Задания на букву ю. Буква ю и звуки, которые она обозначает
«Учим букву Э» – одна из развивающих флеш игр, которая поможет юному лингвисту, изучающему основы языка, поближе познакомиться с тридцать первой буквой нашего алфавита. В игровой форме ему будет предложено научиться обводить ее контуры по точкам, а затем распознавать ее среди бол
Мягкий знак хорошо знаком каждому из взрослых, однако у детей он нередко вызывает определенные трудности, избежать которых поможет вам онлайн игра «Учим букву Ь». Благодаря ей дети научатся писать эту букву на компьютере и быстро находить ее среди других множества других варианто
«Учим букву Х» – познавательная флеш игра, посвященная изучению двадцать третьей буквы алфавита. Пишется она довольно просто, достаточно лишь нарисовать крестик в виде двух пересекающихся палочек. Обводите следом за подсказкой контуры новой литеры, а затем найдите ее в представле
С помощью онлайн игры «Учим букву Ф» ваш ребенок познакомится с двадцать второй буквой нашего алфавита. Присмотритесь повнимательнее – ее контуры обведены зелеными точками, надо только правильно обвести их. Затем задание усложнится – найти среди разбросанных вариантов буквы Ф дов
«Учим букву Ж» — познавательная флеш игра, посвященная изучению восьмой буквы алфавита. Детям довольно непросто дается ее написание, поэтому важно основательно закрепить его на практике. Обводите следом за подсказкой контуры новой литеры, а затем найдите ее в предложенном н
С помощью онлайн игры «учим букву Ё» ваш ребенок познакомится с седьмой буквой нашего алфавита. Присмотритесь повнимательнее – ее контуры обведены зелеными точками, надо только правильно обвести их. Затем задание усложнится – найти среди разбросанных вариантов буквы Ё довольно не
Вот- весёлый клоун Вася,
Появился в нашем классе.
И принёс с собой шары,
Для любимой детворы.
Вам шары я подарю,
Но сначала всем велю!
Думать, дружно отвечать,
И соседа выручать!
Учитель: Давайте попробуем ответить на его вопросы.
(Учитель загадывает загадки про буквы, дети их отгадывают. Ряд букв появляется на доске.)
Загадки :
Как то раз спросили букву:
Как твоё житьё, бытьё?
Буква та даёт отчёт:
«Ничего житьё течёт,
Если б – не беда одна,
Я ударная всегда!» (буква Ё)
На расческу я похожа,
И на гребень чем – то схожа.
А приставишь к слову ДА,
Получается еда! (Буква Е)
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
ТРИ-
А какая буква?... (И)
Всем на свете эта буква
Доложить готова!
А вы знаете друзья?
Не простая буква я,
А- буква, слог, и слово! (Буква Я)
УЧИТЕЛЬ : Ребята, докажите мне, что высказывание буквы я истинно. (Я – буква гласного, значит, может образовывать слог. А может быть и целым словом.)
Кто помнит, как в русском языке называется это маленькое слово Я? (местоимение)
Какие вы ещё знаете местоимения?
Вы такие молодцы! ☺ Очень быстро и грамотно ответили на такие непростые вопросы! Осталось угадать последнюю букву.
УЧИТЕЛЬ: А может вы догадались про какую букву хочет вас спросить клоун Вася?
(спросить мнения нескольких человек). Буква Ю
Постарайтесь убедить меня и Васю, что вы правы! (Это гласные второго ряда, они приказывают читаться согласным мягко, не хватает буквы ю).
Вы действительно меня убедили, и в данной группе букв не хватает буквы ю.
Кто же уже встречался с этой буквой?
Какое место она занимает в алфавите?
На что похожа буква ю?
Как много вы знаете про эту букву!
А хотите знать больше?
Помогите мне сформулировать тему нашего урока.
(ответы детей, открывается первый слайд Буква Ю.)
3 этап. Работа над новой темой.
УЧИТЕЛЬ: У клоуна Васи есть любимая игрушка. А вот какая, вы узнаете если правильно совершите путешествие по полю букв. Путешествовать будем только глазками!
Закройте глаза! Откройте.
