Химия разделение смесей и очистка веществ. Разделение смесей и очистка веществ
гетерогенные (неоднородные) |
гомогенные (однородные) |
Гетерогенными называют такие смеси, в которых можно выявить границу раздела между исходными компонентами либо невооруженным глазом, либо под лупой или микроскопом: |
Вещества в таких смесях смешаны друг с другом максимально возможно, можно сказать, на молекулярном уровне. В таких смесях нельзя выявить границу раздела исходных компонентов даже под микроскопом: |
Примеры | |
Суспензия (твердое + жидкость) Эмульсия (жидкость + жидкость) Дым (твердое + газ) Смесь порошков твердых веществ (твердое+твердое) |
Истинные растворы (например, раствор поваренной соли в воде, раствор спирта в воде) Твердые растворы (сплавы металлов, кристаллогидраты солей) Газовые растворы (смесь не реагирующих между собой газов) |
Методы разделения смесей
Гетерогенные смеси типов газ-жидкость, жидкость-твёрдое, газ-твёрдое неустойчивы во времени под действием силы тяжести. В таких смесях составные компоненты с меньшей плотностью постепенно поднимаются вверх (всплывают), а с большей — опускаются вниз (оседают). Такой процесс самопроизвольного разделения смесей с течением времени называют отстаиванием . Так, например, смесь мелкого песка и воды довольно быстро самопроизвольно делится на две части:
Для ускорения процесса осаждения вещества с большей плотностью из жидкости в лабораторных условиях чаще прибегают к более продвинутой версии метода отстаивания — центрифугированию . Роль силы тяжести в центрифугах играет центробежная сила, всегда возникающая при вращении. Поскольку центробежная сила напрямую зависит от скорости вращения, ее можно делать многократно больше силы тяжести, просто увеличивая число оборотов центрифуги в единицу времени. Благодаря этому достигается намного более быстрое по сравнению с отстаиванием разделение смеси.
После отстаивания или центрифугирования надосадочную жидкость можно отделить от осадка методом декантации — аккуратным сливанием жидкости с осадка.
Разделить смесь двух нерастворимых друг в друге жидкостей (после ее отстаивания) можно с помощью делительной воронки, принцип действия которой понятен из следующей иллюстрации:
Для разделения смесей веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях, помимо отстаивания и центрифугирования также широко используют фильтрование. Метод заключается в том, что фильтр обладает различной пропускной способностью по отношению к компонентам смеси. Чаще всего это связано с различным размером частиц, но также может быть еще обусловлено тем, что отдельные компоненты смеси сильнее взаимодействуют с поверхностью фильтра (адсорбируются им).
Так, например, взвесь твердого нерастворимого порошка с водой можно разделить, используя пористый бумажный фильтр. Твердое вещество остается на фильтре, а вода проходит через него и собирается в в емкости, расположенной под ним:
В некоторых случаях гетерогенные смеси могут быть разделены благодаря разным магнитным свойствам компонентов. Так, например, смесь порошков серы и металлического железа можно разделить с помощью магнита. Частицы железа в отличие от частиц серы притягиваются и удерживаются магнитом:
Разделение компонентов смеси с применением магнитного поля называют магнитной сепарацией .
Если смесь представляет собой раствор тугоплавкого твердого вещества в какой-либо жидкости, выделить это вещество из жидкости можно выпариванием раствора:
Для разделения жидких гомогенных смесей используют метод, называемый дистилляцией, или перегонкой . Данный способ имеет принцип действия, схожий с выпариванием, но позволяет отделять не только летучие компоненты от нелетучих, но также и вещества с относительно близкими температурами кипения. Один из простейших вариантов дистилляционных аппаратов представлен на рисунке ниже:
Смысл процесса дистилляции заключается в том, что при кипении смеси жидкостей первыми улетучиваются пары более легкокипящего компонента. Пары этого вещества после прохождения через холодильник конденсируются и стекают в приемник. Метод дистилляции широко применяется в нефтяной промышленности при первичной переработке нефти для разделения нефти на фракции (бензин, керосин, дизель и т.д.).
Так же методом дистилляции получают очищенную от примесей (прежде всего солей) воду. Воду, прошедшую очистку дистилляцией, называют дистиллированной водой .
Смеси можно разделять разными способа-ми, среди которых наиболее распространён-ными являются отстаивание, фильтрование, выпаривание.
Отстаивание. Отстаиванием разделяют сме-си, компоненты которых легко отделяются, например смесь крахмала и воды (рис. 25, а).
Вскоре после приготовления смеси мы видим, что крахмал оседает на дно (рис. 25, б), поскольку он нерастворим и тяжелее воды. Слой воды располагается над крахмалом. На рис. 25, в показано, как эту смесь разделяют, аккуратно сливая воду.
Однако полного разделения компонентов смеси отстаиванием не произойдёт. Часть воды остаётся с крахмалом либо часть крах-мала вместе с водой отделяется от смеси.
Проведём разделение смеси растительно-го масла и воды (рис. 26). Для разделения ис-пользуем лабораторное оборудование, которое называется делительная воронка. Как и в пер-вом случае, эти вещества не растворяются друг в друге, но растительное масло легче воды.
