Занятия по развитию речи на тему «Весна. Признаки весны.» в средней группе
Конспект НОД в средней группе «Весна»
Воспитатель: Новикова И.Г.
МАУДО «Детский сад №7» СП №1,
Г. Ялуторовск, 2017г.Закрепить представления детей о весне, ее признаках.
Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;
Расширять и активизировать словарь по теме;
Формировать способность детей работать в коллективе;
Оборудование:
иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, игра «Времена года».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно?Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннее
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).
Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт.)
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать!
Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:
В синем небе алый мяч,
Он светел и горяч. (Солнце.)
Белая морковка
Зимой растёт,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льёт. (Сосулька.)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)
В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)
На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит...(Ледоход)
Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)
У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)
Воспитатель:
Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке?
Дети: Зима.
Воспитатель:
Что на ней видим?
Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло одеты и т.д.
Воспитатель:
Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель:
По каким предметам вы догадались, что это весна?
Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д.
Воспитатель:
Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная.
Воспитатель:
Поиграем в игру «Чудесный мешочек»
. Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние - на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)
Воспитатель:
Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель:
После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель:
Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Воспитатель:
С какого месяца начинается весна?
Дети: Весна начинается с марта месяца.
Воспитатель:
А сколько месяцев у весны? Назовите их.
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель:
Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
Воспитатель:
Как, вы думаете, почему в народе так называли весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель:
А какой ветер весной?
Дети: Теплый, свежий.
Воспитатель:
А какое весеннее небо?
Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.
Воспитатель:
А какие еще признаки весны вы знаете?
Дети: Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами). На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.). Лопаются почки и растут зеленые листочки. Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники. Люди одеваются в легкую одежду.
Физкультминутка:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
Воспитатель:
Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну?
Дети: Солнышко
Воспитатель:
Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.
Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.
Воспитатель:
А какое у вас настроение, когда нет солнышка?
Дети: Грустное, плохое, печальное.
Воспитатель:
Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель:
Покажите, какие вы, когда веселые.
В русских народных потешках говорили:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
У всех много забот весной. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своем потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И все надо сделать в свое время. Недаром говорится в народе «Весенний день-год кормит».
Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.
Воспитатель:
О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель:
Какие приметы весны вы запомнили?
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель:
Все сегодня старались. Молодцы.
Цель : развитие связной речи по теме «Весна.Признаки весны».
Программное содержание :
Учить подбирать слова-определения к существительному
Учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки
Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам
Развивать речь — доказательство
Развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
Уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;
Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;
Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
Обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;
Воспитывать умение слушать друг друга;
Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней
Предварительная работа :
- Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников….за работой техники);
- опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
- рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
- чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
- разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
- худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами.
Дети, кто из вас знает какое сейчас время года? (весна)
Дети, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». О каком настроении
«говорит солнышко »? (веселом, радостным) .
О каком настроении «говорит тучка »? (грустном)
А какое настроение сегодня у вас? (веселое)
Сейчас весна. Это красавица- весна привела нам тёплое, лучистое солнышко. Посмотрите, как ярко оно светит. Вот поэтому у вас сегодня и настроение хорошее.
А чтобы солнышко еще больше грело и светило, давайте его позовем. Дети зовут солнышко и делают движения руками.
Солнышко - вёдрышко,
Выгляни в окошко,
Посвети немножко.
А вот уже солнышко стало светить ярче. Солнышко проснулось, потянулось и побежали во все стороны солнечные лучики.
Я хочу пригласить вас в сказку. «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»: Дети вместе с воспитателем садятся на стулья , просматривая презентацию « Весна». На экране появляются картинки , демонстрирующие события сказки . Воспитатель : «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Дети : Зима, Весна, Лето, Осень. Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. На смену Зиме приходила красавица Весна, дальше теплое Лето, потом разноцветная Осень.Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Дети устали от морозов и холода, им хотелось тепла,чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ. Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей - « Солнце» Если дети дают неправильный ответ , то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов ).
Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру —
Я глаза скорей протру,
А оно — всё ярче, ярче,
За окном — всё жарче, жарче…
Что это такое? —Дети : Солнце!
Игра "" Сравни и назови ""
Воспитатель начинает фразу , дети заканчивают
Солнце желтое, как… (одуванчик)
Солнце круглое, как… (мячик)
Солнце ласковое, как (мама, бабушка)
Солнце румяное, как (колобок)
Воспитатель : Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю. Ещё недавно все вокруг былобелым-бело. Новдруг! Чтотакое? Снегначинаеттаять…Видишь, егостановитсявсеменьше?(с сопровождением демонстрационных слайдов. )
Воспитатель : А что же в это время происходит ввесеннем лесу? Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями, дятел стучит словно молоточком тук-тук,тук-тук. Просыпаются насекомые: жуки,пауки,комары,мухи.
