Мать гончаровой натальи николаевны. История любви: Наталья Пушкина и Пётр Ланской
16 (28) июля 1844 года, через семь лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина , его вдова Наталья Николаевна вышла замуж во второй раз. Её супругом стал генерал-лейтенант Пётр Петрович Ланской —они прожили вместе 19 лет, до самой смерти Пушкиной в 1863 году. Спустя 140 лет со дня бракосочетания Ланского и Пушкиной АиФ.ru вспоминает историю их любви.
Купеческая дочка Наталья Гончарова встретила своего первого супруга, на тот момент уже известного поэта, в 16 лет. Предложение Пушкина, который был старше на 13 лет, последовало почти незамедлительно, однако помолвка тянулась долго — из-за конфликтов с будущей тёщей и отсутствия денег с обеих сторон пожениться Гончарова и Пушкин смогли лишь спустя три года. А прожили вместе меньше 6 лет — трагическая гибель поэта, раненого на дуэли, оставила Наталью Николаевну вдовой с четырьмя детьми на руках.
Портрет Натальи Николаевны Гончаровой (Ланской) — жены русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Художник И. К. Макаров. 1840 год.
Народная молва никогда не жаловала Гончарову, и среди исследователей творчества Пушкина и истории его жизни до сих пор нет однозначной оценки личности его единственной супруги. Её считали поверхностной красоткой, ничего не смыслящей в поэзии, увлечённой лишь балами и светскими приёмами, называли любовницей Николая I, вступившей чуть ли не в сговор с семьёй Дантеса, и, конечно, косвенной виновницей гибели «солнца русской поэзии». Переписка Пушкина и Гончаровой, опубликованная уже после её смерти дочерью, во многом изменила представление о Наталье Николаевне — сейчас литературоведы и биографы склонны к мнению, что Гончарова была такой же жертвой враждебно настроенного общества, бесконечных анонимных писем и клеветы, всю дорогу омрачавших жизнь Пушкиных, поженившихся не по расчёту, а по любви.
«Отправляйся в деревню, носи траур по мне в течение двух лет, потом выйди замуж, но только не за шалопая», — обращался поэт к жене перед смертью. Вместо двух лет траур продлился семь. В первое время оставаться в столице Гончарова не могла, а потому уехала с детьми в родовое имение к матери и брату, где прожила затворницей два года. Вернувшись в Петербург в 1839 году, она продолжала вести уединённый образ жизни, и лишь в 1843 году вдова Пушкина стала вновь выходить в свет. Спустя год, в 1844 году, брат Натальи Николаевны Сергей познакомил её со своим сослуживцем Петром Ланским — красота Гончаровой покорила сердце 45-летнего убеждённого холостяка, который, к тому же, успел искренне полюбить её детей, и спустя полгода после знакомства он сделал ей предложение.
Брак с Ланским, как и с Пушкиным, был не по расчёту, а материальное положение обоих супругов было не бедственным, но и не лёгким. Нашлись, впрочем, и те, кто продолжал поддерживать теорию о связи Гончаровой с императором: якобы, благодаря этой связи Ланской после женитьбы продвинулся по службе. Свадьбу сыграли 16 июля в Стрельне: известно, что для того, чтобы получить разрешение на брак, командир гвардейского полка Ланской обратился к командующему гвардейским корпусом, а тот, в свою очередь, передал просьбу Николаю I. Узнав о торжестве, император пожелал быть посажённым отцом, однако Наталья Николаевна настояла на скромной свадьбе для узкого круга близких людей. Николай I на своем присутствии настаивать не стал.
Друзья Пушкина, в том числе Плетнёв и Вяземский , назвали Петра Ланского хорошим человеком, добрым по отношению к Гончаровой и детям. Ланской и правда принял сыновей и дочерей Пушкина — Григория, Александра, Марию и Наталью — как родных, что позволило Гончаровой отказаться от специальной опеки, в которую вошли родственник Гончаровой, дипломат Григорий Строганов, Жуковский и Наргиз Отрешков и которая была назначена над детьми после смерти поэта.
Ланской Пётр Петрович. Работа Н. П. Ланского. 1852 год.
