Благочестие-что это. Что такое благочестие? как быть благочестивым
Благоче́стие – 1) образ жизни подлинного христианина, выражаемый в любви к и деятельном стремлении к Нему, соблюдении Его , истинном ; 2) добродетельность; 3) деятельность Бога как Источника и Подателя , направленная в мир ().
Противоположное значение – нечестие.
Благочестивая душа знает Бога – ибо быть благочестивым значит исполнять волю Божью, а это означает знать Бога, т.е. когда кто старается быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, не любопрительным (склонный к словопрению), и делать все что угодно Богу
прп.
Благочестие ложное, когда внешнее исполняется, а внутреннее пренебрегается.
свт.
Благочестие показное и подлинное
Благочестие – добродетель, к которой стремится каждый православный христианин. Тем не менее, некоторые люди, как правило, новички в Церкви, не совсем правильно понимают‚ что включает в себя это понятие. Обратимся к словарю: благочестие – это истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле (Толковый словарь В. Даля). Но что необходимо для достижения такой высокой добродетели? В чем она выражается? Что наполняет смыслом это понятие? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответы в беседе с игуменом Исидором (Минаевым), настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря.
— Частенько ловишь себя на мысли: а правильно ли мы понимаем, что такое благочестие? Отец Исидор, можете ли Вы объяснить, что такое благочестие, простыми, не книжными словами?
– Каждый, кто ставит перед собой вопрос о благочестии, должен понимать, что любое явление имеет две категории: форму и содержание. У нас, православных христиан, внешние формы очень пышные – в архитектуре, в песнопениях, в иконописи, в церковных обрядах – и порой за внешним исполнением обрядов мы теряем внутренние нравственные ориентиры. Мне кажется, что истинно благочестивый человек – это тот, который и внешне может проявить свои чувства: встать на колени, поцеловать икону, соблюсти пост, возжечь лампаду, – но он и внутренне должен уметь соответствовать этому понятию: уметь слушать других людей, заботиться о ближних, не быть равнодушным к чужой беде.
В Священном Писании упоминается один святой, о котором написано буквально несколько строк, но это очень великий святой, потому что он живым был взят на Небо. Это Енох. Про него написано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (). Что такое ходить пред Богом? Это значит каждое свое слово, каждый поступок или отсутствие поступка мы должны соизмерять с Богом, т.е. всегда думать: а как Бог на это посмотрит?.. И если мы постоянно будем это иметь в виду, то у нас появится устойчивый навык благочестивой жизни.
— Существует такое мнение, что благочестие можно приобрести с помощью дисциплины и организованности. Вот и Вы сейчас говорите, что в состоянии «ходить пред Богом» нужно долго упражняться. Т.е. опять же себя заставлять, дисциплинировать. Так вот как Вы считаете, дисциплина – это необходимое условия в процессе стяжания благочестия?
– С одной стороны, да, но это такое дежурное слово, которое я бы не стал употреблять. У нас в армии дисциплина, в школе дисциплина, а в пришли – опять то же самое? Я думаю, тут ключевое слово другое – ответственность. Если у человека будет ответственность перед другими, перед собой, перед Богом – то это и будет внутреннее благочестие. И еще очень важен вопрос навыков. Это как в профессии. Помню, мы школьниками были на заводе, помогали ящики сколачивать, – и там был один парень, немножко больной, он всю жизнь работал в этом цехе. И вот за ним было очень интересно наблюдать: он делал ровно столько движений, сколько нужно на сколачивание одного ящика, ничего лишнего. А человек, не имеющий такого навыка, тратит на этот простой ящик намного больше, чем надо, движений, времени, сил и даже материалов. Так вот благочестие – это тоже вопрос духовного навыка, как и навык к молитве, как и навык к покаянию, к этому человек должен приучить себя.
— Пишут, что существуют два аспекта христианского благочестия – деятельное и созерцательное. Евангельский пример этому – Марфа и Мария. Условно православных можно разделить на тех, кто предпочитает сидеть дома и молиться, и на тех, кто занимаются какой-то активной деятельностью. Как Вы считаете, какой путь более верный?
– Тут не может быть какого-то однозначного ответа, в мире ведь нет ничего в чистом виде, всегда какие-то примеси. Смотря какой деятельностью занимается человек. Если он для других старается – это похвально. А если только себе побольше урвать – это совсем другое. Мне кажется, что здесь для ответа примером можно взять монастырь, как образ христианского жития. В монастыре установлено: труд и молитва. Молитва не должна мешать труду, т.е. не быть такой длинной и утомительной, что человек после нее только спать может. И труд должен не мешать молитве, а то как бывает: ой, молиться некогда, сократите службу, цемент привезли! Все должно быть равномерно: труд и молитва. И у каждого, к тому же, свой склад: кто-то будет чуть больше трудиться, кто-то – больше молиться. Но, к сожалению, сейчас я вижу очень много бездеятельных людей, которые свою лень, инфантильность, боязнь что-то предпринять прикрывают якобы молитвенным благочестием. Вот, говорят, давайте акафисты почитаем… а ведь ничего не наладится! Иди, ищи работу, хорошо трудись, чтобы тобой дорожили, чтобы тебе давали премию. А акафисты – само собой, они не отменяются. К сожалению, людей, в основном, перевешивает в ту или иную сторону: либо работа – и человеку даже лба перекрестить некогда; либо молитва – когда он постоянно читает, молится, ходит на службы, зато у него дома хоть шаром покати, ни детям конфетки, ни родителей пожилых на отдых не отправить. Поэтому во всем нужно искать золотую середину.
— Давайте поговорим подробнее о внешних признаках, которые считаются признаками благочестия. На первом этапе вхождения в храм человек очень легко принимает все внешние приметы религиозности и считает, что это очень важно. Более того, он часто начинает открыто осуждать других, которые разговаривают, одеваются неправильно, на его взгляд, не так православно, как он. Что опасного в такой ситуации?
– Материальное всегда легче принять. Отрастить бороду и повязать платок легче, чем запретить себе осуждать, даже в помыслах. Я сейчас вижу многих священнослужителей и мирян, и мне нравится, и когда они носят длинные бороды и волосы, и когда современные стрижки и гладко бреются. Я думаю, что и то, и это хорошо, но ни в коем случае нельзя то или иное догматизировать. Ни догмата о платке, ни догмата о бороде у нас нет. Все это может меняться со временем. Да, действительно, мы читаем в Библии, что мужчина не должен носить женскую одежду, а женщина мужскую. Но какая была тогда мужская одежда? Длинные хитоны, как рясы у священника. Получается, сегодня каждый мирянин-мужчина нарушает библейский кодекс, потому что не ходит в длиннополой одежде, как ходили апостолы. Поэтому когда меня спрашивают: женская это одежда или мужская, – я отвечаю: пойдите в Дом моделей, купите журнал и посмотрите, чем мужские брюки отличаются от женских. Речь в этом библейском отрывке идет о том, что люди рядятся в одежду противоположного пола, подчиняясь греховным инстинктам нетрадиционных сексуальных отношений. И сегодня ясно, что если женщина придет в храм в настоящих мужских брюках, – то это будет странно. Но если женщина придет в женских брюках – что в этом странного? Это современная женская одежда. И про платок: как говорит Священное Писание, женщина должна носить покрывало на голове в знак смирения перед своим мужем. Но почему у нас десятилетние девочки в платках, как старушки, стоят, я не понимаю.
Внешние признаки воцерковленности должны присутствовать, но они не так уж сильно отличаются от нормативов вежливости. Когда человек идет на похороны, будет странно, если он наденет пляжный костюм. Так же и в театр вас не пустят в шортах. И потому неказисто выглядит, когда человек приходит в храм Божий – где он кается в грехах, молится, просит у Бога помощи и вразумления – в полупляжном одеянии. Это странно, даже не по церковным, а по светским правилам. Но если женщина приходит в храм в красивом строгом брючном женском костюме – что в этом плохого, когда сказано главное: «Сын Мой, отдай мне сердце твое» (). То есть Господь сердце наше просит, а не юбки и платки.
