Радостный Цветок. сказка для малышей
Творческие работы учеников 2 класса по окружающему миру.
Легенды о растениях.
Сорняки.
Сорняки – это растительные изгои, которые воровали деньги. Когда – то сорняки были похожи на прекрасные растения. Но попались на воровстве, а это ужасные действия. Из-за этого они были превращены в разные виды сорняков и сейчас крадут еду у других растений!
Нарцисс.
Давным – давно жил юноша по имени Нарцисс. Он себя очень любил, не замечал никого. Всё время он любовался своим отражением в озере. Многие люди обращались к немее за помощью, думая, что и душа у него такая же красивая как и лицо. Но он никому не помогал, потому что заботился только о себе. И когда мама попросила его о помощи, он её не услышал. Бог рассердился и превратил юношу в цветок – Нарцисс.
Роза.
У Розы и Кактуса был день рождения в один день. Кактус сказал Розе: «Ты так прекрасна и беззащитна. Чтобы тебя не обижали, я дарю тебе свои шипы». А роза подарила свой нежный цветок кактусу. С тех пор у розы есть шипы, а у кактуса – цветок.
Роза.
Жила на свете принцесса, необычайной красоты. Звали её Роза. Никто не мог отвести от неё глаза, любовались её глазами, очень прекрасными и очень добрыми. Однажды в саду у одного короля вырос необычайный цветок. И решили его назвать по имени этой девочки – «роза». Однажды принцесса пропала. Никто не смог найти её. Исчезла она без следа. А у цветка вдруг выросли шипы. Принцессу так и не нашли, а все розы во все времена теперь с шипами.
Гранат.
Бог подземного царства Плутон украл полюбившуюся ему красавицу Прозепину. Она была очень зла на него, Плутон совсем не нравился ей. Тогда бог дал съесть похищенной красавице Прозепине зёрна тогда неизвестного никому граната. Он сделал это не просто так. Плутон знал, что зёрна эти волшебные: если съест Прозепина их – она никогда не покинет его. Зёрна эти с тех пор считают символом крепкого брака. А зубчатый хвостик у граната стал символом царской власти. Похож он на корону.
Одуванчик.
Когда-то на землю с Солнца прилетел маленький золотистый огонёк. И там, где он приземлился, вырос необыкновенно красивый цветок, похожий на маленькое солнышко. Однажды его золотая головка стала пушистой и побелела. Весёлый ветерок решил поиграть с ним и унёс с цветка пушинка. Там, где приземлились эти пушинки, выросли цветы, похожие на солнце. Люди назвали этот цветок – одуванчик.
Одоникс.
В одном очень красивом лесу росло такое удивительное растение. Его имя – «одоникс». Растение это было очень красивое и очень полезное. Лечебная сила этого растения помогала и насекомым и зверям и даже людям. Этот цветок цвёл только 2 раза в 2 года. Злой волшебник захотел уничтожить цветок доброты. Много раз он заколдовывал его. Но в определённый день цветок зацветал и колдовство рассеивалось. Происходило это потому, что цветок одониса – это самый настоящий добрый волшебник, только он когда-то решил стать отшельником. С людьми он больше не общался, но пользу им приносил регулярно.
Цветы полевые и луговые: рассказы и сказки о цветах для детей, развивающие задания, речевые игры, стихи, картинки. Детям об ароматных травах. Познавательное видео для дошкольников и младших школьников.
Летом мы выезжаем за город — в турпоходы, на дачу, на отдых. И вокруг мы видим много разных цветов и трав. А всегда ли мы можем рассказать о них детям и ответить на их вопросы. К сожалению, часто бывает так, что малыш отлично осведомлен об экзотическом «шоколадном дереве» или «мармеладном дереве», а вот василек и колокольчик в природе не узнает, и удивительные секреты родной природы для него закрыты. А ведь окружающая нас в России природа так красива!
Давайте вместе отправимся в путешествие в царство полевых и луговых цветов. И расскажем о них нашим малышам.
Дополнительный материал к этой статье — летние загадки о растениях Вы найдете в статье
Цветы и травы в картинках, заданиях, стихах и рассказах для детей
Энциклопедия цветов для малышей
В этой статье Вы найдете много интересного материала о цветах и травах для детей. Не нужно рассказывать ребенку сразу же о всех растениях. Ведь главная задача — это не наполнить малыша информацией, а пробудить его любознательность. научить задавать вопросы, думать, делать выводы, экспериментировать, находить взаимосвязи. Именно такие задания Вы найдете в этой статье.
Сначала во время прогулки найдите те цветы, с которыми Ваш малыш встречается наиболее часто и познакомьте его с ними. Дайте малышу возможность увидеть удивительное в незаметном и привычном! Это совсем другой взгляд на мир — взгляд Человека разумного, Человека — творца, Человека — исследователя и художника!
Очень важно, чтобы ребенок увидел растение в природе, а не только на картинке или в видео Чтобы он погладил осторожно и нежно листочки, стебелек, ощутил запах цветка, понаблюдал за насекомыми, которые кружатся около цветка и на него садятся. Это те жизненные впечатления, которых ничто не заменит!
Рассмотрите с ребенком несколько луговых или полевых цветов (2-5), которые Вы найдете. Спросите ребенка:
- Что общего между всеми ними? (Это цветы. У них есть корень, стебель, листья, цветок — назовите эти части цветка).
- Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?
- А зачем цветку стебли? Листья? Семена?
- Чем цветки отличаются от деревьев? От кустарников?
