Гиперактивность у детей (сдвг): диагноз или проблемы воспитания.
Гиперактивные дети все чаще стали встречаться в современном мире. Какие признаки выдают гиперактивного ребенка, что делать родителям, как воспитать гиперактивного ребенка, как лечится СДВГ - на эти вопросы ответит психолог.
Что это такое диагноз СДВГ, или кто такие гиперактивные дети
Если специалисты диагностировали у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), не поддавайтесь тревоге. Это не значит, что у него 100% возникнут проблемы в обучении или трудности в общении со сверстниками. Просто таким деткам нужно уделять больше внимания, чтобы проявления гиперактивности сглаживались. Ранняя коррекция и лечение СДВГ позволят воспитать психически и физически развитую личность.
СДВГ - это, как правило, последствие гипоксии у плода при беременности или в момент естественных родов , когда мозг ребенка недополучил кислорода. Ребенок с таким синдромом отличается повышенным тонусом мышц, при этом он очень чувствителен к звукам и световым раздражителям. Сон у детей с СДВГ беспокойный, в периоды бодрствования они проявляют излишнюю подвижность и возбужденность.
Ходить и говорить эти малыши нередко начинают раньше, чем их сверстники. Родные при этом радуются способностям крохи и верят в его особую одаренность. Но уже с трехлетнего возраста родители начинают отмечать признаки, вызывающие беспокойство. Становится понятно, что малыш неспособен сосредоточить свое внимание на какой-либо одной деятельности. Он может не дослушивать интересную сказку до конца или бросает игру, если требуется сконцентрироваться.
Сильнее всего проблемы с поведением становятся заметны на мероприятиях, требующих организованности (например, праздники в детском саду), гиперактивный ребенок не может устоять на одном месте, он постоянно вертится и качается.
В школьном возрасте выясняется еще одна особенность, которая очень огорчает родных гиперактивного малыша. Ребенок не может долго сидеть за партой, сосредоточившись на занятиях. Он постоянно на что-то отвлекается, часто встает, ходит, может мешать одноклассникам. Импульсивные действия и слишком активное поведение – не единственная проблема в школе. Уже в первом классе выясняется, что ребенку непросто дается усвоение учебного материала. Могут возникнуть затруднения с счетом, чтением и письмом. Родители, естественно, очень расстраиваются. Ведь в первые годы жизни их гиперактивный малыш так быстро развивался, что казался просто вундеркиндом. А сейчас он не выделяется среди одноклассников или даже может отставать от них.
Проблемами детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности уже давно занимаются невропатологи, детские психиатры, психологи и логопеды.
Что делать с гиперактивным ребенком
Лечение гиперактивных детей можно условно разделить: 1) на врачебную помощь и 2) условия и усилия, которые должны создать ребенку родители. Причем роль родителей не менее важна медицинского лечения, а в некотором случае является решающей.
Лечение гиперактивных детей
Врач неврапатолог назначает гиперактивному ребенку медикаментозное и общеукрепляющее физиотерапевтическое лечение, которые направленны на нормализацию работы ЦНС.
Медикаментозное лечение СДВГ
Детям с диагнозом СДВГ невропатологи назначают курсы медицинских препаратов, которые тормозят возбуждение и приводят в норму деятельность нервной системы. Прежде всего, ребенку необходимы витамины В, благотворно воздействующие на ЦНС, и ноотропные средства (например, глицин или гопантеновая кислота, более серьезные препараты может прописать только врач). Также специалист может порекомендовать дополнительное лечение – травы с успокаивающим эффектом. Обычно это фенхель, лаванда, пустырник, валериана, мята, зверобой. Помните, что самолечение недопустимо, особенно когда речь идет о детях. Все эти средства можно давать ребенку только с разрешения врача.
Немедикаментозное лечение СДВГ
Для помощи гиперактивным детям используются не только медикаментозные средства. Им рекомендованы массажные процедуры, способствующие снятию повышенного мышечного тонуса, а также физиотерапия (электрофорез с лекарственными препаратами для улучшения кровообращения в головном мозге). Кроме этого эффективно в лечение гиперактивности применяется метод биологической обратной связи (БОС) и лечебная гимнастика.