На Востоке не только мусульманском, но и христианском – войти в храм в обуви считается ненормальным. А у нас, представьте, если люди будут босиком в храме стоять, что им скажут. У восточных людей мужчина должен быть всегда с покрытой головой в храме. У нас, православных, – с открытой головой. Женщины востока всегда носили шаровары и, при этом, были очень религиозны. И так далее. Это все национальные, временные, традиционные нормы. Никакого они к подлинному христианству не имеют отношения. Единственное правило, что люди должны в храм одеваться так, чтобы не соблазнять друг друга. Приходит в храм новый человек – это же видно, что он новоначальный, – может быть, как-то себя угловато в храме ведет, может быть, слишком громко разговаривает. Так он впервые пришел, а ты-то уже в Церкви полжизни, почему ты его просто с любовью не примешь и не обучишь по-доброму? А все это выливается в скандалы, оскорбления и, в общем-то, теряет этих новых людей, потому что кто-то их обидел из-за пустяка. Кто-то не может простить зашедшему в храм человеку неправильную форму одежды, зато себе прощает осуждение и агрессию, которые просто запрещены в Евангелии.
— Если продолжать примеры внешних признаков религиозного человека, можно вспомнить особенный лексикон православных людей. «Спаси Господи» вместо «спасибо», «передай поклон» вместо «передай привет» и многое другое. С одной стороны, это очень хорошие выражения, с другой – тут тоже может начаться некий перегиб. Как вы считаете, должен ли человек менять что-то в своей речи, когда он становится христианином, или это неважно?
– Что-то должен, конечно, менять, но это нужно менять умно. Ведь суть неофитства в том, что человек всем пытается продемонстрировать, что он теперь другой – и в словах, и в одежде, и в поведении. Это тоже некая духовная патология. Ну, уверовал ты в Бога – и слава Господу, молодец. Что ты всем это демонстрируешь? Представьте, какой-нибудь известный артист, например, Басилашвили, ходит по Питеру и говорит всем: здравствуйте, я Басилашвили, не хотите у меня взять автограф? Ну что люди подумают? И так же видно, что ты Басилашвили, что тут еще можно демонстрировать? То же делает неофит. И так видно, что у него борода, крестик, четки на руку намотал, хоть и не монах, – что еще-то демонстрировать? Те, кто не с детства воспитывался в православных семьях, а пришел к вере в зрелом возрасте – обычно обязательно проходят этот период неофитства, который длится год, два или три. Такое состояние – как болезнь, оно потом проходит. Но у некоторых не заканчивается и всю жизнь.
Что такое «передать поклон»? Ведь еще сто лет назад это было нормальное явление, так все здоровались. И тогда фраза «передать поклон» была нормальной и в церковном, и в светском употреблении. Сейчас «привет» – тот же самый поклон. Но, конечно, передать привет митрополиту было бы странно. А когда друг другу – почему бы нет? Хоть приветы передавайте, хоть поклоны – главное, с любовью. «Спаси Господи» – тоже хорошее выражение, но почему «спасибо» нельзя сказать, когда это то же самое выражение «спаси Бог», только немножко редуцировано? Можно сказать «приятного аппетита», можно – «ангела за трапезой». Смотря где. Прийти в бар и сказать, подросткам, пьющим коктейли, «ангела за трапезой» – это вызовет ряд насмешек над тобой и над религией. Но если ты пришел в монастырь на братскую трапезу, там сказать по-французски «Bon appetit» тоже было бы странно. Просто нужно соизмерять, где говорить, что и кому. Ведь когда человек становится православным христианином – совершенно не отменяются ни нормы вежливости, ни нормы рассудительности.
— Хотелось бы еще разобраться с такой добродетелью как смирение. Часто православные смешивают это глубокое духовное понятие с… внешним видом человека. Тот же платок на голове женщины считается безусловным признаком смирения. Особенные манеры поведения: глаза долу, приглушенный голос – все это тоже как-то соотносится со смирением. Так что же такое смирение на самом деле? И может ли оно как-то внешне выражаться?
– Ошибка, прежде всего, состоит в том, что люди пытаются это все инсценировать. Смирение – это такое глубоко внутреннее состояние души, которое диктует тебе определенные поступки. Смирение настоящее проявляется, когда мы можем сделать что-то плохое другому, отомстить, унизить, упрекнуть, но по собственной воле отказываемся от этого деяния. Или когда пришла беда – и мы ее нормально, без ропота принимаем. Смирение – это жить в мире с Богом, с людьми, со своей совестью, с самим собой. Каждый спокойно, тихонечко живет – как мы просим в ектеньях: «да тихое и безмолвное житие проживем во всяком благочестии и чистоте».
О смирении можно говорить очень долго. Еще смирение проявляется в том, что человек должен верно давать себе оценку, т.е. видеть все свои многочисленные несовершенства и падения. Но чаще всего люди неправильно себя оценивают, поэтому и начинаются разного рода отклонения от нормы поведения.
Смирение – это очень высокая добродетель, до нее сразу не доберешься. Здесь платком и бородой делу не поможешь. Например, если ребенок хочет играть на скрипке – замечательно. Купили ему скрипку, ноты. Он взял в первый раз в руки скрипку – и что, сразу же сможет играть Чайковского? Да ему несколько лет только нужно учиться, как держать в руках инструмент, как находить нужные лады, как играть гаммы. До того как он сыграет полноценное произведение, пройдут годы. А в духовной жизни почему-то человек считает, что все достигается сразу. За месяц небритость превратилась в бороду, с платком еще проще… вот и все, теперь я уже смиренный религиозный человек. А нужно к этому по чуть-чуть приближаться. Иначе получается нелепая греховная инсценировка христианской добродетели. Хотя Господь все равно для каждого путь устраивает, многие из этих людей потом приходят в себя и видят свои ошибки. Но кто-то и всю жизнь продолжает инсценировать благочестие…
— А можно быть веселым и жизнерадостным и благочестивым одновременно?
– Почему нет? Священное Писание нам говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите:» (1-е Фессалоникийцам 5: 16-18). А когда постишься, не будь унылым, помажь главу свою, т.е. следи за собой, будь опрятным, приведи себя в порядок, будь добрым и радостным. Вообще, плохое настроение – это от уныния. У верующего человека должны всегда светиться глаза. Что касается смеха – опять же, смотря где, когда и что. Если это Страстная Пятница, а люди вдруг решили поехать на шашлыки, и у них там хохот – это очень странно. Но если у людей свадьба – почему бы не пошутить, не порадоваться? Шутить и смеяться, конечно, в меру, без богохульства, пошлости, злости. Я знаю, что даже и в монастыре, где хорошая внутренняя атмосфера, – очень часто и шутки бывают, и дружеский смех. Шутка и солдату на фронте помогала, как рассказывали ветераны войны.
— Как же не спутать показное и подлинное благочестие?
– Если у человека есть хороший опытный духовник – он его научит. Надо чтобы обязательно кто-то на человека смотрел со стороны, потому что самому порой многого не видно. Наши красивые православные девушки замотаются в платок, как схимницы, а когда им уже под 30, приходят к батюшке и жалуются, что замуж не выйти. Так ты оденься, чтоб видно было, что ты молодая девушка! А если ты себя обряжаешь, как пожилая монахиня, какое уж тут замужество. Был бы духовник – он бы подсказал в свое время. Поэтому самое главное, чтобы не запутаться, – нужен взгляд со стороны.
— Но часто жалуются на то, что духовников не хватает.
– На самом деле духовников очень много, любой священник может быть духовником. Как и любой врач, закончивший мединститут, может лечить людей. Другое дело, что гениальный из них не каждый, а один на тысячу. И духовники так же – высокодуховный, святой жизни старец тоже на тысячу может быть один. Но ведь зачем нам врач-гений, если у нас просто грипп. И билет на поезд мы покупаем не у министра транспорта, а у простой кассирши. Подсказать что-то человеку вполне может любой священник. Часто люди по своей гордыни ищут какого-то супердуховника.
— Так должно ли как-то внешне проявляться истинное благочестие или оно заметно только по делам человека?
– Как я сказал вначале, хорошо, когда благочестие проявляется и внутренне и внешне. И прежде всего, когда оно проявляется в поступках. Идет человек домой, на первом этаже живет одинокая бабушка. Занесет он ей подарочек перед Рождеством? Или просто спросит – может, вам деньги нужны? И даст денег. Вот это уже поступок.