- А чем эти цветы отличаются друг от друга? (Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки? по размеру, форме, расположению, окраске).
Придумайте вместе с малышом загадки-описания цветков. Запишите их в красивую тетрадь или альбом. загадайте друзьям и родственникам. Хорошо, если Вы составите целый путеводитель с картинками про цветы и впишите в него загадки, придуманные малышом.
Придумать загадку о цветке очень просто. Разложите перед малышом 3 картинки с цветами. И попросите его описать один цветок так, чтобы Вы догадались, что это. Правило — называть название цветка нельзя, это ведь загадка!Примеры картинок: для детей 4-5 лет — ромашка, василек, клевер. Для детей 5-7 лет: василек, цикорий, колокольчик (все цветки синего оттенка, поэтому их сложнее описать).
- Какой у цветка стебель (толстый или тонкий, прямой или изгибающийся. ветвистый.
- Какие у цветка листья (большие или маленькие, узкие или широкие, острые или с округлыми краями).
- Какие у цветка цветы (какого цвета, размера, формы, какая серединка цветка, где расположены цветки, много ли их на растении).
- Что мы еще знаем о цветке (как его используют, сказки о цветке, где растет и т.д.)
Сориентироваться в мире цветов и трав, открыть их секреты Вам и Вашим малышам помогут познавательные видео для детей, а также рассказы, задания, картинки из этой статьи.
Познавательное видео для детей «Луговые цветы»: детям о родной природе
Познавательное видео для детей «Ароматные травы»: знакомимся летом с растениями
Рассказы о луговых и полевых цветах в картинках для детей
Герань луговая
Герань растет не только дома на подоконнике. Она растет и на лугу. Герань, которая растет на лугу, называют… как ты думаешь, как? Если она растет на лугах, то она какая? Луго-вая. Это луговая герань. Какого цвета цветки комнатной герани у нас дома? А цветки луговой герани (голубовато-фиолетовые). Чем отличается наша комнатная душистая герань от герани луговой?
Цветет луговая герань очень мало – только два дня! Но цветком у нее очень много, поэтому нам и кажется, что герань цветет долго-долго.
Цветок луговой герани из пяти лепестков. Края лепестка округлые, ровные. От одного корня отходит несколько стеблей.
Пыльцу герани очень любят разные насекомые и ползающие жучки. Но герань – цветок удивительный. Она не отдает свою пыльцу жучкам, а бережет ее для пчел и бабочек. Как же она от жучков защищается? Как ты думаешь? Пусть малыш придумает свой вариант – попробует найти ответ на этот вопрос. Оказывается, стебелек около цветка герани покрыт липкой жидкостью. И жучки через нее просто не могут проползти. А вот бабочкам и пчелам это не мешает. Почему? Пусть малыш найдет ответ на этот вопрос, выскажет предположение. Даже если он не угадал, поощрите его за то, что он не побоялся подумать и высказать свое мнение. Правильно, ведь пчелы и бабочки летают и садятся на цветок сверху! И им эта липкая жидкость на стебельке внизу цветка нисколько не мешает. Если малышу непонятно, то вырежите из бумаги силуэт бабочки и покажите, как она садится на ладошку — цветок. Она не ползет по стебельку, а садится сверху и не задевает эту липкое вещество.
Другое название герани – журавельник. На какое слово похоже? Правильно, на слово журавель, журавль. Чем же герань похожа на журавля? Посмотри на плоды герани. Они появляются ближе к осени, когда герань отцветет. На что похож этот плодик? Да, у плода есть длинный клювик, как у журавля. Поэтому и называют еще герань луговую журавельником.
Как созреет такой плод с клювиком у луговой герани, выпадут из него семена. Где упадут – там вырастут на следующий год новые растения герани луговой.
Герань — растение целебное. Кашицу из луговой герани прикладывали к укусам змей, меняя ее каждые 10 минут, и она очень помогала и людям, и животным.
Одуванчик
Одуванчик знают все дети и взрослые. И знают его особенность – этот цветок сначала желтый, а потом белый с множеством парашютиков с семенами.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное (Е. Серова).
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет! (О. Высоцкая)
Почему одуванчики названы в стихотворении «маленьким портретом солнца»?А как бы ты их назвал? Они желтые как… (как что?)
А знаете ли вы, что одуванчик может предсказывать погод у? Догадались, как он это делает? Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.
Одуванчик — очень полезное растение:
- Из одуванчика делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как ты думаешь, почему?
- Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности.
- Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!
Колокольчик
Колокольчики растут и на лугу, и на лесной полянке. Они очень красивые – синие и лиловые. Бывают одиночные цветочки на колокольчике, а бывают целые букетики.
Колокольчик — синий цвет
Ты открой нам свой секрет,
Почему ты не звенишь,
Хоть головкой шевелишь,
То от ветра клонишься,
То от солнца скроешься (Н. Сергеева).
Колокольчик тоже может нам рассказать о погоде. Наверняка Ваш малыш уже догадался, как говорит с нами колокольчик и как «читать» язык цветов? Да, в пасмурную погоду и ночью колокольчик закрывается, то есть опускает свою головку – прячется. И в нем как в домике прячутся мелкие жучки да паучки и мушки. Тепло им там и хорошо как в теремке.
Вот такой колокольчик – теремок . Очень его за это разные мелкие насекомые любят!
