Методика прогрессивные матрицы дж равена. Методика равена
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия В - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Методические указания к проведению теста
Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления". После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых явля ется искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: "Закрыть всем таблицы!
Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого. Интерпретация результатов (ключи) Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестати стическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).
БЛАНК
ФИО (№)
№ задания |
А | В | С | В | Е |
1 степень - более 95% - высокий интеллект;
2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;
3 степень 25-74% - интеллект средний;
4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;
5 степень - ниже 5% - дефект.
КЛЮЧ
№ |
ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА БАЛЛОВ
Оценка в баллах |
|||||||||
Сумма очков |
129- |
||||||||
За правиль- |
|||||||||
Ные ответы |
НОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОЧКОВ
Ожидаемое |
Серия |
Сумма очков | |
15 20 25 30 35 40 45 50 55 |
|||
Число очков по каждой |
8 9 10 10 10 10 11 12 12 |
||
Серии |
4 6 7 8 8 9 10 11 11 |
||
2 3 4 6 7 8 10 10 11 |
|||
1 2 3 4 7 9 9 10 11 |
|||
00123457 10 |
Стимульный материал к методике Равена
Тест Равена поможет оценить, умеет ли человек мыслить логически. О том, как провести тест и интерпретировать результаты, расскажем в статье.
Из статьи вы узнаете:
Скачайте материалы по теме:
Разновидности серий теста Равена
Тест «прогрессивные матрицы Равена» разработали в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта человека. Согласно этим традициям, лучший способ измерить фактор "g" - выявить отношения между рядом абстрактных фигур. Тестом Равена можно провести испытание способностей человека воспринимать конкретные формы, охватывать их особенности, взаимные отношения и характер. Сам автор не считает, что так можно точно оценить абсолютный интеллект. Поэтому результат методики тест Равена лучше рассматривать в комплексе с другими исследованиями.
Тест интеллекта Равена состоит из 60 таблиц или 5 серий. В каждой серии - задания по нарастающей трудности. Задания усложняются и от серии к серии. Испытуемому представляют рисунки с фигурами, которые связаны между собой. Одной фигуры не хватает, но внизу она располагается среди 6-8 других элементов. Задача кандидата или сотрудника - установить закономерность, которая связывает между собой фигуры на самом рисунке.
Пример задания из серии А теста Дж. Равена
На опросном листе нужно указать номер искомого элемента из предлагаемых вариантов. При решении заданий выступает три психических процесса:внимание и внимательность; восприятие и восприимчивость; мышление и понятливость.
- Цветной предназначается для детей от 5 до 11 лет, но иногда его применяют и для лиц старше 65 лет.
- Черно-белый оптимально подходит для оценки подростков 14-16 лет, а также взрослых от 16 до 65 лет.
Испытуемый должен знать описание теста Равена, чтобы справиться с задачей. Нередко человек не может сориентироваться, что от него требуется.
Тест Равена: скачать примеры заданий
Тест Равена: описание и вопросы из разных серий
В серии А применяют принцип установления взаимосвязи элементов в структуре матриц. Задание заключается в том, чтобы дополнить пустую часть изображения одним из фрагментов, который приведен в таблице. Чтобы решить задачу, кандидату нужно тщательно проанализировать структуру изображения и обнаружить особенности в одном из фрагментов. Затем слить фрагмент с общим рисунком, сравнить с окружением части таблицы.
Серия В теста Равена выстроена по принципу аналогии между несколькими фигурами. Кандидат или сотрудник, который проходит тестирование, находит принцип построения отдельной фигуры, а потом подбирает недостающий фрагмент. При этом нужно определить ось симметрии, по которой расположены фигуры.
Пример задания из серии B психологического теста Равена
Серия С основана на принципе прогрессивных изменений в элементах матриц. Эти фигуры усложняются, происходит их непрерывное развитие. Обогащение фигур дополнительными элементами подчиняется конкретному принципу, обнаружив который, удастся подобрать недостающую фигуру и успешно пройти тест Равена.
Пример задания из серии С прогрессивного теста Равена
Серия D выполнена по принципу перегруппировки элементов в матрице. Человек должен найти перегруппировку, происходящую в горизонтальном, а также в вертикальном положении.
Серия Е основывается на принципе разложения фигур изображения на отдельные элементы. Недостающие фигуры удастся найти, поняв принцип синтеза и анализа фигур.
