Преподобный никон, игумен радонежский. Преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник
Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергия Радонежского (+ 1392), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому (+ после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный. Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника. Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником. После преставления Преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+ 1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326; память 21 декабря) и Алексий (+ 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом свего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного) . Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия. При святителе Ионе (1448 - 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона.
– это имя многое может сказать православному христианину. Впрочем, даже закоренелый атеист наверняка слышал о данном святом, поскольку на всю страну нашу знаменита обитель, именуемая Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой и расположенная в самом сердце города Сергиев Посад. И та, и другой тесно связаны с личностью указанного выше преподобного. У Сергия Радонежского было при жизни земной немало учеников. Одному из них – Никону – Церковь посвятила отдельный христианский праздник, который положено отмечать каждый год 30 ноября.
Становление в монашеской жизни
Родился близ обители, основанной и возглавляемой святым Сергием – в городе Юрьеве-Польском. Данное событие имело место быть в XIV-м столетии. Семья, в которой появился и вырос Никон, отличалась богобоязненностью, множеством добродетелей и творила благочестивые дела. Естественно, что в такой «малой Церкви» ребенка воспитывали в соответствии с основными догматами христианства.
О детстве и отрочестве Никона мало что известно. Любовью же особенной к Богу сердце его воспылало, когда пришел будущий преподобный в юношеский возраст и прослышал о подвижнической жизни некоего Сергия, игумена Радонежского. В принципе, об упомянутом выше человеке трудно было не услышать, поскольку молва о подвигах, им совершаемых во имя Иисуса Христа, облетела всю округу. И зародилось в душе юного Никона страстное желание встретиться с преподобным Сергием лично, перенять правила жизни сего праведника и начать существование, подобное таковому его. О сем молил юноша неустанно со слезами на глазах Господа дни и ночи напролет.
Прошло немного времени, и Никон решился отправиться в путь, дабы самостоятельно достигнуть обители Сергия Радонежского. Он оставил родительский дом, любящих отца и мать без малейших раздумий. Прибыв же в монастырь, возглавляемый преподобным Сергием, Никон бросился в ноги к настоятелю Лавры и обратился к тому с пламенной просьбой принять его иноком в данную обитель. Сергий насквозь видел сердца людей, а потому понял, что перед ним – юноша весьма благочестивый, честный и разумный не по годам. Однако ни это, ни возникшая в сердце преподобного любовь отеческая к молодому человеку не заставили настоятеля монастыря пойти против правил: любой новичок должен был пройти испытания – главный показатель достойности или недостойности иноческого положения. Потому Сергий отослал прибывшего к своему ученику Афанасию, жившему в далекой обители. Напоследок святой напутствовал юношу, сказав, что если на то будет воля Господня, он примет в результате иноческий постриг.
Никон не ослушался преподобного. Достигнув озвученного монастыря, он занялся там под руководством Афанасия Высоцкого чтением священных книг, а также учился молитве и совершенствовался в добродетелях. И здесь юноша действительно стал иноком. Достигнув же совершеннолетнего возраста, он с благословения духовного наставника своего Афанасия и с согласия монахов получил священнический сан. Это еще более усилило стремления Никона к ведению подвижнического образа жизни.
Спустя какое-то время преподобный вновь вернулся к мысли о том, что хочет повидаться с игуменом Сергием, услышать его назидательные, полные добрых советов и наставлений речи. Никон испросил у Афанасия разрешения покинуть обитель и сделал это, как только получил благословение духовного отца. Когда юноша оказался в стенах Лавры, он, как и некоторое время назад, со слезами опустился на колени перед богомудрым старцем Сергием. В награду Никон был благословен игуменом на проживание в святой обители.