Попробуйте с малышом сочинить сказку «Колокольчик – теремок» или «Под колокольчиком» о том, как во время дождя под колокольчиком разные насекомые прятались и друг с другом знакомились (по аналогии со сказкой Сутеева «Под грибом»). Лучше всего разыграть такую сказку в картинках или с игрушками. В этой сказке Вы сможете закрепить представления малыша о насекомых, стимулировать диалогическую речь. Начинайте сказку сами, а малыш продолжит начатые Вами предложения: «Стоит на лугу теремок-теремок. Он не низок — не высок не высок. Теремок тот колокольчиком зовут. Один раз… Подбежала к колокольчику… И говорит… А колокольчик ей отвечает…. И стала … в колокольчике от дождя прятиться» и так далее. Началом фраз Вы помогаете усвоить ребенку способы построения текста и способы соединения предложений в тексте. Обязательно запишите получившуюся сказку, перескажите ее — малышу нужно чувствовать, что его достижения в сочинительстве и речевом творчестве значимы для близких взрослых!
Иван-да-Марья
У этого цветочка цветки необычные – они двух цветов: желтого и сиреневого.
Иван-да-Марья цветочек очень красивый. Но рвать иван-да-марью не нужно! Цветок быстро завянет, и потеряет свою красоту. Пусть лучше радует нас на лугу!
А про то, откуда этот цветок название свое получил, есть одна сказка.
Сказка про цветок Иван-да-Марья
Давным – давно жили-были Иван да красавица Марья. Один раз пошли они в лес за грибами да за ягодами. Но поднялась буря, началась гроза, ударил гром. Негде им было спрятаться. Тогда Иван загородил собой Марью от дождя, а Марья присела возле кустика. Закончилась буря, а на этом месте цветок появился. У цветка этого были желтые цветочки, которые сверху прикрывались синими листочками. Вот в память об Иване и Марье и назвали цветок Иван-да Марья. А вы найдите в цветке, где Иван, а где Марья в этом растении?
Марья у кустика присела в дождь. И с тех пор растении это одно не живет. Всегда к другому цветку прикрепляется, рядом с ним «садится» и от него питается.
Иван-чай (кипрей)
Не надо путать иван-да –марью и иван-чаем. Посмотри на картинку — это иван-чай. По-другому его называют «кипрей».
Иван-чай – высокое растение. Его цветки собраны в кисть, похожую на свечку. Они очень красивого яркого лилово-розового цвета. В цветках иван-чая очень много нектара, поэтому этот цветок очень любят пчелы и пчеловоды. Вкусный мед получается! Из иван-чая делают настоящий чай – «русский чай», «чай Ивана». Поэтому он так и называется.
На полянке невзначай
раскраснелся иван-чай :
«Мой пурпурный цвет, друзья,
обойти никак нельзя!..»
Он раскланялся любезно:
«Чай душистый пить полезно!» (А. Алферова)
Кипрей просыпается очень рано, когда еще мы спим. Он открывает свои цветочки в 5-6 утра. А если погода будет дождливой, то цветки закрываются.
Кипрей — цветок удивительнейший! И знаменит и полезен он не только чаем! Прочитайте ребенку отрывок из рассказа «Заботливый цветок» Константина Паустовского, и Вы много интересного в этом растении откроете!
«Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. Тут же невдалеке она впадала в большую реку.
Речушка была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а около нее стояла скамейка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили немного посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчется над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.
В этот вечер я тоже застал Михаила Михайловича и Анюту на скамейке на берегу реки.
В омуте у наших ног плавала необыкновенно зеленая ряска. На чистых местах цвел водокрас — белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.
— Кипрей — это наш помощник, — заметил Михаил Михайлович.
— И белки тоже неплохие помощники, — добавила Анюта.
— О белках я узнал только что, — сказал я. — От мальчиков. Это правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?
— А как же! — ответила Анюта. — Лучших сборщиков шишек, чем белки, нету на свете. Пойдемте с нами завтра в лес. Сами увидите.
— Ну что ж, — согласился я, — пойдемте. А вот кипрей чем вам помогает, я не знаю. До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.
— Потому его и прозвали в народе иван-чаем, — объяснил Михаил Михайлович. — А помогает он нам вот чем…
Михаил Михайлович начал рассказывать.
Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.
Ученые, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.
— Что же оказалось? — спросил Михаил Михайлович и сам себе ответил: — А оказалось, что кипрей — очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!
— Кипрей, — сказала Анюта, — не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.
— Вы думаете, один кипрей такой замечательный? — спросил меня Михаил Михайлович. — Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят — всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения. Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое, что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали.
— Еще бы! — сказала Анюта. — Если бы они знали тогда то, что мы знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.
На следующий день я ходил вместе с мальчиками и Анютой в Моховой лес, видел беличьи склады сосновых шишек, видел заросли кипрея на гарях и молодых посадках, и с тех пор я начал относиться и к белкам, и к цветам кипрея, и к молодым сосенкам как к своим верным друзьям.
Перед отъездом я сорвал кисть кипрея. Анюта высушила ее мне в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.
У себя в Москве я заложил эту сухую кисть кипрея в толстую книгу. Называлась она «Русские народные сказки». И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает часто интереснее самых волшебных сказок».
Ромашка
Ромашку тоже знают все и никогда с другими цветками не перепутают. Хотя нет! Путают! Если Вы видите один крупный цветок на одном стебле – то это не ромашка, это поповник. А ромашка имеет сильно ветвящийся стебелек. И на одном растении-ромашке всегда очень много мелких цветочков. Ромашку так и называют – ромашка лекарственная, потому что она от многих болезней помогает.