В 1846 году опекуном был официально назначен Ланской. В браке у них с вдовой Пушкина родились ещё трое дочерей: Александра, Елизавета и Софья . Ланские дали всем семерым детям отличное образование: сыновья выбрали военную карьеру, дочерям удалось удачно выйти замуж — младшая дочь Пушкина Наталья даже породнилась с Российской императорской семьёй, выйдя замуж за принца Николая-Вильгельма Нассауского . Дети Гончаровой от обоих браков на протяжении всей жизни были очень дружны между собой.
«Пустые слова не могут заменить такую любовь, как твоя. Внушив тебе с помощью Божией такое чувство, я им дорожу. Я больше не в таком возрасте, чтобы голова у меня кружилась от успеха. Можно подумать, что я понапрасну прожила 37 лет. Этот возраст даёт женщине жизненный опыт, и я могу дать настоящую цену словам. Суета сует, всё только суета, кроме любви к Богу и, добавляю, любви к своему мужу, когда он так любит, как это делает мой муж», — писала Наталья Гончарова Петру Ланскому. Оба они к моменту знакомства были уже не молодыми, по меркам того времени, людьми, а потому вместо свойственной юношам и девушкам страсти, зачастую разрушительной, в их семье царили любовь и уважение.
В последние годы жизни Наталья Николаевна часто болела — подорванное переживаниями здоровье привело к болезням сердца и лёгких. Она перестала выходить в свет, уезжая за границу на лечение, которое, однако, не помогало. Ланская умерла в ноябре 1863 года от воспаления лёгких — в окружении мужа, детей и самых близких родственников и друзей. Спустя несколько недель историк и литературовед Пётр Бартенев опубликовал в одной из петербургских газет некролог: «26 ноября сего года скончалась в Петербурге на 52-м году Наталья Николаевна Ланская, урождённая Гончарова, в первом браке супруга А. С. Пушкина. Её имя долго будет произноситься в наших общественных воспоминаниях и в самой истории русской словесности. С ней соединена была судьба нашего доселе первого, дорогого и незабвенного поэта. О ней, о её спокойствии заботился он в свои предсмертные минуты. Пушкин погиб, оберегая честь её. Да будет мир её праху».
Пётр Ланской пережил супругу на 14 лет, всё это время он продолжал заботиться о детях: как об их с Гончаровой общих дочерях, так и об отпрысках Пушкина — в том числе и о внуках. Пётр Ланской ушел из жизни в 6 мая 1877 года и был похоронен в Александро-Невской Лавре, в одной могиле с женой.
Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором Ланская (27 августа (8 сентября) 1812, поместье Кариан, Тамбовской губернии - 26 ноября 1863, Петербург) - супруга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Наташа Гончарова родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона. Она была шестым ребенком в семье Николая Афанасьевича Гончарова. Ее мать, Гончарова Наталья Ивановна, урожденная Загряжская, славилась в молодости исключительной красотой.
Мать считала, что младшенькую дочь неимоверно разбаловал свекор, Афанасий Николаевич, не дававший до шести лет увезти внучку из Полотняного завода (обширное родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву, на Большую Никитскую, где поселялась семья на зиму.
Наташа Гончарова воспитывалась у деда, на вольном воздухе огромного парка с 13 прудами и лебедиными парами, плавающими в них. Дедушка души в ней не чаявший, выписывал для нее игрушки и одежду из Парижа: доставлялись в имение тщательно упакованные коробки с атласными лентами, в которых лежали, закрыв глаза, фарфоровые куклы, похожие на сказочных принцесс, книжки, мячики, другие затейливые игрушки, дорогие платьица, даже маленькие детские шляпки для крохи- модницы по имени Таша.
Уже в восьмилетнем возрасте все обращали внимание на редкое, классически-античное совершенство черт ее лица и шутливо пугали маменьку - саму замечательно красивую женщину, - что дочь со временем затмит ее красоту и от женихов отбоя не будет! Суровая и решительная маменька в ответ поджимала губы и, качая головой, говорила: "Слишком уж тиха, ни одной провинности! В тихом омуте черти водятся!" И глаза ее сумрачно поблескивали...
Владимир Иванович Гау. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной.