Пример заданий из серии D и E теста на айкью Равена
Необходимо правильно проводить прогрессивный тест Равена, в противном случае результаты будут недостоверными. При этом можно отметить, что далеко не все люди способны успешно его пройти, так как он отличается сложностью. По этой причине желательно проводить тестирование в комплексе с другими методами, чтобы в полной мере оценить претендента на должность.
Матрица Равена: как провести тест
Тест Равена даст достоверные результаты, если кандидат или сотрудник будет решать задания добросовестно, обдуманно, искренне и точно. Тест предназначен для определения логичности мышления. Учитывайте, что если проводить различные тестирования слишком часто, но не объяснять специалистам их предназначение, они будут подозрительно относиться к ним. У ряда работников снизится лояльность, а психологический климат ухудшится.
Объясните сотрудникам и кандидатам, как проходить тестирование. Учитывайте, что тест Равена можно пройти онлайн. Но в этом случае надо рассказать о правилах. При проведении теста Равена возьмите таблицу и откройте для показа первую страницу: «На рисунке недостает одной фигуры. Справа изображено 6-8 фигур с нумерацией, но только одна из них искомая. Нужно определить закономерность, которая связывает между собой фигуры, а затем указать номер элемента в листке».
Во время выполнения задач требуется контролировать, чтобы сотрудники не списывали друг у друга. По истечении времени подайте команду: «Закрыть таблицы!». Соберите бланки. Проверьте, чтобы в верхнем правом углу бланка был проставлен номер испытуемого, в противном случае не удастся установить, тест Равена с ответами какого человека набрал большее количество баллов.
Тест регламентирован во времени - чтобы выполнить все задания отводится 20 минут. Соблюсти время получится, если следить, чтобы до команды «Приступить к выполнению» испытуемый не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 минут подается команда «Всем закрыть таблицы».
Распространен и комбинированный вариант теста Равена: кандидаты и сотрудники выполняют задания без ограничения по времени, но отмечают, сколько именно выполнено за первые 20 минут. Получается, что тест может использоваться как для оценки скорости мышления, так и результативности. Выбор режима осуществляется в зависимости от целей и условий.
Тест Равена: интерпретация результатов
Правильное решение задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по таблицам и по сериям. Полученный показатель рассматривается в качестве индекса интеллектуальной силы человека, а также его умственной производительности.
Показатели выполнения заданий по сериям сравнивают со среднестатистическими результатами, но учитывают разницу между ними. Такая разница помогает судить о надежности полученных данных. При этом интерпретация результатов теста Равена зачастую доставляет трудности, поэтому его должен проводить эксперт, хорошо разбирающийся во всех нюансах.
Матрица Равена: тест с ответами
При решении задач внимание напряжено, поддерживает стремление к решению. Тест требует высокой концентрации. При снижении внимания появляются ошибки. Испытание матрицами не является тестом «всеобщего интеллекта», но помогает оценить остроту и точность внимания, ясность мышления . В этом случае речь идет об определении имеющейся способности к систематизации в мышлении, планомерности и методичности, а не об интеллекте. Учитывайте это, выполняя интерпретацию теста Равена с ответами. Если человек набрал малое количество баллов, нельзя с уверенностью сказать о низком интеллекте.
Никогда напрямую не используйте результаты оценки, чтобы решить, стоит ли повысить или уволить сотрудника. Если вы сталкиваетесь с необходимостью увольнения, то вряд ли это можно решить с помощью оценки. Потому что чаще всего при увольнении принимается во внимание не уровень знаний, а то, как человек подходит к делу. Если говорить о повышении, то они происходят через открытые конкурсы, без учета результатов оценки.
Каждый человек, рано или поздно, задумывался о том, насколько он умный. Как бы это странно ни звучало, но оценки, выставляемые нам в школе и университете, не всегда могут быть точным показателем интеллекта. Узнать, насколько Вы умны и сообразительны, можно с помощью специального теста на интеллект. Одним из популярных опросников на данный момент является тест на IQ Равена .
Как и когда появился тест
Тест Равена на IQ - это методика, разработанная в 1936г. Джоном Равеном совместно с Роджером Пенроузом, также известная, как шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления. Эта методика может дать оценку умственному развитию любому человек в возрасте от 14 до 65 лет.