Разместились белые ромашки
По лугам среди высоких трав,
Словно кто-то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав.
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки –<
Только улыбаются в ответ. (Г, Новицкая).
С чем сравниваются ромашки в этом стихотворении? А на что они еще похожи – ты бы с чем их сравнил?
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Желтая середочка,
Листья – словно лодочка!(Л. Куклин).
Какая рубашка у ромашки? А серединка какая? Чем ее листья похожи на лодочку? А еще на что они похожи?
Как ты думаешь, можно ли ромашку вырастить дома? Послушай стихотворение.
Расцвела в саду ромашка
Лепесточки раз и два…
Все резные кружева.
Настя в садик прибежала
И ромашку увидала,
И захлопала в ладоши:
«Ой, какой же он хороший!
Этот беленький цветочек
Пересадим мы в горшочек».
Мама ласково сказала:
«А в горшочке места мало.
Пусть растет в саду ромашка-
Белоснежная рубашка,
Здесь и солнце, и вода,
Пусть цветет в саду она! (Л. Некрасова)
Пижма
Пижму очень легко узнать. У нее цветки как желтые пуговки, собранные в гроздь. На что похожи ее цветки? Послушай стихотворение. С чем поэтесса сравнила цветки пижмы? Правда, она интересно придумала?
Пусть пижма — скромна,
да лечебная все же,
Не зря же цветки
на таблетки похожи,
Еще — на цыплят,
ярко- желтых пока,
На ощупь — на замшевый
носик щенка (Т. Голикова).
Рассмотрите внимательно две картинки — пижму и рябину. Чем похожи пижма и рябина? Чем они отличаются? Как ты думаешь, почему пижму называют «дикой рябинкой»? (У пижмы листья похожи на листья рябинки. И грозди желтых цветочков похожи на гроздья рябины. Вот и назвали ее «дикой рябинкой»)>
Пижма – особый цветок. Он лекарственный, т.е. используется для лечения. А еще это самый настоящий компас. Да, если у Вас нет компаса, то его заменит пижма! У пижмы есть секрет. Ребра листьев пижмы всегда направлены с севера на юг!
Из пижмы делают зеленую краску – ей окрашивают нитки, ткани.
А еще пижма отпугивает насекомых. У нее очень неприятный запах. Сорвет хозяйка пижму, принесет домой, подвесит на стену, и все насекомые улетают. Не любят они запах пижмы.
Раньше повара собирали листья пижмы и клали чуть-чуть ее листьев в пряники и печенья для аромата. Говорят, что вкусные получались пряники!
Незабудка
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал -
Весёлых, голубых?Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
Незабудка цветет очень долго почти до осени. Их много на берегах ручьев. Лепестки незабудки голубого цвета. А что еще летом голубого цвета? Да, небо голубое, ручеек и речка тоже голубая. А в серединке у незабудки крохотная желтая серединка как маленькое солнышко. Она как будто нам говорит: «Не забудь». Об этой цветке есть много легенд, но в большей своей части это легенды для взрослых, не для детей.
Цикорий
Если Вы увидите цветки цикория – значит сейчас макушка лета! Жара! Цикорий очень сильный, ему даже засуха не страшна! У него круглые голубые цветочки – корзиночки. А стебель серебристый и торчит высоко вверх.
Почему цикорий легко перепутать с васильком? Чем они похожи? Как их цветки можно отличить?
Цикорий – целебное растение. Для лечения разных болезней заваривают его веточки, из листьев делают салаты, а из корней делают напиток, заменяющий кофе. Покажите малышу цикорий в магазине. А если Вы пьете этот напиток и он есть у Вас дома, то дайте попробовать его на вкус.
Цикорий просыпается очень рано – на рассвете, когда многие другие цветы еще спят. А засыпает после полудня днем. Если цветки цикория утром не раскрылись – значит, быть дождю.
Васильки
Загадка о васильке:
Головка голубая и длинный стебелек.
Ну кто его не знает! Это… (василек)
Если Вы попадете летом на поле, то увидите много васильков. У васильков очень красивая форма лепестка – с зазубринками по краям. А головка цветочка будто лежит на зеленой шишечке.
Синее небо упало на луг,
Синим-пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки – васильки. (Н. Маслей)
Золотое море –
спеют колоски,
Среди них гуляют
Травы, сорняки.
Царственные, синие
среди спелой ржи,
Смелые и сильные,
Встали вдоль межи.
Будто опрокинулась
С неба бирюза,
До чего ж красивые
синие глаза.
Синие беретики –
взгляды глубоки —
Василёчки – цветики,
наши васильки. (Т. Тарасова)
На какое имя мальчика похоже название этого цветка? Василий — Вася- Василек.
Лютик
Лютик – желтый, красивый. А когда лютиков много, то получается настоящий золотой ковер из них!
Лютики-лютики –
Жёлтые салютики
Разлетелись по полям,
Словно парашютики.
Разлетелись по садам
И желтеют тут и там (А. Алферова).
Кажется, что лютик совсем безобидный. А на самом деле он ядовитый! Лютый! Наверное, не зря так называется! Лютый лютик. Кого называют лютым? Лютый ураган, лютый зверь, лютый разбойник. Вот какой характер у лютика!
Почему же лютик лютый? У него ядовитый сок. И если этот сок лютика попадет на кожу человека, то это место будет жечь и щипать. В старину лютиком даже лечили – намажут спину, а это место начинает страшно щипать как от горчичника. Вот и назвали его лютым.
