Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Солнечная система. Конспект НОД «Путешествие в планетарий
Цель: формирование интереса к изучению космоса
Задачи:
Образовательные:
Продолжать обогащать знания и расширять представления детей о космосе, о планетах;
Развивающие:
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность
Воспитательные:
Вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;
Воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;
Формировать навыки правильного поведения на занятиях; умение работать в коллективе;
Воспитывать любознательность, творческую активность, внимание, чувство эмоционального удовлетворения, самостоятельность.
Материал: Схема Солнечной системы, экран с проектором или ноутбук, большой лист ватмана, белые листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, ножницы
Дети занимаются своими делами (играют в настольные игры, рисуют…). Воспитатель вносит плакат с изображением планет солнечной системы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой плакат я для вас принесла. Что же вы видите на этом плакате?
Дети: Планеты.
Воспитатель: А на какой планете мы живем?
Дети: Планета Земля.
Воспитатель: А какие еще вы знаете планеты?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, назвали все планеты солнечной системы (если назвали не все, то воспитатель дополняет).
Ребята, а как вы думаете, на других планетах есть жизнь? Хотите узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отправится в космос. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда нам необходимо приготовиться.
Что нужно для полета?
Ответы детей (ракета, скафандры, карта солнечной системы, еда)
Дети расставляют стульчики, занимают свои места.
Перед детьми карта Солнечной системы(слайд 2).
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни на земле.
Дети: Свет, тепло, вода, кислород.
Воспитатель: Наш космический корабль называется «Восток». Командование кораблем беру на себя. Вы просто космонавты. Внимание! Объявляется пятиминутная готовность!. Надели скафандры, проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Начинаем отсчет. Пять, четыре, три, два, один. Старт! (Звучит звуковой фон работы двигателей)
Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос! Можно расслабиться и отстегнуть ремни, снять шлемы. Смотрите в иллюминатор! Какое космическое пространство перед нами! (На слайде 3 звездное небо)
Мы летим к планете Меркурий, которая ближе всех к Солнцу.
Внимание! Наш корабль приближается к планете Меркурий. (Слайд 4)
Командир корабля: Как вы думаете, ребята, можно ли высаживаться на планете, не зная о ней ничего. Давайте запросим наш компьютер о данных этой планеты.
Компьютер: Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она больше Луны. Днем здесь очень жарко, ночь - очень холодно. На этой планете нет атмосферы, а значит нечем дышать. Поверхность этой планеты покрыта кратерами (слайд 4). Ни один человек не ступал на планету Меркурий.
Командир: как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?
Мы держим курс на следующую планету - на Венеру. Древние астрономы, наблюдая за утренней и вечерней зарей, заметили самую яркую звезду. В честь богини красоты и любви они назвали эту звезду Венерой. Позже оказалось, что Венера - это не звезда, а планета.
Компьютер: Внимание! Мы приближаемся к планете Венера. (Слайд 5)
Командир корабля: На Венере, наверное, сильная гроза: видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение. Что же нам расскажет компьютер об этой негостеприимной планете?
Компьютер: Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, и поэтому на ее поверхности стоит ужасная жара, около 500 градусов. Рельеф Венеры состоит из огромных равнин, пересеченных горными цепями и возвышенностями, а на горных вершинах следы лавы. Венера окружена мощным слоем облаков и очень плотной атмосферой, в которой содержание углекислого газа в несколько раз превышает содержания его в земной атмосфере. Так же в атмосфере Венеры обнаружены опасные для человека метан, аммиак, соединения хлора и фтора, серная кислота. Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться! Не спускаться!
Командир: Да, лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и гроз. Куда мы полетим дальше? Мы направляем наш корабль на Марс!
Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую звезду. И назвали ее в честь бога войны - Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смену времен года, и марсианский день мало чем отличается от земного: он длится 24 часа 37 минут. А вот и планета Марс перед нами (слайд 6)
Давайте запросим компьютер о данных этой планеты.