Опросник создавался в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым самым эффективным способом измерения ума являлись задачи по сопоставлению абстрактных фигур.
Всего психологами было создано несколько вариантов теста:
- «Стандартные Прогрессивные Матрицы» (1938г.);
- «Цветные Прогрессивные Матрицы» (1947 г.);
- «Продвинутые Прогрессивные Матрицы» (1941 г.).
Примечательно, что первый вариант был рассчитан на все возрасты: от самых маленьких детей до людей преклонного возраста.
Джон Равен – создатель теста
Джон Равен родился в 1902 г. в Великобритании. Познакомился с психологией он в Лондонском Королевском колледже в 1928 г., затем стал работать ассистентом Пенроуза, который проводил исследования в области умственных дефектов. Увлекшись этим направлением, Равен проводил тестирование детей и взрослых в разных местах: дома, в школах, на работе, используя для этого шкалу умственного развития Стэнфорд-Бине. И, все-таки Равен считал этот тест не весьма удачным и в результате появился опросник Прогрессивных матриц, который он создал вместе с Пенроузом.
Равен был выдающимся преподавателем, его теории оказали существенное влияние на формирование научного мировоззрения многих студентов.
Как проходить тест
Окончательный вариант теста Равена на IQ, широко известный сейчас, подходит для определения уровня интеллекта людей различных профессий и социального статуса от 14 до 65 лет и независимо от пола.
Опросник состоит из 60 задач, каждая из которых заключается в том, что вы должны подобрать недостающий фрагмент к рисунку. Рисунок, как правило, содержит в себе различные символы или геометрические фигуры.
Задания в методике расставлены в порядке увеличения их сложности. Фигуры или рисунки стоят в определенной закономерности, которую вы должны определить. Определив ее, вы и сможете найти недостающий фрагмент рисунка.
Обратите внимание, что каждое из заданий имеет только одно правильное решение. На прохождение теста вам дается 20 минут.
В процессе прохождения будьте предельно внимательны и не торопитесь прежде, чем давать ответ. Позвольте себе подумать. Переходите последовательно от задания к заданию, соблюдайте порядок заданий и не пропускайте их, иначе это будет считаться, как неправильный ответ. Если вам все же не удалось логически понять последовательность и найти правильный элемент, можно попробовать угадать, какое из изображений могло бы подойти на пустое место.
Результаты теста
В результате прохождения теста Равена вы сможете узнать уровень своего интеллектуального развития в баллах и ознакомиться с рекомендациями по улучшению своих способностей.
Пройдите тест прямо сейчас
Быстро и удобно вы можете на нашем сайте. У вас также будет возможность не только выявить свое умственное развитие, но и сохранить результат, чтобы позже пройти тест снова.
Поскольку опросник Равена можно проходить с 14 лет, для детей на нашем сайте есть отдельный . Он отлично подойдет детям и подросткам от 7 до 16 лет.
Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) - тест, предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения фактора "g" является выявление отношений между абстрактными фигурами.
Согласно Равену – это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, охватывать их особенности, характер, взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, однако существующие результаты дают понять, что измеренные тестом мнения и навыки в определенной мере репрезентируют интеллект.
Перцептивная шкала матриц опирается или основана на 2-х теориях:
а) на теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией;
б) на теории неогенеза К.Спирмена.
При решении заданий выступает 3 основных психических процесса:
1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);
2) восприятие, восприимчивость;
3) мышление, понятливость.
При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Оно требует концентрированного внимания в объеме и распределении. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, выступает воля и эмоции. Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равена не является тестом «всеобщего интеллекта», а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. В данном случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равена – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.
Существует два варианта теста:
1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).
2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).
Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.
Описание серий:
От испытуемого требуется дополнение недостающей части изображения. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие мыслительные процессы:
1) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними;
2) идентификация недостающей части структуры и сличение их с образцами.
Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).
Сводится к нахождению аналогий между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.
Психологическое значение: способность к линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.
Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре.
Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживание непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.
Составлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Решение требует проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре.
Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.
Процесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.
Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.
Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии. Методика разработана английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.
Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая - на правильный ответ: 1-7,2-6,3-6,4-1,5-2,6-5,7-6, 8-1,9-3,10-5.
Выводы об уровне развития