А ученые называют лютик очень смешно – «ранункулюс», т.е. «лягушечка» . Почему же так его называют? Наверное, потому что лютик в сырых местах растет, которые лягушки очень любят. А может быть и нет. А Вы знаете, почему?
Есть у лютиков еще одно название — тоже очень интересное. Их называют «куриная слепота». Почему? Потому что лютики как и курицы рано спать ложатся!
Желтый лютики очень красивы!
Чертополох
Ой, какой страшный чертополох! Весь в шипах, колючках, иглах! Как будто говорит: «Не подходи!».
А ведь чертополох – это тоже предсказатель погоды. Как он ее предсказывает, если у него колючки? Очень просто – если колючки очень жесткие и торчат в разные стороны – значит будет хорошая погода. А если его иглы торчат вверх – значит будет дождь. Можете проверить J.
Репейник (лопух)
Репейник – растение «прилипчивое». Только мимо него пройдешь – как на одежду уже прилипли его корзинки с плодами. Даже так говорят: «пристал как репейник», если какой-то человек сильно надоест. А к вам приставали корзинки репейника?
Но «прилипчивость» очень на пользу репейнику. Прицепляясь к одежде людей, его корзинки путешествуют в разные места прямо на нас как пассажиры. Мы для него транспортом получаемся! Поэтому и растет лопух повсюду – что люди и животные его всюду разносят на себе!
У репейника есть крючочки-шипы, очень мелкие, крошечные, которые и дают ему возможность цепляться. И сейчас по образцу репейника люди придумали застежку – липучку. Покажите такую застежку ребенку и рассмотрите две части липучки. Одна из них с крючками как у репейника. И она прицепляется к любой ворсистой поверхности.
Подорожник
Подорожник — друг путешественника. Как ты думаешь, чем он ему помогает? Если сорвать листья подорожника, промыть их и положить на рану, то они помогут ране скорее зажить. Вот какой врач – подорожник.
Растет на поле вдоль дорожек
Чудесный доктор — подорожник.
Я вам сейчас открою тайну —
Он здесь дежурит не случайно!
Порежешь палец — он поможет.
Царапинку полечит тоже.
Собьешь коленку — не беда!
Зеленый доктор здесь всегда! (Н. Томилина)
А за что же его так прозвали – подорожник. По- дорожник. По-дороге. За то, что он по дорогам растет. И найти его очень легко!
Не только подорожник помогает путешественникам и лечит им раны. Путешественники ему тоже помогают. Как? Переносят семена подорожника. Конечно, не в пакетике как в магазине семян. А переносят семена на подошвах своей обуви. Семена у подорожника очень мелкие, легко прилипают и путешествуют на обуви. А как упадут на землю – здесь новый подорожник вырастает.
И не боится подорожник нас, когда мы по нему ходим – листья у него упругие, плотно к земле прижатые, не страшно ему вытаптывание как другим нежным цветкам. А вот если бы листья его не были прижаты к земле, а были подняты над ней – тогда бы он нас боялся бы! Ведь приподнятые над землей листья очень легко сломать и вытоптать.
Гвоздика
Покажите ребенку садовую гвоздику в цветочном киоске или в цветочном магазине. А это гвоздика из леса. Чем она отличается? Да, она меньше по размеру! Но тоже очень красивая! Именно от этой маленькой лесной гвоздики и произошли ее садовые сестры – родственницы. Люди придумали и создали много разных красивых сортов садовой гвоздики. Но пришли они все от лесной гвоздики.
Клевер
Клевер – пахучая кашка. Так его называют. Для кого же это каша – кашка? Для коров и овец, которые очень любят есть клевер. А еще клевер любят шмели.
В поле за деревней,
Средь душистой кашки,
Расцветает клевер —
Лучший друг ромашки.
Красные комочки,
Как кошачьи лапки.
Шарики-цветочки,
Запах поля сладкий.
Клевер, безусловно,
Знает млад и стар—
Сено для коровы.
Для пчелы нектар.
Чтобы у коровы,
Молоко рекой,
Нужен ей для корма,
Клевер полевой.
Пусть кружатся пчёлы,
Над клевером цветком.
Мы потом с тобою,
Чай попьём с медком! (З. Трубицына)
Интересное название у тысячелистника. Тысяче – листник. Получается, что у него тысяча листьев? Почему же он так называется? Послушай стихотворение:
Не играю, не мечтаю,
Сижу – листики считаю…
И не тысяча здесь вовсе,
А всего лишь триста восемь.
Кто-то был давно неправ:
Лепестки не сосчитав,
Без особого призвания
Дал неверное название.
Не считали, но напрасно:
Почемучка я ужасный,
Я в ботанике – отличник,
Почему тысячелистник
???
Листьев у тысячелистника не тысяча, а намного меньше – даже мало. Но каждый листочек рассечен на множество частей – будто бы на тысячу мелких листочков. Поэтому его так и назвали.
Тысячелистник – это богатырь. Он не боится ни дождя, ни холоды, ни жары. А растет очень быстро – не по дням, а по часам!
Охраняем луговые и полевые цветы!
Объясните малышу, как важно охранять луговые и полевые цветы и не рвать их напрасно. Если их сорвать, то они быстро завянут, и радости всё равно не принесут. А на поле или на лугу эти цветы будут еще долго всех радовать, а на следующий год на этом же месте вырастут новые цветочки. От того, что люди рвут цветы, многие виды цветов стали исчезать.