С той поры началось выполнение юношей всяческих послушаний, порученных старцем. Все дни его были заполнены трудами: монастырскими работами, молитвенными упражнениями. Видя усердие ученика своего, преподобный Сергий разрешил Никону находиться в одной с ним келии, выказав, таким образом, особое расположение к молодому праведнику. Под чутким руководством игумена юноша открыл в себе спавшие доселе способности и таланты. Светом же во тьме для него было доброе, чуткое, любвеобильное сердце святого Сергия.
В какой-то момент доверие между учеником и его мудрым учителем укрепилось настолько, что последний пожелал видеть своим преемником именно Никона. Дабы подготовить молодого монаха к принятию собственного решения, для начала настоятель обители поделился с учеником частью своих обязанностей, касавшихся заботы о братии. Надежды Сергия оправдались, и очень быстро: Никон чуть ли не мгновенно проникся нуждами себе подобных и делал все для их удовлетворения. Больше у преподобного не возникало никаких сомнений по поводу того, кого, как ни верного ученика, поставить после себя игуменом монастыря. О своем решении он объявил насельникам за полгода до собственной кончины.
Самостоятельная жизнь
Когда преподобный Сергий почил с миром, Никон действительно занял место любимого учителя. Он продолжил дело святого, хотя и не находил удовлетворения душевного в исполнении обязанностей игумена. Откровенно говоря, его тяготила участь настоятеля монастыря. Отказавшись от возложенных на него скончавшимся подвижником обязательств, монах стал жить в особой келье, ни с кем не общаясь.
В 1400-м году ситуация резко изменилась. Под Звенигородом вырос монастырь стараниями преподобного Саввы, являвшегося игуменом после Никона, и ученику Сергия ничего не оставалось, как уступить братии в их просьбе о принятии настоятельства вновь. Однако святой с тех пор стал совмещать игуменство с безмолвием, уделяя последнему некоторое время ежедневно.
Через 8 лет Русь подверглась нашествию татарских войск во главе с ханом Едигеем. В результате этого варварского нападения на славянские земли обитель, возглавляемая Никоном, оказалась полностью разрушена. Однако игумен не впал в уныние и панику, а после того, как враги убрались восвояси, вместе с братией приступил к восстановлению Лавры. Чуть позже Никону пришло в голову возвести над могилой преподобного Сергия каменный храм. В ходе этого мероприятия, когда рыли канавы для фундамента будущей церкви, из земли показался гроб с мощами старца. Тело Сергия Радонежского было положено в деревянную церковь. Рядом же с этим местом выстроили Троицкий храм из белого камня. По приглашению Никона его расписали лучшие мастера того времени: Андрей Рублев и Даниил Черный. До конца своих земных дней преподобный проявлял неимоверную заботу о поддержании порядка в указанной церкви.
Никон Радонежский
Икона Никон Радонежский
Никон родился в 1352 году в городе Юрьев-Польский.
Памятная табличка. Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь Юрьев-Польского
С детства имел склонность к монашеской жизни и, узнав о Сергии Радонежском, захотел стать его учеником. Придя в обитель преподобного Сергия Никон не был принят в число братии, Сергий направил его к своему ученику Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря. Никон повиновался и поступил в Высоцкий монастырь.
Прп. Афанасий не без испытания принял Никона. Духом Святым прозревая в нем будущее, святой старец устрашал его трудностями монашеского жития: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания, не от мучителей, но внутри от естества собственной плоти и от врагов мысленных бывают боримы и до последнего издыхания страдают. Чадо, если приступаешь работать Господу, уготовь душу свою терпеть искушения и страдания, и если это претерпишь, то получишь великое мздовоздаяние на небе». Но видя его твердую решимость на все требуемое и слезы, принял его и облек в иноческий образ. Прп. Никон следовал руководству опытного подвижника, как бы самого прп. Сергия: учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершенного возраста он был возведен в сан иеромонаха.