Если есть возможность, стоит записать ребенка в бассейн. Плаванье благотворно влияет на нервную систему и дает возможность детям израсходовать излишнюю активность. В домашних условиях можно проводить очень полезные водные процедуры: ванны с солями и успокаивающими травами.
Еще один важный момент в развитии гиперактивных детей – коррекционные занятия под руководством специалистов - логопед, психолог. Цель таких занятий – развитие речи, координации движений, мелкой моторики, внимания и памяти, умения контролировать свое поведение и сдерживать возбуждение.
Что должны делать родители гиперактивного ребенка
Следующие этап помощи ребенку – создание комфортных условий в семье. Естественно, все родители стараются, чтобы их ребенку было как можно лучше. Но в этом случае важен особый подход. Необходимо правильно организовать распорядок дня и питание, внимательно относиться к взаимоотношениям в семье, уделять время развивающим играм и занятиям. Ниже даны подробные рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
Распорядок дня
Правильный распорядок дня очень важен для детей с СДВГ, поскольку помогает им стать более самостоятельными и организованными. Отличный вариант – составить его письменно и повесить на видном месте в детской комнате. Если малыш еще не обучился чтению, распорядок можно обозначить картинками: подъем, зарядка, завтрак и т.д. Конечно, не сразу все будет получаться, но зато со временем ребенок приобретет очень нужные ему навыки самоорганизации, послушания, аккуратности. Крайне важно развивать у ребенка умение планировать дела и доводить их до конца, вырабатывать у него ответственность за все свои действия.
Чтобы ребенку было легче, помогайте ему, изготовляя подсказки. Напишете или нарисуйте на кусочках бумаги дела, которые нужно сделать в течение дня и повесьте на холодильник. Например, разобрать книги, собрать вещи в школу, убрать на полке с игрушками и многие другие несложные задания.
Прогулки на свежем воздухе
Свежий воздух укрепляет организм, успокаивает нервы, а также помогает гиперактивным детям избавиться от чрезмерной двигательной активности. Поэтому не забывайте о необходимости регулярных прогулок. Забирая ребенка из сада или с учебы, не спешите домой. Проведите час-полтора на детской площадке. Это прекрасная возможность для ребенка получить разгрузку после строгого распорядка в учебном заведении. Пусть попрыгает, побегает, покатается на качелях. Только нужно помнить, что детки с СДВГ слишком быстро переутомляются. Если станут заметны признаки усталости, сядьте на скамеечку, и пусть ребенок успокоится и хорошо отдохнет. А потом не спеша прогуляйтесь.
Очень хорошее влияние на гиперактивных детей оказывают занятия, связанные с двигательной нагрузкой - катание на роликах, самокате, лыжах и т.п. Старайтесь занять малыша какой-нибудь интересной деятельностью, придумайте увлекательную игру, зимой лепите снеговика, бросайтесь снежками, катайтесь с горки. В выходные по возможности выезжайте за город, чтобы побыть на природе. Чистый воздух и спокойная обстановка положительно влияют на нервную систему гиперактивных ребят. У ребенка от такого полезного и увлекательного досуга улучшится эмоциональный фон, и ему будет легче сосредотачиваться на учебе, а также выполнять задания, которые вы ему даете.
Правильное питание
У гиперактивных ребят чаще всего возникают проблемы с желудком. Почему же так происходит? Причина кроется в чрезмерной плаксивости и беспокойстве таких детей, их неуравновешенности, частых сменах настроения. То есть они часто находятся в состоянии стресса. А стресс, как известно, самым негативным образом сказывается на пищеварении. Это означает, что рацион и режим питания таких детей требуют особого внимания. Следите, чтобы ребенок регулярно получал здоровое питание. Необходимо приучить его кушать в одно и то же время, исключить из рациона фастфуд, чипсы, сладкие газированные напитки. Очень полезны будут овощи и фрукты, а также препараты с бифидобактериями.
Хобби и спортивные секции
Следующий шаг – подыскать для малыша увлекательное хобби. В наше время существует множество различных секций и кружков. Преимущества такого досуга очевидны: занимаясь интересным ему делом, ребенок учится сосредотачиваться на одной деятельности и высиживать на месте в течение 40 минут. К тому же он привыкает общаться в коллективе, где постоянно поддерживается дисциплина поведения. А это очень важно для подготовки к учебе.
