Знаете ли вы что… (занимательные факты о выборах Президента РФ). Президентские выборы в России – интересные факты
Самая смелая фальсификация
На президентских выборах 1927 года в Либерии «победил» Чарльз Кинг. Он объявил, что за него проголосовали 234 000 человек.
А это в 15,5 раза превышало число официально зарегистрированных избирателей!
Все по-честному
7 мая 1992 года ратифицирована 27-я и последняя на данный момент поправка к Конституции США. Она гласит, что, если американские сенаторы принимают закон, меняющий размер их жалованья, он может вступить в силу только после следующих выборов в палату представителей.
Запретное слово
В 2003 году в парламенте штата Южная Австралия произошел такой инцидент. Депутат К.Мэйуолд обратилась к министру с вопросом, касающимся проблемы ограничения потребления воды: «Пожалуйста, расскажите нам, как вы собираетесь доводить свои планы до широкой общественности?». Однако спикер не дал ответить министру, сообщив, что слово «пожалуйста» употреблять в парламенте нельзя, поскольку депутаты не должны никого просить и тем более упрашивать. Оказалось, что это правило действительно существует и было записано уже в первом регламенте парламента данного штата.
Президент на один день
Согласно легенде в 1849 году председатель Сената, сенатор от штата Миссури Дэвид Райс Атчисон на один день стал президентом Соединенных Штатов. Дело в том, что избранный 12-й президент Закари Тейлор отказался от инаугурации 4 марта и вступил в должность только на следующий день. 4 марта выпало на воскресенье, а З.Тейлор, как и большинство протестантов в Америке в те времена, в том числе и избранный вместе с ним вице-президент Миллард Филлмор, отмечал воскресение как день покоя, когда никакая активная деятельность невозможна (подобно иудейской субботе). Таким образом, США на один день остались без президента, а в таком случае главой государства автоматически становится председатель Сената. Многие историки считают эту легенду необоснованной, так как де-юре президентский срок Тейлора начался 4 марта, независимо от того, принес он присягу или нет. Однако многим американцам легенда нравится: на могильной плите Дэвида Атчисона написано, что под ней покоится «президент Соединенных Штатов в течение одного дня», а в Миссури около здания суда в городе Клинтон Каунти есть памятник Атчисону с аналогичной надписью.
Президент умелый
Бывшие президенты, как и обычные пенсионеры, отойдя от политических дел и получив возможность и время заниматься своими хобби, нередко добиваются впечатляющих успехов в самых разных, порой неожиданных, сферах деятельности.
Например, бывший президент Заира Мобуту Сесе Секо спроектировал автобус «ДАФ Супер Сити Трейн», самый длинный автобус в мире. Его длина составляет 32,2 м, вес без пассажиров – 28 т. В головном салоне 110 сидячих и 140 стоячих мест, а во втором – 60 сидячих и 40 стоячих.
А третий президент США Томас Джефферсон уйдя в отставку вернулся в родную Виргинию, основал там университет и спроектировал его здания в Шарлоттесвиле, а также здание Капитолия Виргинии в Ричмонде. Кроме того, Джефферсон пробовал себя в качестве археолога, писателя, винодела, кулинара и промышленного дизайнера.
А вот Эндрю Джонсон, 17-й президент США, превратил свою первую специальность в хобби: в молодости он был портным, а потом стал единственным президентом, самолично шившим себе одежду.
Самые многочисленные выборы
В разных странах по-разному формируют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Остановимся на особенностях этого процесса.
Органы законодательной власти.
Любой парламент представляет собой собрание представителей народа (членов парламента, сенаторов), которые в коллегии (на пленарном заседании) обсуждают и принимают решения, прежде всего законы.
Число членов верхней и нижней палат, в настоящее время в подавляющем большинстве государств представляет фиксированную величину и не изменяется с ростом численности населения. Как правило, верхняя палата по своему количественному составу значительно меньше нижней (например, 315 сенаторов и 630 депутатов в Италии, 81 сенатор и 200 в Чехии, 252 члена Палаты советников и 511 членов Палаты представителей в Японии, 100 сенаторов и 435 Палаты представителей США и т.д.). Лишь в Великобритании Палата лордов, не имеющая фиксированный состав (в настоящее время 1187 членов), почти вдвое превосходит количество членов Палаты общин (650). Ограничение численности палаты фиксированным количеством членов имеет большое значение. В многочисленных коллегиях невозможно вести эффективную законодательную работу.