Детство Наташи было нелегким: отца терзала неизлечимая душевная болезнь – пристрастие к верховым прогулкам привело к трагическому падению с лошади: в результате ушиба головы Николай Афанасьевич Гончаров страдал помутнением рассудка, только в редкие моменты становился добрым, очаровательным, остроумным - таким, каким он был в молодости, до своей болезни. Мать, и до того не отличавшаяся ровным характером и мягким нравом, после несчастья, случившегося с мужем, стала истеричной и даже жестокой к детям. Сестры Гончаровы боялись матери и не решались вымолвить слова в ее присутствии, она же могла запросто отхлестать дочерей по щекам.
В. Гау. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной, 1841 год.
Жизнь рядом со строгой, всегда напряженной матерью, больным отцом, Николаем Афанасьевичем, не шла на пользу Наталии Николаевне. Она была до болезненности молчалива и застенчива. Позже, когда она появилась в светских салонах Москвы и Петербурга, эту застенчивость и склонность к молчанию, неумению мгновенно включаться в светскую беседу, многие считали признаком небольшого ума.
В.Гау. Н. Н. Пушкина. 1842-1843 гг. Акварель. Всероссийский музей Пушкина.
Вот что вспоминает о юношеских годах Наталии Николаевны Гончаровой ее близкая знакомая и соседка по имению Надежда Еропкина: "Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна она была с сестрою моей, Дарьей Михайловной. Натали еще девочкой отличалась редкою красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы осталось за нею".
И. Макаров. Н. Н. Пушкина- Ланская. 1849г. Холст, масло.
Государственный музей Пушкина.
"Я всегда восхищалась ею, - продолжает далее Еропкина, - Воспитание в деревне, на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц... Но главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась в семье удивительным самородком!" - отмечает в заключении Надежда Михайловна в своих воспоминаниях.
В. Гау. Н. Н. Пушкина. 1842 г. Акварель. Всероссийский музей Пушкина.
Этот самородок мгновенно поразил сердце и воображение знаменитого поэта, когда он увидел ее на балах танцмейстера Иогеля, в доме на Тверском бульваре, зимой 1828-1829 г.г. Наташе Гончаровой тогда едва минуло 16 лет. В белом платье, с золотым обручем на голове, во всем блеске своей царственной, гармоничной, одухотворенной красоты, она была представлена Александру Сергеевичу Пушкину, который "впервые в жизни был робок". Красоту ее Д. Ф. Фикельмон называла «поэтической», проникающей до самого сердца. Тонкий, «воздушный» портрет Н. Пушкиной работы А. П. Брюллова передает юную прелесть облика Натали.
А. Брюллов. Н.Н. Пушкина. Конец 1831 – начало 1832. Бумага. акварель.
Всероссийский музей Пушкина.
Влюбленный Пушкин не сразу отважился появиться в доме Гончаровых. Ввел поэта в их гостиную старый знакомый Федор Иванович Толстой, скоро ставший его сватом. Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. Наталья Ивановна была наслышана о политической «неблагонадежности» Пушкина и вдобавок опасалась, что жених потребует приданого, которого просто не существовало.
Комаров Виктор Павлович. А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова. Знакомство.
Поэт изо всех сил старался устроить свои денежные дела, что в конечном итоге позволило обеспечить приданое невесты – дело в свадебной традиции в общем-то нечастое. «...став уже реальной тещей, – с иронией, но не без удовлетворения замечает пушкиновед, директор Института русской литературы (Пушкинского дома) Николай Скатов, – Наталья Ивановна своим зятем будет быстро и решительно укрощена». В начале апреля 1830 года согласие матери Гончаровой было завоевано.
Пушкин на балу в камер-юнкерском мундире. С картины Н. Ульянова.
Знавшая Гончаровых их современница Н. П. Озерова рассказывала: «...мать сильно противилась браку своей дочери, но... молодая девушка ее склонила. Она кажется очень увлеченной своим женихом». Это наблюдение подтверждается и письмом самой Наташи деду с просьбой о разрешении на брак с Пушкиным: «Любезный дедушка!.. Я с прискорбием узнала те худые мнения, которые Вам о нем внушают, и умоляю Вас по любви вашей ко мне не верить оным, потому что они суть не что иное, как лишь низкая клевета...»