Хочется еще сказать, что у меня с самого начала моего пути в Церкви и до сих пор какое-то неодолимое желание, чтобы наша вечная христианская вера, которая существует вне времени и вне пространства, для нас, для наших близких была приведена к современному пониманию и звучанию. Чтобы люди, которые еще не пришли к вере, глядя на нашу Церковь, не говорили: это все архаика. Я не за то, чтобы мы изменили догматы и каноны, архитектуру или песнопения. А за то, чтобы выражаться современными понятиями, доступными и близкими нашим соотечественникам, и мыслить современными категориями. Для мирян это распространяется и на одежду, и на стиль поведения. Мне кажется, смешно и безвкусно выглядит, когда человек в XXI веке ведет себя так, как будто он живет во времена Иоанна Грозного. Это дискредитация Церкви. Он не видит, как мимо него идут люди и показывают на него пальцем, говоря: «о, верующий!» с подтекстом «о, болящий». Поэтому такие псевдоблагочестивые люди ни себе, ни Церкви пользы не приносят. Внешнее выражение благочестия должно быть очень корректным. И самое главное благочестие – это когда тебя обидят, найди в себе силы, чтобы не отомстить, простить, пережить, благословить врага и успокоиться. Найди в себе силы быть неравнодушным к чужой беде. Найди в себе силы выслушать и понять другого человека, а не жить по принципу, что мнений существует только два: мое и неправильное.
Анна Ершова
(Интервью из «С.-Петербургского Церковного вестника», 2005 г.)
Благочестие
протоиерей Андрей Панков
Что такое благочестие?
– Благочестие – это широкое понятие. Если кратко сформулировать, это твердое и неуклонное следование заповедям Божиим и церковным уставам. Апостол Петр в 1-й главе своего II Cоборного Послания, рассуждая о благочестии, говорит, что вера рождает добродетель, добродетель рождает разумение, разумение рождает терпение, терпение рождает благочестие. Благочестие – это образ жизни, образ мыслей, внутреннее состояние человека, его мировоззрение, которое имеет внешнее выражение в поведении, одежде, оборотах речи, в тех словах, которые мы произносим.
Имеет ли благочестие что-то общее с честью?
– Слово «благочестие» – это калька с греческого языка (εὐσέβεια), оно означает «благая честь». В древности, в дохристианский период, было другое понимание чести человека: честь прежде всего выражалась правильным отношением к Богу, к родителям, к предкам. Именно религиозное восприятие чести называлось благочестием. Это несколько отличается от ныне общепринятого современного разумения слова «честь» как некоего болезненного отношения к оскорблениям. Это понятие более глубокое, религиозное, духовное.
То есть с честолюбием благочестие ничего общего не имеет?
– Опосредованно. У благочестия есть как внутренние выражения, так и внешние. К сожалению, бывает, что люди, не имея внутреннего благочестия, являют благочестие внешнее, руководствуясь честолюбивыми помыслами и стремясь получить в награду одобрение окружающих.
Тогда, может, стоит сравнить благочестие и праведность? Что у них общего и насколько это понятия одного уровня?
– С моей точки зрения, благочестие – это путь. Он не может быть коротким. А праведность – это финал пути. То есть можно утверждать, что благочестие есть путь, приводящий к праведности. Праведность – его плод. И чтобы достигнуть праведности, необходимо добродетелью стяжать благочестие. Но повторюсь, оно взращивается в душе человека постепенно и с великими трудами.
Честолюбие возможно в сочетании с мнимым благочестием. Соответственно, благочестие может быть без праведности?
– Благочестие может быть без праведности, поскольку оно – путь. Человек, не достигший праведности, но стремящийся к ней, может проводить жизнь достаточно благочестивую.
У нас почему-то под благочестием подразумеваются внешние атрибуты: манера поведения, стилистика речи. Но ведь фарисеи, распявшие Господа, по тем временам были образцом благочестия…
– Да, к сожалению, такое понимание присутствует в Церкви.
Благочестие как настрой, как внутреннее состояние человека иногда Промыслом Божиим подвергается тем или иным испытаниям. В жизни человека складывается такая ситуация, когда проще, безопаснее поступиться какими-то христианскими принципами, преступить заповедь. Именно в эти моменты, которые можно назвать кризисными, определяется, подлинно ли человек благочестив или это у него только наносное, внешнее. Легко казаться праведным, когда тебе ничего не угрожает. Но вот возникает ситуация, когда приходится чем-то жертвовать; именно в эти моменты проясняется, каков человек на самом деле, имеет ли он неуклонное стремление быть делателем заповедей Божиих. Без этого сказать что-то определенное о человеке затруднительно.
Благочестие у нас часто относят к выполнению разных предписаний, канонов, каких-то внешних вещей. Делание любви остается в стороне. Правильно ли это? Как можно это исправить?
– Безусловно, неправильно. Человек – это цельное существо, состоящее из души и тела. Правильно, когда внутреннее соответствует внешнему.
Это настоящая душевная драма, если внешность создается благочестивая, а внутри человек исполнен тех или иных страстей: ненависти, неприязни и тому подобного. Должно быть цельное внутреннее устроение: однажды человек уверовал в Господа, и это должно означать, что он будет неуклонно стремиться к исполнению заповедей Божиих, как выражению через это его любови ко Христу.
Казалось бы, что может быть естественнее: «Возлюби ближнего, как самого себя»? А когда ты пытаешься это исполнять, то понимаешь, насколько это непросто в реалиях нашей жизни. Апостол Петр говорит нам о благоразумии, то есть способности отличать добро от зла. И человек, вступивший на путь исполнения заповедей Божиих, понимает, что невозможно сразу научиться правильно жить, есть много препятствий даже внутри тебя самого, которые мешают этому. Чтобы стяжать плод добродетелей, требуется терпение. Терпением созидаются великие дела любви. Когда человек созидает свой внутренний мир, он стремится к подлинному благочестию, которое наипервейшее свое выражение обретает в любви, как главной заповеди Христа; без нее все внешнее теряет смысл и в Церкви, и в душе человека.
А правильное внутреннее устроение, безусловно, найдет внешнее выражение. Таковым может стать исполнение уставов церковных. Это так же очевидно, как то, что сосуд способен держать воду: разбей сосуд – вода разольется. Есть внутреннее и есть внешнее; должно быть правильное внутреннее духовное устроение, основанное на стремлении на деле исполнять заповеди Божии, и должно быть внешнее – послушание уставам церковным. Одно не должно противоречить другому, второе органично проистекает из первого. Такое положение вещей является нормой. И если это не так, это болезненный внутренний разлад, драма человека.
Я хотел бы предостеречь от коротких путей к благочестию. Порой человеку кажется, что если он воспринял ряд внешних атрибутов, уверовал в них, проникся ими, то он обрел право подходить с тем же мерилом к другим людям. Если они соответствуют – это благо, а если не соответствуют, то зло. Это подделка, короткий путь к благочестию, который на самом деле не таков. Благочестие – это довольно длительная внутренняя работа. К сожалению, люди, мерящие всех вокруг себя мерою своих благочестивых правил, страдают некой формой гордости, считая себя способными видеть внутренний мир других людей и судить их от имени Церкви. На самом деле это банальнейшая форма гордыни, ничего общего не имеющая с подлинным благочестием.
Вопросов по благочестию много, часто они касаются конкретных правил: соблюдать пост так или иначе, поститься в понедельник – благочестиво или неблагочестиво? Как возникают подобные «планки» благочестия?
– Есть общепринятые церковные традиции, связанные с внешним деланием, например Великий и Петров посты, молитвы утренние, вечерние, правила подготовки ко Причастию, Исповедь, посещение богослужений, чтение слова Божия – то, что не оспаривается никем. Но жизнь человека значительно шире. Возникает множество нюансов, которые вызывают различные недоумения и вопросы. Решение этих вопросов не очерчено строго церковным уставом и требует от нас духовного разумения. Самый безопасный путь – это молиться Господу о даровании духовника, чтобы с такими вопросами подходить к батюшке, которому доверяешь, и получать ответ. Это наиболее безопасный путь, ведь иногда человеку кажется, что он имеет духовный разум, а на самом деле он ублажает свою гордыню. Это трагедия, этого нужно избегать.
Вопрос телезрительницы Татьяны из г. Екатеринбурга: «Когда на Литургии диакон возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», это он о ком? Я, например, не чувствую себя благочестивой».
– Этот возглас в древних чинопоследованиях Литургий был обращен к императорам, правителям, которые присутствовали на богослужении. Но в ходе исторических изменений в христианском обществе этот возглас сейчас обращен ко всем молящимся в храме.
То, что мы не ощущаем себя благочестивыми, нормально. Хуже было бы, если бы мы чувствовали в себе великие духовные дарования; если они в нас и есть, благоразумнее было бы их скрыть. Господь часто укрывает наши дары даже от наших собственных глаз.
Церковь – это собрание святых, так об этом говорят апостолы. Стоя в храме, мы понимаем, что мы далеки от святости. Обращение к нам как к святым, как к благочестивым – это призыв, чтобы мы изменили свою жизнь, устремились к высокому благочестию, стали таковы, какими нас желает видеть Церковь на Божественной литургии.
