Лицей и гимназия чем отличаются. Чем лицей отличается от гимназии, что лучше? Чем отличается гимназия от обычной школы: на примере моих детей
Зачастую родители твердо убеждены, что именно их ребенок - особенный, талантливый и не такой, как все. По этой причине перед 1 сентября у мамы и папы возникает вопрос: куда же отдать свое чадо? Сегодня кроме общеобразовательных школ существуют еще гимназии и лицеи. У каждого из этих учебных заведений свои особенности и характеристики, которые родителям будущих школьников не помешает хорошо знать. Ведь только разобравшись, в чем отличие между школой, гимназией и лицеем, можно разумно подойти к вопросу об определении ребенка.
Школьные годы чудесные
Если обращаться к словарям, то школа - это, прежде всего, учебно-воспитательное заведение для обучения, образования и воспитания детей, молодежи и взрослых. Мы же сегодня под словом школа подразумеваем обычное учебное заведение без углублений в какие-либо дисциплины. Практически каждая общеобразовательная школа стремится сделать все, чтобы повысить свой статус если не до гимназии и лицея, то хотя бы школы с углубленным изучением отдельных предметов. Иногда в школах вводится углубление в отдельные дисциплины только в старших классах.
Что касается учебной программы в школе, то она полностью соответствует государственным стандартам, а нагрузка на детей - нормативным требованиям. Дети, которые обучаются в школах, как правило, имеют достаточно свободного времени на занятия по интересам (секции, кружки).
Для того, чтобы поступить в школу, необходимо лишь принести нужные документы в специально отведенное на это время. Существует стереотип, что дети, учащиеся в общеобразовательной школе, имеют гораздо меньше шансов поступить в хороший университет, однако это не так, ведь все зависит исключительно от желания ребенка, а не от статуса учебного заведения.
Виват, гимназия!
Гимназия - это среднее учебное заведение. Уже в Древней Греции, Египте, Сирии были гимназии, но в значении "мест для упражнений". С 5 века они стали считаться общеобразовательными школами, в которых преподавалась философия и риторика. В каждом городе Греции была хотя бы одна гимназия.
На сегодняшний день гимназия является достаточно элитным учебным заведением, в котором ребенку даются не только базовые знания, но и возможно многостороннего, универсального развития. В гимназии ребенок сможет объективно оценить свои интересы и свои способности по тем или иным дисциплинам, что в будущем поможет ему выбрать профессию. По этой причине образование в гимназии считают предпрофильным. Выбор специализации предоставляется старшеклассниками, но иногда и в средних классах вводят специальные предметы. Углубленная программа во многом отличается от школьной и зачастую бывает авторской.
Мудрые лицеисты
В Российской Империи лицей - это привилегированное учебное заведение, в котором обучали от 6 до 11 лет, охватывая программу не только средней, но и высшей школы. В лицеях готовили в основном государственных чиновников. Лицей, помимо общеобразовательной программы, готовит своих воспитанников по конкретным дисциплинам, в соответствии с тем, куда хотят поступать ученики. Зачастую лицеи заключают договор с одним или несколькими вузами и готовят индивидуально для них абитуриентов.
Уровень образования в лицее на порядок выше школьного, однако до вузовского еще не дотягивает. Основной акцент в лицейской программе сделан на профильных дисциплинах, ведут которые иногда сами пеподаватели вузов.
Некоторые вообще стирают границы между гимназией и лицеем, говоря, что по большому счету в них больше общего, чем различного. Главной задачей лицея является в первую очередь подготовка к поступлению в конкретное высшее учебное заведение. Так, выпускник лицея может поступить не на первый, а сразу на второй курс.
Гимназия же предоставляет своим ученикам более многостороннее и универсальное образование. Здесь нет четкой и строгой ориентации на конкретный вуз, ребенку предоставляется больше свободы выбора, больше возможностей личностного развития и роста.
Запомните: не важно, какое образовательное учреждение Вы выберете для своего ребенка - школу, гимназию или лицей, главное, чтобы оно помогло ему реализоваться настолько, насколько он этого желает, ведь именно в этом состоит одна из миссий учебных заведений.
Кроме того, для родителей очень важным является понимание умственного склада своего ребенка: что ему интересно, к чему есть особые наклонности (гуманитарные или технические науки). Очень важно, чтобы то место, в котором он будет получать свое первое образование, помогло сделать ему самостоятельный правильный выбор в жизни.
После того, как Вы определились с видом учебного заведения, пообщайтесь с персоналом (директором, преподавателями) - так Вы узнаете все детали учебной программы, а также с учениками: ведь кто, как не дети подробно расскажут Вам свои впечатления о процессе обучения и о том, чем живет любимая школа, гимназия или лицей.
