Иверская икона Божьей Матери — от чего помогает. История иверской иконы
икона БогоМатери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»
25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы
Описание иконы Божьей Матери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»:
В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.
Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.
С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону БогоМатери и поставил её в храме.
Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.
Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».
История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.
О чудотворной иконе БогоМатери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.
13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.
Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы.
Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.
В 1929 году часовня была разрушена, икона БогоМатери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.
Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.
В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.
Празднование чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).
_______________________________________________
Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская»
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.
Молитва первая
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Молитва вторая
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Кондак, глас 8
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.
___________________________________________
АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ИВЕРСКАЯ"
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавший щит крепкий, стену необоримую и стражу неусыпну. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: "Не разлучайся Иерусалима, жребии же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит". Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; Радуйся, Еюже Царство Христово утвердится. Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелиа воззвание; Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога; Радуйся, послушанием преслу- шание Евы исцеляющая. Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, Еюже невернии познают Творца; Радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 2
Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.
Икос 2
Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; Радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; Радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; Радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ; Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем; Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 3
Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелиа в землю Иверскую; Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; Радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благо-честивых укрепление; Радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; Радуйся, вечный покой им уготовляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 4
Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.
Икос 4
Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше Небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; Радуйся, столпе огненный, на-ставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; Радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; Радуйся, еже како ниединаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; Радуйся, то многосветлое возсияваеши просвещение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 5
Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: "Иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими икону Мою". Онже, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; Радуйся, покров ея быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; Радуйся, благое о ней про-мышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; Радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; Радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; Радуйся, сирых нас Защитнице. Радуйся, ограждение наше; Радуйся, едина Радосте наша. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 6
Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; Радуйся, Предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая, радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наше и Надеждо; Радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; Радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; Радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; Радуйся, всему благому вход отверзающая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 7
Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное, разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением; сребро и зла-то в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопи-ша к Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачую-щи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая; Радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; Радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; Радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных Целительнице; Радуйся, всех скорбных Утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас; Радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 8
Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; Радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; Радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; Радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, святителей веселие.
Радуйся, иереев похвале; Радуйся, иноков Наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 9
Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает деку, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неизчерпаемый; Радуйся, всякия милости Подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу; Радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; Радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; Радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; Радуйся, грешников к покаянию воззвание. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 10
Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим; ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде изоранный; Радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице; Радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; Радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; Радуйся, к Горнему умы и сердца направляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 11
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленным бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; Радуйся, в печалех быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; Радуйся, от глада и напрасныя смерти нас освобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; Радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение. Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; Радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая. Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных. Радуйся, самых отчаянных из рова погибели похищающая; Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 12
Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя. Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному Престолу Сына Твоего, да вопием Ти: Радуйся, во славе приседящая Престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая. Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая. Радуйся, мытарств горьких избавление; Радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение. Радуйся, грехов наших непоминовение; Радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни. Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая;
Радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою вселяющая; Радуйся, крепкая Надеждо веч-наго спасения всем христианом. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 13
О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 кондак 1) - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.
Первое Православное радио в ФМ диапозоне!
Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.
_________________________________
http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.
В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы обретения первообраза в море у Афонской горы
Икона Иверской Божией Матери («Вратарница») одна из самых почитаемых в мире, и самых недоступных. Начнем с того, что последняя женщина, которая ее видела, жила более 1200 лет назад. По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания.
В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон (Иверского, Грузинского). Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы.
Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. Достаточно вспомнить принесение в прошлом году в Москву из монастыря Ватопед пояса Пресвятой Богородицы. В настоящее время десятки тысяч людей приезжают в Салоники поклониться принесенной туда из столицы Афона Кареи иконе Божией Матери «Достойно Есть».
В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала. Напротив, существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.
Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская…
Иверская икона достаточно большая - 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь». На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» - сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.
Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом - в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами. Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб. Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.
Панорама монастыря Ивирон, рисунок русского паломника В.Г. Григоровича-Барского, 1744 г.
Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители. После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею... Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма. Фото: www.agionoros.ru
Акафист перед иконой «Вратарницы» читает митрополит Волоколамский Иларион, Афон, монастырь Ивирон, 26 октября 2010 г. Фото: служба коммуникаций ОВЦС МП
Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». образ был написан иконописцем "киром Иамвлихом Романовым". Итак, осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).
Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной
В мае 2012 году древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь. Фото: .
25 мая 2012 года перед иконой был совершен молебен на Васильевском спуске. Его возглавили Патриарх Москоский и всея Руси Кирилл и архепископ Афинский и всея Эллады Иероним II. Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .
Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX века. В часовне хранилась икона написанная царскими иконописцами в XVII в., т.н. Московская Иверская. Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы.
Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною...» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской... Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».
Иверская икона Божией Матери, Москва, последняя четверть XVII в., Государственная Третьяковская Галерея, храм свт. Николая в Толмачах. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что эта икона и есть Московская Иверская.
В храме Воскресения Христова в Сокольниках хранится образ из Иверской часовни. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом
Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина (Федченкова, впоследствии митрополита). Многие жертвовали на выкуп иконы свои последние средства. Парижская Иверская икона хранится на Трехсвятительском подворье (рю Петель, 5), где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.
В 1995 году Иверская часовня была восстановлена и торжественно освящена Патриархом Алексием II.
Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.
Список Иверской иконы из Николо-Перервинского монастыря. Часовня у Воскресенских ворот была приписана к монастырю еще в 1659 году. Молебны в ней служили перервинские иеромонахи. Фото: В.Ходаков, И. Лазута, пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .
Иверская икона из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы - 12 (25) февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя.
Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир - образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес. Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор не выясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.
По легенде, список с афонской Иверской иконы был передан осетинам св. царицей Тамарой. В 1768 г., по указу Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были переселиться на новое место. Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока. Ночью от иконы лился свет. Утром же волы отказались двигаться с места и везти телегу, на которую был водружена икона. Одному осетину во сне явилась Божия Матерь и приказала оставить икону на этом месте. Известие дошло до архиерея, и образ был перенесен в собор. Моздокская Иверская икона почитается по всему Северному Кавказу и на Дону.
Список Иверской иконы из Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Сиони) в Тбилиси. Написана на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году. Патриарх Илия ΙΙ и сам пишет иконы. Одна из них, чтимый образ Иверской, находится в новом кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Цминда Самеба).
Список Иверской иконы из Роженовского монастыря, Болгария, конец XVIII в.
Иверская икона Божией Матери, Кострома, конец XVII-начало XVIII в.
Распространенная иконография рубежа XIX-XX вв. Как правило, такие иконы тиражировались в мастерских Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне
Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ
13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.
Предание
Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.
Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.
Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.
Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография
Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.
Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.
Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.
Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.
Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.
Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:
«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.
На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»
Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».
Афонские списки Иверской иконы в России
Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.
Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.
К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.
Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.
Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.
Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Источники
- Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне
Другие иконы:
Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)
Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.
Чем известна икона?
Истрия утверждает, что икону эту написал собственноручно апостол Лука, когда еще Богоматерь жива была. В этом ее наипервейшая ценность. Затем следует очень необычная и интересная история этой иконы.
Жила себе богобоязненная женщина, и был у нее дома особо почитаемый ею образ Богородицы «Иверская», который на стене в горнице висел. И она, и сын ее горячо всегда молились пред вышеназванной иконой и очень почитали Богородицу. Было это в 9-ом веке.
Но вот византийский император Феофил начал посылать своих воинов на истребление икон, и пришли в дом к этой женщине. Солдат, увидев на стене большой образ Богоматери, метнул злорадно в нее копьем, и попал прям в лик Богородицы. И тут случилось чудо - из пробитой копьем раны стала вытекать кровь! Солдат в ужасе грохнулся на колени и стал просить пощады, а потом солдаты от увиденного в шоке бросились вон из этого дома.
Женщина с сыном, боясь, что солдаты могут вернуться за иконой, когда шок у них пройдет, как стемнело, вынесли икону к морю, и опустили на воду. Второе чудо их поразило больше первого - икона стала стоймя на волне и поплыла. (Кстати, сын той женщины позже стал афонским монахом).