Смесь поместим в делительную воронку. Вскоре слой растительного масла располо-жится сверху над водой. Чётко видна линия раздела двух жидкостей. Поворотом крани-ка открывают в воронке отверстие, через ко-торое в стакан выливается вода. После выли-вания воды кран закрывают. Через верхнее отверстие воронки растительное масло сли-вают в отдельную посуду.
Отстаивание — один из способов разделения сме-сей. Компоненты смеси в результате отстаивания расслаиваются, поэтому их легко разделить.
Фильтрование. Для разделения смеси жидкости и нерастворимого в ней твёрдого вещества лучше использовать способ фильтрования.
Для проведения фильтрования понадобится до-полнительное оборудование — обычная воронка, фильтр, стеклянная палочка. Фильтры — это не-плотные пористые материалы, через которые про-сачивается жидкость, но не проникают частицы твёрдого компонента смеси. Такими свойствами обладают бумага, ткань, слой песка, вата.
Фильтрование — это способ разделения смеси пропусканием её через фильтры, способные задер-живать частицы одного из её компонентов.
На рис. 27 показано, как разделить смесь желез-ных опилок и воды фильтрованием. Смесь воды и опилок осторожно по стеклянной палочке, пристав-ленной сбоку воронки, как показано на рисунке, выливают на фильтр. Вода быстро проникает через имеющиеся в фильтре поры и стекает в посудину-приёмник. Видим, как в посудину-приёмник посту-пает прозрачная чистая вода. Размеры железных опилок больше, чем поры фильтра, поэтому оседают на нём.
Как и в предыдущих двух опытах, смеси удалось разделить, поскольку один компонент смеси не рас-творялся в другом.
Выпаривание. В природе и быту довольно много смесей, в которых частицы веществ настолько пере-мешаны и малых размеров, что ни отстаиванием, ни фильтрованием их не разделить. Например, смесь воды и поваренной соли проходит через фильтр полностью, ни один из её компонентов не остаётся на фильтре. Как разделить эту смесь? В данном слу-чае используют другой способ — выпаривание.
Выпаривание — это удаление при нагревании жидкого компонента смеси.
На рис. 28, а показано приготовление смеси по-варенной соли и воды, а также её разделение вы-париванием. Материал с сайта
При выпаривании вода испаряется и превраща-ется в водяной пар (рис. 28, б). На дне посудины, в которой проходило выпаривание, остаётся твёрдое вещество — поваренная соль (рис. 28, в).
Кроме рассмотренных, имеются и другие способы раз-деления смесей . Например, свойство веществ притяги-ваться к магниту. Этот способ разделения смесей можно использовать, если одно из веществ реагирует на действие магнита, а другое — нет.
Намагничивание свойственно железу и отсутствует у серы. Если к смеси этих веществ поднести магнит (это можно сделать через тонкий лист бумаги), то смесь разде-лится, железные опилки притянутся к магниту, потом его легко можно очистить от них.
Используя большие магниты на заводах по переработке металлов, железный лом отделяют от других компонентов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- способы разделения смесей реферат
- способы разделения смесей отстаивание
Каталог заданий.
Задания 1. Чистые вещества и смеси
1) муки от по-пав-ших в неё же-лез-ных опи-лок;
2) воды от рас-творённых в ней не-ор-га-ни-че-ских солей?
Спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) по-ва-рен-ной соли от по-пав-ших в неё же-лез-ных опи-лок;
2) воды от мел-ких ча-стиц кар-бо-на-та каль-ция?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) эта-но-ла и воды;
2) воды и песка?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) воды и хло-ри-да калия;
2) ме-та-но-ла и ку-соч-ков серы?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) смеси же-лез-но-го и алю-ми-ни-е-во-го по-рош-ка;
2) воды и нефти?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) смеси по-рош-ка ок-си-да крем-ния и ме-тал-ли-че-ско-го ко-баль-та;
2) аце-то-на и изо-про-пи-ла
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) смеси суль-фа-та бария и воды;
2) воды и про-па-но-ла?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) смеси же-лез-но-го и на-три-е-во-го по-рош-ка;
2) аце-то-на и уголь-но-го по-рош-ка?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
A | Б | В | Г |
Ответ:
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ве-ще-ством и об-ла-стью его при-ме-не-ния: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ве-ще-ством и ис-точ-ни-ком его по-лу-че-ния: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ве-ще-ством и об-ла-стью его при-ме-не-ния: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
ЁМКОСТЬ | НА-ЗНА-ЧЕ-НИЕ | |
А) об-рат-ный хо-ло-диль-ник Б) мер-ный ци-линдр В) пря-мой хо-ло-диль-ник Г) фар-фо-ро-вая ступ-ка | 4) из-мель-че-ние твер-дых ве-ществ 5) из-ме-ре-ние объ-е-ма рас-тво-ров |
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
ЁМКОСТЬ | НА-ЗНА-ЧЕ-НИЕ | |
А) об-рат-ный хо-ло-диль-ник Б) мер-ная колба В) пря-мой хо-ло-диль-ник Г) хлор-каль-ци-е-вая труб-ка | 1) по-сте-пен-ное при-ка-пы-ва-ние рас-тво-ра 2) кон-ден-си-ро-ва-ние паров и воз-врат кон-ден-са-та в ре-ак-ци-он-ный сосуд 3) со-став-ная часть при-бо-ра для пе-ре-гон-ки 4) осу-ше-ния газов 5) при-го-тов-ле-ние рас-тво-ра опре-де-лен-ной кон-цен-тра-ции |
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между про-цес-сом и его целью: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
1) чу-гун-ные опил-ки от дре-вес-ных опи-лок;
2) воз-дух от рас-пы-лен-ных в по-ме-ще-нии мел-ких ка-пель во-до-эмуль-си-он-ной крас-ки?