Верхняя палата формируется различными способами: путем наследования членства, назначения, прямых и косвенных выборов
Наследование членства имеет место только в Палате лордов в Великобритании. Среди ее членов наследственные пэры (имеющие титул не ниже барона) составляют более трети. Титул вместе с местом в Палате лордов переходит к старшему сыну, но если сыновей нет, то с 1963 г. наследуют и женщины. Кроме того, в составе палаты есть 16 шотландских лордов, которые избираются шотландскими дворянами на срок легислатуры парламента, 28 ирландских лордов, избираемых пожизненно, и лорды, назначенные монархом (фактически правительством) пожизненно (они составляют приблизительно треть палаты, являются выходцами из среды профессиональных политиков, профсоюзных деятелей, бизнесменов, лиц свободных профессий). В составе палаты имеются 11 лордов апелляции, назначенных короной до достижения ими 75-летнего возраста. Они образуют высшую судебную инстанцию. Кроме этих четырех категорий «светских лордов» есть еще и духовные лорды – 2 архиепископа и 24 епископа.
Назначаемые члены верхних палат, как правило, в очень небольшом количестве (например, не более 5 в Италии, 12 из 244 в Индии) имеются во многих странах. Обычно это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства, другие известные в стране лица, которых назначает членами верхней палаты президент (во многих странах он действует по решению правительства). Полностью назначаемые палаты существуют в Иордании, Таиланде, Канаде.
В федеративных государствах верхняя палата избирается либо путем равного представительства от субъектов федерации (Бразилия, Россия, США и др.), либо с учетом численности населения того или иного штата, земли и т.д. В ФРГ земли имеют представительство от 3 до 6 человек, но самая маленькая земля не может иметь менее 3 представителей. В Индии самый крупный штат Уттар-Прадеш имеет 34 представителя, а самый маленький – Мегхалая – 1. Оба варианта представительства в федерации создают преимущества для мелких штатов. Особенно большое неравенство наблюдается в первом варианте: в США Калифорния, имеющая 20 млн. населения, как и Аляска, насчитывающая 300 тыс. человек, представлены двумя сенаторами.
Большинство верхних палат формируется только путем выборов или подавляющее большинство членов в них – избранные члены.
В унитарных государствах выборы в сенат проводятся по особым избирательным округам, совпадающим, как правило, с наиболее крупными административно-территориальными единицами (областями в Италии, префектурами в Японии), в зависимости от численности населения. Поэтому хотя иногда устанавливается представительство от областей, сами области делятся на такое число округов, которое соответствует численности населения. Часть сенаторов, кроме того, может избираться по общегосударственным спискам (Япония). В этом случае избиратели получают два бюллетеня: один – для голосования по округу, другой – в масштабах всей страны.
Выборы могут быть прямыми и косвенными. При прямых выборах его члены избираются непосредственно гражданами. Косвенные выборы проводятся различными коллегиями. Во Франции такая коллегия состоит из членов нижней палаты, представителей областных и общинных (коммуны) органов самоуправления, в Индии – из выборных членов парламента и законодательных органов штатов.
На выборах в верхнюю палату, если имеют место прямые выборы, действуют универсальные принципы: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Однако эти принципы применяются лишь частично или получают особое истолкование. При косвенных выборах не действует принцип всеобщности, поскольку сенаторов избирают особые избирательные коллегии, нет равенства по отношению к численности населения субъектов федерации, в том числе и при прямых выборах (например, в США), при неравном представительстве от штата (в Индии) нет равенства между субъектами федерации, и равенство по отношению к численности населения весьма условно.