Прошло два века, и монахи на Афоне увидели приближающийся к берегу светящийся столб. Одни из них, а это был Гавриил Святогорец, помолившись, вышел по воде к свету, и увидел икону Богородицы, взял ее и принес в монастырь. Изначально монахи с глубоким почтением, пораженные чудом, установили икону в монастыре. Но утром, совершенно удивленные, застали икону над монастырскими воротами. Как она туда попала?!
Потому икону эту чтят афонские монахи особо, и со временем для нее специальных храм внутри монастыря построили, и она теперь там находится. Списки же ее разошлись по всему миру. И везде почитают этот образ Богородицы, везде она чудеса показывала.
Игнатий Брянчанинов, в свое время на Кавказе будучи, писал много о чудесах, которые там происходили с христианами у иконы Иверской. Когда в 12 веке всем известная царица Тамара, став вдовой, вышла за осетинского князя, она с собой Иверскую икону к нему привезла, и стала христианство там проповедовать. Благочестивая царица многих к вере нашей привела, много храмов выстроено там было. Храм, где была помещена Иверская икона, трижды горел, а икона чудом не тронутой оставалась. В смутные времена, когда на Кавказе уничтожалось христианство, чудесными знамениями икона спасла много осетинских и черкесских семей, чем еще более укрепила в вере.
В чем помогает?
Как оказывает помощь икона, в чем помогает, когда к ней обращаться, при каких ситуациях, с какими проблемами?
Нужно в первую очередь понимать - помогает не сама икона, а Богородица, к образу которой, на иконе изображенной, мы обращаемся. Матерь Божия была когда-то человеком земным, как и мы, только особо праведной, за что и даровал Ей Господь такую милость - Сына Божия родить. И потому, что бывши сама земной женщиной, она нас лучше всех небожителей понимает, и молитвы Ее пред Сыном самые сильные, за весь мир молится Она, укрывая нас своим омофором, защищает от всяческих бед. Нужно только с верою прибегать к Ее заступничеству святому, и Она с радостью откликнется на просьбы наши,
К Иверской иконе прибегают в разных ситуациях – особо помогает она дом свой защищать от бед всяческих, силы нечистой и прочих напастей. Поэтому ее в доме стараются ближе к входным дверям расположить, осуществив, таким образом, сильный защитный барьер, через которых нечистая сила не пробьется в дом.
Затем еще к ней прибегают для помощи душевнобольным, людям, раскаявшимся, чтобы помогла, силы дала выстоять, разных недугов избавление дает Богородица, ежели к Иверской иконе ее прибегать. Еще утверждают, что икона хорошо помогает, если у кого венец безбрачия - снять его, особо к женщинам и их проблемам благосклонна, заступается пред Господом о них. Так что все, кто хочет помощи от нашей небесной заступницы, прибегайте к Ее иконе Иверская, если с чистым сердцем искренне просить - всем поможет.
Посмотрите еще.
По церковному же преданию, на земле существуют несколько Вселенских Жребиев – уделов Богородицы, которые находятся по Ее милости на Ее особом попечении. Иверская икона соединяет в себе четыре таких Жребия: Иверский, Афонский, Киевской Руси и Дивеевский. Вкратце же эта история выглядит так.
Хранительница Иверии
Версия происхождения первоначального списка Иверской иконы
Первый Свой удел Божья Матерь получила в день Пятидесятницы, когда апостолы получали назначение по жребию, в какую страну им идти для проповеди Господней веры. Пречистая сказала, что и Она желает принять в том участие, чтобы и у Нее была страна по воле Господа, и, бросив жребий вместе с апостолами, получила Иверию (так ныне называется Грузия). Она с радостью собралась отправиться туда, но ангел принес Ей благовестие о том, чтобы Она пока оставалась в Иерусалиме, а христианская вера еще придет и в языческую в то время Иверию. Вместо Себя в иверийскую землю Она отправила апостола Андрея Первозванного, и здесь мы встречаемся еще с одной версией возникновения первоначального, исходного списка иконы Божьей Матери, получившей название Иверской. Предание Церкви гласит, что Царица Небесная велела принести ей доску, на каких писали иконы, и, умывшись, приложила свой светоносный лик к доске. А когда отняла лик – на доске отпечатался Её образ с Младенцем Христом на руках. Лик Ее на иконе был строг, почти суров, а Сама Она сказала святому апостолу Андрею, что таким образом Она посылает Себя на этом образе и так Она станет Хранительницей Иверии и тех, кто населяет эту страну, и будет молить за них Сына Своего. К тому времени в Иверии уже вел проповедь Христовой веры святой апостол Симон Кананит.