Игра "" Продолжи звук "
Зашумел ветер около уха (ш-ш-ш-ш)
Летала оса около носа (с-с-с-с)
Летел, жук жужжал (ж-ж-ж-ж)
Поймали комара, послушаем (з-з-з-з)
Отпустили, сильно подуем (у-у-у-у).
Воспитатель : Ой, дети, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, никого не видите вокруг? Лес густой, может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вот туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они там делают. Правильно, там медведица с медвежатами. А почему мы их не встретили зимой? (Они спали в берлоге) Дети! Где родились медвежата? (в берлоге) Когда? (зимой) Чем кормит их мама (молоком) Что медведи едят весной (свежую травку, улиток, муравьев из муравейника).
Сейчас я вам расскажу, как медведь встретил весну.
Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге
Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны
Вдруг, проснулся косолапый, слышит, каплет - вот беда!
В темноте пошарил лапой и вскочил - кругом вода.
Заспешил медведь наружу: заливает - не до сна!
Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна!
Воспитатель : Что делает медведица весной в лесу? (трется спиной о деревья, спина у нее чешется) Зачем она это делает? (Она линяет, старая густая шерсть у нее выпадает, к лету вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко) Куда мама привела детенышей? (к реке) Что она там будет делает? (рыбу ловит) Как она ловит рыбу?
Воспитатель : Дети! Я знаю, что в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! (Демонстрация слайда.) Ребята! Я заметила их! Какие они? (рыжие) А были какие? (серые) Что у них произошло? (линька) Что белки делают в лесу? (устраивают гнезда в дупле дерева).А кто из зверей еще линяет? Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую) Почему в лесу появляется так много маленьких зверей? (Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов).
Воспитатель : Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.
Игра « Мамы и малыши» « Один-много» .
- медведь - медвежата - медвежонок;
Белка-бельчата-бельчонок;
Волк-волчата-волчонок;
Лиса-лисята-лисенок
Воспитатель : Демонстрация слайдов.
Этимедвежатавеснойвпервыйразвышлиизсвоейберлоги. Онидаженезнают, чтотакоевесна. Давайте им расскажем,что происходит весной:
Веснойначинаетсильнейпригреватьсолнышко. Искаждымднемстановитсявсетеплей.
Оттепласнегначинаеттаять.
Растаявшийснегпревращаетсявводу, маленькиевеселыеручейкижурчатнакаждомшагу.
Детиобожаютпускатьвеснойкораблики!
Таетледнаречкахиозерах! Начинаетсяледоход!
Веснойпросыпаютсяидеревья! Наихветкахнабухаютпочки…
Веснойулюдеймногоработывсадах, поляхиогородах!
- Веснойприродаоживаетотзимнегосна! Появляютсяперваятравкаицветы
Воспитатель : Этицветыназываютсяподснежники. Онипоявляютсяраннейвесной, кактольконачинаеттаятьснег. Иногдакажется, чтоонипророслипрямоиз-подснега. Поэтомуихиназывают-подснежники!
МАТЬ-И-МАЧЕХАнарадостьвсемвапрелесияетяркозолотомцветовипорецептамдедовиотцовоткашлянасспасаетвсамомделе.
А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.
Воспитатель : Посмотрите сколько разнообразных первоцветов,первых весенних цветов,какие они красивые(Демонстрация слайдов : гиацинт,примула,тюльпаны,нарцисс,пролеска,весенник,медуница,крокусы)
Пальчиковая гимнастика " Цветок "
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
Игра "" Доскажи словечко ""
Плачет- заливается -
Солнце ей не нравится.
Изо льда бабулька,
Капает... (сосулька)
Солнцем радует погода,
Просыпается природа,
Соловьи разводят трель,
С крыши капает... (капель)
Солнце лучиком играет,
А снежок всё тает, тает!
Птичкам стало не до сна,
В гости к нам пришла... (весна)
Воспитатель : Демонстрация слайдов.
Какие вы Молодцы! Как много знаете про весну. Теперь Зима обязательно уступит место Весне.
Еслиснегповсюдутает, деньстановитсядлинней,
Есливсезазеленелоивполяхзвенитручей,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла весна!
Занятие «Весна» средняя группа.
Дети входят в зал под музыку Эдварда Грига «Утро» и встают в полукруг.
Воспитатель: Динь-дон, динь-дон, слышим мы капели звон.