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить смеси, чтобы очи-стить:
1) раствoр хло-ри-да на-трия от осад-ка гид-рок-си-да же-ле-за(III);
2) ук-сус-ную кис-ло-ту, со-дер-жа-щу-ю-ся в сто-ло-вом ук-су-се, от воды?
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить смеси, чтобы очи-стить:
1) рас-твор хло-ри-да на-трия от осад-ка суль-фа-та бария;
2) же-лез-ные струж-ки от дре-вес-ных опи-лок?
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить смеси, чтобы очи-стить:
1) ле-кар-ствен-ный тра-вя-ной на-стой от ис-поль-зо-ван-ной для его при-го-тов-ле-ния тра-вя-ной смеси;
2) аце-тон от дру-гих ком-по-нен-тов жид-ко-сти для сня-тия лака?
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить смеси, чтобы очи-стить:
1) воду от рас-тво-рен-ных в ней солей;
2) раствoр нит-ра-та на-трия от осад-ка хло-ри-да се-реб-ра?
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
1) тво-рог и тво-рож-ная сы-во-рот-ка;
2) сталь-ные и пласт-мас-со-вые скреп-ки?
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить сле-ду-ю-щие смеси:
1) рас-твор суль-фа-та на-трия и оса-док гид-рок-си-да меди(II);
2) же-лез-ные гвоз-ди и реч-ной песок?
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:
1) вы-яв-ле-ния из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих с рас-те-ни-я-ми после вне-се-ния удоб-ре-ний;
2) опре-де-ле-ния вре-ме-ни рас-тво-ре-ния са-ха-ра в хо-лод-ной воде.
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния: на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.
На ри-сун-ках 1-3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.
Ука-зан-ные ме-то-ды могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни с целью:
1) опре-де-ле-ния зна-че-ния тем-пе-ра-ту-ры, при ко-то-рой по-яв-ля-ют-ся пер-вые пу-зырь-ки, сви-де-тель-ству-ю-щие о за-ки-па-нии воды;
2) ис-сле-до-ва-ния вли-я-ния рас-тво-ра ук-су-са на рас-твор пи-тье-вой соды.
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:
При-мер про-цес-са | Номер ри-сун-ка | Метод по-зна-ния |
опре-де-ле-ние зна-че-ния тем-пе-ра-ту-ры, при ко-то-рой по-яв-ля-ют-ся пер-вые пу-зырь-ки, сви-де-тель-ству-ю-щие о за-ки-па-нии воды | ||
Га-ше-ние рас-тво-ра пи-тье-вой соды ук-су-сом |
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния: на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.
На ри-сун-ках 1-3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.
Ука-зан-ные ме-то-ды могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни с целью:
1) опре-де-ле-ния зна-че-ния кон-цен-тра-ции нит-ра-тов в ар-бу-зе;
2) фик-са-ции из-ме-не-ний, про-изо-шед-ших с дре-ве-си-ной после ее об-ра-бот-ки хи-ми-че-ски-ми ре-ак-ти-ва-ми.
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:
При-мер про-цес-са | Номер ри-сун-ка | Метод по-зна-ния |
опре-де-ле-ние зна-че-ния кон-цен-тра-ции нит-ра-тов в ар-бу-зе | ||
фик-са-ция из-ме-не-ний, про-изо-шед-ших с дре-ве-си-ной после ее об-ра-бот-ки рас-тво-ром пер-ман-га-на-та калия |
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) сталь-ных кно-пок от дре-вес-ных опи-лок;
2) воз-ду-ха от рас-пылённых в по-ме-ще-нии мел-ких ка-пель во-до-эмуль-си-он-ной крас-ки?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) крупы и по-пав-ших в неё же-лез-ных опи-лок;
2) воды и рас-творённых в ней солей.
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:
1) эта-но-ла и ук-сус-ной кис-ло-ты;
2) воды и взбол-тан-ной в ней глины.
За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.
Про-ана-ли-зи-руй-те дан-ные ри-сун-ки и опре-де-ли-те:
1) атом ка-ко-го хи-ми-че-ско-го эле-мен-та в пред-став-лен-ных мо-де-лях мо-ле-кул про-яв-ля-ет ва-лент-ность рав-ную IV;
2) атомы ка-ко-го хи-ми-че-ско-го эле-мен-та в пред-став-лен-ных мо-де-лях мо-ле-кул со-еди-ня-ют-ся между собой с об-ра-зо-ва-ни-ем про-сто-го ве-ще-ства.
