Магистратура nikon. панорамная съемка
29.06.2016
Панорамная фотография - это очень обобщенное понятие, но, по сути, это съемка любых панорам (сюда относят как фотографии с б`ольшим, чем у обычных объективов, углом обзора, так и фотографии «длинного» формата, имеющие соотношение сторон 1*2 и т.д., и фотографии, созданные при помощи соединения нескольких кадров в одном).
Разновидности панорамной фотографии
Планарная панорамная фотография
Планарная панорама (т.е. спроецированная на плоскости) получается при использовании фотоаппаратов, объектив которых обладает углом обзора либо 120 градусов, либо больше, - так можно получить кадры с более широким углом обзора, вытянутые. Это возможно благодаря подвижности объектива, вращающегося вокруг так называемой «нодальной» точки. Такой объектив «отправляет» свет вслед за затвором, что и позволяет создать необходимый эффект при съемке.
Фотокамеры для панорамной фотосъемки могут быть оснащены как цифровой матрицей, так и использовать для запечатления кадра узкую (135) или широкую (120) фотопленку.
Второй способ создания такой панорамной фотографии - это так называемая «склейка» ряда кадров в один снимок. Этот способ также достаточно популярен среди фотографов.
Цилиндрическая панорамная фотография
Получить цилиндрическую панораму (по-другому, циклограмму) возможно только путем «сшивки» нескольких кадров, поскольку охватываются все 360 градусов, что и позволяет создать «полную картину». Для человека считается наиболее удобным угол обзора в 90 градусов, поэтому циклограмма может запутать зрителя или даже дезориентировать. Такая панорама может быть создана из десятков обычных фотографий, привычных глазу. Особенностью этого вида панорамы является то, что горизонтальные линии становятся чуть изогнутыми.
Сферическая панорамная фотография
Распространенный вид панорамного фото - сферическая (другими словами, кубическая) - создается благодаря проекции окружающей среды на грани куба. Это создает удивительное впечатление, словно вы наблюдаете поверхность шара или сферы, находясь внутри нее самой. Часто фотографы применяют для создания подобных снимков объектив «рыбий глаз», который дает картинку в круге с охватом в 180 градусов.
Виды фотопанорам и особенности их создания
Существует очень много видов панорам: природная, городская, сельская, уличная, ночная, а также интерьерная, горизонтальная или же вертикальная, круговая и далее, практически до бесконечности. Практически все, окружающее нас, может стать тем или иным типом панорамного фото.
Любой качественный снимок показывает и истинную картину изображаемого, и его красоту, и отношение фотографа, его восхищение местностью или предметами. Поэтому, чтобы получить хорошую панораму не обязательно иметь профессиональную панорамную камеру, можно использовать и обычную «мыльницу», главное - постараться увидеть и передать на фото особенности окружающей панорамы.
Также любому фотографу полезно знать, что большинство современных цифровых фотокамер имеют специальный режим съемки, склеивающий несколько кадров в один снимок, что значительно облегчает работы с панорамной фотосъемкой.
Интересные публикации на сайте
Хорошая фотография скрывает в себе историю, живущую не только в кадре, но и за его пределами, а окончание этой истории каждый зритель придумывает для себя сам.
Панорамы по восприятию сильно отличаются от “обычных” кадров. Разглядывая удачную панораму, зритель мысленно переносится на место фотографа и становится активным участником картины, незаметно вовлекаясь в окружающее его пространство.
Из статьи вы узнаете, , об оборудовании, необходимом для этого вида съемки, также я озвучу программы для создания панорам и, конечно же, расскажу о тех проблемах, с которыми я столкнулся при создании примеров, приведенных в этой статье.
Надеюсь, вы не будете совершать моих ошибок и тем самым сэкономите свое время =)
Логичнее всего начать с оборудования.
Оборудование для съемки панорам.
- Фотоаппарат. Здесь ограничений никаких нет – подойдет и “мыльница” и “зеркалка”.
- Объектив для съемки панорам также можно выбрать любой, но предпочтение лучше отдать широкоугольным моделям. Преимущество таких объективов в том, что нет необходимости делать слишком много снимков, охват по вертикали получается больше, и как следствие, фотография не будет выглядеть как “узкая щель”. Выбирайте объектив с фокусным расстоянием до 80 мм.