На «мальчишнике», который устраивал Пушкин накануне свадьбы, он казался весьма мрачным. Все заметили это, и многие предрекали несчастливый брак. Но доподлинно известно пушкинское признание после помолвки: «Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она... почти моя...»
18 февраля 1831 года Пушкин и Натали Гончарова наконец соединили свои руки и сердца в церкви у Никитских ворот. Во время обряда венчания Александр Сергеевич нечаянно задел за аналой, с которого упали крест и Евангелие. При обмене кольцами одно из них тоже упало, и вдобавок погасла свеча. Можно только догадываться о том, что пережил в эти неприятные мгновенья поэт, придававший столь большое значение всяческого рода приметам и «знакам судьбы».
И все-таки на какое-то время вся его жизнь озарилась счастьем. Продолжались, конечно, тревоги, неприятности, мучительные мысли о деньгах, которых постоянно не хватало, но надо всем теперь царило радостное и непривычное чувство. «Я женат – и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось, лучшего не дождусь», – писал поэт своему другу П. А. Плетневу через пять дней после свадьбы. «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом», – признавался он в письме к своей теще Н. И. Гончаровой уже в 1834 году. Исполнилось то, о чем он мечтал: «мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец» вошла в его дом...
Устинов Е.А. "Натали" 1988 г.
Пушкин хорошо понимал, что Наталье Николаевне всего двадцать лет, что она прекрасна, а кокетство и женское тщеславие так естественны для ее возраста. Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы, Натали Пушкина почти сразу же стала «наиболее модной» женщиной высшего света, одной из первых красавиц Петербурга.
За шесть лет, которые супруги прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. Но любовь к детям никак не заслоняла в ее душе стремления к светским успехам. По мнению родителей Пушкина, Натали испытывала большое удовольствие от возможности быть представленной ко двору в связи с назначением Александра Сергеевича камер-юнкером и танцевать на всех придворных балах. Она как бы вознаграждала себя за безрадостные детство и юность в угрюмом доме, между полубезумным отцом и страдавшей запоями матерью. Ей льстило, что красота ее произвела впечатление на самого царя.
Александр Сергеевич был весьма озадачен всем этим, так как ему «хотелось поберечь средства и уехать в деревню». Но... любовь Пушкина к жене «была безгранична, – вспоминала супруга одного из самых близких друзей поэта, Вера Александровна Нащокина, – Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда, даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее... В последние годы клевета, стесненность в средствах и гнусные анонимные письма омрачали семейную жизнь поэта, однако мы в Москве видели его всегда неизменно веселым, как и в прежние годы, никогда не допускавшим никакой дурной мысли о своей жене. Он боготворил ее по-прежнему».
Устинов Е.А. "Пушкин и Натали".
В 1835 году Наталья Николаевна познакомилась с французским подданным Жоржем Дантесом и была вовлечена в интригу о её предполагаемой связи с ним, что впоследствии привело к дуэли между её мужем и бароном Дантесом 27 января 1837 года, на которой был смертельно ранен Пушкин. Уместность её поведения в этой ситуации была неоднократно обсуждаема; некоторые, включая Анну Ахматову и Марину Цветаеву, завуалированно или открыто возлагали ответственность за смерть Пушкина на неё, в предположении, что она не могла понять величие мужа и не интересовалась его искусством.
Наталья Николаевна считала кокетство занятием вполне невинным. На вопрос княгини В. Ф. Вяземской, чем может кончиться вся история с Дантесом, она ответила: «Мне с ним весело. Он мне просто нравится, будет то же, что было два года сряду». Широко известен тот факт, что даже император Николай Павлович однажды сделал Пушкиной отеческое внушение по поводу ее поведения. Это, как и все прочие увещевания, не дало никаких результатов.
Устинов Е.А. "Пушкин, Натали, Николай I".
Сети светских интриг... В них – из-за одного неверного шага – рискует запутаться даже и многоопытный царедворец. Что уж тогда говорить о мало искушенной в жизни Натали? «Слишком приметна была она, – отмечал пушкинист А. Ф. Онегин, – и как жена гениального поэта, и как одна из красивейших русских женщин. Малейшую оплошность, неверный шаг ее немедленно замечали, и восхищение сменялось завистливым осуждением, суровым и несправедливым».