|
|
Но, уже покинув земной удел, Царица Небесная сокрушалась, что Первый Ее удел – Иверия – еще не крещен в должной мере. Потому в IV веке Она направила в Иверскую землю святую Нину , явившись ей в сновидении и вручив ей крест, который был сделан из виноградной лозы (мы же помним, что Иверия – древнее название Грузии, славной своими виноградниками и винодельческой традицией). Святая Нина перевязала крест, который по пробуждении нашла у себя в руках, своими волосами и, испросив благословения у Патриарха Иерусалимского, отправилась в Иверию. Здесь она узнала обычаи народа, обучилась языку.
Город Мцхета в древние времена был столицей Картлинского царства. Святая Нина пришла сюда, когда в городе праздновали какой-то языческий праздник, но для православных это был праздник Преображения Господня – события, преображающего духовное состояние человека. Она начала горячо молиться. И тут же поднялся ураганный ветер, уничтоживший идолов, которым народ возносил жертвенные просьбы. Святая Нина проповедовала Евангелие, и Господь даровал ей способность к исцелению людей от болезней.
После того как она исцелила супругу царя Мириана, царь принял Святое крещение, и прибывший сюда по поручению царя Константина Великого епископ Иоанн вместе со святой Ниной окрестил и царя страны, и весь ее народ. Так было исполнено поручение Божьей Матери об обращении в веру истинную Ее Первого Вселенского удела, и с IV века началась история Грузии как страны христианской. В память о том, что крещение Грузии началось в праздник Преображения, в Мцхете был воздвигнут храм Преображения Господня.
Примерно в Х веке из Иверии в Афон прибыли грузинские иноки из рода царей Багратионов. Их звали Иоанн Иверский и Иоанн Торникий, и до XIX века насельниками обители, восстановленной ими на месте Климентова монастыря, от которого к тому времени остались одни руины, были иноки только грузинского происхождения. Этот монастырь назвали Иверон, находится он в той области Афона, что и не менее знаменитый Ватопед, и здесь была явлена из моря чудотворная Иверская икона Божьей Матери, соединившая Первый и Второй уделы Царицы Небесной.
Хранительница Афона
Чудесное обретение Иверской иконы Божьей Матери
Обретение иконы произошло чудесным образом. После того, как окончательно были посрамлены носители арианской ереси, и в христианском мире наступил долгожданный покой без смут и метаний, появилась новая ересь – иконоборчество, направленное против почитания православными христианами их святынь – икон.
Ересь пришла из Греции в конце XIII века, и гонения на православных длились до Седьмого Вселенского собора, состоявшегося в 747 году, на котором было восстановлено иконопочитание, а иконоборцы отлучены от церкви. Однако период иконоборчества затянулся до 843 года, когда защитником иконопочитания Мефодием на созванном им соборе был установлен и совершен чин провозглашения вечной памяти ревнителям Православия, и мы, православные христиане, помня об этом событии, празднуем «Торжество Православия» в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Так вот, во времена иконоборчества в Малой Азии (территория современной Турции) в области Никея жила вдова с сыном, исповедовавшая святую православную веру. Вдова была богата и потому возле дома поставила церковь, где находился старинный образ Пречистой, которую почитала как бесценное сокровище. Когда иконоборцы пришли в дом женщины, они увидели через окно храм. Ворвавшись туда, они стали требовать денег, но женщина сказала, что сейчас у нее нет такой суммы, тогда один из нечестивцев мечом ударил по лику Богоматери, и из него, как из живого человеческого лица, потекла кровь. Разбойники пришли в ужас и убежали, но, убегая, обещали, что вернутся утром.
Ночью вдова вместе с сыном долго молилась в храме, чтобы Господь дал им знак, как сохранить Пресветлый лик Богоматери. Затем они взяли икону и вышли на берег моря и там молились перед ней, как молились бы перед Самой Владычицей. С молитвой они положили икону на воду плашмя, но она вдруг стала вертикально и поплыла в неизвестном направлении от берега. После этого чуда мать с сыном обнялись, решив, что сыну надо бежать прочь из Никеи, а мать попробует остаться и укрыться где-нибудь от иконоборцев.
Юноша бежал в Фессалоники, оттуда – на Афон, где был принят в Иверский монастырь. Там он принял постриг, вел жизнь подвижника, там и скончался – от него иверские монахи узнали о чудесном спасении иконы, которая ушла в море.
И вот однажды, когда старцы сидели над морем у монастырских ворот и вели спасительные беседы о вере, вдруг увидели они над морем огненный столп, взметнувшийся до неба. Видение ужаснуло их, они воззвали к Богу, а столп не исчезал и к ночи воссиял еще сильнее. Весть о чуде быстро разнеслась по всему Афону. Когда на берег, на котором располагался Иверон, сошлись братии всех Афонских монастырей, то столп угас, а они увидели в море икону Божьей Матери и хотели достать ее. Но едва к ней приближались, чтобы взять в руки, икона отстранялась.
Во время его недолгого сна ему явилась Сама Богородица и велела ему отставить отшельничество и идти в монастырь к настоятелю. Там сказать ему, что Она желает отдать свой образ, пришедший по морю в монастырь, а затем он, Гавриил, должен с верой и без страха пройти по морской глади, взять икону и вынести ее на берег, в обитель, которую отныне Она будет защищать…
Он сделал все, как повелела Царица Небесная: все собрались и с молитвами и каждением вышли на берег. Гавриил ступил на воду, прошел над пучиной, икона сама приблизилась к нему. Вознося в молитвенном пении хвалу Господу, он взял образ Её и вынес на берег. Трое суток затем в храме беспрерывно шла служба перед образом, поставленным на святой алтарь. А на другой день, когда ктитор вошел в храм для приготовления к заутрене, то не нашел там иконы. Монахи начали ее искать и нашли над монастырскими вратами. Они вновь водворили ее на алтарь, и вновь неведомыми силами она очутилась над вратами, и так было не раз и не два, пока монахи не поняли, что такова воля Той, что изображена на иконе.
Об этом им снова возвестил отшельник Гавриил, которому явилась Пречистая и потребовала, чтобы он снова шел в монастырь и сказал настоятелю и братии, что Она послала им икону свою не затем, что они ее охраняли, а чтоб Ей Самой, чей лик на этой иконе, стать навеки Хранительницей и Иверона, и всего Её Второго удела – Афона. Икону же с тех пор стали звать Портаитиссой – Вратарницей.
(Надо отметить интересную параллель – ведший ангельскую жизнь монах Гавриил носил то же имя, что и архангел Гавриил – один из главных вестников о Господе и о Богоматери, являвшийся с посланиями от Бога и к святым Иоакиму и Анне о рождении у них Богоматери, и к Деве Марии и Йосифу Обручнику с вестью о Рождестве Младенца Иисуса. Он же возвещал Захарии и Елисавете о рождении Иоанна Крестителя, и ветхозаветному пророку Исайе о будущем приходе Мессии. И вот ангельски живущий монах Гавриил также стал вестником Царицы Небесной.)
Иверский монастырь с тех пор стал домом этой иконы, а во дворе обители возвели небольшой храм во имя покровительницы Афона – Портаитиссы, и с тех пор она находится в боковом приделе, слегка выступающем вперед, в богатом окладе, украшенная драгоценными камнями. Выражение лика Ее некоторым кажется чрезвычайно строгим, другие глядят на образ, но не видят ничего, кроме величественного покоя. Перед иконой висит неугасимая лампада, столь же дивно изукрашенная, ее зовут «Лампадой Вратарницы». У лампады есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении бедствий огромного размаха – эпидемии, землетрясения с роковыми последствиями, нашествия врагов. Жители Афона рассказывают: перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края, но Вратарница не допустила их вторжения на Афон. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед Спитакским землетрясением, перед другими событиями планетарного масштаба.