- Найдите глазами букву ю. Это начало слова.
- А теперь два шага вправо. Это вторая буква.
- Два шага вниз
Какое слово получилось? (ЮЛА)
Выясняется переносное значение слова юла.
(Постоянно двигаться, крутиться)
Проводится звуко-буквенный анализ слово юла . (на доске появляется схема)
Ю Л А
Дети приходят к выводу, что в слове звуков больше чем букв, так как буква ю обозначает два звука в начале слова. [ й у ]
УЧИТЕЛЬ : Какие ещё буквы обозначают два звука, когда стоят в начале слова?
(е, ё, я)
Только ли в этой позиции обозначают два звука? (когда стоят после гласных).
Работа со слайдом 2.
Прочитайте слоги первого столбика. В чём сходство данных слогов?
Прочитайте слоги второго столбика. Как произносятся согласные? Почему? (буква ю приказывает согласным читаться мягко)
Какой звук обозначает буква ю в этих слогах?
Теперь я буду показывать слог, а вы договаривайте его до целого слова .
УЧИТЕЛЬ : Вот теперь можно одеть нашего звуковичка! (тело красное так как буква ю гласная, она может обозначать два звука если стоит в начале слова или после гласной, и обозначает звук [ у ] если стоит после согласного, может быть как ударной так и безударной.)
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление. Лексическая работа.
УЧИТЕЛЬ : Любая работа спорится если её делать сообща, вместе. Сейчас я предлагаю работать в парах. Договоритесь между собой задание какой сложности вы будете выполнять. Давайте вспомним, что обозначают три разных цвета.
Красный- сложный вариант задания.
Жёлтый- задание средней сложности.
Зелёный- легкое задание.
УЧИТЕЛЬ: А задание такое: среди данных рядов букв отыскать слова и подчеркнуть их. Работаем на время, даётся одна минута (по песочным часам.)
ПРИМЕЧАНИЕ : На каждой парте задание на листочках, а проверяется задание на интерактивной доске, слайд 3.
урдюнызкшлюзуюртафмлютыйфосоюзр
овабкюветмнсхтюбиклтиюнгасик
утушюбкаыщжоюгстахлюдимз
(появляются слова: дюны, шлюз, юрта, лютый, кювет, тюбик, юнга, юбка, юг, люди, союз).
УЧИТЕЛЬ : Среди данных слов найдите слово, отвечающее на вопрос какой?
О ком или о чём можно так сказать? (лютый зверь, лютый мороз.)
Придумайте предложение с этим словом, употребите его в разных значениях.
Прочитайте оставшиеся слова, значения каких слов вам непонятны? (идёт работа над лексическим значения слов и показ слайдов 4,5,6).
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.
Шлюз- сооружение на реки для пропуска судов на пути их
следования. Сооружение состоит из камера с водой и пропускных ворот.
Юрта - основное жилище кочевников Центральной Азии, состоит из деревянных решёток и жердей, которые покрыты материалом из шерсти овец или верблюдов.
Кювет - канава для стока воды вдоль дороги.
Юнга- подросток на судне, обучающийся морскому делу.
6.Работа с текстом.
а) До чтения текста.
Прочитайте заглавие. Его нет? А что вместо него? (знак вопроса.).
Б) Чтение текста сразу вслух по абзацам с вопросами по ходу чтения.
1-й абзац.
Интересно, кто же в русском языке такой фокусник? (Предложения детей.).
2-й абзац.
Ученики после 3-го предложения выполняют предложенное задание: рассказывают о доме и затем рассказывают, что представляют, когда слышат слово домик.
Работа со слайдом 7.
3-4-й абзацы.
Выполнение заданий, предложенных в тексте.
5-й абзац.
Что такое суффикс?
Какие бывают суффиксы? Встречались ли мы с ними раньше?
Выполнение задания.
6-й абзац.
Кто совершает в русском языке чудесные превращения?
В) Вопросы после чтения.
О чём этот текст?
Как его можно озаглавить?
Какие суффиксы знаете? Приведите примеры слов с этими суффиксами.
7. Закрепление.
Работа со слайдом 8.
