Критерии оценки егэ по обществознанию. Алгоритм написания эссе по обществознанию
(написание эссе)
Задание 36 в ЕГЭ по обществознанию является одним из самых сложных, но интересных, творческих заданий - написание эссе. Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология.
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Что следует знать при написании эссе?
ВАША РАБОТА БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ
ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ:
Смысл высказывания раскрыт.ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
К2
Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
К3
Качество фактической аргументации
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании
К3
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.
ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
Максимальный балл
5
Обратите внимание на критерий К1. Если вы не раскроете смысл высказывания, или раскроете неверно, и эксперт выставит ноль баллов по этому критерию, работа дальше не проверяется.
С ЧЕГО НАЧАТЬ:
1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к заданию 36.
2. Выбор темы. Все варианты ЕГЭ имеют одинаковую структуру. В задании 36 вам предлагается пять тем эссе в виде цитат известных личностей по следующим направлениям: философия, экономика, социология и социальная психология, политология, правоведение. Для выполнения задания, вы выбираете одну из предложенных тем.
При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.
3 . Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий 28-34 на одной стороне бланка №2, а 35-36 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.
4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания, например:
36.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер).
Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.
КАК ПИСАТЬ:
5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.
6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.
7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.
8. Аргументация . Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.
9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.
10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.
ОБРАЗЕЦ ЭССЕ:
1.Цитата:
36.5. Правоведение. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им" (Вольтер).
3.Смысл высказывания:
Смысл данного высказывания заключается в том, что законы нужны прежде всего самим людям, для их же блага.
4.Собственная точка зрения :
Закон нужен для устрашения граждан, так как не все граждане являются законопослушными. К сожалению, часто нарушаются законы, а вместе с ними и наши права. Поэтому в законе предусмотрены меры ответственности, которые в принудительном порядке заставляют граждан осуществлять закон в полном объеме. Многих людей закон останавливает: не совершаются преступления, т.к. возникает боязнь перед уголовной ответственностью, выплачиваются налоги. Государство предложило народу законы, которые регулируют деятельность человека и которые устраивают большинство. Для того чтобы закон выполнялся максимально, существуют меры ответственности, устрашения, которые только помогают полноценно функционировать. Человек, неуверенный в возможности отстаивания своих естественных прав, таких как на жизнь и частную собственность, с помощью права, а именно государственного принуждения, чувствует себя не защищённым со стороны государства. Право является одной из самых важных составляющих современного социума.
На мой взгляд, право изначально создавалось, как защита от абсолютной свободы, то есть вседозволенности, не обременённой обязанностями.
5.Аргументация на теоретическом уровне : (нумерация дана для наглядности. На экзамене не используется)
1. Закон - это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и(или) их отношения с государством. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.
2. Возьмем «Теорию общественного договора» Т. Гоббса и Дж. Локка.
По их мнению люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко инесправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок исправедливость.
3. Система законодательства в государстве создана именно с целью защиты граждан, их прав и свобод. Вся система законов направлена на то, чтобы упорядочить деятельность людей во всех сферах их жизни: личные права и неприкосновенности, политические права, права потребителей, сфер медицинского обслуживания.
6.Примеры :
1. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности. Например, за нарушение Правил дорожного движения, за самовольное занятие земельных участков, за нарушение правил лесопользования, за совершение мелкого хулиганства и т. д.
2. Законы призваны защищать права граждан. Например «Закон о защите прав потребителей».
3. Законы не только упорядочивают жизнь общества, но и способствуют его развитию. Например, согласно «Закона об образовании» каждый человек имеет право на получение бесплатного среднего общего образования. Это не только его право, но и обязанность. Государство в свою очередь гарантирует бесплатность общего среднего образования.
7.Вывод :
Административно-правовые запреты и ответственность за совершение административных правонарушений играют исключительно важную роль в установлении и обеспечении надлежащего правопорядка. Государство устанавливает для граждан и юридических лиц определенные запреты для их поведения в целях защиты личности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан, охраны окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности и других сфер государственной и общественной жизни общества. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Используй схему построения предложений:
Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как...;
Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …
Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что ….
По моему мнению..., я разделяю позицию автора…;
В заключении можно сделать вывод, что…
выделяй абзацы; соблюдай красную строку; используй краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.
Владей набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.
Используй черновик при написании эссе. Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.
Обязательно выпиши высказывание по которому будешь писать эссе.
Каждый год ФИПИ реформирует демоверсию ЕГЭ по обществознанию. На этот раз несколько изменились требования и система оценки эссе (задания 29). Предлагаю уяснить нововведения!
Изменения в обществоведческом эссе 2018
Вот как задание выглядело в 2017 году.
Что изменилось в тексте задания?
Давайте разберемся.
- Форма — мини-сочинение, без изменений.
- Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это принципиально? Думается нет, в любом случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты!
- Более однозначно сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…).
- Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов.
- Также оценивается два примера из различных источников.
- Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей.
То есть, по сути, меняется требование к объему (примеры нужно разворачивать, идей нужно видеть несколько!) и скажем так, сочинение действительно уходит от жанра легкого и прозрачного эссе, когда не обязательно дотошно выписывать пример, достаточно озвучить идею. К громоздкому сочинению, где все мысли тяжеловесны, предельно понятны и озвучены. Наверное, в следующем году к регламенту количества слов придем, как в других предметах, к сожалению
Как теперь проверяется эссе?
Прежде всего, изменилось количество критериев. Их стало 4 вместо прежних трех.
Критерии проверки задания 29 эссе на ЕГЭ 2017
Напомним, что в общем за мини-сочинение можно было получить 5 баллов (1-2-2). Теперь это 6 ценность эссе продолжает увеличиваться, учиться писать его, чтобы получить важнейшие баллы ЕГЭ нужно обязательно!
Посмотрим на новые изменившиеся критерии!
Сущностно он не изменился, это все тоже раскрытие смысла цитаты автора. И, также, за нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.
Итак, требуется найти в цитате идею (? проблему?), связанную с курсом и выделить тезис (вашу законченную мысль по данному высказыванию), который вы в дальнейшем и будете обосновывать сведениями из курса и примерам из социальной практики.
Ничего нового, если честно, не вижу. Вместо смысла цитаты автора пишешь …
Тот же по сути, критерий 2. Теоретическое обоснование идеи (проблемы) с позиций научного обществознания. термины, понятия, теории, выводы науки по данной идее
Итак, разберем его по новым критериям…
«Защита права есть защита величайшей общественной ценности».
(П.А. Сорокин)
Критерий 1. На его раскрытие здесь играет:
Автор затрагивает проблему защиты права, особенно актуальную в современном обществе.
По его мнению защита права очень важна для общества.
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь право играет важную роль в жизни любого государства, общества и каждого человека.
А также получайте от нас экспертную проверку в нашей группе
В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.
Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя..
Видео – как написать эссе по обществознанию
Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.
В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.
Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.
Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ
- Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
- Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
- Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
- Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
- При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
- Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
- В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
- В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
- Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
- Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
- Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
- Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
- Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
- Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».
Примеры эссе на тему:
Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)
На высший балл
Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.
Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.
Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.
Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.
А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.
Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.
И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!
На небольшой балл
В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.
План эссе
Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе
P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)
Аргументация
:
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни
Вы всё ещё задаётесь вопросом о том, как писать эссе по обществознанию? Мой ответ – регулярно. И если вы до сих пор не решались писать мини-сочинение, начинайте сразу же после прочтения рекомендаций.
Что такое эссе? Это литературный жанр, краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу. В эссе автор делает попытку осмысления какой - либо идеи или проблемы и в непринужденной форме излагает своё отношение к ней. Неповторимый авторский взгляд на общественные процессы и явления, стиль мышления и культура речи делают эссе особенно ценным. Автор свободен в выборе логики изложения своих рассуждений, но хорошее эссе отличается многоаспектностью и парадоксальностью, внутренним единством и непротиворечивостью, в нем нет шаблонных формулировок и штампов. И, наконец, эссе - это одно из возможных мнений, поэтому оно не претендует на окончательное раскрытие проблемы.
Выполнение задания 29 ЕГЭ по обществознанию начинается с выбора одного проблемного высказывания (иногда афоризма) из пяти. Какое высказывание выбрать? Контекст, предлагаемых выпускнику тем, берётся из различных базовых наук интегрированного курса обществознания. Раскрывая идею высказывания, вы должны применить обществоведческие знания, использовать понятия, теоретические положения. Конечно, сделать это хорошо невозможно в малознакомом контексте. Поэтому первый фактор, который вы должны учесть при выборе темы эссе - это научный контекст (философский, экономический, социологический, социально-психологический, политологический, правоведческий). Второй фактор - это понимание сущности высказывания. Внимательно проанализируйте каждое высказывание. Подумайте, о чем хочет сказать автор высказывания, какую основную мысль (идею) хочет донести до нас. Выражение идеи высказывания является отправной точкой в написании эссе, поэтому её непонимание или не адекватное понимание не позволит реализовать основные требования задания 29 ЕГЭ по обществознанию. Третий фактор - это возможность создать логически связанное рассуждение. Если сделать это кажется невозможным, то нужно поменять тему. Итак, при выборе темы нужно учесть три обстоятельства: научный контекст, понимание сущности высказывания и возможность создания логически стройного эссе.
Эссе по обществознанию с 2019 года оценивается в 6 первичных баллов , а это до 12 вторичных . Успех в решении задания 29 ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл заключается в соблюдении критериев , которые изменены с 2018 года. Их всего четыре.
Критерий 1 . Раскрытие смысла высказывания. Своё мини-сочинения следует начать с формулирования основной идеи или тезиса высказывания. Для наглядности разберем эссе Марии, оценённое экспертами в 6 баллов. Тема эссе «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики» (К.Макуильямз).
Для написания мини - сочинения я выбрала изречение К. Макуильямса «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики». Основной идеей этого высказывания является способ организации плановой экономики как экономической системы. Автор считает, что плановая экономика не обеспечивает должного развития экономики страны, так как является далеко не самой эффективной экономической системой. Я полностью согласна с этим высказыванием. Действительно, при государственном регулировании практически невозможно обеспечить благоприятное развитие экономики.
Вот пример того, как правильно раскрыть смысл высказывания. Мария выделила основную идею высказывания, конкретизировала её и выразила своё отношение к данной идее. С идеей высказывания можно и не согласиться, главное привести убедительную аргументацию своего несогласия.
Основных идей или тезисов в высказывании может быть несколько. Сформулируйте хотя бы одну, но сделайте это верно, ведь неправильная интерпретация смысла высказывания оценивает всё ваше эссе по нулям. Поэтому соблюдение данного критерия очень важно и при подготовке к экзамену необходимо уделить достаточно времени, чтобы научиться раскрывать смысл высказывания. Правильное выполнение данного критерия принесёт вам 1 балл, а неправильное 0 баллов за всё мини-сочинение.
Критерий 2 . Теоретическое содержание мини-сочинения. На следующем этапе необходимо подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Посмотрим как это сделала Мария.
Автор выделяет понятие плановой экономики как ключевое. Плановая экономика
- экономическая система, при которой государство осуществляет полный контроль за экономической деятельностью страны, осуществляет централизованное планирование. Другое название этой экономической системы - административно - командная. Безусловно, у неё есть несколько плюсов, например, она хорошо функционирует в военное время, производя необходимые средства в нужном количестве. Но в мирное время для благоприятного развития страны нужна рыночная экономическая система
, при которой производитель, ориентируясь на спрос
(желание покупателя купить определенный товар по определенной цене), сам решает, что производить. В командно - административной экономической системе этим вопросом занимается государство, не эффективно распределяя ресурсы.
Директивное ценообразование
- ещё один из минусов данной экономической системы. Устанавливая цены на все товары и услуги государство препятствует конкуренции и самостоятельности товаропроизводителей, что сказывается на качестве товаров и услуг, ведь производители не заинтересованы в улучшении своей работы.
Раскрывая критерий второй, Мария вводит несколько терминов, имеющих отношение к теме эссе: плановая экономика, рыночная экономика, спрос, директивное ценообразование. Она приводит плюсы и минусы плановой экономики.
Критерий 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Нововведение в критериях эссе 2018 года. Теперь вы можете получить 1 балл за отсутствие ошибочных положений с точки зрения науки. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на теоретическое содержание мини-сочинения.
Критерии 4. Качество приводимых фактов и примеров. Вы должны проиллюстрировать свои теоретические рассуждения и выводы примерами и фактами из общественной жизни, других учебных предметов или и личного социального опыта. Главное, чтобы ваши примеры были не абстрактными, а конкретными и обязательно развёрнутыми. Примеров должно быть два, используйте различные источники (к примеру, один из науки, один из социальной жизни). Ну а если столкнётесь с трудностью подбора соответствующего примера, не теряйтесь, смоделируйте (придумайте) его. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла.
Пожалуй, самым ярким примером командной экономики в истории являлся СССР. Государство самостоятельно устанавливало все цены на товары и услуги, что приводило к вечному дефициту на полках магазинов. Экономика СССР находилась в плачевном состоянии, что сказалось на менталитете её граждан, до сих пор боящихся дефицита продуктов и закупающих их впрок.
В современном мире мы тоже можем наблюдать несколько государств, где осталась эта экономическая система. Например, Северная Корея. Уровень жизни населения там оставляет желать лучшего, технический прогресс движется низкими темпами. В стране также преобладает государственная собственность на средства производства - ещё один признак этой экономической системы. Из - за централизованного планирования там отсутствует предпринимательская деятельность. У граждан существенно ограничен выбор продуктов, ведь продавец не заинтересован в производстве качественных товаров.
Завершить эссе следует логическим умозаключением.
Таким образом, К.Макуильямз хочет донести до нас мысль о том, что плановая экономика не может принести желаемых темпов экономического роста государству. У неё много существенных недостатков, что препятствует её полноценному функционированию.
Чего не стоит делать в эссе?
- Не надо писать о том, кем является автор!
- Не надо подкреплять свои мысли или сравнивать цитату с афоризмами других известных людей!
Конечно, сложно научиться писать мини-сочинение по всем критериям самостоятельно. Вам нужен соответствующий анализ каждого своего эссе со стороны.
В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию , выбранному из пяти предложенных.
Эссе - это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.
Алгоритм написания эссе по обществознанию:
- Ознакомиться с .
- Внимательно прочитать все высказывания;
- Выделить в каждом главную идею;
- Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
- Выписать высказывание на отдельном листе бумаге.
- Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
- Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.
Примерный план сочинения
- Вступление
- Отражение проблемы в тексте:
- формулировка проблемы
- почему эта проблема сегодня актуальна?
- Комментарий проблемы
- о чем пишет автор
- как пишет автор
- к какому выводу приводит читателя
- Авторская позиция
- Позиция ученика:
- согласие/несогласие с автором
- собственная позиция
- Аргументация (2 аргумента)
- Вывод - заключение
Теперь более подробно о структуре:
1. Цитата.
Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.
2. Проблема и ее актуальность.
Клише :
Данная проблема является актуальной в условиях...
- ...глобализации общественных отношений;
- ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
- ...обострения глобальных проблем современности;
- ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- ...развития международной интеграции;
- ...современной рыночной экономики;
- ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- ...жесткой дифференциации общества;
- ...открытой социальной структуры современного общества;
- ...формирования правового государства;
- ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
- ...диалога культур;
- ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.
3. Смысл высказывания.
Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише :
- «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
- «Автор обращает наше внимание на то, что...»
- «Автор убеждён в том, что...»
4. Собственная точка зрения.
Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
Используй клише :
- «Я согласен с автором в том, что... »
- «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
- «Автор был прав, утверждая, что...»
- «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
- «А не задумывались ли вы над тем, что...?»
5. Теоретическая аргументация.
Необходимо использовать знания по обществознанию: , понятия, мнения ученых, направления научной мысли.
Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.
6. Примеры из социальной практике, истории и литературы.
Эмпирический уровень:
- Использование примеров из социальной практике, истории, литературы.
- Использование собственного опыта из жизни.
Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.
7. Вывод.
В заключении подводится итог рассуждения - 1-2 предложения.
Используйте клише :
- «Таким образом, можно сделать вывод...»
- «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
- ЕГЭ по обществознанию.
- ЭГЭ по обществознанию.
- ЕГЭ по обществознанию