Блаженный Афанасий любил Никона, но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители, как возникло в нем сильное желание видеть преподобного Сергия, получить его благословение и слышать его богомудрое наставление. То было сокровенное мановение благодати, зовущей его к предопределенному назначению. Он открыл свое желание прп. Афанасию и, получив благословение, пришел в лавру Сергия. Угодник Божий не только с любовью принял его, как посетителя, но и оставил в своей обители. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался духовным преуспеянием смиренного послушника, который с усердием принимал наставления и поучения, ибо искренно желал быть подобным своему великому старцу. В лице своего учителя он видел образ Христа и всегда мыслил себя предстоявшим Богу, каждое послушание духоносного Сергия он принимал с верой и исполнял без промедления. Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел ему пребывать с собой в одной келлии. Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Желая видеть в подвижнике соучастника духовного делания, авва Сергий с любовью поучал его добродетели и разъяснял сущность духовной жизни. Любящее сердце прп. Сергия было для прп. Никона отверстой дверью, отколе исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона к Сергию было также отверстой дверью для открытия помыслов и душевных движений, дабы никакая мгла сомнения или смущения не уменьшала чистоты совести. Уже одно открытие старцу худых помыслов, по свидетельству опытных подвижников, истребляет их и обессиливает страсти. Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями прп. Сергия в открытую для них душу прп. Никона! Так почил на блаженном Никоне дух великого Сергия.
Преподобные Никон Радонежский, Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый. Миниатюра вкладной книги Высоцкого монастыря.
За полгода до своей смерти в 1392 году, уйдя в затвор, Сергий поставил Никона игуменом Троицкого монастыря. Никон недолго был игуменом и вскоре после смерти своего учителя ушёл в затвор, оставив руководство монастырём преподобному Савве Сторожевскому.
Шесть лет обителью руководил вновь избранный игумен преподобный Савва Сторожевский.
Сергий Радонежский и Никон Радонежский. Шамордино, вышитые иконы монастыря.
В 1398 году Савва Сторожевский по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича покинул монастырь и переселился в окрестности Звенигорода где основал свой Саввино-Сторожевский монастырь.
Тогда братия обители Сергиевой, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, пришли к нему вновь и со слезами умоляли его паки вступить в должность игумена. «Неприлично, - говорили они, - тебе, отче, искать пользы для себя одного; попекись лучше и о спасении ближних». Закон братолюбия победил, богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.
Никон, выйдя из затвора, вновь вернулся к управлению Троицким монастырём. Он назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.
Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326) и Алексий († 1378) с Преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище.
При Никоне Троицкий монастырь был полностью разрушен войсками хана Едигея в 1408 году, удалось спасти только книги и священные сосуды.
Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября по ст. стилю. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия.
При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа).
Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма им были приглашены иконописцы Даниил Чёрный и Андрей Рублёв . Церковное предание, поддерживаемое большинством исследователей, приписывает Никону заказ Андрею Рублёву «в похвалу Сергию Радонежскому» знаменитой иконы Троицы.
До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 (30 н.ст.) ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия.
Троицкий собор (XV в.) с приделом преподобного Никона Радонежского
Над могилой преподобного Никона построен ок. 1560 г. каменный придел во имя его. Мощи преподобного Никона почивают здесь под гробницей. Рака великого Сергия отделяется одной каменной стеной от раки ученика его. Близки были друг к другу в земной жизни преподобные Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Неоднократно они оба вместе являлись и совокупно чудодействовали.
При митрополите Ионе Московском иеромонахом Пахомием Логофетом были написаны житие и служба преподобному Никону, а в 1547 году митрополитом Макарием было установлено его общецерковное почитание.
Память
30 ноября Православная церковь чтит память преподобного Никона Радонежского, в день его преставленияCopyright © 2015 Любовь безусловная
Память преподобного Никона Радонежского празднуется в Русской Православной Церкви два раза в год: 20 июля и 30 ноября по новому стилю.
Жизнеописание святого Никона Радонежского
Среди учеников преподобного Сергия Радонежского было множество людей, прославленных позже в лике святых. Покинув обитель преподобного Сергия, они основали новые монастыри и разнесли дух истинного иночества по всей Русской земле. Одним из ближайших учеников и последователей Сергия Радонежского был Никон, которому суждено было стать вторым игуменом Троице-Сергиевской лавры.