Так, маленького ребенка очень заинтересуют уроки лепки, аппликации, рисования. Подобные занятия хорошо развивают мелкую моторику, которая у гиперактивных деток очень часто недостаточно сформирована.
Очень полезна и активная деятельность: аэробика, танцы, различные виды спорта. Благодаря таким занятиям ребенок сможет выплескивать излишки активности, а также развивать чувство равновесия, координацию движений, укреплять различные группы мышц.
Отдельно стоит поговорить о шахматах. Эта игра способствует формированию у детей способностей к абстрактному и логическому мышлению, она одновременно задействует два полушария мозга, что способствует его гармоничному развитию. В левом полушарии активизируются процессы, связанные с созданием последовательных цепочек, а правое при этом моделирует возможные ситуации. Также шахматы хорошо развивают память ребенка, ведь в процессе игры используется и оперативная, и долговременная память. Причем ребенок работает с разными видами информации: цифровая, визуальная, цветовая стимульная. Юные шахматисты получают много ценных навыков, таких как умение прогнозировать развитие событий, принятие важных решений, просчет разных вариантов и т.д. Проблемы с концентрацией внимания, памятью, неумение организовать себя характерны для всех гиперактивных детей. Поэтому можно утверждать, что регулярная игра в шахматы – одна из самых эффективных методик при их воспитании.
Немалую пользу детям принесут и занятия спортом в командах. Речь идет, прежде всего, о таких видах спорта: футбол, баскетбол, волейбол, водное поло, хоккей. Ребята смогут с пользой потратить излишки энергии, научиться взаимодействовать со сверстниками, соблюдая правила командной игры, контролировать свои действия. А при гиперактивности это очень важно.
Но ни в коем случае не нужно перегружать ребенка. Не отдавайте его во много кружков одновременно. Гиперактивным детям нельзя переутомляться, иначе у них сформируется негативное отношение ко всем видам деятельности, которые им предлагают, включая учебу в школе. Подберите именно то занятие, которое больше всего привлекает малыша.
Все родные малыша должны четко представлять, что такое СДВГ. Таким детям не всегда удается контролировать свои действия, они часто не могут вовремя успокоиться. К этому нужно относиться, не как к недостатку, а как к особенности. Поэтому всем членам семьи нужно разработать единую тактику поведения и строго ее придерживаться. Главное правило – избегать крайностей при воспитании ребенка. С одной стороны, не стоит его чрезмерно опекать, а с другой – не нужно предъявлять завышенных требований и относиться к малышу слишком строго.
Помните, что перемены настроения у родителей и их разная реакция на похожие случаи негативно воздействуют на психику ребенка с СДВГ. Поэтому поведение родителей должно быть ровным и спокойным, наиболее подходящая тактика, по мнению психологов, – это «ласковая строгость». Ни в коем случае не раздражайтесь и запаситесь огромным терпением. Оно вам пригодится, ведь обычно любые вопросы и просьбы при общении с гиперактивными детьми приходится повторять не один раз.
Воспитание ребенка с СДВГ – непростое испытание для родителей. Чтобы легче было справиться с этой трудной задачей, желательно обратиться за помощью профессионального психолога. Хороший специалист внимательно изучит ситуацию, проанализирует ее и подберет подходящую именно для вашей семьи модель поведения, посоветует способы, которые помогут успешно справляться с теми или иными проблемами.
Помните, что для ребенка огромное значение имеет положительная оценка его действий близкими людьми. Поэтому обязательно хвалите его за каждое достижение (пусть и небольшое). Например, малыш нарисовал рисунок или смог решить сложную задачу. Скажите, что вы им гордитесь, говорите окружающим, какой он умница. И в следующий раз ребенок будет стараться еще больше.
А вот кричать на такого малыша ни в коем случае нельзя. Этим вы его не успокоите, а наоборот, доведете до чрезмерного перевозбуждения и потери самоконтроля. Если малыш проявляет излишнюю активность, лучше действовать мягкими методами. Прижмите его к себе, погладьте по волосам, возьмите за руку и тихим голосом начните успокаивать, повторяя одни и те же слова: «Тише-тише, не волнуйся-не волнуйся, расскажи, что случилось». Повторение действует на детскую психику успокаивающе, и ребенок расслабляется.