- Штатив. Можно конечно обойтись и без него, но могут возникнуть ненужные трудности, проявляющиеся в виде шевеленки , но это на самом деле мелочи – основные проблемы могут возникнуть при сборке изображения. Использование штатива позволит вам сэкономить массу времени на обработке, если вы, конечно, настроены на качественный результат. Профессиональный подход требует применения панорамной головки. Новичкам она в принципе не нужна по причине высокой цены и немалого веса.
- Если ваш штатив не оснащен уровнем, его можно приобрести отдельно. Он устанавливается в разъем для вспышки.
- Спусковой тросик или пульт ДУ помогут избежать , но их наличие совсем не обязательно.
Все необходимое оборудование для съемки панорам я перечислил.
Еще один момент о котором стоит поговорить, до того как выйти на фотоохоту – . Она важна не только в “обычной” фотографии, но и при съемке панорам.
Чтобы фотография выглядела живее и выразительнее, желательно присутствие переднего плана.
Панорамная съемка поля, моря, озера будет скучной и однообразной, потому что глазу не за что зацепиться. Объекты расположенные на переднем, среднем и заднем плане придадут объем изображению. В качестве таких объектов можно использовать людей, деревья, камни, скалы и другие вещи – передний план способен “оживить” картинку и сделать ее выразительнее.
Горизонтальные линии в панорамной съемке выглядят достаточно скучно – оживить картинку способны вертикальные линии (деревья, столбы, здания).
В “обычной” фотографии мы ищем и “вычленяем” интересные вещи из общего целого и передаем сюжет в одном кадре, оставляя за его пределами массу всего интересного, а может даже целую историю.
Для панорамной съемки необходимо развитие навыка “панорамного видения”, чтобы научиться красиво передавать объекты в единстве, так сказать, чтобы рассказать, зачем они все вместе собрались. Сложность развития этого навыка заключается в том, что угол обзора человеческого приблизительно 45 градусов, а панорамы могут включать и 180 и 360 градусов окружающего пространства.
Композиционная уравновешенность изображения также играет важную роль. Крайний левый (начало истории) и крайний правый (ее завершение) фрагменты панорамы должны по возможности ее завершать, чтобы взгляд зрителя не выскальзывал за ее пределы. Для этой цели можно использовать тяжелые вертикальные линии, способные ограничить композицию.
Линию горизонта можно расположить по правилу ().
Идеальное время для съемки – режимное время – пол часа, после того как солнце встало из-за горизонта ранним утром, и пол часа до того, как солнце опустилось за горизонт вечером. Это время считается идеальным для съемки пейзажей и дикой природы.
Вы уже наверное полны решимости взять фотоаппарат и пойти снимать, но ответ на вопрос “?” еще не окончен =) осталось еще несколько важных моментов.
Перед тем как начать практиковаться – прочитайте еще немного теории – так вы совершите меньше ошибок и сэкономите время.
Как снимать панорамы? Правила съемки панорам.
После того как вы определились с местом и временем действовать нужно следующим образом:
- Установите фотоаппарат на штатив, при этом с помощью уровня нужно проконтролировать правильность установки – должен быть “горизонтальным”, вертикали также не должны уходить в стороны. Покрутите камеру влево – вправо и проверьте, везде ли соблюдается это правило. Вы, конечно, можете махнуть рукой на него и не выполнять, тогда могут возникнуть проблемы: при сборке панорамы – здания и деревья могут быть завалены в сторону, горизонт может “уйти” вверх или вниз от своего “нормального” положения, или же вообще, после сборки он будет напоминать волнистую линию.
- Камеру лучше расположить вертикально (портретная ориентация). Пусть потребуется большее количество кадров, зато итоговое изображение будет интереснее и гармоничнее. При горизонтальной ориентации получиться “узкая полоска”.