Кем быть лучше, лицеистом или школьником? Есть ли какие-то преимущества лицейского образования перед школьным? Само название «лицей» навевает какие-то старинные ассоциации с пушкинскими временами и классическими понятиями в преподавании. Со школой все проще: парта, ручки, пеналы, переменки… Но в чем заключается основные отличия? Явно не в партах и переменках.
Определение
Лицей - название его происходит от греческого слова «ликеион» - означающее учебное заведение. В настоящее время они больше распространены в странах западной Европы, Латинской Америке и даже в Африке. Что касается нашей страны, то здесь до революции так называли привилегированное образовательное учреждение среднего или высшего уровня. Чаще всего здесь готовились чиновники. Кроме того, в настоящее время так называют ряд учебных заведений, которые работают с 1989-го года по собственным учебным программам. Получается определенная специализированная подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы: физико-математическая, филологическая, химико-биологическая и др. Также подобными названиями сегодня «награждают» учреждения среднего профессионального образования (бывшие ПТУ).
Школа - это слово также имеет греческое происхождение от слова «школе» - досуг. В широком смысле слова, подобное название может применяться к любому образовательному учреждению. Но в классическом понимании, это заведение с определенной министерством образования программой, где проходят обучение дети от 6-7 до 16-17 лет. В итоге они получают аттестат о неполном или полном среднем образовании, а дальше уже могут поступать в высшие учебные заведения или профессионально-технические.
Сравнение
В лицее собственная программа обучения. Значит ли это, что она резко отличается? Вовсе нет! Лицеисты проходят все общие предметы, но существуют также углубленные, направленные на поступление в конкретный ВУЗ. Делается это по договору между лицеем и высшим учебным заведением, после чего преподавание «затачивается» под определенную программу. Есть даже лицеи, которые располагаются на территории своих старших собратьев - университетов.
Можно ли из этого заключить, что лицейское образование на порядок лучше школьного? Конечно, прошедшим подготовку в этом образовательном учреждении намного легче учиться потом, нежели обычным школьникам. А как иначе, если в разработке программ участвуют педагоги ВУЗов. Школа более скромна в этом отношении. Педагогический состав в среднем слабее, а если есть сильные учителя, то их зачастую приглашают на другие места (в те же лицеи).
В лицее может быть определенная специализация, уклон, к примеру, в сторону иностранного языка, химии, физики и других наук. В школе все идет ровно. Хотя периодически в каких-то школах начинают изучать 1-2 предмета более углубленно.
Логично предположить, что нагрузка на учащихся в школе меньше, нежели в лицее, ведь лицеистов готовят к овладению будущей профессией.
Принцип отбора тоже иной. Если в обычную школу принимают всех и с первого класса, то в лицей идут в основном старшеклассники и по собеседованию, на котором определяется уровень подготовки.
В лицее практикуется «парная» система преподавания предметов. А в школе уроки строго по 45 минут.
Выводы сайт
- В лицее собственная программа обучения наряду с общепринятой, а в школе строго государственная.
- Лицейское образование углубленное, поскольку готовит непосредственно к поступлению ВУЗ, а в школе этого нет.
- В лицее педагогический состав сильнее, а в школе, даже если есть сильные учителя, их часто «переманивают» в другие места.
- Лицей ориентирован на определенную специализацию, а школы могут предлагать только углубленное изучение одного или нескольких предметов.
- Нагрузка на учеников в лицее больше, а в школе меньше.
- Отбор в лицей идет чаще всего среди старшеклассников, а в школу принимают всех с первого класса.
- В лицее «парная» система преподавания предметов, а в школе строго 45 минут на 1 урок.
Абсолютно каждый родитель с особым вниманием относится к выбору учебного заведения для своего ребенка. Рассматривая варианты - школа или гимназия, - следует знать об их отличиях, а также преимуществах и недостатках.
Чем отличается гимназия от школы? Разница в педагогическом составе
Гимназия является более элитным учебным заведением, нежели школа со стандартным подходом к обучению. По численности учреждений с углубленным изучением предметов гораздо меньше, чем обычных средних.
Отвечая на вопрос, чем отличается гимназия от школы, важно знать, что для присвоения статуса гимназии обычному учебному учреждению нужно полностью заменить состав педагогов. Только тогда она будет соответствовать особому уровню преподавания.