За-пи-ши-те в таб-ли-цу на-зва-ние хи-ми-че-ско-го эле-мен-та и номер ри-сун-ка.
Осо-бен-но-сти стро-е-ния | Хи-ми-че-ский эле-мент | Номер ри-сун-ка |
Про-яв-ля-ет ва-лент-ность IV | ||
Со-еди-ня-ют-ся между собой с об-ра-зо-ва-ни-ем про-сто-го ве-ще-ства |
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.
Из числа пе-ре-чис-лен-ных ниже сме-сей вы-бе-ри-те те, ко-то-рые можно раз-де-лить дан-ны-ми спо-со-ба-ми:
а) глина и уголь;
б) вода и суль-фат на-трия;
в) са-хар-ный песок и мел;
г) пен-тан и бен-зол.
Номер ри-сун-ка | Спо-соб раз-де-ле-ния смеси | Со-став смеси |
1 | ||
2 |
и др.
1) ка-че-ствен-но-го опре-де-ле-ния со-ста-ва ми-не-раль-ной воды;
2) опре-де-ле-ние точ-но-го зна-че-ния pH рас-тво-ра ве-ще-ства.
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция.
На ри-сун-ках 1 и 2 пред-став-ле-ны при-бо-ры, ис-поль-зу-ю-щи-е-ся для раз-де-ле-ния сме-сей двумя из ука-зан-ных спо-со-бов.
Из числа пе-ре-чис-лен-ных ниже сме-сей вы-бе-ри-те те, ко-то-рые можно раз-де-лить спо-со-ба-ми, изоб-ражёнными на ри-сун-ках:
а) же-лез-ные и дре-вес-ные опил-ки;
б) вода и ча-сти-цы глины;
в) мел и крах-мал;
г) нефть и воды.
За-пи-ши-те в графы таб-ли-цы на-зва-ния спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси, со-от-вет-ству-ю-щие каж-до-му из ри-сун-ков, и со-ста-вы со-от-вет-ству-ю-щих сме-сей.
Номер ри-сун-ка | Спо-соб раз-де-ле-ния смеси | Со-став смеси |
1 | ||
2 |
Одним из на-уч-ных ме-то-дов по-зна-ния ве-ществ и хи-ми-че-ских яв-ле-ний яв-ля-ет-ся мо-де-ли-ро-ва-ние. Так, мо-де-ли мо-ле-кул дают пред-став-ле-ние о вза-и-мо-свя-зи между стро-е-ни-ем и свой-ства-ми ве-ществ.
На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны мо-де-ли мо-ле-кул трёх ве-ществ.
Про-ана-ли-зи-руй-те дан-ные мо-де-ли мо-ле-кул ве-ществ и опре-де-ли-те ве-ще-ство, ко-то-рое:
1) об-ра-зо-ван-но двумя хи-ми-че-ски-ми эле-мен-та-ми;
2) со-дер-жит хи-ми-че-ский эле-мент, ко-то-рый про-яв-ля-ет ва-лент-ность рав-ную IV.
Из-вест-но, что кис-ло-род - газ тя-же-лее воз-ду-ха и плохо рас-тво-рим в воде. Какие из при-ведённых на ри-сун-ках ме-то-дов можно ис-поль-зо-вать для со-би-ра-ния кис-ло-ро-да? Ука-жи-те, какое свой-ство кис-ло-ро-да учи-ты-ва-ет-ся при ис-поль-зо-ва-нии каж-до-го спо-со-ба.
Ответ за-пи-ши-те в таб-ли-цу.
Метод со-би-ра-ния кис-ло-ро-да | Номер ри-сун-ка | Свой-ство кис-ло-ро-да |
Вы-тес-не-ние воз-ду-ха | ||
Вы-тес-не-ние воды |
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния ве-ществ и яв-ле-ний: на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние, мо-де-ли-ро-ва-ние и др.
На ри-сун-ках 1–3 по-ка-за-ны при-ме-ры при-ме-не-ния не-ко-то-рых из этих ме-то-дов.
Опре-де-ли-те, какие ме-то-ды можно при-ме-нить для:
1) ка-че-ствен-но-го ана-ли-за со-ста-ва суль-фа-та меди (II);
2) ил-лю-стра-ции хи-ми-че-ско-го стро-е-ния ве-ще-ства.
За-пи-ши-те в таб-ли-цу на-зва-ния ме-то-дов и со-от-вет-ству-ю-щие им но-ме-ра ри-сун-ков.
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы
Опре-де-ли-те, какие из изоб-ражённых спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для раз-де-ле-ния:
1) муки и же-лез-ных стру-жек;
2) воды и дре-вес-ных опи-лок.