- Настройки фотоаппарата. Для того, чтобы определиться с настройками нужно понять, чего мы хотим добиться в идеале. Нам необходимо, чтобы все кадры, составляющие панораму были одинаковыми по яркости, оттенкам цвета, глубине резкости, масштабу – так мы максимально облегчим себе жизнь при сборке. Для того, чтобы добиться этих результатов желательно использовать ручной режим M, или режим приоритета диафрагмы. Чтобы уменьшить число кадров в серии обычно используют самое короткое фокусное расстояние объектива, при этом оно не должно меняться на всех кадрах серии. Фокусируемся на бесконечности, после чего автофокус можно отключить. Значение диафрагмы 8-16 (максимальными значениями лучше не увлекаться, во избежание дифракции). Значение выдержки можно установить средним для всех кадров (можно сказать – “средняя температура по больнице”), минус этого метода – утрата деталей в ярких областях и тенях. Если присутствует яркое солнце, то экстремальных перепадов яркости не избежать. С этой проблемой можно попробовать справиться, используя технологию HDR (снять один и тот же кадр с разной экспозицией и вытащить детали из теней и пересветов). Также от яркого солнце можно спрятаться в тени, так можно избежать еще одной проблемы – бликов.
- Каждый кадр должен перекрывать следующий на 30-50%. Большее перекрытие позволит сгладить различия в освещении и цвете.
- Светофильтры в панорамной съемке лучше не применять, во избежание лишних бликов и неоднородности цвета. Поляризационный фильтр может улучшить качество отдельной фотографии, а панораму может испортить – при изменении угла объектива к солнцу изменяется поляризация, и как следствие, изменяется цвет, в результате небо может получить неравномерный “прокрас” по всей длине панорамы.
- желательно полностью помещать в границах одного кадра, иначе может возникнуть ситуация, когда на одном фрагменте половина объекта есть, а на втором нет, потому что она уже от нас далеко убежала.
- Если ваша камера позволяет снимать в Raw, то лучше использовать эту возможность – это даст большую гибкость в подгонке двух соседних фрагментов по яркости, контрасту, насыщенности и другим параметрам.
Процесс сборки панорамы на компьютере занимает значительно больше времени, чем сама съемка, при этом его продолжительность напрямую зависит от качества отснятых фрагментов. Сам собой напрашивается вывод – лучше потратить больше времени на съемку, сделав ее максимально качественной, чем на компьютере исправлять совершенные ошибки.
Как снимать панорамы – вы теперь знаете, давайте уделим немного времени процессу сборки.
Собирают обычно из фрагментов, начиная с крайнего левого. Существует множество программ, для упрощения и автоматизации этого процесса.
Программы для создания панорам.
- Adobe Photoshop
- PTGui
- Autopano Giga
- Panorama Maker
- Panorama Factory
- PanoramaStudio Pro
Это далеко не полный список, но больше думаю и не надо =)
Для создания панорам, приведенных в этой статье я пользовался программой Adobe Photoshop CS6 бета версии.
После того, как вы придете домой после фотосъемки будет достаточно сложно вспомнить, где начинается одна панорама и заканчивается другая, поэтому перед началом съемки панорамы я фотографирую один палец, после того как панорама завершена, я фотографирую два пальца – простой, но действенный и интуитивно понятный метод.
Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга “
Показать целый город на одной фотографии? Или увидеть всю красоту зимнего пейзажа? Все это возможно с помощью панорамной фотографии.
Панорамная фотография - это фотография, имеющая большой угол обзора. Различают три вида панорамной фотографии: планарная, цилиндрическая и кубическая (в некоторых случаях называемая также сферической ).
Так как действительно серьезных фотографов не так уж и много, то панорамные пленочные фотоаппараты не пользуются большим спросом, потому и производятся в небольших количествах. Однако они, наверное, самые удобные фотоаппараты, посредством которых можно сделать качественные панорамные фотографии. Фотография называется панорамной, так как угол охваченного обзора бывает большим. С давних, конкретнее – со дня возникновения понятия панорамной фотографии, пор идут споры насчет точного определения панорамной фотографии, и до сих пор нету конкретики. Однако в профессиональных кругах считают, что панорамная фотография должна иметь соотношение горизонтали с вертикалью не менее 2:1.