УЧИТЕЛЬ:
Кого вы видите на картинке? Опишите его.
Как назвать кота ласково? (котик)
Какой суффикс использовали?
Попробуйте образовать новое слово с суффиксом –ищ-. (котище)
Каким теперь вы себе представляете кота?
Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы. (Работа с индивидуальным раздаточным материалом)
К какому жанру относятся эти строки? (песенка)
Как обращаются к коту? (котик, коток, котя)
В чем заключается краса котика? (глазки смелые, зубки белые, усы удивительные).
Работа со слайдом 9.
Какие суффиксы вы записали? (учитель вставляет суффиксы в текст). Чем они вам помогли? (ответы детей)
Прочитайте песенку выразительно.
Организация: МАДОУ №94
Населенный пункт: Томская область, г. Томск
Цель: познакомить детей с гласным звуком[ йу ], с буквой «Ю».
Задачи :
- развивать фонематический слух, находить звук в словах, в трех позициях;
- продолжать учить детей читать;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом
Оборудование: письмо, разрезная азбука, палочки, картины железных изделий, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций, колокольчик.
Ход занятия:
1. Орг. Момент:
1.1. Звенит колокольчик. Дети входят в группу и встают возле столов.
Доброе утро, ребята!
Заходите дети в группу,
Прозвенел звонок сейчас,
Все тихонько, быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!
1.2. Воспитатель: Ребята, к нам на группу пришло письмо (показываю). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? Обсуждаем варианты.(Юра). Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.
«Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»
- Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?
- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.
Сказка о Веселом Язычке
Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.
2. Ход занятия:
– И так, первое задание.
– Отгадайте любимую букву Юры.
– Это буква «Ю».
– Почему вы так думаете?
– Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?
Дети : - Гласный
Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?
Дети: - А, О, У, Е, Я
Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?
Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.
Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?
Дети: - Два.
Воспитатель: - А какие это звуки?
Дети: - [й] и [у]
–В ней живут два звука «Й», «У»
Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю
Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю. (показ буквы)Задание 2. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.
Пальчиковая гимнастика:
В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.
Там друзей себе найду.
Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.
Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.
– Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.
Дети: - О
Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква…. Ю.
Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)
Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек .
Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку
Ночь, но если захочу,
Щелкну раз,-
И день включу. (Выключатель).
– Давайте посчитаем сколько слогов в слове « Выключатель». (прохлопываем)
– Какой первый звук?
– Какой последний звук?
– Назовите гласные звуки.
– Где стоит буква «Ю»?
Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в Игру «Ты-я» .Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю. Например:
Ты Читай – Я читаю
Где стоит буква «Ю»?
Задание 6: «Где спрятался звук Ю» (педагог раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук)
- Ребята, где может находиться звук в слове?
В начале: юла, Юпитер, юнга
В середине: ключ, тюль, клюв,
В конце: рою, дую, жую, грею
Закрепление материала:
На карточке раскрасить, соответствующий квадрат
Салют – последний кубик, ключ в середине, юла –первый кубик)
3. Физкультминутка.
Юрта это домик в тундре (имитация дома)
Юнга плавает на судне (имитация волны)
Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)
Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)
Стану я сейчас юлой (руки в бок)
На ноге крутнусь одной,
А теперь сменю я ножку.
И на ней крутнусь немножко,
Покрутились, а сейчас
Я прошу садиться вас.
Задание 7.
Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди,по цепочке:
Дополнительно:
Задание 8: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.
Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.
Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)
Это - школьные принадлежности.
4. Итог занятия
Воспитатель:
Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.
Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?
5. Рефлексия
«Солнышко и тучка»
А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку
Если у вас все получилось –« солнышко»,
Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»
Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».
И прикрепить на доску.
Список литературы:
- Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. " УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
- Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
- О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
- Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.
На этой страничке будем читать стихи про букву Ю для детей. Читая интересные детские стишки о букве Ю вы с легкостью выучите эту буквочку алфавита. Много интересных слов на букву Ю узнаете, разгадывая загадки и скороговорки с буквой Ю.
Буква Ю — тридцать вторая буква русского алфавита. Буква Ю в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][У]. Буква Ю после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [У].