Компьютер: Марс - планета вдвое меньше Земли. Марсианская почва красно-бурого цвета. Небо не голубое, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в атмосфере Марса. Кислорода и водяного пара в его атмосфере всего 1 %, а средняя температура - около -40 градусов. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры - их скорость до 100м/сек.
Командир: Из сведений компьютера мы узнали, что можно пройтись по планете Марс, но только надев скафандры и включив утеплитель. Проверьте гермошлемы. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило воздуха. Посмотрите, какие огромные горы, на них снег и лед (слайд 7) . Но лед не похож наш земной. Это сухой лед. Когда углекислый газ замерзает, то образуется сухой лед. Такой лед мы используем, например, в холодильниках. А вон ущелье над пропастью, а затем пустыни. Мы туда не пойдем, неизвестно, что нас там ожидает. Скажите, вырасти какое - нибудь растение?
Запасов кислорода, которым дышим, не очень много, поэтому нам пора возвращаться на корабль. В корабле можно снять скафандры, гермошлемы. Занимайте места. Приготовиться к взлету. Начинаем отсчет: пять, четыре, три, два, один, пуск!
Следующая планета - Юпитер. А пока летим к нему, послушаем компьютер о планете Юпитер(слайд 8).
Компьютер: Юпитер - это планета-гигант, она в 1300 раз больше Земли. Высадиться на эту планету невозможно. На планете-гиганте нет твердой поверхности, как на Земле, Луне или на Марсе. Юпитер состоит из небольшого твердого ядра, окруженного плотными слоями жидкости и газа.
Ну что ж, у нас есть запасы пищи, воздуха, и мы можем полететь дальше, на Сатурн (слайд 9).
Если смотреть в телескоп на Сатурн с Земли, то можно заметить светящиеся кольца вокруг него. Благодаря загадочным ярким кольцам Сатурн считается самой красивой и необычной планетой. Многочисленные кольца Сатурна состоят из бесчисленных ледниковых и каменистых обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Сам Сатурн - газовая планета, самая легкая в Солнечной системе. У Сатурна есть спутники. Их двадцать два. Скоро мы приблизимся к планете. Но что это? Сигнал об опасности! Смотрите на нас летят метеориты (слайд 10). Значит мы попали на орбиту Сатурна с его спутниками. Надо немедленно менять курс. Сатурн не подпускает нас близко к своей поверхности.
Интересно, но оказывается, что эта планета считается самой холодной во всей Солнечной системе. Уран - это седьмая планета по порядку от Солнца, Он не похож на другие планеты в Солнечной системе, ведь Уран выпускает намного меньше высокой температуры, чем получает от Солнца. Для примера, другие планеты имеют раскаленные, горячие ядра внутри и излучают инфракрасную радиацию. Видимо, какие - то причины заставили остыть его “сердце”. Уран - интересная планета Уран - период лета длиться 1 очень длинный день на протяжении 42 лет! А период обращения вокруг Солнца - 84 года, а на Земле соответственно 365 дней. Вот где придется долго ждать Нового Года! Световой день длиться 17 часов, быстрее, чем у нас. Официально зафиксировано 15 спутников. Еще один интересный факт, Уран имеет свои кольца, как у Сатурна, только они меньше и не такие плотные. Любопытно, но хоть он и находится далеко от нас, но после открытия первого телескопа, его обнаружили первым!
Мы направляемся на последнюю планету Солнечной системы. Называется она Нептун. А вы знаете, что эту планету открыл французский астроном Урбен Леверье, не наблюдая за небом, а путем математический вычислений. И только потом был обнаружен в небе. Вот он Нептун! (слайд)
Даже издалека он кажется холодным.
Компьютер: На Нептуне температура минус 195 градусов!
Командир: В такой мороз нас не спасут даже специальные скафандры! Как вы думаете, ребята, сможет там расти что-нибудь?