Планарная панорама - проецируется на плоскость и может быть воспроизведена на бумаге или мониторе. Такую панораму обычно получают посредством панорамных фотоаппаратов, имеющих угол обзора более 120°, что позволяет получать вытянутые кадры с широким углом охвата. Достигается столь широкий угол за счёт подвижного объектива, который вращается вокруг своей нодальной точки, направляя световой поток вслед за щелевым затвором. Панорамные фотоаппараты могут использовать узкую (тип 135), широкую (тип 120) фотоплёнку или иметь цифровую матрицу. Так же получить планарную панораму можно и посредством «сшивки» кадров с обычного фотоаппарата, правда в этом случае желательно использовать специальную панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение.
Цилиндрическая панорама получается только методом сшивки, так как охват панорамы составляет 360°, что на сегодняшний день невозможно охватить единым фотоаппаратом. Сферическая панорама возникает, если округлую проекцию сделать на грани куба, из-за чего у наблюдателя складывается впечатление просмотра поверхности шара изнутри. На сегодняшний день действительно трудно найти качественные панорамные фотографии в сети интернет. Возможно, причиной этому становится, во-первых, факт того, что любителям трудно достичь подобных эффектов из-за незнания профессиональных сторон сферы, во-вторых, цена панорамных фотоаппаратов, которые намного отличаются от обычных жен полупрофессиональных цифровых фотоаппаратов. Лидерами рынка панорамных фотоаппаратов принято считать двух производителей: Hasselblad XPan и Горизонт.
Цилиндрическая панорама (циклорама) - для любого человека комфортный угол обзора – 90 градусов. Это нормальный угол восприятия визуальной информации. Цилиндрическая панорама охватывает все 360 градусов, что может ввести человека в заблуждение и дезориентировать. То есть вы привыкли воспринимать изображение своими 90 градусами, а тут перед вами целая панорама, которая соткана из десятка привычных вашему глазу картинок.
Сферическая (кубическая ) панорама получается проекцией окружения на грани куба (у зрителя возникает ощущение, что он смотрит на поверхность сферы изнутри).
Различают множество видов панорамной фотографии: городская и сельская, природная и индустриальная, макро- и ландшафтная, уличная и интерьерная, ночная и дневная, вертикальная и горизонтальная, круговая и с параллельным сдвигом... Качественно выполненное панорамное фото не только поможет показать полную картину местности, но и передаст всю красоту и восторг фотографа. Для получения хорошей панорамы можно воспользоваться как специальным панорамным фотоаппаратом, так и обычной цифровой «мыльницей».
В обычных цифровых фотоаппаратах, под панорамным режимом имеют в виду съемку нескольких кадров с последующей склейкой в соответствующей программе. Одной из самых мощных программ для склейки панорам является бесплатная и поддерживающая все популярные операционные системы «Panorama Tools», однако она весьма сложна в использовании, поэтому рекомендуется воспользоваться одной из доступных бесплатных оболочек, например, «hugin». Хотя собрать красивую панораму возможно и с помощью «PhotoShop», но это займет больше времени. Запомните: чем меньше вы приложите усилий во время съёмки, тем больше их потребуется при сборке панорамы.
Если вы решили снимать панорамное фото , то вам не обойтись без штатива, лучше, если он будет иметь встроенный уровень, поскольку ключевым моментом при съёмке панорамы является строгое вертикально-горизонтальное положение всех осей.
Учтите, что съёмка фрагментов происходит со штатива, на портретно-ориентированные кадры и с перекрытием как минимум на четверть кадра. При фотографировании серии фрагментов все параметры съёмки должны совпадать, автоматические режимы не допускаются. При съёмке фрагментов необходимо прогнозировать возможное изменение условий освещения и положения предметов в кадре.
Дата публикации: 22.03.2016
В представлении большинства фотографов панорамный снимок - это вытянутый по горизонтали, «длинный» кадр, сделанный с очень широким (может даже 360°) углом обзора…
Панорама в представлении обычного человека
Однако в современной фотографии панорамами называют не только и не столько снимок, сделанный с большим углом обзора (какой-нибудь пейзаж, например), а изображение, последовательно собранное из нескольких отдельно снятых кадров. При этом каждый последующий кадр снимается «внахлёст» к предыдущему снимку для удобства последующей склейки итогового изображения. Получившаяся картинка необязательно должна иметь широкий угол обзора и вполне может сохранять стандартные соотношения сторон кадра.