Гибель мужа не просто повергла Наталью Николаевну в отчаяние – она ошеломила ее наивную душу своей полной неожиданностью. В близкой ей семье Карамзиных ее жалели, защищали от нападок и называли бедной жертвой собственного легкомыслия и людской злобы. Она же жаждала прочесть все, что касалось ее мужа, жаждала «говорить о нем, обвинять себя и плакать». Старшая дочь Карамзина, Софья Николаевна, увидев вдову поэта на второй день после смерти Пушкина, была поражена: взгляд ее блуждал, на нее нельзя было смотреть «без сердечной боли».
Через две недели после трагедии Наталья Николаевна с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод, к брату Дмитрию. Почти два года она прожила в деревне, как и просил ее поэт перед смертью: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека». К ней приезжали отец Пушкина, Нащокин, Жуковский. Потом она возвратилась в Петербург. Растила детей, занималась хозяйством. Ездила в Михайловское, поставила памятник на могиле Пушкина. Долго еще не выходила замуж. Практичность Натальи Николаевны отступала перед любовью к детям, с годами ставшей главным свойством ее характера. В годы вдовства у нее было три серьезных претендента на ее руку. Никто из них не соглашался жить под одной крышей с детьми Пушкина, поэтому все были отвергнуты Натальей Николаевной.
В 1844 году, через семь лет после смерти Александра Серегеевича, Наталья Николаевна приняла предложение генерала Петра Петровича Ланского, командира конногвардейского полка, и вышла за него замуж. Ей исполнилось тридцать два года, Ланскому – сорок пять. Прежде он женат не был. Детей Пушкина Петр Петрович принял как родных. В новой семье родилось еще три дочери: Александра, Елизавета и Софья. Наталья Николаевна никогда не забывала поэта, и к этому ее чувству Ланской относился с большим тактом и уважением.
<
«Тихая, затаенная грусть всегда витала над ней, – свидетельствовала ее дочь А. Арапова. – В зловещие январские дни она сказывалась нагляднее: она удалялась от всякого развлечения, и только в усугубленной молитве искала облегчения страдающей душе».
Осенью 1863 года в семье Александра Александровича Пушкина родился мальчик – тоже Александр. По просьбе сына Наталья Николаевна отправилась из Петербурга в Москву – на крестины внука. Она и раньше страдала легочным заболеванием, а тут еще простудилась. Возвратившись в Петербург, слегла с тяжелым воспалением легких и скончалась 26 ноября 1863-го.
Дети похоронили Наталью Николаевну на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Через пятнадцать лет рядом прибавилась могила Петра Петровича Ланского и строгое, черного мрамора надгробие; около него – небольшая дощечка с надписью о том, что в первом браке Наталья Николаевна Ланская была за поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.
Т.Нефф. Н.Н.Пушкина-Ланская. 1856г. Холст, масло.
Всероссийский музей Пушкина
Она прожила на этом свете 51 год и из них была всего шесть лет вместе с Пушкиным...
Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) - российскаяхудожница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающаяся представительница русского авангарда начала 1910-х годов, один из самых ярких сценографов 20 века.
Родилась 16 августа 1881 года в деревне Ладыжино Тульской области. Наталья воспитывалась в семье архитектора. Этот род принадлежал к старинному роду Гончаровых.
Увлекшись искусством, Гончарова начала обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое продолжалось с 1901 по 1909 год. Сначала Наталья занималась преимущественно скульптурой, а впоследствии стала увлекаться живописью. Первым наставником начинающей художницы стал К.А. Коровин. При этом скульптурные работы художницы тоже получили высокую оценку.
Ранними работами Гончаровой стали картины в духе импрессионизма. Эти полотна успешно экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ. Позднее она получила приглашение от С.П. Дягилева. Он предложил начинающей художнице участвовать в Осеннем Салоне в Париже.