Большую пользу принесут специальные курсы подготовки к школе. К занятиям обычно приступают с четырехлетнего возраста. Малыш обучится чтению, письму, счету, и ему будет намного легче усваивать материал в школе. Также психологи советуют занятия музыкой, потому что они оказывают благотворное влияние на детскую нервную систему.
***
И напоследок стоит отметить – как можно больше общайтесь с ребенком. Вовлекайте в беседы, читайте книги, предлагайте самому придумывать интересные истории. Это гораздо полезнее, чем просмотр телевизора или игра в однообразные компьютерные игры. Уделяйте внимание ребенку, прислушивайтесь к нему, проявляйте заботу и участие. Помните, что ваша раздражительность и непонимание могут вызвать у ребенка с СДВГ серьезный стресс.
Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.
Головной мозг образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.
Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:
- Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
- Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом . Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
- С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
- Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
- Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
- Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
- Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
- Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
- Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
- СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
- Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
- Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.
Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».
Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.
Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.
Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.
Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.
Как растить ребенка с гиперактивностью
Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.
Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:
- Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
- Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
- Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
- Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
- Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.
Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.
Правила для родителей
Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. , сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.
В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.
Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.
Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.
Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.
Медикаментозная терапия для лечения сдвг
Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после . В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.
Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.
Диета при лечении гиперактивности
Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.
Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.
Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.
Термин «гиперактивный ребенок» в последнее время у всех на устах: у врачей, воспитателей, учителей, психологов, родителей. Как отличить егозу от малыша с признаками дефицита внимания? Как разграничить обычное баловство от неврологических нарушений?
Гиперактивный ребенок характеризуется рядом качеств: импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, медикаментозное лечение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Часто бывает, что родители ищут «спасительную таблетку». А ведь достаточно перестроить отношения с сыном или дочерью, чтобы выздоровление наступило самым естественным способом. Для этого требуется время, усилия, терпение и главное - желание что-то менять в себе и своих отношениях с детьми.
С чем связана гиперактивность
Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в перинатальном периоде развития плода и затрудненных родах.
- Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности - все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
- Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) - наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
- Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.
Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. К примеру, ребенок родился с асфиксией, недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах - гиперактивность у такого малыша может ярко проявиться.
Как распознать гиперактивность у ребенка
Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений. На что следует обратить внимание?
- Первые симптомы. Могут появиться в грудном возрасте. Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, возбудимость малыша, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, незначительное отставание в освоении моторных навыков - все это могут быть первые предвестники гиперактивности у детей до года.
- Возраст 3 года. Переломный момент в жизни малыша, когда наступает знаменитый кризис трех лет. В это время у большинства детей наблюдается капризность, упрямство, смена настроения. У гиперактивных малышей эти признаки проявляются еще ярче. Также у детей с СДВГ отмечаются неловкие, хаотичные, суетливые движения, речь развивается с запозданием.
- Здоровье. Гиперактивные малыши часто жалуются на усталость и головные боли. У таких детей нередко диагностируется энурез, нервные тики.
- Первые признаки неусидчивости. На них могут обратить внимание воспитатели в детском саду. Когда начинается процесс социализации, и ребенок выходит за пределы семьи, признаки неусидчивости становятся более явными. В детском саду малыша невозможно уложить спать, накормить, усадить на горшок, успокоить.
- Нарушения развития памяти и внимания в дошкольном возрасте. У детей до 7 лет интенсивно развивается память и внимание. У малыша с СДВГ наблюдается медленное усвоение материала при подготовке к школе. И это объясняется не отставанием в развитии, а недостаточной концентрацией внимания. Малышу с признаками гиперактивности трудно сидеть на одном месте и слушать воспитателя.
- Неуспеваемость в школе. Еще раз подчеркнем, что плохие отметки у детей связаны с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, а не с их умственными задатками. Наоборот, гиперактивные школьники часто развиты не по годам. Но проблема в том, что им трудно дается встраивание в систему и дисциплину: трудно высидеть 45 минут урока, слушать, писать, выполнять задания учителя.