При прямых выборах в сенат для избирателей иногда установлен повышенный возраст (в Италии на выборах в нижнюю палату участвуют лица, достигшие 18 лет, а в верхнюю – 25). Но в США. Японии и других государствах возраст избирателей одинаков для участия в выборах в обе палаты. Что же касается права быть избранным сенатором, то в этом случае, как правило, установлен повышенный возраст (в Италии с 25 лет в Палату депутатов, но с 40 в Сенат, в США - соответственно с 25 лет и 30; во Франции – с 23 лет и 35)
Механизм выборов и система подсчета голосов в обе палаты могут совпадать (например, в Японии, США), но нередко они различны (например, пропорциональная избирательная система на выборах в нижнюю палату и мажоритарная система в первом туре на выборах в Сенат Италии до реформы 1993 г.)
Нижние палаты и однопалатные парламенты в развитых и большинстве развивающихся стран полностью избираются.
В развивающихся странах нередко используются и другие подходы к выборам нижней палаты и однопалатного парламента. В ряде стран они проводятся на беспартийной основе (Кувейт, Бахрейн). Одно время это имело место и в Пакистане, Индонезии, Филиппинах. Иногда часть членов парламента замещается путем косвенных выборов: 40 депутатов и 20 сенаторов избираются выборщиками в Свазиленде, 20 женщин в Пакистане и 30 в Бангладеш избираются самим парламентом. Нередко резервируются несколько мест по религиозному признаку, которые тоже замещаются путем косвенных выборов (для европейцев, христиан-армян, христиан-халдеев и др. в Иране, для христиан, индусов и др. в Пакистане).
Депутаты в нижнюю палату и однопалатный парламент избираются обычно на 4-5 лет и в отличии от депутатов верхних палат многих государств не подлежат ротации.
Кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями, избирателями и их группами. Заявление о выдвижении кандидата должно быть подписано в некоторых странах всего лишь одним избирателем (Франция, Япония), в Канаде не менее чем двумя, в Великобритании, Австралии – 10, Швейцарии – 15, ФРГ – 200.
Как правило, за очень редким исключением, выборы членов нижней палаты и однопалатного парламента – прямые: избиратели непосредственно голосуют за определенных кандидатов. Используются разные избирательные системы: пропорциональная (Италия, Япония, Бразилия), мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (Франция), относительного большинства (Великобритания, Индия), смешанная (Россия, ФРГ). Многостепенные выборы, когда депутаты нижестоящих представительных органов избирают депутатов вышестоящих, являются исключением. Они имели место в СССР до 1936 г., в 80-х гг. в Анголе и Мозамбике, применялись до 1993 г. на Кубе, используются в Китае.
Косвенные выборы также крайне редки. Путем косвенных выборов был образован Съезд народных депутатов СССР в 1989 г., когда треть депутатов избиралась центральными партийными, комсомольскими, профсоюзными и иными органами, собраниями или расширенными правлениями других общественных организаций, Академией наук. Недостатки косвенных выборов те же, что и у многостепенных, но по сравнению с последними они путем представительства от общественных организаций, представительства территориальных коллективов, штатов позволяют им выражать различные территориальные, групповые и профессиональные интересы. Правда эти интересы выявляются не в ходе политической борьбы, а нередко арифметическим образом, когда законом определяется число представителей от той или иной общественной организации. Это число не всегда соответствует весомости, влиянию этой организации в обществе. Голосование на выборах в нижнюю палату или однопалатный парламент всегда тайное, хотя и осуществляется различными способами. Используются бюллетени, избирательные машины (в США при помощи машин голосует половина избирателей), а при значительной неграмотности избирателей – иные способы (например, в Афганистане на выборах 1988 г. в особой комнате устанавливались урны с портретами кандидатов). В ФРГ около 10% избирателей голосуют по почте.
Органы исполнительной власти
Главное в деятельности органов исполнительной власти – исполнение законов, проведение их в жизнь, осуществление правительственной власти. Именно с этой целью они наделены и распорядительными полномочиями.
В ряде стран исполнительная власть принадлежит монарху.
Во многих государствах главой исполнительной власти является президент. О нем более подробно.
В организации этого института в разных странах используются три формы: единоличная, коллегиальная и смешанная. Первая характерна для подавляющего большинства государств. Вторая форма в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов применялась и применяется главным образом в некоторых социалистических странах – в СССР, в Венгрии, Польше до 1980-90гг., на Кубе (частичным исключением из этого правила является Швейцария и Мексика, но существующие в этих странах постоянно действующие органы существенно отличались от тех, что действовали в социалистических странах). Третья, гибридная форма появилась первоначально в Китае в 1954 году, а затем и в некоторых других социалистических государствах и представляла собой сочетание единоличного президента (председателя республики) с коллегиальным постоянно действующим органом государственной власти (постоянным комитетом, государственным советом и др.), председателем которого был по должности президент.
Согласно конституциям многих стран президент – глава государства, ему принадлежит исполнительная власть. В отличии от монарха (в том числе выборного) президентом может быть избран в разных странах сроком от 4 до 7 лет любой гражданин, удовлетворяющим указанным в конституции (в некоторых странах – законом о выборах президента) квалификациям (цензам). К их числу относятся возраст, гражданство, определенный срок проживания в данной стране, иногда и такие дополнительные требования, как наличие высшего образования (например, в Турции).
Выборы президента осуществляются разными способами: прямым голосованием избирателей, косвенными выборами, парламентом, высшим партийным органом правящей партии, а в условиях военных или полувоенных режимов - военными революционными советами, хунтами.
Прямые выборы проводятся путем голосования избирателей (Франция, Болгария, Польша, Финляндия, большинство стран Латинской Америки и Африки, Российская Федерация). Подсчет голосов осуществляется по мажоритарной системе, как правило, абсолютного большинства в два тура. Однако имели место и выборы президента путем относительного большинства голосов.
Косвенные выборы возможны двумя путями: выборщиками и особой избирательной коллегией. Первый способ, используемый в Аргентине и США (до изменения Конституции в 1990г. он применялся и в Финляндии), заключается в том, что избиратели голосуют за выборщиков от определенной партии (в США каждый штат имеет столько выборщиков, сколько он избрал членов конгресса), а в бюллетене указан также кандидат в президенты (часто и в вице-президенты) от данной партии. Выборщики связаны партийной дисциплиной и морально руководствуются принадлежностью к своей партии. В США, собравшись в столицах своих штатов, они подают свой голос за президента.
Вторым способом, то есть специальными избирательными коллегиями, президенты выбираются в Италии, ФРГ, Индии. В первых двух странах основу коллегии составляет парламент (в ФРГ нижняя палата, в Италии – обе), в коллегию входят также делегаты, избираемые в ФРГ ландтагами земель (избираются на основе пропорционального представительства в них партий, их общее число должно быть равно числу членов бундестага), в Италии – делегаты, избираемые советами областей (каждая область избирает три делегата, за исключением двух небольших, посылающих по одному). В Индии избирательную коллегию составляют лишь избранные (а не назначенные) члены законодательных собраний парламента и штатов. В отличии от выборщиков в США, в ФРГ и Италии избирательные коллегии заседают вместе. В ФРГ, чтобы быть избранным, необходимо набрать абсолютное большинство голосов избирательной коллегии – Федерального собрания – для двух первых туров и относительное в третьем туре (на практике избирались президенты от всех трех основных партий – Христианско-демократического союза, Свободной демократической партии и Социал-демократической партии). В Италии для того, чтобы быть избранным в первых трех турах, необходимо набрать квалифицированное большинство голосов (2/3 избирательной коллегии), затем достаточно абсолютного большинства (50% + 1 голос). Эта норма введена для того, чтобы президент опирался на консенсус различных политических сил, но на практике она ведет к долгим и трудным выборам. Из восьми президентов, сменившихся в Италии после второй мировой войны, только у двух был один тур выборов (в 1946 и 1985 гг.), двое избраны, пройдя более 20 туров, остальные от 4 до 16 туров.
Парламентские выборы президента используются только в некоторых страна (Турция, Ливан, Греция, Чехия, Словакия, Венгрия и др.). Конституция Турции 1982 г. устанавливает следующий порядок: в двух первых турах кандидатам необходимо набрать квалифицированное большинство всех членов парламента, в третьем туре – абсолютное большинство голосов. На четвертый тур предлагаются две кандидатуры, набравшие в третьем туре относительное большинство, и теперь требуется получить абсолютное большинство всего состава парламента. Если в этом туре не удается избрать президента, парламент распускается, проводятся выборы его нового состава, где опять начнется описанная процедура.