Для организации образовательного процесса в лицеях и гимназиях учителя обязаны обладать высшей квалификационной категорией, а также участвовать во всех конкурсах, нацеленных на оценку педагогического мастерства. Подавая документы для поступления на работу в такое учреждение, педагоги должны представить портфолио с результатами своей деятельности.
Подбор штата преподавателей происходит на конкурсной основе. Многие не представляют, чем отличается гимназия от обычной школы. Однако все знают, что большинство общеобразовательных учреждений переживают дефицит в учительском составе. В связи с этим для работы в обычных школах наряду с молодыми специалистами без опыта работы в сфере обучения детей набирают людей, которые вовсе не прошли обучение в специализированном учебном заведении по данному профилю. Соответственно, у таких сотрудников отсутствует диплом и необходимая категория. Конечно, об использовании ультрасовременных технологий преподавания не может идти и речи. Основной задачей директора школы является вопрос укомплектования штата сотрудниками и беспрерывного процесса обучения.
Оборот финансов
Еще одним требованием для получения статуса гимназии является высокий оборот финансов. Учреждение необходимо обеспечить современным и актуальным оборудованием, которое поможет организовать соответствующий учебный процесс.
Стоит знать, чем отличается гимназия от школы в России. Только учреждение со статусом гимназии имеет возможность осуществлять сборы денежных средств, размер которых, по сравнению с обычными учебными заведениями, гораздо больше. Другими словами, чем лучше, тем дороже.
Программы развития
Говоря о том, чем отличается гимназия от школы, следует отметить, что в учебном заведении с повышенными требованиями ученикам предоставляются различные программы развития. Такой подход способствует легкому усваиванию материала.
Высокостатусное учреждение с особым вниманием относится к обучению гуманитарным предметам и иностранным языкам.
Изучение иностранных языков
Вот еще чем отличается общеобразовательная школа от гимназии. Программа средних учебных заведений дает возможность изучать только один иностранный язык. Ученики гимназии должны обладать знанием двух и более. Изучение их происходит последовательно, благодаря тому что образовательный процесс начинается с начальных классов. С 1-го по 4-й преподают один язык. После 5-го класса ребенок может изучать 2 и более. Обучение происходит подгруппами, состоящими из 10 учеников. Таким способом достигается высокая эффективность усваивания дисциплины.
Углубленные знания
В заведении с высоким статусом, аналогично простой школе, в образовательном процессе используются стандартные учебники и программы. Помимо этого учащимся предоставляется художественная литература.
Углубленные знания дети получают за счет изучения:
- художественной деятельности и культуры;
- изучения религии;
- занятий по ритмике;
- уроков по филологии.
Для того чтобы понять,чем отличается гимназия от школы, следует более детально рассмотреть технологию учебного процесса. К примеру, химико-биологическая группа обучается по специальному плану, а также участвует в дополнительных мероприятиях, таких как экскурсии.
Дети вместе с опытными наставниками занимаются разработкой своих учебных проектов, презентуют наблюдения и результаты проведенной деятельности, участвуя в научной конференции.
Изучая вопрос, чем отличается школа от гимназии и лицея, не нужно упускать из вида, что в учреждениях с высоким статусом существуют патриотические, хореографические и научные объединения и клубы.
Немногие школы, особенно сельские, могут похвастаться наличием современной технической базы, предоставляющей условия для проведения исследований и создания проектов.
Проанализировав занятость учеников гимназии, следует отметить факт об использовании углубленной программы обучения. Такое образовательное учреждение обеспечено всем необходимым для раскрытия талантов учащегося. Для всестороннего развития ребенок может посещать:
- различные кружки;
- факультативные занятия;
- спортивные секции.
Совместная деятельность с высшими учебными заведениями и учреждениями культуры позволяет расширить кругозор детей и наполнить их жизнь впечатлениями от ярких событий.
Главное для гимназии - дисциплина
Определиться с выбором родителям поможет знание, чем отличается гимназия от школы. Высокопрофильное образовательное учреждение ведет усиленный контроль над дисциплиной учащихся, которые должны посещать занятия согласно расписанию, без пропусков. Также важным условием, соблюдение которого обязательно, является специальная форма одежды. Сейчас некоторые школы стараются придерживаться строгого внешнего вида. Однако это скорее рекомендация, а не правило.
Гимназия имеет следующие отличительные признаки:
- своя символика, герб;
- гимн;
- наличие автобуса для перевозки учащихся.
За внешним видом и поведением гимназистов строго следят. С особым вниманием отслеживают численность детей с фактом приводов в полицию и трудных ребят. Дисциплина и опрятность в гимназиях касается как учеников, так и самого здания.
Рассказывая о том, чем отличается гимназия от школы, стоит отметить принцип, предусмотренный уставом гимназии, суть которого в том, что один педагог преподает одну дисциплину. Это позволяет избежать случаев замещения учителей.
Материальная и техническая база
Гимназия занимает лидирующее место в данном вопросе. Оснащенность нужным и современным оборудованием, учебными пособиями и наличие компьютерных классов с проведенным интернетом - все это является визитной карточкой школы с повышенным статусом. Существуют также библиотеки с двумя видами книг: обычные и электронные.
Нельзя не согласиться с тем, что столь инновационный подход к образованию - основа для достойного обучения детей. Обычные школы обладают хорошей материальной базой, но все же отстают от гимназий и в этом.
Сейчас для поступления первоклассника в гимназию он должен пройти вступительный экзамен, помогающий оценить способности будущего школьника. Для записи в обычную школу этого не требуется.
В каждом городе есть департамент образования. Периодически комиссия из членов данной организации проводит проверку всех общеобразовательных школ, взвешиваются все достоинства и недостатки. После подведения итогов выносят решение, соответствует заведение своему статусу или нет. Не исключено, что такая проверка переквалифицирует школу в гимназию, если имеются положительные тенденции, также может произойти и обратное.
Подведение итогов
Основываясь на вышеизложенном, можно смело дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, чем отличается гимназия от школы. Средние учебные заведения в сравнении с гимназиями значительно проигрывают.
Минус последних - в дорогостоящем обучении. Однако и качество образования гораздо эффективней и выше. В связи с этим при наличии возможности определить своего ребенка в гимназию даже не стоит задумываться. Дети, окончившие учреждения с высоким статусом, получат прекрасное образование и станут полноценными развитыми личностями.
Если в семье есть дети, то рано или поздно все равно будет поднят вопрос о возможности получения образования в гимназии. Это престижно, дает больше шансов на успешное поступление в высшее учебное заведение. Однако следует понимать, что ребенок будет уставать больше, останется меньше времени на отдых и здоровый сон. Поэтому перед тем как принимать окончательное решение, стоит изучить все «за» и «против» школы и гимназии, и, учитывая особенности конкретно вашего ребенка, сделать правильный выбор.
Школа представляет собой учреждение образования, процесс обучения в котором состоит из трех этапов:
- начальная школа (1-4 класс)
- базовое образование (5-9 класс)
- среднее образование (10-11 класс).
Формой организации рабочего времени является чередование уроков, длительностью 40-45 минут, и перемен (от 5 до 30 минут).
Гимназия относится к элитным учебным заведениям.
Изначально гимназия была площадкой для обучения спортивным наукам, о чем свидетельствует и название данного заведения. «Гимназия» с греческого переводится как «место для гимнастических упражнений».
Образовательная программа школы и гимназии
Программы для общеобразовательных школ во многом уступают программе для гимназии.
После 9 класса предусматривается разделение на профильное обучение.
Кроме более глубокого изучения стандартных дисциплин, в гимназиях преподают ряд общеразвивающих предметов: искусство, философия, ритмика и т.д. В результате выпускники гимназии имеют широкий кругозор, являются приятными собеседниками, умеют рассуждать и делать выводы, имеют свою точку зрения по любому вопросу и могут с честью ее отстоять, с легкостью преодолевают экзамены в ВУЗ.
Педагогический состав
Для того, чтобы школа могла обрести статус гимназии, необходимо, чтобы большая часть преподавателей имела высшую категорию, которые при этом соответствовали выбранному уровню сложности предмета.
Если в школе возможна взаимозаменяемость учителей-предметников (например, учитель истории может провести физкультуру в отсутствии физкультурника), для гимназии такая замена недопустима. Штат должен быть полностью укомплектован специалистами, и, по возможности, иметься некоторый резерв.
Иностранные языки
В обыкновенной школе, начиная с 5-6 класса, как правило преподается один иностранный язык. Гимназия должна предоставить возможность изучения как минимум двух языков, один из которых английский. Один язык преподается уже с первых классов, второй добавляется с пятого.
Материальное обеспечение
Кабинеты гимназии должны быть укомплектованы всем лабораторным и демонстрационным оборудованием, а библиотека наполнена учебной и художественной литературой. Внешнее и внутреннее состояние помещений должно находиться в достойном состоянии.
Финансирование гимназии значительно превышает финансирование школы, а соответственно, и материальная база намного лучше.
В гимназии обязательно имеется компьютерный класс с выходом в Интернет, и чаще всего не один. Для школы рекомендовано иметь компьютерный класс, но еще не во всех школах эта рекомендация реализована.