- Психические аспекты. Со временем проявляются такие качества: вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, плаксивость, тревожность, недоверие, подозрительность. Уже в раннем возрасте у малыша могут развиваться фобии, которые могут сохраняться в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни, если с ними не работать.
- Перспектива. В подростковом возрасте у такого ребенка, как правило, формируется (точнее, ее формируют взрослые) заниженная самооценка. Гиперактивный подросток бывает агрессивным, нетерпимым, конфликтным, некоммуникативным. Ему трудно найти друзей, завязать теплые, приятельские отношения. В дальнейшем у него может сформироваться асоциальное поведение.
Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу приписывать ребенку «модный» диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени. Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша. Причиной может быть прорезывание зубов, смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д. Даже климатические условия влияют на состояние и поведение малыша.
Диагностика СДВГ
И все же до 6-7 лет никто не ставит неврологический диагноз, даже если есть признаки СДВГ. Это объясняется психологическими особенностями дошколят. В дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса - в 3 года и 7 лет. По каким критериям ставится медицинский диагноз СДВГ?
8 проявлений гиперактивности
- Хаотичные, суетливые движения.
- Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
- Не может долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
- Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
- Если нужно сидеть и ждать (например, в очереди), может подняться и уйти.
- Чрезмерно разговорчив.
- Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
- Проявляет нетерпение, если его просят подождать.
8 проявлений дефицита внимания
- Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
- С трудом концентрирует внимание на деталях, не может их запомнить, воспроизвести.
- Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
- Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
- Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что не может потом найти.
- Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
- Легко переключает внимание на другие объекты.
- В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.
Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.
Как лечить ребенка
При лечении гиперактивности у детей важно понимать, что будет самым действенным для конкретного ребенка? Какая степень СДВГ? Стоит ли сразу применять лекарственные препараты или достаточно психотерапевтической коррекции?
Медикаментозные способы
Медицинское лечение СДВГ психостимуляторами чаще применяется на Западе и в США. Стимуляторы помогают повысить концентрацию внимания у детей, дают быстрый положительный результат. Однако имеют ряд побочных эффектов: плохой сон, аппетит, головные боли, раздражительность, нервозность, нежелание общаться. Эти признаки, как правило, появляются в самом начале лечения. Их можно снизить следующим образом: уменьшение дозы и замена препарата аналогом. Психостимуляторы назначаются лишь при сложных формах дефицита внимания, когда ни один другой метод не работает. К ним относятся: «Декседрин», «Фокалин», «Виванс», «Аддерал» и многие другие. В России избегают назначения психостимулирующих препаратов, потому что согласно протоколу лечения СДВГ они запрещены. Их заменяют ноотропными препаратами. Широко применяется при лечении СДВГ у детей препарат «Страттера». Любые антидепрессанты при дефиците внимания следует применять с большой осторожностью и только под контролем врача.
Работа с психологом и психотерапевтом
Это важнейшая часть терапии, которая в сложных случаях проводится параллельно с медикаментозным лечением. Психолог и психотерапевт используют самые разные методики для коррекции поведения гиперактивного ребенка. Даются различные упражнения на развитие внимания, речи, мышления, памяти, повышения самооценки, творческие задания. Также моделируются различные коммуникативные ситуации, которые помогут найти ребенку общий язык с родителями и сверстниками. Специалистам приходится работать с тревожностью и страхами у гиперактивных детей. Часто применяются релаксационные методы, которые помогают расслабиться, снять напряжение, нормализуют работу головного мозга и нервной системы. При дефектах речи рекомендуются занятия с логопедом.
О чем важно знать? Психокоррекция у ребенка окажется результативной лишь тогда, когда со специалистом будут сотрудничать родители и с точностью выполнять все задания и советы психолога или психотерапевта. Нередко у родителей бывает такая позиция - «вылечите ребенка», в то время как лечить нужно отношения в семье.
Коррекция образа жизни
Режим дня и гиперактивность - две вещи, на первый взгляд, несовместимые. И все-таки родителям необходимо устроить для непоседы жизнь по расписанию.
- Крайне важно выдерживать режим сна: вовремя ложиться и вставать. Если непоседа выбивается из графика, его трудно уложить, тяжело привести в чувства утром. Нельзя перегружать таких детей информацией перед сном, играть в активные игры. Воздух в комнате должен быть свежим и прохладным.
