Датчики движения для включения света: выбор и цена прибора. Схемы управления освещением
Отдых в доме за городом становится комфортным и приносит удовольствие лишь тогда, когда задачи по содержанию дома и участка сведены к минимуму. Зачастую хозяева вынуждены заниматься поливом посадок, контролировать обеспечение вентиляции и отопления дома, включать освещение участка и т.д. Конечно, такой "отдых" был волне стандартен для наших бабушек и дедушек, но сегодня совсем другие времена и стандарты жизни, которые все чаще исключают превращение пребывания за городом в труд, который отнимает много сил и времени.
Этот столь необходимый функционал сегодня можно вполне делегировать, при этом не нанятым работникам, а современному многофункциональному модульному электрооборудованию, позволяющему выполнить все процессы на загородном участке в автоматическом режиме, т.е. без участия человека. Его установка происходит быстро и легко в уже существующие системы снабжения электроэнергией и, таким образом, отпадает необходимость в проведении сложных ремонтных работ.
Процессов может быть много, но в этой статье мы остановимся на автоматическом включении с наступлением темноты уличного освещения .
Несмотря на то что существует много простых способов включения уличного освещения, трудно поспорить с тем, что гораздо удобнее, когда освещение включается и выключается вообще без участия человека, т.е. в автоматическом режиме .
Современное модульное оборудование позволяет не только программировать на своевременное включение оборудование, но также создавать разные комбинации световых зон (скажем, в одно время будет включаться подсветка нескольких газонов, чуть позже - светильники на оставшихся газонах и около въезда).
Вопрос с включением освещения в автоматическом режиме становится особенно актуальным в осенние и зимние месяцы, когда солнце заходит очень рано и владельцы загородной недвижимости вынуждены возвращаться домой по темноте.
На рынке в настоящее время представлено множество устройств, которые позволяют решить задачу включения освещения в автоматическом режиме . Так, если необходимо с наступлением темноты зажигать уличные светильники, то лучше всего использовать сумеречные реле (фотореле) . Вечером, если уровень освещенности понизится ниже определённого уровня, то реле сработает и произойдет включение освещения.
Светильники, которые устанавливают в целях безопасности около калиток, ворот гаража или входа в дом, можно подключить через датчик движения . Для этих целей чаще всего используется , обнаруживающий присутствие и перемещение человека в зоне его действия. При установке датчиков движения нужно выбрать правильное его месторасположение с учетом его чувствительности.
Для решения важной задачи управления уличным освещением можно остановить свой выбор и на астрономическом реле .
Чтобы организовать освещение у входа в дом или подъезда к участку, можно остановить свой выбор на реле времени с функцией задержкой на отключение . Управляется такое устройство от кнопочного выключателя и отключает через установленное время нагрузку (светильники во дворе или в саду).
Устанавливается время задержки включения нагрузки на лицевой панели реле, а регулироваться может в зависимости от устройства. В некоторых реле времени (таймерах) можно запрограммировать не только временные интервалы включения и отключения наружного освещения, но и распределить их по дням недели.
Очень интересные и полезные эффекты можно получить комбинируя различные типы устройств для управления освещением. Так, например, датчик движения можно подключить вместе с таймером. Благодаря этому, можно сделать так, чтобы по таймеру автоматически включались 2 лампочки по 20 Вт, а при приближении человека срабатывал датчик движения и при этом включались 2 лампочки по 100 Вт.
Огромное количество возможностей для управления наружным освещением можно получить используя оборудование для построения систем домашней автоматизации ( , и т.п.). Современные технологии и помогут вам создать наиболее комфортные и удобные схемы управления наружным освещением, подходящего вам уровня стоимости и сложности.
Все перечисленные в статье приборы - фотореле, таймеры, датчики движения могут быть интегрированы в одну систему, которой можно управлять с помощью пульта дистанционного управления или полностью автоматически. Подробнее о возможностях управления уличным освещением и прожекторами с использованием системы бытовой автоматизации Х10 будет рассказано в следующих статьях.