В этот период Гончарова пишет в основном улицы со старинными зданиями, городские парки в технике пастели. Особенности мировосприятия, прослеживающиеся в этих полотнах, явно говорят о влиянии на художницу творчества мастеров группы «Наби». Однако тот нежный лиризм, который отличал работы раннего периода, вскоре уступил место последовательному неопримитивизму.
Еще во время обучения в училище Гончарова знакомится с М.Ф. Ларионовым. Вскоре это знакомство приведет к теплым отношениям, а Ларионов станет супругом художницы. Вместе с ним Гончарова участвовала в различных русских и европейских выставках. Творческий подъем молодой художницы был связан с 1906 годом, когда Гончарова вплотную занялась картинами в духе примитивизма. Художницу привлекает тематика крестьянского искусства. Она стремится познать сущность творчества народа во всей его глубине.
Позднее Гончарова будет работать и в других стилях, активно используя традиции разных эпох. В это время появляются картины «Мать», «Хоровод», «Уборка хлеба», «Евангелисты».
Мать
Хоровод
Уборка хлеба
Евангелисты
В 1913 году Гончарова много работает над иллюстрациями к литературным произведениям, среди которых издания С.П. Боброва, А.Е. Крученых, В.В. Хлебникова. С 1914 года художница оформляет театральные постановки, такие как «Золотой петушок». В поздний период творчества Гончарова создает много работ, поддерживающих идею беспредметного искусства. В это время появляются картины «Лучистые лилии», «Орхидеи».
В 1915 году Гончарова вместе с мужем уезжает во Францию. Здесь жизнь художницы и оборвется 17 октября 1962 года .
Творчество Гончаровой
В 1907-1911 годах живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива.
Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее).
Жатва
Птица-Феникс
Ангелы, мечущие камни на город
Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме - привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань).
После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление - изобретенный Ларионовым лучизм.
Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария).
Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911-1912 - член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике». В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939).
Центр французского периода Гончаровой - театр.
Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» Мориса Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского, 1923, «Жар-птица» Игоря Стравинского, 1926 и другие спектакли). В 1920-е годы и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е годы Гончарова писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов - их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.
18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4,948 млн фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
02 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
В 2011 году в Москве была проведена пресс-конференция, участники которой, эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов и коллекционер Пётр Авен, заявили о примерно 300-х подделках Натальи Гончаровой, опубликованных в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне Дениз Базету «Наталия Гончарова: её творчество между традицией и современностью».
Наталья Николаевна Гончарова – жена и муза великого русского поэта . Она была одной из красивейших женщин Петербурга. Об этом свидетельствуют и ее портреты, написанные художниками при жизни Натальи. По слухам, сам император был в нее влюблен. До сих пор вокруг ее личности не утихают дискуссии и споры.
Детство и юность
Родилась Наталья Гончарова 8 сентября 1812 года в поместье Кариан Тамбовской губернии, где семья Гончаровых была вынуждена жить из-за Отечественной войны 1812 года. Ее отец Николай Афанасьевич был родом из семьи купцов и промышленников, получившей дворянство во времена правления императрицы .
Он был образован, знал иностранные языки, играл на скрипке и виолончели. Занимал должность секретаря московского губернатора. Мать Наталья Ивановна происходила из старинного дворянского рода Загряжских. В молодости была необыкновенной красавицей. Своей красотой Наташа обязана именно ей.
Позже вся семья переехала в Калужскую губернию, в селе Полотняный Завод жил дед Натальи – Афанасий Николаевич. Он был человеком властным и расточительным, что крайне не нравилось отцу. Но в 1815 году дед отстранил его от управления делами. Родители Натальи решили вернуться в Москву. На тот момент у них на руках было пятеро детей. И Афанасий Николаевич попросил оставить в усадьбе его любимицу Натали.
Как раз в это время у отца Натальи стала прогрессировать душевная болезнь. Некоторые связывали ее с травмой головы, полученной при падении с лошади. Но биографы Натали Гончаровой, изучающие архивы, убеждены, что все-таки он страдал алкоголизмом. В состоянии опьянения он был груб и буен, обижал жену и детей.