- Организовать полноценное питание. Нужно исключить перекусы, особенно едой из фаст-фуда. Желательно сократить в рационе быстрые углеводы (сладости, выпечка), которые возбуждают нервную систему.
- Прогулки перед сном. Свежий воздух успокаивает нервную систему. Кроме того, будет хорошая возможность поговорить, обсудить, как прошел день.
- Физические нагрузки. Необходимы в жизни гиперактивного ребенка для разрядки его неуемной энергии. Можно попробовать себя в индивидуальных и командных видах спорта. Хотя последние будут даваться сложнее. Больше всего подходят легкая атлетика, гимнастика, езда на велосипеде, плавание. Хорошо, если ребенок занимается спортом для себя. Соревнования и любой состязательный момент будет привносить еще большее напряжение и агрессию. Многое в этой ситуации зависит от тренера и его педагогического мастерства.
Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с СДВГ
Как воспитывать гиперактивного ребенка?
- Повышать самооценку. Гиперактивных детей часто наказывают и осаживают: «сядь», «не крутись», «замолчи», «успокойся» и т.д. Это регулярно повторяется в школе, дома, в саду. Такие замечания формируют у ребенка ощущение ущербности. Всех детей нужно хвалить, но гиперактивные особенно нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале.
- Выстраивать личностные границы с детьми. Воспитывать непосед нужно в строгости, но справедливости. Наказания и ограничения должны быть последовательными, адекватными и согласованными со всеми членами семьи. Дети с признаками СДВГ часто не имеют «тормозов». Задача родителей - показать собственные границы, проявить родительскую волю и дать понять, кто в доме хозяин, четко формулировать запреты. При этом не должно быть агрессии. Если у папы с мамой слишком мягкий характер, бразды правления непременно возьмет в руки гиперактивный член семьи.
- Маленькие и полезные задания. Гиперактивных детей нужно привлекать к выполнению домашних обязанностей и поощрять их инициативу. Лучше давать простые, поэтапные задания. Можно даже нарисовать план, схему, пошаговый алгоритм действий. Эти задания помогут ребенку организовывать свое личное пространство и время.
- Не нагружать информацией. При чтении книг, выполнении домашнего задания нужно давать небольшие нагрузки - по 15 минут. Затем делать перерыв с двигательной активностью, потом снова приступать к статическому занятию, требующему концентрации внимания. Переутомление вредно сказывается на состоянии детей с СДВГ.
- Осваивать новый род деятельности. Гиперактивных детей трудно чем-либо заинтересовать надолго, уж слишком быстро они переключают свое внимание. Однако нужно искать разные виды деятельности (музыка, пение, рисование, чтение, лепка, танцы), в которых ребенок максимально раскроется. Нужно находить такое дело, которое невидимым способом будет «воспитывать» егозу и требовать каких-то личных усилий, мотивации.
- Коммуникативные аспекты. Гиперактивным непоседам все прощается дома, но они часто оказываются в конфликтной ситуации с педагогами и отвергаются сверстниками. Важно обсуждать с детьми их жизнь вне дома, трудные ситуации, причины конфликтов. Это поможет им адекватно оценивать свои поступки в дальнейшем, контролировать себя, осознавать свои эмоции, извлекать уроки из собственных ошибок.
- Дневник успеха. Психологи рекомендуют завести тетрадь или блокнот, куда можно записывать (или зарисовывать) все большие победы и маленькие успехи. Важно, чтобы ребенок осознавал результаты собственных усилий. Также можно придумать систему поощрений.
Некоторые родители считают, что лучшее лекарство от гиперактивности у детей - витамин «Ре», то есть ремень. Это жесткое средство лишь усугубляет проблему и никогда не устранит истинную причину непослушания. Поведение детей с СДВГ нередко вызывает праведный гнев родителей, но лучше все-таки избегать шлепков.
Трудности социальной адаптации
В детских садах и школах детей с СДВГ относят к категории «трудных». Иногда конфликты, связанные с неадекватным гиперактивным поведением, настолько обостряются, что приходится переводить малыша в другой детский сад или школу. Важно понимать, что система государственного образования не будет подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка. Искать подходящий сад или школу можно долго, но так и не найти. В этой ситуации важно учить ребенка проявлять гибкость, терпение, дружелюбие - все те качества, которые так важны для общения и нормальной социальной адаптации.
- гиперактивные ученики должны быть в поле зрения учителя;
- им лучше сидеть за первой или второй партой;
- не акцентировать внимания на особенностях поведения таких детей;
- часто хвалить, поощрять, но не завышать оценки;
- давать мелкие задания, при которых ребенок будет двигаться: принести журнал, раздать тетради, полить цветы, вытереть доску;
- подчеркивать сильные стороны ученика, давать возможность их проявить.
- быть на стороне ребенка, но при этом не создавать открытого конфликта с учителем;
- находить компромиссные решения;
- прислушиваться к мнению педагога, ведь объективный взгляд со стороны бывает ценным для понимания собственного ребенка;
- не наказывать, не читать морали ребенку в присутствии педагога и сверстников;
- помогать адаптироваться в детском коллективе (принимать участие в совместных мероприятиях, можно приглашать детей в гости и т.д.).
Важно найти не какую-то особенную школу или частный детский сад, а педагога, который с пониманием отнесется к проблеме и будет союзником родителей.
Лечение гиперактивного ребенка медикаментами целесообразно лишь при сложных формах СДВГ. В большинстве случаев проводится психокоррекция поведения. Терапия проходит гораздо успешнее, если в ней участвуют родители. Ведь гиперактивность ребенка нередко связана с взаимоотношениями в семье и неправильным воспитанием.
Распечатать
Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.
Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повлиять на его будущее, а какой просто обладает ярким темпераментом.
Нередко родители жалуются на своего ребенка, потому что не могут или не хотят найти к нему подход. Бывают и случаи, когда опасные симптомы остаются без внимания, и настоящая гиперактивность ребенка перерастает в более серьезные проблемы с его социальной адаптацией в детском саду, затем в школе и далее в общественной жизни.
В этой статье мы расскажем, как еще с младенчества распознать гиперактивного ребенка и как правильно найти к нему подход. Но для начала разберемся в основных понятиях.
Гиперактивность с медицинской точки зрения
Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.
Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.
Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.
И еще немаловажно, что гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.
Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем меньше трудностей у вас возникнет в будущем.
7 признаков гиперактивного ребенка
Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.
Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении грудного ребенка:
1 Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.
Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.
Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.
Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.
2 Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.
3 Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.
Интересно! Синдром Дауна: если ребенок не такой, как все
4 Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.
5 Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.
Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.
6 Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.
7 Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику.
Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.
Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.
Темпераментные здоровые дети отличаются от своих гиперактивных сверстников следующим:
1 Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.
2 У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.
3 Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.
4 Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место.
5 Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.
6 Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.
7 Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.
8 Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.
Причины гиперактивности
Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.
А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:
- рождения малыша с помощью кесарева сечения,
- сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,
- рождения малыша раньше срока или с малым весом,
- нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.
Интересно! Что подарить ребенку: копилка идей
Воспитание гиперактивного малыша
Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.
Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.
Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента. При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание. Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца. Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.
Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.
В течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.
Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.
А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.
Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?
Что такое гиперактивность
Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности , который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.
Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.
СДВГ - синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности
Признаки СДВГ
Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.
Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:
- Дефицитом внимания.
- Импульсивностью.
- Гиперактивностью.
Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.
В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.
Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет
Проявления дефицита внимания:
- Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
- У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
- Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
- Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
- Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
- Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
- Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
- Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
- В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
У детей с СДВГ наблюдается рассеяность внимания
Гиперактивным детям сложно выполнять задания, которые требуют умственного напряжения
Проявления импульсивности и гиперактивности:
- Ребенок часто встает с места.
- Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
- Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
- Ему трудно участвовать в спокойных играх.
- Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
- Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
- Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
- У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
- Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.
Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).
Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте
Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.
У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:
- Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
- Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
- Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
- Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
- Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
- Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
- Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ
СДВГ или характер?
Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.
В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:
Причины гиперактивности детей
Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.
СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству
Что делать
Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.
Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.
Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом
Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.
Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:
- Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
- Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
- Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра
Мнение Комаровского
Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.
Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.
- При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
- Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
- Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
- Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
- Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
- Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
- Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
- Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
- Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
- Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.
Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.
О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.