На многих современных автомобилях автоматическое включение фар, также называемое “евросвет”, давно стало нормой. В странах, где законодательство обязывает автовладельцев ездить со включенным ближним светом фар (а в их числе и Россия), эта функция очень удобна, и ряд владельцев автомобилей, лишенных данной функции, задумываются о ее внедрении.
Плюсы автоматического включения фар
- Устраняется фактор забывчивости водителя (в любом случае фары на движущемся автомобиле будут включены, нельзя и забыть их выключить).
- При резком изменении освещенности, например, при въезде в тоннель, автомобиль будет освещать дорогу сразу, без задержек на время реакции водителя.
Возможные варианты работы автоматического включения света фар
- Включение/выключение синхронно с зажиганием . Этот способ наиболее прост, однако имеет определенный минус: при необходимости стоянки со включенным зажиганием аккумулятор автомобиля можно легко разрядить.
- Автоматическое включение фар при запуске двигателя автомобиля. Такой вариант можно назвать оптимальным.
Самостоятельное подключение евросвета
В зависимости от конструкции автомобиля, решение может быть различным, перечислим наиболее характерные моменты:
Важные моменты
В первую очередь, трезво оцените свои умения и опыт, особенно, если речь заходит о ситуации, описанной в третьем пункте предыдущего подраздела. Лучше расстаться с определенной суммой денег за квалифицированную работу автоэлектрика, чем упорно пытаться обойтись своими силами и нажить себе лишние проблемы.
Все вмешательства в электроцепи лучше производить внутри салона, чтобы защитить точки врезки в штатную проводку от влияния окружающей среды. Грамотно выполненная и заизолированная скрутка, вопреки расхожему мнению, не только не уступает пайке в качестве соединения, но и превосходит ее по стойкости к вибрации. Примененное Вами дополнительное реле должно обязательно быть жестко закреплено .
Цепи питания силовых контактов дублирующего реле и его управляющей обмотки в обязательном порядке должны защищаться предохранителями . Это можно гарантировать подключением реле после блока предохранителей.
Ветви проводки не должны иметь натяг при любом ее возможном перемещении, а в местах перегиба ее возле металлических частей кузова обязательным является применение изолирующей поливинилхлоридной трубки (тюбинга).
Часто можно услышать, что того же результата можно добиться без применения дополнительных реле, вставив перемычку в нужное место монтажного блока автомобиля. Нужно крайне скептически относиться к подобным советам, так как зачастую их авторы не имеют никакой квалификации автоэлектрика и выполнение их рекомендаций может привести к печальным последствиям, например, если в реальности эта перемычка приведет к включению фар в обход предохранителя.
Итог
В большинстве случаев внедрение “скандинавского света” на автомобиль не является большой трудностью и может быть выполнено самостоятельно. Важно помнить, что, как и любое вмешательство в электропроводку автомобиля, эта работа требует большой аккуратности и внимания к мелочам, и только в этом случае завершится полным успехом.
С каждым годом автомобильные технологии развиваются всё больше и больше. Лет десять назад лазерные фары считались скорее элементом научной фантастики, нежели деталью автомобиля. А сегодня ими оснащают некоторые серийные авто… Прогресс движется по планете семимильными шагами. Наверняка ещё через пару-тройку лет на машинах появится полноценная функция автопилота и тогда водитель сможет заниматься за рулём своими делами, не отвлекаясь на сам …
Автоматическое включение ближнего света — это очень полезная функция, позволяющая меньше отвлекаться водителю
Но пока этого не произошло, давайте посмотрим на системы, которые уже сегодня облегчают жизнь многим автолюбителям. А главное - узнаем, как можно самостоятельно , если он их лишён.
Датчик света на автомобиле
Начнём, пожалуй, с датчика света. Это устройство обеспечивает автоматическое включение и выключение фар ближнего и дальнего света и габаритных огней, а также способно регулировать . Ещё совсем недавно им оснащались только автомобили в самых дорогих версиях, стоимостью более миллиона рублей. Но сегодня подобную опцию можно встретить и на более доступных моделях. Но что главное - эту систему возможно самостоятельно установить практически на любую модель авто.