Так что, оставшись с дедушкой в селе, Наташа не прогадала, тем более что он ее всевозможно баловал – покупал дорогие платья и шляпки, одаривал ее игрушками и сладостями. Но стоит отдать ему должное, большое внимание он уделял образованию девочки. Она изучала письмо и счет, осваивала французский язык.
Позже, переехав в Москву, Наталья получила достойное домашнее образование. Ей преподавали русскую и мировую истории, русский язык и литературу, географию, а также немецкий и английский языки. К тому времени французским она владела в совершенстве. И даже говорила, что писать по-французски ей намного проще, нежели на русском.
Жена Пушкина
Познакомилась Наталья Гончарова со своим будущем мужем Александром Пушкиным зимой 1829 года. Они оба присутствовали на балу танцмейстера Иогеля в доме на Тверском бульваре. На тот момент девушке было всего 16 лет. Но Пушкин сразу же был сражен ее красотой наповал.
Через пару месяцев он появился на пороге дома Гончаровых, чтобы просить руки их дочери. Но властная мать Натальи заявила, что дочь ее еще слишком молода. Ко всему прочему, она была наслышана о его репутации вольнодумца и политической неблагонадежности. Но категорического отказа все же не дала. Поэтому уже осенью Александр Сергеевич вновь пришел свататься.
Помолвка молодых состоялась 6 мая 1830 года. А венчание, из-за волокиты с приданным, только 2 марта 1831 года. Во время бракосочетания в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот Пушкин выронил кольцо, а после у него погасла свеча. Как и многие, он посчитал это дурным предзнаменованием. Вскоре супруги переехали в Царское Село, и Александр Сергеевич был счастлив.
В Петербурге красота Натальи произвела впечатление на местное светское общество. Она быстро освоилась, став частой гостьей светских мероприятий. В 1832 году у Пушкиных родилась дочь Мария. В том же году скончался дед Натальи, оставив имение, обремененное долгом в 1,5 млн рублей.
Жизнь в столице была дорога, но из соображений «престижа» Пушкины продолжали жить в большом доме. Наталья любила выходить в свет, а Александр иногда играл в карты и проигрывал. Семья находилась в трудном финансовом положении.
В 1933 году родился их сын Александр. В этом же году Николай I пожаловал Александра Сергеевича в младший придворный чин камер-юнкера, чем Пушкин был крайне опечален. Но он понимал, что Двор хотел, чтобы Наталья Николаевна чаще присутствовала на балах. Тем более, уже тогда ходили слухи, что император к ней неравнодушен. На самом деле поэт даже гордился успехом жены в обществе, тем более что Наталья никогда не давала повода, за ней не было замечено даже кокетства.
В 1935 году Наталья родила сына Григория. В том же году она познакомилась с – французским подданным, кавалергардом, а также приемным сыном посланника Нидерландов Геккерна. Мужчина начал демонстративно ухаживать за Пушкиной. Ей было приятно его внимание, и она любила танцевать на балах, тем более молодая женщина снова забеременела и посещала светские рауты крайне редко.
Но между супругами всегда были доверительные отношения, он был для нее главной опорой, она – его музой. Существует мнение, что Наталья хоть и увлеклась Дантесом, до конца была верна Пушкину. В мае 1836 года она родила дочь Наталью.
Однако многие в смерти великого поэта винят как раз Наталью. Ей в вину ставили свидание с Дантесом на квартире ее троюродной сестры Идалии Полетики, которая, к слову, была в числе главных врагов и гонителей Пушкина. Но подтверждения этой встречи нет. Некоторые полагают, что именно Полетики и придумала этот «план» с Дантесом, таким образом создав травлю вокруг Александра Сергеевича.
В ноябре 1836 года всем друзьям поэта было разослано письмо с оскорбительным содержанием в сторону Натальи и Александра. Пушкин сразу же подумал, что это дело рук Дантеса и тогда впервые вызвал его на дуэль. Но она не состоялась, а Жорж Дантес посватался к сестре Натальи – Екатерине.
В обществе эта новость лишь усугубила ситуацию. Некоторые считали, что Дантес женится на нелюбимой женщине для того, чтобы отвести все подозрения от Натальи. Другие видели в этом поступке только еще один способ сделать Пушкину больно. Ведь все знали, насколько Александр Сергеевич ревнив. Их семья присутствовала на венчании Дантеса и Екатерины, но вот на праздничный обед Пушкины не пошли. Не принимали они молодоженов и в собственном доме. Но на светских мероприятиях все же встречались.