Улыбнуться нам пора, добрым утром, детвора!
Дети : «Доброе утро!»
Ребята, а вы любите чудеса? (ответы детей) Кажется, они уже начинаются. (Звучит сказочная музыка) Сегодня в наш детский сад пришла посылка, а в ней оказалась эта шкатулка. Я думаю, что она волшебная. Давайте посмотрим, что в ней лежит.
Воспитатель достаёт письмо: Да здесь письмо, интересно, от кого?
Читает: Дорогие ребята!
Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь, а кто я, угадайте:
Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,
Воспитатель: Посмотрите внимательно на слайд.(слайд№1)
Какое время года изображено на нём?
Почему вы так решили?
Обратите внимание на небо.(слайд №2)
Какое небо весной?
А солнце весной какое?(слайд №3)
Воспитатель: Что происходит со снегом весной?(слайд №4)
Что происходит с деревьями весной?(слайд №5 ,№6)
(Слушаем пение скворца)
Воспитатель: Какая птичка спела для вас песенку?(слайд №7)
Конечно это же – скворец. Как называются домики, которые люди делают для птиц? Правильно, скворечник. И называется он так потому, что чаще всего там поселяются скворцы – птички, которые не умеют сами строить себе гнезда, которым нужен дом поукромнее, чем простое гнездо.Даже есть такая загадка:
На шесте дворец, во дворце певец,
А зовут его… скворец!
Воспитатель: Снег растаял и появились первые цветы.(слайд №8)
Как они называются?
Воспитатель: Ребята, а что вы видите на этих слайдах? (слайд№9.10,11,).
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята! Здесь уже глубокая весна: на деревьях много листьев, цветёт яблоня и сирень.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали!
А сейчас мы с вами немножко отдохнём и проведём физкультминутку: «Весна».
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
(Потягивание)
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
(Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны)
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
(Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Мы кораблик смастерили,
(Соединить ладони перед грудью)
В ручеёк пустить решили.
(Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
(Легкие подпрыгивания на месте)
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
Воспитатель: Ребята, а почему весной снег и лед тают?
(Снег и лед растопило солнце своим теплом)
Воспитатель: А вы хотите сделать каждый свое солнце?
Дети выкладывают из желтого круга и счетных палочек яркое весеннее солнышко.
Воспитатель: Какие замечательные солнышки у вас получились.
И у меня есть солнце. Хотите с ним поиграть?
Игра: «Ласковое слово».
Воспитатель: - Я вам буду давать солнце, и говорить слово, а вы мне будете отдавать солнце и говорить тоже слово, но ласково. Например: ветер – ветерок
Ручей – ручеёк. Птица – птичка. Ветка – веточка. Лист – листочек. Луч – лучик.
Туча – тучка. Дождь – дождик
Воспитатель: Ребята, наше солнце так пригрело, что весь снег растаял, а во что он превратился нам расскажет музыка.
Звучит музыка Слонова «Весенний ручеёк»
Воспитатель: Какие звуки вы услышали в музыке?
Звуки ручейка.
Воспитатель: Ребята, а кто здесь изображен?(слайд №12)
Во что мальчик одет?
Чем занят он? (пускает кораблик)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас сделает себе кораблик.
Дети называют части кораблика.
Палубу делаем из коричневого прямоугольника, путем отрезания одного угла.
Парус делаем из красного квадрата, разрезав его по диагонали.
Давайте наши кораблики отправятся в плавание.
Дети выкладывают свои кораблики в таз с водой и дуют на них.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня на занятии так много узнали о весне, и я думаю, что вы теперь никогда не перепутаете весну с зимой. А может мы всё -таки проверим?
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зима холодная, а весна - …- тёплая.
Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.
Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.
Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.
Всё правильно ответили, молодцы, ребята.
Ребята, какие же признаки весны вы запомнили? что происходит с природой весной? (ответы детей)
Замечательные ответы! Давайте мы с вами сдуем с ладошки все эти знания, положим их в конверт и отправим весне, она посмотрит на них и сразу солнышко засветит ярче, проснётся вся природа и все будут счастливы!
Предлагаю
вам конспект непосредственной образовательной
деятельности детей 4-5 лет (воспитанников средней группы) по теме «Что мы знаем о весне?!».
Данная работа будет полезной воспитателям средней группы. Вашему вниманию
предлагается конспект совместной образовательной деятельности, где происходит формирование осознанного познавательного
интереса к природе через смысловое восприятие
и понимание шедевров мировой классики (словесного,
музыкального, изобразительного искусства).
Для детей средней группы на тему «Что мы знаем о весне?!»