Классический пример панорамы, склеенной из трёх отдельно снятых кадров
Панорамная съёмка очень часто применяется в пейзажной фотографии, однако ею не ограничивается. Панорамы делают и в архитектурной, и в интерьерной съёмке, и даже при съёмке портретов!
Технически этот кадр тоже является панорамой. Как и предыдущий снимок, он сделан из трёх вертикальных кадров.
NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1250 S
В чём же плюсы панорамной съёмки для фотографа и почему этой техникой стоит овладеть?
- Контроль угла обзора. С помощью панорамной съёмки мы легко можем увеличить угол обзора нашего объектива. Нехватка угла обзора - проблема, знакомая каждому фотографу. Простая жизненная ситуация: во время экскурсии вы оказались в красивом, но тесном храме и хотите запечатлеть всё его убранство, весь интерьер. Отойти подальше, чтобы взять общий план, не получится, так как будут мешать стены здания, а из объективов у вас лишь «полтинник»… Что делать? Снимать панораму! Так угол обзора можно увеличить во много раз!
Разумеется, не всегда можно использовать вместо широкоугольного объектива панорамную съёмку. Если у вас в кадре много движения или вы сами двигаетесь (едете в поезде, например), склеить панораму просто не получится - положение объектов на снимке от кадра к кадру будет совершенно различным.
- Контроль перспективы и перспективных искажений. Простое свойство перспективы: чем ближе к нам предмет, тем он кажется крупнее. Во многих видах съёмки это может сыграть с нами злую шутку, ведь объекты будут терять свои изначальные пропорции, наклоняться набок и тому подобное. Особенно это заметно при съёмке архитектуры. Например, дом хочется снять не каким-то кособоким из-за перспективных искажений, а вполне прямым. При склейке панорамы на компьютере мы можем эффективно и без серьёзных потерь в качестве итогового кадра работать с перспективой на фото.
- Увеличение детализации и разрешения снимка. Опытные фотографы знают, что разрешение лишним не бывает! Да, современные зеркальные аппараты обладают серьёзным разрешением: при грамотной работе фотографа даже с самой простой зеркалки можно печатать изображения форматом 30х45 см. Однако бывают ситуации, когда требуется ещё большее разрешение. К примеру, пейзажи часто печатаются большими форматами. Снимки высокого разрешения удобнее редактировать - у вас всегда есть запас для манёвра, кадрирования. Хотите увеличить разрешение своих кадров в несколько раз? Снимайте панорамы. Очевидно, что, сложив несколько отдельных кадров в один, мы увеличим разрешение итогового изображения. Чем из большего количества кадров состоит панорама, тем больше итоговое разрешение! И разумеется, чем выше разрешение ваших кадров, тем более мощный компьютер понадобится для их обработки, да и сами они будут занимать много места на жёстком диске. Если вам не нужно высокое разрешение, при желании вы всегда можете убавить его, уменьшив снимки при обработке. Как видите, этот пункт я поставил на третье, а не на первое место, так как считаю, что в общем итоге контроль угла обзора и перспективы гораздо важнее в работе фотографа. Особенно сегодня, когда есть камеры, с разрешением 36 мегапикселей (Nikon D810) и более.
- Контроль глубины резкости. Ещё одна не совсем очевидная возможность панорамной съёмки. Мы можем делать кадры с очень малой глубиной резкости, сильно размывать фон. Как сделать снимок с достаточно широким углом обзора, но с малой глубиной резкости, характерной для телевика? Для этого необходимо всего лишь снимать панораму на телеобъектив на открытой диафрагме. Если у вас нет портретного объектива, который сильно размывает фон, то один из рецептов для вас - снять панораму на открытой диафрагме и при максимальном зуме тем объективом, который у вас есть. Этот метод отлично работает при съёмке статичных объектов - всевозможных деталей. К примеру, цветов. При должной сноровке так можно снимать даже постановочные портреты, главное - попросить вашу модель не шевелиться, пока вы делаете серию кадров для панорамы.
Что нужно для панорамной съёмки?
Какое оборудование необходимо для панорамной съёмки? Давайте узнаем.