Плюсы и минусы
Конечно же, у этой опции есть как ярые сторонники, так и противники. По закону требуется включать ближний свет фар в любое время суток, если ваш автомобиль не оснащён . Но зачастую многие водители забывают об этом. И ездят вообще без работающих осветительных приборов. Именно таким забывчивым автомобилистам будет крайне полезно иметь в своём арсенале датчик автоматического включения ближнего света фар.
Но есть и другая сторона медали. нужно быть внимательным, так как на дороге встречаются места с переменной освещённостью, в которых датчик может повести себя неадекватно и в самый неподходящий момент оставить вас без света, что может привести к ДТП.
Как установить датчик света в свой автомобиль
Существует множество способов оснастить своё авто этим устройством. Но стоит отметить, что если вы неуверенно чувствуете себя в вопросах автомобильной электроники, то лучше доверить установку системы профессионалам . Неграмотное вмешательство в систему автомобильного освещения может послужить причиной немалых проблем и затрат.
Помимо готовых решений, которые производят различные фирмы и предприятия, существует множество «кустарных» разработок, отличающихся друг от друга принципами работы и сложностью устройства. Если у вас руки растут оттуда, откуда положено, вы сможете самостоятельно спаять нужную вам схему и .
Для всех остальных, а нас таких большинство, мы рассмотрим готовые варианты, которые предлагают такие бренды, как Quantoom, Premier, Giordon. Они представляют собой так называемые передовые системы, способные избавить водителя от необходимости собственноручно регулировать свет на автомобиле при изменении условий освещённости. Обычный набор датчика света состоит из реле, блока управления, выключателя и проводов. Несомненными плюсами таких систем являются долговечность, экономия и возможность выбора ручного или автоматического режима переключения.
Монтируются такие устройства довольно просто. Всё делается согласно прилагаемой инструкции. Стоит отметить, что «глазок» датчика, который советуют размещать на зеркале , требуется направить внутрь салона, в противном случае он может неверно оценить обстановку. Все провода также соединяются строго по инструкции.
Поломка датчика света
Как правило, сами собой такие устройства ломаются крайне редко. При том условии, что вы остановили свой выбор на качественном продукте от известно бренда. , экономить не стоит. Причиной поломок обычно служат заводской брак, неграмотная установка или неправильное использование. Очень часто бывает так, что на поиск неисправности уходит много часов, а сам ремонт занимает считаные минуты.
От поломок никто не застрахован. Но лучше всё же предпочесть более дорогой и проверенный вариант дешёвому «самопальному» устройству. Каким бы заманчивым по цене ни было предложение.
Многие производители указывают некоторые ограничения для своей продукции, поэтому вам . Как правило, это стандартные меры предосторожности: следить за тем, чтобы внутрь элементов девайса не попала влага, оберегать их от механических и прочих воздействий. Также иногда встречаются рекомендации о том, чтобы не использовать на авто газоразрядные лампы.
Дополнительные возможности
Многие системы идут в паре с датчиком дождя. Работая вместе, эти устройства выгодно дополняют друг друга и значительно повышают общий . О том, что такое датчик дождя и как он работает, мы расскажем в следующей статье.
Видео о том, как настроить автоматическое включение ближнего света фар:
Но помните главное - какими бы опциями ни был оборудован ваш автомобиль, стоит всегда быть предельно внимательным за рулём. Дорога - это не то место, где можно шутить. И пока автомобили не оснащают системами автоматического пилотирования, сконцентрируйте всё своё внимание на процессе вождения и контролируйте обстановку на дороге.
P.S. Что вы думаете по поводу применения на автомобиле датчиков света? Так ли они вам необходимы? Пишите в комментариях, нам важно знать ваше мнение!
При помощи второго можно изменить длительность одного периода включения, после которого прибор разомкнет силовые контакты, подающие напряжение на осветительные приборы. Сегодня существует большое количество различных модификаций датчиков такого рода, все они отличаются способом установки и настройки.
Самым важным достоинством датчиков этой разновидности является возможность использования их в качестве выключателей. В некоторых моделях реализована не только функция включения хлопком, но также выключения. Таким образом, можно погасить свет одним движением руки.
К недостаткам можно отнести тот факт, что порой поле действия датчика такого рода довольно ограниченно. И для его включения или отключения обязательно нужно находиться в определенной пространственной зоне.