Интеграция образовательных областей
«Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально -
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цель: формирование осознанного
познавательного интереса к природе через
смысловое восприятие и понимание шедевров мировой классики (словесного, музыкального,
изобразительного искусства)
Задачи.
Образовательные:
Учить
детей подбирать нужные характеристики музыкальным и изобразительным образам;
-формировать
предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального,
изобразительного)
- учить запоминать и
выразительно рассказывать стихотворение, выполняя соответствующие тексту
движения;
-формировать
готовность к совместной деятельности со сверстниками;
Стимулировать развитие
эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
- обобщить знания о
весне, о признаках наступления весны в природе.
Развивающие:
- развивать
импровизационные способности;
- развивать слуховое
внимание, память, мышление, понимание смысловой стороны текста (восприятие),
воображение;
- развивать связную речь при анализе
музыкальных впечатлений;
-развивать воображение
и творческую активность.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и положительное отношение к музыкально-импровизационной
и продуктивно-художественной деятельности;
-воспитывать звуковую
культуру речи, умение использовать достаточную громкость голоса, необходимый
темп речи и различные интонационные средства выразительности;
-воспитывать умение
соблюдать правила игры, дружелюбие, умение согласованно действовать в группе;
- воспитывать
положительное отношение к познанию особенностей окружающей природы.
Методические
приемы:
- создание положительной мотивации к деятельности;
- опора на знакомый материал;
- соблюдение преемственности с предыдущим и
последующим материалом;
- использование ИКТ;
-художественное слово;
- стимулирование и познавательной речевой
активности;
- рефлексия («взгляд назад» и элементарный анализ
своих достижений)
Формы
организации:
- малоподвижная игра с речевым сопровождением;
- беседа, чтение стихотворений
рассматривание картин;
- слушание высокохудожественной классической музыки;
- музыкально-творческая импровизационная деятельность
- совместно-индивидуальная коллективная работа;
- художественно-эстетическая деятельность в семье.
ППРС:
фонограммы «Весна» Г. В. Свиридова, «Голоса птиц. Грачи», «Апрель.
Подснежник» П.И. Чайковского, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, мультимедийная
презентация, ленты, цветы, веточки для импровизации спрятанные на «весенней полянке»
(задекорированный батут) под «снежным покрывалом» (белая ткань), ноутбук,
мультимедийный проектор, экран, изобразительный материал: гуашь, кисти,
пластилин, доски для лепки, незаконченное панно-весенний пейзаж.
Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа; разучивание стихов о весне; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; лепка и аппликация весенних цветов.
Ход НОД
1 этап. Мотивационный.
Воспитатель:
- Дети, не так
давно мы с вами беседовали о Дне космонавтики. Помните? О чем мы говорили?
Дети:
Мы говорили о космонавтах, звёздах, ракетах… Однажды на Луне родился необычный малыш. Как зовут этого сказочного героя? Правильно, Лунтик! Мы мультфильм про него смотрели! И случилось так, что он попал на Землю и сегодня он у нас в гостях! Посмотрите на экран, вот он!
Поздоровайтесь с ним! Ребята, Лунтик сказал
мне, что он слышал на Земле весна и ему стало грустно от того, что он не знает, что такое
весна и какая она… А вы знаете, что
происходит с природой весной у нас на Земле? Вы хотели бы помочь Лунтику рассказать о весне?
2 этап. Ориентировочный.
Воспитатель:
-Давайте сядем в
круг и подумаем, как же нам рассказать Лунтику о весне? Что нужно сделать?
Предлагайте, а я буду записывать все ваши предложения.
Дети:
- Взять его с
собой на прогулку, рассмотреть картины о весне, послушать весеннюю музыку,
станцевать весенний танец, нарисовать весну, прочитать стихи о весне!.....
Воспитатель: - Молодцы! Сколько предложений! Я всё
это записала, чтобы не забыть!
- А для начала,
давайте с ним поиграем и повеселим его! Раз, два, три, кружочек собери!
Проводится хороводная игра «Весеннее солнце».
Солнце, солнце,
выходи. (Дети, взявшись за руки, отходят
от центра круга)
И всю землю
освети! (Идут по кругу)
Чтоб весна
скорей настала, (Останавливаются и
опускают руки)
Чтобы нам теплее
стало, (Перекрещивают руки на груди и
потирают плечи)
Чтоб капели
звонко пели, (Имитируют движение капель)
Чтоб весной
ручьи звенели, (Волнообразно двигают
руками)
Чтоб цветочки
распускались, (Поднимают руки над
головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вверх)
С юга птицы
возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце,
землю грей! (Хлопки на каждое слово)
Пусть весна придёт скорей!