Любой фотоаппарат , имеющий ручные настройки. Желательно зеркальный. Именно с ним вы будете чувствовать себя уверенно при съёмке: он позволит настроить все параметры и даст высокое качество картинки. Кроме того, у зеркалок нет задержки при срабатывании затвора (так называемого лага затвора), а значит съёмка панорамы пройдёт гораздо быстрее и будет меньше шансов допустить ошибку. Для панорамной съёмки одинаково хорошо подойдут как «кропнутые» аппараты (например, Nikon D5300 или Nikon D7200), так и полнокадровые камеры типа Nikon D750, Nikon D610, Nikon D810. Отметим, что в зеркалках Nikon нет встроенного автоматического режима панорамной съёмки (серьёзным фотографам он неинтересен, ведь если разобраться с зеркальным аппаратом, панораму можно собрать самому). А вот в компактных аппаратах от Nikon этот режим имеется. Если вы фотолюбитель и хотите побаловаться с панорамами, то можете обратить внимание на гиперзумы типа Nikon COOLPIX P900 или водонепроницаемый компакт Nikon COOLPIX AW130.
Любой объектив . Существует стереотип, что панорамы можно снимать только объективами с фокусным расстоянием порядка 50 мм, так как на таких изображениях меньше всего перспективных искажений и их проще потом собрать. Это справедливо лишь в том случае, если вы собрались склеивать панорамы вручную. Однако сегодня так никто не делает (это такое же редкое явление, как лечение пиявками). Для автоматизированной склейки панорам создано множество компьютерных программ. Объектив для съёмки панорамы стоит выбирать исходя из того, в каком жанре вы будете снимать. Тут всё как обычно: для пейзажа больше подойдут широкоугольные объективы, а для портрета лучше использовать специальные портретные линзы. И требования к оптике при съёмке панорам предъявляются всё те же, что и при съёмке обычных одиночных кадров. Она не должна давать виньетирования, дисторсии, хроматических аберраций. Важное требование к объективу, который будет использоваться при съёмке панорам, - резкость по всему полю кадра (хотя бы на закрытых диафрагмах). Многие объективы грешат тем, что дают резкое изображение лишь в центре кадра, а по краям начинают «мылить». Такие объективы плохо подойдут для панорамной съёмки, ведь то, что являлось краем на одном из склеиваемых снимков, вполне может оказаться центром вашей будущей панорамы.
Ввиду всего вышесказанного, я рекомендую пользоваться при съёмке панорам оптикой, оптимизированной под современные стандарты качества. Монокли и «гелиосы» оставьте для других видов съёмок! В основном я снимаю панорамы объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, иногда пользуюсь портретником Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor и лёгким телевиком Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Кроме того, прекрасным выбором для съёмки панорам станут недавно появившиеся широкоугольные фикс-объективы от Nikon AF-S 28mm F/1.8G Nikkor, Nikon AF-S 24mm f/1.8G ED Nikkor, Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor. Конечно же, панорамы очень удобно снимать и универсальным зум-объективом Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED VR Nikkor. Выше перечислены объективы для полнокадровых аппаратов, но они подойдут и для «кропнутых» камер с матрицей формата APS-C. Однако если вы хотите иметь широкоугольный объектив для «кропнутого» аппарата, лучше использовать специально разработанную для них модель - она даст больший угол обзора и при прочих равных будет гораздо компактнее. Среди широкоугольных объективов, созданных специально для «кропа», можно отметить Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor.
Панорамная фотосъёмка - разновидность съёмки с большим углом охвата сцены. Применяется в случае, когда стандартные углы обзора объективов недостаточны для отображения всей требуемой сцены.
С помощью панорамных методик мы получаем возможность "поймать в кадр" больше пространства, чем при использовании стандартного комплекта фототехники. Вопросами панорамной съёмки фотографы озабочены давно. И если раньше усилия конструкторов фототехники, профессиональных фотографов и любителей были направлены на аппаратные решения, то теперь более перспективными видятся решения программные.