Самые редкие цветки занесли в особую Красную книгу. И запретили их рвать и собирать.
Раньше, когда люди шли собирать лекарственные травы, они брали только те травки, которые им были нужны и просили Землю:
«Матушка, родная земля,
Знаю: ты щедра.
Позволь травушку домой унести,
Здоровье обрести»
Цветы страдают и от вытаптывания. Поэтому лучше в лесу ходить по тропинкам или около них.
Давайте беречь красоту природы вместе!
Логические задачи для детей 5 лет и старше по теме «Цветы и травы»
Логическая задача 1. Золотой луг
А сейчас я загадаю одну загадку. Вот что случилось однажды летом с детьми. Послушай рассказ и отгадай, почему это произошло? Эта логическая задача доступна детям с 5-6 лет и старше. Для того, чтобы ребенок решил ее, нужно чтобы он пронаблюдал растения в природе и видел, как они то открывают, то закрывают свои лепестки.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Спросите ребенка, что произошло с лугом? Почему он позеленел? Выслушайте его рассуждения. А потом прочитайте ответ мальчика из рассказа М. Пришвина «Золотой луг»:
Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Логическая задача 2. Удивительные капельки. Автор – Н. Ф. Виноградова
«На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке ребята увидела крупные серебристые, прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце. «Что это такое?» — удивились ребята.
А ты знаешь, что это такое? Как называются эти капельки воды? Будут ли они на траве и цветах целый день? В какое время дня их можно увидеть?
Выслушайте ответы детей и расскажите им о росе. Покажите капельки росы утром. Считается, что роса – к отменной погоде. Проверьте эту примету. Роса появляется тогда, когда ночь теплая, а день обещает быть жарким. Она появляется потому что воздух к утру стал более холодным. Водяной пар, который есть в воздухе тоже охладился и превратился в капли воды – росу.
Логическая задача 3. Алмазы. (По рассказу «Какая бывает роса на траве». Автор — Толстой Лев Николаевич
Спросите ребенка, знает ли он что такое алмазы? Какие они? Прочитайте ребенку начало рассказа:
«Когда в солнечное утро, летом, идешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами-и желтым, и красным, и синим.
Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь…»
Сделайте здесь паузу в рассказе и спросите малыша, что же мы увидим – что это за алмазы? Пусть он порассуждает, какие алмазы можно найти утром в траве и в цветах. А потом дочитайте рассказ до конца.
«…увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.
И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется».
Спросите малыша, чем похожи росинки и алмазы? А чем отличаются?
Прочитайте ребенку еще рассказ Л.Н. Толстого для детей «Какая бывает роса» целиком, восхититесь красивым языком автора, выразительными словами из рассказа – как красиво сказал о росе Лев Николаевич: «алмазы переливаются на солнце», «капли катаются по листику». Когда Вы обращаете внимание на выразительные слова в рассказах и сказках, то учите ребенка вслушиваться в художественную речь, быть внимательным к родному слову, замечать в разговоре людей и в художественных произведениях образные выражения.
Если Вам понравилось это путешествие в страну наших соседей — растений, то буду благодарна, если Вы расскажете о статье своим друзьям и коллегам, а также поделитесь впечатлениями в комментариях. Что Вас особенно удивило в мире растений? О чем, на Ваш взгляд. еще нужно рассказать детям? Что интересно для Ваших детей?
Еще о лете интересные материалы Вы найдете в статьях на Родной тропинке:
Если вашему ребенку задали придумать сказочную историю - не беда! Фантазия, вымысел спешат вам на помощь. Творческие задания сегодня актуальны как никогда. Министерство образования ввело очередной новый стандарт, которому вынуждены подчиняться как школы, так и учителя. Порой задания действительно интересные: ученику нужно подумать, порассуждать, но иногда встречаются в дневниках такие «удивительные» задания, что у родителей волосы встают дыбом на голове. Но не стоит отчаиваться, настройтесь на рабочий лад и вперед!
Литературная справка
Сказочная история о дикорастущем или культурном растении скоро будет в вашем распоряжении. Подобные тексты в литературе называют мифами или легендами. Литературная традиция Японии богата на подобные вещи. За основу можно взять восточный миф о хризантеме. Китайцы говорят, что если ты желаешь быть счастливым, то в твоем саду непременно должна расти хризантема.
Особым образом в Японии почитают 4 растения, их относят к благородным: хризантему, сакуру, бамбук и орхидею. Все они символизируют человеческие качества, такие как дружба, честность, молодость и мужество. И, соответственно, каждое из этих растений символизирует 4 времени года. Перечислять их не стоит, все и так знают. Древние восточные поэты в своих стихах или преданиях воспевали эти растения, поражаясь их красоте.
История № 1 - о Хризантеме
Наша легенда гласит о цветке по имени Хризантема. Люди Востока называют ее цветком Белого дракона. Однажды это злое и кровожадное чудовище решило принести людям очередное несчастье. В его белую чешуйчатую голову пришла мысль: а не украсть ли Солнце у этих жалких людишек? Без него они умрут от страха, ужаса и голода!
Просчитался Белый ужасный дракон, ведь добыча оказалась не по его силам и зубам! Вскочило чудовище, взмахнуло крыльями, поднялось высоко в небеса. Лучи Солнца обжигали его чешую, а он жадно своими когтистыми лапами рвал тело светила. Горячие и светящиеся искры разлетались в разные стороны, остывая, в падении они превращались в цветы Хризантемы. И устилали они городские улицы, деревенские тропки, сады и парки… Так Великое Солнце одарило человека этим цветком, с тех пор на стали изображать этот прекрасный цветок, а также на монетах и разных печатях. Мудрые японцы добавляют цветки этого растения в салаты и даже в кондитерские изделия!
История № 2 - о Крапиве
В одной деревне вырос кустик Крапивы. Кто бы к ней ни подошел - всех она жалила и обжигала! Народ стал обходить ее стороной. А она от обиды заливалась горькими слезами. Мальчишки поговаривали, что в соседнем поселке старый дед выпорол таким кустом своего внука за разбойничество.
Но в один прекрасный день все изменилось. Из дремучего леса вышла женщина-травница, она спросила у селян, не растет ли тут жгучий куст? Те рассмеялись в ответ, но рукой указали направление. Пришла травница к месту, оглянулась и приговаривает: «Ай, какая свежая и сочная! Ай, какая же полезная!» Старухи сбежались, глаза на лоб у них полезли, от зависти зубы так и свело! Кричат на нее: «Не лезь, дурная, ужалит тебя крапива!..» А травница лишь рассмеялась им в ответ и ушла в свою избушку в глубь леса.
Если вашему ребенку была задана сказочная история о дикорастущем или культурном растении, то смело можете использовать наши легенды.
Мини – рассказ: «Сказочные цветы»
Митякова Полина 6 лет, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – ПетербургРуководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Назначение работы: Рассказ предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, работников дошкольных учреждений, учителям начальных классов, а так же для любящих родителей.
Цель: формирование любви к родной природе, к окружающему миру.
Задачи:
- развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
- воспитывать любовь к природе, желание ценить и беречь природу.
В одной прекрасной сказочной стране распускался цветок, под названьем - василек.
С каждым днем цветок был все краше и краше. Радовал всех в округе своим цветением. Я назвала этот цветок – порхающим цветком.
Вы спросите, почему порхающим? Потому, что в один прекрасный день, я наблюдала за этим чудо – цветком, любовалась его красотой, как вдруг в этот момент мимо пролетала бабочка и ей тоже, наверное, понравился цветок, потому, что она на него приземлилась и долго – долго на нем сидела, махала своими крыльями.
Бабочке очень понравилось сидеть на цветке. Стал этот цветок ее любимцем.
И захотелось бабочке сделать приятное - цветку, стала она летать с цветка на цветок и рассказывать, какой цветок – василек добрый, нежный. Решили остальные цветы познакомиться с васильком.
Стали они приглядываться к цветку, наблюдать за ним. Им тоже очень понравился цветок, стали они дружить.
В солнечную, хорошую погоду цветы переливались всеми цветами радуги. А яркое солнышко, так и радовало цветы, опускало свои лучики все ниже, маленькие цветочки подставляли свои головки.
А в дождливую погоду капли дождя поливали наши цветы, смывали пыль с них. Цветочки очень радовались, что их все любят, что они доставляют всем радость.
Ведь цветочный нектар нужен бабочкам, пчелы и шмели тоже любят цветочки.
А вы знаете, что название этого цветка, произошло от мужского имени – Василий.
Возле дачи, на раздолье,
У излучины реки
Разбрелись в колхозном поле
Голубые васильки.
Из этих замечательных цветов получаются очень красивые и нежные венки, которые так любят плести и надевать на свои маленькие головки мои подружки, да и я тоже не исключение.
Вам желаю познакомиться поближе с этими замечательными цветами, полюбить их также, как и я.
КУВШИНКА.
Дивная кувшинка, или, как ее еще называют, водяная лилия (родственница знаменитого египетского лотоса), как сообщает греческий миф, возникла из тела прелестной нимфы, погибшей от любви к остававшемуся безразличным к ней Гераклу.
В Древней Греции цветок считался символом красоты и красноречия. Молодые девушки плели из них гирлянды, украшали ими свои головы и туники; они сплели даже венок из кувшинок для прекрасной Елены в день ее свадьбы с царем Менелаем и украсили венком вход в их спальню.
Лист кувшинки плавучий, как плот, внешне прост, сердцевидный и толстый, подобно лепешке; внутри его - воздушные полости, потому он и не тонет. Воздуха в нем в несколько раз больше того, чтобы держать собственный вес, избыток которого необходим для непредвиденных случайностей: сядет, скажем, птица или лягушка, - лист их должен удержать.
Когда-то существовало такое поверье: кувшинки ночью спускаются под воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца русалки вновь превращаются в цветы. В древности кувшинку даже называли русалочий цветок.
Может, поэтому ботаники и дали название кувшинке "нимфея кандида", что в переводе означает "нимфа белая" (нимфа - русалка).
В Германии рассказывали, что однажды русалочка влюбилась в рыцаря, а тот не ответил ей взаимностью. От горя нимфа превратилась в кувшинку.
Существует поверье, что нимфы (русалки) укрываются в цветах и на листьях кувшинок, а в полночь начинают водить хороводы и увлекают за собой проходящих мимо озера людей. Если кому-то и удалось как-нибудь от них убежать, то потом горе его иссушит.
По другому сказанию, кувшинки - это дети красавицы графини, увлеченной в тину болотным царем. Убитая горем графиня ежедневно ходила на берег болота. Однажды она увидела дивный белый цветок, лепестки которого напоминали цвет лица ее дочери, а тычинки - ее золотистые волосы.