Одним из на-уч-ных ме-то-дов по-зна-ния ве-ществ и хи-ми-че-ских яв-ле-ний яв-ля-ет-ся мо-де-ли-ро-ва-ние. Так, мо-де-ли мо-ле-кул дают пред-став-ле-ние о вза-и-мо-свя-зи между стро-е-ни-ем и свой-ства-ми ве-ществ.
На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны мо-де-ли мо-ле-кул трёх ве-ществ.
Про-ана-ли-зи-руй-те ри-сун-ки мо-де-лей мо-ле-кул ве-ществ и опре-де-ли-те ве-ще-ство, ко-то-рое:
1) об-ра-зо-ва-но одним хи-ми-че-ским эле-мен-том;
2) со-дер-жит хи-ми-че-ский эле-мент, ко-то-рый про-яв-ля-ет ва-лент-ность рав-ную четырём.
За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и хи-ми-че-ские фор-му-лы дан-ных ве-ществ.
Хи-ми-че-ские фор-му-лы за-пи-ши-те в таб-ли-цу в сле-ду-ю-щем фор-ма-те: Al2(SO4)3.
Из курса химии вам из-вест-но, что при по-лу-че-нии га-зо-об-раз-ных ве-ществ в ла-бо-ра-то-рии со-би-рать по-лу-ча-е-мый газ можно двумя спо-со-ба-ми: вы-тес-не-ни-ем воды и вы-тес-не-ни-ем воз-ду-ха.
На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны при-бо-ры для по-лу-че-ния и со-би-ра-ния раз-лич-ных газов.
Из-вест-но, что ам-ми-ак - газ легче воз-ду-ха и хо-ро-шо рас-тво-ри-мый в воде. Какие ме-то-ды из тех, ко-то-рые при-ве-де-ны на ри-сун-ках, нель-зя ис-поль-зо-вать для со-би-ра-ния ам-ми-а-ка? Ука-жи-те, какие свой-ства ам-ми-а-ка не поз-во-ля-ют при-ме-нить эти ме-то-ды.
За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов со-би-ра-ния газа.
Метод со-би-ра-ния газа | Номер ри-сун-ка | Свой-ство газа |
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.
На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для от-де-ле-ния:
1) дре-вес-ной струж-ки от сталь-ных гаек;
2) воды от со-дер-жа-щих-ся в ней во-до-рос-лей и глины?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.
На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Опре-де-ли-те, какие из изоб-ражённых спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для от-де-ле-ния:
1) песка от по-пав-ших в него же-лез-ных гвоз-дей;
2) спир-та от рас-творённых в нём аро-ма-ти-че-ских эфир-ных масел?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.
На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Какие из на-зван-ных спо-со-бов сме-сей можно при-ме-нить для раз-де-ле-ния:
1) сталь-ных и пласт-мас-со-вых скре-пок;
2) воды и мел-ко-го гра-вия?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.
На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.
Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для:
1) от-де-ле-ния дре-вес-ных стру-жек от по-пав-ших в них же-лез-ных гвоз-дей;
2) очист-ки вды-ха-е-мо-го воз-ду-ха от мел-ких ча-стиц ас-бе-сто-вой пыли?
За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси.
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние .
1) при вы-яв-ле-нии из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих после об-ра-бот-ки рас-те-ний сред-ством про-тив вре-ди-те-лей;
2) при опре-де-ле-нии кон-цен-тра-ции рас-творённых солей в во-до-про-вод-ной воде.
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
При-мер про-цес-са | Номер ри-сун-ка | Метод по-зна-ния |
Вы-яв-ле-ние из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих после об-ра-бот-ки рас-те-ний сред-ством про-тив вре-ди-те-лей | ||
Опре-де-ле-ние кон-цен-тра-ции рас-творённых солей в во-до-про-вод-ной воде |
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.
На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.
Опре-де-ли-те, какие из ука-зан-ных ме-то-дов могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни:
1) при вы-яв-ле-нии при-зна-ков кор-ро-зии ку-зо-ва ав-то-мо-би-ля;
2) при изу-че-нии свойств кар-бо-на-та на-трия.
От-ве-ты за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу.
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.
На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.
Опре-де-ли-те, какие из ука-зан-ных ме-то-дов могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни:
1) при вы-яв-ле-нии из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих после воз-дей-ствия на эма-ли-ро-ван-ные из-де-лия рас-тво-ров мо-ю-щих средств;
2) при опре-де-ле-нии при-сут-ствия в воде рас-творённых ве-ществ.
От-ве-ты за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу.
При-мер про-цес-са | Номер ри-сун-ка | Метод по-зна-ния |
Вы-яв-ле-ние из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих с эма-ли-ро-ван-ны-ми из-де-ли-я-ми после воз-дей-ствия на них рас-тво-ра мо-ю-щих средств | ||
Опре-де-ле-ние при-сут-ствия в воде рас-творённых ве-ществ |
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.
На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.
Опре-де-ли-те, какие из ука-зан-ных ме-то-дов могут быть при-ме-не-ны при:
1) вы-яв-ле-нии при-зна-ков про-те-ка-ния хи-ми-че-ской ре-ак-ции;
2) опре-де-ле-нии кон-цен-тра-ции нит-ра-тов в по-ми-до-рах.