Требуемая ширина сцены в несколько раз больше возможного с имеющимся комплектом техники. Угла обзора катастрофически не хватает, фотография не передаёт масштабности происходящего, не видно ни оборудования, ни автокрана. Стрелками указана требуемая и имеющаяся ширина охвата сцены:
Как же быть? Клеить панораму! Берем умеренно широкоугольный объектив, в данном случае применялся трансфокатор в положении 28 мм. По справочнику либо эмпирическим путём находим нодальную точку. Это не совсем верное определение, на самом деле нам нужна так называемая "no parallax point", адекватного этому термину определения в русском языке я не знаю. В случае работы с равноудалёнными объектами и при отсутствии предметов на переднем плане точность вычисления точки можно особо не утруждаться. Если же снимать панораму при наличии элементов на расстоянии 1-2-5 метров от камеры точность уже нужна, причём ошибка в 10-20 мм будет критична - из-за проявления параллакса панорама не склеится, будут заметны артефакты.
Стараясь вращать камеру вокруг волшебной точки G (зачёркнуто) беспараллаксной точки, делаем ряд кадров. В нашем случае одного ряда снимков для полного вертикального охвата недостаточно, мы сделаем два-три ряда. Фотографии для будущей панорамы следует делать с перекрытием 20-30% относительно соседних кадров, лучше больше. Делать это надо быстро - стрела крана двигается, стропальщик тоже замирать не собирается:
Дальше доверим дело программе. Заметим, что к 2010 году программных пакетов для склейки панорам появилось более десятка, но ещё ни одна не умеет думать за фотографа. И не надо, думаем мы и сами неплохо. Мой друг PTgui расставит контрольные точки, а проекцию, размеры и перспективу я задам сам:
Процесс склейки многорядной панорамы из отдельных файлов с разрешением 10 мпикс (при подключении плагина smartblend) весьма ресурсоёмкий, компьютер на базе двухъядерного 3 ГГц процессора задумывается на пару минут. Фотографы - владельцы машин пятилетней давности можно смело идти на обед, за время работы программы над панорамой вы также успеете попить кофе и покурить. В результате колдовства получается картинка, недостижимая другими средствами и методами фотографии. Задача выполнена - на фото теперь видна вся площадка целиком:
Панорамная фотосъёмка , в числе прочих неоспоримых удобств, даёт фотографу свободу манипуляции перспективой. Рассмотрим эту возможность на примере панорамы гостиницы "Советская". В качестве точки съёмки выберем тротуар на Рижском проспекте. С этой точки, работая камерой даже с широкоугольным объективом, мы сможем сфотографировать лишь небольшую, порядка 10-20%, площадь фасада. На компьютерной панораме из 12 кадров мы можем наблюдать всё здание целиком.
На первой панораме задана линейная перспектива (это определение не совсем верно с точки зрения общей теории перспективы, но для для простоты понимания вполне сойдёт). Фасад выглядит ровно, стенки не падают, линии прямы и параллельны. Так наш глаз (а точнее, мозг - как видит глаз, мы поймём по следующей иллюстрации) воспринимает здание с некоторого удаления. Но поскольку мы стоим практически рядом, расстояние до центральной части фасада в два-три раза меньше, чем до левого и правого края! Компьютерное моделирование перспективы при панорамной съёмке позволяет обойти это, вроде бы неустранимое препятствие.
Однако, за всё приходится платить. В данном случае, геометрией предметов на переднем плане. Что мы и наблюдаем на примере припаркованных автомобилей - машинки слева и справа по длине приближаются к лимузинам. Если такая метаморфоза не критична, линейное представление перспективы вполне уместно и оправданно. Помним, что решений в плоскости традиционной фотографии наша задача не имеет вообще. А что можно сделать ещё?
А ещё можно задать цилиндрическое представление. Наш глаз на самом деле видит так, именно такое изображение проецируется на сетчатку. Вся остальная "постобработка данных" происходит в мозгу - здание нам кажется всё-таки прямым. Фасад гостиницы загнулся, но пропорции предметов (смотрим на машинки) стали правильными, близкими к действительности. Кроме того, еще бывает проекция сферическая. Это попытка представить на плоскости всю сферу (360х180 град.) Но о ней мы поговорим, когда будем разбираться с технологией создания виртуальных сферических панорам . Для создания панорам для обычного просмотра и печати фотографу достаточно понимания первых двух разновидностей.