Мы возвращаемся на Землю. Так к какому же выводу мы пришли? Почему ни на одной планете мы не остались? (Ни на одной из них нет условий для жизни) Почему мы вернулись на Землю? (На Земле есть все условия для жизни живых организмов, в том числе и для растений)
Мы облетели всю Солнечную систему и нигде не обнаружили жизни. Только на нашей планете чистый воздух, растут зеленые деревья, поют птицы. И мы с вами должны не только любить нашу планету, но и заботиться о ней. А как мы с вами можем заботиться? (не ломать деревья, не убивать насекомых, не разорять гнезда птиц и т. д.) Если мы не будем этого делать, то наша Земля станет такой же мертвой и неприветливой, как и другие планеты Солнечной системы.
А сейчас я вам предлагаю объединиться в пары и нарисовать и вырезать ту планету, которая вам наиболее запомнилась. По окончании работы мы с вами создадим карту Солнечной системы, которая будет висеть у нас в группе.
Самостоятельная деятельность детей.
По окончании работы совместно с воспитателем дети создают карту Солнечной системы.
Воспитатель: Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что запомнилось? На какой планете мы сможем жить? Почему?
Список использованной литературы:
- Большая энциклопедия дошкольника.
- Альманах «Хочу всё знать».
Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.
♦ Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?
Планеты и Солнце напоминают дружную семью.
Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.
♦ Вспомните, чем планеты отличаются от звезд.
Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости, и твердые частицы... Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда.
Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.
Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли — Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей.
♦ Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?
На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу.
Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.
Древние греки говорили, что те, «кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия» (П.В. Клушанцев).
В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.
Меркурий
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»
Вторая от Солнца планета — Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик.
Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно.
Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты — Венеры.
В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.
В серебристой колеснице
В небесах летит царица.
Ее облик — юный, нежный.
Ее кони белоснежны,
И крылаты, и красивы,
Златоглазы, златогривы...
Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.
Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.
Венера
В честь богини красоты
Названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой нас одаряешь.
Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.
♦ Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете.
Земля — средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.
♦ Объясните, почему это важно.
Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает ее своими горячими лучами.
Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко! Наоборот, на удаленных от светила планетах, таких как Юпитер и Сатурн, царит вечный холод.
На Земле благоприятная для жизни температура.
♦ Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?
Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов.
Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
Земля — планета жизни
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле — это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке...
Жизнь на Земле вы найдете повсюду —
В самом далеком, глухом уголке!
У Земли есть спутник — Луна.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара.
Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением.
Поэтому его часто называют «Красной планетой».
Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.
Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и связанные с ними пожары и бедствия.
Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.
Марс
Марс — таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Пятая от Солнца планета — Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.
Юпитер — самая большая планета Солнечной системы!
Юпитер
Юпитер — больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
♦ Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?
Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.
У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.
Шестая от Солнца планета — Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Астрономы***, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
Сатурн
Сатурн — красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.
Атмосфера Урана — холодный туман.
Уран
Уран — лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие — ночь.
Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.
Нептун
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Нептун действительно находится так далеко от нас, что сначала его положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.
Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Ученые строили предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г. Плутон — планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, потому изучать его очень трудно.
У Плутона есть спутник — Харон. Он состоит из камней и льда.
Плутон — самая холодная планета Солнечной системы.
♦ Как вы думаете, почему?
Плутон
Несется в пространстве далекий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее.
♦ Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?
Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.
Вопросы для закрепления
♦ Сколько планет в Солнечной системе?
♦ Как называется самая близкая к Солнцу планета?
♦ Какая планета наиболее удалена от Солнца?
♦ Какая планета самая маленькая?
♦ Какая планета самая большая?
♦ Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?
По познавательному развитию
Конспект НОД «Путешествие в планетарий. Солнечная система»
Прислала: Соколова Елена
Оборудование: проектор для показа слайдов, медали планет, различная крупа для составления солнечной системы, желтые круги, карточки с пропущенными буквами в названиях планет.
Цель: знакомить детей с устройством Солнечной системы.
Задачи: познакомить детей с Солнцем и его значением, влиянием на климат; способствовать развитию познавательной активности детей.
Развивать образное мышление, творческое воображение, связную речь.