На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.
От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу.
Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.
На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.
Опре-де-ли-те, какие из ука-зан-ных ме-то-дов могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни при:
1) вы-яв-ле-нии из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих с кон-сер-ви-ро-ван-ны-ми ово-ща-ми при хра-не-нии;
2) опре-де-ле-нии кон-цен-тра-ции рас-тво-ра мо-ю-ще-го сред-ства.
От-ве-ты за-пи-ши-те в таб-ли-цу.
При-мер про-цес-са | Номер ри-сун-ка | Метод по-зна-ния |
Вы-яв-ле-ние из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих с кон-сер-ви-ро-ван-ны-ми ово-ща-ми при хра-не-нии | ||
Опре-де-ле-ние кон-цен-тра-ции рас-тво-ра мо-ю-ще-го сред-ства |
Одним из на-уч-ных ме-то-дов по-зна-ния ве-ществ и хи-ми-че-ских яв-ле-ний яв-ля-ет-ся мо-де-ли-ро-ва-ние. Так, мо-де-ли мо-ле-кул от-ра-жа-ют ха-рак-тер-ные при-зна-ки ре-аль-ных объ-ек-тов.
На рис. 1–3 изоб-ра-же-ны мо-де-ли мо-ле-кул трёх ве-ществ.
Про-ана-ли-зи-руй-те дан-ные мо-де-ли мо-ле-кул ве-ществ и опре-де-ли-те ве-ще-ство:
1) об-ра-зо-ван-ное тремя хи-ми-че-ски-ми эле-мен-та-ми;
2) в ко-то-ром один из эле-мен-тов про-яв-ля-ет ва-лент-ность II.
I. Новый материал
При подготовке урока использованы материалы автора: Н.К.Черемисиной,
учителя химии средней школы № 43
(г. Калининград),
Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхает воздух , а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ . Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира , и не только: здесь еще есть молочный белок казеин , минеральные соли , витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный - лактоза . Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ - здесь и сахар , и яблочная кислота , и витамины ... Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек - его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло , резина , сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина - искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.
Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ?
Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами). Только чистая дистиллированная вода имеет tпл = 0 °С, tкип= 100 °С, не имеет вкуса. Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными. Определение понятия «смесь» было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем : «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов».
Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества
Признаки сравнения |
Чистое вещество |
Смесь |
Состав |
Постоянный |
Непостоянный |
Вещества |
Одно и то же |
Различные |
Физические свойства |
Постоянные |
Непостоянные |
Изменение энергии при образовании |
Происходит |
Не происходит |
Разделение |
С помощью химических реакций |
Физическими методами |
Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду.
Классификация смесей показана в таблице:
Приведём примеры суспензий (речной песок + вода), эмульсий (растительное масло + вода) и растворов (воздух в колбе, поваренная соль + вода, разменная монета: алюминий + медь или никель + медь).
В суспензиях видны частицы твердого вещества, в эмульсиях – капельки жидкости, такие смеси называются неоднородными (гетерогенными), а в растворах компоненты не различимы, они являются однородными (гомогенными) смесями.
Способы разделения смесей
В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества.
Для очистки
веществ применяются различные способы разделения смесей
Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.
Рассмотрим способы разделения гетерогенных и гомогенных смесей .
Пример смеси |
Способ разделения |
Суспензия – смесь речного песка с водой |
Отстаивание Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой . В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке. Разделение смеси воды и растительного масла отстаиванием |
Смесь песка и поваренной соли в воде |
Фильтрование На чем основано разделение гетерогенных смесей с помощью фильтрования ?На различной растворимости веществ в воде и на различных размерах частиц. Через поры фильтра проходят лишь соизмеримые с ними частицы веществ, в то время как более крупные частицы задерживаются на фильтре. Так можно разделить гетерогенную смесь поваренной соли и речного песка . В качестве фильтров можно использовать различные пористые вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие. Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники, например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки; буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для фильтрования чаинок Остапу Бендеру – герою произведения Ильфа и Петрова – удалось забрать один из стульев у Эллочки Людоедки («Двенадцать стульев»). |
Смесь порошка железа и серы |
Действие магнитом или водой Порошок железа притягивался магнитом, а порошок серы – нет . Несмачивающийся порошок серы всплывал на поверхность воды, а тяжелый смачивающийся порошок железа оседал на дно . Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды |
Раствор соли в воде – гомогенная смесь |
Выпаривание или кристаллизация Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли. При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль. Этот способ разделения основан на различии в температурах кипения растворителя и растворенного вещества.Если вещество, например сахар, разлагается при нагревании, то воду испаряют неполностью – упаривают раствор, а затем из насыщенного раствора осаждают кристаллы сахара.Иногда требуется очистить от примесей растворители с меньшей температурой кипения, например воду от соли. В этом случае пары вещества необходимо собрать и затем сконденсировать при охлаждении. Такой способ разделения гомогенной смеси называется дистилляцией, или перегонкой . В специальных приборах – дистилляторах получают дистиллированную воду , которую используют для нужд фармакологии, лабораторий, систем охлаждения автомобилей . В домашних условиях можно сконструировать такой дистиллятор: Если же разделять смесь спирта и воды, то первым будет отгоняться (собираться в пробирке-приемнике) спирт с t кип = 78 °С, а в пробирке останется вода. Перегонка используется для получения бензина, керосина, газойля из нефти. Разделение однородных смесей |
Особым методом разделения компонентов, основанным на различной поглощаемости их определенным веществом, является хроматография .