Может ли благочестие входить в коллизию с любовью? Как, например, нередко бывает: человек недавно воцерковился, начал вести церковный образ жизни, а дома родные негативно реагируют на внешние ее проявления: молитву, пост. Как найти золотую середину между любовью и соблюдением правил?
– Приход человека в Церковь, обращение его ко Господу есть событие глубоко личное, оспаривать которое было бы равнозначно унижению и попранию свободы человека. Если человек избрал Господа – это его право, это его путь. Поэтому если домашние негативно реагируют на сам факт обращения человека ко Господу, то я думаю, что к этому нужно относиться с терпением, во всяком случае, не с агрессией.
Хуже бывает, когда человек, придя к вере, вдруг ощущает в себе некое «пророческое призвание», в ироничном смысле. Вместо того чтобы благовествовать Евангелие в семье в первую очередь своим примером, человек обращается к домашним с обличительными речами. Вся миссия его к этому сводится. В финале это приводит к глубочайшей неприязни и конфронтации внутри семьи. Это драматично, и так не должно быть.
Нужно понимать, что нельзя подталкивать человека в Церковь, к вере. Можно молиться за него, можно примером своих дел, проявлением участия, любви обращать домашних ко Господу, но в наименьшей степени это должно принимать форму обличительных пророческих воззваний.
Благочестие может противоречить любви? Иногда ведь можно ради любви какие-то благочестивые предписания отодвинуть?
– Безусловно. Любовь – высшая добродетель. Если все прочие добродетели совершаются ради чего-то, то любовь всегда бывает даром. Любовь, являясь высшим законом, иногда может отменять внешние предписания. Ради любви старцы оставляли пост, если к ним приходили гости. Ради любви можно пожертвовать внешними церковными предписаниями, чтобы оказать любовь ближнему, когда он в ней нуждается. Высшее отменяет низшее. Любовь, как главнейшая заповедь христианства, является безусловным приоритетом в жизни христианина. Любовь ведь нужно стяжать, это не то, что дается сразу. Это многолетний труд, связанный с научением себя жертвовать своими интересами ради тех, кого ты любишь. Жертвовать всегда трудно и мучительно. Часто мы склонны в отношении жертвы рассуждать следующим образом: я пожертвую вот настолько, и не больше. А ведь любовь не терпит этих границ, она простирается до бесконечности. Поэтому человек в своей жизни должен учиться любить, стремиться к этой добродетели. Безусловно, возможны внутренние конфликты, связанные с исполнением внешних предписаний. Но до того, пока человек не стяжал любовь, внешние предписания являются законом.
Всегда ли благочестие однообразно? То есть все ли благочестивые ведут себя одинаковым, раз и навсегда определенным образом?
– Человек, стремящийся ко Господу, который всем сердцем старается устроить свою жизнь так, как этого хочет Господь, распознает в ближнем сходный образ мыслей, хотя в деталях и конкретных проявлениях он может иметь другое выражение. Но если само внутреннее стремление ко Господу остается обязательным для всех, вне зависимости от возраста, места рождения, то внешние церковные предписания с течением времени изменяются. Если, скажем, в древности христианская жизнь была по своим правилам намного строже нынешней, то теперь в соответствии с нашими немощами все несколько проще. Образ благочестия претерпел некоторые изменения.
Вопрос от телезрительницы Ольги: «Как избавиться от злопамятства, когда плохие воспоминания о близком человеке не дают покоя?»
– Это очень распространенная ситуация. В нашей жизни нередко бывает так, что мы терпим незаслуженные обиды от наших ближних (бывает, что и заслуженные, но и это все равно больно). Очень тяжело избавиться от болезненных мыслей, ведь это все равно душевная травма, которая долго беспокоит человека.
Чтобы уврачевать это, необходимо поступать в соответствии с наставлением . Он предлагал молиться об обидчике: «Помяни, Господи, во Царствии Твоем раба Божия… , и по его святым молитвам прости мне мои прегрешения». Это молитва смирения. Молиться ею трудно. Но если человек прилагает к тому усилия и смиряет себя, Господь дарует ему великую благодать в сердце. А когда благодать приходит, прощать легко. Все эти обиды, травмы затягиваются очень быстро. Когда приходит благодать, человек становится щедрым, у него становится широкая душа. Ему нетрудно забыть то или иное оскорбление.
Вопрос от телезрителя: «Не лицемерие ли, если священнослужитель в храме носит богослужебную одежду, а за его пределами одевает светскую, мирскую одежду?»
– Важен мотив. Если это связано с желанием найти компромисс с миром, то, безусловно, это грех. А возможно, это имеет иное основание в неких реалиях нашего времени. Здесь необходимо еще раз вспомнить те вещи, о которых мы говорили в начале, рассуждая о подлинном и ложном благочестии. Дело в том, что, будучи христианином, и в частности – священнослужителем, невозможно найти некий удобный компромисс с миром, христианство и мир – это две противоборствующие стороны. Невозможно подружиться с тем и с другим. Поэтому в данном случае нужно смотреть на внутреннее устроение человека. Если он в храме священнослужитель, а вне храма – светский человек, безусловно, это неправильно.
Здесь, наверное, еще поднимается вопрос разных традиций благочестия в разной местности: в Петербурге практически все духовенство вне храма ходит в светской одежде, а в южных регионах страны – нет.
– Действительно, в Санкт-Петербургской епархии это так. У меня нет оснований считать, что этот факт выражает внутреннее лицемерие поголовно всех священнослужителей, которые здесь служат.
Если Церкви раскалываются по причине греховности, какое значение имеет в расколе образ благочестия, то есть та или иная манера внешнего поведения? В расколе 1054 года как раз имели большое значение, к примеру, ношение бороды, неношение бороды и прочие формальные вещи.
– Христианство распространилось на огромных территориях. Большинство народов восприняли Христа. Внешнее выражение благочестия, безусловно, может отличаться в различных регионах, и это нормально, когда народ служит Господу в некотором соответствии со своими местными обычаями, которые не противоречат Евангельскому духу. Мне легко принять, когда в одном народе внешнее выражение молитвы может иметь форму танца, а у нас это неприемлемо и не допускается. Одни православные народы считают благочестивым скрывать свои эмоции во время молитвы, а у других, например в наших южных краях, считается добродетелью их проявлять. Я слышал проповеди греческих священников; они значительно более эмоциональны, нежели наши. И то и другое считается благочестием, и это нормально, мы ведь разные. Это не может быть препятствием в общении. Главный фактор, объединяющий христиан, – это внутренняя устремленность к исполнению заповедей Христовых, первейшая из которых любовь. Люди, рожденные в разных эпохах и выросшие в разных культурах, безусловно способны понимать друг друга. Главным фактором раскола, как уже говорилось, становится властолюбие, которое свидетельствует об отсутствии подлинного благочестия, несмотря на наличие всей его внешней атрибутики. Это глубочайшая драма, которая до сих пор переживается Церковью.
Кто должен быть образцом благочестия для мирян? Должны ли они подражать, например, духовенству?
– Безусловно, духовенство должно быть образцом благочестия для мирян.
А если говорить о делении на белое духовенство и монашествующих?
– Монах, как человек, принявший в своей жизни серьезное решение об отречении от мира, безусловно, будет достойным примером. Не каждому это под силу.
Лично я всегда отношусь с глубоким уважением к людям, которые сочли для себя возможным отречься от мира ради Господа. Безусловно, монашеское делание по высоте своего служения, по тем возможностям, которые оно предоставляет человеку, это очень высокий образ жизни. Но это некое общее утверждение. Дело в том, что в деталях все бывает по-разному. И простой священник тоже должен быть образцом благочестия для мирян. Таково безусловное правило.
По этому поводу мне вспоминается такая благочестивая история. Один епископ часто путешествовал по северным монастырям, собирая древние церковные распевы. Однажды в одной из обителей он встретил епископа, пребывающего там на покое, который обладал незаурядными музыкальными данными и пел вместе с братией на хорах. В один из моментов богослужения, когда читалась кафизма, братия села, и только Владыка стоял. Тогда рассказчик, подойдя к старенькому епископу, сказал: «Владыка, сейчас кафизма, можно сидеть». И Владыка ему на ухо тихонько ответил: «Если я сяду, они лягут». Поэтому если батюшка не пример благочестия для мирян, это драма, – духовенство должно быть образцом.
Часто люди, которые начинают вести благочестивый образ жизни, стремятся себя ограничивать в получении информации. Большой пласт культуры оказывается за рамками благочестия. Как быть с этим?