И постоянно Хранительница Иверона – Матерь Божья являла братии свое знаменательное присутствие и попечение. Во время голода Она послала опечаленного тем, что нечем кормить монахов, настоятеля в амбар, и там оказалось полно муки. Закрома всегда были полны прочей необходимой провизии, сами собой гасли возникавшие пожары, а враги не смели подойти к Афону. В ворота Иверона не могут войти нераскаявшиеся грешники. По преданию, в 422 году дочь царя Феодосия Плакидия прибыла в Ватопед, но голос Матери Божьей воспретил ей войти в обитель. С тех пор Афон по повелению Богоматери недоступен для посещения женщин.
Третий и четвертый удел Богородицы
Здесь же, в первой столице Руси, Божья Матерь объявила о новом будущем своем уделе – Четвертом Её Вселенском Жребии. Им стала Дивеевская обитель. Богоматерь явилась схимонахине Александре – ее мирское имя Агафья Семеновна Мельгунова. Пречистая велела монахине, подобно тому, как Она направила преподобного Антония Печерского из Афона в Киев устраивать Ее Третий Жребий, идти на север в Дивеево. Доныне Дивеевская обитель, к устроению которой приложил великие труды святой преподобный Серафим Саровский (ему не раз являлась Богородица, называя его «любимиче Мой»), стала местом, управляемым Самой Царицей Небесной.
Вот так чудесно оказались связаны между собою через Святую гору Афон и Иверскую икону Божьей Матери все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной.
Иноки Иверона каждое утро приходили смотреть – не покинула ли их Портаитисса, ибо верят, что если такой трагический день наступит – это станет вселенской трагедией, знаком того, что близок конец времен.
Какое чудо произошло
Об исцелениях от сложных и запущенных болезней после молитвенных обращений, есть, кроме устных, которые хранились преданием, и множество письменных свидетельств.
Известный московский купец Дометий Диомидов Мещанинов известил афонского архимандрита Феодосия, что после акафиста перед Иверской иконой Божьей Матери, прибывшей в Москву из Софрониевой пустыни, получил на 71-м году жизни полное исцеление от подагры. Случай для такого возраста удивительный.
Жене купца из города Боброва Воронежской губернии Любови Григорьевой было видение, в котором она получила повеление идти в Софрониеву пустынь и там отслужить перед Иверской иконой Божьей Матери молебен с акафистом о здравии тяжелобольного двухлетнего сына. Там же, после совершения всего назначенного ей в видении, сын был исцелен, и она во всеуслышание объявила в храме при старцах и прочих присутствующих о полном исцелении мальчика.
В 1982 году в Монреаль (Канада) мироточащую Иверскую икону, написанную в 1981 году с оригинала Портаитиссы греческим монахом, привез с Афона испанец, исповедовавший Православие, Иосиф Муньос Кортес. Икона мироточила постоянно, кроме Страстной недели перед Пасхой. Миро истекало из рук Богоматери, Младенца и звезды на правом плече одеяния Пречистой. После молебнов и акафистов перед ней излечивались самые тяжелые и неизлечимые заболевания – например, полный паралич, лейкоз и пр.
Не менее удивительны и благодатны случаи, когда после лицезрения этой иконы люди возобновляли церковную жизнь – вновь начинали посещать богослужения и участвовать в таинствах церкви, таких, как исповедь, причастие, миропомазание и т.д. Известен случай, когда женщина после гибели сына решила покончить жизнь самоубийством, но после молитвы перед этой иконой раскаялась в своем решении и вновь обрела радость и желание жить.
В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель Монреальской Иверской иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при нераскрытых обстоятельствах, а икона исчезла.
Но надо верить, что Монреальская Иверская святыня сама еще обнаружит себя, когда настанет срок, ибо Та, что на ней изображена, не потерпит вольного обращения с Ее святым образом и вновь откроется миру, как еще одно благовестие о несказанной милости Господней, вечно простирающейся над нами.
Значение иконы
Иверская икона Божьей Матери – прямое свидетельство тому, что Она действительно взяла в усыновление, под свое святое заступничество весь род людской. Пришедшая чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто молится денно и нощно на Святой горе за весь людской род. Вратарница – Иверская икона – соединяет в себе указание на все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной на земле. Это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах – Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.