Дома вы можете проделать следующий опыт. Подвесьте полоску из фильтровальной бумаги над сосудом с красными чернилами, погружая в них лишь конец полоски. Раствор впитывается бумагой и поднимается по ней. Но граница подъема краски отстает от границы подъема воды. Так происходит разделение двух веществ: воды и красящего вещества в чернилах.
С помощью хроматографии русский ботаник М. С. Цвет впервые выделил хлорофилл из зеленых частей растений. В промышленности и лабораториях вместо фильтровальной бумаги для хроматографии используют крахмал, уголь, известняк, оксид алюминия. А всегда ли требуются вещества с одинаковой степенью очистки?
Для различных целей необходимы вещества с различной степенью очистки. Воду для приготовления пищи достаточно отстоять для удаления примесей и хлора, используемого для ее обеззараживания. Воду для питья нужно предварительно прокипятить. А в химических лабораториях для приготовления растворов и проведения опытов, в медицине необходима дистиллированная вода, максимально очищенная от растворенных в ней веществ. Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности .
Прочитайте стихотворение Л. Мартынова «Дистиллированная вода»:
Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз,
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало
Чистой –
Дистиллированной воде!
Применение дистиллированной воды
II. Задания для закрепления
1) Поработайте с тренажёрами №1-4 (необходимо загрузить тренажёр, он откроется в браузере Internet Explorer)
В нашей статье мы рассмотрим, что такое чистые вещества и смеси, способы разделения смесей. В повседневной жизни их использует каждый из нас. А встречаются ли вообще в природе чистые вещества? И как отличить их от смесей?
Чистые вещества и смеси: способы разделения смесей
Чистыми называют вещества, которые содержат частицы только определенного вида. Ученые считают, что в природе их практически не существует, поскольку все они, хоть и в ничтожных долях, содержат примеси. Абсолютно все вещества также являются растворимыми в воде. Даже если погрузить в эту жидкость, к примеру, серебряное кольцо, ионы этого металла перейдут в раствор.
Признаком чистых веществ являются постоянство состава и физических свойств. В процессе их образования происходит изменение количества энергии. Причем она может как увеличиваться, так и уменьшаться. Разделить чистое вещество на отдельные составляющие можно только с помощью химической реакции. К примеру, только дисциллированная вода обладает типичной для этого вещества температурой кипения и замерзания, отсутствием вкуса и запаха. А разложить ее кислород и водород можно только путем электролиза.
А чем отличаются от чистых веществ их совокупности? Ответить на этот вопрос нам поможет химия. Способы разделения смесей являются физическими, поскольку они не приводят к изменению химического состава веществ. В отличие от чистых веществ, смеси имеют непостоянный состав и свойства, а разделить их можно физическими методами.
Что такое смесь
Смесью называют совокупность индивидуальных веществ. Ее примером является морская вода. В отличие от дисциллированной, она обладает горьким или соленым вкусом, кипит при более высокой, а замерзает при более низкой температуре. Способы разделения смесей веществ являются физическими. Так, из морской воды можно добыть чистую соль путем выпаривания и последующей кристаллизации.
Виды смесей
Если добавить в воду сахар, через некоторое время его частички растворятся и станут невидимыми. В результате их невозможно будет отличить невооруженным глазом. Такие смеси называют однородными, или гомогенными. Их примерами также являются воздух, бензин, бульон, духи, сладкая и соленая вода, сплав меди и алюминия. Как видите, могут находиться в разных агрегатных состояниях, но чаще всего встречаются жидкости. Их также называют растворами.
В неоднородных, или гетерогенных смесях можно различить частицы индивидуальных веществ. Железные и деревянные опилки, песок и поваренная соль являются их типичными примерами. Неоднородные смеси также называют взвесями. Среди них различают суспензии и эмульсии. В состав первых входит жидкость и твердое вещество. Так, эмульсией является смесь воды и песка. Эмульсией называют совокупность двух жидкостей с разной плотностью.
Существуют неоднородные смеси и со специальными названиями. Так, примером пены является пенопласт, а к аэрозолям относятся туман, дым, дезодоранты, освежители воздуха, антистатики.
Способы разделения смесей
Безусловно, многие смеси обладают более ценными свойствами, чем отдельно взятые индивидуальные вещества, входящие в их состав. Но даже в быту возникают ситуации, когда их необходимо разделить. А в промышленности на этом процессе основаны целые производства. К примеру, из нефти в результате ее переработки получают бензин, газойль, керосин, мазут, соляровое и машинное масло, ракетное топливо, ацетилен и бензол. Согласитесь, выгоднее использовать эти продукты, чем бездумно сжигать нефть.
