Специфика вентиляции в детском саду. Основные требования нормативных документов к вентиляции детского сада Детский сад проектирование вентиляции нормы
Проветривание в дошкольных учреждениях играет важнейшую роль, ведь именно в начале жизни закладываются основы физического здоровья малышей. Чистый воздух и его правильные температурно-влажностные характеристики, созданные грамотной системой вентиляции в детских садах и других дошкольных учреждениях положительно скажется на самочувствие детей и обеспечит малышам здоровый микроклимат.
Особенности воздухообмена
На основании действующего законодательства, детские учреждения должны размещаться в отдельно стоящих постройках и оснащаться естественной приточно-вытяжной и механической вытяжной системами вентиляции. Для всех помещений проектируется естественная вытяжка и приток воздушной смеси, через форточки, фрамуги и естественные неплотности в окнах и дверях. Для создания необходимого объема приточного воздуха, допускается применение оконных приточных клапанов. В кухне, санузлах и прачечных применяется вытяжка воздушных масс с механическим побуждением, посредством использования низкоскоростных вентиляторов.
Вентиляция пищеблока детского сада создается посредством работы вытяжек в комнатах приготовления пищи с притоком воздуха через форточки и естественные неплотности. Для пополнения кислородом и вывода насыщенной углекислым газом воздушной смеси, в учебных классах, игровых комнатах и спальнях предусматривается проветривание, обеспечивающее хорошее продувание помещений. Удаление воздуха из этих помещений проводится посредством естественного движения воздушных масс через смежные комнаты, коридор и пр.
Индивидуальные системы удаления загрязненных воздушных масс предусматриваются для изоляторов, медпункта, места хранения медицинских препаратов и шкафов для сушки одежды. Норма расхода воздушной смеси для одного шкафа — 10 м 3 /ч. Механические системы воздухоснабжения в детских садах не предусматриваются.
Нормы температур для холодного и теплого времени года, кратность воздухообмена и правила и доступные схемы вентиляции учебных заведений дошкольного типа, регламентируется СНиП П-Л. 3-71.
Здоровый микроклимат и режимы проветривания
Основная задача грамотного проветривания комнат детского сада – это устранение загрязнений и снижение уровня влажности в групповых комнатах. Циркуляция чистого и свежего воздуха является эффективным средством профилактики вирусных и инфекционных заболеваний.
- Запрещается герметизировать естественные приточные щели в форточках и окнах, которыми должны быть оснащены окна во всех помещениях.
- После посещения детьми групп, учебных классов, помещения приема пищи, спален и пр., такие помещения подлежат интенсивному проветриванию: при температуре наружного воздуха ниже -20°С, проветривание производится не более 3 минут; в межсезонье, процедура проветривания проводится до 20 мин.
Площадь форточек, фрамуг и других отверстий для воздухоснабжения отдельного помещения в детском саду, должна быть в соотношении с площадью пола 1/50. По два отверстия естественной вытяжной системы должны быть организованы в верхней части каждого группового помещения.
Использование энергосберегающих устройств
Системы отопления и вентиляции в детском саду тесно связаны между собой. Использование рекуператора снизит затраты на отопление и создаст необходимый приток свежего и очищенного воздуха необходимой температуры.
Качественная очистка воздушных масс – это жизненно важная необходимость в дошкольных учреждениях, поскольку пыль, пыльца растений и споры грибков, находящиеся в воздушной смеси, могут спровоцировать у ребенка с неокрепшим иммунитетом различные аллергические реакции и заболевания верхних дыхательных путей.
Несмотря на то, что оснащение общеобразовательных и дошкольных учреждений системой рекуперации воздуха не является сложным процессом, расчет и выполнение работ необходимо доверить только профессионалам.
Детские сады и ясли требуют качественной системы вентиляции, так как именно от нее в большей степени зависит самочувствие малышей. Чистый воздух и его правильные влажностно-температурные характеристики обеспечат в помещении комфортный микроклимат, а это крайне необходимо для нормального развития детей такого возраста. Также постоянный поток свежего воздуха является лучшей профилактикой инфекционных заболеваний.
ВАЖНО! Не стоит забывать, что плохо продуманная система вентиляции может вызывать сквозняки или некомфортную температуру в помещении, что может приводить к простудам детей, поэтому очень важно отнестись к этому вопросу со всей серьезностью.
Выбор системы вентиляции для детского сада
Согласно с действующими нормами законодательства детские сады должны находиться в отдельно стоящих постройках и оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. Это определено в СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" и СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
Инженеры еще до этапа проектирования собирают информацию об особенностях климата, где будет располагаться детский сад, о средних показателях температуры, влажности, воздухообмена и параметрах помещения. Это позволит учесть все нюансы во время работы над проектом системы вентиляции детского сада. Также все показатели будущей системы вентиляции должны соответствовать данным, приведенным в таблице.
Таблица расчетных параметров воздуха
№ п/п |
Помещение |
Расчетная температура в холодный период |
Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха |
|
Приток |
Вытяжка |
|||
Игровая, приемная младшей ясельной группы |
||||
Групповая, раздевальная комната: |
||||
группы раннего возраста |
||||
2 младшей группы |
||||
средней и старшей группы |
||||
Спальни ясельных групп |
||||
Спальни дошкольных групп |
||||
Туалетные ясельных групп |
||||
Туалетные дошкольных групп |
||||
Залы для музыкальных и гимнастических занятий |
||||
Буфетные |
||||
Помещение бассейна для обучения плаванию |
по расчету, не менее 50 куб.м. в час на ребенка |
|||
Медицинские помещения |
||||
Кабинеты массажа и физиотерапии |
||||
Служебно-бытовые помещения |
||||
Кухня |
по расчету |
|||
Стиральная |
||||
Гладильная |
Два варианта системы вентиляции детского сада: традиционный и современный.
Традиционный (простой) вариант вентиляции детского сада: Раньше в детских садах использовалась естественная вентиляция - приток воздуха осуществлялся с помощью форточек и естественных неплотностей в окнах, а вытяжка выходила через шахту на крышу с естественным подпором воздуха - то есть теплый воздух поднимается наверх естественным путем.
Конечно, такая система вентиляции имеет скорее больше недостатков, чем преимуществ. Принцип работы:
В тех комнатах, где малыши проводят больше времени (спальни, игровые), нужно предусмотреть угловое и сквозное проветривание. Если детский сад расположен там, где в теплое время года температура достаточно долго держится выше +30°С, то нужно обязательно обеспечить сквозное или угловое проветривание в спальнях, сушилках, туалетах и кухнях. Когда помещение проветривается таким способом, то воздух удаляется через смежные комнаты, например, при проветривании игровой воздух «уходит» через спальню или раздевалку, а при проветривании кухни - через кладовую. Не понадобится такое проветривание в условиях Крайнего Севера.
Когда группа детей освободила спальню, столовую или другую комнату, рекомендовано проветрить помещение. При температуре -20 °С время такого проветривания должно быть не более 5 минут, а в другое, более теплое время года - до 20 минут.
Для создания комфортных условий пребывания детей в дошкольных учреждениях необходима организация качественной вентиляции. Она обеспечивает не только чистоту воздуха в помещении, но и правильные влажностные характеристики. С технической точки зрения проектирование системы вентиляции детского сада осуществляется по тем же нормам, что и для других комплексов с аналогичной производительностью. Но главной его особенностью должна быть профилактика простудных заболеваний, которая возможна, если выполнить следующие условия:
- Создать воздушную среду, не способствующую переносу бактерий и вирусов;
- Поддерживать оптимальные для нормального функционирования иммунной системы детей температурные и влажностные параметры воздуха;
- Обеспечить такой воздухообмен, который исключает общее или локальное переохлаждение.
Особенности воздухообмена в дошкольных учреждениях
Согласно санитарным правилам и нормам, воздухообмен в детских садах должен быть приточно-вытяжным, с естественным побуждением, а кратность замещения воздуха – 1-1,5 (но не меньше 50 м³/ч на 1 чел.). Соблюсти это требование за счет естественной инфильтрации невозможно, поэтому задействуются сквозные и угловые проветривания в периоды отсутствия детей в помещениях.
Частота и длительность этих мероприятий регламентированы и привязаны к климатическому району. Большая часть средней полосы России относится к II и III климатическому району: для них предусмотрена следующая длительность проветриваний (при средней площади помещений 50 м² и средней величине окна):
- Через фрамуги: для помещений с пребыванием детей – 200 мин, для пустых – 150 мин;
- Залповое: с пребыванием – 15 мин, для пустых – 8 мин;
- Диагональное: с пребыванием – запрещено; для пустых – 5 мин.
Современная система в дошкольных учреждениях используется довольно редко по двум причинам:
- стоимость проектирования вентиляции выше по сравнению с традиционным вариантом;
- приточные диффузоры создают потоки более холодного наружного воздуха.
Отдельно выделим комбинированный тип вентиляции. В этом варианте традиционная схема дополняется технологичными установками. Для решения проблемы низкой влажности воздуха во время отопительного сезона задействуются локальные увлажнители. Для детсадов рекомендуются устройства с ультразвуковым распылителем – они обеспечивают безопасную и бесшумную аэрацию.
Наши проекты
Компания ООО "ОВеКон-Инжиниринг" проектирует и реализует проекты систем вентиляции для детских садов и других помещений, предлагая воздуховоды собственного производства и гарантию качества услуг.
Чистый воздух в помещениях и здоровый сон позволяют поддерживать самочувствие детей на должном уровне. Если естественная и обеспечиваемая вентиляторами приточно-вытяжная вентиляция отвечают за чистый воздух, то за здоровый сон отвечают правильно подобранные кроватки и качественные матрасы . Как ни странно, нормативы регламентируют количество столов и стульев, а также их размеры, а вот о кроватках в них сказано очень мало: они должны соответствовать росту ребёнка и иметь жесткое ложе.
Несмотря на то, что здания дошкольных общеобразовательных учреждений оборудуются системами отопления и вентиляции по нормам, предъявляемым к зданиям и сооружениям общественного назначения, существуют и определённые особенности.
Требования к вентиляции в детских садах
Основные исходные данные, необходимые для расчета системы вентиляции детских садов и яслей, содержит таблица 19 СНиП 2.08.02-89. Практически для всех помещений в ней указан температурный режим и требования по кратности приточного и вытяжного воздухообмена.
Во всех рекомендациях и нормативах содержится требование регулярного проветривания помещений, когда дети в них отсутствуют. Рекомендуемые способы – сквозняк и угловое проветривание. Длительность освежения воздуха может варьироваться, как правило, она зависит от силы ветра и его направления, температуры уличного воздуха, а также режима работы системы отопления. Не реже, чем раз в 1,5 часа нужно в течение минимум 10 минут проветривать помещение сквозняком.
Максимально допустимое понижение температуры при проведении проветривания – 4 градуса. Когда на улице тепло, допустимо в присутствии детей открывать окна, но только с одной стороны комнаты. Категорически запрещено проветривание через туалеты.
Перед укладыванием детей должно быть проветрено спальное помещение. Когда на улице холодно, окна нужно закрыть за 10 минут перед приходом детей. После засыпания детей окна можно открывать, но только с одной стороны. За полчаса до подъёма их снова следует закрыть. В тёплое время года сон должен проходить при открытых окнах, но нельзя допускать сквозняков.
Проветривание является эффективным способом естественной вентиляции, но далеко не единственным возможным. Широко применяется и принудительная приточно-вытяжная вентиляция помещений детских дошкольных учреждений. Её обустройство в детских садах тоже имеет свои особенности: