Кто такие петр и павел святые апостолы. Святые апостолы Петр и Павел
В календаре Православной церкви нет таких дней, на которые не выпадала бы память того или иного святого. Но церковные праздники предполагают свою иерархию значимости, и одни из них являются более важными, чем другие. В первую очередь это Пасха, двунадесятые и великие праздники. В число последних входит и день 12 июля - Петра и Павла, первоверховных апостолов. О нем, а также о самих этих людях, мы и поговорим ниже.
День святых первоверховных апостолов
День Петра и Павла знаменует собой окончание первого из двойки многодневных постов, приходящихся на летние месяцы. Называется он в народе Петровским. Второй пост - Успенский, и он приходится на август. Но нам интересен сейчас именно первый, который предваряет празднование 12 июля. Петра и Павла, чествуемых в этот день православной церковью, вспоминают все верующие. Это и неудивительно, ведь именно благодаря им, согласно официальной церковной истории, христианство является таким, какое оно есть. И пост, который предшествует этому празднику, призван помочь достойно подготовиться к чествованию памяти двух столпов церкви.
Однако события, которые лежат в основе этого праздника, по человеческим меркам отнюдь не радостные, а очень даже трагические. А именно: это насильственная смерть, которую приняли Петр и Павел в столице Римской империи. Однако, с точки зрения христианского вероучения, мученическая кончина ради Христовой истины является лучшей из возможных смертей. Она гарантирует прощение грехов, поскольку является свидетельством веры и надежды, и вслед за такой несправедливой кончиной праведник наследует вечную жизнь и райское блаженство. Поэтому в духовном преломлении смерть праведных людей в христианстве является событием хотя и скорбным, но одновременно и праздничным по самой своей сути. А переход в мир иной двух авторитетнейших людей во всей христианской церкви не мог не стать великим торжеством во всей церкви.
Дата праздника
На самом деле отмечается день этих апостолов 29 июня. Однако из-за тринадцатидневного отставания юлианского календаря по гражданскому григорианскому стилю день Петра и Павла приходится на 12 июля. В католической церкви, кстати, которая придерживается в своей традиции григорианского стиля, чествование этих двух мужей приходится на положенное им 29 число месяца июня. Если быть до конца честным, то так же обстоят дела и в большинстве православных автокефальных церквей, которые некоторое время назад синхронизировали церковный календарь и гражданский. Русская православная церковь в этом смысле составляет исключение вместе с Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Польской церквями. Все они, а также монашеская республика Афон и ряд отдельных приходов и монастырей по всему миру продолжают выстраивать свою богослужебную жизнь и отмечать церковные праздники по юлианскому календарю.
Об апостолах Петре и Павле
Первоверховные апостолы Петр и Павел были личностями очень разными, совершенно непохожими друг на друга. Различия между ними касались и характера, и темперамента, и образа мыслей, и даже занимаемой церковной позиции, если считать новозаветное повествование достоверным историческим источником. Согласно библейскому тексту, было время, когда два апостола были не в ладах друг с другом, и между ними наблюдалось некоторое напряжение, если не сказать ссоры. Конфликтовали между собой и их последователи, которые говорили о себе: «я Павлов» и «я Кифин». Тем не менее в славе своей они оказались едины. Немало этому поспособствовал их авторитет в христианских кругах. Еще одна причина - это смерть, которую Петр и Павел встретили в один день, если, конечно, верить легендам, имеющим хождение в церкви. Согласно им, случилось это событие во время понтификата императора Нерона, где-то в 67 году после Рождества Христова. Теперь стоит поговорить о каждом из этих людей подробнее.
Апостол Петр
Под маской человека, которого весь мир знает как апостола Петра, скрывается простой галилейский крестьянин по имени Симон. Проживал Симон на берегу Тивериадского озера, называемого также Галилейским морем, и зарабатывал на жизнь тем, что занимался рыболовным промыслом вместе со своим братом, известным ныне как апостол Андрей Первозванный. Образования Симон никакого не имел, отличался горячностью нрава, импульсивностью и эмоциональностью. В своих суждениях был несколько неуклюж, консервативен, воинственен и гибким умом не отличался. Но именно он, как повествует Евангелие, был избран Иисусом Христом, чтобы продолжать на земле дело своего учителя, когда того не станет.
Избрание Симона главой апостолов
Евангелие описывает, как это произошло. Началось все с того, что об Иисусе в народных массах стали ходить различные слухи, происходящие от попыток людей разобраться в том, кто же он такой. Некоторые считали, что он новый пророк. Другие говорили, что просто мошенник. Третьи доходили до того, что утверждали даже, что под Иисусом скрывается пророк Илия, который много веков назад был взят, согласно библейским сказаниям, на небо живым, то есть вместе с телом. И вот сам Иисус решил поинтересоваться у своих учеников, что думают на этот счет они. Апостолы же, отвечая, лишь пересказывали, что думают другие люди. И только ревностный и горячий Петр от лица всех апостолов заявил своему учителю, что исповедует его Христом, сыном Живого Бога. В ответ на это Христос обещал, что Симон станет тем камнем, на котором будет созиждена христианская церковь. И еще, что в руки Симона будут даны ключи от рая и от ада, а также власть прощать и оставлять грехи и творить суд. Тогда же Симон, кстати говоря, и стал Петром, потому что «Петр» по-гречески означает «камень». И до того дня это слово не использовалось как имя собственное. Ввиду всего этого сей апостол стал именоваться в церковной традиции первоверховным. И именно поэтому икона Петра и Павла изображает Петра с ключами в руках. После смерти Христа Симон возглавил церковь и совет апостолов. Но тут на его роль и степень власти католики и православные смотрят по-разному. Если католическая церковь считает этого апостола и его преемников на престоле (Римских Пап) реальными наместниками Христа на земле, то в православной традиции первоверховному апостолу отводится роль первого среди равных, а верховная власть присваивается Вселенскому собору.
Апостол Павел
Теперь поговорим о человеке, известном в истории как апостол Павел. Как и все остальные апостолы Иисуса, он был израильтянином. Еврейское его имя - Савл. Родился Савл в киликийском городе под названием Тарс и с детства имел статус римского гражданина. Семья его была состоятельной, знатной, принадлежавшей к аристократическому роду. Исповедание их было фарисейским, то есть максимально строгим и требовательным в иудейской религии. Религиозный закон Савл знал отлично, потому что, согласно его же собственным признаниям в письмах, он обучался у авторитетного мудреца того времени по имени Гамалиил. Вместе с религиозным воспитанием он получил и очень неплохое светское образование. Все это обеспечило ему хорошую карьеру и вес при дворе иерусалимского первосвященника. Пользуясь своим влиянием, он развязал настоящую охоту на христиан, повсюду разыскивая их и отправляя в тюрьму. Со временем он распространил свое влияние и за пределами Иудеи и, заручившись всеми необходимыми документами и разрешениями со стороны верховного иудейского судилища - синедриона, отправился на поиски верующих во Христа в Дамаск.
Обращение Павла
По пути в Дамаск, как сам он пишет, Савл пережил чудесное обращение. Внезапно его и всех его спутников осиял сверхъестественный свет с неба, и божественный голос вопросил его: «Савл, почему ты преследуешь меня?» Смущенный и напуганный, он только лишь спросил: «Кто ты, господин?» И голос ответствовал: «Я - Иисус, которого ты преследуешь». Далее ему было велено отправляться в дом одного из христиан, после чего принять крещение. С этого момента и до той минуты, когда его окрестили, Савл был слеп. После крещения он проявил себя как ревностный проповедник учения Иисуса и его стали называть греческим именем Павел. Первоначально христиане боялись принять Павла в свои ряды, так как, зная о его репутации, думали, что его обращение - это только лишь хитрая уловка. И только в Иерусалиме Петр с другими апостолами ввели его в христианское собрание и приняли как своего. Всю дальнейшую жизнь он посвятил себя апостольским, проповедническим трудам. Трудился он так ревностно, так самоотверженно, что, в конце концов, стяжал себе, как и наместник Христа - Петр, звание первоверховного апостола. И это несмотря на то, что при жизни Иисуса он его не знал, не видел и не входил в перечень двенадцати ближайших учеников.
Святые Петр и Павел: история праздника
Проповедуя по миру христианское учение, эти два апостола редко пересекались в одном месте. Некоторые исследователи даже полагают, что со временем апостолы Петр и Павел настолько разошлись в своих взглядах, что не признавали законности авторитета и легитимности церковных общин друг друга. Другие не столь категоричны и радикальны в своих оценках, тем не менее разность этих двух людей очевидна. Но нас больше всего сейчас волнует то, что их объединяет. Известно, что их совместная память праздновалась уже в IV веке, о чем сообщают некоторые древнецерковные календари. А вот что было до того, нам, к сожалению, ничего не известно. Существующее же предание излагает ход событий так, как описано ниже.
Смерть Петра
Апостол Петр прибыл в Рим где-то около 67 года и стал там заниматься обращением местных иудеев и язычников в христианство. Поднявшаяся волна сопротивления привела в конце концов к тому, что император Нерон решил казнить апостола. Приказ властителя был приведен в исполнение 29 июня. По распространенному преданию, в этот же день был убит и апостол Павел. О том, залогом какого торжества станут две эти казни, жестокий тиран вряд ли имел представление. Однако казнили их не в одном месте и различными способами. Дело в том, что, несмотря на свой огромный авторитет в тогда еще маргинальном течении, известном как христианство, Петр перед лицом закона был обычным еврейским крестьянином. Поэтому его и казнили, как преступника из простолюдинов, то есть через распятие на кресте. Правда, нужно сказать, что распяли его по собственному желанию не как обычно, а вниз головой. Этим он хотел подчеркнуть, что не достоин умереть, как Иисус Христос, потому что, когда того судили во дворе первосвященника, Петр трижды отрекся от него.
Смерть Павла
Что касается Павла, то он был римским гражданином, а потому по закону его могли казнить единственным способом, быстрым и безболезненным - обезглавливанием. Павел принял смерть от меча в Риме, но вот когда он туда попал и сколько там пробыл, ничего неизвестно. Предание только сохранило упоминание о местечке на Остийской дороге, в котором святые Петр и Павел в последний раз встретились и простились в день своей смерти. Возможно, в этом действительно есть какая-то доля исторической истины. Как бы там ни было, сегодня на этом месте располагается храм Петра и Павла, призванный напомнить о их трагической судьбе.
Разоблачение легенды
Несмотря на всю красоту вышеизложенной легенды, мы должны констатировать, что она в значительной своей части выдумана народом. Петр и Павел умерли в разные дни, а отмечание их якобы общей кончины 29 июня (12 июля) связано с совсем другим событием. А именно с тем, что в означенный день в 258 году состоялось торжественное перенесение останков этих апостолов. В церковной жизни такие события также являются торжественными и затем входят в календарь как праздники. Но в данном случае самостоятельную ценность праздника перенесения мощей затмила легенда об их якобы общей смерти, и со временем в сознании народных масс утвердилось убеждение, что 29 июня празднуется именно мученическая кончина, которую приняли апостолы Петр и Павел в Риме. И в память об этом практически в каждом христианском городе имеется храм Петра и Павла. Россия в этом смысле не является исключением. Ниже мы перечислим наиболее знаменитые Петропавловские церкви в России.
Храмы Петра и Павла в России
Во-первых, необходимо вспомнить собор Петра и Павла, расположенный в Петергофе. Это огромный, очень красивый храм, построенный в 1894-1905 годах. Также заслуживает упоминания Петропавловская церковь в Казани, которая начинает свою историю с деревянной церквушки, возведенной в 1565 году. Перестройка в камне была проведена при непосредственном участии императора Петра Великого в 1720-х годах. Последний из храмов, которые мы отметим, это собор Петра и Павла в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Здание это также связано с градостроительной компанией упомянутого императора, однако достроено было уже после его смерти.
Почитание апостолов
В церковной среде широко почитаются личности этих двух апостолов. За исключением протестантов, их чтят и католики, и православные. Петр и Павел представляют собой олицетворение подвига проповедничества и мученичества одновременно. И их авторитет выше любого другого святого, за исключением разве что Богоматери. Идеи первоверховной апостольской власти нашли свое выражение в церковном богослужении. Кроме того, их ярко описывает акафист Петру и Павлу. Последний, правда, не является частью официального храмового культа. Но акафист Петру и Павлу часто верующие читаю по домам, а особенно 12 июля.
Петр и Павел – апостолы Иисуса Христа, бывшие свидетелями Его жизни и смерти. Они были абсолютно разными людьми, имели отличное мнение о Сыне Божьем. Изначально у Павла не было веры Ему, он считал Христа лжепророком. Исполнился верой Павел только после Воскресения Сына Божьего, после чего стал истинным христианином, обращавшим в веру других.
Жизнь Апостола Петра
Симон – таково мирское имя ученика Иисуса Христа, который до встречи с ним жил обычной жизнью, воспитывая с женой детей, был рыбаком. Заранее Петр знал, что придет в мир Сын Божий с великой Миссией. Он был первым, кто признал Иисуса, а когда на Него снизошел Святой Дух, Петру была подарена способность к исцелению. Первая его проповедь сделала верующим около 3000 человек. В Новом Завете есть 3 сборника его посланий.
Имя Петр дано было Симону Иисусом Христом. В переводе оно значит «Камень». Так Сын Божий назвал апостола за его веру.
Жизнь Апостола Павла
Мирское имя апостола – Савл. Рожденный и воспитывавшийся в семье представителей римской знати, он был человеком образованным. Савл состоял в секте фарисеев, презрительно относясь к христианам. Однажды к нему пришел Иисус Христос, и когда Он позвал своего будущего ученика принять его веру, Савл ослеп. После трехдневного поста и постоянных молитв, он принял веру, был крещен. После покаяния он снова обрел возможность видеть.
Сын Божий подарил Павлу способность исцелять, оживлять умерших. Хорошее образование и способность к убеждению позволяли апостолу обращать в веру тысячи людей, принадлежащих к разным слоям общества. Новый Завет содержит 14 посланий Павла.
Апостол Петр поверил Иисусу сразу, признав его Мессией, посланным в мир Богом. Петр был обычным человеком, которому не чуждо чувство страха. Когда Христа судили, он отказался от своей веры, бежал. Позже Петр раскаялся в предательстве, снова обретя веру. Петр считал, что из-за своего предательства он не достоин принять такую смерть, как его Учитель, поэтому, когда его казнили по приказанию правителя Римской Империи, он просил о распятии головой вниз.
Точная дата смерти Апостола Павла неизвестна, как неизвестна и точная причина. Предположительно, его казнили через обезглавливание по приказу римского императора. Распять на кресте апостола не позволило его римское гражданство.
Когда день памяти Петра и Павла?
До конца своей жизни Петр и Павел проповедовали учение Сына Божьего. Петр был казнен 12 июл я (29 июня согласно старому стилю). Существует мнение, что Павел был казнен точно в этот же день, либо в эту же дату, но спустя год. Он и стал днем поминовения первоверховных апостолов Павла и Петра. Впервые его отмечали в IV веке.
В православии Петр стал образом грешащего, но от веры исправляющегося человека, а Павел – образом отказывающегося от Господа, но благодаря чудесам Божьим, поверившего.
Дата дня апостолов Петра и Павла у православных и славян
В старину у славян 12 июля (29 июня согласно старому стилю) праздновали день Ярилы, который символизировал переход ко второй половине лета, с которой начиналась подготовка к осени. С принятием христианства на Руси праздник переродился в день памяти Петра и Павла, который вместе с днем Иоанна Предтечи и Аграфены Купальницы входил в цикл празднований, посвященных грядущему урожаю и расцвету природы.
Славяне этот праздник связывали с рыбной ловлей, прося у апостолов богатого улова. День памяти Петра и Павла имел и много других наименований – Петр-Павел, Рыболов, Петров день, Красное лето, Мирская свеча, Играние солнца. Последнее связано с поверьем славян, что в Петров день солнце светит по-особенному, переливаясь разными цветами, как в день Пасхи. Его переливы настолько ярки, что глаза простого человека не могут выдержать этот свет.
Традиции празднования дня святых апостолов Петра и Павла
Подготовка к празднику начиналась заранее – люди приводили в порядок храмы и свои жилища.
До Петрова дня славяне трудились в полях, чтобы урожай был богатым. В сам праздник работать было нельзя, иначе зерно не наберет вес и силу. После праздника крестьяне начинали подготовку к жатве.
С вечера и до утра люди гуляли в поле, а утром до восхода «караулили солнце», отгоняя от своих селений шалуний-русалок, портивших урожай. В ночи парни и девушки устраивали пиршества, жгли костры, пели песни, устраивали пляски. Во многих селениях молодежь бегала по огородам, срывая с деревьев и грядок плоды. Таким образом они выгоняли нечисть. Обычно молодежь собиралась на окраинах селений, куда могли приходить жители разных деревень. Праздничные гулянья – Петровки – начинались с самого утра – сразу после встречи солнца. Девицы и парни, вышедшие в поле, старались показать Петру свое трудолюбие. Считалось, что он в этот праздник гуляет по полям, высматривая, кто хорошо работает, чтобы и пару трудолюбивой девице или парню найти соответствующую. Есть поверье, что Бог был против такого принципа объединения сердец, считая, что, если оба ленивы, то им трудно будет выжить, поэтому часто случалось, что трудолюбивому человеку в супруги доставался ленивец.
Молодежь плела венки в лесу, пела песни, возвращаясь домой, водила хороводы, плясала. Во всех городах и селениях устраивались Петровские ярмарки. На Петровки сезон летних свадеб заканчивался, а следующий начинался только осенью.
Приметы для влюбленных на день памяти Петра и Павла
Этот день связывали не только с серединой лета и купальскими праздниками, но и с делами любовными:
- Считалось, что помолвившиеся в этот день, будут счастливы в браке.
- Бытовало поверье, что, покачавшись с парнем на качелях в Петров день, девица вскоре пойдет с ним под венец.
Игры в свадьбы на Петров день
Во время ночных гуляний молодежь устраивала одно из своих любимых развлечений – игры в свадьбу.
Назначали жениха (молодого парня) и невесту (зрелую женщину, обладающую актерскими способностями и не слишком застенчивую). Для каждого из них подготавливали колесо, украшая его, а затем приглашали сесть на них назначенных жениха и невесту. Во время развлечения обыгрывались все брачные обряды от помолвки до венчания. Когда наступало утро, «невеста» расплетала косы, снимала с себя одежду, кроме нижней, и бегала по деревне. За ней гонялись все парни, присутствующие во время развлечения, а девушки хлопали в ладоши, танцевали, пели песни, громко кричали, свистели. Эту игру посвящали солнцу, которое дарит жизнь, урожай и тепло.
Кумование на Красное лето
Приветствовалась и другая забава – кумование. Оно могло происходить в доме замужней женщины или в лесу. Если дома, девицы приносили продукты, которые нужны для выпекания блинов, а парни приходили в дом с водкой. Женщина и одна из девушек пекли блины, остальные пели песни, плясали, веселились. Если кумование происходило в лесу, приносили уже готовые блины и водку. Замужним женщинам присутствовать при забаве было можно, а если приходил женатый мужчина, с него снимали головной убор и бросали в костер.
Обряд о здравии, материальном благополучии и достатке в Петров день
С утра люди обязательно шли в храм. В церкви они ставили свечи, освящали воду, молились. Верили, что Петр помогает молящим о здравии, а Павел услышит и исполнит просьбу о материальном благополучии. В этот день нужно разговаривать о Боге, Его Писании, даже с незнакомцами. Хорошо, если в праздник удастся обратить неверующего в веру.
Какую молитву читать в день Петра-Павла?
Можно прочесть такую молитву:
Молитва на День памяти Петра и Павла:
О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь
На Руси была традиция собирать всем селением деньги на свечу для апостола Петра-Рыболова, которую ставили перед его ликом в храме.
Обряд — защита семьи от ссор. Примета на мир в семье
Существовало поверье, что защитить свою семью от разладов жены могли, накормив своих супругов в этот день рыбой.
В день памяти Петра и Павла заканчивался Петровский пост, поэтому люди могли себе позволить накрывать богатые столы с мясными блюдами. К застолью пекли пироги, пампушки, угощали друг друга деликатесами. Отведывали праздничные кушанья обычно по возвращении из церкви. Было принято готовить 12 блюд – как месяцев, из которых состоит год. Считалось, что это залог безбедной, сытой жизни на целый предстоящий год.
Петр у славян слыл покровителем рыбаков, поэтому в праздник нужно было искупаться в водоеме, читая молитву. В некоторых селениях считали, что купаться в этот день не стоит, иначе, русалки заберут. Поэтому, считалось достаточным просто умыться. В других районах верили, что все русалки покинули водоемы еще в день Ивана Купалы, и не вернутся туда до самого праздника Илии. Купание омывает от грехов, болезней, неприятностей. Существует поверье, что в праздник нужно умыться водой, забранной из трех разных источников.
Изображенным на иконе святым Петру и Павлу можно молиться и вместе, а можно обращаться к ним по отдельности.
Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу в первую очередь молятся о том, чтобы утвердиться в вере. Святым апостолам молятся при необходимости помочь в обращении к Христовой вере иноверцев и в помощи тем людям, кто утратил веру во Христа.
Святые Петр и Павел могут помочь в исцелении от физических и душевных недугов, им еще при их жизни были даны чудесные способности исцеления людей.
Апостол Петр является покровителем рыбаков, 12 июля считается у них праздником «День рыбака». А молитвы перед иконой святого Павла могут помочь в учебе, он был очень образованным для того времени человеком.
Первоверховные апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле и они, конечно же, могут помочь в любых Ваших богоугодных начинаниях.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .
ПРАЗДНИК — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За их труды их назвали первоверховными.
У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.
Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
В 4 веке в тогда еще православных городах Риме и Константинополе святой равноапостольный Константин воздвиг храмы, которые были освящены в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в день их памяти 12 июля (по новому стилю).
ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА
До призвания к Христу святой жил в Капернауме, был женат и тогда его звали Симоном. Увидев Иисуса Христа во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, Симон пошел за Господом и стал самым преданным Его учеником.
Он первым исповедал Иисуса Христа Мессией — Иисус есть
«Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16)
и тогда же от самого Господа он получил имя Петр, что в переводе с греческого языка означает камень или скала, на которой Иисус Христос пообещал создать Церковь
«Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18).
Об апостоле Симоне-Петре говорили, что он был нетерпеливым и чистосердечным, как ребенок и вера его во Христа была сильной и безоговорочной. Однажды, будучи на море в лодке, Петр попробовал по призыву Господа пойти по воде, как по земле.
Петру, вместе с Иаковом и Иоанном, выпала честь своими глазами увидеть Преображение Господне на горе Фавор. Это были его слова:
«Господи! Хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4).
Петр со всей своей горячностью защищал Господа в Гефсиманском саду, он отсек своим мечем ухо человеку, пришедшего арестовать Учителя.
В Евангелие написано, как Петр три раза отказался от того, что он является последователем Иисуса Христа. По своей сути, он отрекся от Господа, но потом он глубоко раскаялся в этом, после чего Иисус Христос снова «восстановил» его в апостольском достоинстве, когда поручил ему (тоже три раза) пасти Свое стадо:
«Паси агнцев Моих».
Господь применил к апостолу Петру самое сильное оружие – прощение. Именно в прощении, а не в наказании, человек остается со своим стыдом и может быть, благодаря этой ситуации, апостол Петр стал настоящим пастырем, поводырем на пути людей к вере в Бога.
По истечении пятидесяти дней после Воскресения Господа, после сошествия Святого Духа на апостолов, святой Петр произнес первую в своей жизни проповедь. Собравшимся людям глубоко в души запали слова Петра о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти.
« Что нам делать? » — спрашивали его.
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38)
Послушав его речь, в тот день около трех тысяч человек стали христианами. Прошло совсем немного времени, Петр, с Божией помощью, исцелил хромого,
«которого носили и сажали каждый день при дверях храма»
Больной встал, начал ходить, восхваляя Бога. Увидев такое чудо и услышав, что Петр сказал во второй своей проповеди о том, что исцеление было не от него, а от Бога, к вере обратились еще 5000 человек. И снова иудейские священники восстали против веры в воскресение мертвых, но в этот раз их ненависть была направлена не на Иисуса, а на Его учеников Петра и Иоанна, которые были схвачены и отправлены в темницу. Члены синедриона попытались поторговаться с ними, пообещав им свободу в обмен на то, что они не будут проповедовать о Христе. На это им был ответ от Петра:
«Судите, справедливо ли пред богом слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».
Побоявшись народного заступничества за апостолов, вскоре они были выпущены на волю и с новой силой продолжили свидетельствование о воскресении Господа.
Новая вера во Христа стала очень популярна в народе, многие люди стали продавать свои земли, имения и приносили деньги для апостолов на помощь нуждающимся. Так учил Господь Иисус Христос. Но делать это нужно было добровольно, без сожаления, тогда деньги пойдут на благое дело. «Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою
» тоже продал свое имение, но сговорившись, они решили не все деньги отдать апостолам. Когда Анания пришел к Святому Петру, тот сказал ему, что такая жертва Богу не нужна — это ложь не перед «человекам, а Богу
». Анания объял страх, и он умер от испуга. А через три часа пришла его жена и, еще не зная о случившемся, тоже подтвердила меньшую сумму денег, за которую была продана земля. Святой спросил:
«что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала и испустила дух».
Так, в самом начале установления жизни по Христовым законам, проявился Божий гнев на его нарушителей.
В 42 году Ирод Агриппа, который был внуком Иродом Великого, начал гонения на христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Заведеев, а Петр был заключен под стражу. Находясь в темнице, по молитвам Господу, ночью к Петру явился Божий Ангел, освободил узника и вывел его из заточения.
Много трудов приложил святой Петр в деле распространения Христовой веры. Он проповедовал в Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил первого епископа Александрийской церкви Марка. Потом в Греции, Риме, Испании, Карфагене и в Англии.
По преданиям, именно со слов святого Петра, было написано Евангелие апостолом Марком. Из новозаветных книг до нас дошли два Соборных послания апостола Петра, которые были обращены к христианам Малой Азии. В Первом послании апостол Петр обращается к своим братьям во время их гонений со стороны врагов Христовых, тем самым помогает им, утверждая их веру. Во Втором послании, которое было написано незадолго до его кончины, апостол предостерегает христиан от появившихся в отсутствии Петра лжепроповедников, искажающих суть христианской морали и нравственности, которые проповедовали распущенность.
Находясь в Риме, апостол Петр обратил двух жен императора Нерона в христианство, чем сильно обозлил правителя. По его приказу апостола заключили в темницу, но Петру удалось убежать из-под стражи. И вот, по преданиям, апостолу, который шел по дороге, встретился Христос, которого он спросил:
«Куда идешь Господи?»
и услышал ответ:
«Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».
После этих слов апостол Петр повернул и пошел обратно в Рим.
Это произошло в 67 году (по некоторым исследованиям в 64-м) от Рождества Христова. Когда святого Петра повели на казнь, то он попросил казнить его вниз головою, так как считал, что должен быть преклоненным под Его ноги. Апостол так и не простил себе тройного отречения от Господа в Гефсиманском саду.
Тело святого апостола Петра было похоронено на месте казни на Ватиканском холме христианами во главе со священномучеником Климентом Римским.
ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА
В отличие от апостола Петра, святой Павел сначала был ярым противником христовой веры. Он был из фарисеев, его имя тогда было Савл. Он получил прекрасное образование и был твердо убежден, что преследование христиан было угодно Богу. Ведь христианское учение восстало против Иеговы Ветхого Завета и оскорбляло любимый им Моисеев закон.
Савл был среди гонителей веры Христовой, он был с теми, кто казнил первомученика Стефана, лживо обвиненного в хуле на Моисея и Бога.
Но однажды, по пути в Дамаск, около полудня вдруг возсиял великий свет с неба и, как позже рассказывал об этом сам Павел:
Ослепшего от этого света, Савла под руки привели в Дамаск. По истечении трех дней, в течение которых Савл находился в молитве, к нему пришел один из учеников Господа, Анания, возложил на него руку, крестил его и Савл прозрел. Анания сначала не хотел идти к Савлу, но Господь в видении сказал ему:
«… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями».
Апостол позже так писал об этом:
«что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»
По воле Божией Савл стал ревностным проповедником того учения, которого он раньше был яростным гонителем. В Дамаске именно на том месте, где раньше стремился искоренить христианство, он начал свидетельствовать о Мессии. Бывшие соратники Савла (Павла), иудеи, «согласились убить » его, услышав новые проповеди и стали подстерегать его при выходе из городских ворот. Но ученики ночью спустили Савла в корзине с городской стены и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году. Савл хотел познакомиться с апостолами и прежде всего с Петром, но те сначала не поверили, что он тоже стал учеником Господа до тех пор, пока за него не стал свидетельствовать Варнава. Пятнадцать дней жил Савл у Петра и однажды, в молитве ему было видение в том, что Господь отсылает его «далеко к язычникам ». После чего он отправился на родину в город Тарс, а оттуда, вместе с присоеднившимся Варнавою в Антиохию, где учили немалое число людей, которые приняли Христианство. После Антиохии Савл и Варнава отправились на Кипр, где слово Божие пожелал услышать проконсул Сергий Павел. После проповеди, несмотря на противление волхвов, проконсул
«уверовал, дивясь учению Господню».
После этого случая, в Святом Писании, Савл начал называться Павлом. Около 50 года святой прибыл в Иерусалим, чтобы решить спор между обращенными христианами из иудеев и язычников о соблюдении обрядов. Разрешив этот спор, Павел, по решению Апостольского Собора, вместе со своим новым спутником Силой, отправился в новое апостольское путешествие в «Сирию и Киликию, утверждая церкви
»
В Македонии святой апостол исцелил одержимую духом прорицательства служанку, «которая через прорицание доставляла большой доход господам своим
». Ее хозяева страшно обозлились на Павла, схватили его и повлекли к начальникам. Обвинив в возмущении народа, Павел и Сила были заключеены в темницу. Ночью, после их молитв Господу, сделалось великое землетрясение, двери открылись, а их узы ослабли. Охранник, увидев это чудо, сразу же уверовал во Христа. После случившегося ночью, наутро воеводы решили отпустить «тех людей
», но апостол Павел отвечал:
«Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас».
Римское гражданство выручило Павла
, воеводы пришли к ним и с честью освободили из заключения.
После Македонии святой Павел проповедовал в греческих городах Афинах и Коринфе, здесь было написано его послания к Солунянам. В третьем своем апостольском путешествии(56-58 гг.), им было написано послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам.
12 глав Нового Завета посвящены трудам Апостола Павла, а еще 16 — это рассказ о подвигах святого, о его трудах в деле строительства Церкви Христовой, о перенесенных им страданиях. Святой Павел считал, что он
«недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9).
Как и святой Петр, до конца жизни страдавший от отречения от Господа, Павел тоже до конца своих дней помнил о том, что в прошлом он был гонителем своего возлюбленного Христа, которого Божия благодать вытащила из разрушительного заблуждения:
«Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»
Как возмутитель спокойствия, первоверховный апостол Павел был казнен. Петр был распят на Ватиканском холме, а Павла, как римского гражданина нельзя было предать такой позорной смерти, поэтому он был обезглавлен за пределами Рима.
Такие разные личности, такие различные судьбы!
Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский:
«Радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением… Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».
Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит:
«Поминайте наставники ваша, подражайте вере их».
12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний:
«Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».
ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.
ВИДЕОФИЛЬМ
12 июля Православная Церковь молитвенно почитает святых апостолов Петра и Павла – двух удивительных проповедников Евангелия, ставших символами первого века христианской Церкви, двух людей, чьими сочинениями Церковь до сих пор руководствуется в разрешении различных вопросов в области веры и нравственности, двух людей, слишком разных по своему происхождению и характеру, но объединенных единой верой во Христа и любовью к Нему.
Апостолы Петр и Павел. Икона кисти архимандрита Зинона (Теодора)
Святой апостол Петр был родом из небольшой иудейской провинции Галилея и вместе со своим отцом Ионой и братом Андреем зарабатывал на жизнь рыбной ловлей. Именно во время своей обычной работы на берегах солнечного Тивериадского озера он впервые услышал тот призыв, который отозвался в его сердце и, ворвавшись в его жизнь, полностью изменил ее. К нему обратился Христос Спаситель, призывая его вместе с братом на подвиг служения Богу и людям. Отныне он стал апостолом – то есть посланником, провозвестником воли Спасителя и сменил свое родовое имя Симон на Петр, которое означает «скала» и символизирует твердость его веры.
Апостол Петр. Фрагмент иконы. Византия. VI век
С этой поры он неотлучно следует за Спасителем мира, слушает Его наставления, поучения, исполняет Его поручения, вместе с другими учениками Христа отправляясь в города и села, проповедуя о Христе, исцеляя болящих и помогая всем ищущим найти свой путь, свою дорогую к вечной Истине. Ему вместе с Иаковом и Иоанном было дано пережить явление великой славы Божией на горе Фавор, когда лик его Учителя и наставника осиял нетварный Божественный свет, когда Господь показал своим ученикам свою Божественнную славу настолько, насколько они смогли ее воспринять. Святой Петр видел не только славу, но и уничижение своего Господа. Он становиться свидетелем позорного предательского поцелуя Иуды и надругательства над Христом. И в этот скорбный миг он трижды отрекается от Христа, совершая грех предательства. Но Петр, в отличие от предателя Иуды, сумел найти в себе силы покаяться – и воскресший Господь принял его покаяние, как и ныне принимает покаяние каждого, желающего исправить свою жизнь и отвернуться от греха.
После преславного вознесения Господня святой апостол Петр отправляется на проповедь о Христе, несмотря на всевозможные скорби и трудности, которые он претерпевал в миссионерских трудах. Его письма и послания в первенствующей Церкви в первые годы развития христианства обладали непререкаемым авторитетом. Он завершил свою проповедь мученической смертью – во время правления императора Нерона был распят на кресте, причем его последней волей было весьма необычная просьба. Не считая себя достойным умереть так же, как и Его учитель, апостол попросил палачей распять его вниз головой и так завершил свой подвиг, предав душу в руки своего Бога и Учителя.
Апостол Павел. Мозаика. Италия. XII век
Святой апостол Павел родился в богатом и знаменитом городе Тарсе и хоть и происходил из иудейской семьи, но уже при рождении получил права римского гражданства, которое в то время давало обладателю огромные привилегии. Воспитанный в строгости следования ветхозаветному обрядовому закону, он получил блестящее образование в столице Иудеи – Иерусалиме в школе знаменитого мудреца и книжника Гамалиила. Во время земной жизни Христа Спасителя Савл, как тогда звали Павла, был еще очень мал и, конечно, не мог видеть Господа. Воспитанный в духе преданности традициям иудейства, он враждебно отнесся к христианству. Савл одобрил убиение первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. Но Господь через чудесное видение призвал бывшего гонителя к проповеди. С момента призвания Савл, в чудесном свете увидевший Христа и услышавший его Божественный голос, становится ревностным проповедником христианства. Он неоднократно предпринимает миссионерские путешествия, возвещая истину о Христе воскресшем, оставляет в наследство Церкви четырнадцать Посланий, в которых содержатся как высокие вероучительные истины, так и ответы на практические вопросы. Свою проповедь апостол Павел закончил мученическим подвигом – он был усечен мечом в Риме во времена правления Нерона.
Апостолы Петр и Павел. Мозаика. Италия. V век
А на следующий день после праздника первоверховных апостолов мы будем вспоминать всех двенадцать учеников Христовых. Для многих людей, живущих в современном, далеком от христианских идеалов мире, может показаться непонятным, почему так много внимания Церковь уделяет прославлению апостолов, почему так значим для каждого живущего в XX веке подвиг нескольких неученых людей рубежа I века, почему мы должны их прославлять и молиться.
Но если мы более внимательно рассмотрим суть их подвига, то осознаем, насколько велик и важен плод, возросший из малого семени такой, казалось бы, слабой, тихой, но могущественной и властной апостольской проповеди. Давайте, дорогие друзья, задумаемся, что стало причиной такого неподражаемого успеха проповеди горстки учеников странствующего палестинского Проповедника? Что заставило содрогающийся в судорогах самовлюбленного эгоистичного умирания античный мир поверить тем, кто проповедовал о распятом и страдавшем Праведнике? Почему римские патриции, блиставшие изяществом и роскошью, и нищие и презираемые всеми рабы, богатые матроны и жестокие легионеры, утонченные греческие философы и полудикие варварские племена, повинуясь власти Слова, принимали учение, до этого казавшееся таким непонятным и абсурдным, и начинали именоваться дотоле неведомым именем – христиане.
Во-первых, тут сыграла роль их бесконечная уверенность в проповедуемых и возвещаемых истинах. Они действительно видели воплощенную Божию Любовь, они вправду стали свидетелями Воскресения из мертвых и не могли не возвещать эту радостную и благую весть, весть об избавлении всех людей через Воскресение Христово от власти греха, проклятия и смерти.
Во-вторых, слова их проповеди никогда не расходились с делами. Они стремились не только в учении, но и в повседневной жизни быть образцом для всех. И античная среда не устояла, созерцая среди разврата, обмана, лжи и ненависти их чистую, нравственную жизнь. Задыхающийся от смрада греха языческий мир искал святости и нашел ее, обрел эту святость в христианстве, видя чистое и безгрешное житие его проповедников.
В-третьих, и этот пункт, наверное, самый главный, святым апостолам в их миссионерских трудах всегда незримо, но действенно сопутствовала благодатная помощь Божия. Господь Иисус Христос, возносящийся на небеса, к пренебесному Престолу Божией славы, оставил Своим ученикам и апостолом обещания пребывать с ними «во все дни до скончания века», то есть всегда, до последнего дня человеческой истории, когда завершится этот век и все вступят в жизнь будущего века. И это неложное Божественное обещание исполнилось на апостолах. Сила их проповеди заключалась не в убедительности риторики, не в софистических философских изысках, а в откровении Божественной силы, в наполняющем их проповедь дыхании Благого Утешителя Святого Духа. Устами Своих апостолов говорил Сам Бог. И сердца людей, сотворенных по образу и подобию Божию, слышали это божественное веяние, которым дышали богодухновенные слова апостольской проповеди, и отзывались на него. Отблеск небесного света, горевший в глазах апостолов, зажигал человеческие души – и многие, оставляя безрассудную привязанность ко греху, стремились к святости, к осуществлению в своей собственной жизни христианских идеалов, пытались исполнять заповеди Божии, приближались ко Христу.
Апостолы Петр и Павел. Донце ритуального сосуда. Стекло, золото. Римская империя. IV век
Если бы не эта благодатная помощь, то не смогли бы несколько необразованных галилейских бедняков завоевать для своего Распятого Учителя весь мир, не смогли бы некогда прятавшиеся от страха перед злобой и завистью иудейской старшины апостолы с таким бесстрашием обличать могущественных вельмож и всесильных правителей, призывать к покаянию грешников, исцелять немощных и дарить здоровье больным, наставлять и утешать свою многочисленную паству. Господь всегда помогал апостолам, и мы надеемся, что Он по Своей великой милости поможет и каждому из нас.
Протоиерей Андрей Николаиди
Две-на-дца-то-го июля Цер-ковь чтит па-мять свя-тых апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла, этот празд-ник пред-ва-рял пер-вый из двух лет-них по-стов Пет-ров, по-чти ме-сяц ве-ру-ю-щие го-то-ви-лись к этой да-те, как к боль-шо-му празд-ни-ку. По-че-му? За что мы по-чи-та-ем апо-сто-лов, в чем за-клю-ча-лась мис-сия Пет-ра и Пав-ла? Об этом рас-суж-да-ет кан-ди-дат физи-ко-ма-те-ма-ти-че-ских на-ук и диа-кон Ни-ко-лай Со-ло-дов.
Ред-ко кто вспом-нит те-перь, что ко-гда-то Пет-ра и Пав-ла зва-ли по-дру-го-му. Петр «по пас-пор-ту» был Си-мо-ном, бо-лее точ-но Ши-мо-ном, как Ши-мон Пе-рес, а Па-вел — Сав-лом, или Са-у-лом (Ша-у-лом), как пер-вый царь Из-ра-и-ля. Их ев-рей-ские име-на за-сло-ни-ли име-на ин-тер-на-цио-наль-ные: Петр, по-гре-че-ски ка-мень, и Па-вел, от ла-тин-ско-го ма-лень-кий. Во Хри-сте нет ни гре-ка, ни ев-рея, ни рус-ско-го, ни та-джи-ка, ни та-та-ри-на. Но пре-одо-ле-ние на-цио-наль-ных гра-ниц да-лось пер-вым хри-сти-а-нам иуде-ям не лег-ко. Для это-го бы-ла необ-хо-ди-ма глу-бо-кая пе-ре-строй-ка со-зна-ния — про-цесс, ко-то-рый от-ра-зил-ся да-же на име-нах.
Пе-ре-ве-сти ве-ру на язык дру-го-го на-ро-да — де-ло чрез-вы-чай-но слож-ное. Да-же в хри-сти-ан-ской Ев-ро-пе пра-во-сла-вие до-ступ-но лишь очень немно-гим — до се-го дня оно су-ще-ству-ет толь-ко на рус-ском, серб-ском, гре-че-ском... На немец-ком язы-ке пра-во-сла-вия прак-ти-че-ски нет. Пе-ре-во-ды бо-го-слу-жеб-ных книг — есть, а пе-ре-во-да ве-ры на язык куль-ту-ры, так чтобы оно пе-ре-ста-ло быть чем-то чу-же-род-но-эк-зо-ти-че-ским, — нет. И пра-во-слав-ные церк-ви рас-смат-ри-ва-ют-ся в Гер-ма-нии лишь как осо-бая фор-ма са-мо-вы-ра-же-ния на-цио-наль-ных мень-шинств. Еще ху-же де-ло об-сто-ит в Ки-тае или Та-и-лан-де: ес-ли куль-ту-ра «не зна-ет» Еван-ге-лия, то про-по-ве-ди не на что опе-реть-ся. При-хо-дит-ся на-чи-нать с чи-сто-го ли-ста. Пред-ставь-те се-бе, что вам на-до рас-ска-зать ки-тай-цам о пра-во-сла-вии. С че-го бы вы на-ча-ли?
Од-на-ко про-бле-мы совре-мен-ных мис-си-о-не-ров все же не слиш-ком ве-ли-ки в срав-не-нии с вы-пав-ши-ми на до-лю пер-вых апо-сто-лов. Ве-ра Хри-сто-ва за несколь-ко де-ся-ти-ле-тий рас-про-стра-ни-лась по всей Рим-ской им-пе-рии. Ма-лень-кая иудей-ская сек-та пре-вра-ти-лась в первую (и по су-ще-ству един-ствен-ную) ми-ро-вую ре-ли-гию. Горст-ка уче-ни-ков пре-об-ра-зи-лась во Все-лен-скую цер-ковь. Это бы-ло чу-до. Но чу-до это бы-ло со-вер-ше-но ру-ка-ми лю-дей — апо-сто-лов, по боль-шей ча-сти про-стых ры-ба-ков. Они по-лу-чи-ли осо-бый дар и при-зва-ние — со-зи-дать Цер-ковь — свя-тую, со-бор-ную, апо-столь-скую. Пер-вы-ми сре-ди апо-сто-лов мы на-зы-ва-ем Пет-ра и Пав-ла, пер-во-вер-хов-ных апо-сто-лов.
Чем же вы-де-ля-ет-ся их роль в рас-про-стра-не-нии хри-сти-ан-ства? Ведь не на-зы-ва-ют пер-во-вер-хов-ны-ми ни Иоан-на Бо-го-сло-ва, ни еван-ге-ли-ста Мат-фея, ни Иа-ко-ва, пер-во-го епи-ско-па Иеру-са-ли-ма. Все апо-сто-лы тру-ди-лись над од-ним де-лом, все они сви-де-тель-ство-ва-ли о Хри-сте, но слу-же-ние апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла бы-ло осо-бен-ным уже по то-му, что им бы-ло суж-де-но пе-рей-ти чрез-вы-чай-но важ-ные гра-ни-цы. Апо-столь-ство и все-гда есть пе-ре-хож-де-ние гра-ниц: по-слан-ный от Бо-га об-ра-ща-ет-ся к «внеш-ним», к тем, кто еще за гра-ни-цей Церк-ви; он вы-хо-дит за уста-нов-лен-ные ру-бе-жи об-щи-ны, чтобы про-све-тить и спа-сти тех, ко-то-рые еще во тьме. Очень ча-сто гра-ни-цы эти бы-ли гео-гра-фи-че-ски-ми: апо-стол Фо-ма про-по-ве-до-вал в Ин-дии, рав-ноап-о-столь-ная Ни-на в Гру-зии, рав-ноап-о-столь-ный Ни-ко-лай (1836-1912) в Япо-нии, рав-ноап-о-столь-ный князь Вла-ди-мир кре-стил Русь. Но от-нюдь не все-гда пу-ти про-по-ве-ди озна-ча-ли про-стран-ствен-ное пе-ре-ме-ще-ние: апо-сто-лу Пет-ру вы-па-ло пер-во-му об-ра-тить-ся к языч-ни-кам, а не к иуде-ям, и это был важ-ней-ший ру-беж, хо-тя он и не был со-пря-жен с даль-ни-ми пу-те-ше-стви-я-ми. Иуде-ев, из-бран-ный на-род от-де-ля-ли от невер-ных мно-го-ве-ко-вые уста-нов-ле-ния — пе-рей-ти их бы-ло слож-нее, чем уехать на край све-та. Не слу-чай-но, чтобы ре-шить-ся на про-по-ведь языч-ни-кам Пет-ру по-на-до-бил-ся осо-бый знак — ви-де-ние, в ко-то-ром Гос-подь три-жды по-вто-рил, об-ра-ща-ясь к Пет-ру, не гну-шать-ся ни-чем из то-го, что Он очи-стил. Петр про-по-ве-до-вал Кор-ни-лию сот-ни-ку, и, укреп-ляя ре-ши-мость апо-сто-ла, Дух Свя-той со-шел на сот-ни-ка и быв-ших с ним, ко-гда они еще не бы-ли кре-ще-ны во-дой. Петр сде-лал пер-вый шаг, не все хри-сти-ане (то-гда по-го-лов-но иудеи) одоб-ри-ли его на-чи-на-ние. Про-дол-жил же де-ло про-све-ще-ния на-ро-дов «апо-стол языч-ни-ков» Па-вел.
Пер-во-вер-хов-ный апо-стол Па-вел не был в от-ли-чие от Пет-ра спут-ни-ком Спа-си-те-ля в Его зем-ной жиз-ни. Не был он сви-де-те-лем чу-дес и ис-це-ле-ний, не по-лу-чал от Иису-са Хри-ста обе-то-ва-ний, по-доб-но стар-ше-му из две-на-дца-ти: «Ты еси Петр, и на сем камне со-зи-жду Цер-ковь Мою, и вра-та ада не одо-ле-ют ее, и дам те-бе клю-чи Цар-ства Небес-но-го, и что свя-жешь на зем-ле, бу-дет свя-за-но на небе-сех...» () — по-чти невме-сти-мые сло-ва! Рим-ские пер-во-свя-щен-ни-ки не вы-дер-жа-ли их вы-со-ты. По тра-ди-ции они счи-та-ли се-бя на-след-ни-ка-ми Пет-ра, и, от-но-ся сло-ва Гос-по-да к се-бе, со вре-ме-нем на-ча-ли по-чи-тать се-бя без-греш-ны-ми на-мест-ни-ка-ми Хри-ста на зем-ле.
Апо-стол Па-вел, на-про-тив, по-на-ча-лу был го-ни-те-лем хри-сти-ан и рев-ни-те-лем фа-ри-сей-ства. Не уве-ро-вал он и по-сле рас-пя-тия и вос-кре-се-ния Спа-си-те-ля. И толь-ко осо-бое по-се-ще-ние Бо-жие, ко-то-ро-го Савл спо-до-бил-ся на пу-ти в Да-маск, ку-да он шел пре-сле-до-вать уче-ни-ков Хри-сто-вых, по-вер-ну-ло его вспять. И вот он уже рев-ност-ный про-по-вед-ник Еван-ге-лия, про-све-ти-тель языч-ни-ков, на-став-ник об-ра-щен-ных.
По-сла-ния апо-сто-ла Пав-ла в раз-ные го-ро-да со-став-ля-ют зна-чи-тель-ную часть книг Но-во-го За-ве-та, его по-уче-ния це-ни-ли во все вре-ме-на, их по-сред-ством про-дол-жа-ет бе-се-до-вать с на-ми апо-стол, жив-ший по-чти два ты-ся-че-ле-тия на-зад. Пись-ма эти чрез-вы-чай-но бо-га-ты со-дер-жа-ни-ем, хо-тя и тре-бу-ют боль-ше-го тру-да для уяс-не-ния, чем дру-гие но-во-за-вет-ные кни-ги. Через них при-шел ко Хри-сту бла-жен-ный Ав-гу-стин, не жа-ле-ет хва-леб-ных слов об апо-сто-ле Пав-ле Иоанн Зла-то-уст. Но и глу-би-на пав-ло-ва бо-го-сло-вия та-ит не мень-шие опас-но-сти, чем вы-со-та вла-сти Пет-ра. Од-но-бо-кое тол-ко-ва-ние по-сла-ний апо-сто-ла при-ве-ло Лю-те-ра к укло-не-ни-ям от пра-вой ве-ры, и до се-го дня про-те-стан-ты ни на что дру-гое так охот-но не ссы-ла-ют-ся, как на по-сла-ние Пав-ла к Рим-ля-нам, ухит-ря-ясь про-ти-во-по-став-лять его все-му осталь-но-му Пи-са-нию.
Тру-да-ми апо-сто-лов Бог при-зы-ва-ет все на-ро-ды в Свое Цар-ство. На-чи-на-ли свой жиз-нен-ный путь пер-воап-о-сто-лы со-всем по-раз-но-му: хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ный иудей из ма-ло-азий-ско-го го-ро-да Тар-са Па-вел и га-ли-лей-ский ры-бак Петр, с раз-ных сто-рон по-до-шли они к об-ще-му де-лу, но скон-ча-ли зем-ную жизнь они оба в Ри-ме, уби-тые во вре-мя пре-сле-до-ва-ния хри-сти-ан при Нероне — го-ни-те-ли не до-стиг-ли сво-ей це-ли, спа-си-тель-ное уче-ние быст-ро рас-про-стра-ня-лось по всей все-лен-ной. Через две-ри, от-кры-тые пер-во-вер-хов-ны-ми апо-сто-ла-ми вхо-ди-ли в Цер-ковь на-ро-ды се-ве-ра и юга, за-па-да и во-сто-ка.
Диа-кон Ни-ко-лай Со-ло-дов