Теоретически способ избрания президента парламентом является демократичным, так как лишает президента возможности противопоставлять себя парламенту, что имеет место при избрании его путем голосования избирателей. Однако и этот способ может привести к затяжным, тупиковым выборам.
Выборы президента высшим органом правящей (единственной) партии практиковались в странах социалистической ориентации – Анголе, Бенине, Конго, Мозамбике в 1970-80-х гг. Неизбежно избирался лидер партии, его избрание подтверждалось парламентом. Это была, по существу, инвеститура – введение в должность, поскольку избрать нового кандидата или отказать в утверждении избранному парламент в соответствии с конституцией не имел права.
Коллегиальная президентура – более редкое явление. Прообразом ее был Всероссийский, а позже Центральный Исполнительный Комитет в СССР. На основе Конституции 1936 г. был создан Президиум Верховного Совета СССР, в союзных и автономных республиках учреждены президиумы верховных советов республик. В конституционной доктрине они сначала рассматривались как некоторые одно-порядковые с парламентами органы и в отличии от последних, работавших в сессионном порядке, характеризовались как высшие постоянно действующие органы государственной власти. Президиумы (государственные совета и др.) избирались парламентами на срок полномочий последних. По конституции председатель президиума не имел официального титула президента, не имел властных полномочий, отдельных от этого органа. Все полномочия закреплялись за коллегией, и председатель выполнял только представительные функции как член коллегии. В настоящее время такая форма главы государства существует на Кубе (государственный совет).
В некоторых социалистических странах существует гибридная форма высшего органа государственной власти. Впервые она была введена конституцией Китая 1954 г. Соответствующий китайский иероглиф может быть переведен на русский и другие европейские языки и как «президент», и как «председатель». Одновременно был предусмотрен и коллегиальный орган – Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей, вместе с которым председатель-президент осуществлял высшую государственную власть между сессиями парламента. В 1960-70-х годов пост президента был введен новыми конституциями КНДР, Румынии и некоторых других стран. Форма гибридного постоянно действующего коллегиального органа, возглавляемого президентом, заслуживает изучения. Создание такого органа, сосредоточивающего в своих руках некоторые полномочия главы государства, имеет много плюсов. Это – определенная преграда авторитаризму президента. То, что председательствует в нем президент, а свои решения они принимают совместно, содействует поискам консенсуса, в идее такого органа заложена концепция согласия, и при высоком уровне политической культуры в обществе она может быть осуществлена.
Выборы президента характерны для государств с демократическим строем, коих в мире довольно много. Все мы знаем, как проходят выборы в России, но было бы интересно узнать, как этот процесс организован в других странах. сайт
США
В одной из самых демократичных стран мира довольно сложная избирательная система. Каждый желающий проголосовать должен предварительно зарегистрироваться. Затем по почте гражданин получает карточку-приглашение. Мероприятие всегда назначается на вторник. оффбанк.ру
На избирательном участке стоят машины для голосования. Нужно нажать на экране нужную кнопку, обозначающую конкретного кандидата. После этого человеку выдают наклейку “Я проголосовал”, и можно идти.
Германия
В ФРГ статус главы государства принадлежит Федеральному президенту, и выбирается он без прений Федеральным собранием. В это собрание входят члены главного парламента и парламентов отдельных регионов. Каждый из них предоставляет собственные кандидатуры. www.сайт
Из тура в тур кандидаты отсеиваются согласно решению Федерального собрания. Таким образом, побеждает тот, кого поддерживает большое количество участников собрания.
Франция
Французы отличаются любовью к активной политической и общественной жизни, поэтому голосуют там абсолютно все. При этом они справедливо считают себя работодателями президента и ищут в каждом кандидате личные выгоды. https://www.сайт/
В день голосования гражданин приходит на участок со специальной картой, по предъявлению которой открывается доступ к голосованию. Такая карта есть только у граждан страны, ее не имеют права получить обладатели визы “визитера”. А прежде, чем поставить галочку, каждый француз долго и усердно читает предвыборные кампании каждого кандидата, чтобы сделать осознанный выбор.
Швейцария
В Швейцарии президент выбирается из членов парламента, причем обычно должность достается тому, что дольше всех её не занимал, без каких-либо дискуссий. Статус президента присваивается на год, поэтому в последнее время получается, что каждый член совета получается эту должность раз в семь лет. сайт
Примечательно, что он не является при этом главой правительства или государства. Управление страной производится парламентом путем голосований, но голос президента в спорных ситуациях - решающий.
Италия
В Италии главу государства выбирает специально собранная коллегия из членов парламента и сената, а также делегатов из разных областей. Через первые три тура проходят кандидаты, набравшие более 2-3 от общего количества голосов. www.сайт
Таким образом, уже на первые туры может быть определен победитель, в противном случае президентом становится тот, кто наберет более 50% голосов. Вступая в должность главы государства, он должен принести Присягу.
Болгария
Болгарский президент назначается на пятилетний срок и является главным лицом страны и символом ее единства. Для его избрания применяют тайное голосование, где у каждого голос равный вес. оффбанк.ру
На последних выборах в 2016 году президентом стал Румен Радев. Его главная соперница, Цецка Цачева, проиграла, вследствие чего из правительства ушел и премьер-министр, который горячо поддерживал эту кандидатуру.
Латвия
В Латвии, чтобы победить на выборах, будущий президент должен обеспечить себе поддержку 51 или более депутата из 100. Если этого не случилось, организуется следующий раунд. https://www.сайт/
Президент избирается на 4-летний срок и не может занимать свой пост больше двух сроков подряд.
Израиль
В стране президента избирает кнессет (парламент). Для победы кандидат должен получить 61 или более голосов из 120. Не всегда это получается с первого раунда. А начиная с 3 раунда кандидаты, набравшие меньше всех голосов, начинают отстраняться. И так, пока не будет выявлен победитель. сайт
Ливан
Президент в Ливане избирается парламентом. В первом туре побеждает тот, кого поддержат 2/3 из 128 голосующих. Во втором - половина. Полномочия выдаются на шесть лет.
Ещё недавно весь мир напряжённо следил за ситуацией в Ливане, где кресло президента пустовало более 8 месяцев - беспрецедентный случай. Это было очень тяжёлое время для страны в связи с проблемами другого рода, например, потоком беженцев из Сирии. https://www.сайт/
Выборы долго не могли состояться из-за отсутствия кворума (достаточного количества депутатов для голосования). Наконец, в конце 2016 года главой государства стал Мишель Аун.
Молдова
Согласно изменениям от 2016 года, президент в Молдове избирается сроком на четыре года. Для победы кандидат должен получить больше половины от общего числа голосов избирателей. Если в первом туре никто не одержал уверенную победу, то назначается следующий. оффбанк.ру
Надо сказать, что на сегодняшний день политическая обстановка в стране весьма неблагоприятна. Имеют место коррупционные скандалы, особенно в банковской отрасли, а также конфликты в обществе по поводу геополитического положения государства. Отчасти в связи с этим и были внесены поправки в процесс выбора президента.
Киргизия
В 2010 году страна пережила революцию, в результате которой была издана новая конституция, делающая Киргизию парламентской республикой. Кандидаты в президенты выдвигались от разных политических партий и от органов местного самоуправления. Каждый из них должен собрать в свою пользу не менее 30 тысяч подписей.
Никарагуа
В Никарагуа глава государства избирается с помощью прямых выборов, причём ограничения по срокам на переизбрание отсутствуют (за что страну упрекают в недостаточной демократичности). www.сайт
Бразилия
В этой стране президент выбирается на 4 года и может править не больше двух сроков подряд. Победителем становится тот кандидат, за которого было отдано абсолютное большинство голосов, а если такого нет, то проводится следующий тур, в котором участвуют два лидера первого тура. оффбанк.ру
На мировой политической арене всё взаимосвязано, поэтому важно знать, что происходит и в других странах, а не только в нашей. Ведь это в любой момент может прямо или косвенно повлиять на нашу жизнь.
Новостями о выборах мэра Москвы сегодня забиты все новостные ленты. Интрига известна. Мы решили не обходить тему выборов стороной и оглянуться назад, вспомнив, как менялось отношение к выборам в России за её историю.
Хотели как лучше…
Как рассказывает нам «Повесть временных лет», первые выборы на Руси случились еще в девятом столетии. «Центр земли русской», Великий Новгород – их родоначальник. Жители города собирались на большой, как поле, площади и слушали умудренного годами старца, который стоял в центре, на небольшом возвышении, и глаголил умные мысли. Если тот изрекал то, что нравилось - народ скандировал, громко кричал, топал ногами, одобрительно покрикивал. Если идеи старца приходились не по вкусу, рев толпы был неодобрительным. Вот так, не совсем цивилизованно по современным меркам, зато всем миром, решали, кому княжить в Новгороде. На одном из народных сборищ в 862 году и решили пригласить управлять городом варяга Рюрика. Уж очень надеялись на него и его братьев наши предки – думали, будет княжить так, что всем междоусобицам придет конец. Но не вышло. Братья Рюрика умерли, и он стал единоличным правителем Новгорода. Правил он авторитарно, сам издавал все законы. В общем, демократии у жителей древнего Новгорода не получилось.
«300 золотых поясов»
Спустя три столетия попытка реанимировать выборы была предпринята на той же площади – любили новгородцы эксперименты в политике. Новгородское княжество теперь - феодальная республика. Здесь правит не простой люд, выходя на вече, а «300 золотых поясов» – как сказали бы сейчас, городская элита. Право быть «золотым» переходило по наследству в знатных родах, так что простолюдину нечего было и мечтать о таком звании. «Пояса» из знатных боярских родов решали все государственные проблемы, они же выбирали из «своих», главу исполнительной власти. В итоге, отдельные боярские семьи стали властвовать над отдельными частями Новгорода. Куда уж тут до нужд народа и государства! Простое население все больше увязало в бесчисленных податях, процветали коррупция и беззаконие
Отсутствие выбора
Хотя в упомянутые ранее эпохи все и было не благополучно, но неблагополучие это было самолично избранное. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения. Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли. Вече кануло в прошлое – выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях – технологической, экономической, культурной, политической. Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила. Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских – в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить.
Очень приятно, Царь!
К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи. Земские Соборы Грозный, конечно же, созывал, но этот орган был совещательным. Другими словами, царь послушает, послушает, а сделает все равно по-своему. А иной раз особо говорливых и усердно советующих на кол отправит.
После смерти Ивана IV положительной динамики в выборной истории тоже не наблюдается. В смутное время Лжедмитрий I, захватил Москву, правил ей абы как, раздавал какие-то сомнительные поручения своим любимцам, а сам предавался разврату. После и Лжедмитрий II – «тушинский вор» – подоспел. Когда ополчение Минина и Пожарского боролось за Москву, управлением занимался временный правительный орган – «Совет Земли Русской».
В следующие века выборная модель была упразднена на Руси. Самоуправление наблюдалось только на нижнем уровне, «на местах». В XVIII веке, например, аристократы выбирали предводителей дворянства.
Впрочем, попытки местного самоуправления то там то здесь, периодически предпринимались. Но все эти реформы имели недолгий срок, да и заканчивались зачастую трагически. Большого влияния на ход истории они не оказали, то сегодня о них помнят разве что студенты, зубрящие экзамен по истории.
После революции 1905 года было созвано аж 4 думы подряд. Именно тогда россияне впервые уразумели, что такое предвыборная кампания. А так же поняли, что обещанное, не значит выполненное. Особенно отличился непостоянством в этот период Александр Григорьевич Булыгин (он разрабатывал по заданию императора проекты «законосовещательного органа народного представительства»).
В 17-ом году направо и налево раздавались призывы и щедрые посулы о «народной власти», но на деле все вышло иначе. Поначалу люди действительно выбирали своих руководителей – проводились советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Однако не прошло и года, как к власти пришли люди, которые оставались у руля государства семь десятилетий. Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората. Вопрос в том насколько это народное гуляние было «выборами» по факту – «неизбрания» не случалось, а все кандидаты и победители утверждались заранее руководством.
Сегодня Россия – страна, где каждый гражданин, «имеет право выбирать» и «имеет право быть избранными». Словом, демократия у нас процветает! Мы можем тайно проголосовать на выборах в Госдуму, выбирать Президента страны и мэров городов. Сегодня на повестке дня - скорые выборы мэра Москвы. За кампаниями кандидатов неусыпно следят СМИ, проходят встречи с избирателями. По нынешним выборам мы сможем понять, как изменилась (и изменилась ли) отношение к выборной системе. Значительная часть общества считает, что любые выборы сегодня - обыкновенный фарс. Элиты никогда не впустят в свои ряды неугодного человека. Так это или нет - покажет время, а мы будем следить за перипетиями предвыборных кампаний кандидатов.
В большинстве стран мира выборы являются основным способом избрания власти. Народ изъявляет свою волю, выбирая себе правителей, хотя на деле политическая гонка давно уже превратилась в сражение за голоса избирателей. Тем не менее, выборная система успешно существует ещё с древних времён, и в подавляющем большинстве современных государств используется именно она.
Факты о выборах
- Во времена Древней Руси в большинстве городов княжеский престол передавался по наследству. Особняком стоял вольный Новгород, где жители сами выбирали себе князей, которых и приглашали, устанавливая правителю и его дружине определённую плату, как наёмным работникам.
- Выборы бывают разные. В России, например, каждый гражданин отдаёт голос непосредственно за кандидата, а в США избиратели сперва выбирают выборщиков, а те уже отдают голоса за будущего президента.
- В латиноамериканской стране Перу участие в выборах является обязательным. Тот, кто не голосует, может остаться без государственных услуг, а молодёжь получает свой первый паспорт только после первого участия в выборах ().
- В городе Филадельфия, что в США, на протяжении всей первой половины 18-го века действовал забавный закон. Мэру там не полагалось жалованья, но за отказ от этой должности приходилось платить штраф. Большинство народных избранников предпочитали отделаться штрафом.
- В развитой, благополучной и демократичной Швейцарии женщины получили право голоса на выборах лишь в 1971 году.
- В США, штат Нью-Мексико, если двое кандидатов набрали одинаковое число голосов, они по обоюдному согласию имеют законное право определить победителя, сыграв в какую-нибудь игру. В последний раз этот закон применялся в 1998 году.
- Однажды на Гаити местный диктатор Франсуа Дювалье на выборах предоставил избирателям необычные бюллетени. На них был вопрос о том, согласны ли они избрать его пожизненным президентом, и лишь один вариант ответа - утвердительный ().
- В Италии за порчу избирательного бюллетеня можно отправиться в тюрьму на срок до 6 лет. Правда, только в том случае, если испортить чей-то ещё бюллетень, а не чистый, который выдали лично вам.
- В КНДР, самой закрытой стране мира, каждые 5 лет проводят выборы, но в бюллетенях стоит всего одно имя. Сейчас это имя действующего лидера страны Ким Чен Ына.
- В Швейцарии любой закон, принятый правительством страны, может быть отменён, если граждане соберут 50 тысяч подписей за его отмену в течение 100 дней.
- Пребывающие на орбите Земли, на борту МКС, космонавты также могут принимать участие в выборах. Они используют закрытый канал для связи, чтобы сохранить анонимность.
- В Эквадоре выборы, как и в Перу, являются обязательными для всех граждан. За отказ от участия в выборах полагается довольно крупный штраф. В Австралии, кстати, тоже ().
- Среди всех американских президентов рекорд поставил актёр Рональд Рейган. На выборах за него проголосовало 49 штатов из 50.
- Голосование за отмену рабства в США в 1784 году было проиграно с перевесом всего в 1 голос, так что произошло оно лишь позднее, после Гражданской войны.
- С помощью выборов решались многие вопросы ещё в Древней Греции.
- В начале XX века в результате досрочных выборов, вызванных смертью президента страны, победил кандидат Педро Ласкурайн. Он вошёл в историю, как президент, остававшийся таковым меньше всех - около одного часа. Сразу после избрания и присяги он назначил преемника и подал в отставку.
- В Малайзии каждые 5 выбирают короля из числа султанов, которые правят отдельными регионами этой страны ().
- В Уругвае население единодушно голосовало за президента Хосе Мухику раз за разом, пока он сам не отказался от должности, мотивировав это тем, что он уже слишком стар, и ему нужен отдых. Мухика вошёл в историю, как самый бедный и честный президент мира. Уругвайцы искренне любят его до сих пор.