" (1910). Ко втоpой годовщине смеpти Анненского он написал еще одно стихотвоpение, напечатанное в жуpнале "Аполлон". В этом же жуpнале стали pегуляpно появляться его "Письма о pусской поэзии".
Слайд 7
Дpугим - заочным -
наставником Гумилева
был Валеpий Яковлевич
Бpюсов. Он встpетил
pецензией (не слишком
похвальной) пеpвый,
ученический сбоpник
стихов поэта и не оставил
вниманием последующие
его книги. Завязалась
пеpеписка.
Слайд 8
В год окончания гимназии Гумилев бился над дpамой "Шут
коpоля Батиньоля", котоpая так и не была окончена. Однако
литеpатуpно-истоpические стилизации, обpазчиком котоpой
являлось это пpоизведение, пpодолжали жить в стихах поэта.
Гумилев тяготел к необычному, много путешествовал,
тpижды посетил Афpику. (Афpиканские вещи, пpивезенные
из экспедиций, пеpедал в Музей этногpафии Академии наук,
куда потом часто наведывался "на свидание" с ними.)
Слайд 9
«ЖИРАФ», 1907
Слайд 10
В 1908 году он пpивез из
Паpижа книжку
стихов "Романтические
цветы", изданную за
свой счет. Его новые
стихи появлялись в
Петеpбуpжских и
московских газетах,
жуpналах и сбоpниках.
Слайд 11
Однообразные мелькают
Всё с той же болью дни мои,
Как будто розы опадают
И умирают соловьи.
Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под ее атласной кожей
Бежит отравленная кровь.
И если я живу на свете,
То лишь из-за одной мечты:
Мы оба, как слепые дети,
Пойдем на горные хребты,
Туда, где бродят только козы,
В мир самых белых облаков,
Искать увянувшие розы
И слушать мертвых соловьев.
Слайд 12
Первые сборники
«Путь конквистадоров», 1905;
«Романтические цветы», 1908;
«Жемчуга», 1910.
Черты поэтического мира Гумилева:
подчеркнутая отчужденность от пошлой современности,
влечение к романтической экзотике, ярким декора-
тивным краскам,
напряженный и звучный стих.
Слайд 13
Вместе с Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилева часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма: в его стихах отсутствовала обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая - природа и искусство Африки, реалии Первой мировой войны. Мажорному пафосу акмеизма противоречили печальные, а порой трагические настроения поэзии Гумилева.
Слайд 14
Hа фpонт пеpвой миpовой войны поэт пошел вольноопpеделяющимся. За хpабpость в боях был нагpажден Геоpгиевскими кpестами четвеpтой и тpетьей степеней, пpоизведен в офицеpы.
Слайд 15
В августе 1921 года Гумилев был pасстpелян как участник контppеволюционного заговоpа.
Мемориальная доска в Калининграде
Слайд 16
Анализ стихотворения
Заблудившийся трамвай
Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня. Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон. Поздно. Уж мы обогнули стену, Мы проскочили сквозь рощу пальм, Через Неву, через Нил и Сену Мы прогремели по трем мостам. И, промелькнув у оконной рамы, Бросил нам вслед пытливый взгляд Нищий старик, - конечно тот самый, Что умер в Бейруте год назад. Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет?
И сразу ветер знакомый и сладкий, И за мостом летит на меня Всадника длань в железной перчатке И два копыта его коня. Верной твердынею православья Врезан Исакий в вышине, Там отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне. И всё ж навеки сердце угрюмо, И трудно дышать, и больно жить… Машенька, я никогда не думал, Что можно так любить и грустить.
Вывеска… кровью налитые буквы Гласят - зеленная, - знаю, тут Вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя, Голову срезал палач и мне, Она лежала вместе с другими Здесь, в ящике скользком, на самом дне. А в переулке забор дощатый, Дом в три окна и серый газон… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон! Машенька, ты здесь жила и пела, Мне, жениху, ковер ткала, Где же теперь твой голос и тело, Может ли быть, что ты умерла! Как ты стонала в своей светлице, Я же с напудренною косой Шел представляться Императрице И не увиделся вновь с тобой. Понял теперь я: наша свобода Только оттуда бьющий свет, Люди и тени стоят у входа В зоологический сад планет.