23 января на балу Дантес оскорбил Наталью Николаевну. Пушкин написал Геккерну настолько резкое письмо, что дуэль была неминуема. Но так как Геккерн был иностранным послом, участвовать в дуэли он не мог. Дантес вызвал поэта на дуэль вместо своего отца. 27 января прошла дуэль на Черной речке.
Пушкин был тяжело ранен в живот. На смертном одре он попросил жену вдовствовать 2 года. 29 января он скончался. Наталья тяжело переживала смерть супруга, она заболела и уехала с детьми в имение в Полотняном Заводе. Ей было всего 25 лет, а она уже стала вдовой с четырьмя детьми.
Вышла замуж Наталья Николаевна не через два года, как завещал ей Пушкин, а через семь лет. Ее избранником стал Петр Ланской – генерал-лейтенант, сослуживец ее брата. Он был небогат, но искренне любил Наталью и принял ее детей как своих собственных. В этом браке родились еще три дочери.
Смерть
В 1861 году Наталья Николаевна заболела, каждую весну женщину стали мучить ужасные приступы кашля, которые не давали спать. Доктора посоветовали ей на время поменять климат. Петр Ланской взял отпуск, и они вместе с дочерьми отправились за границу. Семья посетила несколько немецких курортов, но на здоровье Пушкиной-Ланской это никак не повлияло. Всю осень семья прожила в Женеве, зимой переехала в Ниццу. Вскоре женщина пошла на поправку.
Однако врачи ее предупреждали, что «любая простуда унесет ее как осенний листок». В ноябре 1863 года женщина поехала на крестины внука в Москву и простудилась. В обратной дороге ее состояние ухудшилось. Скончалась она на 52-м году жизни от воспаления легких, 26 ноября 1863 года. Ее супруг Петр Ланской пережил ее на 14 лет.
Похоронили Наталью Николаевну Ланскую на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Память
- 1927 – фильм Владимира Гардина «Поэт и царь», в роли Натальи – Ирина Володко
- 1981 – фильм Бориса Галантера «И с вами снова я…», в роли Натальи – Ирина Калиновская
- 1986 – фильм Леонида Менакера «Последняя дорога», в роли Натальи – Елена Караджова
- 2002 – документальный фильм Галины Самойловой «Три жизни Натальи Гончаровой»
- 2006 – фильм «Пушкин. Последняя дуэль», в роли Натальи –
- 2014 – фильм Дениса Банникова «Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ», в роли Натальи – Светлана Агафошина
- 2015 – документальный фильм Алексея Пищулина «Пушкина после Пушкина»
Портреты Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-ЛанскойНАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА
Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.
Владимир Гау создал пять акварельных портета Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: "Вы власть, Вы могущество в обществе... Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать... Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели". Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.
А.С.Пушкин.Профиль Натали
В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1841
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842. Акварель
К. П. Мазер Наталья Николаевна Пушкина.
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849.Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым - молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну "заняться" её портретом, так как "сквозил характер лица". "Чрезвычайно изящная картина", написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: "...это один из лучших моих портретов... я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож".
И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение "Мадонна".
H. Н. Пушкина-Ланская. Конец 1850-начало 1860-х г.г. Фотография
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.
И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.
T. Нефф(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины - это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.
Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.
И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: "От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов... В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин".
Е. Павлова
История создания портрета К. Лаша широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне»13. В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.
К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856На портрете К. Лаша Наталье Николаевне неполных 45 лет. На ней черное закрытое платье и черная кружевная косынка на голове. Освежают лицо жемчужные серьги с бусами и белый кружевной воротничок. Несколько странно выглядит темно-зеленый бант, приколотый поверх воротничка, который, возможно, делал бледное лицо более розовым. Некоторую «траурность» портрета скрашивают пурпурные складки спущенной с плеч то ли бархатной накидки, то ли драпировки. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет.
Оригинал:Великая Княжна Мария Николаевна
Оригинал записи и комментарии на