О жизни преподобного Никона сохранилось не так много сведений. Известно, что он родился около 1352 года в городе Юрьев-Польский Владимирского княжества. Согласно житию святого, стремление к монашеской жизни проявилось у него уже в юные годы, и он, услышав о подвигах преподобного Сергия и об основанном им монастыре, захотел войти в число братии. Однако Сергий Радонежский направил его вначале к одному из своих учеников игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию. Именно в этой обители Никон принял монашеский постриг и прожил там до тридцатилетнего возраста. Позже он вновь пришел в Троице-Сергиев монастырь и на этот раз был принят преподобным Сергием Радонежским.
Вскоре Никон становится одним из самых близких учеников преподобного Сергия и находится при нем неотлучно на протяжении нескольких лет. Незадолго до своей смерти Сергий Радонежский ушел в затвор, поставив на место игумена Никона, и таким образом, он стал руководить обителью после кончины преподобного Сергия. Однако игуменство Никона длилось не долго, и он, поручив управление монастырем святому Савве Сторожевскому, также ушел в затвор.
В XIV веке на Руси был расцвет монашеской жизни, повсюду возникали новые обители, которые получали поддержку князей, желавших иметь на своих землях монастырь. Звенигородский князь Юрий Дмитриевич попросил преподобного Савву переехать в его княжество и основать обитель, и потому Никону пришлось вновь вернуться в монастырь Сергия Радонежского, который он уже не покидал до самой своей смерти. В 1408 году монастырь ждало тяжелое испытание: он практически полностью был разрушен войсками хана Едигея, и лишь книги и церковную утварь удалось спасти. Спустя некоторое время после этого преподобный Никон Радонежский начал строить Троице-Сергиев монастырь заново, заложив первым делом храм в честь Пресвятой Троицы, в который были помещены мощи святого Сергия Радонежского. Для росписей этой каменной церкви были приглашены лучшие в то время иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Существует предание, по которому известная икона «Троица» Андрея Рублева была написана по просьбе святого Никона в память о его учителе и основателе монастыря святом Сергии Радонежском.
Скончался преподобный Никон Радонежский в ноябре 1426 года и был погребен рядом с преподобным Сергием. Канонизация святого состоялась в 1547 году при митрополите Макарии.
Икона преподобного Никона Радонежского
На иконах преподобный Никон Радонежский нередко изображается с приподнятой в благословении рукой, пальцы которой сложены в виде букв I и X, что означает имя Иисуса Христа. Этот жест на иконописных изображениях имеют святители и преподобные, которые в земной жизни имели священнический сан. Знак благословения говорит о том, что святые и после смерти продолжают благословлять каждого, кто обращается к ним с молитвенной просьбой.
В руках у Никона Радонежского часто изображается храм, который напоминает о том, что преподобный являлся строителем Троице-Сергиева монастыря.
Тропарь, глас 1:
Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 4:
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Молитва:
Преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель твою в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, вечную приносим ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.
Ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского
Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.
После преставления преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре , а затем с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+1407).
В году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326) и Алексий (+ 1378) с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в году в день преставления преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа).
Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного . Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто преподобному Сергию.
До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября года. Он был погребен близ раки преподобного Сергия.
При святителе Московском Ионе иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в году. В году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.
Молитвы
Тропарь Никону, игумену Радонежскому
Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси. Тем же и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления .
Тропарь Сергию и Никону, Радонежским
Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, Тройческим светом озаряете сердца верных,сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся,и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,вся бо демонския скверны отгнавше отсюду вашими чистыми учении и делы, добре упасосте стадо, собранное вами, но и ныне молим вас: посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице, Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога да спасет души наша .
Использованные материалы
- Страница месяцеслова Журнала Московской Патриархии :
- Страница календаря портала Православие.ру :