Ход занятия
1. Воспитатель: Ребята, а сегодня мы с вами совершим экскурсию в необычное место. Для того чтобы узнать куда, вы должны отгадать загадку (2 слайд «Загадка»)
(Загадывается загадка о космосе. Отгадка «космос» появляется на экране. 3 слайд «Космос»)
2. - Ребята, пока нет таких аппаратов, чтобы мы могли отправиться на экскурсию в космос. Но мы можем пойти с вами в планетарий. Ребята, а как вы думаете, что такое планетарий и что там можно увидеть? (ответы детей. 4-5 слайды «Планетарий»)
Вопрос: Почему у здания планетария крыша в виду полушара? (ответы детей)
Воспитатель: Планетарий - это здание с куполообразной крышей. На купол, с помощью аппарата проецируется звездное небо. Это позволяет нам с вами рассмотреть планеты и звезды, изучить их.
И вот мы с вами в планетарии. Мы смотрим на купол - это вселенная, звездное небо. (6 слайд «Звездное небо»)
Воспитатель: Ребята, что нас окружает в космическом пространстве? (звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы) (7 слайд)
3. Воспитатель: Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли? (маленькими, большими, не видим….)
Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.
Возьмите все круги.
Поставьте его перед глазами. Что видим? (ничего)
Начинайте медленно его отдалять от глаз.
Что происходит с кругом? (Он кажется меньше, из далека)
Вывод: Круг кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.
4. - Все предметы при удалении кажутся меньше. Солнце очень большое, но оно кажется маленьким, т. к. Солнце далеко. Звезды очень большие, многие из них крупнее Солнца, но они кажутся маленькими, потому что далеко (8 слайд)
Звездное небо настолько огромное, что мы не сможем изучить его только за один поход в планетарий. Сегодня мы поговорим только о солнечной системе. А что это такое, мы сейчас с вами попытаемся понять.
5. - А что же такое солнечная система?
Дети: Это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет - астероидов и комет. (9 слайд «Солнечная система»)
Солнце - самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь. Из-за него днём все остальные космические объекты становятся невидимы. Солнце выделяет свет и тепло, до тех пор, пока не зайдёт за горизонт. И только потом небо становиться достаточно тёмным, чтоб увидеть остальные звёзды. Солнце это такая же звезда, как и все остальные звезды, просто оно находится к нам ближе. (10 слайд «Солнце»)
Планета, на которой мы живем, называется «Земля» и она дружит с солнцем. Что дает солнце нашей планете? (тепло и свет) (11 Слайд «Земля»)
6. - Без солнышка мы жить не сможем, поэтому люди с давних пор проявляли к солнышку уважение. Сочиняли пословицы и поговорки про солнце, стихи. (12 - 13 слайды «Пословицы и поговоркм»)
- Красное солнышко на белом свете черную землю греет.
- Что мне золото, светило бы солнышко!
(спросить, как дети поняли смысл поговорки)
Стихотворение читает ребенок:
Солнышко
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
7. Воспитатель: Но Земля - это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете? (Слайд 14 «Солнечная система»)
Слайд 15 «Планеты»
Какая планета самая большая? (Юпитер)
Какая планета самая горячая? (Венера)
Какая звезда даёт нам тепло? (Солнце)
Какая планета «катится», как шар по блюдцу? (Уран)
Какая планета по счёту от Солнца наша планета - Земля? (Третья)
Воспитатель: Обратите внимание, что размеры планет различны, но все они значительно меньше солнца
8. ФИЗМИНУТКА (звучит музыка, дети стоят на ковриках) .
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (Руки вверх, в стороны вниз)
Рядом кажутся они (руки в кулачки сжимать)
Можно взять перо Павлина, (Руки перед глазами)
Тронуть стрелки на Часах, (Руки перед глазами)
Покататься на Дельфине, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Если бросить в небо взгляд, (присесть руки вперед)
Ты увидишь, словно гроздья, (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Там созвездия висят (Руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх. Руками берем созвездия)
9. Воспитатель: Для того, чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составить Солнечную систему:
Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.
Солнце - мяч (10 см) , тогда
- Меркурий - пшено
- Венера - рис
- Земля - рис
- Марс -горох
- Юпитер - ракушка
- Сатурн - ракушка
- Уран - фасоль
- Нептун - фасоль
- Плутон - горох
Остальные тела Солнечной системы изобразить невозможно, так как они ничтожно малы. (Слайды 16-18 «Планеты»)
Назовите планеты гиганты? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
Назовите планеты земного типа? (Венера, Земля, Марс)
Назовите самую маленькую планету? (Меркурий)
Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.
На полу изображены орбиты разных планет. Детям раздаются бумажные медали с изображением планет (цвета планет и их орбит должны соответствовать) В центре кругов стоит ребенок, изображающий Солнце. Предложите остальным детям-планетам занять свои места на орбитах. Если будут затруднения, еще раз вернуться к слайду. Затем предлагается детям разойтись в разные стороны и по команде "Планеты - по местам!", построить модель Солнечной системы. Кто из планет быстрее займет свое место? Затем каждая планета должна сделать круг вокруг Солнца. При этом обратить внимание детей: чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдет по кругу. Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца за год (от одного Нового года до другого) . Чтобы наглядно показать это, взять большой календарь и по мере движения по кругу ребенка-Земли перелистывать его страницы, называя месяцы. Таким образом, ребенок начнет двигаться в январе, а вернется на свое место в декабре.
11. - Чтобы изучить вселенную, мы не один раз должны побывать в космосе, поэтому мы должны заправить космический корабль топливом. Для этого нам необходимо выполнить задание.
Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет.
(дети вписывают.)
12. (Слайды) По порядку все планеты
Дети: Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
13. Воспитатель. Итог: ребята, вот и подошло к концу наше первое путешествие в космос, сегодня мы многое узнали, многое увидели. Скажите, что же нового мы узнали (что такое планетарий, солнечная система, орбита, планеты) . А сколько еще интересного и неизведанного нас ждет впереди.
Информационные ресурсы:
http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-kakie-tainy-khranit-kosmos
http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/puteshestvie-v-kosmos-1
Юлия Амрахова
Конспект НОД "Солнечная система"
Программное содержание:
а) обучающая:
повторить знания о составляющих частях космического пространства;
б) развивающая:
развивать любознательность, фантазию, воображение; мелкую моторику рук;
в) воспитывающая:
воспитывать интерес к стремлению больше узнать о космосе, вселенной.
Словарная работа:
Вселенная, пространство, комета, галактика.
Материалы:
иллюстрации, фон из листов черного картона, картонные модели планет, клеенка, клей, салфетки разных цветов,.
Предварительная работа:
Беседа о космосе;
Чтение рассказов, стихотворений о космосе;
Загадки о космосе;
Знакомство с энциклопедией для любознательных «Все о космосе»;
Заучивание наизусть стихотворений;
Заучивание песен на музыкальном занятии;
Выставка поделок и рисунков на тему «Космос».
Ход занятия:
Воспитатель задает загадки.
Доброе, хорошее, на всех
глядит, а на себя не велит. (Солнце)
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все.
Правильно, солнце? А какое оно? (круглое, теплое, жаркое).
А где находится Солнце? (в космосе, в небе).
А сейчас отгадайте ещё одну загадку:
"Черная дорожка
Усыпана горошком. " (звёзды.)
А когда мы можем увидеть звёзды?
Где они находятся?
Как вы думаете, почему кажутся маленькими?
Что ещё есть в космосе? (метеориты, метеоры, кометы.)
А как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система).
СОЛНЦЕ – это самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Вокруг солнца вращаются девять планет и получают от неё свет и тепло. Они расположены в следующем порядке от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Самомассаж массажными мячиками
Давайте с вами возьмём по маленькому мячику и покатаем его в руках.
Солнце катится по небу,
Словно жёлтый мячик.