3 этап. Исполнительский
А) Блок «Живопись».
Звучит фонограмма «Голоса птиц. Грачи».
Воспитатель:
Слышите, ребята?
Кто это нас приветствует?
Дети:
- Это грачи.
Воспитатель:
- Правильно. Да вот же они на картине
«Грачи прилетели».
Воспитатель
обращает внимание детей на экран.
Появляется на экране картина «Грачи прилетели» А.К. Саврасова
Воспитатель:
Дети:- Грачи прилетели, снег тает.
Воспитатель:
- Да дети, художник изобразил, как на березы опустилась стая грачей, они шумят и радуются, вернувшись в свои гнезда.
- Обратите внимание, каким стал снег?
- Он потемнел, стал серым, грязноватым, местами подтаял, и разлилась большая лужа.
Звучит фонограмма «Весна» Г. В. Свиридова.
Воспитатель:
- Ах, послушайте, какая нежная весенняя музыка. Наверное, сейчас произойдет что-то прекрасное, весеннее. Как вы думаете, что же происходит после того, как сходит снег?
Дети:
- Распускаются цветы.
Воспитатель:
- Какие же цветы распускаются первыми?
Дети:
- Подснежники.
Воспитатель:
- А почему эти цветы так называются?
Дети:
- Потому что они первыми появляются из-под снега.
На экране появляется картина «Подснежники» А.М. Грицая.
Воспитатель:
- А эта картина
называется "Подснежники".
- И правда!
Среди тонких осинок из - под
прошлогодней травы появились нежные, хрупкие, голубенькие подснежники. И в темном, голом
лесу сразу повеяло весной.
-Ребята,
что
происходит весной с деревьями?
Дети:
-Набухают
почки, появляются листочки.
Воспитатель:
-
А какого цвета небо изобразил художник?
-
Да, оно нежно - голубое.
Воспитатель:
- Ребята, весной оживает природа,
пригревает солнышко, тает снег, прилетают птицы, они щебечут и поют, радуясь
весеннему теплу, начинает пробиваться травка, появляются первые цветы.
- Мы с вами это
все увидели на картинах. Давайте вспомним, как
называются картины, которые мы показали нашему другу Лунтику?
Дети перечисляют картин, ("Грачи
прилетели", "Подснежники").
Б) Блок «Музыка»
Музыкальный руководитель:
- Ребята, мне
так понравилась эта картина, на которой были изображены подснежники! А давайте
мы сейчас с вами послушаем музыку, которая так и называется «Подснежник». Присаживайтесь на ковёр.
Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского
«Апрель. Подснежник». Музыкальный руководитель комментирует музыку стихами
С.Маршака:
По
полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После
зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь
лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Музыкальный руководитель:
-Вам понравилась
эта музыка? А какая она?
Дети:
- Нежная, танцевальная, кружащаяся.
Музыкальный руководитель:
- А какое
настроение передаёт эта мелодия?
Дети:
- Радостное!
Музыкальный руководитель:
- Написал ее для
нас композитор Петр Ильич Чайковский. Когда мы слышим эту мелодию, то у нас
возникает радостное, светлое, весеннее настроение. Кто бы из
вас хотел в танце показать, как наступает весна?
- Смотрите, что
есть на нашей весенней полянке? (Разложены
ленты, цветы, веточки). Выбирайте, что вам нравится, и станцуйте для нашего гостя танец весны!
Дети выбирают атрибуты для танца (веточки, ленты,
цветы) и исполняют танцевальную импровизацию «Приход весны».
Музыкальный руководитель:
- Я думаю, что
Лунтик с удовольствием посмотрел ваш танец! А какую еще музыку о весне вы
знаете?
Дети:
- «Песня жаворонка»!
Музыкальный руководитель:
- Послушаем ее вместе с нашим гостем.
Звучит
небольшой отрывок «Песни жаворонка» П. И. Чайковского с комментированием
музыкального руководителя, побуждающим
фантазию детей.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, а кто
хочет показать танец весёлых весенних
птиц? Покажем нашему другу, как веселятся птички, радуясь весне.
Дети исполняют танцевальную импровизацию «Весенние
птицы».
Музыкальный руководитель:
-Молодцы! Ваши
птички были весёлые, они радовались весеннему теплу и солнышку! Вот мы и
познакомили нашего друга с весенней музыкой.
Обращает внимание детей на экран.