– Общим правилом, которое избавляет человека от множества ошибок, становится наличие духовника – опытного священника, который направит тебя и предостережет от ложных шагов, неправильного образа мыслей. И вообще, духовник – это возможность оценить свою жизнь, свои отношения с Богом с помощью стороннего взгляда: со стороны некоторые вещи видны лучше, чем изнутри.
Когда человек вступает на путь веры, первые ростки духовности у него очень слабы. Чтобы они пустили корни, на первых порах нужно обезопасить себя от некоторых источников информации, могущих, как сорняки, заглушить благое семя, которое Господь всеял в человека. Но со временем по мере духовного взросления он приобретает навык различения добра и зла, и когда он достигает некоторой духовной зрелости, то может лучше оценивать информацию, скажем, произведения культуры, поэзии, живописи. Он видит, что в этом соответствует заповеди Божией о любви, а что ей противоречит, и, соответственно, к одному стремится, а от другого отказывается. Я думаю, это некий процесс внутреннего возрастания в вере, на начальных этапах требующий самоограничения, а в дальнейшем допускающий расширение своего кругозора на основании способности определять, что есть добро, а что зло.
Какой вопрос должен себе задать каждый человек, каждый христианин на пути правильного устроения своего благочестия?
– Задать вопрос, куда направлена его жизнь. Направлена ли она ко Господу и хочет ли он устроить ее таким образом, чтобы она была угодна Христу? Готов ли он претерпеть различные ограничения, лишения и труды для того, чтобы исполнить заповедь Божию по отношению к Богу и ближнему? Я думаю, что честный ответ на этот вопрос определяет, благочестива ли жизнь человека или она пока еще далека от благочестия.
Расшифровка:
Наталья Маслова
Благочестие (Благочестивость) как качество личности – способность иметь большой запас добрых дел, которые принесли реальную пользу людям; соизмерять свои поступки с Богом, жить в строгом соответствии с Божьими заповедями.
Одной старушке духовный наставник сказал, что на ее личном счету накопилось много благочестия. Поэтому Силы Мироздания выполнят любые ее три желания. В первую ночь она перед сном бормочет: — Высшие Силы, сделайте так, чтобы я жила в приличном доме. Утром просыпается во дворце. На вторую ночь она говорит: — Высшие Силы, сделайте меня молодой красивой девушкой! Утром себя не узнает: писаная красавица. И к вечеру бабулька ощутила в организме известное томление. И говорит: — Высшие Силы, превратите моего кота в цветущего мужчину! И — о чудо!.. Просыпается, а возле кровати стоит красавец – мужчина и нежно, но с укором, говорит: — Видно на мне кончился запас твоего благочестия. — Почему? – спрашивает дивная красавица, истомленная негой. – А зачем ты меня кастрировала?
Благочестие – это текущий счет в Небесном банке, в приход которого зачисляются добрые дела человека. Расходуется счет на нужды человека. Чем больше «денег», то есть добрых дел на счету, тем больше можно удовлетворить свои потребности. К примеру, к человеку приходит материальное благополучие, финансовая независимость. Небесный банк наделяет его отменным здоровьем, финансирует семейное счастье, сопутствует удаче.
Что такое удачливость? Это — возможность получать какие-то блага за своё ранее накопленное благочестие, проявленное добро и заботливость о людях. Фаворитами удачи становятся те, кто посеял ранее добро. Человек посеяв добро в одном месте, получает удачу в другом месте. Так действуют законы Мироздания, в частности закон Справедливости. Не зря люди говорят: «От добра добра не ищут». Во-первых, добро бескорыстно, иначе это не добро, а коммерческая сделка в режиме «ты мне – я тебе», а, во-вторых, добро делаешь в одном месте, а бумеранг добра возвращается к тебе в непредсказуемом месте. Учитель учит детей в классе, а получает деньги в кассе. Люди платят за газ и электричество в одном месте, а получают газ из кухонной плиты, электроэнергию из электрических розеток.
Иными словами, удача, зачастую, находит человека не там, где он сотворил добро. Она может проявиться в самых причудливых и неожиданных формах. Главное, что удача – это результат проявленной доброты, накопленного благочестия. Люди обычно воспринимают удачу, как разновидность халявы, как что-то само по себе свалившееся на голову. В мире ничего случайного не бывает. На шару ничего не падает. Сначала авансируй в людей любовь, доброту, уважительность, заботливость, то есть накопи средства на счету благочестия, и, лишь потом, можешь рассчитывать на удачу.
Один благочестивый человек мечтал выиграть в лотерею. Каждый день он приходил в храм, вставал на колени и просил Бога: — Господи, помоги мне выиграть в лотерею! Прошел месяц, второй… Однажды человек, как обычно, пришел в храм, встал на колени и стал молиться: — Господи, ну дай же мне выиграть в лотерею! Ведь другие выигрывают. Священнослужитель не выдержал, встал на колени и тоже обратился к Богу: Господи, помоги ему, он такой благочестивый человек! Вдруг над его головой раздался голос Всевышнего: — Да, я только за, но пусть он, наконец, купит лотерейный билет.
Когда запас добрых дел на текущем счету заканчивается, жизнь не идет к человеку навстречу, для него наступает черная полоса, которая длится, пока он не пополнит счет благочестия. Бывает, человек, находящийся под властью энергии невежества, имеет большие запасы благочестия, которые он накопил ранее, может быть, в прошлой жизни. Надо, кстати, отметить, что остаток на счете благочестия переходит в следующую жизнь. Человек, умирая, не может забрать с собой в будущую жизнь деньги, материальные блага. Пришел голый и уходит голый. Но остаток на счету благочестия – переходящий из жизни в жизнь. Человек, например, получает удачное рождение в хорошей семье, в благополучной стране.
Поэтому запас благочестия могут иметь совершенно разные люди. В прошлой жизни он был, как мать Тереза, а сейчас – грабитель банков, жадный олигарх, коррупционер. Ограбил банк, и всё сошло с рук. Ограбил еще несколько раз, и всё в ажуре. И у человека складывается иллюзия о своей безнаказанности, неимоверном везении, что он заговоренный. Наконец, запас благочестия кончился и попался.
Преступники, бывает, живут в алгоритме «украл – выпил – в тюрьму». Стадия «выпил» может продолжаться довольно долго. Она зависит от запасов благочестия. А, бывает, и такой режим – «украл – в тюрьму». Запасов благочестия нет, поэтому сразу в тюрьму. Словом, если благочестия на счету не осталось, жизнь заставляет человека задуматься, как правильно жить, как выйти из кризиса. Дальше подличать, распутничать, совершать преступления или встать на путь добра. Встав на путь добра, человек вновь может рассчитывать на успех. Встав на путь зла при нулевом счете благочестия, он загоняет себя в «красное» сальдо, и жизнь его превращается в одно сплошное страдание.
Человек должен задавать себе вопросы: — Я хочу иметь дом, шикарную машину, яхту. А имею ли я на это право? Оправдано и справедливо ли мое желание стать миллионером? Хочешь иметь много денег, позаботься о силе благочестия. Если оно не пришло из прошлых жизней «по наследству», так делай всё возможное в этой жизни. Добро никогда не уходит в пустоту. Твори добро и тогда твоя мечта стать миллионером может стать явью.
Как определить своё благочестие, перешедшее из прошлых жизней? Если, к примеру, человек родился в бедной семье или в семье, где скандалы, пьянство и драки – обычное дело, значит, у него проблемы с запасами благочестия. Поэтому нужно сконцентрироваться на добре, совершать только благочестивые поступки, то есть зарабатывать себе банк благочестия здесь и сейчас.
За счет каких добрых дел пополняется счет благочестия? Прежде всего, за счет помощи другим людям и живым существам. Сострадательный человек не просто горестно вздыхает около страдальца, а старается ему оказать реальную, разумную помощь. Помогая другим, мы становимся благочестивыми и, тем самым, привлекаем успех и удачу в собственную жизнь.
Весомые поступления на текущий счет благочестия идут за счет распространения истинных знаний, правдивой информации. Человек, распространяющий какую-то информацию, какое-то знание, становится близким миллионам людей. Он может изменить их жизнь, если люди поверят ему. Поэтому ответственность за распространение информации – огромная. Журнашлюшки, грантоеды думают, что, распространяя ложную информацию, они никак не пострадают. Глубоко заблуждаются. Каждая придуманная ими ложь, клевета резко уменьшает их счет благочестия. В следующей жизни такие люди рождаются слепыми.
Благочестие увеличивается за счет помощи родителям, учителям и вообще старшим людям. Существенные поступления на счет благочестия идут за счет благотворительности, гостеприимства, чистоплотности, словом, за счет четкого следования Божьим заповедям.
Благочестивый человек каждый свой поступок соизмеряет с Богом. Он живет так, как будто Бог ежесекундно наблюдает за ним. Прежде чем что-то сделать, он автоматически думает, как поступил бы в данной ситуации Бог. Поэтому благочестивый человек – это порядочный человек. Что такое порядочность? Это – способность следовать моральным нормам Божественных заповедей, требованиям законов Мироздания; неспособность на низкие поступки, на неэтичность к соперникам в трудной для них ситуации. Порядочный человек – это тот, кто научился на Земле быть Богом.
Иными словами, благочестивый человек ходит пред Богом. Каждое свое слово, каждый поступок или отсутствие поступка он соизмеряет с Богом, т.е. всегда думает: а как на это посмотрит Бог? При таком подходе у человека появляется устойчивый навык благочестивой жизни.
Петр Ковалев 2014 год
(по Платону, архиепископу Костромскому)
Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Как только пробудишься, тотчас обрати свою мысль к Богу и, осенив себя крестным знамением, поблагодари Его за прошедшую ночь и за все Его милости к тебе. Попроси Его руководить твоими мыслями, чувствами и желаниями, чтобы все, что ты будешь говорить и делать, было угодно Ему.
Одеваясь, помни о присутствии Господа и Ангела-Хранителя. Проси Господа Иисуса Христа облечь тебя в ризу спасения.
Умывшись, приступи к утренней молитве. Преклонив колена, сосредоточенно, благоговейно и со смирением молись, как должно перед взором Всемогущего. Проси у Него веры, надежды и любви, а также сил спокойно принять все, что принесет тебе наступающий день – всякие трудности и неприятности. Проси, чтобы благословил твои труды и чтобы помог тебе совершить именно такое-то дело и избежать именно такого-то греха.
Если можешь, прочти что-нибудь из Библии, преимущественно из Нового Завета или Псалмов. Читай с намерением получить духовное озарение, склоняя свое сердце к умилению. Прочитав немного, размысли об этом, потом читай далее, внимая тому, что Господь внушает твоему сердцу.
Старайся хоть четверть часа посвящать духовным размышлениям об истинах веры и о том, что прочел душеполезного.
Всегда благодари Господа за то, что не дал тебе погибнуть в грехах, но заботится о тебе и всячески ведет к Царству Небесному.
Каждое утро настраивай себя так, будто только сейчас ты решил стать христианином и жить по заповедям Божиим.
Приступая к своим обязанностям, стремись все делать во славу Божию. Ни одного дела не начинай без молитвы, ибо то, что мы делаем без молитвы, оказывается потом или напрасным или вредным. Истинны слова Господни: “Без Меня не можете делать ничего.”
Подражай Спасителю, Который трудился, помогая Иосифу и Своей пречистой Матери. Среди трудов благодушествуй, надеясь на помощь Господа. Хорошо постоянно повторять молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. ”
Если твои труды совершаются успешно, то благодари Господа; если же неуспешно, то предай себя Его воле, ибо Он заботится о нас и все направляет к лучшему. Все трудное принимай, как епитимью за грехи – в духе послушания и смирения.
Перед едой помолись, чтобы Бог благословил пищу и питье, а после еды поблагодари Его и попроси не лишить тебя духовных благ. Хорошо вставать из-за стола несколько голодным. Во всем избегай излишества. По средам и пятницам постись по примеру древних христиан.
Не будь жадным: имея пищу и одежду, будь доволен этим, подражая Иисусу Христу, обнищавшему ради нас.
Старайся во всем угождать Господу Богу, чтобы совесть твоя ни в чем не укоряла тебя. Тщательно бодрствуй над своими чувствами, мыслями и сердечными движениями, помня, что Бог везде видит тебя.
Избегай даже самых малых грехов, чтобы не впасть в большие. Всякий помысел, удаляющий от тебя Господа, особенно нечистый помысел, немедленно изгоняй из сердца, как искру огня, попавшую на одежду. Если хочешь, чтобы тебя не тревожили худые помыслы, то со смирением принимай унижения от людей.
Не говори лишнего, помня, что за каждое слово мы дадим отчет Богу. Лучше слушать, чем говорить, ибо при многословии не избежать греха. Не любопытствуй о новостях, они развлекают дух. Никого не осуждай, но считай себя хуже всех. Кто осуждает другого, тот его грехи возлагает на себя. Лучше поскорби о согрешающем и помолись, чтобы Бог Своими путями исправил его. Если кто не слушается тебя, не вступай с ним в прения. Но если его поступок соблазняет других, тогда прими нужные меры, потому что общее благо важнее частного.
Никогда не спорь и не оправдывайся. Будь кроток, тих и смирен; все терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, превышающего твои силы. Он же и поможет тебе нести крест.
Проси у Господа благодать исполнять как можно лучше Его святейшие заповеди, хотя бы они и казались трудными. Сделав доброе дело, не ожидай благодарности, но искушения, ибо любовь к Богу испытывается препятствиями. Не думай приобрести какую-нибудь добродетель без скорби. Среди искушений не отчаивайся, а обращайся к Богу краткими молитвами: “Господи, помоги … вразуми … не оставь … защити …” Господь попускает испытания, но Он же и дает силы преодолеть их.
Проси Бога, чтобы Он отнял у тебя все, питающее твое самолюбие – хотя бы это было и горько. Избегай суровости, мрачности, придирчивости, мнительности, подозрительности, лицемерия, соперничества. Со всеми будь искренен и прост в обращении. Со смирением принимай наставления от других, хотя бы ты был и умнее и опытнее.
Чего не хочешь себе, того не делай другому, а делай им то, чего желаешь себе. Если кто посетит тебя, будь с ним ласков, скромен, благоразумен, а иногда, смотря по обстоятельствам, – слеп и глух.
Во время расслабления или охлаждения не оставляй обычной молитвы и установленных добрых занятий. Все, что ты делаешь во имя Господа Иисуса, даже малое и несовершенное, становится делом благочестия.
Если желаешь обрести мир, то всего себя предай Богу. До тех пор ты не обретешь душевный мир, пока не успокоишься в Боге, любя лишь Его единого.
Время от времени уединяйся по примеру Иисуса – для молитвы и богомыслия. Размышляй о бесконечной любви Господа Иисуса Христа, о Его страданиях и смерти, о Его вокресении, о втором пришествии и страшном суде …
Как можно чаще ходи в храм. Почаще исповедуйся и причащайся Святых Таин. Поступая так, будешь пребывать в Боге, а это – величайшее благо. На исповеди откровенно и с сокрушением кайся во всем, ибо нераскаянный грех ведет к смерти.
Воскресные дни посвящай делам милосердия и любви, например: посещению больного, утешению скорбящего, спасению заблудившегося. Если кто поможет погибающему обратиться к Богу, тому будет великая награда и в этом и в будущем веке. Поощряй знакомых читать духовную литературу и участвовать в духовных беседах.
Господь Иисус Христос да будет твоим учителем во всем. Постоянно обращайся к Нему своим мысленным взором, спрашивай себя, как бы в данном случае поступил Он.
Перед сном искренне и тепло помолись, испытывай себя, в чем ты согрешил в течение дня. Надо всегда понуждать себя каяться с болью в сердце и со слезами, чтобы не повторять прежние грехи. Ложась, перекрестись, поцелуй крест и поручи себя Господу Богу – твоему Доброму Пастырю, размышляя, что, может быть, в эту ночь тебе придется предстать перед Ним.
Помни о любви Господа к тебе и сам люби Его всем сердцем, душой и разумом твоим.
Поступая так, ты достигнешь блаженной жизни в Царстве вечного света.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой. Аминь.
Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Без особенной причины не спи более семи часов. Как скоро пробудишься от сна, тотчас вознеси мысль свою к Богу и сделай на себе с благоговением крестное знамение, помышляя о Распятом Господе Иисусе Христе, Который для нашего спасения умер на кресте.
* * *
Немедленно встань с постели, оденься и не позволяй себе долго нежиться на мягкой постели и оставаться неодетым.
* * *
Одеваясь, помни, что ты находишься в присутствии Господа Бога и ангела хранителя, и вспоминай о падении Адама, который грехом лишил себя одежды невинности и смиренно проси у Господа Иисуса благодати облечься в Него и так мыслить, чувствовать, говорить и делать, как Он Сам и мыслил, и чувствовал, и говорил, и делал.
* * *
Потом немедленно начни молитвы утренние; преклонив колена, молись тихо, внимательно, благоговейно и с глубочайшим смирением, как должно пред взором Всемогущего; испрашивай у Него веры, надежды и любви и благословения к занятиям того дня; проси себе сил к благодушному принятию всего того, что Ему будет благоугодно в тот день послать или попустить, к перенесению всех тягостей, трудностей, бедствий, смущений, напастей, скорбей и болезней души и тела, с твердостью и спокойствием и с любовью к Иисусу Христу.
Приими твердое намерение все делать для Господа Бога, все принимать от Отеческих рук Его и особенную решимость делать именно такое-то доброе или избегать именно такого-то зла; приноси всего себя в живую жертву Богу, размышляй так: может быть, этот день есть последний день моей жизни,- и все так делай, как бы ты хотел делать, готовясь предстать теперь же на суд Божий.
* * *
Благодари Господа Бога за сохранение тебя в предшествующую ночь, и что ты еще жив и не умер во грехах. Сколько людей смерть в прошедшую ночь представила пред Страшное судилище Господа!
* * *
Также возблагодари Бога, что еще есть для тебя время благодати и милосердия и что есть еще время и средства для покаяния и приобретения Неба.
* * *
Каждое утро думай о себе, что только теперь начинаешь и хочешь быть христианином, а прошедшее время напрасно погибло.
* * *
Хотя четверть часа каждое утро посвящай на краткое размышление об истинах веры, особенно о непостижимом Таинстве воплощения Сына Божия, о втором пришествии Его, Страшном суде, муке и рае.
* * *
После молитвы и размышления, если позволяет время, почитай какую-нибудь книгу духовную, например, святителя Димитрия Ростовского “Алфавит Духовный” и святителя Тихона Задонского “Сокровище от мира собираемое”. И читай до тех пор, пока сердце твое придет в умиление. Довольно подумав об одном месте, читай далее и внимай тщательно тому, что Господь говорит твоему сердцу.
* * *
После сего займись делами твоими, и все занятия твои и дела твои да будут во славу Божию. Помни, что Бог везде видит тебя, зрит все действия, занятия, чувствования, помышления и желания твои и щедро воздает тебе за все добрые дела. Не начинай ни одного дела, не помолясь Господу Богу, ибо то, что мы делаем или говорим без молитвы, после оказывается или погрешительным, или вредным и обличает нас чрез дела неведомым для нас образом. Сам Господь сказал: без Меня не можете творити ничесоже.
* * *
Среди трудов твоих будь всегда весел и покоен, успех оных поручай благословению Господа и довольствуйся тем, что ты сделал свое дело.
* * *
Исполняй все тяжкое для тебя, как епитимью за грехи твои – в духе послушания и смирения; в продолжении трудов произноси краткие молитвы, особенно молитву Иисусову, и представляй себе Иисуса, Который в поте лица Своего ел хлеб Свой, трудясь с Иосифом.
* * *
Если твои труды совершаются успешно по желанию сердца твоего, то благодари Господа Бога; если же неуспешно, то помни, что и это Бог попускает, а Бог делает все хорошо.
* * *
Если же остается время пред обедом, то рассмотри, как ты исполнил то, на что решился поутру, или во время благочестивого чтения, или во время размышления.
* * *
Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя; никогда не оставляй молитвы пред обедом и во время его представляй, что Иисус обедает с тобою; удели от своего стола и нищим. После стола считай себя как бы одним из тех, которых в числе пяти тысяч напитал чудесно Иисус Христос; и возблагодари Его от сердца и моли, чтобы Он не лишил тебя небесной пищи – Слова Своего и Святых Тела и Крови Христовых.
* * *
Если желаешь жизни мирной, то предай себя Богу. До тех пор ты не найдешь душевного мира, пока не успокоишься в Едином Боге, любя Его Единого. Всегда и во всем поминай Господа Бога и святую любовь Его к нам, грешным. Во всем старайся исполнять волю Божию и угождать только Единому Богу.
* * *
Не делай ничего против заповедей Божиих, не домогайся, не ищи ничего, кроме Бога, делай и терпи все для Бога.
* * *
Не заботься, о том, чтобы уважали и любили тебя люди мира сего, но о том, чтобы угодить Господу Богу, и чтобы совесть твоя не обличала тебя во грехах. Если же хочешь непрестанно помнить о Боге, то скорби и несчастия переноси, как справедливо тебя постигающие.
* * *
Бодрствуй тщательно над самим собой, над чувствами, помышлениями, движениями сердца и страстями; ничего не помышляй маловажным, когда дело идет о твоем спасении вечном. Во время памятования о Боге умножай молитвы твои, чтобы Господь помянул тебя тогда, когда забудешь о Нем. Во всем да будет учителем твоим Господь Иисус Христос, на Которого взирая оком ума своего, спрашивай самого себя чаще: что в этом случае помыслил бы, сказал и сделал Иисус Христос?
* * *
Приучись во всем, что ни видишь, представлять что-нибудь доброе.
* * *
Будь кроток, тих, смирен, молчи и терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, которого ты не можешь понести; Он Сам поможет тебе нести крест. Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души. Проси у Господа Бога благодати исполнять, как можно лучше, Его святейшие заповеди, хотя бы они казались тебе весьма трудными.
* * *
Исполнив какую-либо заповедь Божию, ожидай искушения, ибо любовь ко Христу испытывается через преодоление препятствий.
* * *
И на малое время не оставайся в праздности, а пребудь всегда в трудах и занятиях. Ибо нетрудящийся недостоин имени человека и непременно погибнет. Уединяйся по примеру Иисуса Христа, Который, удаляясь от прочих людей, молился Отцу Небесному.
* * *
Во время тягости душевной или охлаждения к молитве и ко всем благочестивым занятиям, не оставляй дел благочестия, – так и Господь Иисус Христос трижды молился, когда душа Его была прискорбна даже до смерти.
* * *
Делай все во имя Иисуса, и таким образом всякое дело твое будет делом благочестия.
* * *
Более слушай, нежели говори: во многоглаголании не спасешься от греха. Испрашивай для себя у Господа благодати благовременно и молчать, и говорить, и полагай хранение устам твоим, чтобы не согрешить языком, и заграждай слух, чтобы не услышать противного Господу Богу. Не любопытствуй о новостях: они развлекают дух; с охотою рассуждай о добрых предметах. Убегай даже самых малых грехов, ибо неудаляющийся от малых непременно впадет в большие и тяжкие.
* * *
Если хочешь, чтобы не тревожили тебя злые помыслы, то со смирением принимай уничижение души и скорбь телесную, не отчасти, но во всякое время, во всяком месте и во всяком деле.
* * *
Всякий помысл, удаляющий тебя от Господа, особенно скверный, плотской помысл, изгоняй из сердца как можно скорее, как сбрасываешь с одежды и одну искру, попавшую на нее. Когда приходит такой помысл, то молись крепко: “Господи, помилуй”, “Господи, помоги мне”, “Господи, не оставь меня, избавь от искушений” или иначе как. Но среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению, Тот даст и силы к победе. Будь спокоен духом, уповай на Бога; если Бог за тебя, то кто против тебя?
* * *
Испрашивай у Бога, чтобы Он отнял все, что питает твое самолюбие, хотя бы это лишение для тебя было самое горькое. Желай жить для Него Одного и умереть и всецело принадлежать Ему.
* * *
Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, то разумей, что это послано от Бога к славе твоей, и, таким образом, в бесчестии будешь без печали и смущения, и в славе, когда она придет, будешь верен и избежишь осуждения.
* * *
Если имеешь пищу и одежду, то сим будь доволен по примеру Иисуса, нас ради обнищавшего.
* * *
Никогда не спорь и слишком много не защищай себя и не извиняй; ничего не говори против начальников или ближних без нужды или обязанности. Будь искренен и прост сердцем; с любовью принимай наставления, увещевания и обличения от других, хотя бы ты был и очень мудр.
* * *
Не будь ненавистником, завистливым, безмерно строгим в слове и делах. Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай другим.
* * *
Если кто посетит тебя, то возвысь сердце твое к Господу и моли Его даровать тебе дух кроткий, смиренный, собранный, будь ласков, скромен, осторожен, благоразумен, слеп и глух, смотря по обстоятельствам. Помышляй, что Иисус находится среди тех, с которыми ты находишься и беседуешь. Слова твои растворяй солью премудрости, твердо помни, что время кратко и что человек должен дать отчет во всяком бесполезном слове; разговору назначай определенную цель и старайся направлять его к спасению души. Когда же кому принесешь пользу словами твоими, то признай в этом благодать Божию.
* * *
Когда ты находишься наедине с собою, то испытай себя, не сделался ли ты менее добр, нежели как был прежде, не впал ли в какие грехи, которые прежде не делал? Если согрешишь, то немедленно проси прощения у Бога со смирением, сокрушением и упованием на Его благость и поспеши принесть покаяние пред отцом духовным; ибо всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором, если и святой помолится за другого, не будет услышан. Притом, если не будешь сокрушаться о грехе, сделанном тобою, то опять в него скоро впадешь.
* * *
Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет ли или не будет тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобой.
* * *
Если кто с одного слова не окажется послушным, того не побуждай чрез прение, сам воспользуйся благом, которое он потерял. Ибо незлобие принесет тебе великую пользу. Но когда вред одного распространяется на многих, то не терпи его, ищи пользы не своей, а многих. Общее благо важнее частного.
* * *
Во время ужина вспоминай о последней вечери Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он удостоил тебя вечери небесной. Прежде, нежели ляжешь спать, испытай свою совесть, проси света к познанию грехов твоих, размышляй о них, проси прощения в них, обещая исправление, определив ясно точно, в чем именно и как ты думаешь исправить себя. Потом предай себя Богу, как будто тебе должно в сию ночь явиться пред Ним, поручай себя Божией Матери, Ангелу Хранителю, Святому, которого имя носишь. Представляй постель как бы гробом твоим и одеяло как бы саваном.
* * *
Сделав крестное знамение и облобызав крест, который на себе носишь, усни под защитою Пастыря Израилева, Иже храняй не воздремлет, ниже уснет.
* * *
Если не можешь спать или бодрствуешь во время ночи, то вспоминай слово: среди полунощи быстъ вопль: се Жених грядет, или вспоминай о той последней ночи, в которую Иисус молился Отцу до кровавого пота; молись за находящихся ночью в тяжких болезнях и смертном томлении, за страждущих и усопших, и моли Господа, да не покроет тебя вечная тьма.
* * *
Во время болезни, прежде всего, возложи упование твое на Бога и частым воспоминанием и размышлением о страдании и смерти Иисуса Христа занимай себя, чтобы более и более укреплялось твое сердце.
* * *
Непрестанно твори какие-либо молитвы, какие знаешь и можешь; проси у Господа прощения во грехах и терпения во время болезни. Всячески воздерживайся от ропота и раздражительности, так обыкновенных во время болезни. Если Господь Иисус Христос претерпел ради нашего спасения самые тяжкие страдания и болезни, а мы что сделали или потерпели ради нашего спасения?
* * *
Как можно чаще ходи в храм к Божественной службе, особенно старайся как можно чаще быть во время литургии.
* * *
Но воскресные и праздничные дни непременно посвящай делам благочестия; всегда, когда находишься в храме, представляй, что ты находишься в присутствии Бога, ангелов и всех святых, остальное время дня после литургии посвящая на благочестивое чтение и другие дела благочестия и любви.
* * *
День рождения твоего особенно посвящай делам благочестия.
* * *
Каждый год и каждый месяц делай строгое испытание своей совести.
* * *
Исповедуйся и приобщайся Святых Тайн как можно чаще. К приобщению Святых Тайн приступай всегда с истинным гладом и истинною жаждою души, с сокрушением сердца, с благоговением, смирением, верою, упованием, любовью.
* * *
Как можно чаще размышляй о страданиях и смерти Иисуса Христа, умоляя Его ризою заслуг Своих покрыть все грехи твои и принять тебя в Царство Свое.
Имя Иисуса всегда имей в устах и сердце.
* * *
Как можно чаще размышляй о великой любви Господа к тебе, чтобы и самому тебе возлюбить Его всем сердцем твоим, всею душою твоею и всеми силами твоими и таким образом будешь вести мирную жизнь на сей земле и блаженную на небе во веки веков.
* * *
Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою.
В день памяти родителей великого святого русской земли поговорим о воспитании детей. Императрица Александра Феодоровна Романова писала: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».
Ниже приводим главу из книги «Православное воспитание детей» Пестова Николая Евграфовича.
Древо познается по плоду своему…
Понимают ли родители, насколько формирование характера и склонностей ребенка зависит от них самих? И знают ли они, когда начинается влияние их на душу ребенка? Ответом на второй вопрос является следующий рассказ. В семье одного почтенного священника было 14 человек детей. Невеста одного из сыновей, также готовившегося стать священником, спросила однажды свою будущую свекровь: «У вас все дети такие хорошие, но почему М. (ее жених) - один какой-то особенный?» «Это не случайно, - ответила матушка, - перед зачатием М. батюшка надел на себя епитрахиль и особенно усердно помолился о будущем ребенке».
Вот когда начинается духовная забота родителей о своих детях. После того как произошло зачатие, жизнь ребенка неотделима от жизни матери не только в физическом отношении, но и всецело в душевном.
Образ жизни матери во время плодоношения, а также и во время кормления грудью накладывает глубокий отпечаток и на духовный лик будущего ребенка. Это хорошо знали в старину особо благочестивые матери. Так, мать прп. Сергия Радонежского после того, как младенец три раза вскричал в ее утробе во время торжественных мест литургии, перестала употреблять мясо, вино, рыбу, молоко и питалась хлебом, зеленью и водою.
По мнению одного старца, плотское невоздержание кормящей грудью отражается на развитии сладострастия в ребенке, которое может проявиться даже в очень раннем возрасте.
И, наблюдая в детях развитие дурных наклонностей, пусть спрашивают себя матери, не отразилась ли на их детях та духовная слабость и погрешности, которые владели ими во время беременности и кормления.
Следует отметить, что в благочестивых семьях особенно высокодуховные дети рождались уже в зрелом и даже престарелом возрасте родителей, когда у последних преодолевались страсти и дух был мирен. Так, детьми престарелых родителей была Божия Матерь - Дева Мария, Иоанн Креститель Господень, патриарх Исаак и многие из великих святых.
Дух семьи - это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей».
Яблочко от яблони недалеко падает - так гласит о том народная мудрость.
Оптинский старец Леонид при выборе жениха и невесты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте - по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены склонности те, которые еще недостаточно ясны в детях.
О глубокой связи между родителями и детьми говорится в Библии. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его - и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе» (30, 4). И далее: «Человек познается в детях своих» (11, 28).
Сам Господь в обличениях фарисеев говорит: «Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Мф. 23:31). В Нагорной проповеди Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7:16-18). Но по отношению к родителям детей следует рассматривать как их плоды, выращивать которые поручено им Самим Богом.
Многочисленные примеры прямой зависимости детей от достоинства родителей находятся в истории Вселенской Церкви. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. История рассказывает о целых семьях, в которых все дети отличались высоким благочестием.
Такими были, например, в Ветхом Завете семья семи мучеников Маккавейских (2Мак. 7), в Новом - семья мученицы Фелицаты (память 25 января), все семь сыновей которой умерли как исповедники Христа; три дочери мч. Софии (память 17 сентября); семья родителей Василия Великого, давшая из числа десяти детей трех святителей (Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского), преподобную Макрину и двух святых во втором и третьем поколении; семья родителей Григория Богослова; семья московского купца Путилова, давшая игуменов трех монастырей; семья схимонаха Филиппа, трое сыновей которого последовали за отцом в Троице-Сергиеву Лавру, и многие другие.
Можно найти примеры, что благочестивые дети были и от нечестивых родителей (например великомученица Варвара), но вряд ли можно найти случаи, когда благочестие обоих родителей не имело бы следствием высоких достоинств для их детей.
Следует учитывать, однако, что степень благочестия может быть разная и может случиться, что духовная слабость одного из супругов ослабит в какой-то мере всех или некоторых из детей.
В Деяниях св. апостолов рассказывается, как благочестивому язычнику - сотнику Корнилию, снискавшему милость у Бога молитвой и милостыней, является ангел, повелевает призвать ап. Петра и обещает: словами последнего «спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 10:6). Итак, милость Божия и залоги спасения распространяются не только на праведника, но и на весь дом - его семью и его детей.
Поэтому для родителей главной заботой должно явиться снискание милости Божией и Его помощи и благословения. И это будет условием непременного успеха многолетней работы и борьбы за спасение душ детей, подверженных греху вместе со всем падшим человеческим родом.
«Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» - свидетельствует премудрый Соломон (Притч. 20:7). А епископ Феофан Затворник пишет: «Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» («Путь ко спасению»).