Какая же проекция верна? Однозначно ответа быть не может, правильны обе. Дело в особенности восприятия сюжета зрителем. Я бы просто сравнил два варианта и выбрал наиболее комфортную картинку. Даже при неправильной геометрии ваша фотография может приобрести интересный "спецэффект" :)
Панорамные методики нередко используются при фотосъёмке интерьеров . Им нет альтернативы в том случае, когда необходимо показать широкое помещение при условии, что фотографу просто некуда отойти. Использование специальных объективов не может быть полноценной заменой - скомпенсированный по геометрии широкоугольник даст характерное растяжение по краям кадра, а классический "рыбий глаз" даёт загнутую к центру картинку, которая понравится далеко не всем. Пример: фотосъемка операционной медицинского центра, однорядная компьютерная панорама из четырёх кадров.
Применение панорам в фотосъемке интерьеров коттеджа. Относительно небольшое помещение санузла оказалось невозможно показать традиционными методами. Компьютерная панорама позволяет рассмотреть всё вокруг. Несколько вольное обращение с геометрией пространства нельзя назвать недостатком - такие картинки выглядят намного интереснее тех, что даёт классический широкоугольный объектив.
Панорама не обязательно должна выглядеть панорамой, т.е. широкоформатным снимком в большим отношением ширины к высоте. Фотография может иметь и привычные нам отношения сторон - 2:3, 3:4. В таком случае картинка имеет большой охват не только по ширине, но и по высоте сцены. Пример: компьютерная панорама мемориального комплекса "Разорванное кольцо" на пл. Победы. Только многорядная панорама позволяет охватить всё пространство внизу чаши.
Однорядная панорама из четырёх вертикальных кадров. Отойти дальше нет возможности - коттедж окружён деревьями, которые попадут в кадр (это заметно по теням на снегу). Расстояние до здания намного меньше ширины его фасада. На результирующем изображении этого не видно, есть ощущение простора.
Одно из применений панорамной фотосъёмки - создание панорам высокого и сверхвысокого разрешения. Панорамная методика позволяет по этому параметру превзойти самую совершенную плёночную аппаратуру. Результирующее разрешение панорамы равно 70-80% от суммы разрешений исходных файлов. Мой личный рекорд - порядка 400 мпикс. (панорама невских берегов с Английской набережной), лимита здесь практически не существует. И хотя задача такая на практике встречается редко (8-15 мпикс. достаточно для большинства случаев), но пренебрегать таким простым и изящным решением фотографам не следует. Напечатанная форматом 1,5 х 8 м. городская панорама с разрешением до нескольких миллиметров выглядит, поверьте, бесподобно.
Разрешение панорамного снимка Благовещенского моста - более 100 мпикс. Огромное достоинство при необходимости печати многометрового баннера.
На отдельной странице приведены дополнительные примеры панорам высокого разрешения , описаны параметры съёмки, выложены исходные файлы.
Само собой, панорамные методики можно и нужно применять при фотосъёмке архитектуры. Восхитительной красоты фасады петербургских зданий зачастую просто неоткуда сфотографировать - дальше стены дома напротив не отойдёшь при всем желании. Теперь у фотографов есть надёжное решение проблемы
Здание Санкт-Петербургского Суворовского военного училища (Воронцовский дворец). Однорядная панорама из семи кадров:
Главное здание Государственного Русского музея (Михайловский дворец). Однорядная панорама из восьми кадров, ручной выбор контрольных точек:
Зимний дворец, вид с Дворцовой площади. Единственная возможность показать всё здание целиком - использование панорамных технологий:
Панорама Исаакиевской площади, 8 отдельных кадров, автоматическая склейка, коррекция перспективы:
Открыточный вид, ф/с для журнальной иллюстрации - панорама зимней Невы. Сшивка из четырёх горизонтальных снимков:
Нельзя сказать, что панорамы - это решение всех проблем фотографов и их заказчиков. Но то, что новая технология значительно расширяет возможности профессионалов и любителей, можно утверждать смело. И самое главное - здесь вы найдёте широчайшее поле для экспериментов. А опыт придёт с годами:)