Есть и легенды, в которых говорится, что каждая лилия-кувшинка имеет своего друга эльфа (маленького человечка), который вместе с цветком родится, вместе и умирает. Венчики цветов служат эльфам и домом, и колоколом. Днем эльфы спят в глубине цветка, а ночью раскачивают пестик и звонят, созывая на тихую беседу своих братьев. Одни из них садятся в кружок на лист, свешивая ноги в воду, а другие предпочитают беседовать, раскачиваясь в венчиках кувшинок.
Собираясь вместе, они садятся в кубышки и гребут, гребут лепестковыми веслами, и кубышки тогда служат им лодочками или корабликами. Беседы эльфов проходят в поздний час, когда на озере все успокоилось и погрузилось в глубокий сон.
Живут озерные эльфы в подводных хрустальных чертогах, построенных из раковин. Вокруг чертогов блещут жемчуга, яхонты, серебро и кораллы. По дну озера, усеянному разноцветными камешками, катятся изумрудные ручьи, а на крыши чертогов сыплются водопады. Солнце просвечивает сквозь воду в эти жилища, а месяц и звезды вызывают эльфов на берег.
Прелесть кувшинки действует чарующе не только на европейцев. О ней сложено немало легенд и преданий и у других народов.
Вот что, например, говорится в легенде североамериканских индейцев.
Умирая, великий индейский вождь пустил в небо стрелу. Стрелу очень хотелось заполучить двум ярким звездам. Они бросились за стрелой, но столкнулись, и от столкновения посыпались на землю искры. Из этих небесных искр и родились кувшинки.
Могущественным растением, а не только прекрасным цветком считалась белая лилия и у славянских народов.
Кувшинка— не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она может дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но может и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Отвар кувшинки считался любовным напитком, его носили в ладанке на груди как оберег.
Славяне верили, что кувшинка способна охранять людей от разных напастей и неприятностей во время путешествий. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки-ладанки листья и цветки кувшинки, носили при себе как амулет и твердо верили, что это принесет им удачу, оборонит от несчастий.
Существовало по этому случаю и своеобразное заклинание: "Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Не я тебя породил, не я тебя поливал. Породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы- самокрутки. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы обо мне не подумали, скверного не помыслили; отгони ты чародея-ябедника.
Одолень-трава! Одолей ты горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути и во всей дороженьке!"
К сожалению, на самом деле прекрасный цветок даже за себя постоять не может. И не он нас, а мы его должны оберегать, чтобы не исчезло это чудо, чтобы мы могли иногда по утрам видеть, как появляются на поверхности еще темной воды яркие белые звезды и словно широко раскрытые глаза смотрят на прекрасный мир природы, который еще прекраснее оттого, что существуют эти цветы - белые лилии.
Родственницей нашей белой кувшинки является кувшинка желтая, которую в народе называют кубышкой. Латинское название кубышки "нюфар лютеум". "Нюфар" происходит от арабского слова, означающего тоже "нимфа", "лютеум" - "желтая".
В какое бы время дня ни пришли смотреть на цветущую кувшинку, вы никогда не найдете ее цветы в одинаковом положении. Целый день кувшинка следует за движением солнца, поворачивая свою плавающую головку в сторону его лучей.
В далеком прошлом всю прибрежную полосу Италии, от Пизы до Неаполя, занимали болота. По всей вероятности, там и зародилась легенда о прекрасной Мелинде и болотном царе. Глаза царя мерцали, как фосфоресцирующие гнилушки, а вместо ног были лягушечьи лапки.
И все же он стал мужем красавицы Мелинды, заполучить которую ему помогла желтая кубышка, олицетворяющая исстари измену и коварство.
Гуляя с подругами у болотистого озера, Мелинда залюбовалась золотистыми плавающими цветами и, чтобы сорвать один из них, ступила на прибрежный пень, под видом которого притаился владыка трясины. "Пень" пошел ко дну и увлек за собой девушку, а на месте, где она скрылась под водой, всплыли белоснежные цветы с желтой сердцевиной.
Так вслед за обманщицами-кубышками появились водяные лилии- кувшинки, означающие на старинном языке цветов: "Ты никогда не должен меня обманывать".
Цветет кубышка с конца мая по август. В это время рядом с плавающими листьями можно увидеть высоко торчащие на толстых цветоножках крупные желтые, почти шаровидные цветы.
Кубышка издавна считалась в народной медицине целебным растением. Использовались и листья, и лежащее на дне толстое, до 15 сантиметров в длину, корневище, и крупные, достигающие в поперечнике 5 сантиметров, хорошо пахнущие цветки.
Обрывали кубышку и для того, чтобы украсить ее цветами жилище. И зря: цветки кубышки, как и белой лилии, не стоят в вазах.
...............
Интересный вопрос, как различить лотос и лилию-кувшинку.
Лотос и кувшинка
(по-английски водяная лилия) на первый взгляд очень похожи, но есть и различия. Даже по систематике лилии относятся к отделу цветковых, а лотос покрытосеменных.
Вот как их различают:
Листья и цветы лотоса находятся над водой, листья кувшинки - плавают на воде.
У лотоса три вида листьев, а у кувшинки - один вид.
У лотоса бочонковидный пестик, встроенный в цветоложе. Легко отличить от кувшинки и по плодам-коробочкам.
.
Тычинки у лотоса нитеобразные, а у кувшинки - пластинчатые.
Лотосу необходимо тепло, а кувшинка способна выдерживать низкие температуры.Разные виды кувшинок растут и у нас в озерах и реках, а лотосы только в теплых краях.
…………………..
.............
air_kiss: