Конспект урок с презентацией к уроку по литературному чтению на тему: "А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …"
Урок
литературного чтения
по теме
«А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
МБОУ «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа»
Тема. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
Цели урока:
- Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению;
- Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы;
- А) анализ сюжета
Б) выборочное чтение
В)чтение про себя
- Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность;
- Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;
- Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство прекрасного.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из других школ нашего района.
Психологический настрой на работу.
Учитель:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!
2. Проверка домашнего задания.
Рассказать наизусть отрывок из стихотворения «Федорино горе».
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют Пушкина.
А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.
И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
На доске слова:
«Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)
(Портрет Пушкина).
Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку.
И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти.
Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.
4. Повторение изученного.
Подготовительная беседа учителя о поэте.
Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.
У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи.. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев., которого очень любила мать.
Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.
Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?
На самом деле у Пушкина было 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.
3. Работа над новым материалом.
У. Ребята, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком.
Герои какого произведения находятся в сундуке?
-«У лукоморья дуб зеленый…»
Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?
Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…
Словарная работа.
Что такое «Лукоморье»? Кто знает?
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив.
Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
Что означает « дол »? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев –долина).
Как вы понимаете слова « видений полны »? (Много выдуманных героев).
О заре – на заре.
Почему воды названы ясными? (прозрачные).
Пленяет – берет в плен.
Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
Чахнет – сохнет, худеет.
У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.
Техника чтения.
А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.
Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:
У ЛУ- КО- МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ
НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА
ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ
ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ
А) Работа над произведением.
У . Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье.
Садитесь-ка поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка наизусть)
Первичное восприятие текста.
- Беседа по первичному восприятию:
- Понравилась ли сказка?
- Что понравилось ?
Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:
Каким же поэт изобразил лукоморье?(сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
Что особенно понравилось и почему?
Чтение цепочкой.
Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк)
Что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин?(Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)
Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).
Что вы можете сказать о второй части?(более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).
Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
(Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).
Какие сказочные герои повстречались?
Работа с иллюстрацией в учебнике.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.
Самостоятельная работа детей.
- Чтение про себя
- Работа над выразительным чтением.
Чтение вслух.
Самостоятельное чтение последних шести строк.
Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Кульминационный момент.
Прикрыли книжки.
Кто какие строчки запомнил?
Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.
ИТОГ УРОКА.
Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.
В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.
Учитель читает стихотворение наизусть:
Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном.
И море синее и пену…
И рыбку золотую в нем.
И три девицы пряжу пряли…
По морю плавал царь Гвидон.
А поп с Балдою выясняли,
Кому и как менять закон…
Мы с детства знаем сказки эти,
Они нам дороги всегда.
Вы нам оставили в наследство
Любовь друзей и злость врагов,
И изумительное средство
Познанья вечного стихов.
Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравился урок?
Чему учились на уроке?
Что нового узнали?
Всем спасибо за урок!
А.С. Пушкин « У Лукоморья дуб зеленый…»
Цели:
Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё
отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,
артистические способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
Ход урока
1.Организационный момент
Настроение у нас - отличное,
А улыбки - дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
а) Развитие артикуляционного аппарата.
- Вращение языком (маятник)
- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.
2. Постановка цели урока. Актуализация знаний
1. Предварительная беседа.
Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».
- Всего сказок у А. С. Пушкина пять: .«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал¬тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
- Кто слышал эту сказку? О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.
О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об
их приключенuяx и счастливом конце.)
- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.
1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движение глазными яблоками:
- глаза вправо -вверх;
- глаза вправо - вниз;
- глаза влево - вверх;
- глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.
2. Чтение статьи на с. 84 учебника.
- Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?
- Какие вы прочитали самостоятельно?
- Как всегда называли Пушкина?
- А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.
Чтение отрывков с. 85
3. Первая физминутка.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку согни.
И головой теперь покрути -
Лень и усталость скорей прогони.
4. Изучение нового материала
Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,
делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся
непонятные слова.
1. Чтение стихотворенья учителем
- Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?
2. Словарная работа.
- Что такое Лукоморье? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы¬шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.
(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)
Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве¬дает.
- Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.
Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре - на заре.
- Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится.
Чахнет - сохнет.
3. Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»
4. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.
Давайте немножко отдохнем!
Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем….
Сном волшебным засыпаем….
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают….
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают …. Засыпают…
Шея не напряжена…
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Пауза 2 минуты
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и тихонько сесть!
Выразительное чтение детьми.
- чтение по цепочке.
5. Закрепление изученного материала.
- О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?
- Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.
6. Итог урока
- Произведение какого писателя читали?
- Как называется произведение?
7. Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»
Полный текст материала Конспект урока по теме "А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".
Презентация помогает ввести детей в волшебный мир сказок А.С. Пушкина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект по чтению.
Тема урока: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»
Цели урока: Обучающие : ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания;
Развивающие : развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного и беглого чтения;
Воспитательные : воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: использование презентации «А.С.Пушкин. Сказки».
- Орг. момент.
- Речевая разминка.
Прочитайте «Птичьим базаром»:
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входит семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Откуда эти строки?
Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.
3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
А) Предварительная беседа.
Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?
Какие вы читали самостоятельно?
Использование презентации «Сказки А.С. Пушкина».
(Дети читают отрывок из сказки. По тексту и иллюстрации отгадывают название сказки.)
1 слайд.
Портрет писателя. (Учитель рассказывает о жизни писателя. Материал прилагается.)
2 слайд.
Узнай сказку.
Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
3 слайд, 4 слайд.
Прочитаем.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
5слайд, 6 слайд.
Прочитаем отрывок.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».)
7слайд, 8 слайд.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
9слайд, 10 слайд.
Жил-был поп,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
11слайд, 12 слайд.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
Вспомнили.
Что ответило солнце Королевичу Елисею?
В)Вывод. Чтение статьи (стр.84 учебника).
Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)
4. Изучение нового материала.
Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.
А) Чтение стихотворения учителем. (две последних строки - не читать).
Почему я не прочитала вам последние две строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)
Б) Словарная работа .
Что такое Лукоморье? Кто знает?
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске.)
Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.)
Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре- на заре.
Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится.
Чахнет – сохнет.
В) Техника чтения.
Какие слова кажутся вам трудными для чтения?
(Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги.)
у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных из-буш-ка
при-хлы-нут трид-цать
пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
Г) Выразительное чтение детьми.
Физкультминутка.
5 .Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.
Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят.
(Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки)
6. Итоги урока.
Произведение, какого писателя читали?
Какая сказка вам понравилась больше всего?
Домашнее задание.
Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки идо конца.)
Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок А.С. Пушкина.
Дополнительный материал.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
А.С. Пушкин (1799-1837)
Узнай сказку
Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Сказка о царе Салтане...
Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!» Сказка о золотом петушке
Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Сказка о рыбаке и рыбке
Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. Сказка о попе и о работнике его Балде
«Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Прочитайте произведения А.С. Пушкина
ТЕМА: РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
А.С. Пушкин. «У Лукоморья дуб зеленый...»
Цели урока: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться пони мания содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: иллюстрации к отдельным строкам стихотворения.
Ход урока
I . Организационный момент
П. Речевая разминка
Прочитайте «птичьим базаром»:
Час обеда приближался, Топот по двору раздался:
Входит семь богатырей, Семь румяных усачей.
Откуда эти строки?
Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.
III . Постановка цели урока. Актуализация знаний
1. Предварительная беседа.
Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?
Какие вы прочитали самостоятельно?
2. Чтение статьи на с. 84 учебника.
Всего сказок у А.С. Пушкина пять:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и работнике его Балде»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о царе Сал тане»,
«Сказка о золотом петушке».
Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
Кто слышал эту сказку? О чем она?
(О том, как злой вол шебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)
Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
IV . Изучение нового материала
- Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислу шивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.
1. Чтение стихотворения учителем (две последних строки -не читать).
-
Почему я не прочитала вам последние две строчки?
(Это
уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)
2. Словарная работа.
Что такое Лукоморье? Кто знает?
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - ЛУКОМО РЬЕ. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» -старые, вы шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.) Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает.
Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? {Пространство без деревьев - долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре - на заре.
Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет - сохнет.
3. Техника чтения.
Какие слова кажутся вам трудными для чтения?
Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записы вает их на доске с разбивкой на слоги:
у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных из-буш-ка
при-хлы-нут трид-цать
пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
4. Выразительное чтение детьми.
V . Физкультминутка (презентация)
VI
.
Закрепление изученного материала. Проверка
усвоения текста.
Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки,
которые к ним подходят.
Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки.
VII . Итог урока
Произведение какого писателя читали?
Прочитайте отрывки из сказок на странице 85, вспомните названия сказок. Найдите героев к ним.
Домашнее задание
Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской...», или начиная со следующей строки и до конца.)