Внеклассная работа
Кроме различных секций и кружков, которые встречаются и в общеобразовательной школе, в гимназии широко распространена научная работа детей. Проводятся конференции, научные круглые столы, лекции известных научных деятелей. Ведется тесное сотрудничество с преподавателями университетов.
Выводы сайт
- Обучение в гимназии многопрофильное, по расширенной программе. Школа довольствуется общеобразовательными стандартами.
- Укомплектованность педагогами и материальной базой в гимназии 100 процентная.
- В школе достаточно обучать одному иностранному языку, в гимназии – минимум два, причем один с начальной школы.
- В гимназии ведется научная работа, сотрудничество с научными центрами. В школах достаточно спортивных секций и кружков по интересу.
Три буквы. Именно столько, если говорить буквально, составляет реальная разница между школой и гимназией. Так стоит ли спорить, какая форма обучения лучше? Сегодняшние выпускники гимназий с сочувствием смотрят на столкнувшихся с новацией четвероклашек. Те, как я думаю, пока не совсем понимают, то ли радоваться тому, что привычных вступительных экзаменов не будет, то ли огорчаться, поскольку привычного гимназического обучения тоже не предусмотрено. А в классы придут новенькие - запись начнется меньше чем через месяц. В том числе лоботрясы и двоечники, хулиганы и забияки - все те, от кого гимназические стены уже отвыкли.
Фото kirov-portal.ru
Думаю, еще многие помнят те времена, когда само слово «гимназия» носило какой-то имперский оттенок. Это ж дети дворян учились в гимназиях. Тогда в уме рисовался портрет этакого строгого ученика, с синими от усердия чернильными пальцами, в почти военной синей униформе. А потому термин прижился у нас не сразу. Очень долго он воспринимался как школа с плюсом - лучшая. Остальным приходилось лишь к этой планочке тянуться. Тянулись к ней и сами педагоги. Преподавать по старинке неинтересно, да и неактуально. Как однажды в беседе обозначила директор гимназии № 10 Минска Марина Ильина, современный учитель не только должен быть уверенным пользователем новых технологий, но и уметь задействовать их в учебном процессе. Способностью просто включать компьютер и печатать текст сегодня никого не удивишь.
Что помимо этого? Знание предмета, умение им заинтересовать. Впрочем, по правде говоря, хорошие учителя есть везде. Необязательно в гимназиях.
Встреча с учителем начальных классов школы № 125 Минска Николаем Шавловским, думаю, перевернула не одну детскую жизнь. В хорошем смысле. Не только потому, что в младших классах «усатый нянь» - редкость, а потому, что педагог с четвертьвековым стажем с нежностью и трепетом относится к каждому ребенку. К таким педагогам, как Николай Шавловский, идут косяком. Это тот случай, когда статус учреждения уходит на второй план. Да и, давайте откровенно, в начальную школу идут за мотивацией, любовью к учебе, а не за глубокими знаниями. Гонка за ними и за статусностью еще совсем недавно начиналась после четвертого класса. Когда родители задумывались о будущем способного чада. Чтобы эту самую мотивацию не потерять.
А иногда и не задумывались. Потому как зачастую и школа звучит не хуже. Если там есть болеющий за общее дело руководитель, который и спортивную базу наладит, и кружки интересные организует. Так, чтобы родителям не нужно было возить детей в удаленные районы города. А чтобы все, как говорится, в одном наборе - и общеобразовательная, и музыкальная школа, и спортивные секции. Как, например, в минской школе № 56. Хлопотно - да, говорит ее директор Юрий Круглик, так ведь школа для этого и строилась.
Конечно, от самого образовательного учреждения зависит многое. Но не все. Например, уровень знаний и мотивация к учебе, с которой придут к ним в классы ребята, вряд ли. Давайте скажем честно: школы больше готовы к работе с разным контингентом. В гимназиях о категории детей-двоечников просто подзабыли - много лет сюда приходили только те, кто действительно хотел учиться.
Ну да, теперь показатели успеваемости поползут вниз, а мест на олимпиадах станет чуть меньше. Но дело даже не в этом. Придется педагогам вспомнить забытые психологические приемы и снова объяснять непослушным детям, зачем нужны те или иные знания. А умники снова превратятся в «заучек» и «ботаников».
И еще. Увы, равные возможности совсем не гарантируют равный результат. Всегда будут те, кто учится, и те, кто, так сказать, отбывает повинность, какие бы возможности им ни предоставили. И совсем не важно, как будет называться учреждение, в котором они обучаются, - просто школа или элитная гимназия.