Существует довольно большое количество разновидностей датчиков такого рода, все они несмотря на одинаковый принцип действия имеют разную конструкцию, внешний вид. Можно легко подобрать цвет и форму корпуса по своему вкусу.
Ещё одна категория датчиков звука - высокочувствительные. Для их включения достаточно даже малейшего шороха. Это очень удобно в случае, если заняты руки - нет необходимости совершать хлопки. К недостаткам данных приборов можно отнести частые ложные срабатывания.
Датчик движения (ультразвуковой) - настройка, достоинства и недостатки
Датчики движения, чье действие основано на анализе излучаемого звукового излучения, наиболее удобны. Так как датчик движения в туалете делает включение света максимально быстрым, перед моментом коммутации отсутствует задержка (как у датчика звука).
Устройство этого типа, как и все остальные подобные, обычно устанавливается на разрыв фазного провода. И при срабатывании замыкается силовой контакт через специальное реле. Оно может быть расположено как внутри датчика, так и отдельно. Такие коммутационные устройства довольно компактны, а сам датчик движения в ванной спрятать очень просто. На рынке представлено большое количество самых разных модификаций и типов корпуса.
Внутри датчика имеется генератор ультразвуковых волн - чаще всего он производит звуковые волны, длина которых составляет 20-60 кГц. Они отражаются от различных предметов и регистрируются прибором. Если в зоне излучения появляется движущийся объект, частоты отраженной звуковой волны меняются (эффект Доплера). Устройство регистрирует изменения такого рода и осуществляет замыкание контактов.
Важным достоинством такого прибора является незаметность - он чрезвычайно компактен, его можно расположить даже на потолке помещения. Коммутация осуществляется при помощи специального реле, оно может быть расположено как внутри корпуса датчика, так и вне его. К недостаткам такого рода устройств можно отнести тот факт, что спокойно посидеть и "подумать" не получится - нужно выполнить несколько движений как на картинке выше.
Настройка датчика обычно не требуется, для начала его работы достаточно лишь подать на него напряжение и подключить нулевой провод.
Датчик присутствия (инфракрасный датчик) - основные достоинства и недостатки, настройка
Датчик присутствия в туалете позволяет сделать использование комнаты максимально удобным, наличие выключателя не требуется. Это дает возможность снизить вероятность поражения электрическим током, а также сэкономить электроэнергию. Принцип действия данного устройства основывается на регистрации изменения теплового фона.
Внутри датчика располагается система линз, она фокусирует ИК-излучение и направляет его на специальный высокочувствительный сенсор. Когда сила излучения достаточна, сенсор отдает команду на включение, и специальные коммутационные контакты замыкаются. После срабатывания они остаются замкнутыми некоторое время, для продления которого необходимо наличие движения в поле зрения датчика.
Настройка данного прибора заключается чаще всего только в регулировке продолжительности одного цикла срабатывания, в течение которого контакты остаются замкнуты. Обычно на корпусе имеется специальный многопозиционный переключатель, им можно осуществлять регулировку таймера.
У данного датчика имеется всего один недостаток - велика вероятность ложных срабатываний. Так как он может реагировать на любое тепловое излучение - горячую воду или кондиционер. Достоинств у устройства такого типа много - можно очень точно отрегулировать угол, а также дальность реакции на объект, работа его абсолютно безвредна. Расположить его можно в любом месте потолка абсолютно незаметно.
Видео: Умный дом - автоматическое освещение санузла
С учетом недавних изменений в правилах дорожного движения на территории РФ водитель обязан включить ближний свет фар как при езде в темное, так и светлое время суток. В противном случае сотрудники ГИБДД имеют право оштрафовать водителя.
Хотя сумма штрафа не самая большая, при этом сама факт того, что автомобиль могут задержать за нарушение ПДД, после чего за такое правонарушение водитель будет оштрафован на определенную сумму, по целому ряду причин неприемлем для большинства ответственных автолюбителей.
Естественно, в сложившейся ситуации многие автовладельцы столкнулись с тем, что человеческий фактор на практике оказался главной причиной, по которой автомобиль без включенного света останавливают и штрафуют. Простыми словами, нередко водители попросту забывают включить фары.