Теперь давайте разберемся, существует ли такое понятие, как химические способы разделения смесей. Допустим, из водного раствора соли нам необходимо получить чистые вещества. Для этого смесь необходимо нагреть. В результате вода превратится в пар, а соль кристаллизируется. Но при этом не произойдет превращения одних веществ в другие. Это значит, что основой данного процесса являются физические явления.
Способы разделения смесей зависят от агрегатного состояния, способности к растворимости, разнице в температуре кипения, плотности и состава ее компонентов. Рассмотрим каждый из них более подробно на конкретных примерах.
Фильтрование
Этот способ разделения подходит для смесей, в состав которых входят жидкость и нерастворимое в нем твердое вещество. К примеру, вода и речной песок. Эту смесь необходимо пропустить через фильтр. В результате чистая вода свободно пройдет через него, а песок останется.
Отстаивание
Некоторые способы разделения смесей основаны на действии силы тяжести. Таким образом на можно разложить суспензии и эмульсии. Если в воду попало растительное масло, такую смесь сначала необходимо взболтать. Потом оставьте ее на некоторое время. В результате вода окажется на дне сосуда, а масло в виде пленки будет покрывать ее.
В лабораторных условиях для отстаивания используют В результате ее работы более плотная жидкость сливается в сосуд, а легкая остается.
Отстаивание характеризуется низкой скоростью протекания процесса. Необходимо определенное время, чтобы сформировался осадок. В промышленных условиях этот способ осуществляют в специальных конструкциях, которые называются отстойники.
Действие магнитом
Если в состав смеси входит металл, то ее можно разделить при помощи магнита. К примеру, отделить железные и Но все ли металлы обладают такими свойствами? Вовсе нет. Для этого способа подойдут только смеси, содержащие ферромагнетики. Кроме железа к ним относятся никель, кобальт, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий.
Дистилляция
Это название в переводе с латинского языка означает "стекание каплями". Дистилляция представляет способы разделения смесей, основанные на разнице в температурах кипения веществ. Таким образом, даже в домашних условиях можно разделить спирт и воду. Первое вещество начинает испаряться уже при температуре 78 градусов по Цельсию. Касаясь холодной поверхности пары спирта конденсируются, переходя в жидкое состояние.
В промышленности таким способом получают продукты переработки нефти, душистые вещества, чистые металлы.
Выпаривание и кристаллизация
Эти способы разделения смесей подходят для жидких растворов. Вещества, которые входят в их состав, отличаются температурой кипения. Таким образом, можно получить кристаллы соли или сахара из воды, в которой они растворены. Для этого растворы нагревают и выпаривают до насыщеного состояния. В этом случае кристаллы осаждаются. Если же необходимо получить чистую воду, тогда раствор доводят до кипения с последующей конденсацией паров на более холодной поверхности.
Способы разделения газовых смесей
Газообразные смеси разделяют лабораторными и промышленными способами, поскольку этот процесс требует наличия специального оборудования. Сырьем природного происхождения является воздух, коксовый, генераторный, попутный и природный газ, представляющий собой совокупность углеводородов.
Физические способы разделения смесей, находящихся в газообразном состоянии следующие:
- Конденсация - это процесс постепенного охлаждения смеси, в ходе которого происходит конденсация ее составляющих. При этом в первую очередь в жидкое состоние переходят высококипящие вещества, которые собираются в сепараторах. Таким образом получают водород из а также отделяют аммиак из непрореагировавшей части смеси.
- Сорбирование - это поглощение одних веществ другими. Этот процесс имеет противоположные составляющие, между которыми в ходе реакции устанавливается равновесие. Для прямого и обратного процесса необходимы различные условия. В первом случае это сочетание высокого давления и низкой температуры. Такой процесс называют сорбцией. В обратном случае используют противоположные условия: низкое давление при высокой температуре.
- Мембранное разделение - способ, при котором используют свойство полупроницаемых перегородок избирательно пропускать молекулы различных веществ.
- Дефлегмация - процесс конденсации высококипящих частей смесей в результате их охлаждения. При этом температура перехода в жидкое состояние отдельных компонентов должна отличаться в значительной степени.
Хроматография
Название этого способа можно перевести как "пишу цветом". Представьте, что в воду добавлены чернила. Если опустить в такую смесь конец фильтровальной бумаги, она начнет впитываться. При этом вода будет поглощаться быстрее чернил, что связано с разной степенью сорбируемости этих веществ. Хроматография является не только способом разделения смесей, но и методом изучения таких свойств веществ, как диффузия и растворимость.
Итак, мы познакомились с такими понятиями, как "чистые вещества" и "смеси". Первые представляют собой элементы или соединения, состоящие только из частиц определенного вида. Их примерами являются соль, сахар, дистиллированная вода. Смеси - это совокупность индивидуальных веществ. Для их разделения используют ряд методов. Способ их разделения зависит от физических свойств его составляющих. К основным из них относятся отстаивание, выпаривание, кристаллизация, фильтрование, дистилляция, действие магнитом и хроматография.