Посмотрите,
мне кажется, что Лунтик улыбается нам! Он теперь знает, что весна бывает
нежной, красивой! Именно поэтому
весенняя музыка передаёт нежное,
светлое, радостное настроение!
в) Блок «Поэзия»
Воспитатель:
-Весна несет всем людям радость жизни,
творчества. Композиторы сочиняют, что?
Дети:
-Музыку.
Воспитатель:
Художники
пишут?
Дети:
- Картины.
Воспитатель:
-
А поэты сочиняют.
Дети:
- Стихи.
Давайте вспомним стихотворения о весне.
Дети:
Дети читают стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
быстрыми шагами,
И сугробы тают
под ее ногами.
Черные
проталинки на полях видны.
Видно очень
теплые ноги у весны.
Дети читают стихотворение А. Плещеева «Весна»:
Уж тает снег,
бегут ручьи,
В окно повеяло
весною.
Засвищут скоро
соловьи
И лес оденется листвою.
Дети читают стихотворение А. Плещеева
"Травка зеленеет.."
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Воспитатель:
- Молодцы! Вы
очень красиво, красочно рассказали Лунтику о весне!
Г) Блок «Продуктивная деятельность»
Воспитатель:
- А как же
сделать так, что бы Лунтик не забыл наш рассказ о весне?
Дети:
- Сделать ему
подарок на память!
Воспитатель:
- Правильно!
Давайте сделаем подарок для нашего гостя, чтобы он смог рассказать о весне
своим друзьям.
Воспитатель:
- А вы помните,
что мы с вами начали рисовать весеннюю картину? Вот же она. (Подводит детей к
столу, на котором лежит незаконченное панно).
- Давайте представим, что мы великие художники весны.
Что мы
с вами хотели изобразить на нашей полянке, чтобы тут стало по-весеннему
тепло и весело?
Дети:
- Солнышко,
облака, травку, листики, цветы.
Воспитатель:
- Все
необходимое у нас уже приготовлено, выбирайте кто, что будет делать и занимайте
места.
(Звучит музыка, дети выполняют работу).
Освітні завдання. Формувати екологічну свідомість, підтримувати у дітей прагнення дотримуватись правил природокористування, розуміння того що природа потребує дбайливого ставлення з боку людини. Виховувати любов та бережне ставлення до рідної природи.
Викликати у вихованців захоплення від природи, жваво реагувати на весняні зміни в найближчому довкіллі.
Розширювати та збагачувати поняття дітей про хід і послідовність змін у природі, розуміти їх причини і наслідки. Знайомити вихованців з особливостями життя тварин та птахів у весняний період.
Вчити дітей складати творчі розповіді за схемою на основі власного досвіду, добирати рими до слів. Формувати вміння сприймати зображення через уявні відчуття і передавати їх у зв"язному висловлюванні.
Розвивати навички різних видів мовлення (розповідного, пояснювального, діалогічного), поповнювати активний словник епітетами, порівняннями, образними висловами. Удосконалювати у дітей артикуляцію, чіткість і виразність мовлення.
Учити малят розуміти зміст тематичних образних порівнянь, епітетів, підтримувати цікавість до літературних та музичних творів,розвивати здатність бачити прекрасне, чарівне, дивовижне в природному довкіллі
Удосконалювати вміння малят творчо мислити, передавати в руховій діяльності об"єкти живої природи.
Попередня робота:
Читання оповідання Г. Скребицького В. Чапліна «Хто як весну зустрічає».
Розглядання альбомів «Розповімо дітям «Про тварини України» «Про птахів України»
Обладнання: картки-схеми; малюнки із зображенням сонця, вогню, лампочки, дерев. кущів. квітів; скляний мольберт з розмальованим тлом; музика «Пори року»
Вихователь звертається до дітей:
Діти, сьогодні зранку я в групі знайшла ось таку книгу(показує книгу). Вона називається «4 сестриці- господині». Як ви гадаєте, хто ж ці сестриці господині»?
Про що говориться в цій книзі?(діти розглядають ілюстрації і висловлюють свої припущення)
Діти сідають на подушечки, вихователь читає оповідку:
Жили-були собі 4 пори року: Зима, Весна, Літо, Осінь. Жили завжди вони дружно у злагоді і мирі, та по-черзі панували на Землі: три місяці - Зима, три місяці - Весна, три місяці - Літо, три місяці - Осінь.
Але одного разу Зима вирішила. що вона головна на Землі: нахмурила брови, махнула засніженим рукавом і не захотіла поступатися Весні. Стурбувалися люди, засумували під сніговим простирадлом рослини, перестали співати птахи. Разом з ними захвилювалися Літо і Осінь.
Лише одна Весна була спокійна і впевнена:
Не турбуйтеся любі мої!- сказала вона. -У мене є диво, яке допоможе перемогти холод.
Діти, а далі я більше нічого не можу прочитати, тому що,мабуть, сніжинка залетіла на сторінку і розтанула там, всі букви розмились.
Але ось в книзі є ще конверт, а там якісь малюнки, можливо, вони нам допоможуть дізнатися про диво. яке говориться в казці.
Вихователь виставляє малюнки, на яких зображені лампочка. вогонь, сонце.
Діти, та як ви вважаєте, що ж може бути тим дивом, яке допоможе Весні побороти зимовий холод?
Так, це сонце.(Діти розповідають, чому саме сонце, а не лампочка і вогонь може перемогти зимовий холод)
Д/вправа «Сонечко яке?»
У вихователя в руках іграшкове сонечко, до кого торкнеться воно, той і відповідає. Вихователь починає фразу, діти продовжують:
Сонечко жовте, як…(кульбабка)
Сонечко кругле, як…(м"ячик)
Сонечко рум"яне, як…(колобок)
Сонечко ласкаве, як…(мама, бабуся)
Діти, а як ви думаєте, що робить сонечко?Як же воно допомагає Весні? (Діти передаючи сонечко по колу називають слова-дії: сонечко світить, зігріває землю, розтоплює сніг, зазирає у віконечко…)
То ж давайте будемо продовжувати нашу весняну казку. Діти, які ж зміни відбуваються в природі з приходом весни? (діти називають)
Так, діти, але в природі все відбувається в певній послідовності і про це допоможуть дізнатися ось такі схеми-позначки.
Ой, вони всі перемішалися. Можливо ви мені допоможете поставити їх у правильній послідовності.
Діти виставляють схеми- позначки.
Тепер уявіть, що ми з вами письменники - «творці книги». Складемо красиву розповідь за цими схемами-позначками:
«Прилинула на крилах Весна- чарівниця.ю Пригріло тепле весняне сонечко. Всюди розсипало свої золоті промінчики. Потекли жваві веселі струмочки з-під снігу і розбудили землю від зимового сну. З"явилися перші весняні квіти: проліски, підсніжники, ряст, первоцвіти. На деревах і кущах з"явилися бруньки, повертаються з теплих країв птахи.»
Молодці, а тепер уявіть, що ми поети. Зараз пограємо в гру «Слово називай - риму добирай»
Д/гра «Слово називай - риму добирай»
Діти підбирають рими: весна-красна, ясна, запашна; сонечко - віконечко; бурульки - цокотульки, веселуни; квіточки - діточки, зіроньки; деревце - стебельце; пташка - комашка, ромашка; комашки - пташки, пастушки.
А зараз я вас запрошую на зелену галявину.
Вправа на релаксацію «Намалюй те, про що ми говорили».
Діти сідають по колу один за одним і на спині дитини, що сидить попереду, малюють весняні слова, називаючи, що малює:
Я малюю веселе сонечко.
Я малюю зелену травичку.
Я малюю дзвінкий струмочок.
Я малюю блакитну квіточку.
Я малюю рясний дощ.
Я малюю тендітний підсніжник.
Я малюю блакитне небо.
Діти, як ви думаєте. де живе Весна?
Так, у лісі. А ви б хотіли побувати у весняному лісі.
Але до лісу дуже далеко, потрібен транспорт. У нас його немає. Як же нам бути?(Пропозиції дітей)
Ось нам художник подарував картину, яка називається «Весна у лісі».
Давайте розглянемо її, подивимось, що робить Весна у лісі.
Вихователь відкриває картину, накриту тканиною:
Але що це? Де поділось зображення на ній? Здається, я здогадалась. Це, мабуть, останні витівки Зими. Це вона стерла все те, що намалював художник. Тож давайте ми з вами створимо самі картину «Весна в лісі».
Вихователь пропонує з малюнків, що лежать на столі викласти на скляному мольберті веселий пейзаж (основа за тонована у відповідні веселі кольори).
Діти підбирають зображення дерев, кущів, квітів відповідно до сезону і кліматичних умов зростання, викладають картину і коментують свій вибір(під музичний супровід П. У. Чайковського «Пори року» Весна)
Діти, що ж ми з вами створили?
Картину «Веселий пейзаж».
Що вам найбільше подобається?
А тепер заплющуйте очі, уявно доторкніться на картині до кори дерев, хвої, снігу, вербових котиків. Що ви відчуваєте?
Які вони?(кора дерев - шорстка, хвоя - колюча, сніг - холодний. мокрий, вербові котики - м"які та ніжні)
А тепер уявіть, що ви відчуваєте запах весни. Чим пахне весна?(прохолодним повітрям, запахом торішньої трави, листям)
А тепер уявіть. що ви одягли навушники. Послухайте, які звуки лунають весною?(Діти називають)
Як дзюрчить струмочок? (дз-з-з)
Як розкриваються бруньки? (пам)
Як шумить вітер? (ш-ш-ш)
Як скрекоче сорока? (скре- ке-ке)
А зараз уявіть. що у вас в руках біноклі. Подивіться в них. Можливо, за допомогою бінокля ви зможете розглядіти те, що не побачили «неозброєним оком»(Діти називають те. що побачили: комашку, жук-сонечко).
Діти, але мені здається. що на картині когось не вистачає. Хто живе в лісі?
Так, дикі тварини.
Але чомусь їх не видно.
Лунає телефонний дзвінок:
Малята, звірі повідомляють нам, що у них з приходом весни з"явилось дуже багато клопотів, тому їх не можна побачити, але звірята прислали загадки про себе. Якщо ви відгадаєте, про кого йде мова, вони неодмінно з"являться на екрані.
Загадка про зайця:
Взимку білий він, як сніг,
Влітку сірий з вух до ніг.
Не помітять хижаки:
Ні лисиці, ні вовки.
На екрані з"являється зайчик.
Хто це?
Так, це заєць, значить ви вірно відгадали загадку.
Д/гра «Довідкове бюро»
Дитина розповідає про зміни, які сталися в житті зайця з приходом весни: «Взимку заєць був білий пухнастий. Але навесні почав линяти, по-літньому одягатись. Зимова шерсть линяє, а замість білої виростає інша - сіра,гладенька, щоб легше було від ворогів ховатися. У зайчихи народилися маленькі зайчата, вона годує їх молоком, а як підростуть - будуть гризти траву, молоді пагінці дерев, кущів.»
Загадка про білочку:
По деревах спритно скаче,
Шишки лускає добряче.
За умови правильної відповіді на екрані з"являється білка.
Розповідь дитини: «Білочка живе на деревах. Харчується насінням шишок,жолудями, горіхами,бруньками дерев. Шубка була у білки червоняста, але на зиму стала сіра. Навесні у білки з"являються білченята, вони голі і сліпі. Незабаром вони підростуть і будуть собі здобувати їжу.»
Загадка про їжака:
Взимку спав у купі хмизу,
Навесні він звідти виліз,
Колючки свої почистив
І побіг шукати їсти.
За умови правильної відповіді на екрані з"являється їжак.
Розповідь дитини: «Взимку їжак під купою хмизу цілу зиму нічого не їв, дуже схуд і зголоднів. Харчується мишами, комахами. Навесні у їжака з"являються малята.»
Ну що ж, діти, ви, мабуть, зрозуміли, що ліс - це царство Природи, але ми його гості, і ми повинні, завжди перебуваючи в лісі, пам"ятати про це і іншим нагадати. Тож давайте розтавимо в лісі екологічні знаки, щоб ніхто не зміг нашкодити цьому царству.(Діти розвішують екологічні знаки пояснюючи, що кожен з них означає.)
У грамзапису лунає курликання журавлів.
Голоси яких птахів ви чуєте?
Так, це журавлики повертаються до нас із теплих країв?
Як іще називають журавлів?(віщунами, провісниками весни,через приємний голос, що вони подають після повернення з вирію)
Уявіть собі, що ви повертаєтеся на батьківщину із теплих країв.
Під звуки мелодії «журавлі» летять до рідної землі. Як музика стихне «журавлики» завмирають і стоять нерухомо. Але щоб потрапити на батьківщину необхідно дати інтерв"ю журналісту(вихователю).
Запитання до «журавликів»:
Як називають птахів, які відлітають у теплі краї?
Де ви провели зиму?
Чому не залишилися зимувати у нас?
Де ви живете?
Чим ви харчуєтесь?
Які ще пташки зимували разом з вами?
Чому не відлітали сороки, синички, дятли?
Яку користь приносять пташки?
Як люди готуються до зустрічі птахів?
Діти, чому за Зимою приходить Весна? (сонце навесні піднімається все вище над землею, воно віддає більше тепла і допомагає перебороти зимовий холод)
А який настрій принесла вам весняна пора? (веселий, бадьорий, радісний, піднесений)
А коли такий настрій, що хочеться робити? (веселитися, сміятися радіти, співати)
Діти співають пісню «Веснянка».
Підготувала та провела.