Детские стихи про букву Ю
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.
***
Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.
На арене укротитель -
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело встал лицом
В пути, в неведомом краю,
Нам компас - лучший друг.
Одной заглавной буквой Ю
На нем отмечен юг.
Над облаками мы летим
По компасу на юг.
На берег моря,
в Южный Крым,
Где нет зимою вьюг.
Стишки для детей на букву Ю
Кошку Юлькой звать, мою,
Я ей песенку пою,
Баю, баю, баю, бай,
Букву Ю ты Юлька знай.
***
Юла поёт: «Не устаю
Юлить я и крутиться.
Пока танцую — я стою,
И не хочу свалиться.
***
Юнга — будущий матрос -
Южных рыбок нам привёз.
***
В гости к мячику ЮЛА
Раз приглашена была.
Как добраться ей до друга?
Ведь юла идет по кругу!
Стихотворения о букве Ю для детей 1 класса
Есть юла у Юры,
Утюжок у Шуры,
Вместе весело играть,
Букву Ю нам надо знать.
Юля в школу сегодня шла,
Букву Ю в кустах нашла,
Юра, Юля и Юла,
Букву Ю везде нашла.
Юра к Юле в гости пришёл,
Юлой они играли хорошо,
Букву Ю они узнали,
Всем о букве рассказали.
В пути, в неведомом краю,
Нам компас - лучший друг.
Одной заглавной буквой Ю
На нем отмечен юг.
Над облаками мы летим
По компасу на юг.
На берег моря,
в Южный Крым,
Где нет зимою вьюг.
***
Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву Ю.
Это - южный ктототам.
Я его
Придумал сам!
Загадки про букву Ю
Юрта. Юрта — дом степной,
Тёплый дом, переносной.
Песенку о нём спою,
Чтоб запомнить букву …
В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова.
Эту букву носят леди,
Любят белые медведи,
А настанут холода -
Птицы улетят туда.
Ответ: буква Ю (юбка, юкола, юг)
Скороговорки с буквой Ю
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.
Задачи:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105» муниципального образования города Братска
Конспект
занятия с детьми старшего
дошкольного возраста
по теме
«Буква и звук Ю»
Составила:
Молчанова И.Л.
воспитатель
г. Братск
Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.
Задачи:
Познакомить с буквой и звуком Ю;
Продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;
Закреплять умения подбирать слова на заданный звук
Материал: презентация, картинки, фишки, буквы.
Ход занятия
1. Мотивация.
Мой звоночек звенит, заливается.
Все ребята вокруг собираются.
Колокольчик поёт динь, динь, динь.
Он к вам гостя зовёт: «Динь-динь-динь».
А кто к нам пришёл? Догадайтесь сами.
Песня из кинофильма «Приключения Буратино»
2. Сюрпризный момент.
Игрушка – Буратино.
Буратино решил пойти всё-таки в школу, но ему очень трудно. Он многого не знает, и он решил обратиться к вам, ребята. Поможете ему? Нужно выполнить несколько заданий. Буратино – шутник, и он спрятал их в группе, а вам оставил карту.
Карта
Дети рассматривают её.
Первое задание под какой цифрой?
3. Игровое задание «Назови звуки».
Дети находят конверт с цифрой 1. В нём фишки синего и зелёного цвета.
Как вы думаете, что это такое? Что обозначает фишка синего цвета? Какие гласные буквы могут стоять после согласного твёрдого звука? (а, у, ы, о, э)
Какие гласные буквы могут стоять после согласного мягкого звука? (я, ё, е, и)
Игра «Что изменилось?»
Воспитатель меняет местами буквы, а дети должны найти ошибки.
Все следующие задания в конвертах дети ищут сами.
4. Знакомство с буквой Ю (слайд 2).
Загадка о юле.
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. (юла)
Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове - йула (й). Напоминает, что звук (й) - всегда мягкий согласный. Чем будем обозначать его? Далее интонационно выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков (йу) на букву ю.
Анализ слова продолжает вызванный к доске ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый согласный звук?
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась…буква Ю.
5. Игра «Назови имя, которое начинается на звук Ю» (слайд 3, 4).