Чтобы избежать подобных ошибок, оптимальным вариантом является включение ближнего света при запуске двигателя, то есть автоматически. Однако далеко не все ТС имеют подобную функцию, которая реализована штатно. В этой статье мы рассмотрим, как доработать автомобиль, чтобы фары включались одновременно с запуском .
Читайте в этой статье
Автоматическое включение фар: схема, доступные варианты, преимущества
Вполне логично, что именно автоматическое включение ближнего света является той самой опцией, которая позволяет не опасаться ситуации, когда перед поездкой водитель забыл включить свет. При этом на многих импортных авто устройство автоматического включения есть, но его срабатывание происходит только с учетом определенных условий (изменение освещения, сигнал от датчика дождя и т.д.)
Однако по ПДД в РФ свет должен быть включен постоянно, независимо от того, темно на улице или светло. Некоторые владельцы, чтобы не забыть включить свет, вынуждены в светлое время суток оставлять машину на парковке с включенными фарами, тем самым .
Как видно, проблема весьма актуальна. Чтобы решить задачу, наиболее рациональным выходом из сложившейся ситуации становится такая система автоматического включения ближнего света, которая будет работать независимо от степени освещенности и других условий, а также срабатывать без участия водителя.
Другими словами, фары должны включаться параллельно запуску ДВС. Также можно реализовать отключение света после того, как двигатель глушится. Кстати, для автомобилей, которые не имеют даже штатного датчика света (отечественные авто, старые или бюджетные новые иномарки), срабатывающего в случае изменения освещенности, постоянно включенный ближний свет позволит повысить безопасность при езде по тоннелям, под мостами и т.д.
Итак, спрос на подобные системы привел к тому, что различные предприятия, которые специализируются на выпуске электрооборудования, стали изготавливать готовые решения для авто (например, Skybrake M5, АвтоСвет AS, Фараон и т.д.) Также можно отметить и большое количество схем и устройств, которые энтузиасты и опытные автолюбители создают самостоятельно.
Если желания ставить на машину самодельные устройства нет, тогда заводские решения окажутся наилучшим вариантом. Однако функционал может быть несколько ограничен. Главное, как в первом, так и во втором случае подобные решения позволяют реализовать автоматическое включение света фар, свет включается синхронно в момент включения зажигания или пуска двигателя.
При этом еще раз отметим, что разные схемы отличаются функциональностью. Например, можно сделать так, чтобы днем горели только фары, а в темное время суток подключались габариты и т.д.
Схемы автоматического включения фар при запуске двигателя
Давайте рассмотрим несколько наиболее популярных решений. Основной задачей для автовключения света фар является подача на него питания. Это питание можно взять от зажигания. Однако следует помнить, что в авто зачастую есть и другие устройства, запитанные на замок зажигания. С этим могут возникнуть сложности.
Например, если магнитола включается после первого поворота ключа в замке, фары также могут срабатывать именно в этот момент. Такие аспекты нужно отдельно учитывать. Получается, двигатель заглушен, а ближний свет уже горит.
Чтобы избежать подобных нюансов, оптимальной считается такая схема, посредством которой подача происходит через кнопку (реле) в момент замыкании контактной группы в замке зажигания при запуске ДВС. Отключение фар, соответственно, произойдет при размыкании цепи и остановке мотора.
Отметим, многие водители считают, что подобная схема приводит к тому, что нагрузки на электроцепь возрастают. На практике правильно выполненное подключение сводит к минимуму или исключает такие нагрузки.
Чтобы реализовать автоматическое включение осветительных приборов по самой простой схеме своими руками, необходимо приобрести:
- штатное реле (пятиконтактное),
- проводку и диоды;
Более сложной и одновременно более удобной является схема, когда, простыми словами, фары запитываются на стояночный тормоз или датчик давления масла. Для успешного внедрения такого решения потребуется иметь 2 транзистора, проводку, реле и микросхему типа К561ТП1 или похожую.