Солнцу рады все, все, все,
Лишь сосулька плачет.
Ребята вспомним, какие планеты есть в Солнечной системе. (показ изображения планет)
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Воспитатель: Планеты одинаковые или разные? Чем отличаются? Чем похожи?
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
Воспитатель: Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? (Ответы детей)
Воспитатель:
В честь богини красоты
Названа Венера ты,
В облаках летаешь,
Красотою озаряешь.
На Венере нет ни воздуха, ни воды, ее можно увидеть на ночном небе. А на этой планете есть жизнь? (Ответы детей) А почему? Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера - самая яркая планета на небе.
Воспитатель:
Есть одна планета – сад
В этом Космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Вы догадались, что это за планета? На этой планете есть вода, суша, атмосфера, на ней обитают животные, птицы, растут деревья, цветут цветы, живут люди. Земля имеет свой спутник - Луну.
Луна – единственный естественный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Слово «луна» обозначает «светлая». В древности люди считали Луну богиней – покровительницей ночи.
Воспитатель:
Я – Марс.
Над планетой красной кружат
Каменюки, Страх и ужас
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем здесь, на планете.
На Марсе нет жизни.
Воспитатель:
Юпитер больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер - гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Воспитатель:
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Когда то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Ребята, как вы думаете, может ли кто- то существовать на этих двух планетах? (Ответы детей). Почему? (Здесь очень холодно) Сатурн - это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Воспитатель:
Я уже, который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь Космоса тоску
Мчусь я, лежа на боку.
Это планета Уран. Единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета». Температура на поверхности Урана – газовой планеты-гиганта – очень низкая и составляет от -208 до -212 градусов по Цельсию.
Дети, на этой планете есть жизнь? (Ответы детей)
А почему? (Ответы детей)
Воспитатель:
Я – Нептун.
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.
Воспитатель:
Я - Плутон.
Нужно 5 часов, чтоб свету
Долететь до сей планеты,
И поэтому то я
В телескопы не видна.
Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.
Воспитатель: На этих самых удаленных от солнца планетах тоже никто не живет, они безжизненные.
А теперь мы с вами отправимся в путешествие на ракете.
Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
Давайте посмотрим, что же ещё есть в космосе помимо планет. (Показ иллюстрации)
В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид - небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета - небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Кто мне назовёт имя первого космонавта?
Ответы детей.
Космонавт должен вести здоровый образ жизни, заниматься зарядкой по утрам. Сегодня мы и узнаем – готовы ли стать космонавтами.
“На зарядку становись!”
Руки в стороны на ширине плеч. Правая рука делает в воздухе круги. Левая рука делает точно такие же круги, но в обратную сторону.
Правая рука движется вверх. Левая рука делает круги.
Правая рука делает в воздухе треугольники. Левая рука – круги.
Правая рука делает круги. Левая рука треугольники. Нога рисует на полу квадрат.
Внимание! Займите свои места. Пристегнитесь, начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
(Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).
Воспитатель: Теперь я вижу, что вы стали сильными и ловкими и готовы смоделировать нашу солнечную систему.
Воспитатель предлагает детям разделиться на команды, раздает командам круги картона и дети с помощью салфеток обклеивают картон, придавая им вид планет.
Затем каждую планету помещают на фон, выстраивая планеты в определённом порядке.
Анализ занятия:
Посмотрите, какая прекрасная работа получилась. Что вы изобразили?
Планеты, кометы, звезды…
Итог занятия:
Вам понравилось путешествие в космическое пространство? Что интересного, вы, узнали? Что больше всего вам понравилось? На этом занятие окончено, молодцы.
При создании конспекта использовались интернет ресурсы:
http://csdbf7.narod.ru/index.files/page0009.htm
http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia151.htm
http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex26.htm
Ольга Осокина
Конспект НОД в старшей группе «Солнечная система»
Образовательная область : «Познание»
Цель : создание условий для формирования представлений детей о солнечной системе .
Задачи :
1. Расширять представления детей о небесных телах, составляющих солнечную систему .
2. Закреплять знания детей о классификации (расположении) планет солнечной системы .
3. Способствовать развитию мыслительных операций (умозаключение, сравнение) .
4. Упражнять в умении вести диалог, совершенствуя виды речевого общения.
5. Воспитывать уважение к товарищам при взаимодействии друг с другом.
Стук в дверь, вносится посылка.
Ребята посмотрите здесь клубочки, они все круглой формы и разные по величине, и их всего 9. Прямо, какая- то загадка, спиц нет? Что они нам могут напомнить? С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей)
Я знаю, что вы все любите путешествовать, где вы уже бывали?
А я вам сегодня предлагаю отправиться путешествовать в космос. Согласны?
О чём бы вы хотели узнать в путешествии?
Наверное, мне надо достать моё нарядное бальное платье как у золушки? А как надо собраться для путешествия в космос? (ответы детей)
Внимание! Одеть скафандры! Пройдём в космическую ракету, пристегнуть ремни. К полёту, готовы? Начинаем отсчёт : 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск)
Внимание! Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер! Наш корабль находиться в солнечной системе . Ознакомьтесь с её достопримечательностью. В центре Солнечной системы находиться Солнце .) Солнце -это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям.
У звезды Солнце есть своя семья , только это не сыночки и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы ? (9) Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца . В этой семье всегда царит порядок. Никто не мешает друг, другу, никто никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит. Как называется путь, по которому движется планета? (орбита)
Продолжаем наше путешествие : В солнечной системе есть две самые маленькие планеты : Как называется планета, которая находиться ближе всех с Солнцу ? (Меркурий) , так как она находиться ближе всех к Солнцу , температура там выше, чем огонь в печи. А самая маленькая и холодная планета как называется? (Плутон) ) Как вы думаете почему она холодная? (Находиться дальше всех от Солнца , солнечные лучи до него не доходят) Сможет ли на этой планете кто-то жить? Почему?
Внимание мы приближаемся ко второй планете от солнца , к Венере) на эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете на этой планете жить можно? Почему?
Мы приближаемся к самой большой планете солнечной системы . Это Юпитер) На этой планете нет твёрдых поверхностей, она состоит из газа, который образует вещество похоже на желе. На нашем пути появилась ещё планета гигант) Как называется эта планета? (Сатурн)
Эта планета состоит из жидкости и газа, планета известна своими великолепными кольцами, каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней, и песка.
Как вы думаете, на этих планетах может, что-нибудь расти или жить? Почему?
Смотрите, ещё 2 далёкие планеты встретились на нашем пути. Уран) Нептун) - эти планеты находятся от Солнца далеко , поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная, можно превратиться в ледышку.
Смотрите мы приближаемся к ещё одной интересной планете -Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера (воздух) состоит из газа.
Осталась ещё одна планета. Как она называется? (Земля) ) Что вы мне можете рассказать об этой планете? Да дорогие земляне вы обладаете информацией о планете. Земля - это третья планета от Солнца , где есть жизнь.
Давайте немного поиграем «Утро настало, солнышко встало » . Утром солнышко встаёт , поднимается из-за горизонта. Просыпается всё живое на земле, все тянуться к солнцу . Радуются насекомые, порхают, кружатся в воздухе. На лесной опушке прыгают зайчишки.
Улыбаются друг другу мальчишки и девчонки. Всех обогрело солнышко , а вечером снова ушло спать.
А теперь нам пора возвращаться на землю из нашего путешествия. Внимание, пристегните ремни!)
Теперь я поняла, почему клубочки нам напомнили планеты. Их 9 и 9 планет. Давайте представим что клубочки это планеты солнечной системы , их надо поместить туда, где они должны быть расположены вокруг солнца на нашем звёздном небосклоне, (раскладывают клубочки)
А сейчас я вам предлагаю изобразить в нашей мастерской, те планеты, которые вам больше всех понравились, но сначала мы разомнём наши пальчики. (Запоминайка) )