Давайте начнем с первой схемы. При установке наилучшим образом подойдет кнопка выключения печки, которая расположена на блоке выключателей. Все работы сводятся к тому, чтобы снять выключатель габаритов, затем разъединяются провод «+» и колодка клавиш, через которую реализовано включение ближнего света фар.
Само подключение производится при помощи двойного провода, который соединяется с реле. В провод «+», который идет на выключатель печки, осуществляется врезка еще одного провода, который тоже подключается к реле. Далее к реле протягивается провод, через который подается питание на сами фары. Еще один провод «массы» кидается на корпус. На этом подключение закончено.
Остается только все соединения или перепаять, или же все «скрутки» тщательно заизолировать. В результате получается система включения ближнего света в момент включения зажигания.
К минусам можно отнести то, что в зимний период нагрузка на АКБ в момент пуска будет выше, машина будет прогреваться с включенными фарами и дополнительно расходовать топливо и т.д.
- Чтобы избавиться от недостатков, можно задействовать следующую схему. Доработки позволят отключить свет после остановки ТС, причем независимо от включения самого зажигания. Для этого подключение выполняется к стояночному тормозу или к . Как уже было сказано выше, в основе лежит микросхема, а соединение осуществляется через «ручник» или датчик давления масла.
В случае с датчиком, после отключения ДВС давление в падает. Это приводит к тому, что контакты датчика давления масла разомкнутся, на конденсатор подается питание, через транзисторы напряжение идет на реле и фары выключаются.
Также после остановки ДВС питание с датчика подается на лампу-диод, которую устанавливают на панели приборов. Также конденсатор в схеме управления фарами начнет разряжаться и питание на реле не подается.
Хотя данная схема позволяет «обойти» замок зажигания, она также не лишена некоторых минусов. Если давление в системе смазки будет «плавающим» или понижаться, срабатывание датчика возможно при езде на нейтральной передаче или на холостых. Свет фар в таком случае будет моргать.
Еще добавим, что включение фар можно сделать как автоматическим, так и ручным. Данная возможность реализуется путем создания параллельного подключения и выбора нужного сопротивления на самой микросхеме. Кстати, решение подключаться к датчику давления масла не популярное, так как схема сложная, нужна дополнительная проводка, повышаются требования к качеству соединений.
- Проще реализовать подключение к стояночному тормозу. Для этого к общему списку деталей нужно добавить дополнительное реле, которое запитывается на кнопку стояночного тормоза.
Такой способ позволяет добиться следующего:
- как только водитель начинает поднимать ручник, происходит отключение света фар;
- если же ручник начать опускать, фары сразу включаются;
Как видно, изготовленные самостоятельно решения могут иметь больше плюсов, чем штатные. Функциональность также расширяется, стоимость зачастую получается более привлекательной. Другими словами, собрать недорогую схему автоматического включения ближнего света фар вполне реально.
При этом важно понимать, что для сборки схемы своими руками необходим определенный опыт и навыки. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться за помощью к профессиональному автоэлектрику. Если же работы выполняются самостоятельно, точки врезки оптимально располагать во внутрисалонном пространстве, а не под капотом. Такой подход позволит избежать окисления контактов, снижает риски увлажнения и короткого замыкания и т.п.
Если же говорить о том, что лучше, паять или делать скрутку проводов, правильно сделанная скрутка в ряде случаев окажется лучше пайки применительно к автомобилю. Дело в том, что ТС подвержено различным вибрациям, а пайка менее устойчива к вибрационным нагрузкам.
Что касается реле, проводов, предохранителей и т.д., реле нужно надежно закреплять, проводку необходимо прокладывать так, чтобы провода не лежали в «натяг». В местах перегибов проводов и в точках, где провод касается металлических частей кузова, должна присутствовать дополнительная изолирующая термоусадка. В противном случае провод может перетереться и начать замыкать.
Также настоятельно не рекомендуется вместо реле обходиться обычными перемычками, подключаться в обход предохранителей и т.д. Игнорирование данных рекомендаций может не только стать причиной неполадок оборудования, но и замыканий или пожаров.
Читайте также
Как работает кнопка запуска мотора. Доступные варианты и решения для самостоятельной установки кнопки стартера. Как самому установить кнопку запуска ДВС.